Моление о чаше

Содержание

икона Моление о Чаше

Необычная икона Господа Иисуса Христа

рекомендуем к прочтению

  1. Акафист Животворящему Кресту
  2. Акафист Иисусу Сладчайшему

Образ, также называемый «Гефсиманское моление», показывает Господа Иисуса Христа в момент последних размышлений перед арестом, страданиями, распятием и смертью. На иконе Он Сам молится Своему Небесному Отцу перед страшными муками, на которые должен идти ради спасения всего человечества, даже возможности спастись тем, кто будет убивать Его.

Икона показывает, что Христос, Всемогущий Господь Вседержитель, был не чужд человеческой слабости, чувству страха, боли. Перед этим образом, отражающим переломный момент в земной жизни Христа и в истории всего человечества, многие молятся в тоске и депрессии, при принятии судьбоносных решений, необходимости сделать важный выбор.

События и особенности сюжета

рекомендуем к прочтению

  1. Акафист Божией Матери Умягчению злых сердец
  2. Молебен о семье
  3. Молебен Петру и Февронии Муромским

«Моление о Чаше» — иллюстрация молитвы Господа Иисуса Христа в Гефсиманском саду неподалеку от Иерусалима, куда Он пришел помолиться в одиночестве перед страданиями. Это образ, чья композиция и сюжет широко распространены в западноевропейской живописи — очевидно, он происходит из иллюстраций к Библии. В православной же иконописи указание о написании иконы Иисуса, молящегося в Гефсимании, содержится лишь в иконописном подлиннике (сборник описаний сюжетов икон) авторства афонского монаха — «Ерминии» начала XVIII века.

Художники и иконописцы при создании «Моления о Чаше» обычно точно следуют евангельскому повествованию, отражая все детали, сообщенные евангелистами.

В композиции всегда акцентируется одиночество Господа Иисуса Христа — так, что зачастую другие действующие лица незаметны. Христос всегда стоит на коленях в центре образа, а на иконе в стиле «академической школы» (живописная манера, которая передает светотень и имеет фотографические черты) Он ярко освещен Небесным Светом от ангела с Чашей в руке, Сам Его Лик, поднятый к Небу, словно сияет, а остальная часть иконы тонет в темноте. Руки Христа воздеты в молитве или сцеплены на камне в молитвенном жесте.

По словам евангелистов, Христос молился трижды, до кровавого пота. В первой молитве Он просил Бога Отца о том, чтобы не пить Чашу страданий, говоря в то же время, чтобы совершилось так, как хотел того Бог. Христос выражал свой страх, тоску перед мучениями. Затем Он молился с полной покорностью воле Божией и пониманием, что Ему не миновать мучений. Евангелист Лука пишет, что в это время Бог Отец послал Ему Ангела, поддержавшего Христа. В третий раз Господь повторил слова Своего принятия воли Божией и обратился к ученикам, разбудив их и сказав, что приближается предатель, который отдаст Его в руки грешников. Он даже призвал учеников идти вместе с Ним, чтобы отдаться в стражникам Самому.

Ангел, несущий с Неба золотую Чашу, находится в верхнем углу образа, иногда обозначен только его силуэт. Согласно Священному Преданию, сам Архангел Гавриил благодатью Божией укреплял неслышимой беседой Христа в эту тяжелую ночь начала Его страданий за человечество. Чаша — символ этих страданий и смерти, необходимых для очищения прошлых и будущих грехов всего человечества, каждого, кто поверит в Бога, раскается в своих грехах и призовет Его в молитве.

На заднем плане видны фигуры солдат и Иуды, идущего, чтобы предать Христа в руки стражи за тридцать сребренников, отданных ему фарисеями. Именно они стремились погубить Христа из зависти за любовь народа к Нему.

Неподалеку от молящегося Господа лежат апостолы, которые спали «от печали», то есть утомившись переживаниями за судьбу Иисуса Христа, которого преследовали враги. Значение изображения апостолов в воплощении слов Христа: чтобы не впасть в грех, нужно молиться и духом бодрствовать, не спать, ведь дух бодр, а тело немощно. Так сон учеников, которые после ареста Христа разбежались, противопоставляется молитве Христа, в которой Бог Отец укрепил Его.

Евангельские строки, описывающие молитву Христа в Гефсиманском саду, вдохновляли на размышления многих творцов на протяжении веков. Необычна эта икона, необычно событие: Иисус Христос, Господь Вседержитель, Которого просят о помощи миллиарды людей, Сам испытывает человеческие чувства страха и тоски, Сам молится Своему Отцу. Сейчас по благодати Божией многие люди понимают весь смысл событий земной жизни Господа, поясненный Церковью. Но как сложно представить одиночество Христа, непонимание апостолов, равнодушие и злобу распинающих и истязающих его людей!

Значение иконы и богословский смысл евангельского события

Господь и Бог наш Иисус Христос соединил две природы в Себе. Первую — Божественную, которую Он имел от начала времен как Единородный Сын Бога-Отца — Слово Божие, Им же всё в мире и сотворено. Вторую природу — человеческую, которую Он обрел, родившись от Девы Марии и действия Святого Духа. Благодаря человеческой природе, Сам Бог смог жить, как обычный человек, со всеми физиологическими и эмоциональными потребностями, и воспринимать мир, как простые смертные. Своей жизнью, самим своим принятием воли Божией о Себе, Своей смертью Он доказал, что обычный человек со всеми слабостями его природы способен при помощи Божией победить искушения, струсить перед врагами ради других людей, сохранить верность Богу и сохранить в опасности себя как личность.

Образ не только отражает страшный и удивительный момент в земном пути Христа, но и учит нас, обычных людей, стойкости, умению понять и принять волю Божию, молитве.

Эта икона дает нам видеть и чувствовать состояние человеческой природы нашего Господа: боязнь, сомнения, просьбы к Богу об избавлении от мук, тоска одиночества и приближающиеся страшные страдания… Господь знает о приближении предателя со стражниками, но не выбирает иного места для молитвы, доверяя правильности Божиих решений. Трепет человеческой плоти и сильные эмоции, соединенные с крепкой верой, благородством, обращением к Богу Отцу — вот что выражают иконописцы в изображении Христа на иконе.

Христос воплотился на Земле ради возвращения человечества в потерянный по грехам рай. Он Один должен был восстановить Божественную справедливость, нарушенный грехом человека ход мироздания, отдав Себя, Единственного Безгрешного Богочеловека в жертву искупления грехов человечества. И перед главным событием Своей земной жизни — а она была очень трудна, Господь скитался по земле, терпел непонимание и насмешки людей, даже их неблагодарность в ответ на Его чудеса — Он ощущал только одиночество.

Ученики оставили Его, поддавшись усталости. Его Мать была слишком слаба, чтобы удержать, уговорить столь многих людей от зложелательства и жестокости. Божественная воля Его возложила на Него тяжесть грехов людских, а человеческая сущность Господа Иисуса, Его слабость так влияла на Него, что Он был готов отказаться в последний момент от Своего предназначения, от восстановления в раю триллионов людей скончавшихся и будущих поколений.

Как в своей жизни реализовать уроки образа

Каждый из нас не знает полностью замысла Бога о нашем пути. Не всегда мы делаем и верный выбор, и принимаем правильные решения на жизненном пути. Не знаем мы, отчего Господь задумал для нас именно такие трудности — а трудные жизненные уроки неизбежно встречаются на пути каждого человека.

Но чтобы быть истинным учеником Христа, идти по жизни праведно, чтобы достичь Царствия Небесного со Христом — нужно молиться Богу, просить Его просветить наше сердце в решениях и выборе. Нужно не испытывать бессильной злобы в обстоятельствах, на которые мы не можем повлиять, но верить и доверять Господу. Наша человеческая природа противится трудностям, болезням, несчастьям и самой смерти. Но все мы должны выпить Чашу своей жизни, дарованную нам Богом, подчиниться воле Бога о нас и довериться Ему даже в страданиях.

Чтобы вновь вспомнить о страданиях и трудном даже для Господа Иисуса выборе православные верующие люди молятся в трудных обстоятельствах, скорбях и при сложном выборе перед святым ликом. Господь обязательно пошлет молящимся свою поддержку и просветит советом, поданным в вашей душе. Люди, принявшие такую помощь, свидетельствуют, что в душе является словно понимание единственно верного решения или будто новая идея, которая и принимается ими.

О чем молятся перед иконой

Особую честь иконе «Моление о Чаше» воздают в Страстной (Чистый) Четверг перед Пасхой, на Страстной Седмице. В этот день, за сутки до Распятия Господа, и творилась Им молитва в Гефсиманском саду. Обычно в этот день образ выносится на середину храма.

Молитва перед этой иконой укрепляет веру любого человека, способствует духовному становлению. Искушения, соблазны, трудности появляются у каждого человека, даже у праведников и святых, но важно, как человек преодолевает их и какие уроки при этом извлекает.

Молитва Господу Иисусу Христу перед иконой «Моление о Чаше» помогает в самых трудных духовных ситуациях:

  • Когда нужно побороть отчаянье, депрессию, уныние;

  • В непонимании и тоске от одиночества;

  • В подражании Христу исполнением своего долга при любых трудностях, колебаниях и страхах, даже когда нет сил и остаются только сомнения — обращайтесь ко Господу за помощью, чтобы пройти свой жизненный путь;

  • В необходимости принять правильное решение;

  • Во время любого трудного жизненного выбора.

Молиться перед иконой «Моление о Чаше» можно несколькими молитвами.
Первая — известная всем молитва «Отче наш».
Вторая — сильная молитва словами Самого Иисуса Христа, обращенными Им к Богу Отцу во время Гефсиманского моления, направленными на человеческие нужды:

«Господь и Отец мой, если можно, пусть пройдет мимо меня Чаша этих страданий — но пусть будет не как я по слабости своей хочу, но как Ты хочешь. Отец мой, если не может эта Чаша миновать меня, чтобы мне не пить этих страданий, пусть будет воля Твоя на все».

Третья молитва перед ликом читается в скорбях, при приближающихся страданиях, а также «перед подвигом» — в ходе военных действий или в мирное время, когда нужно защитить других людей, проявить отвагу:

«Указанную Тебе Богом Отцом Чашу страданий за грехи человеческого рода готовившись выпить, Ты, о Господь Иисус Христос, Бог наш, в саду Гефсиманском трижды молился: «Если возможно, да минует Меня чаша это: впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет». Когда же призовет нас Господь совершить подвиг или трудные жизненные обстоятельства появятся на нашем пути, эта молитва будет на устах у нас, будем повторять ее, бодрствовать духом и петь всю жизнь нашу: Аллилуйя».

Да хранит Вас милостивый и знающий все немощи человеческие Господь наш Иисус Христос!

Суббота, Декабрь 15, 2018

Несносный характер, пьянство, привычка сорить деньгами и портить собственные картины. Михаилу Врубелю подошли бы слова, которые Эдгар Дега однажды сказал Джеймсу Уистлеру: «Вы — самый странный человек из всех, что я знаю. Хорошо еще, что вы — гений».

Хороший ученик, но никудышный учитель

Он искренне восхищался своим наставником в академии художеств — Павлом Чистяковым, его методами преподавания. Но научился у него только рисовать: когда Врубель пытался научить чему-то других (а он пытался, и нередко), становился беспомощным.

Художник Лев Ковальский (в те годы студент Киевской рисовальной школы), работавший с Врубелем на реставрации в Кирилловской церкви, вспоминал, как он подменял их обычного ментора:

«Я уже понимал кое-что и хотел порисовать под руководством Врубеля, который уже был в то время провозглашен между нами удивительным рисовальщиком, но быстро убедился, что дело у нас не пойдет. Разочарование было полное. Врубель требовал форму прежде всего. Но, кроме того, хотел, чтобы все эту форму так понимали, как он. Ему и в голову не приходило, что кто-либо может иначе делать или понимать данный предмет. Он не довольствовался голословным замечанием, как это делают французские профессора, нет!

Он брал кисть и просто переписывал часть этюда. Хотя этюд после этой корректы терял всякое значение, а переписывать не имело смысла, потому что завтра придет Врубель и, не заметив непокорности ученика, вновь переделает по-своему».

Шрамы от неразделенной любви

Врубель отнюдь не поэтический образ: страдая от безответного чувства к жене археолога Адриана Прахова — Эмили — он резал себя ножом.

Однажды Врубель пошел купаться со своим приятелем Константином Коровиным, и тот, заметив у него на груди множество больших белых шрамов, спросил, откуда они. «Не знаю, поймете ли вы, — ответил Врубель. — Я любил женщину, она меня — нет. Вернее, даже любила, но многое мешало её пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».

«Человеком слова» с натяжкой

Однажды Врубель должен был ехать в Италию — изучать византийское искусство в компании своего коллеги — молодого художника Самуила Гайдука. Ехали раздельно: Гайдук прибыл в Венецию в назначенное время, а Врубель, встретивший какого-то старого друга при пересадке с поезда на поезд, «немного загулял» в Вене и опоздал на два дня.

В другой раз Врубель сообщил киевским коллегам по реставрации в Кирилловской церкви, что умер его отец и ему срочно нужно в Харьков. Приятели собрали ему денег на дорогу. На следующий день в Киев приехал отец Врубеля (прекрасно сохранившийся для покойника), и товарищам пришлось врать, что Михаил срочно уехал к своей новой пассии — певичке из кафешантана.

Натурщица в обстановке Ренессанса. 1883

Михаил Врубель говорил на восьми языках

Никогда не упускал случая попрактиковаться, если встречал иностранца: всегда останавливался поболтать по-английски с метрдотелем московского ресторана «Эрмитаж», целыми днями говорил на французском со старым гувернером на даче Саввы Мамонтова в Абрамцеве.

«Вы думаете, о чем они говорят? — делился Мамонтов с гостями. — О лошадях, о парижских модах, о том, как повязывается теперь галстук и какие лучше марки шампанского. А странный этот артист Врубель, а какой он элегантный и как беспокоится о том, как он одет».

Врубель Михаил Александрович (1856-1910)

Михаил Врубель совершенно не умел обращаться с деньгами.

Константин Коровин писал в мемуарах:

«Как-то летом у Врубеля, который жил со мною в мастерской на Долгоруковской улице, не было денег. Он взял у меня 25 рублей и уехал. Приехав вскоре обратно, он взял большой таз и ведро воды, и в воду вылил из пузырька духи, из красивого флакончика от Коти. Разделся и встал в таз, поливая себя из ведра. Потом затопил железную печь в мастерской и положил туда четыре яйца и ел их с хлебом печеные. За флакон духов он заплатил 20 рублей…

Раз он продал дивный рисунок из „Каменного гостя“ — Дон Жуан за 3 рубля. Так просто кому-то. И купил себе белые лайковые перчатки. Надев их раз, бросил, сказав: „Как вульгарно“.

Врубель мог жить месяц на 3 рубля, ел один хлеб с водой, но никогда ни у кого, кроме меня, не брал взаймы. Врубель много рисовал, делал акварели-фантазии, портреты и бросал их там, где рисовал. Я никогда не видал более бескорыстного человека.

Когда он за панно, написанные Морозову (речь о триптихе „Фауст“ и панно „Полёт Фауста и Мефистофеля“, которые были созданы, чтоб украшать готический кабинет предпринимателя и коллекционера Алексея Викуловича Морозова — ред.), получил 5000 рублей, то он дал обед в гостинице „Париж“, где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришел поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актеры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завернутое в салфетку шампанское и наливал всем.

— Как я счастлив, — сказал он мне. — Я испытываю чувство богатого человека. Посмотри, как хорошо все настроены и как рады».

Все пять тысяч ушли, и еще не хватило. И Врубель работал усиленно два месяца, чтобы покрыть долг.

Царевна-Лебедь. 1900

Врубель часто переделывал свои картины, портя их.

Однажды известный коллекционер живописи Иван Терещенко (знавший про эту особенность Врубеля) взял с него слово, что тот не прикоснется к законченной картине «Моление о чаше». Врубель дал слово, и Терещенко заплатил ему вперед. Дальнейшие события описывал в воспоминаниях художник Михаил Нестеров:

«В это время в киевском цирке появилась некая Анна Гаппе — наездница, проделывающая очень сложные номера, перепрыгивая под музыку через ряд обручей, что по ее пути держали „рыжие“. Наш Михаил Александрович успел увидеть, познакомиться, плениться и пленить (ведь он в тот час был „богачом“, продав свое „Моление о чаше“ Терещенко) очаровательную, единственную, ни с кем не сравненную наездницу. И как-то после представления, после всех удивительных номеров, что проделывала в этот вечер Анна Гаппе, после ужина, Михаил Александрович очутился у себя в меблирашках, объятый непреодолимым желанием написать Анну Гаппе. На несчастье, не оказалось холста,

но тут Михаил Александрович увидел свое изумительное „Моление о чаше“ — и тотчас же у него сверкнула „счастливая“ мысль: на этом холсте, не откладывая ни минуты, под свежим впечатлением написать, хотя бы эскизно, тот момент, когда очаровательная Анна Гаппе появляется на арене цирка, стоя на коне, и под звуки музыки и директорского хлыста начинает свои полеты через ряд обручей.

Михаил Александрович с утра до вечера проработал над Анной Гаппе, и, лишь когда совсем стемнело, на холсте от „Моления о чаше“ остался лишь небольшой незаписанный угол».

Похожий случай произошел в Москве. Проснувшись в своем номере в гостинице «Париж» после грандиозной гулянки по случаю получения гонорара, Врубель обнаружил, что спустил все полученное. Снова есть вдохновение, но нет холста. Далее вспоминает Константин Коровин:

«Наутро у него ничего не осталось — не было ни гроша, и он писал с какой-то дамы, с которой познакомился накануне, портрет ее с игральными картами, причем он написал ее на портрете одного купца, который долго ему позировал. Тот, когда пришел и увидел свое превращение, очень обиделся, ругался и хотел судиться. Михаил Александрович объяснил мне, что он очень рад, что переписал его, так как ему было противно смотреть на эту рожу у себя в доме».

Врубель М.А. Пан. 1899

О любви к русской деревне

Художник Коровин как-то спросил у Врубеля:

— Миша, ты любишь русскую деревню?

— Деревню люблю — там природа красивая, — отвечал Врубель. — Но без людей.

— Чем же тебе крестьяне-то не угодили? — удивился Коровин.

— А зачем они все время ругаются? Ты представляешь, глаза радуются: кругом лес, поле, речка — красота! А ушам одно горе: только и слышат, что «твою мать» да «твою мать»!

«…Вы испачкались»

Врубель участвовал в росписи Владимирского собора в Киеве. Как-то он случайно капнул себе на нос зеленой краской.

— Вы испачкались, — сказали ему.

— Ах, это! — сказал Врубель, поглядев в зеркало, и вместо того, чтобы вытереть с носа зеленую краску, добавил еще и красной и в таком виде отправился в гости к друзьям. Там ему тоже сказали:

— Михаил Александрович, вы испачкались!

— Не понимаю я этого! — обиженно заметил Врубель. — Вот ведь женщины красятся, а никто им ничего не говорит, напротив, всем нравится. А стоит нам, мужчинам, хоть чуть-чуть украсить себя, как окружающие просто проходу не дают. Неужели никто так и не заметил, как мне идет зеленый с красным!

Андрей Зимоглядов

Рекомендуем также:

ШЕДЕВРЫ ВРУБЕЛЯ

ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ. ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Журнал о России «MOIARUSSIA» – это познавательный, общеобразовательный ресурс, вне политики и скандальных новостей. Мы любим Россию и нам всегда есть, что рассказать!Свяжитесь с нами:: velrussia1@gmail.com

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

ПОПУЛЯРНЫЕ РУБРИКИ

  • Познавательно456
  • Лица365
  • История357
  • Мнения303
  • Факты254
  • Места206
  • Жизнь201
  • Видео157
  • Города149

Христос в Гефсиманском саду (картина Куинджи)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Архип Куинджи
Христос в Гефсиманском саду. 1901
Холст, масло. 107,5 × 143,5 см
Воронцовский дворец-музей, Алупка

Существуют другие картины с таким названием, см. Христос в Гефсиманском саду

«Христос в Гефсиманском саду» — картина русского художника Архипа Куинджи (1841/1842—1910), написанная в 1901 году. Она является частью собрания Воронцовского дворца-музея в Алупке и выставляется в Шуваловском корпусе дворца. Размер картины — 107,5 × 143,5 см.

История и описание

Почти двадцать лет никому не показывал Куинджи своих новых картин. Наконец, осенью 1901 года он решил показать четыре картины своим ученикам, а затем, 4 ноября, и избранной группе зрителей, среди которых были профессора Академии художеств, а также Дмитрий Менделеев с женой. Среди этих картин было полотно «Христос в Гефсиманском саду», которое произвело большое впечаление на посетителей. Один из них, писатель Иероним Ясинский, написал об этом событии восторженную статью под названием «Магический сеанс у А. И. Куинджи», в которой было такое описание:

Опять собрался в складки чёрный коленкор — и мы увидели тёмный густолиственный кедровый и масленичный сад на горе Елеонской с ярко-тёмно-голубой прогалиной посредине, по которой, облитый тёмным лунным светом, шествовал Спаситель мира. Это — не лунный эффект, это — лунный свет по всей своей несказанной силе, золотисто-серебряный, мягкий, сливающийся с зеленью деревьев и травы, и пронизывающий собою белые ткани одежды. Какое-то ослепительное, непостижимое видение…

«Христос в Гефсиманском саду» — одна из немногих тематических картин в творчестве пейзажиста Куинджи. Судя по всему, главной целью художника была не новая интерпретация евангельского сюжета, а возможность использовать эффект лунного освещения для передачи напряжения и драматизма ситуации. В центре полотна изображён освещённый лунным светом Христос в белой одежде, а весь окружающий его Гефсиманский сад покрыт непроглядной тьмой, в которой прячутся противопоставляемые Христу злодеи. В целом цветовая гамма картины перекликается с эффектами освещения в «Лунной ночи на Днепре», но не повторяет её, а помогает произвести эмоциональное воздействие на зрителя.

Отзывы

Искусствовед Владимир Петров писал в своей статье, посвящённой 150-летию со дня рождения Архипа Куинджи:

А в самом начале XX века Куинджи создал и картину, наиболее концентрированно воплотившую его представления о нравственном идеале — «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Алупкинский дворец-музей). Сюжет, не раз привлекавший его товарищей-передвижников (В. Г. Перова, Н. Н. Ге, В. Д. Поленова и др.), Куинджи интерпретировал соответственно своему переживанию космического смысла бытия — фигура освещённого лунным сиянием Христа действительно являет в его картине «свет от света» и запечатлена в резком контрасте с окружающей тьмой, с которой сливаются подступающие к Христу носители зла. Величие и в то же время одинокая обречённость образа «Показавшего Свет» переданы Куинджи с глубокой, выстраданной выразительностью — живописец, веривший в свет и любовь, считал судьбу христианского учения драматичной, ибо, по мнению художника, «люди переделали его на свой лад, применительно к своим удобствам».

См. также

  • Список картин Архипа Ивановича Куинджи

Примечания

  1. ↑ Архип Иванович Куинджи. Галерея картин художника — Христос в Гефсиманском саду. 1901 (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 20 ноября 2014.
  2. ↑ 1 2 Галина Пинхасова. Этюд об одной картине «Христос в Гефсиманском саду» А.И.Куинджи (HTML). worontsovpalace.org (2 сентября 2013). Проверено 20 ноября 2014.
  3. ↑ 1 2 3 Виталий Манин. Куинджи. — Москва: Изобразительное искусство, 1976. — 207 с.
  4. ↑ М. П. Неведомский. Архип Иванович Куинджи. Биография-характеристика. Посмертие (часть 2) (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 20 ноября 2014.
  5. ↑ Виталий Манин. О творчестве Архипа Ивановича Куинджи (часть 12) (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 20 ноября 2014.
  6. ↑ Владимир Петров. Статья к 150-летию Куинджи (часть 5) (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 20 ноября 2012.

Ссылки

  • Осенняя распутица (1872)
  • На острове Валааме (1873)
  • Ладожское озеро (1873)
  • Забытая деревня (1874)
  • Чумацкий тракт в Мариуполе (1875)
  • Украинская ночь (1876)
  • Закат с деревьями (1876—1890)
  • Вечер на Украине (1878)
  • Север (1879)
  • После дождя (1879)
  • Берёзовая роща (1879)
  • Лунная ночь на Днепре (1880)
  • Днепр утром (1881)
  • Дарьяльское ущелье (1890—1895)
  • Радуга (1900—1905)
  • Христос в Гефсиманском саду (1901)
  • Красный закат (1905—1908)
  • Ночное (1905—1908)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *