Молох в библии



Путеводитель по БиблииАзимов Айзек

Молох

Наиболее яростно Книга Левит выступает против одного особого вида идолопоклонничества.

Библия осуждает все виды идолопоклонничества, любое преклонение перед божеством, которое предстает в виде реального подобия человека, животного или составного существа. Можно возразить, что идол — это не почитаемый бог, а лишь видимое изображение невидимой божественной сущности. Но даже если так, обычный верующий должен отождествлять этот видимый объект с богом.

Яхвисты считали идолопоклонничество настолько опасным, что на протяжении всех библейских времен они все категоричней и решительней выступали против любых изображений божества. При этом особый гнев вызывал у них один из идолов.

Лев., 20: 2. …кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти…

В данном случае Молох — это, скорее всего, вариант слова «мелех» («melech»), что означает «царь». Это характерное обращение к богу отдельного народа, подобно обращению «господь». Спустя столетия авторы Библии все чаще избегали говорить об идолах как о царях или владыках и называли их словом «bosheth» («срам»). Когда к словам были добавлены диакритические знаки, слово «melech» снабдили пометкой, которая принадлежала слову «bosheth». Так слово «мелех» («melech») превратилось в «Молох» («Molech»),

Культ почитания Молоха включал в себя приношение в жертву детей. Первобытные люди верили, что если принести в жертву богу самое дорогое для них, то это произведет на бога наибольшее впечатление и он скорее откликнется на просьбу молящегося. Поэтому во времена самых страшных бедствий в жертву Молоху приносили детей, иногда даже царского рода.

В последние дни царств, когда положение часто становилось безнадежным, случались подобные жертвоприношения. Существует предположение, что детей сжигали заживо внутри медного идола, но возможно, что их вначале убивали, а затем приносили в жертву.

Один из последних царей Иудеи, Ахаз, принес своего сына в жертву именно таким образом:

4 Цар., 16: 3. Но он … сына своего провел через огонь, подражая мерзостям язычников…

Несомненно, в те времена многие люди употребляли слово «мелех» при обращении к Яхве и были уверены, что совершают правильные жертвоприношения Богу — ведь и Авраам был готов принести в жертву своего сына Исаака. Разумеется, те, кто не одобрял человеческие жертвоприношения, могли тут же указать им, что Бог не допустил этого. Но даже и тогда пророкам приходилось с большим трудом доказывать, что Бог не принимает подобных жертв. В Книге Левит об этом говорится решительно и строго, а Иеремия, говоря о недовольстве Бога евреями, пересказывает его слова:

Иер., 7: 31. И они… сожигают сыновей своих и дочерей своих в огне; чего Я не повелевал, и что Мне на сердце не приходило.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

ФЭНДОМ

  • Войти
  • Нет учётной записи? Зарегистрироваться

реклама

Зигмунд Молох – еретик и выдающийся выпускник школы Когнитэ, орудовавший в секторе Скарус в 300-е и в начале 400-х годов М41. Стародавний противник инквизитора Гидеона Рейвенора.

История Править

Молодость Править

Неизвестно, где и когда родился Зигмунд Молох, хотя свое детство и юность он провел в академии Когнитэ, где был одним из лучших учеников Лилеан Чейз. Там он тренировал свои умственные способности, развивал стальной самоконтроль и приобрел обширные знания. Обучение в Когнитэ сделало его способным молниеносно анализировать меняющуюся обстановку, влиять на нее казалось бы незначительными действиями, изучать незнакомые языки в течение нескольких дней и т.д.

Слиф: 336.М41 Править

На этой планете Молох работал над неназванным делом под началом старшего выпускника Когнитэ по имени Ордайон. Культистов настигла Инквизиция в лице Грегора Эйзенхорна, Ордайон был убит, а сам Молох чудом избежал гибели, когда прыгнул в жерло вулкана и был телепортирован в последний момент, серьезно при этом обгорев. Именно на Слифе Зигмунд впервые столкнулся с Гидеоном Рейвенором, тогда еще дознавателем Эйзенхорна.

Маджескус: 395.М41 Править

Молох организовал операцию, направленную против людей Рейвенора. Результатом ее стала потеря почти половины экипажа его корабля “Потаенный Свет”, также погибли люди из команды инквизитора: Вилл Толлоуханд, Элина Кои, Нора Сантджак, Антрибус.

Зента Малхайд: 397.M41 Править

Оставив недееспособного противника оправляться от ран, Молох проследил следы древней Энунции до планетки Зента Малхайд. До этого он уже несколько лет работал над тем, чтобы овладеть базовыми фонемами этого древнего языка, получить власть над ним, а значит и над реальностью. Целью Молоха было собрать достаточное для этой цели число ксеноархеологических артефактов, содержащих фрагменты Энунции. Для этого во главе небольшой экспедиции Зигмунд прибыл на Зенту Малхайд, где подчинил местных аборигенов и начал раскопки. Однако одна из его приближенных на деле являлась Пейшенс Кыс – агентом Рейвенора, и она передала инквизитору информацию о местонахождении Молоха. Команда Гидеона атаковала раскопки, перебив людей Молоха. Зигмунд пытался бежать на легком флаере и был сбит валькирией Гарлона Нейла. Флаер Молоха упал на землю и взорвался, однако сам он каким-то образом сумел пережить падение, хотя и получил тяжелые ожоги всего тела. Рейвенор же со своей командой решили, что Молох погиб.

Юстис Майорис: 398-403.M41 Править

В 398.M41 Молох завел знакомство с человеком по имени Жадер Трайс, амбициозным агентом Администратума по Юстис Майорис, столичному миру субсектора Ангелус. Трайс также искал Энунцию, но совершенно другим способом: вместо сбора и оценки уже известных фрагментов он хотел реконструировать язык с помощью вычислительной техники, создав нечто вроде “словаря”. Вместе с Молохом они составили план по восстановлению Энунции с использованием загрязненных варпом когитаторов: отдельные фрагменты языка должны были быть реконструированы методом банального перебора – миллионами и миллионами комбинаций простейших фонем и морфем. Для этого нужны были колоссальные вычислительные мощности и людские ресурсы. Технику доставляли из Оплавленных Миров утерянного после варп-шторма субсектора Винчес, занимался этим специально организованный картель каперов. Чтобы осуществлять такую грандиозную деятельность Молох взял фальшивую личность – Оска Людольф Баразан, и с помощью политических интриг стал сначала мэром улья, а затем, в 400.М41 – губернатором субсектора. После чего создал министерство торговли субсектора и сделал Жадера Трайса его первым управляющим. Новое министерство тайно состояло в отношениях с картелем каперов и занималось организацией поставок затронутого варпом оборудования на Юстис Майорис. Кроме того, министерство снабжало членов картеля временными графиками, данными и кодами доступа, необходимыми, чтобы обойти блокаду Оплавленных Миров, установленную флотом. Каперы однако жадничали, и попутно вывозили из Винчеса так называемые флекты – зараженные варпом осколки стекла, играющие роль наркотика. По следу флектов на заговор вышел инквизитор Рейвенор. Ему удалось сорвать финальный обряд Энунциации, подразумевающий жертвенный ритуал гигантских масштабов, хотя большей частью ритуал был сорван демоном по имени Слайт, находящимся в теле Карла Тониуса, дознавателя Рейвенора. Молох вновь серьезно пострадал и смог сбежать лишь с помощью Орфео Куллина, оставив планету во власти беспорядка и анархии.

Танкред: 404.M41 Править

Молох и Куллин скрывались от Инквизиции на Танкреде, где Молох ритуально убил восемь человек, чтобы поблагодарить богов Хаоса за его побег с Юстис Майориса. Чуть позже с помощью соратника по Когнитэ он организовал провокацию, чтобы имитировать собственную смерть. Рейвенора впрочем обмануть не удалось.

Утохр: 404.M41 Править

На Утохре Молох сумел заманить Рейвенора в ловушку в Ведьмином Доме, отправив его через трипортал в альтернативное измерение. Там Орфео Куллин сделал Рейвенору предложение работать всем вместе против Слайта, чтобы не допустить его пришествия в материальный мир, поскольку Молох и Куллин знали, что явление Слайта может означать конец Империума, что не было в планах еретиков. Гидеон, однако, отклонил предложение Куллина и впоследствии спасся из заготовленной ловушки буквально чудом – в очередной раз с помощью Карла Тониуса, использовавшего силу Слайта.

Гудрун: 404.M41 Править

После событий на Утохре Молох и Куллин переехали в Эльмингард, заброшенный монастырь на Гудрун, чтобы составить план дальнейших действий. Там они поймали дознавателей Бэллака и Тониуса, пытавшихся проникнуть на территорию монастыря. Во время пленения Тониус в конечном итоге потерял контроль над Слайтом, и демон стал реальностью. По странной иронии судьбы в этот момент прибыл инквизитор Рейвенор, и вместе с Молохом они работали вместе, чтобы подготовить трипортальную дверь с Ведьминого Дома таким образом, что она отправила Слайта обратно в варп. План в итоге удался. После этого Молох, несмотря на тяжелые ранения, снова попытался скрыться, но был схвачен Рейвенором и подчинился неизбежности. Без сопротивления он позволил погасить свой разум.

Молох

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 августа 2018; проверки требуют 8 правок.

Эту страницу предлагается объединить со страницей Молк. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К объединению/23 августа 2016.
Обсуждение длится не менее недели (). Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.

У этого термина существуют и другие значения, см. Молох (значения). Молох

Моло́х, также Мо́лох (лат. Moloch, греч. Μολόχ ← ивр. ‏מולך‏‎ «царственный»), Милхом — упоминающееся в Библии божество моавитян и аммонитян (3Цар. 11:5, 11:7), которому приносили в жертву детей (Иер. 7:31); по-видимому, мог обозначать эпитет верховного божества, также как и Баал (соб. «владыка»).

Описание

Еврейская Библия запрещает под страхом смерти отдавать детей на служение Молоху (Книга Левит Лев. 18:21; Лев. 20:2). О «проведении детей через огонь» говорится в Библии (Втор. 18:9,10) наряду с гаданием, колдовством и другими «мерзостями» язычества. В более поздней еврейской интерпретации «проведение через огонь» означает также языческую инициацию детей, а «грех Молоха» — обращение детей в язычество или же рождение от язычницы.

Местом ханаанского культа Молоха была, по Библии (Иер. 32:35), Долина Еннома. В иудаистической традиции человеческие жертвоприношения были запрещены; иудейский царь Иосия уничтожил геенну (4Цар. 23:10) в долине Еннома.

До середины XX века было распространено мнение, основанное на Библии, о Молохе как о западносемитском и карфагенском божестве, которому приносили в жертву людей (часто детей). Также предполагалось, что Молох тождественен аммонитскому Милькому, Мелькарту или добиблейскому Яхве. После публикации в 1935 немецким семитологом Отто Эйссфельдтом исследования Molk als Opferbegriff im Punischen und Hebräischen, und das Ende des Gottes Moloch многие специалисты считают, что божества по имени Молох никогда не было, а словом mlk в Библии обозначается западносемитский обряд человеческих жертвоприношений, известный как молк; однако отрицание существования божества Молох не получило полной поддержки специалистов.

По мнению Джона Дэя, в Ветхом завете речь скорее идёт об имени божества, а не о названии обряда, что подтверждается внебиблейскими источниками — ханаанский MLK упоминается в двух заклинаниях из Угарита. В обоих случаях он упоминается в связи с местом под названием Аштарот-Карнаим в северном Заиорданье, которое в других угаритских текстах связывается с рефаимами. Он также упоминается как Malik в списках богов из Эблы, Мари и Угарита, а в аккадских текстах malku отождествляется с Нергалом — месопотамским богом подземного мира. Возможно, Молох Библии — западносемитский бог подземного мира, а превращение его имени в название жертвоприношения — это явление карфагенского культурного ареала.

См. также

  • Молк

Примечания

  1. ↑ Молох — статья из Большой советской энциклопедии.
  2. ↑ А. Ю. Юрьева Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. // М. Центрполиграф, 2009 — с. 258
  3. ↑ Ф. Л. Агеенко, М. В. Зарва Словарь ударений русского языка. // Рольф, 2000 — с. 236
  4. ↑ Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. М. В. Зарва. 2001 — с. 272
  5. ↑ Орфоэпический словарь русского языка. — И. Л. Резниченко, М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003 — с. 554
  6. ↑ Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935—1940
  7. ↑ Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 1949—1992.
  8. ↑ dic.academic.ru — Новый словарь иностранных слов — EdwART, 2009.
  9. ↑ Молох — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  10. ↑ Шифман И. Ш. Молох // Мифы народов мира. Том 2. — М.: Советская Энциклопедия, 1992. — ISBN 5-85270-072-X.
  11. ↑ Шифман, 1992, с. 169.
  12. ↑ 1 2 Шифман, 2006, с. 119.
  13. ↑ Фролов, 2002, с. 15.
  14. ↑ Липински, 1992, с. 45.
  15. ↑ Шифман, 1987, с. 197.
  16. ↑ Molech: A God of Human Sacrifice in the Old Testament (англ.) (Cambridge, 1989; ISBN 0-521-36474-4)
  17. ↑ John Day, Yahweh and the Gods and Goddesses of Canaan (англ.). Bloomsbury Publishing, 2010. стр. 223
  18. ↑ George C. Heider, Cult of Molek: A Reassessment (англ.). Bloomsbury Publishing, 1987. стр. 100
  19. ↑ Francesca Stavrakopoulou, King Manasseh and Child Sacrifice: Biblical Distortions of Historical Realitie (англ.). Walter de Gruyter, 2004. стр. 217

Литература

  • Молох, божество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Молох — статья в энциклопедии «Кругосвет»
  • Молох — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Липински Э. Пантеон Карфагена // ВДИ. № 3, 1992. — М., 1992.
  • Фролов Э. Д. Бык Фалариса: миф и реальность в предании об акрагантском тиране VI в. до н. э. // Античное государство. Политические отношения и государственные формы в античном мире. — СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2002. — ISBN 5-288-013125-8 (ошибоч.).
  • Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. — М.: Политиздат, 1987.
  • Шифман И. Ш. Молох // Мифы народов мира. Том 2. — М.: Советская Энциклопедия, 1992. — ISBN 5-85270-072-X.
  • Шифман И. Ш. Возникновение Карфагенской державы // Карфаген. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. — ISBN 5-288-03714-0.

Города Акко · Ахзив · Арвад · Берит · Библ · Гадрумет · Карфаген · Ликсус · Могадор · Сарепта · Сидон · Симира · Сур (Тир) · Триполи · Угарит · Утика
Личности Финикийские правители · Правители Карфагена · Карфагеняне · Ахирам · Азимилк · Ганнон · Пигмалион · Санхуниатон · Табнит · Хирам I
Язык и письмо
Религия Баал · Мелькарт · Молох · Танит · Усоос · Ям
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проставить шаблон-карточку, который существует для предмета статьи. Пример использования шаблона есть в статьях на похожую тематику.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *