Монастырь в боголюбово

Боголюбский монастырь

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Монастырь
Боголюбский монастырь
Ансамбль Боголюбского монастыря

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 331420082890006 (ЕГРОКН)
объект № 3310155000 (БД Викигида)
56°11′45,10″ с. ш. 40°32′11″ в. д.HGЯO
Страна Россия Россия
Посёлок Боголюбово
Конфессия Православие
Епархия Владимирская и Суздальская
Тип Женский
Здания
Рождественский собор • Остатки дворца Андрея Боголюбского • Благовещенская церковь • Боголюбский собор • Надвратная колокольня
Статус Охраняется государством
Боголюбский монастырь на Викискладе

Боголю́бский монасты́рь Рожде́ства Богоро́дицы (c XIX века в честь явле́ния Боголю́бской ико́ны Бо́жией Ма́тери) — женский православный монастырь в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области (Владимирская и Суздальская епархия Русской православной церкви).

Монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания домонгольской Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично.

Боголюбский замок

Основная статья: Боголюбский замок

Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 года основал здесь загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честь Рождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богоматери, либо чрез Владимирскую икону, либо при её явлении князю Андрею (см. Боголюбская икона Божией Матери).

Икона «Явление Богоматери св. Андрею Боголюбскому», XIX век. На заднем плане — панорама Боголюбского монастыря Храм Рождества Богородицы и остатки замка Андрея Боголюбского (ниже шатра колокольни) Сергей Заграевский. Реконструкция замка Андрея Боголюбского

Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий; замок ограждён каменными стенами (см. одну из реконструкций). «Другого столь значительного комплекса белокаменных зданий мы в домонгольской Руси не знаем», — констатирует Сергей Заграевский. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока Николай Воронин в 1954 году не обнаружил лестничную башню и переход на хоры, соединяющий башню с собором Рождества Богородицы. В XVIII веке над лестничной башней была надстроена шатровая колокольня. Белокаменный храм Рождества Богородицы рухнул в 1722 году, но в 1751–1758 годах был построен вновь.

История монастыря

Князь Андрей был убит в своём замке. Предполагаемое место убиения князя Андрея, находящееся под лестницей лестничной башни, сохранилось до настоящего времени. Вероятно, во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь. Н. Н. Воронин высказал предположение, что монастырь на территории замка был устроен при преемниках Андрея, в начале XIII века, однако ранние сведения об истории обители очень скудны и датируются гораздо более поздним временем. В академических списках древнерусских монастырей он не числится.

По грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 1687 года обитель стала Патриаршим домовым монастырём; в 1753 году — синодальным; позднее перешёл в ведение Владимирских архиереев; с 1882 года до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии. При учреждении штатов в 1763 году монастырю был усвоен 3-й класс, в 1872 — 2-й, в 1891 году — 1-й. Огромный, грузный собор в честь Боголюбской иконы Божией матери возведён в 1855-66 гг. в т. н. «русско-византийском стиле» по проекту его основоположника, К. А. Тона.

В 1921—1923 годы настоятелем был викарий Владимирской епархии Ковровский епископ Афанасий (Сахаров). 3 июня 1923 года монастырь был закрыт; 17 сентября того же года президиум Владимирского уездного исполкома принял решение о передаче всего имущества бывшего монастыря уездному и волостному исполкомам; постановлением того же исполкома от 21 декабря и Владимирского губземуправления от 8 января 1924 года ансамбль бывшего монастыря со всем имуществом передавался в ведение музейного отдела.

Список настоятелей и настоятельниц

Этот список взят из летописи игумена Аристарха, составленной в 1767 году. Все имена игуменов до XVI века известны только по этому сочинению и историческими документами не подтверждаются.

  1. Сергий — первый игумен монастыря, поставленный якобы ещё самим блгв. князем Андреем Боголюбским.
  2. Никон
  3. Симеон
  4. Алексий
  5. Онисим
  6. Макарий
  7. Иоанн
  8. Захарий
  9. Макарий
  10. Матфей
  11. Дорофей
  12. Иоанн
  13. Герман
  14. Игнатий
  15. Марк
  16. Иосиф
  17. Симон
  18. Прохор
  19. Феодосии
  20. Калистрат
  21. Пафнутий
  22. Симеон
  23. Евфимий, произведен архимандритом.
  24. Киприан
  25. Каллистрат
  26. Иов, произведен архимандритом.
  27. Кассиан, произведен архимандритом.
  28. Никифор
  29. Мартирий, произведен архимандритом.
  30. Антоний
  31. Герасим
  32. Максим, произведен архимандритом.
  33. Даниил
  34. Иосиф
  35. Глеб
  36. Мисаил
  37. Роман
  38. Васиан
  39. Мартирий
  40. Феодосий (ум. 1506)
  41. Иосиф (1506 — ум. 1515)
  42. Варлаам (1515 — ум. 1530)
  43. Симеон (1530 — ум. 1538 в сентябре)
  44. Геласий (1538 — ум. 1548)
  45. Гурий (1548—1550) (посвящён в архимандрита и переведен в другой монастырь)
  46. Феодосий (1550 — ум. 1554)
  47. Александр (1554 — ум. 1566)
  48. Максим (1566 — ум. 1578)
  49. Тихон (1578 — ум. 1585)
  50. Мисаил (1585 — ум. 1591) (или Михаил)
  51. Трифон (1591 — ум. 1594)
  52. Прохор (1594 — ум. 1598)
  53. Нифонт (1598 — ум. 1599)
  54. Иов (Кайсаров) (1599 — ум. 1605)
  55. Савватий (1605 — ум. 1615)
  56. Евфимий (1615 — ум. 1622)
  57. Пафнутий (1622 — ум. 1631)
  58. Иосиф (1631 — ум. 1631)
  59. Елисей (1631 — ум. 1635)
  60. Савватий (1635 — ум. 1638)
  61. Евфимий (1638 — ум. 1644)
  62. Кирилл (1644 — ум. 1648)
  63. Филарет (1648 — ум. 1654)
  64. Левкий (1654 — ум. 1660)
  65. Петр (1660 — ум. 1665)
  66. Нектарий (1665 — ум. 1667)
  67. Филарет (1667 — ум. 1673)
  68. Никон (1673—1678)
  69. Игнатий (1678 — ум. 1684)
  70. Ипполит (1684 — ум. 1695) (по другим источникам — ум. 1692)
  71. Дионисий (1695 — ум. 1696)
  72. Иоасаф (Картычевский) (1696—1697)
  73. Иоасаф (1697—1699)
  74. Гедеон (1699—1702)
  75. Иосиф (1703 — ум. 1704)
  76. Иоаким (Печерский) (1705 — ум. 1711)
  77. Сергий (1711 — ум. 1712)
  78. Арсений (1712 — ум. 1717)
  79. Аверкий (1717—1720) (был взят в Тайную канцелярию)
  80. Иоанникий (1720—1725) (Войков) (также взят в Тайную канцелярию)
  81. Авраамий (1725—1728) (Любецкий игумен; возвращен в свой Любецкий монастырь)
  82. Аверкий (1728 — ум. 1739) (освобожден из заточения)
  83. Михаил (1740—1749) (посвящён в 1740 г. во игумена, из Флорищевой пустыни)
  84. Иннокентий (1749—1749) (тайно уехал в Киев)
  85. Матфей (1749—1750) (из Волосова монастыря)
  86. Иннокентий (1750 −1753) (вновь возвращен, но в 1753 году выслан из монастыря в Синодальную контору)
  87. Варлаам (1753—1753) (в том же году снят и переведен во Владимирский Богородице-Рождественский монастырь «в клиросное послушание»)
  88. Симон (1754—1754) (иеромонах, снят с должности)
  89. Симеон (1754—1758) (назначен из иеромонахов Архиерейского дома; по прошению уволен в Киев, так как родом был из Малороссии)
  90. Михаил (1758—1762) (по прошению уволен в Грузию, так как родом был грузин)
  91. Аристарх (1762 −1767) (составитель монастырской летописи)
  92. Мефодий (14.02 — 18.02.1767) (из иеромонахов Цареконстантиновского монастыря, уволен)
  93. Исаакий (18.02 — 26.02.1767 (уволен)
  94. Иринарх (1767 — ум. 1773)
  95. Киприан (1773 — ум. 1775)
  96. Феофилакт (1775 — ум. 1776)
  97. Парфений (1777 — ум. 1786)
  98. Аристарх (1780)
  99. Евгений (1786—1789)
  100. Митрофан (1789—1793)
  101. Иосиф (Чапужников) (1793—1795)
  102. Филарет (1795—1802)
  103. Вениамин (1802—1803)
  104. Анатолий (1804 — ум. 1809)
  105. Августин (1809—1818)
  106. Аркадий (Фёдоров) (1818—1823)
  107. Иероним (1823—1824)
  108. Никодим (1825—1827)
  109. Феоктист (Орловский) (1827 — ум. 1829)
  110. Агапит (1829—1834)
  111. Феофил (1835 — ум. 1856)
  112. Иероним (1857 — ум. 1865)
  113. Даниил (1866 — ум. 1882) С 1882 г. монастырь поступил в ведение викарных архиереев и в течение 10 лет, вплоть до 1892 года, на месте им управляли сами епископы. С 1892 года назначаемы были вновь архимандриты в управление монастырем, которые именовались наместниками (так как настоятелем назначался викарный епископ).
  114. Варлаам (18.03.1892 — 06.09.1905 (на покое)
  115. Паисий (1905—1912)
  116. Вениамин (18.05.1912 — 1916)
  117. Александр (28.05.1916 — июль 1920)
  118. Афанасий (Сахаров) (июнь 1921—1923)
  119. Иероним (Деркач) (1991—1997)
  120. Петр (Кучер) (1997—2010)

Игуменьи

Фото Имя Годы Примечание
Иулиания (Подолянко) 1997-1998 игуменья
Антония (Шаховцева) игуменья

Возрождение монашеской жизни

В 1991 году часть зданий была передана монашествующим во главе со схиигуменом Никодимом. 14 января 1997 года по решению священноначалия сюда были переведены 60 сестёр из Задонского Спасо-Преображенского монастыря; возникли два монастыря: мужской и женский. После этого началась активное возрождение монастыря.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери был полностью оштукатурен, проведено паровое отопление. В соборе повешены паникадила: центральное весом около 2 т и девять малых боковых; гранитом и мрамором выложен пол, белым мрамором — солея, алтарь, престол, жертвенник и горнее место. Отреставрированы росписи, в 2002 году изготовлен новый трёхъярусный резной позолоченный иконостас. Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. Праздничным звоном оглашают окрестности колокола весом 1050, 2500 и 8000 кг. На святом источнике у стен монастыря выстроена часовня и две купели.

Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII века, в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из города Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля — в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.

Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершено строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. Начиная с 2001 года, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.

Архитектурный ансамбль монастыря

Собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери (1855—1866, архитектор Константин Тон) и колокольня

  • Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы (1751—1758)
  • Остатки дворца Андрея Боголюбского (1158—1165)
  • Благовещенская церковь (1683), перестроена в 1804
  • Собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери (1855—1866)
  • Надвратная колокольня (1841)

Приют для несовершеннолетних

В сентябре 2009 года СМИ сообщали о побеге в августе двух девочек-воспитанниц монастырского приюта для несовершеннолетних: сбежавшая из приюта 16-летняя воспитанница Валентина Перова направила обличительные письма Генеральному прокурору России, патриарху Кириллу и Президенту России.

1 октября 2009 года сообщалось, что специальная комиссия, назначенная патриархом Кириллом, занимается ситуацией, сложившейся вокруг приюта при женском монастыре. Некоторыми обозревателями скандал в связи с побегом расценивался как провокация против ультраконсервативно настроенного архимандрита Петра (Кучера). 18 ноября председатель Следственного комитета при Прокуратуре РФ Александр Бастрыкин предложил законодательно гарантировать соблюдение прав несовершеннолетних, содержащихся в монастырских приютах, — что явилось результатом проверки, проведённой в связи с обращением Перовой о незаконном лишении свободы её и другой воспитанницы. В работе приюта был выявлен ряд нарушений законодательства; настоятельница была лишена права опекунства, однако проверка не подтвердила факты жестокого обращения монахинь с обитателями приюта, которые были изложены в письме Перовой президенту и патриарху.

В начале октября 2010 года из монастырского приюта сбежали и обратились в милицию две 17-летние девушки, а через несколько дней в газету «Известия» пришёл вместе с тремя бывшими воспитанниками приюта отец Виталий Рысев, директор суздальской епархиальной школы-пансиона, куда прошлой зимой перевели часть детей из Боголюбского монастыря. В статье в «Известиях» приводились слова матери одной из бывших послушниц: «Очень часто из комнаты воспитателя доносился плач детей, их били ремнём, у многих были отпечатки ремня на ногах и руках». Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, уполномоченный по правам ребёнка Павел Астахов и российская Генпрокуратура обещали расследовать сообщения об избиениях и издевательствах над детьми, ранее проживавшими в приюте монастыря. Как сообщила одна из сбежавших воспитанниц боголюбовского приюта, в нём детям внушали, будто в России будет восстановлена монархия, и кто-нибудь из воспитанников мужского пола станет новым «царём Всея Руси».

21 октября 2010 года распоряжением архиепископа Владимирского Евлогия (Смирнова) в монастыре прекращено всякое пребывание несовершеннолетних детей — даже с родителями.

Примечания

  1. ↑ ПСРЛ. — Т. 6. — Вып. 1. — Стб. 231.
  2. ↑ Заграевский, С. В. Великокняжеский замок в Боголюбове: опыт графической реконструкции. / Мат-лы XVII межрегион. краевед. конф. (20 апреля 2012 г.). — Т. 1. — Владимир, 2013. — С. 296—312.
  3. ↑ 1 2 РусАрх — Заграевский С. В. Боголюбовский архитектурный ансамбль конца 1150-х —начала 1170-х годов: вопросы истории и реконструкции
  4. ↑ 1 2 3 А. В. Маштафаров. Боголюбский в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 465-471. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  5. ↑ М. И. Бълхова. Монастыри на Руси XI — середины XIV века
  6. ↑ Описание построек обители. Свято-Боголюбский женский монастырь
  7. ↑ Побег из обители Архивная копия от 3 августа 2011 на Wayback Machine // Новая газета. — № 105. — 23.9.2009.
  8. ↑ Церковная проверка инцидента в приюте монастыря во Владимирской области выявила факты, вызывающие озабоченность. NEWSru, 1.10.2009.
  9. ↑ Добычин А. Зачистка. Подлинный сценарий и истинный режиссёр информационного спектакля вокруг Свято-Боголюбского монастыря. portal-credo.ru, 28.9.2009.
  10. ↑ Глава СКП ставит вопрос о законодательных гарантиях прав несовершеннолетних, которые содержатся в монастырях. Интерфакс-Религия, 18.11.2009.
  11. ↑ Настоятельницу Боголюбовского монастыря лишили опекунских прав в отношении содержащихся в приюте. Интерфакс-Религия, 4.12.2009.
  12. ↑ Монастырь под Владимиром проверяют следователи и чиновники. Би-би-си, 25.10.2010.
  13. ↑ Кучер хлыстом воспитывал будущего царя?
  14. ↑ Владимирский архиепископ приостановил работу детского приюта Боголюбского монастыря. NEWSru, 21.10.2010.

Литература

  • Игумен Аристарх. Летопись Боголюбова монастыря с 1158 по 1770 год. М., 1878, 20 с.
  • А. В. Маштафаров. Боголюбский в честь явления Боголюбской иконы монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 465-471. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.

Ссылки

  • Официальный сайт
  • Боголюбский в честь явления Боголюбской иконы монастырь Статья в Православной энциклопедии
  • Владимиро-Суздальский Музей-Заповедник
Монастыри Владимирской области

Александровский (Суздаль) | Благовещенский (Вязники) | Благовещенский (Киржач) | Благовещенский (Муром) | Богородице-Рождественский (Владимир) | Богоявленский (Мстёра) | Борисоглебский (Борисоглеб) | Васильевский (Суздаль) | Введенский Островной | Воскресенский (Муром) | Знаменский (Гороховец) | Космин Яхромский (Небылое) | Крестовоздвиженский (Муром) | Лукианова пустынь | Махрищский монастырь | Михайло-Архангельский (Юрьев-Польский) | Николо-Волосовский монастырь | Никоновский Введенский монастырь (Юрьев-Польский) | Покровский (Суздаль) | Ризоположенский (Суздаль) | Боголюбский (Боголюбово) | Никольский (Новое) | Успенский монастырь (Александров) | Скорбященский монастырь (Хмелёво) | Смоленская Зосимова пустынь | Спасо-Евфимиев (Суздаль) | Спасо-Преображенский (Муром) | Сретенский (Гороховец) | Троице-Никольский монастырь (Гороховец) | Троицкий (Муром) | Успенский Княгинин (Владимир)

Известные
по летописным данным
  • Спасский Муромский (1096)
  • Юрьев (1119)
  • Антониев (1117)
  • Авраамиев Ростовский (1119? 1261)
  • Зверин (1148)
  • Мирожский (1156)
  • Духов (1162)
  • Хутынский (1192)
  • Спасский Старорусский (1192)
  • Рождественский (1192)
  • Княгинин (1200)
  • Петровский Ростовский (1214)
  • Спасский Ярославский (1216)
  • Благовещенский Нижегородский (1239)
Известные по древним
церковным преданиям
Курсивом выделены монастыри, ныне не действующие

Боголюбово. Боголюбовский архитектурный дворцовый ансамбль

⇐ Предыдущая12

На территории старинного села Боголюбово, близ Владимира, недалеко от впадения в Клязьму реки Нерль, стоял когда‑то окруженный оборонительными сооружениями замок великого князя Андрея Боголюбского, который контролировал водный путь из Суздаля во Владимир. Подчиняя боярскую знать Суздаля и Ростова, князь Андрей закрыл устье клязьменской Нерли, поставив на высоком берегу Клязьмы, у самого слияния волжской и клязьменской Нерли княжеский замок Боголюбов.

В летописях Андрей Боголюбский назван гордецом, каких мало. Со всеми, кого встречал, он вел себя важно, а то и заносчиво, ни перед кем не склонял головы. Был он мужчиной видным, статным, высокого роста и могучего телосложения. Князь держал себя с достоинством и говорил уверенно и властно. Он привык быть первым и как должное воспринимал, что ему покорно повинуются, безропотно выполняя все его распоряжения.

Могила князя сохранилась, и более семидесяти лет назад при изучении его скелета было установлено, что два шейных позвонка князя срослись между собой, и потому, если бы он даже захотел, все равно бы не смог в знак приветствия нагнуть голову. Следовательно, Андрей Боголюбский казался таким неприступным не только из‑за своего гордого нрава. Помимо воли он вынужден был держать голову высоко, словно подчеркивая тем самым превосходство на всеми прочими. Андрей Юрьевич – единственный из одиннадцати сыновей Юрия Долгорукого, причисленный церковью к лику святых.

Из киевского Вышгорода князь Андрей вез икону Богоматери, которая чудесным образом остановила княжеский поезд, определив «любимое богом» место постройки замка и посвященных ей храмов. Так гласило «Сказание» о чудесах этой иконы, созданное в княжение Андрея.

Заложенная в 1158 году княжеская резиденция недолго сохраняла свое великолепие – в 1175 году Андрей Боголюбский был убит заговорщиками. В посмертной биографии князя летописец отметил, что Боголюбов был построен князем для себя, что это был каменный замок, напоминавший по своему расположению киевский Вышгород. Далее летописец рассказывал о необыкновенном богатстве и красоте храмов, созданных волей князя с 1158 по 1165 год во Владимире и Боголюбове.

После смерти князя Андрея, в пору многочисленных междоусобиц, войска враждовавших князей‑соседей неоднократно грабили и жгли Боголюбово, окончательно утратившее свое значение после нашествия хана Батыя. Впоследствии на этом месте возник Боголюбов монастырь.

За восемьсот пятьдесят лет время стерло с земли замковые стены и здания. В XVIII веке при крушении древнего дворцовского собора уцелела лишь белокаменная лестничная башня с переходом на хоры. Раскопки археологов и работы ученых, прежде всего Н. Н. Воронина, проводившего археологические исследования боголюбовского комплекса, вернули Боголюбову его древнюю славу княжеского города и позволили реконструировать первоначальный вид существовавшего здесь уникального ансамбля, который превзошел и легенды и хвалебные отзывы летописцев.

В восточной части села по краям небольшого четырехугольника, очерченного берегом старой Клязьмы и оврагом с запада, и теперь видны древние валы княжеского города. Со стороны речной пристани они имели белокаменные башни. Фундаменты одной из башен были открыты в обрыве к реке. Подобно Владимиру, княжеский замок сочетал земляные и каменные укрепления с искусственно обводненными рвами.

За стенами Боголюбского замка располагался сложный ансамбль небывалой красоты белокаменного княжеского дворца, где князь Андрей провел остаток жизни и где был убит своими недругами. Центром дворца был златоглавый собор Рождества Богородицы, украшенный, подобно Успенскому собору Владимира, поясом колонок, резными камнями и золоченой медью, которая оковывала западный портал собора. Наружный облик собора был богат и параден. Однако основные усилия художники сосредоточили на внутренней отделке храма.

Пол храма был устлан толстыми плитами меди, в глубине алтаря за алтарной белокаменной преградой поднималась на тонких колонках драгоценная шатровая сень со скульптурным изображением Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи. Великолепные круглые столбы, расписанные под мрамор, несли высоко поднятые княжеские хоры, а выше на огромные лиственные капители столбов опирались своды и светлый барабан главы.

Живописцы из Греции украсили храм фресками, зеленовато‑желтая и коричневая гамма которых прекрасно гармонировала с цветными полами хор, вымощенных майоликовой плиткой. На хоры по обыкновению князь приглашал послов и гостей, показывая отсюда им пышное убранство храма, богатство драгоценной утвари и красоту богослужения. Гости удивлялись богатству драгоценной утвари и силе христианского бога русских.

⇐ Предыдущая12

Дата добавления: 2015-03-08; просмотров: 554; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

В современном с. Боголюбове (в 10 км от г. Владимира) сохранились остатки древнего дворцового комплекса. Летопись сообщает, что этот комплекс был построен Андреем Боголюбским: «Создал же бяшеть собе город камен именем Боголюбый … и церковь преславну святыя Богородица Рожества посреде города камену созда в Боголюбом и удиви ю паче всих церквпй» . В Новгородской 4-й летописи указана точная дата строительства — 1158 г.: «И град заложи Боголюбивое» . В кратком «Летописце» имеется перечень сооружений, возведенных в Боголюбове: «И постави две церкви камены, и ворота камены, и палаты» . В более позднем Житии князя Андрея отмечено, что над воротами находилась церковь Андрея Первозванного, и упомянута еще одна церковь — Леонтия, при которой был основан монастырь .

По-видимому, уже в XIII в. дворцовый ансамбль полностью перешел в ведение монастыря. Ансамбль был, очевидно, сильно поврежден во время монголо-татарского вторжения и после этого начал постепенно ветшать. Значительная часть сооружений, и в первую очередь оборонительные стены, башни, ворота, была окончательно разобрана во второй половине XVIII в. Дворцовый собор существовал до конца XVII в., когда были выломаны его хоры и растесаны окна, после чего здание стало быстро разрушаться и в 1722 г. рухнуло. В середине XVIII в. на месте уничтоженного собора была построена новая церковь. В настоящее время от древнего ансамбля сохранились лишь лестничная башня и арочный переход, который вел из башни на хоры собора.

В 1934-1938 гг. в Боголюбове были проведены археологические раскопки (Н. Н. Воронин). Они показали, что ансамбль состоял из собора и переходов, направленных к югу, в сторону крепостных стен, и к северу, к лестничной башне, а оттуда в сторону дворца (табл. 9). Остатки самого дворца полностью уничтожены поздним зданием. На площади перед собором стоял киворий над водосвятной чашей. Местоположение каменных ворот и церкви Леонтия не определено.

Центром ансамбля был собор Рождества Богородицы. Стены его по всему периметру сохранились в высоту на 1—3 ряда каменной кладки; на этих стенах, как на фундаменте, было поставлено здание новой церкви. Собор представлял собой четырехстолпный трехапсидный храм. Длина его 17 м, ширина 12.6 м, азимут 80°. Столбы храма круглые (диаметр 1.5 м), причем восточная их пара соединена с апсидами стенками, имеющими проходы. Столбам на внутренней поверхности стен отвечали плоские лопатки, а на внешней — сложнопрофилированные пилястры с тонкими полуколоннами. Колонки угловых пилястр сильно вынесены наружу по диагонали здания. Толщина стен 1.2 м. Порталы храма перспективные. На западном портале уцелели гвозди с кусочками золоченой меди, которой он был обит. В раскопах встречен также кусок резного архивольта. В основании стен храма снаружи и в основании круглых столбов проходил цоколь, имевший аттический профиль. Небольшой кусок аркатурно-колончатого пояса, сохранившийся благодаря тому, что примыкал к арочному переходу, позволяет определить ритм колонок этого пояса и форму клинчатых консолей, на которые опирались базы колонок. От резного убранства верхних частей здания в раскопах найдено несколько обломков капителей колонок, резных водометов, женских масок, а в стену поздней церкви вложены 3 львиные маски, происходящие из древнего собора.

Сохранилось описание древнего собора, сделанное, видимо, уже по памяти в 1767—1769 гг. . В нем указано, что собор был одноглавым, покрытым позакомарно. Круглые подкупольные столбы имели вверху «коруны», т. е., вероятно, капители. Судя по размерам, приводимым в описании, хоры были сильно приподняты по сравнению с их обычным положением.

При раскопках обнаружены остатки пола собора из полированных плит красной меди, запаянных на стыках смесью свинца и олова. Пол лежал на гладко затертом известковом растворе, а края медных плит у стен были заведены в неглубокие горизонтальные пазы, вырубленные в кладке. Наибольший размер медных плит 1.16X1.35 м при толщине 5 мм. В западной части собора найдено много обломков поливных керамических плиток, очевидно, от пола хор. У восточных столбов отмечено основание каменной алтарной преграды. Храм был изнутри расписан фресками, многочисленные фрагменты которых обнаружены в развале и на нижней части сохранившихся стен. Круглые столбы были расписаны под белый мрамор с серыми прожилками.

К северу с хор собора шел переход на второй этаж лестничной башни. Переход — небольшое прямоугольное помещение, перекрытое сводом и освещенное двумя узкими окнами в западной стене и одним — в восточной. Снаружи оба фасада перехода украшены аркатурно-колончатым поясом. Помещение перехода расположено над арочным проездом, представляющим собой 4 угловых пилона с импостами, соединенных арками, несущими вспарушенный крестовый свод. Южная арка примыкает к стене древнего собора и частично прикрывает аркатурно-колончатый пояс этой стены. С северной стороны переход ведет в квадратную башню. В ее нижней части размещена винтовая лестница, вьющаяся вокруг центрального столба и перекрытая ползучим сводом. Вход на лестницу — в восточной стене башни. На лестнице 4 щелевидных окна: по одному на каждом фасаде. На втором этаже башни находится помещение, перекрытое вспарушенным крестовым сводом. Оно освещается с востока большим окном, 3 арки которого опираются на 2 массивные колонки с романскими базами и резными капителями. В западной и северной стенах были узкие щелевидные окна, а в северной стене — заложенный дверной проем, выводивший на следующий, ныне не существующий переход в сторону дворца. Углы башни имеют пилястры с узкими колонками, а на уровне пола второго этажа стены башни снаружи украшены аркатурно-колончатым поясом. На западном фасаде выше этого пояса размещен второй ярус такого же пояса.

Основание перехода из башни в сторону дворца было вскрыто раскопками. Этот переход расположен под углом к башне. Он прорезан поперек узким пешеходным проемом, а несколько севернее — вторым, более широким проемом. В пилоне основания перехода между двумя проемами существовало небольшое помещение со входом с восточной стороны. От здания дворца найдено всего несколько тесаных камней (туф) с прилипшим известковым раствором,
обломок стенной полуколонки (диаметр 0.25 м), фрагмент колонки аркатурно-колончатого пояса и несколько поливных керамических плиток. Башня и переход на хоры, как и переход в сторону дворца, в отличие от собора не имели профилированного цоколя. Площадь перед собором была вымощена каменными плитами. Для отвода воды здесь были уложены желоба-водостоки. От южного перехода, ведшего от здания собора в сторону крепостной стены, сохранились лишь жалкие остатки.

На площади перед собором раскопками обнаружены остатки кивория. Это круглый в плане каменный трехступенчатый постамент (общий диаметр около 4.5 м), на котором сохранилась нижняя часть белокаменной чаши. Вокруг постамента было расположено 8 колонн; от пяти сохранились базы. Базы романского типа: круглые, на квадратных плинтах, с угловыми рогами. Найдены фрагменты резных капителей. На одном из камней постамента вырезан «княжеский» знак. Раскопки показали, что киворий разрушился в XVII в., и сразу же на его месте была выстроена часовня «Святой шатер». К декоративному убранству Боголюбовского ансамбля относится большая кубовидная капитель, на каждой грани которой высечена женская голова с нимбом. Ее первоначальное местоположение неясно.

В 1925 г. на южном склоне городища были обнаружены остатки каменной кладки древней оборонительной стены (или башни). Стена сложена из крупных блоков на известковом растворе. Раскопками 1954 г. (П. А. Раппопорт) выявлен фундамент каменной стены и на западной линии валов. Фундамент сложен из булыжников и рваных кусков туфа на растворе. Ширина фундамента около 2.55 м.

Все постройки Боголюбовского комплекса были возведены из хорошо отесанных белокаменных квадров с забутовкой середины стен необработанными камнями на растворе. Резные рельефы исполнены на плитах, от которых вглубь шел хвост, закреплявшийся в заполнении стены. В камнях колонн кивория и в капителях пилястр отмечено наличие отверстий для скреплявших их металлических стержней. В стенах башни обнаружен пояс дубовых связей, соединенных в углах врубкой вполдерева и скрепленных железными костылями.

На основании сопоставления письменных источников и данных археологических раскопок Н. Н. Воронин полагал, что дворцовый ансамбль сооружали с 1158 по 1165 г.

Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси, т. 1, с. 201—261; Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси, с. 66—95.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1937 Родился Гаджи Саидович Фёдоров-Гусейнов — кумыкский археолог, доктор исторических наук, профессор, специалист по средневековой археологии Северного Кавказа.
  • Дни смерти
  • 1935 Умер в ссылке Александр Александрович Миллер, выдающийся археолог, этнограф, кавказовед.
  • 1956 Умер Фридрих Вильгельм фон Биссинг — немецкий египтолог, археолог.
  • 2014 Умерла Халет Чамбел — турецкая ученая-археолог, исследовательница Каратепе (Ацативадда), позднехеттской крепости.
  • 2015 Умер Михаил Викторович Горелик — советский и российский археолог, искусствовед и востоковед. Сыграл большую роль в развитии художественной научно-исторической реконструкции в СССР, а затем и в России.

Средневековый замок и Свято-Боголюбский монастырь

Ещё одной достопримечательностью Боголюбова является Боголюбский монастырь, изначально возводимый как княжеская резиденция Андрея Боголюбского. От княжеского замка 12 столетия и по сей день остались части построек и каменных кладок. Расположенный в дивном месте русской средней полосы, Боголюбский монастырь, включающий в себя прежние княжеские апартаменты, и поныне существует. Разделённый на мужской и женский монастыри он ежегодно привлекает к себе массу туристов.

Древняя княжеская резиденция

Согласно древней легенде, повествующей об основании Боголюбова, у слияния вод Клязьмы и Нерли Андрею Боголюбскому снизошёл образ божьей Матери. После, у слияния рек, был возведён каменный град. А на месте явления образа Богоматери был заложен собор Рождества Богородицы. Согласно замыслу князя, это должен был быть небольшой город-крепость, с хорошими военными укреплениями.

Собор Рождества Богородицы

Собор Рождества Богородицы и северный комплекс пристроек в XII веке Реконструкция В К Емелина

Рождественский собор стал центральной частью всего княжеского ансамбля. При его строительстве князь Андрей был весьма щедр, благодаря чему храм получился грандиозным! По убранству и всецелому великолепию своему он походил на Успенский собор во граде Владимире. А летописцы, восхищённые новым собором сравнивают его в своих трудах с храмом царя Соломона!

Рождественский собор был одноглавым, а его крышу и единственную главу покрывали листы золота. Снаружи собор был отделан искусной резьбой по камню, запечатлевшей женские и львиные маски. Аркатурный пояс окружавший храм был украшен драгоценными камнями и позолотой. Площадь около храма была устлана шлифованными белокаменными блоками, а возле ворот была установлена огромная большая чаша для освещения воды. Древние мастера вырезали её из единого куска камня.

Вырезанные из камня женскме лики

Рождественский собор обильно украсили драгоценностями, золотом и серебром. Многообразие церковной утвари, выполненной искусными мастерами-умельцами создавало внутри храма неповторимую атмосферу. Окна украшали витражи, а пол устилала керамическая плитка. Великолепные фрески храма восхищали своей красотой и грандиозностью.

Княжеские покои

Великокняжеский замок в Боголюбове

Кроме собора Рождества Богородицы в княжеской резиденции располагалось ещё несколько значимых архитектурных объектов. Во-первых, это замок Князя Андрея Боголюбского, состоявший из двух этажей и примыкавший к Рождественскому собору при помощи галереи (к правой части собора, относительно входа в него).

Княжеский замок поражал иностранцев своим великолепием. Верхние княжеские покои были связаны галерейным переходом с собором Рождества Богородицы и имели выход напрямик в церковные хоры. Многих иноземных гостей приводил в это место великий князь, а после, иностранные послы разносили по всем странам весть о невиданном доныне по красоте белокаменном граде – Боголюбове, и о его властителе – Андрее Боголюбском!

Окрестные строения

С противоположной стороны собора, при помощи подобной галереи была пристроена башня лестничного типа. Как и храм, она впечатляла своими формами и красотой.

Великое многообразие строений входило в замковый архитектурный комплекс и окружало его. Наиболее значимыми из них являлись: церковь святого Леонтия, построенная на некотором отдалении от собора Рождества Богородицы и каменные ворота монастыря, венчавшиеся надвратной церковью имени Андрея Первозванного. Вокруг всего этого великолепия были насыпаны земляные валы и прорыты рвы. А самым надёжным укреплением служила круговая каменная стена.

Гибель Андрея Боголюбского

Андрей Боголюбский прожил в новом граде 17 лет вместе со своей семьёй и подданными. Но в 1174 году, в ночь на 29 июня был убит заговорщиками боярами Кучковичами. Произошло это в лестничной башне. Башня соединённая с галереей сохранились и поныне, это практически единственные уцелевшие каменные свидетельства существовавшей некогда княжеской резиденции. К слову будет сказано, это самые древние каменные гражданские строения, сохранившиеся на территории нашей страны!

Судьба великокняжеского замка

После гибели Андрея Боголюбского, все кто населял замок покинули его стены. Многие лета некогда великолепный замок окутывала пелена людского забвения. Он оставался пустым, запечатлев в себе трагедию минувших дней. В пустой замок неоднократно совершались вражеские набеги, князь рязанских земель Глеб вывез из него все ценные предметы. А монголо-татарские полчища разрушили то, что осталось.

Зарождение монастыря

После смерти Андрея Боголюбского и долгих лет забвения, ранее могучая крепость снова возродилась, но на сей раз как мужская обитель. В конце 12 столетия её начали обживать монахи. Так на месте крепости появляется Свято-Боголюбский мужской монастырь. Более точных сведений по этому поводу мы не имеем, древние источники высказываются на этот счёт весьма скупо.

Монахи пробовали сохранить древние святыни, но обветшавшие от времени строения быстро разрушались от руки времени и от рук человеческих. Перестройки и реставрационные работы не приносили почти никакой пользы, а подчас только вредили старинным строениям. Остатки прежних конструкций обрастали новыми формами и достраивались новые здания.

Архитектура Боголюбского монастыря сегодня

Панорама Свято-Боголюбского монастыря

Архитектурный комплекс Боголюбского монастыря состоит из многочисленных построек разных эпох и различного предназначения. В нём вы найдёте церкви, возведённые по образцу древних предшественниц, строения дошедшие до нас из глубины столетий и относительно молодые, относящиеся к 19 веку. Кроме хозяйственных и церковных зданий в монастыре можно остановиться благодаря появившемуся гостиничному комплексу.

Лестничная башня с галереей 12 столетия и Рождественская церковь

Самыми древними архитектурно-историческими объектами монастыря являются: лестничная башня с галереей, остатки стен замка времени Андрея Боголюбского и цоколь собора Рождества Богородицы. На месте собора Рождества Богородицы, разрушенного в 1722 году, сегодня стоит Рождественская церковь, а внутри неё расположены музейные экспозиции (музей хранит древние каменные барельефы резных женских лиц, львиных и драконьих голов, обнаруженных при археологических раскопках на территории монастыря).

Благовещенская Трапезная церковь

На месте церкви святого Леонтия (1160 года постройки) сегодня стоит Благовещенская церковь 1683 года, однако реконструкция 1804 года до неузнаваемости изменила весь её внешний облик. Такой она стоит и поныне.

Колокольня Всех Святых со Святыми Воротами,Успенской церковью и звонницей

Ещё одна постройка 12 столетия – церковь Андрея Первозванного была разобрана во второй половине 17 века. В 1842 году на том же месте возвели 58-ми метровую трёхъярусную колокольню. Первым ярусом служили Святые Ворота, во втором находилась церковь Успения Божьей Матери, а завершалось всё строение звонницей.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери

Новое дополнение к общему монастырскому ансамблю принёс 1866 год. В этом году был торжественно открыт и освящён новый храм – церковь Боголюбивой иконы Божьей Матери. Её строительство началось в 1855 году, спустя 700 лет после видения Богородицы князю Андрею. В наши дни это центральная часть монастырского ансамбля.

Внутреннее убранство Собора Боголюбской иконы Божией Матери

Именитые гости монастыря

Поскольку Боголюбский монастырь строился на весьма оживлённой дороге, соединяющей Казань с Нижним Новгородом, его посещали многие значимые персоны. Не оставался монастырь и без царских даров. Царь Фёдор Алексеевич оставил в дар свой драгоценный крест для украшения собора иконы Богоматери. Пётр Первый презентовал мужскому монастырю уникальные часы с боем работы шведских мастеров, а Павел Первый принёс в дар мукомольню. Не обошёл своим внимание Боголюбский мужской монастырь и последний русский император Николай Второй.

Советские годы

Тяжёлые испытания принесли монастырю советские времена. В 1918 году волостной комитет Боголюбова захватил одно из монастырских зданий, в 1923 году монастырь был закрыт, а весь его комплекс перешёл в ведение музея. В 1927 год – был устроен детский распределитель для бездомных, а летом 1928 – был открыт пионерский лагерь. В то время деревянные хозяйственные постройки, а так же многие иконы пошли на строительство жилого комплекса для детей, а часть – расходовалась как дрова.

С 1929-го года храм иконы Божьей Матери, а после и Рождественская церковь стали зернохранилищами. Причём притвор Рождественской церкви определили под колхозный телятник. В 1937 – 1938 годы были проведены археологические раскопки, в ходе которых был уничтожен пристроенный к палатам великого князя придел имени святого Андрея Боголюбского.

В последующие годы советских времён различные организации владели монастырскими зданиями. Чего здесь только не было! В храмах и церквях размещались: помещения райисполкома, банка, почтовое отделение и отделение милиции, даже тир и жилые квартиры. Многое пережили монастырские стены, многое помнят древние развалины замка… Некогда величественная крепость превратилась в комплекс обыденных построек. А древняя история была забыта вплоть до 1990 года.

Возрождение монастыря.

Начиная с 1990 года в стенах Боголюбского монастыря вновь поселилась жизнь! Мужской монастырь был снова открыт, а измученные временем древние стены стали активно восстанавливаться. В 1997 году на территории монастыря появляется женский монастырь и теперь монастырский комплекс состоит из двух обителей – мужской и женской. Сами монахи и монахини ведут активные работы по восстановлению монастырских храмов и церквей

Новый духовный и туристический центр.

Туристам будет полезно знать, что в монастыре возможен ночлег, по предварительному договору. Оплата ночлега как правило не денежная, а трудовая – помощь по хозяйству на пользу монастыря. Кроме того, вы сможете более подробно ознакомиться с древними раритетами, выставленными в музее Рождественской церкви, осмотреть остатки княжеского замка, башни и галереи 12 столетия.

Помимо всего прочего, туристов привлекает в это небольшое селение красивая и наивная, исконно русская природа. И зимой и летом можно подолгу любоваться ею.

А Прогулка по окрестным заливным лугам с фотоаппаратом доставит вам не только массу удовольствия, но и оставит после себя множество прекрасных фотоснимков, даже в том случае если вы совсем неопытный фотограф!

Свято-Боголюбский монастырь

Боголюбово. Боголюбский женский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Собор. Действует.
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1158 и 1751.
Адрес:На территории Свято-Боголюбского женского монастыря
Координаты:56.19605, 40.53696
Проезд:На территории Свято-Боголюбского женского монастыря
На территории Свято-Боголюбского женского монастыря

Архиповы Маргарита и Владимир
29 октября 2016
Игорь Герасимов
6 марта 2016
вид от восточной монастырской ограды, панорама из нескольких кадров
uchazdneg
22 июля 2012
северо-восточный фасад
chirokov
14 июня 2009
Павел и Елена Каллиниковы
9 сентября 2005
Павел и Елена Каллиниковы
9 сентября 2005
Павел и Елена Каллиниковы
9 сентября 2005
Западный фасад
Щёлоков Олег Олегович
5 августа 2005
Завершение основного объема
Щёлоков Олег Олегович
5 августа 2005
JuNe
15 июля 2005
JuNe
15 июля 2005
Василий Шелёмин
август 2001
Андрей Агафонов
1 июля 1991
Архиповы Маргарита и Владимир
29 октября 2016
Юрий Верещагин
21 апреля 2013
свод проходной арки
uchazdneg
22 июля 2012
колончатый пояс западного фасада лестничной башни
chirokov
5 мая 2010
арка прохода 12в.примыкание к стене собора.видна часть колончатого пояса собора 12в
chirokov
5 мая 2010
роспись свода алтаря разобраного андреевского придела 19в.
chirokov
5 мая 2010
северо-восточный фасад,апсды.
chirokov
14 июня 2009
Сергей и Маша Поповы
6 января 2007
etienne
22 августа 2005
Северный вход
Щёлоков Олег Олегович
5 августа 2005
Белокаменный низ лестничной башни XII в.
Щёлоков Олег Олегович
5 августа 2005
Главаа и крест основного объема
Щёлоков Олег Олегович
5 августа 2005
Западный фасад основного объема, фрагмент с храмовой иконой
Щёлоков Олег Олегович
5 августа 2005
Глава и крест колокольни
Щёлоков Олег Олегович
5 августа 2005
Переход с помещением, где был убит князь св. Андрей Боголюбский
Щёлоков Олег Олегович
5 августа 2005
Верх лестничной башни XIIв. Внутри каменная винтовая лестница, по которой спускался раненый князь Андрей Боголюбский. Внизу ее небольшая ниша, где он прятался, был найден и окончательно убиен. Святое место постоянно поддерживается огнем лампад и свечей.
Щёлоков Олег Олегович
5 августа 2005
uchazdneg
22 июля 2012
северная стена, виден забранный решеткой проход на галерею, где всё и произошло
uchazdneg
22 июля 2012
uchazdneg
22 июля 2012
Свод в палатах А. Боголюбского
JuNe
15 июля 2005
В палатах А.Боголюбского
JuNe
15 июля 2005
Внутреннее убранство собора
JuNe
15 июля 2005
Внутри палат А.Боголюбского
JuNe
15 июля 2005
JuNe
15 июля 2005
Фрагмент декора фресок в Переходе
Щёлоков Олег Олегович
18 сентября 2004
Одна из фресок XIX в. в Переходе из Лестничной башни в Богородице-Рождественский собор показывает сцену укора и усовещения мирянином (слева) злодея-убийцы (справа) св. князя Андрея Боголюбского
Щёлоков Олег Олегович
18 сентября 2004
Юрий Булкин
23 сентября 2014
На переднем плане справа.
Харченко Геннадий
28 августа 2012
JuNe
15 июля 2005
Фото из книги Грабарь И.Э. «История русского искусства.» т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Фото из книги Грабарь И.Э. «История русского искусства.» т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1905-1915 гг.
Жукова Анна
??
Евгений Спиваковский
26 августа 2015
Показать только действующие

  • Статьи (3)
  • Комментарии (1)

Статью добавил(а): Щёлоков Олег Олегович, 15 августа 2005

При въезде со стороны Владимира справа вдалеке виднеется луговой простор, а впереди со стороны дороги — остатки древней крепости: заросший пруд на месте рва и холмы — бывший крепостной вал. За каменной оградой с башнями высится ансамбль Боголюбова монастыря; древнейшая часть его — белокаменные памятники княжеского дворца XII в.

Княжеский дворец в Боголюбове отличался сказочным великолепием, которое летопись сравнивает с храмом Соломона. В кольце земляных валов, рвов и каменных стен вырос белокаменный собор во имя Рождества Богородицы. Такими же галереями и башнями он соединялся с жилыми покоями князя и с крепостью. Собор, подобно Успенскому храму, украшали резные рельефы и фрески, медь и позолота, керамические полы и оконные витражи. Круглые, раскрашенные под мрамор колонны, поддерживали своды. Перед входом в храм стояла белокаменная водосвятная чаша под шатром, священный столп с четырьмя Богородичными ликами. Площадь перед дворцом выстилали белокаменные плиты с желобами-водостоками. 17 лет владимирского княжения провел князь Андрей в своем загородном замке — продолжении столичного Владимира. Здесь он принял мученическую смерть от рук политических соперников — бояр Кучковичей. Убийство произошло в ночь на 29 июня 1174 г. в лестничной башне. Именно эта двухъярусная башня и примыкающая к ней галерея — единственное, что сохранилось из обширного дворцового строения.

После смерти князя в Боголюбове обосновался мужской монастырь. Древний собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в XVIII в. был заменен новым. Над лестничной башней надстроили шатер колокольни. Место княжеских покоев занял келейный корпус. В XIX в. древние ворота с надвратной церковью сменило новое здание — Успенская надвратная церковь с колокольней, тогда же построили и огромный пятиглавый собор. Они теперь определяют боголюбовскую панораму. Но внимательный взор тотчас отличит благородную древность: белокаменную галерею над аркой и лестничную башню с двумя резными аркатурно-колончатыми фризами, с чудным тройным окном, с внутренней лестницей, вьющейся вокруг колонны. А возле нее — ниша, где лежало тело убиенного князя, в XVIII в. канонизированного церковью.

Облик древнего собора и дворца стал известен благодаря многолетним археологическим исследованиям Н.Н. Воронина. В Боголюбове теперь женский монастырь.

Уникальный памятник гражданского зодчества — палаты князя Андрея, а также собор Рождества Богородицы совместно используются Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и монастырем; внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Использована информация с сайта Владимиро-Суздальского музея-заповедника http://www.museum.vladimir.ru/arch/bogolub/palace?menu=white_stone_architecture

Статью добавил(а): Щёлоков Олег Олегович, 19 января 2006

«Изяществом форм и величественностью отличался собор Боголюбовского замка. Снаружи он был снабжен великолепно тесанным аттическим цоколем, слегка выступавшим по отношению к плоскости стен, и мощными пилястрами с полу колонками, опиравшимися на романские базы с угловыми рогами-грифонами. Его внутреннее пространство было пронизано светом, проникавшим через узкие, но весьма удлиненные оконные проемы. Необычные круглые столбы, служившие опорой световому барабану, были снабжены классическими базами, расписаны фреской под мрамор и увенчаны огромными позолоченными лиственными капителями. Начищенные до блеска большие прямоугольные медные плиты пола, спаянные оловом, причудливо отражали свет, лившийся из окон и исходивший от свечей драгоценных люстр-паникадил. Художественный эффект внутреннего пространства собора усиливала фресковая роспись, хотя и сдержанная, но весьма изысканная по своей цветовой гамме, а также драгоценные цветные ткани алтарной преграды. Богатый перспективный портал, обращенный в сторону площади, как бы приглашал войти в это великолепно отделанное и убранное здание, тесно связанное аркатурным фризом с лестничной башней и переходами. Казалось, что, возводя собор, переходы, лестничные башни и другие постройки замка, зодчие раскрыли все свое дарование, показали честолюбивому заказчику-князю все свое умение и искусство строить.»

(Из книги Косточкин В. Древнерусские города. М., Искусство. 1972. стр.36)

Статью добавил(а): С.В.Заграевский, 10 апреля 2008
Церковь Рождества Богородицы в Боголюбове, по всей видимости, была центральным, наиболее высоким и наиболее богато декорированным сооружением княжеского белокаменного замка. Храм был возведен из белого камня гораздо более высокого качества, чем остальные постройки.
Рассмотрим вопрос датировки храма. «Краткий Владимирский летописец» говорит: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и сътвори Боголюбивый град и спом осыпа, и постави две церкви камены». В том, что в этом сообщении речь идет про церкви Рождества Богородицы в Боголюбове и Покрова на Нерли, сомневаться не приходится, так как Новгородская I летопись сообщает: «И постави ей (Богородице – С.З.) храм на реце Клязме, две церкви каменны во имя святыя Богородица». Следовательно, оба летописных текста четко связывают основание города Боголюбова и строительство церквей Рождества Богородицы и Покрова. А Новгородская IV летопись дает однозначную дату основания Боголюбова – 1158 год.
То, что арка ворот и переход были «приложены» к северной стене церкви, заслонив аркатурно-колончатый пояс, также свидетельствует, что Рождественская церковь была первым зданием всего Боголюбовского ансамбля.
Наша позиция подтверждается еще одним летописным сообщением – Владимирского летописца (XVI век). Под 1158 годом в нем говорится: «Cии же князь Ондреи Боголюбовныи град спом осыпа, постави ту церковь камену Рожество святеи Богородици на Клязме реке, а другую Покров святеи Богородици на Нерли, и устрои монастырь».
А учитывая то, что в погодном летописании термин «поставить» чаще всего означал строительство в течение одного года, и многие храмы подобного масштаба действительно возводились в течение одного строительного сезона, мы обязаны принять 1158 год в качестве даты и Рождественской, и Покровской (см. гл. 8) церкви.
В конце XVII века в церкви Рождества Богородицы были выломаны хоры и растесаны щелевидные окна. По-видимому, это ускорило разрушение храма: в 1705 и 1722 годах обрушились глава, своды и большая часть стен. В 1751 году остатки церкви были почти полностью разобраны. На их месте из белого камня (во вторичном использовании) и кирпича был построен новый храм, план которого практически точно повторил план церкви Андрея Боголюбского.
При перестройке западная часть северной стены, к которой примыкали арка ворот и переход, уцелела выше уровня хор, хотя и была перелицована со стороны интерьера. Факт перелицовки доказывается наличием в кладке блоков с «перевернутыми» насечками под штукатурку; блоков без насечек (соответственно, перетесанных, перевернутых либо перемещенных); маломерных вставок в кладку; неровно положенных блоков (рис. 68). Остальные стены сохранились на 2–3 ряда кладки.
Таким образом, план церкви Рождества Богородицы нам известен. Храм был четырехстолпным, трехапсидным, несколько вытянутым с запада на восток (длина без учета апсид – около 13 м, ширина – около 10 м). Сторона подкупольного квадрата – в среднем 4,5 м. Храм имел не крестчатые, а круглые столпы (их остатки уцелели и были открыты раскопками Н.Н.Воронина).
Лопатки храма имели полуколонны посередине и четвертные колонны по сторонам, угловые лопатки были объединены угловой трехчетвертной колонной, апсиды имели тонкие полуколонки-тяги (четыре на средней апсиде и по две – на боковых). Цоколь храма был украшен аттическим профилем. Базы полу- и четвертных колонн лопаток также были украшены аттическим профилем и имели угловые «рога-грифы» («когти»). Отметим, что аналогичные «когти» встречаются в большом количестве романских и готических храмов Западной Европы.
Церковь Рождества Богородицы имела аркатурно-колончатый пояс (его остатки сохранились на западном прясле северной стены). Н.Н.Воронин на основании анализа фресок XVIII века с фигурами, частично прикрытыми северными пристройками к храму, показал, что на месте фресок XVIII века находились фрески XII века и, соответственно, аркатурно-колончатый пояс был расписан, как и на Успенском соборе во Владимире.
Вопрос о количестве глав храма решается просто – одноглавым он был изображен на иконе Боголюбовской Богоматери XVII века, ближайший к нему по стилю и пропорциям храм Покрова на Нерли также одноглавый. Но вопрос о пропорциях Рождественской церкви заслуживает отдельного рассмотрения.
Храм имел хоры («полати», с которых не принадлежавшие к православной конфессии гости Андрея Боголюбского должны были «видеть истинное христианство и креститься»). Северный вход на хоры из надвратного перехода сохранился; порог существующего проема находится на высоте 8,1 м от древнего пола церкви. Но в относительно близкой по размерам и пропорциям церкви Покрова на Нерли высота хор составляет всего 5,4 м. Соответственно, если предположить, что уровень пола хор Рождественского храма находился посередине между уровнем пола церкви и пятой подпружной арки, то высота храма должна была составить 19,2 м только до парусного кольца. Н.Н.Воронин справедливо отмечал, что эта высота явно преувеличена, так как храм приобретал неестественно вытянутые вверх пропорции, и полагал, что хоры находились не на середине высоты столпов, а значительно выше – почти на двух третях высоты.
Мы обязаны полностью поддержать позицию Н.Н.Воронина относительно того, что хоры в церкви Рождества Богородицы находились значительно выше середины столпов, так как пропорции боголюбовского храма в реконструкции исследователя видятся абсолютно адекватными. К примеру, отношение ширины западного фасада к его высоте во владимирском Успенском соборе Андрея Боголюбского и в Дмитриевском соборе близко к единице, в церкви Покрова на Нерли – 0,85, в реконструкции Н.Н.Воронина – также 0,85.
То, что во владимирском Успенском соборе, церкви Покрова на Нерли и Дмитриевском соборе хоры расположены посередине столпов, ни в коем случае не является общей и обязательной системой для всех домонгольских храмов Северо-Восточной Руси (так, в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского и церкви Бориса и Глеба в Кидекше хоры находятся примерно на трех пятых высоты столпов). В храмах других древнерусских княжеств (Киев, Чернигов, Новгород, Псков и пр.) никакой общей и обязательной системы в высоте расположения хор также нет. Например, в соборе псковского Ивановского монастыря хоры находятся примерно на двух третях высоты столпов, в церкви Николы на Липне – примерно на одной трети, в черниговском Борисоглебском соборе – примерно на трех пятых, в черниговской Пятницкой церкви – примерно на двух пятых.
Таким образом, в отношении церкви Рождества Богородицы в Боголюбове мы принимаем реконструкцию Н.Н.Воронина, хотя и с определенной оговоркой. Дело в том, что существующий проем в северной стене церкви, ранее ведший на хоры с перехода над аркой, расположен существенно выше и существующего, и древнего пола перехода (примерно на 0,8 м). Это выглядит очень странно: почему полы перехода нельзя было изначально построить на уровне хор, зачем было делать в «парадном» проходе из княжеского дворца на хоры храма две–три «лишние» ступени вверх? Для ответа на этот вопрос мы можем выдвинуть гипотезу о том, что проем между переходом на хоры в его существующем виде – не дверь, а окно. Первоначально на этом месте была «полноценная» дверь, а когда в конце XVII века хоры были выломаны, то этот дверной проем, чтобы он не обрывался «в воздух», превратили в окно, заложив снизу двумя–тремя рядами камня. Возможно, превращение двери в окно было связано и с тем, что, как мы отмечали выше, со стороны интерьера северная стена церкви Рождества была перелицована.
Конечно, это лишь гипотеза, подтвердить или опровергнуть которую может только зондаж покрытой толстым слоем штукатурки нижней части существующего проема. Но в соответствии с этой гипотезой мы вправе реконструировать хоры церкви Рождества Богородицы XII века на высоте около 7,3 м. Это лишь на 1,9 м выше, чем хоры церкви Покрова на Нерли. А поскольку храм в Боголюбове больше храма Покрова (сторона подкупольного квадрата – около 4,5 м против 3,2 м, размеры без учета апсид – примерно 13 х 10 м против 8 х 7 м), то при принятии пропорций церкви Рождества Богородицы близкими пропорциям церкви Покрова хоры боголюбовского храма оказываются почти на середине высоты столпов. Впрочем, как мы показали выше, расположение хор на двух третях высоты столпов (по Н.Н.Воронину) также является абсолютно нормальным явлением, более того – усиливает «высотность» интерьера храма и подчеркивает его торжественность (низкие хоры, наоборот, создают ощущение «затесненности» интерьера и «давят» на находящихся в храме).
Судя по археологическим находкам в Боголюбове (резным женским и львиным маскам, голове зверя от белокаменного водомета), у нас есть все основания полагать вслед за Н.Н.Ворониным, что храм имел примерно ту же систему зооантропоморфного скульптурного убранства, которая присутствует в церкви Покрова на Нерли. При раскопках в Боголюбове была найдена мелкая зооморфная скульптура, следовательно, базы колонок аркатурно-колончатого пояса церкви Рождества могли быть не только клинчатыми, но и зооморфными, как базы колонок церкви Покрова.
Храм имел перспективные порталы. Их колонки были гладкими, а архивольты, вероятно, были украшены резьбой.
Рассмотрим вопрос о притворах церкви Рождества Богородицы. В «Повести о смерти Андрея» говорится, что тело князя было положено в притворе. Но никаких остатков притворов масштабные археологические исследования не обнаружили. В связи с этим Е.Е.Голубинский предполагал, что западный притвор представлял собой открытую паперть, Д.И.Иловайский – что у храма был открытый «портик», Н.Н.Воронин – что западный притвор мог представлять собой открытый с трех сторон «балдахин», опиравшийся арками на стену собора и два столпа. Однако все эти предположения были весьма произвольными, и даже Н.Н.Воронин, выдвинув свою версию вида и расположения притвора, не счел возможным отразить его на своих реконструкциях храма.
Мы позволим себе выдвинуть собственную версию того, о каком притворе шла речь в «Повести». Во-первых, положение тела убитого князя в открытом притворе (хотя бы и под «балдахином») было практически равнозначно оставлению его на улице на всеобщее обозрение, а логика «Повести» говорит о том, что тело было внесено в некое помещение, где через два дня его увидел игумен Арсений и настоял на отпевании. Во-вторых, открытый белокаменный притвор (хотя бы и в виде «балдахина») должен был бы иметь фундаменты под столпами, а поскольку весьма детальные раскопки не открыли эти фундаменты, то вероятнее всего, что их никогда не существовало. В-третьих, для четырехликой капители, которую Н.Н.Воронин относил к гипотетическому открытому притвору, мы вслед за Г.К.Вагнером определили более вероятное и логичное место.
В связи с этим напрашивается следующий вывод: храм имел закрытый притвор, но не белокаменный, а деревянный (археологические исследования при столь сложной стратиграфии практически неспособны обнаружить остатки таких притворов).
Между постройкой церкви и дворца (конец 1150-х–начало 1160-х годов) и убийством Боголюбского (1174 год) прошло около пятнадцати лет, и неудивительно, что белокаменный замок в условиях процветания Суздальского великого княжества при Андрее Юрьевиче (т.е. в полной безопасности от нападений внешних врагов) постепенно «оброс» множеством деревянных пристроек утилитарного характера (чем, как правило, являются притворы для храмов). Эта ситуация для Древней Руси абсолютно типична.
В заключение вспомним слова летописи: «Сый благоверный и христолюбивый князь Андрей уподобися царю Соломану, яко дом Господу Богу и церковь преславну святыя Богородицы Рожества посреди города камену создав Боголюбом и удиви ю паче всих церквии… и створи церковь сию в память собе». И, действительно, память об Андрее Юрьевиче оказалась неотделимой от его уникального архитектурного ансамбля в Боголюбове: князь вошел в историю как Андрей Боголюбский.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *