Молитва георгию исповеднику

Последние новости

  • Темы:
  • пролайф,
  • экономика,
  • Украина,
  • исламисты,

«Пост – это укрепление духовных сил и путь к ответу на нужду» — протестантский служитель о силе поста

До празднования Рождества Христова по григорианскому календарю осталось меньше недели, по юлианскому – немногим более двух недель. Православные и католики усердно духовно готовятся посредством поста к одному из главных христианских событий года. А что делают евангельские верующие? Есть ли у них рождественский пост? На эти и многие другие вопросы ответил заместитель епископа Объединенной Церкви Христиан Веры Евангельской Беларуси, доктор философии и богословия, ректор Теологического института ХВЕ Сергей Поднюк:

“Посты у протестантов существуют, но они не определяются конкретными периодами времени, привязанными к датам христианских праздников. Верующие постятся, когда в этом есть личная необходимость, а также ради общей цели или нужды поместной общины или всего братства.

«Пост, как правило, осуществляется ради конкретной нужды или просьбы перед Богом»

Поводом для поста и особой молитвы может послужить болезнь самих верующих или их близких, трудные жизненные обстоятельства, принятие ответственных решений и т.д. Следовательно, пост связан, в первую очередь, с конкретной нуждой. Время и срок поста определяется значимостью нужды.

Традиции сорокадневного Рождественского поста, который практикуется у православных, и четырехнедельного поста католиков у протестантов как таковой нет. Если евангельские христиане и берут пост перед Рождеством, то это не является строго обязательным для всех условием подготовки к празднованию. Как правило, в таком случае верующие хотят посредством поста приблизиться к Богу, иметь более близкое общение с Ним. Время поста – это время духовной подготовкой и получения сил от Бога. Конечно, время накануне такого великого христианского праздника, как Рождество Христово, — это хорошее время, чтобы пребыть в посте, но он может быть и в любое другое время, когда человек чувствует необходимость в Божьем ответе и укреплении духовных сил.

«В протестантизме существует несколько видов поста, принципы проведения которых были взяты из Священного Писания»

Во время абсолютного поста человек воздерживается полностью от воды и пищи. Этот пост длится, как правило, не более одного-двух дней. Многодневный пост подразумевает отказ от пищи, но употребляется вода. Длительность – от двух до семи дней. Такой пост брал израильский царь Давид на семь дней после того, как пророк Нафан обличил его в грехе. Существует и так называемый Даниилов пост, когда в пищу употребляется только определенный вид самой простой постной пищи и вода (пророк Даниил и три его друга употребляли только овощи и воду на протяжении десяти дней).

Пост неразрывно связан с молитвой. Из Библии мы знаем, что молитва во время поста наиболее действенна. Поэтому самым главным является не просто полный или частичный отказ от пищи, а время, проведенное в молитве Богу. Верующие не только отказываются от еды, но и от праздного времяпровождения и различного вида удовольствий ради приближения к Богу.

«Во время правильного поста христиане получают помощь и силу от Господа»

Как правило, пост у протестантов – это личная инициатива верующего. Но если он намерился взять многодневный пост, то настоятельно рекомендуется получить благословение на это от своего пастора.

Евангельские христиане не ограничиваются только постом ради собственных нужд перед Богом. Несколько раз в год вся Церковь берет пост за определенные нужды. Например, в начале каждого года все верующие пребывают в посте с просьбой о благословении наступившего года, прося о Божьей помощи и милости, о силе противостоять греху, о мире для страны. В таком случае священнослужители заранее призывают всех прихожан принять участие в таком посте”.

Подготовила Эльвира Горошко

Дорогие читатели! Krynica.info является волонтерским проектом. Наши журналисты не получают зарплат. Вместе с тем работа сайта требует разных затрат: оплата домену, хостинга, телефонных звонков и прочего. Поэтому будем рады, если Вы найдете возможность пожертвовать средства на деятельность христианского информационного портала. Перечислить средства можно на телефонный номер Velcom: +375 29 6011791. По интересующим вопросам обращайтесь на krynica.editor@gmail.com 20.12.2016 Комментарии и аналитика| Теги: Поднюк, пост, пятидесятники, Рождество

  • Константинопольский экзарх назвал условия получения автокефалии Беларусью 11.01.2019 20:46
  • В Минске готовится «живая» встреча молодежи с митрополитом Кондрусевичем 11.01.2019 20:34
  • Икону из Будслава повезут в Панаму 11.01.2019 18:53
  • Прихожане лишенного сана за «блуд» священника из Бегомля готовы закрыть храм до его оправдания 11.01.2019 17:57
  • В Могилеве адвентисты презентовали новый миссионерский проект «Улей» 11.01.2019 16:39

Блоги

  • Кастусь Шиталь

    Более половины белорусов против абортов

    03.11.2018

    Американский Pew Research Center опубликовал результаты исследования, проведенного в 34 странах Европы, в том числе в Беларуси. Для меня…

  • Кастусь Шиталь

    Политика подлежит моральной оценке Церкви

    29.10.2018

    В одном храме священник сказал, что католики не должны участвовать в праздновании большевистских праздников, таких как 100-летие…

  • Вячеслав Борок

    Белорусский хэллоуин, или 100-летие ВЛКСМ

    29.10.2018

    Это страшно, когда после пережитого красного террора, который длился более семидесяти лет и оставил след кровавого и трагического…

  • Антон Чивчалов

    Библия для всех и ни для кого

    07.10.2018

    Вы любите парадоксы? Я расскажу вам один. В эти дни в Минске проходит выставка «Беларусь и Библия», на которой демонстрируются древние…

  • Кастусь Шиталь

    Если кто вдруг не в курсе

    06.10.2018

    Если кто вдруг не в курсе. Избивать жену и детей по современным белорусским законам нельзя. И в административном, и в уголовном…

  • Ярослав Романчук

    Выпей чернила, выкури Kent – гумуса ты настоящий фермент

    03.10.2018

    А. Лукашенко и правительство могут сколь угодно долго говорить про социальную ориентацию, поддержку здорового образа жизни и равные…

Преподобноисповедник Георгий Лавров

Преподобноисповедник архимандрит Георгий (Лавров).
Дни памяти:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских
В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых
21.06/04.07 – день блаженной кончины (1932 г.)
28.09/11.10 – обретение мощей (2000 г.)
Преподобноисповедник Георгий (Лавров Герасим Дмитриевич) родился 28 февраля 1868 года в деревне Касимовка Ламской волости Елецкого уезда Орловской губернии в благочестивой состоятельной торговой семье. Когда в 12 лет он с родителями приехал на Богомолье в Оптину пустынь и подошел под благословение к преподобному Амвросию, тот обнял его за голову, благословил и сказал, что ему следует оставаться. Так в 12 лет Герасим стал послушником монастыря.
До 1914 года, более тридцати лет, подвизался в Оптиной пустыни. Напутствие поступать в Оптину он получил еще в детстве у раки преподобного Сергия: мальчик молился, чтобы Преподобный даровал ему счастье в жизни, и в ответ услышал в душе слова: «Иди в Оптину».
23 июня 1899 года он был пострижен в монашество с наречением имени Георгий (в честь святого великомученика Георгия).
24 октября 1902 года рукоположен во иеродиакона.
В монастыре исполнял в основном хозяйственные послушания. Внешние труды сочетались с духовным деланием, при всецелом, нерассуждающем послушании старцам.
2 января 1914 года иеродиакон Георгий переведен в Мещовский Георгиевский монастырь, что в Калужской губернии, и Указом Святейшего Синода от 31 октября 1915 года назначен на должность настоятеля с рукоположением в сан иеромонаха.
В 1918 году монастырь был закрыт, монастырские святыни поруганы безбожниками. Настоятеля при этом лживо обвинили в хранении пулеметов и, подвергнув аресту 9 декабря, учинили показательное судилище, на котором выступали разные лжесвидетели, среди которых даже нашелся еврей по имени Иуда. Несмотря на нелепость обвинения, 4 июня отец Георгий был приговорен к расстрелу и заключен в камеру смертников, из которой каждую ночь забирали на казнь по пять-шесть человек. В камере стоял такой холод, что замерзала вода. Узники терпели голод и вшей. Однажды днем к нему подошел тюремный сторож и сказал: «Батюшка, готовьтесь, сегодня я получил на всех вас список. Ночью уведут». Это означало расстрел.
В ночь перед расстрелом, во время молитвы, ему было видение о том, что он и шесть его соузников, также приговоренных к смерти, останутся живы. В каменной стене коридора он вдруг увидел образовавшуюся брешь. Через нее – опушку леса, а над ней, в воздухе, свою покойную мать. Она кивнула головой и сказала: «Сынок, вас не расстреляют, а через десять лет мы с тобой увидимся». Видение окончилось, и отец Георгий вновь очутился возле глухой стены, но в душе была Пасха!
Так по милости Божией и случилось. Для исполнения приговора смертников посадили в вагон. На станции Тихонова Пустынь, куда прибыл этот вагон, он должен был быть перецеплен к поезду, шедшему из Москвы в Калугу. Волею Божией поезд из Москвы пришел вовремя, а поезд, шедший с вагоном заключенных, опоздал. Конвой, не имея распоряжений, прицепил вагон к поезду, шедшему на Москву, и там заключенных препроводили в Таганскую тюрьму. Пока шло выяснение обстоятельств, была объявлена амнистия. По амнистии ВЦИК от 5 ноября 1919 года расстрел был заменен пятью годами заключения.
До 1922 года отец Георгий содержался в Таганской тюрьме в Москве.
В тюрьме был санитаром, благодаря чему имел доступ к самым разным людям, в том числе и в камеры смертников. Как милосердный самарянин, обмывал он гнойные язвы заключенным, стараясь всех утешить и ободрить, исповедуя и причащая желающих.
В Таганской тюрьме отец Георгий близко сошелся душевно с Михаилом Александровичем Жижиленко, духовным сыном священника Валентина Свенцицкого, человеком родственных ему взглядов. М.А. Жижиленко, тюремный врач-терапевт, позже, в феврале 1928 года, принял тайный постриг с именем Максим и тайно же митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Димитрием (Любимовым) в Ленинграде был поставлен во епископа Серпуховского.
В тюрьме получил отец Георгий благословение на старчество от священномученика митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова). Был взят из тюрьмы «на поруки» владыкой Феодором (Поздеевским), с которым до того вместе находился там в заключении, и принят им в число насельников Свято-Даниилова монастыря.
В 1922 году иеромонах Георгий был освобожден и был назначен на должность братского духовника Даниилова монастыря. Послушанием его было также принимать исповеди прихожан.
В детстве он не раз бывал в Данилове. Рассказывал, как однажды горько плакал здесь без всякой видимой причины. Вспоминал и о том, как прыгал по ступенькам одного из даниловских храмов, не ведая, что когда-то будет старцем и братским духовником древней обители.
Архиепископ Феодор с любовью принял отца Георгия в монастырь, хотя батюшка не принадлежал к числу ученой братии, которая собиралась вокруг настоятеля. Поселив батюшку вначале в братском корпусе, владыка Феодор вскоре предоставил ему келию в нижнем этаже древнего храма в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Напротив келии находился небольшой домовый храм святых праведных Захарии и Елизаветы. В этой крошечной церкви отец Георгий, возведенный в сан архимандрита, в будние дни принимал приходящих на исповедь и на совет. В благодатной тишине храма умягчались сердца людей, и всякая душа располагалась довериться мудрому старцу. В праздники архимандрит Георгий исповедовал в Троицком соборе в левом приделе, за ракой с мощами святого благоверного князя Даниила, к тому времени уже перенесенной из храма Святых Отцов.
Москвичи любили даниловского батюшку, почитали за дар утешения и прозорливость. Среди его духовных детей были как образованные люди, видные ученые, так и простой народ; всегда окружала старца молодежь. Ко всем отец Георгий относился по-доброму, и мягкая улыбка, шутливое, веселое слово, которыми была пересыпана его речь, ласковые обращения – «золотце», «золотой мой», «деточка» – обнаруживали в нем избыток любви.
Келию архимандрита Георгия посещали и архиереи, жившие в то время в Данилове. Одного из них, будущего священномученика Фаддея (Успенского), он называл «всеблаженным архиереем».
Многие духовные дети старца испытали гонения за верность Христу, стали мучениками и исповедниками. Среди них священномученики митрополит Серафим (Чичагов), протоиерей Владимир Амбарцумов, иеромонах Павел (Троицкий) и другие.
Старец Георгий обладал необыкновенным даром любви, доброты, милосердия, помогал людям советом, делом, молитвой. Имеются многие свидетельства его чудесной молитвенной помощи нуждающимся.
Особенно добр и ласков бывал отец Георгий с детьми. «Все ко мне идут, несут свои скорби, а вы у меня как пташечки, легкие, все у вас хорошо, и я отдыхаю с вами», – бывало, говорил он. Он подолгу беседовал с ними, участливо и серьезно интересовался их проблемами: отношениями с домашними, школьными делами, играми, а с девочками мог обсудить и фасон будущего платья. В карманах его рясы всегда имелись конфеты, пряники, другие сладости, которыми можно было одарить малышей. И малыши любили его. Не забывали они щедрых даров тепла и любви отца Георгия до конца своих дней.
До 19 мая 1928 года он подвизался в Московском Даниловском монастыре.
Его простота, вмещавшая в себя и мудрость, и крепкую волю, а главное – удивительную мягкость, терпимость, широту воззрений и безграничную любовь, привлекала к нему многих духовных чад, особенно среди людей высокообразованных и подростков. Во время возникших разногласий из-за политики митрополита Сергия он боялся новых разделений в Церкви, и без того бедствующей.
19 мая 1928 года был арестован и обвинен при аресте в том, что «играл роль «старца» в черносотенном монастыре, вел антисоветскую пропаганду среди обслуживаемого контингента».
15 июня 1928 года приговорен к трем годам ссылки.
Ссылку отбывал с 1928-го по 1932 год в поселке Кара-Тюбе Уральской области в Казахстане.
В доме ссыльного батюшки не прекращалась молитва. Домовый храм устроили в главной комнате, где жил отец Георгий. Престол был изготовлен им самим из посылочных ящиков; в антиминсе находились частицы святых мощей равноапостольных Константина и Елены.
Там, в ссылке, у него открылся рак гортани. Каждый прием пищи с этого времени становился невыносимо мучительным.
Незадолго до назначенного срока освобождения архимандрит Георгий послал в Москву, митрополиту Сергию, телеграмму: «Благий архипастырь, отец. Я заболел серьезно горлом. Пищи принимать никакой нельзя, чайную ложку глотаю трудом. Лежать, спать минуты не могу, задыхаюсь. Дальнейшее пребывание таком положении – голодная смерть. Я вновь прошу Вашего ходатайства разрешение приехать. Срок мой кончится 19 мая 1931». Ответа не последовало. Возможно, та телеграмма просто не дошла до адресата. Возможно.
Власти затягивали освобождение, долго не присылали необходимых бумаг и после истечения срока заключения. Вместо освобождения в мае 1931 года отец Георгий был вынужден остаться в степной ссылке еще на одну тяжелую зиму – вплоть до следующей весны. Спустя год он наконец был освобожден без права проживания в Москве и еще двенадцати городах с прикреплением к определенному месту в течение трех лет.
Из доступных городов отец Георгий выбрал Нижний Новгород, сказав при этом, вспоминая Минина и Пожарского: «Спасение из Нижнего».
И вскоре, 4 июля 1932 года умер в Нижнем Новгороде.
В тот день отец Георгий долго разговаривал со своим духовным сыном архимандритом Сергием (Воскресенским), впоследствии митрополитом Виленским. Отец Сергий пришел со Святыми Дарами. Старец принял Святые Дары и, с Чашей в руках, преставился ко Богу.
Он был отпет архимандритом Сергием в сослужении с многочисленным духовенством.
Был захоронен на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде, недалеко от алтаря кладбищенского старообрядческого храма.
Известны многие посмертные свидетельства того, что старец стяжал дерзновение пред Богом. Во исполнение своего обещания, он не оставлял и не оставляет ныне благодатной помощью всех, кто в молитве с верой к нему обращается.
Преподобноисповедник архимандрит Георгий (Лавров) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года.
11 октября 2000 года были обретены его честные мощи. Ныне они пребывают в Покровском храме Московского Свято-Даниилова монастыря.
Литература:
1. У Бога все живы: Воспоминания о Даниловском старце архимандрите Георгии (Лаврове). М.: Даниловский благовестник, 1996.
2. Зеленская Г. Несокрушимые духом. Судьбы насельников московского Данилова монастыря// Памятники Отечества: Альманах. 1992. № 2-3.
3. Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.
4. http://www.msdm.ru
5. http://pstbi.ru
6. http://fond.centro.ru
© Copyright: Вячеслав Иванович Марченко, 2018
Свидетельство о публикации №218052101291 Рецензии Авторы Произведения Рецензии Поиск Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Даниловский монастырь: о Гарварде, Интернете и жизни час за часом (+ фото + видео)

Архимандрит Алексий (Поликарпов) , Анна Данилова | 17 марта 2012 г.

Портал «Православие и мир» подготовил статью о Даниловском монастыре, и взял интервью у архимандрита Алексия (Поликарпова). Приятного чтения!

Даниловский монастырь

В 12 веке младший сын Александра Невского князь Даниил построил монастырь и посвятил его своему святому – Даниилу Столпнику. Перед смертью князь принял монашество и был здесь похоронен, а теперь для москвичей это – его дом. Князь Даниил стал настоящим городским святым – его помощи люди просят во всех мегаполисных бедах – поиске работы, трудностям с квартирами.

История Даниловского монастыря – то взлет, то запустение. После смерти князя Даниила – запустение, пока не приснился князь Иоанну III – почему забыл обитель? Потом расцвет и снова запустение.

Жизнь монастыря глазами отца наместника – какая она?

Приехав минута в минуту, ждем у корпуса архимандрита Алексия (Поликарпова), он опаздывает минут на пять (судя по деловому портфельчику в руках – со встречи) и с задором спрашивает: «Ага, вы тоже опоздали?!». Отправляет помощника выбрать подходящую комнату для съемки – первая и вторая темноваты, в третьей лежит толстый фотоальбом об обители, четвертая нам как раз подходит – самая светлая, обстановка везде очень простая и совсем не новая, но почему-то видно, что это покои наместника.

– Отец Алексий, вы помните, как в вашей жизни впервые возник Даниловский монастырь?

Впервые я услышал, что Даниловский монастырь открывается, в 1983 году. Это было событие величайшее. Обитель князя Даниила, им основанная – первый общежительный монастырь в Москве конца XIII века.

Монастырь возвращали в руинированном виде. Как говорил покойный Патриарх Алексий II, здесь было разрушено все, что можно было разрушить.

Даниловский монастырь. Между 1983 и 1985

После закрытия монастыря в 1930 году здесь был центр временной изоляции детей репрессированных.

Был специальный приказ — разлучать братьев и сестер и знакомых между собой детей. В Даниловском монастыре известно место у стены, где были найдены останки множества детей. В детприемнике дети болели, умирали, и их там стали хоронить. На этом месте построена часовня.

Центр беспризорников переместился на Алтуфьевское шоссе, старые сотрудники этого центра при встречах вспоминали, что в монастыре им было хорошо. Мы и сейчас с ними продолжаем общение – в спецприёмнике открыт храм во имя святой и праведной Елизаветы Федоровны. Молодые люди приходят в церковь, могут исповедаться и причаститься.

В 1987 году я по послушанию был здесь несколько месяцев, потом вновь вернулся в Троице-Сергиеву Лавру, и в 1992 году по благословению Патриарха Алексия назначен наместником Даниловского монастыря.

С сентября 1983 года имя князя Даниила звучит по всей Москве: Патриарх Пимен благословил петь тропарь князю Даниилу в конце служб и поминать его на отпу́стах. Через три года митрополит Феодосий, предстоятель американской Православной церкви, возвращает мощи князя Даниила. Еще в 1947 году Патриарх Алексий I просил вернуть Патриархии мощи.

Имя князя Даниила было известно многим: в восстановлении монастыря участвовала вся страна. Понимаете, это же была первая ласточка: до этого закрывали и теснили, а тут вдруг открыли старое, поруганное, древнее, святое.

Первая братия Даниловского монастыря.

Люди приносили последнее. Владыка Евлогий Владимирский – первый наместник монастыря – вспоминает, как к нему пришла нищая старушка и принесла мешочек мелочи: «Батюшка, возьмите. Собирала у метро, около магазинов, просила у знакомых – везде просила. Для восстановления обители вам принесла!»

И работали тоже – и стар, и млад – старушки переносили кирпичики, землю копали, сажали цветочки. Знаете – идет стройка, вокруг разруха, и вдруг – клумбочка.

– А кто были те люди, которые стали первыми монахами в монастыре?

– Первые братья были монахами из Троице-Сергиевой лавры, потом стали приходить семинаристы и люди из мира.

– А сегодня кто приходит?

– Приходят люди разные – и выпускники Московских духовных школ, и молодые – не имевшие семьи, и постарше, которые имели семьи в свое время. Приходят штурманы, архитекторы, художники, научные работники – все они здесь в монастыре объединены любовью к Богу.

– Принимаете в монастырь семейных?

– Только если они разрешили все семейные дела, если нет долгов внешних и долгов моральных, если они детей воспитали и устроили в жизни. А еще бывает, когда муж и жена по старому обычаю одновременно принимают монашество. У них есть и дети взрослые, теперь уже и внуки, и бабушка, шутя гладя внучку по голове, говорит – это будущая монахиня! Посмотрим, как сбудутся её слова!

– Говорят, что в монастырь уходят, когда…

– В монастырь не уходят, а приходят. Несколько лет человек должен быть послушником – понять: его ли это призвание, для него ли этот монастырь.

Послушник – происходит от слова послушание. А на сербском языке послушник – я недавно узнал – искушенец, искушеница. Нам знакомо это слово – искушение, испытание. Человек на испытании, он испытывает себя. И его испытывают, к нему присматриваются – сможет ли он жить здесь, здесь образ жизни довольно замкнутый, ограниченный пространством.

Мир, как говорят святые отцы – это совокупность страстей, то, что мешает человеку спасаться. Можно жить в мире свято, бороться с грехом, исполнять евангельские заповеди, но человек может решить, что ему удобнее исполнять Евангелие в обители. Монашеские обеты основаны на Евангелии – ничего нового в них нет – любить Бога и любить ближнего своего. Господь всем сказал – «будьте совершенны, так же как Отец ваш Небесный совершенный есть». Это надо в жизни своей исполнить.

Человеку свойственно иметь недостатки. У святых отцов есть выражение – «свет для монахов – это ангелы, а свет для мирян – монахи». Мы призваны к высокому, как получается – уже другое дело, но мы сокрушаемся, каемся, стараемся исправиться и надеемся на спасение.

– К вашему приходу в Даниловский уже многие работы по восстановлению были проведены…

– Да. Но мы и продолжаем работу. Расписали храм Святых Отец семи вселенских соборов. Он был построен по распоряжению Ивана Грозного: по его мысли, в разных уголках Москвы должны были быть храмы во имя святых отцов – первого, второго, седьмого соборов.

– Сохранились другие храмы?

– Нет, только в Даниловском. Других храмов до нас не дошло.

– Самое яркое событие последних лет можете вспомнить?

– Конечно, возвращение колоколов из Гарварда.

За время небытия монастыря колокольня очень пострадала, верх был снят. Поэтому когда открывался монастырь, в 80-х, собрали колокола с недействующих храмов Ярославской епархии и из других епархий…

Тогдашний посол США в России господин Хартман сообщил владыке Евлогию, что колокола Даниловского монастыря находятся в Гарвардском университете. Начали писать в Гарвард, но первые обращения не увенчались успехом. Даже когда приезжал сюда президент США Рейган, он был в монастыре, ему говорили о колокольне, но существенных подвижек не произошло.

Перед празднованием 700-летия со дня преставления князя Даниила в Гарвардский университет отправилась делегация и договорилась, что башню университетского общежития Лоу Хаус, где висели колокола, обследуют, выяснят, можно ли их снять. Не разрушит ли при этом башню.

В Гарварде привыкли к колоколам. Даже пытались восстановить звон, выписывали из России известного звонаря-виртуоза Сараджева, но церковного звона они не наладили, просто звонили по особым случаям – на бейсбольные матчи, на окончание года…

Один из старейших профессоров рассказывал, что в годы Второй мировой войны (он был куратором общежития) к нему пришел студент и попросил, когда закончится война, на большом колоколе сделать 100 ударов. Война закончилась, и студент напомнил о своей просьбе. Привязал себя верёвкой к языку этого колокола и действительно сделал 100 ударов в 12 тонный колокол. Сразу со всех сторон посыпались звонки – что случилось, почему у вас такой звон?

В общем, приехала из Америки делегация, и выяснилось доброжелательное отношение к передаче колоколов. Затем и Министерство обороны вернуло из Театра Советской Армии 4 колокола, и мы думаем, что они пойдут на колокольню храма Сретения, который сейчас строится. В ряду гарвардских колоколов не хватало одного – самого большого, его недавно отлили, и он в ближайшее время будет повешен на колокольню Даниловскую.

– А позаимствованные колокола вернулись в свои храмы?

– Конечно! Когда уже пошёл слух о возвращении гарвардских колоколов, правящие архиереи сразу обращались к Патриарху, чтобы колокола вернули.

– В вашем монастыре самое, наверное, сильное направление – совершенно не монастырское – большой молодежный центр, дискуссии, балы. Такой центр было бы логичнее видеть при обычном храме, не там, где люди должны удаляться от мира…

– Молодёжь приходит в храмы, и братия общается с ними, привлекает их к миссионерской работе. Это обоюдная польза, ведь Евангелие не может замкнуться! У преподобного Симеона Нового Богослова такой образ – братолюбивого нищего. Нищий нашёл золотницу, но не просто положил её карман, а делится своим небольшим богатством и с другими. Так вот я думаю, если братья обители в чём-то преуспели, то пусть делятся этим с другими людьми.

Патриарший центр содействия воспитанию детей и молодежи начался с воскресной школы, с 90-х годов. Игумен Иоасаф (Полуянов) очень активно, с большой любовью трудится в этом направлении. Все получилось постепенно: приходят малыши, приходят родители – это становится семейной воскресной школой. Дети вырастают, говорим уже с молодежью об основах веры, о семейной жизни, воспитываются катехизаторы.

– Монастырь ведёт очень активную социальную, просветительскую деятельность. А есть ли какие-то вещи, в которых вы все-таки загораживаетесь, закрываетесь от мира?

– Наши кельи, прежде всего. Вообще наш принцип – польза для души. Как апостол Павел говорит – все мне позволено, но не все мне полезно. Ничто не должно обладать мною.

Пришёл ты в келью – вот такой твой микромир, в котором ты себе на несколько часов сам себе хозяин – Бог и ты!

– Как сегодня строится распорядок монастыря? Когда начинается и как проходит день?

– Не знаю, во сколько монах просыпается в своей келье, это сокровенное. Он может встать очень рано, но общественное богослужение начинается в 6 часов: молебен князю Даниилу, утренние молитвы, полуночница, литургия, послушание. Кому-то днем служит молебны, которые заказывают прихожане. Кто-то пойдёт пищу прихожан и монашествующих организовывать. Кто-то занимается хозяйственной частью, кто-то – иконописной. В 5 часов – вечернее богослужение.

Отец Алексий очень неохотно отвечал на вопрос про обед: «Что же вы все про обед, да про обед спрашиваете! Как будто всё обедом ограничивается…».

– Знаете, в одном монастыре составляли устав – всё-всё расписали, а когда перечитали – вообще обед не был указан! Есть обед, для тех, кто хочет позавтракать – есть завтрак, ужин после богослужения. Официального отбоя нет, но до полуночи надо всем успокоиться.

– А кто следит за тем, чтобы были отбой вовремя и порядок?

– Есть отец благочинный. Вслушайтесь в это слово – благой, хороший чин, то есть – добрый порядок. Он следит за порядком, за богослужением.

– Смирение, послушание, искушение, благословение… Говорят, что это главные православные слова. Как вы их определяете?

– “Простите” – это монашеское благородство… Говорят – «волшебное слово» в «Родной речи» – какое? Пожалуйста. А у монаха – это простите, благословите, помолитесь.

Искушение – это испытание. Частенько можно услышать так – «вот, искушение!» Испытание большим и малым.

Смирение… знаете – самое высокое – это поставить себя перед Богом, посмотреть – кто ты есть. Друг перед другом мы всегда пытаемся показаться лучшей стороной. Все духовно, благочестиво, пристойно. А вот когда перед Богом себя поставишь – то, Господи – кто я? Как я могу оправдаться? А великие святые говорили – «я есть мерзость пред Богом и людьми». Пророк Давид говорил – «аз есмь червь, а не человек, поношение человеков».

Чем мы можем похвалиться? Что 2х2=4 – я помню. Но откуда мои знания, откуда мой ум, откуда мои способности, воля, чувства? Все это от Бога! Не должно быть самодовольства, не должно быть приниженности и униженности, достоинство человека не должно быть попрано.

– А как сочетаются достоинство человека и смирение?

– Помните: «Я червь, я царь, я раб, я Бог!». Меня Господь создал по образу Своему, значит – я великое творение Божье, Господь меня наделил многим. Вот приносит человек монашеские обеты. Он пришёл с горячим сердцем, но не говорит – «Да, я все сделаю». Он говорит – «Ей Богу содействующему честный Отче», то есть – да, я все сделаю, если мне поможет Бог.

С простого надо начинать. Перед любым делом обратимся к Богу. Не растеряться, сидеть и плакать, а сосредоточиться, собрать все свои силы, мысли чувства, «Господи – благослови», и начинать. Закончим – благодарим Бога.

– Древние традиции – сажать морковки вверх ногами для воспитания смирения – применяете?

– Ну, может быть где-нибудь и растёт такая морковь, но она у нас не вырастет! И капусту вверх корешками тоже не сажаем. Но когда человек новый приходит с образованием – а ведь сейчас все с образованием – его не ставят сразу начальником, не поручают ему самое ответственное дело, сначала испытывают на простом: накрывать на стол, помогать в чем-то, готовить. Постепенно человек растёт, у него бывают ошибки, ему делают замечания и постепенно он осознаёт – кто он, сможет ли он себя тут реализовать. Человеку важно быть востребованным.

– Сколько, примерно, проходит время такого испытания?

– Обычно несколько лет – как только он пришёл в монастырь, он называется официально трудником. И не менее года он должен пробыть в этом звании.

– Послушание – это…

– …Всякое дело, которое исполняет брат обители. Утром он, может быть, звонит в колокольчик. В 5:30 (но в разных монастырях по-разному) он с молитвой идет по коридору – «пению, бдению, молитве час. Господи Иисусе Христе наш, помилуй нас». В храме может быть уже другое послушание – брат открыл храм, зажёг лампады, приготовил все к богослужению. Приходят братья, которые служат молебен, кто-то поёт, кто-то потом читает молитвы, кто-то совершает литургию. Просфоры пекутся в просфорне. Книги готовят для богослужения.

– Выходит послушание – просто ежедневная занятость?

– Послушание воспитывает человека, он идёт путем отсечения собственной воли.

Послушание должно быть разумным – с рассуждением должен рассуждать и тот, кто благословляет это послушание, ну и, если даётся право оценить эти возможности, то, конечно, 100 кг я не могу поднять – ну вот даётся то, что я могу сделать.

– У монахов в принципе нет возможности своего изъявления желания?

– Конечно, он может высказать свое соображение, может быть, примут его инициативу.

– А кто принимает решение о том, как в той или иной ситуации поступить?

– В первую очередь, это наместник, благочинный и духовник. Если человек на послушании, то он спрашивает у старшего по послушанию.

– Что должно быть, если возникает тот конфликт, когда человек чувствует, что он не может чего-то сделать?

– У нас по монастырю составляется богослужение – график на неделю: составляет отец благочинный и подписывает наместник. И каждый брат со своим расписанием, если он, положим, нездоров, он приходит и говорит, что у него есть такие-то обстоятельства, и его нужно освободить.

Ломать человека через колено – неправильно. Помочь человеку – направить его – даже если ему не очень хочется, но надо, чтобы он это понял.

– Где проходит граница между направлением и ломкой?

– Любовь. Любовь к Богу, любовь к человеку. Если родители дают только сладкое ребёнку, смогут ли они его воспитать правильно?

– Как складываются отношения у братьев с их родителями, детьми?

– Если они хотят, то они общаются между собой. Сейчас такое время, когда подчас уже и дети воспитывают родителей, уже и дети подают пример родителям.

– Как ваши родители отнеслись к вашему решению принять постриг?

– Я пришёл в Церковь, и вот уже, будучи в Церкви, учился в московских духовных школах, уже оттуда перешёл в монастырь, в Троицко-Сергиеву лавру, ну а родители приняли это как мое решение.

– Не отговаривали?

– Ну, у них было свое мнение, конечно…

– То есть не одобряли… Ну это и понятно – это всё-таки как удар, потеря…

– Кто-то, может быть, и молится об этом, и желает, чтобы его дети подобным образом устроили свою жизнь, а кого-то, может быть, и смущает вполне, конечно. Но должны вырасти все – и дети, и родители, это такой духовный рост.

– Как происходит отказ от собственности?

– Был один небогатый монах, он имел несколько золотых монет. Время от времени он спускался в то место, где хранилось его золото, разворачивал его и любовался. Эти несколько монет были его сокровищем. А в Евангелии сказано – где сокровище ваше, там и сердце ваше. Значит, его сердце было там.

В нашем монастыре ещё не было случая, чтобы к нам пришел преуспевающий человек и спросил бы, как же мне поступить со своими капиталами? Обычно у всех решены уже имущественные вопрос, ну, а если он приходит со своей ручкой, то он имеет право пользоваться этой ручкой… Келья, обстановка – это его монашеское состояние. Если есть имущество, например, квартира, он ею пользуется тогда, когда ему это необходимо, тут ничего страшного нет, это не препятствует его спасению. Говорить о полной какой-то нищете не приходится.

– Кстати, а как вы относитесь к использованию монашествующими интернета?

– Все по слову апостола Павла вспомним – что полезно, то полезно. Человек сам решает, в каком мире он живет – реальном или виртуальном. Мы знаем много примеров зависимости, когда люди ушли туда, и назад не возвращаются…

Человек сам мыслит, и спрашивает благословение. Одно дело – в игры играть. Другое дело – учиться и работать.

– Но ведь никто не напишет прошение на то, чтобы – благословите меня играть в игры?

– Точно не напишет! (смеется)

– Что для вас как для наместника самое трудное в организации монашеской жизни, в руководстве?

– Трудно быть руководителем. Особенно хорошо это знают подчиненные. Потому что они видят все ошибки и все недостатки. Так что – Господи, помоги нам исправлять свои недостатки и свои ошибки.

– А самая большая радость?

– Единство и любовь, братьев к Богу, друг к другу, и к наместнику тоже!

– Можно попросить пожелание читателям и зрителям портала «Православие и мир»?

– Нужно любить Бога, любить ближнего, и жить в Церкви. Не просто быть верующим человеком, а я подчеркиваю – быть в Церкви. А Церковь всему научит.

Фото Юлии Маковейчук, patriarchia.ru и из открытых источников в интернете

Теги: Самое читаемое Когда вся семья не ест глютен, а ребенок продолжает чесаться О любимом писателе и своем ответе Ивану Карамазову – протоиерей Вячеслав Перевезенцев В комнате, полной кроваток, было тихо – и женщина не смогла пройти мимо Темы дня Разве можно считать, что оно было придумано людьми? Его сестры говорили мне: «Не оставайся с ним из жалости» Центр нейрохирургии в Тюмени, первая в России внутриутробная операция и ученик из Саудовской Аравии © 2003-2019 АНО «Православие и Мир»
Лицензия Минпечати Эл № ФС77-44847
Мнение авторов статей портала
может не совпадать с позицией редакции. Републикация материалов сайта в печатных изданиях
(книгах, прессе) возможна только с письменного
разрешения Редакции.
Реклама

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *