Молокане

Содержание

Молокане

 Молокане

Молокане

Русские поселенцы (скорее всего, молокане) в Муганской степи (начало XX в)
Современный ареал расселения и численность

США — ок.

20 000
Мексика
Армения — не менее 5000
Россия
Украина
Австралия
Грузия
Азербайджан

Язык

Русский язык

Религия

Духовное христианство

Входит в

Русские

Молока́не — разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. В Российской империи были отнесены к «особенно вредным ересям» и преследовались вплоть до указов Александра I, относящихся к 1803 году, которые дали молоканам и духоборам некоторую свободу. У молокан утвердилась уверенность о существовании царского указа «О свободе вероисповедания молокан и духоборцев» от 22 июля 1805 года. Основанием этой уверенности послужила хранящаяся у одного из молокан записка о походе к царю поверенных от молокан Журавцова, Мотылёва и Лосева, государственном совете, который Александр I созвал для рассмотрения их прошения, и последующем царском указе. Эта записка послужила поводом для проведения молоканами юбилейного съезда в июле 1905 года в селе Воронцовка Тифлисской губ. Молокане представляют собой не единую церковь, а скорее религиозное движение с единым корнем, но с большими различиями во взглядах, песнопениях, учении, соблюдаемых праздниках. Среди таких направлений в молоканстве заметно выделяются «мокрые молокане» (практикующие водное крещение), молокане-прыгуны, молокане-субботники (соблюдающие субботу), дух-и-жизники (полагающие книгу «Дух и жизнь» в престоле, считая её третьей частью Библии) и другие.

Основы веры

Молокане отличаются символическим и аллегорическим толкованием текстов Библии. Они:

  1. признают поклонение Богу только в духе и истине (Иоан.4:23),
  2. не признавая видимых икон,
  3. не признают святых,
  4. не имеют церковной иерархии, клира,
  5. не употребляют в пищу свинину, спиртное, не курят.
  6. не делают изображения креста и не поклоняются ему, не творят крестного знамения.

История и происхождение названия

Молоканские старейшины Молокане. 1870-е

Впервые термин «молокане» был использован в конце XVIII века в отношении людей, отвергших православный культ. По-видимому, «молокане» — это прозвище, которое дали им православные. Есть несколько теорий происхождения названия «молокане». Согласно одной из них, молокане пили молоко в постные дни, когда приём «скоромной» пищи запрещён православными канонами, за что их и прозвали молоканами. Некоторые связывают название «молокане» с рекой Молочной в Мелитопольском уезде, куда ссылали молокан. Имеет некоторое распространение версия, связанная с предпочтением есть молочную пищу в тюрьмах и армии, поскольку эта пища не могла быть приготовлена с использованием свинины, которую молокане не едят. Сами молокане предпочитают ссылаться на упомянутую в Библии метафору «духовного молока» (1 Петра 2:2).

Основатели молоканства остались неизвестны. Распространителем молоканства стал Семён Уклеин, бывший духобор и муж дочери лидера духоборов, Иллариона Побирохина, из Тамбовской губернии. Оттуда молоканство быстро распространилось в Саратовскую, Воронежскую, Астраханскую и другие губернии.

Ниже приведена выписка, выполненная Е. И. Финогеновым, ИЗ АКТОВ, собранных Кавказской Археографической комиссией (архив ГУ Наместника Кавказского, том X, изд. под ред. пред. комиссии дейст. стат. советника Ад. Берже). Тифлис, тип. Канцелярии Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, 1885 г.

ШЕМАХИНСКАЯ ГУБЕРНИЯ. Записка о русских переселенцах-раскольниках в Каспийской области стр. 281, 293.

1. Историческое изложение. Первое поселение раскольников в Каспийской области началось в Карабахской провинции, на урочище Кызыл-Кишлака в 1830 году сосланными по суду казаками земли Войска Донского, содержавшими духоборческую секту. Но распоряжение правительства по сему предмету сделано было ещё в 1829 году.

Распоряжений правительства о переселении из России в Закавказский край раскольников из дел Каспийской палаты государственных имуществ не видно, кроме нижеследующего: 1830 года, октября 20-го, высочайше утвержденное мнение государственного Собрания о духоборцах-молоканах, иконоборцах, молоканах, иудействующих и других, признанных особенно вредными ересях. Государственный совет… положил: для руководства о духоборцах, иконоборцах, молоканах, иудействующих и других, признанных особенно вредными, ересей постановить следующее…

2. Различие расколов. В каспийской области поселены раскольники: старообрядцы, молокане, духоборцы, скопцы, иудействующие, или субботники. Молокане: веруют в Христа, но отвергают все наружные обряды и церковные таинства.

МЕСТА ПОСЕЛЕНИЯ. В 1834 году были поселены на урочище Алты-Агач выходцы из России по добровольному желанию, а в 1840 году из переселившихся из села Алты-Агач, в числе 315 душ мужского пола, основано новое село на урочище Хильмилли. Оба села состоят и в настоящее время в Кушинском участке, из населения молокан преимущественно. В 1843 году на урочище Чухур-Юрт поселились переселенцы из Карабахского уезда Варащинского участка села Кызыл-Кишлака, в числе 57 душ мужского пола и 46 женского пола молоканской секты и переселенцы из России. Также в 1843 году поселены при станции Маразы Кобринского участка, тоже молокане из России, а в настоящее время, в 1844 году, основано новое поселение на урочище Джабаны Кущинского участка. Прибывали в Хельмилли: в 1840—352; 1841 — 12; в 1842 — 3; в 1843 — 14; в 1844 — 17 человек.

БЛАГОУСТРОЙСТВО. В каспийской области все поселения русских раскольников устроены по образцу деревень и сел внутренних губерний в России. В Ширванском уезде в селе Хильмилли и Чухур-Юрт отбиты по одной улице, на коих указано строить дома. Раскольники тех селений не соблюдают строго правил даже в том, чтобы улицы были прямы. Лучшего устройства дома находятся в Ширванском уезде, в селениях Алты-Агач, Топчи и Хильмилли.

УПРАВЛЕНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, С/ХОЗЯЙСТВО. Сельское управление в раскольничьих селениях состоит из старосты, десятских и писаря. В Шиваском уезде писари получают: в селе Хильмилли 100 руб. с канцелярскими припасами; в Алты-Агаче — 90 руб.; в Топчи — 120 руб. без канцелярских припасов. Школ в раскольничьих селениях нет.

Сельское Хозяйство у переселенцев ведётся по принятым правилам их праотцами с тою только разницей, что плодородие земли поселяет между ними ещё большую беспечность, чем прежде в России, ибо дает достаточные урожаи без употребления тщательной обработки и удобрения полей. Кроме того, закостенелость в старинных обычаях, непредприимчивость и отвращение от всякого рода нововведений овладели ими до невероятной степени.

НРАВСТВЕННОСТЬ И МОРАЛЬ. Раскольники, поселенные в Каспийской области, ведут себя вообще трезво, скромно, миролюбиво между собою, а главы семейств заботятся о благосостоянии своих жён и детей. Пьянство между раскольниками весьма редко.

Раскольники между собою очень доверчивы, но к другим жителям не только не доверчивы, но даже весьма скрытны, что увеличивается тем более, чем ближе известное обстоятельство к их пользе касается, и вообще они делаются пред теми скрытными, которые составляют их начальство или имеют какое-либо влияние.

В 1830-х годах, по декрету Николая I, для заселения молоканами и духоборами открываются закавказские провинции. Одновременно с этим среди молокан происходит всплеск религиозного энтузиазма, связанный с распространившимися между ними пророчествами о начале тысячелетнего царства Христа в районе горы Арарат в 1836 году.

Также большое количество молоканских семей были отосланы в украинские степи, а именно по большей части в нынешнюю Запорожскую область, где молокане проживают по сей день.

В конце XIX века число молокан в России превышало 500 тыс. человек. Большинство из них жили в Закавказье (в том числе в Карсской области, впоследствии отошедшей к Турции), и на Северном Кавказе.

Обширный район в южной части Владикавказа до сих пор в народе называют Молока́нкой по названию Молоканской слободы, многие строения которой сохранились до наших дней. В этом районе продолжает функционировать молоканский дом собраний, на собраниях бывают около 150 человек. Один из центральных городских садов Баку носил ранее наименование «Молоканский садик» (до Революции — Мариинский сквер, ныне официально — Сад им. Хагани); это название популярно среди бакинцев по сей день.

Тысячи молокан Закавказья были вынуждены искать себе новое место жительства в результате войн начала XX века и после передачи Турции территории Карсской области. Советское правительство выделило переселенцам целинные земли в Сальской степи на юге России, ныне входящие в состав Целинского района Ростовской области. Там и в настоящее время есть активные молоканские организации.

Остававшиеся в Турции молокане были репатриированы в Россию (в разные районы Ставропольского края) в 1961 году.

Молокане в Америке

В начале 1900-х годов несколько тысяч молокан эмигрировало в США (западное побережье) и Мексику (северо-запад).

По пути на Русскую горку, где живут сан-францискские молокане, наш проводник рассказывал историю их переселения. Когда-то, давным-давно, молокане жили на Волге. Их притесняло царское правительство, подсылало к ним попов и миссионеров. Молокане не поддавались. Тогда их переселили на Кавказ, куда-то в район Карса. Они и там, в новых местах, принялись делать то, что делали веками, — сеять хлеб. Но жить становилось все труднее, преследования делались ожесточеннее, и молокане решили покинуть родную страну, оборотившуюся к ним мачехой. Куда ехать? Люди едут в Америку. Поехали в Америку и они — пятьсот семейств. Было это в тысяча девятьсот втором году. Как они попали в Сан-Франциско? Да так как-то. Люди ехали в Сан-Франциско. Поехали в Сан-Франциско и они. … В Америке молокане хотели по-прежнему заняться хлебопашеством, но на покупку земли не было денег. И они пошли работать в порт. С тех пор сан-францискские молокане — грузчики. В городе молокане поселились отдельно на горке, постепенно настроили домиков, выстроили небольшую молельню, которую торжественно называют «Молокан-черч», устроили русскую школу, и горка стала называться «Русской горкой».

На сегодня в Соединённых Штатах около 20 тысяч человек «этнически идентифицируют себя как молокане», в том числе около 2 тысяч регулярно посещают молоканские служения.

В 1997 году при поддержке американских молокан был построен Молоканский центр в селе Кочубеевском Ставропольского края.

В Краснодарском крае Отрадненском районе был хутор Новый Ардоган, куда переселяли из Карса; с 1900 по 1978 жили молокане, осталось кладбище.

Существующие населённые пункты

  • Украина
    • Посёлок Южный. Приазовский район, Запорожская область
    • Посёлок Нововасилевка. Приазовский район, Запорожская область
    • Посёлок Новоспасское. Приазовский район, Запорожская область
    • Посёлок Астраханка. Приазовский район, Запорожская область
  • Россия
    • Село Максимовка, Богатовский район, Самарская область
    • Посёлок Цимлянский. Шпаковский район, Ставропольский край
    • Станица Новомарьевская. Шпаковский район, Ставропольский край
    • Село Надежда. Шпаковский район, Ставропольский край. Дом Собраний.
    • Город Михайловск. Шпаковский район, Ставропольский край
    • Село Казьминское. Ставропольский край.
    • Село Новоблагодарное. Предгорный район, Ставропольский край
    • Село Кочубеевское. Ставропольский край. Центральная церковь Молоканского собрания.
    • Село Тяглое-Озеро. Пестравский район Самарской области.
    • Сёла Плодородное и Ольшанка, хутор Одинцовка. Целинский район Ростовской области.
    • Деревня Горки. Спасский район Нижегородской области.
    • Село Кабаево. Республика Мордовия. Дубёнский район.
    • Село Павлодаровка. Горьковский район Омской области
    • Сёла Каменка, Каменная Балка, Благодарненский район, Ставропольский край
    • Село Юца. Предгорный район, Ставропольский край
    • село Шилово, Бондарский район, Тамбовская область, большая часть жителей в советское время были молокане (женщины молоканки от рождения не стригли волосы), есть молоканское кладбище, сейчас село практически вымерло.
    • Село Тамбовское,Терский район, Кабардино-Балкария
  • Армения
    • Село Чамбарак (бывший Красносельск).
    • Сёла Фиолетово и Лермонтово (Лорийская область).
  • Азербайджан
    • Ивановка — село в Исмаиллинском районе.
    • Новосаратовка — село в Кедабекском районе.
    • Чухур юрд — Шемахинский район
    • Ново-Ивановка (главным образом, населённый пункт не молокан, а староверов; находится недалеко от Новосаратовки) — село в Кедабекском районе.
  • Грузия
    • сёла Давитиани (быв. Свободное) и Ульяновка (Лагодехский район), Сатапле (быв. Красногорск) (Сагареджойский муниципалитет).

В посёлке Новокумском Ставропольского края действует историко-этнографический музей молокан и казаков-некрасовцев при Центре традиционной русской культуры. В музее, в частности, собран этнографический материал, связанный с проживанием молокан в Турции.

В селе Павлодаровка, Горьковский района Омской области есть молоканское кладбище, где похоронены переселенцы-молокане из Тамбовской губернии. В хуторе Новосальском Дубовского района Ростовской области есть молоканское кладбище.

В селе Вязовка Волгоградской области сохранилось молоканское кладбище. Оно находится неподалёку от той части села, которую местные жители до сих пор называют Молокановкой.

Молокане в искусстве

  • В 2009 году в Турции вышел на экраны художественный фильм режиссёра Мурата Сарачолу «Deli Deli Olma» о жизни молокан и турок на востоке Турции.
  • В 1997 году Е. И. Финогенов написал стихотворение о жизни и обычаях молокан села Хильмилли (Азербайджан) с царских до перестроечных времен:
Далеко отсюда, за Кавказом,
Чай, на самом краешке Земли,
Есть село, для нас ценней алмаза
С тамошним названьем ХИЛЬМИЛЛИ!…
  • В романе В.Пикуля «Баязет» один из главных героев в течение нескольких дней живёт у местных молокан. Описываются их быт, жизнь, традиции. Так же говорится, что у молокан было спрятано несколько мешков с фальшивыми монетами Российской Империи и станок-пресс для их производства.
  • В повести И.Ильфа и Е.Петрова «Одноэтажная Америка» описывается встреча авторов с молоканами, проживающими в Сан-Франциско. Перебравшиеся в Америку в 1902 году пятьсот семей поселились обособленно, на горе, образовав в городе так называемую «Русскую горку».

Примечания

  1. ↑ 1 2 Molokane. Short Description and History
  2. ↑ (англ.) Pryguny and Molokane in Baja California, Mexico. Архивировано из первоисточника 17 августа 2012. Проверено 14 августа 2012.
  3. ↑ Taxonomy of Molokane, Pryguny and Dukh-i-zhizniki — songs, holidays, prophets, communion and books (англ.)
  4. ↑ 1 2 Молокане
  5. ↑ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ ЦЕЛИНСКОГО РАЙОНА РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
  6. ↑ 1 2 Самарина О. И. Общины молокан на Кавказе: история, культура, быт, хозяйственная деятельность. — Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. — Ставрополь, 2004.
  7. ↑ Нитобург Э. А. Молокане в Америке // «США — ЭПИ». — М., 1997. — № 10.
  8. ↑ Molokan Center, Kochubeevskoe, Stavropol’skii krai, Russian Federation — 1997
  9. ↑ Село на Кавказе названо в честь Саратова. — Риэлт МЕГ, 17 августа 2009 года.
  10. ↑ В азербайджанском селе будет открыт Музей русской культуры и быта. — ИА REGNUM, 28 апреля 2006 года.
  11. ↑ …большая часть поселилась в Восточной Грузии, а именно в районах Сигнахи и Сагареджо, где в деревнях Красногорск и Ульяновка молокане насчитывали 1365 человек.
  12. ↑ Сайт фильма «Deli Deli Olma» (тур.), (англ.)
  13. ↑ Блоги@Mail.Ru: Хильмилли

Ссылки

  • Сайт молокан Красносельска Армении
  • По следам молоканства
  • Молитвенник Молокан
  • Молокане
  • Molokane.org: Molokan Home Page (англ.)
  • Авраам Шмулевич, Марк Кипнис. Субботники (Иудействующие). КЕЭ, том 8, колонка 635—639
  • «Молокане: между небом и землей, между Россией и Арменией», Благовест-Инфо, 25.12.2007
  • «Из Грузии уезжают молокане», Newsru.com, 25.02.2009
  • Официальный сайт постоянных Духовных Христиан Молокан в России
  • Russian Molokan Church service, September 14, 1938 (англ.)

Категория:

  • Молокане

Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое «Молокане» в других словарях:

  • МОЛОКАНЕ — одна из сект духовных христиан. Возникла в России во 2 й пол. 18 в. Отвергают священников и церкви, совершают моления в обычных домах. Общинами руководят старцы и выборные пресвитеры. С 1820 молокане поселялись в Закавказье, Крыму, с 1870 х гг. в … Большой Энциклопедический словарь

  • МОЛОКАНЕ — МОЛОКАНЕ, молокан, ед. молоканин, молоканина, муж. Одна из русских христианских сект. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • МОЛОКАНЕ — МОЛОКАНЕ, представители течения в духовном христианстве. Возникло в России в 60 70 е гг. 18 в., основатель бродячий портной Семён Ук леин. М. ассоциируют Библию с образом духовного молока (отсюда название). Проповедуют скорое пришествие Христа.… … Русская история

  • МОЛОКАНЕ — одна из рус. сект, не признающая таинств и обрядов православного исповедания, отвергающая почитание святых и признающая богослужение только в виде чтения Св. Писания и пения псалмов. Правила нравственности очень строгие безусловно воспрещаются… … Словарь иностранных слов русского языка

  • молокане — молокане, одна из конфессиональных групп духовных христиан, ответвилась от духоборцев. Сами себя молокане называют воистину духовными христианами, или духовными христианами молоканами. Конфессия образована во второй половине XVIII в. бродячим… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • молокане — Эта секта получила свое название от духоборческой в 80 х годах прошлого столетия. Основателем её был зять Побирохина, крестьянин Тамбовской губ. Борисоглебского у., портной по ремеслу, Семен Матвеев Уклеин. Прежде православный, он вступил в… … Справочник по ересям, сектам и расколам

  • молокане — кан; мн. Представители, члены одной из религиозных сект, возникшей в России в 18 веке, отрицающей обряды, иконы, иерархию и т.п. православной церкви. Молитвенный дом молокан. ◁ Молоканин, а; (разг.) Молокан, а; м. Молоканка, и; мн. род. нок, дат … Энциклопедический словарь

  • Молокане — одна из сект в русском православии, суть учения которой сводится к признанию лишь духовно душевной жизни в Боге и отрицанию любых телесных и материальных форм религиозной жизни. Молокане отрицают иконы, крест, церковь и церковную иерархию,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • МОЛОКАНЕ — религ. секта в России. Сложилась во 2 й пол. 18 в. на Тамбовщине. Основатель секты крестьянин Семен Уклеин. М. отличались пестрым социальным составом и имели опору в различных слоях деревни и города. Критиковали господств. церковь, ее догматы и… … Советская историческая энциклопедия

  • МОЛОКАНЕ — религ. секта, возникшая в России в конце 60 х гг. 18 в. Представляя собой религ. форму антикрепостнич. движения крестьянства и демократич. элементов города, М. отличались рационалистич. критикой господств. церкви и ее догматов. Внешне обрядовому… … Философская энциклопедия

Книги

  • Раскольники и острожники. В 4 томах (комплект), Ф. В. Ливанов. Редкость. Полный комплект из 4 книг. Санкт-Петербург, 1872. Типография М. Хапа. Владельческие переплеты. Сохранность хорошая. Сочинение Федора Васильевича Ливанова в 4-х книгах «Раскольники и… Купить за 302980 руб

Слово молоканин

Слово молоканин английскими буквами(транслитом) — molokanin

Слово молоканин состоит из 9 букв: а и к л м н н о о

  • Буква а встречается 1 раз. Слова с 1 буквой а
  • Буква и встречается 1 раз. Слова с 1 буквой и
  • Буква к встречается 1 раз. Слова с 1 буквой к
  • Буква л встречается 1 раз. Слова с 1 буквой л
  • Буква м встречается 1 раз. Слова с 1 буквой м
  • Буква н встречается 2 раза. Слова с 2 буквами н
  • Буква о встречается 2 раза. Слова с 2 буквами о

Значения слова молоканин. Что такое молоканин?

Молока́не

МОЛОКА́НЕ — религ. секта, возникшая в России в конце 60-х гг. 18 в. Представляя собой религ. форму антикрепостнич. движения крестьянства и демократич. элементов города, М. отличались рационалистич. критикой господств. церкви и ее догматов.

Философская энциклопедия

Молокан

Молокан (Mulgedium), род растений семейства сложноцветных, обычно присоединяемый как подрод к роду латук. М. татарский, или латук татарский, иногда называют также осот голубой (М. tataricum, Lactuca tatarica)…

БСЭ. — 1969—1978

МОЛОКАН — осот голубой, обременительный и трудно искоренимый сорняк из сем. сложноцветных, многолетнее сизое и голое растение с листьями, как у осота, и с голубыми цветками.

Сельскохозяйственный энциклопедический словарь. — 1989

Молокане

Молока́не — разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. В Российской империи были отнесены к «особенно вредным ересям» и преследовались вплоть до указов Александра I, относящихся к 1803 году…

ru.wikipedia.org

Молокане русская рационалистическая секта, образовавшаяся из секты духоборцев (см.) и удержавшая многое из ее учения и обрядов. основателем секты был Семен Уклеин (жил в 2-й половине XVIII в.), крестьянин Тамбовской губ., Борисоглебского у.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Молокане одна из сект в русском православии, суть учения которой сводится к признанию лишь духовно-душевной жизни в Боге и отрицанию любых телесных и материальных форм религиозной жизни.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000

МОЛОКАНЕ — одна из сект духовных христиан. Возникла в России во 2-й пол. 18 в. Отвергают священников и церкви, совершают моления в обычных домах. Общинами руководят старцы и выборные пресвитеры. С 1820 молокане поселялись в Закавказье, Крыму…

Большой энциклопедический словарь

Русский язык

Молока́н/ин/.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

  • Слова из слова «молоканин»
  • Слова на букву «м»
  • Слова, начинающиеся на «мо»
  • Слова c буквой «н» на конце
  • Слова c «ин» на конце
  • Слова, начинающиеся на «мол»
  • Слова, начинающиеся на «моло»
  • Слова, оканчивающиеся на «нин»
  • Слова, заканчивающиеся на «анин»
  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Путешествия по миру с закоренелым оптимистом. Люди, архитектура, природа и техника

Кто такие молокане и что они забыли в Армении? Сельскими дорогами Армении.

  • Dec. 14th, 2016 at 10:00 AM

А знаете ли вы что в Армении есть село с необычным названием Фиолетово, где с 1820 года живут ссыльные молокане из Тамбовской губерни? А кто такие молокане? До поездки в Армению я тоже не знал о существовании такой христианской секты. Молокане это особая этнографическая группа русских и представители одного из направлений так называемого Духовного христианства. В царское время молокане считались чуть ли не самыми опасными для веры еретиками. Нельзя сказать, что молокане это секта с едиными правилами, среди них выделяют тоже различные группы: «мокрые молокане» (практикующие водное крещение), молокане-прыгуны, молокане-субботники (соблюдающие субботу), дух-и-жизники (полагающие книгу «Дух и жизнь» в престоле, считая её третьей частью Библии) и другие. Самые необычные на мой взгляд это молокане-прыгуны. Цитирую Википедию:
Основателем и идейным вдохновителем данной секты являлся крестьянин Лукьян Петрович Соколов, который, неправильно истолковав слова псалма «окропиши мя иссопом», ввёл обычай сопеть друг на друга при богослужениях, чтобы «очистить и облагодатствовать», а также другие обряды, например такие, как «воскрешение дев» и «обряд, пробуждающий дух».
Обряд воскресения дев заключался в том, что во время моления одна из участвующих девушек во время исступления падала на пол и притворялась мёртвой. По указанию Соколова кто-нибудь из присутствующих дул и сопел на неё, целовал, после чего девушка «оживала», что убеждало присутствующих в её «воскрешении». Обряд, «возбуждающий дух», состоял из скакания и прыганья (что и явилось поводом для названия секты). Прыгуны объясняли свои действия во время данного обряда ссылкой на Библию, которая гласила о том, что библейский царь Давид «пред сенным ковчегом скакаше, играя». Исходя из этого прыгуны считали что Святой Дух может снизойти к избранным людям только во время прыжков, сопровождаемых пением молитв, и только это якобы поможет им достичь Бога. В совершении своих обрядов и празднований прыгуны, чаще всего, придерживались Торы. Вместо воскресенья, в отличие от православных и подобно иудеям, праздновали субботу, а также праздновали еврейскую пятидесятницу и прочие еврейские праздники. Пасху прыгуны праздновали точно так же, как иудейский Песах, однако во время празднования всё же упоминали о Христовом воскресенье, в которое веровали.
1. На дорогах Армении встречаются поистине удивительные экспонаты. Кажется, что скоро этот мотоцикл развалится, но я уверен, то еще мои дети, когда будут путешествовать по Армении лет через двадцать увидят этот же мотоцикл.

2. Даже в небольшом селе, дедушка одевается со вкусом.

3. А вот и указатель в то самое Фиолетово.

4. Дома отличаются от армянских. Больше похоже на украинские мазанки, разве что крыши не из сена.

5. В чем их основное отличие от традиционных православных? Они по своему толкуют Библию и не признают креста, икон, священническую иерархию, не совершают крестного хода. Ну и самое позитивное на мой взгляд отличие — это отказ от свинины, табака, алкоголя и наркотиков.
6. Откуда пошел термин «молокане» так точно и неизвестно. С одной стороны считается что их так прозвали православные из-за привычки пить молоко даже в пост. По другой версии из-за их предпочтений употреблять в армии и тюрьмах молочные продукты, т.к. в них точно не может быть свинины.
7. Молокане не ругаются матом, стараются жить своей общиной.
8. В седе Фиолетово живет около 750 жителей. Почти все русские.
9. Деревня находится в низине, в стороне от трассы. Дороги убитые. Как и мы смотрели на местных, так и они смотрели на нас с любопытством. Особо сюда никто не ездит. Было бы больше времени — можно было бы напроситься в гости. Наш гид по Армении — Ваге джан, сказал что так уже не раз делали его туристы. Молокане очень гостепреимные люди.
10. Старшее поколение исключительно с бородами. Молодежь кто как.
11. Местная социальная сеть 🙂
12. Вокруг поселения много засаженных полей. Удивительно насколько наш мир многообразен. Какие армяне молодцы, что не выгнали этих людей со своих земель и мирно сосуществуют все вместе. Ваге джан рассказал нам, что у армян считается крутым нанять молокан к себе на работу. Они очень трудолюбивы, честны и по полной программе вкладываются в то, что делают.
13. Летом здесь спокойно можно снимать рекламу для Альпийского шоколада 🙂
14. Таких старичков на ходу еще можно встретить
15. И их не мало!
16. В этой фотографии всё прекрасно: и сотрудник ГАИ, который остановился посреди дороги и автомобилист, который через две сплошные обгоняет его по встречке.
17. А это город Ванадзор. Город сильно пострадал во время землятрясения 1988 года. Как видите, в городе не заморачиваются вопросами визуального мусора. Глаза реально разбегаются от обилия рекламы.
18. Мужик похожий на Луи де Фюнеса 🙂
19. Центральная площадь Ванадзора. Чем-то отдаленно напоминает центральную площадь в Ереване.
20. Маша и медведь на армянском
21. А внутри магазина ящики с водкой, на которых просто суровейший креатив 🙂
22. Извиняюсь за качество фото, снимал на ходу от пояса. Сотрудница полиции.
23. В Армении через каждые 5-10 минут на дороге попадаются различные автомастерские.
24. Так неестественно выглядят эти домики на фоне гор.
25. В такие моменты всегда вспоминаю фильм Пункт Назначения.
26. А это Пушкинский перевал. 11 июня 1829 года Александр Пушкин по его собственным словам, здесь встретил арбу, на которой переправляли в Тбилиси тело убитого в Тегеране Александра Грибоедова.
27. Современное искусство.
28. А это Одзунский монастырь VI века! Последняя реставрация была сделана в 2014 году итальянцами.
29. Очень спокойное место.
30. Внутри храма.
31. А это памятник надгробие, который виден слева от храма на 28 фото. Четырехметровые столбы с еще сохранившимся древним орнаментом.
32. Могили священников. Это не меч, это посох.
33. Не только старые мотоциклы и автобусы можно встретить на дорогах, но и Победу!
34. Трудолюбивый народ.
В следующем отчете мы с вами побываем ещё в одном древнем монастыре, переберемся в Грузию и узнаем, что означает красная ленточка на заборе у азебрайджанцев.
На связи! 🙂

Tags:

  • Армения,
  • Кавказ,
  • путешествия,
  • фото

Posts from This Journal by “Армения” Tag

  • Пещерный город Уплисцихе в Грузии

    В пещерных городах бывали? Недалеко от Тбилиси есть очень крутой древний город, с труднопроизносимым названием Уплисцихе. Как по мне, так это Must…

  • Тбилиси. Что смотреть в центре города?

    Друзья, как вы знаете, у меня много лет есть свой блог в ЖЖ. Туда я выкладываю свои отчеты из путешествий. Цели стать суперблогером нет, хочется…

  • Телепортация из Армении в Грузию или как мы психанули и изменили маршрут

    Искренне считаю, что каждый человек в моей жизни является моим учителем. Многим поступкам и изменениям в своей жизни я благодарен своему другу Илье.…

  • От Севана до Дилижана: памятник Мимино, старинный город и древние храмы, свадьба и прогулка по горам

    Побывать на озере, увидеть несколько храмовых комплексов, подняться на гору, побывать на армянской свадьбе, посетить старинный город и встретить…

  • Норатус — древнее армянское кладбище и холодный Севан

    Норатус совсем недавно приобрел статус самого крупного древнего армянского кладбища. Совсем недавно, потому что до этого самое крупное находилось в…

  • Татевский монастырь и пещерный город армянских троглодитов — Хндзореск

    Вот есть у меня одно правило, которое я иногда нарушаю и потом жалею об этом. Суть правила — если можешь что-то сделать сегодня, не надо откладывать…

  • Армения — страна, где проходили библейские события

    Путешествуя по Армении ты все время оказываешься в местах, где творилась история. На Арарате ошвартовался Ноев ковчег и именно сюда пришли апостолы…

  • Добро пожаловать в Ереван! Барев Армения!

    Странная штука эти мечты. В прошлом году запланировали с парнями на август поездку по Кавказу на машине — планировали через Дагестан въезжать в…

Материал из Энциклопедия евангельских христиан-баптистов Перейти к: навигация, поиск Русские поселенцы (скорее всего, молокане) в Закавказье (начало XX в.)

Молока́не — течение духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. Как религиозное течение близки к евангельскому протестантизму. Во второй половине XIX и начале XX веков стали своеобразной «питательной средой» для распространения баптизма, особенно в южнороссийских губерниях, на Кавказе, в Закавказье, а также Дальнем Востоке.

Значительная часть лидеров баптистов и евангельских христиан тех времен (Никита Исаевич Воронин, Илья Андреевич Голяев, Иван Иванович Жидков, Василий Васильевич Иванов, Дей Иванович Мазаев, Гавриил Иванович Мазаев, Иван Степанович Проханов, Василий Прокофьевич Степанов, Георгий Иванович Шипков и многие другие) выросли в молоканских семьях.

Особенности вероучения

В отличие от духоборов (другой разновидности духовных христиан), молокане высоко чтили Библию. При этом многие места из Священного Писания они толковали аллегорически. В результате молокане отвергали внешние формы поклонения и церковные таинства, включая крещение и причастие, которые понимали также аллегорически.

Название

Молоканские старейшины

Есть несколько теорий происхождения названия «молокане». Согласно одной из них, молокане пили молоко в постные дни, когда приём «скоромной» пищи запрещён православными канонами. Некоторые связывают название «молокане» с рекой Молочной в Мелитопольском уезде, куда ссылали молокан. Сами молокане предпочитают ссылаться на упомянутую в Библии метафору «духовного молока» (1 Петра 2:2).

История

Молокане. 1870-е

Время формирования молоканского движения достоверно неизвестно. Даже серьезные источники называют разное время. Так в словаре «Христианство» (1994) датой называются 60-70-е года XVIII века. Справочник «Современная религиозная жизнь России» (2003) называет рубеж XVII-XVIII веков.

Ряд исследователей считает, что движение духовных христиан, из которых выделилось молоканство, берет начало от Великого раскола РПЦ, а точнее — от беспоповцев. Историк баптизма М. С. Каретникова, считает, что духовные христиане вышли из секты Божьих людей — «первой секты на почве православия» и вполне правомочны вести свою историю от 1666 года — года Великого раскола.

По другой версии, молоканство (а точнее, духовное христианство) — следствие проповеди иностранца. В 1938 году издававшийся в США молоканский журнал «Солнце» опубликовал серию «Очерков истории русского протестантского религиозного движения» А. К. Дубового. Там говорилось:

«Духовное христианство появилось первоначально в селе Охочем Змиевского уезда Харьковской губ. в 1740 году. Вот как история повествует о начале молоканства и духоборчества. Пришел туда (в Охочее) — один престарелый иностранец, называвший себя отставным унтер-офицером, который, начав с осторожностью проповедовать новые мысли, основанные на Библии, собирал по вечерам людей и толковал им Слово Божие. В продолжении некоторого времени он давал им советы, помогал, улаживал раздоры, за что приобрел к себе доверие и любовь многих. По их просьбе согласился он остаться жить между ними, и, живя среди них, приобрел последователей. Таким образом зародилась община духовных христиан, — в последствии разделившаяся на два течения — духоборцев и молокан.

Некоторые полагают, что этот основатель духовного христианства у нас на Руси был квакер, что, хотя, подвержено сомнению; но нужно сказать, что как у духоборцев, так и у молокан, есть много сходственного в уставах и обрядах с квакерскими.

Кто бы он не был, но проповедник этот бросил семена Евангелия, вследствие чего к концу 1790 года религиозное пробуждение уже вовсю охватило Харьковскую губернию; оно рапространилось и по всей Екатеринославской и др. соседним губерниям».

Распространителем молоканства стал Семён Уклеин, бывший духобор и муж дочери лидера духоборов, Иллариона Побирохина, из Тамбовской губернии. Оттуда молоканство быстро распространилось в Саратовскую, Воронежскую, Астраханскую и другие губернии.

В 1830-х годах, по декрету Николая I, для заселения молоканами и духоборами открываются закавказские провинции. Одновременно с этим среди молокан происходит всплеск религиозного энтузиазма, связанный с распространившимися между ними пророчествами о начале тысячелетнего царства Христа в районе горы Арарат в 1836 году.

Также большое количество молоканских семей были отосланы в украинские степи, а именно по большей части в нынешнюю Запорожскую область, где молокане проживают по сей день.

В конце XIX — начале XX века на территории Российской империи значительная часть молоканства влилась в русский баптизм, схожий с молоканством по вероучению, но имевший более проработанное и структурированное богословие. Основное отличие молокан от баптистов заключалось в небуквальном «духовном» понимании крещения и Вечери. Баптисты, используя Библию, убеждали молокан принять крещение буквально, что вело их к переходу в баптистскую общину.

В первые десятилетия распространения баптизма в России именно молоканство наряду со штундизмом являлись основной «питательной средой» для роста баптизма. В населенных пунктах, где были крупные молоканские общины (Тифлис, Самара, Пески Воронежской губернии, Благовещенск-на-Амуре и близлежащие села — Толстовка, Тамбовка, Гильчин и др.) появились крупные баптистские церкви. Значительная часть пионеров российского баптизма являлись выходцами из молокан.

Численность

По сведениям Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД Российской империи, собранным через губернаторов, к 1 января 1912 года общее количество «сектантов» в России составляло 399.565 человек. молокане-«воскресники» стали самыми многочисленными из них (около 133.935 человек), обойдя по численности баптистов (штундистов) (около 115 тысяч человек), меннонитов (около 36 тысяч человек) и евангельских христиан-прохановцев (около 31 тысячи человек). В то же время рост численности баптистов почти десятикратно превышал молоканский: если за период 1905 — 1911 годов в молоканство из православия перешло 2.875 человек, то в баптизм — 28.144.

Вероучительные документы

У молокан не было общепринятого признаваемого вероучительного документа, ибо, как писалось в журнале «Духовный христианин», молоканский «фундамент – есть внутренняя свобода совести; у нас нет никакого св. синода, который имел бы право составлять по баллотировке для нас правила вероучения (катехизис), выработанное на съезде по большинству голосов, а не какие либо другие катехизисы, составленные другими братьями». В то же время попытки выработать вероучение предпринимались не раз.

  • Пашацкий И. А. «Истинное христианское учение или вероисповедание духовных христиан», 1862
  • Шевелев Н. А. «Вероисповедание духовных христиан, обыкновенно называемых молоканами», Женева, 1865

Богословы

  • Пашацкий, Иван Андреевич
  • Проханов, Александр Степанович

Периодика

  • Журнал «Духовный Христианин» (1905-1917)
  • Журнал «Молоканин» (1910-1911)
  • Журнал «Молоканский вестник» (1906)
  • Журнал «Молоканский прогресс» (1906)
  • Журнал «Вестник духовных христиан–молокан» (1926-1929, позднее нерегулярно)
  • Журнал «Сектантский вестник» (1913-1914)
  • Журнал «Солнце» (1938-1934)

В настоящее время

Тысячи молокан Закавказья были вынуждены искать себе новое место жительства в результате войн начала XX века и после передачи Турции территории Карсской области. Советское правительство выделило переселенцам целинные земли в Сальской степи на юге России, ныне входящие в состав Целинского района Ростовской области. Там и в настоящее время есть активные молоканские организации.

Остававшиеся в Турции молокане были репатриированы в Россию (в разные районы Ставропольского края) в 1961 году.

В начале 1900-х годов несколько тысяч молокан эмигрировало в США (западное побережье) и Мексику (северо-запад).

На сегодня в Соединённых Штатах около 20 тысяч человек «этнически идентифицируют себя как молокане», в том числе около 2 тысяч регулярно посещают молоканские служения.

Примечания

  1. ↑ Никольская Т. К. «Русский протестантизм и государственная власть в 1905—1991 годах». — СПб.: Изд-во Европейского университета, 2009. — С. 189. ISBN 978-5-94380-081-8
  2. ↑ Молокане
  3. ↑ Христианство: Словарь Под общей редакцией Л. Н. Митрохина и др. Москва, издательство «Республика» 1994, ISBN 5-250-02302-9 С.287
  4. ↑ Кестонский институт — Современная религиозная жизнь России. Т.1, Москва, «Логос», 2004 ISBN 5-94010-237-9 C.279
  5. ↑ Кестонский институт — Современная религиозная жизнь России. Т.1, Москва, «Логос», 2004 ISBN 5-94010-237-9 C.279
  6. ↑ Альманах по истории русского баптизма. СПб, Библия для всех, 2006, С.48
  7. ↑ Дубовой А. К. — «Очерки истории русского протестантского религиозного движения» // Солнце (Лос-Анджелес), №7-9 за 1938 год С.18
  8. ↑ Слово Истины, 1914, №48, С.566
  9. ↑ Журнал «Духовный христианин» №2 с.21
  10. ↑ Журнал «Духовный христианин», 1905, №1, С.34
  11. ↑ Каталог Национальной электронной библиотеки
  12. ↑ Зарегистрированные на территории Целинского района религиозные организации
  13. ↑ Molokane. Short Description and History

Ссылки

  • Молокане — русское лицо Армении
  • Сайт молокан Красносельска Армении
  • По следам молоканства
  • Молитвенник Молокан
  • Молокане
  • Molokane.org: Molokan Home Page
  • Авраам Шмулевич, Марк Кипнис. Субботники (Иудействующие). КЕЭ, том 8, колонка 635—639
  • «Молокане: между небом и землей, между Россией и Арменией», Благовест-Инфо, 25.12.2007
  • «Из Грузии уезжают молокане», Newsru.com, 25.02.2009
  • Официальный сайт постоянных Духовных Христиан Молокан в России
  • Russian Molokan Church service, September 14, 1938

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *