Монастырь в троекурово липецкой области

Троекурово. Троекуровский Дмитриевский Иларионовский женский монастырь.

Монастырь. Действует. (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1857.
Ссылки:
Адрес:Россия, Липецкая область, Лебедянский район, село Троекурово, улица Советская, 50
Координаты:52.977491, 38.974026
Проезд:От Москвы — по М4 до Станового. Далее по указателю на Лебедянь. Дорога проходит непосредственно возле монастыря.

Храмы монастыря:
1. Собор Владимирской иконы Божией Матери
2. Церковь Димитрия Солунского
3. Церковь Илии Пророка
4. Церковь Михаила Архангела
5. Колокольня

Другие постройки и сооружения:
6. Монастырский корпус
7. Монастырская постройка (2010-е гг.)
8. Жилая постройка
9. Водонапорная башня
10. Монастырская постройка
11. Монастырская постройка
12. Кирпичная ограда (XIX в.)
13. Южные ворота
14. Башни ограды
15. Временная ограда

Архиповы Маргарита и Владимир
8 мая 2017
Студент истфака
9 марта 2015
Олег В
2 июля 2013
VLAD21954
15 июня 2013
Илья Смирнов
9 октября 2011
Илья Смирнов
9 октября 2011
Александр Хмелевский
27 августа 2010
Александр Хмелевский
27 августа 2010
Василий Шелёмин
20 марта 2009
Общий вид монастыря
Гендальф
22 августа 2008
Илья Смирнов
9 октября 2011
Александр Хмелевский
27 августа 2010
tanya
20 июня 2008
Строганов Алексей
??
Илья Смирнов
9 октября 2011
Алексей Кротов
5 октября 2014
Алексей Кротов
5 октября 2014
Показать только действующие

  • Статьи (2)
  • Комментарии (0)

Статью добавил(а): Александр Богданов, 26 января 2011

Димитриевский монастырь, общежительный, в селе Троекурове, в 11 верстах от города Лебедяни. Основан в 1871 году из существовавшей с 1854 года женской общины. Здесь находится чудотворная Владимирская икона, именуемая «Явленною»; по преданию, она обретена была одним полесовщиком в начале XIX века в росшем на занимаемом ныне монастырем месте густом лесу в урочище, называемом Лепяги, на дереве, с струившимся из-под него источником, где ныне устроен колодец, из которого богомольцы благоговейно почерпают воду. В монастыре находится келья затворника Илариона, над могилой которого в 1893 году выстроен новый храм. При монастыре школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Статью добавил(а): Алексей Кротов, 1 июня 2016

В селе Троекурово, в 20 километрах от Лебедяни находится Свято-Димитриевский Илларионовский женский монастырь, основанный в 1871 году из существовавшей с 1854 года женской общины. Своим появлением монастырь обязан лебедянскому мещанину Иллариону Фокину, более 30 лет жившему в Троекурово при местной Димитриевской церкви. Он согласился на предложение помещика села Троекурово Ивана Ивановича Раевского в 1824 году поселиться в его имении в специально устроенной для него келье близ храма. Живя затворником, он снискал себе широкую известность. Местные жители и жители соседних губерний почитали затворника Иллариона Троекуровского наравне с епископом Тамбовским Питиримом и Серафимом Саровским. Еще при жизни вокруг подвижника в Троекурово начала складываться небольшая община, руководимая Александрой Николаевной Голдобиной.

В 1859 году здесь была построена деревянная Владимирская церковь. Еще раньше, в 1814 году на средства помещицы Прасковьи Раевской был выстроен храм в честь Димитрия Солунского, вместо прежней деревянной церкви. В 1865 году было завершено строительство каменной ограды с двумя башнями. С 1880 года в Троекуровском монастыре ведется обширное строительство: в 1880-1893 годах на месте деревянной Владимирской был сооружен Владимирский собор над могилой затворника Иллариона и с небольшой подземной церковью во имя Мефодия и Феодосия. Святитель Феофан пожертвовал иконостас для храма и им написанный образ Владимирской иконы Божией Матери. В 1870 году обитель получила в дар часть животворящего Креста Господня от братии русского Пантелеймонова монастыря со Святой горы Афон. В 1880 году над западными воротами построена надвратная Ильинско-Покровская церковь. Из других построек в монастыре находились двухэтажный корпус старой трапезной и одноэтажный странноприимный дом. Дом игуменьи, здание келий и просфорня были деревянными в один этаж. Монастырю принадлежало 560 десятин земли.

В начале 20 века в обители проживало 250 сестер. Перед самой революцией, в пору наивысшего своего расцвета и славы, монастырь представлял собой значительный комплекс зданий и сооружений в центре села Троекурово близ большой дороги из Лебедяни в Елец, неподалеку от реки Красивая Меча. Все храмовые здания были покрыты железом, окрашенным зеленой масляной краской. Множество простого народа и представителей самых богатых и образованных слоев российского общества стремилось в Троекурово — к гробнице великого угодника старца Иллариона.

После революции Троекуровский монастырь постигла судьба всех русских православных обителей. Троекуровский монастырь был закрыт по решению Лебедянского уисполкома от 22 июня 1920 года. Монахини были привлечены к трудовой повинности. Основнная часть построек в советское время была приспособлена под предприятие по переработке плодов и ягод. Здесь разместились завод по производству соков, хлебопекарня, клуб. Владимирский собор и Дмитриевская церковь продолжали действовать почти до закрытия монастыря. В 1929 году прекратились богослужения в соборном храме, в нем разместился клуб совхоза. Димитриевский храм действовал как приходской до 1933 года. Монастырские постройки постепенно приходили в упадок и разрушались. В 1999 году при реставрации Троекуровского монастыря были обнаружены мощи св. Иллариона. Они были перенесены в Михаило-Архангельский храм, где и покоятся в настоящее время.

Новая жизнь началась 6 октября 2003 года, когда Троекуровский Свято-Димитриевский Илларионовский женский монастырь был возобновлен.

По материалам сайта: Липецкая Епархия. Троекуровский Свято-Димитриевский Илларионовский женский монастырь.

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Мой мир таков, каковы мои доминанты. А.А.Ухтомский

Троекуровский Илларионовский Лебедянский женский монастырь

  • Sep. 7th, 2013 at 10:03 AM

Троекуровский монастырь расположен на левом берегу р. Красивая Меча в с. Троекурово Лебедянского района Липецкой области. Само село примечательно тем, что было владением спутника юности Петра Первого князя Ивана Борисовича Троекурова (отсюда и название).
Жемчужиной села является Троекуровский монастырь, история которого началась со строительства в 1824 г. владельцем села Иваном Ивановичем Раевским деревянной кельи для затворника Иллариона (Мефодия Фокина, 1795-1853), указавшего подходящее для этого место. Как к опытному в духовной жизни руководителю к затворнику Иллариону начали приходить и поселяться рядом в келейках ищущие наставления и духовного руководства девицы и вдовы. Преосв. Арсений, посетивший затворника, благословил пещеру, приготовленную старцем для своего погребения, и первый подал мысль устроить в Троекурово женскую общину.
Община по благословлению преосвящ. Николая и утверждена указом Святейшего Синода в 1857 году. Создание монастырского комплекса начинается в 1871 году — по предсмертной просьбе самого Илариона.
«1»
«2»
События 1917 г. и последующие времена принесли Троекуровской обители упадок и разорение: к концу 1923 г. власти официально рапортовали о закрытии монастыря и даже начали открыто распоряжаться его имуществом — 20 ноября 1923 г. была объявлена продажа различных построек обители и раздел их между местными ведомствами.
«3»
«4»
В советские годы в монастыре размещался завод по производству соков, хлебопекарня, клуб.
Начало возрождению прославленной Троекуровской обители было положено в 1993 г., когда местные жители создали приходскую общину при Михайло-Архангельском храме, который более дру­гих сохранился на территории бывшего монастыря. Первая служба в Архангель­ской церкви состоялась 14 апреля 1993 г.
«5»
13 июля 1999 г. состоялось обретение че­стных мощей Иллариона Троекуровского. Останки старца были перенесены в Михайло-Архангельский храм, где они сегодня покоятся в специально устроенной для этого раке.
Реставрационные работы в монастыре ведутся с октября 2003 года, когда Троекуровский монастырь был открыт.
При подготовке поста использовались следующие источники: 1, 2, 3 и материал «Липецкой энциклопедии» / Ред.-сост. Б.М. Шальнев и В.В. Шахов.
Подробно о достопримечательностях Липецкой области читайте в Блогерском путеводителе.

Дмитриевский монастырь (Скопин)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Монастырь
Свято-Дмитриевский Скопинский мужской монастырь
Вид на монастырь от села Дмитриево
53°44′54″ с. ш. 39°36′19″ в. д.HGЯO
Страна Россия Россия
Село Дмитриево
Конфессия Православие
Епархия Рязанская
Тип мужской
Первое упоминание 1676 год
Дата основания 1631 год
Здания
Храм Святого великомученика Димитрия Солунского • Храм Святого преподобного Сергия Радонежского
Реликвии и святыни Ковчег с частицами мощей преподобных старцев Оптинских, Святой источник близ монастыря
Настоятель игумен Амвросий (Калабухов)
Статус Дмитриево-ряжский монастырь
Объект культурного наследия № 6200341000№ 6200341000
Церковь Дмитрия Солунского
Объект культурного наследия № 6200341001№ 6200341001
Церковь Сергия Радонежского
Объект культурного наследия № 6200341002№ 6200341002
Состояние действующий
Дмитриевский монастырь на Викискладе

памятник архитектуры (местного значения)

Свято-Дмитриевский Скопинский мужской монастырь — православный мужской монастырь, расположенный на левом берегу р. Вёрды, около села Дмитриево Рязанской области. До 1917 года входил в Ряжский уезд и назывался Димитриев Ряжским.

Предания

Свято-Дмитриевский Скопинский мужской монастырь

Существуют несколько преданий, об основании монастыря, отличающиеся некоторыми деталями. По одному из них, на месте расположения монастыря располагалась деревянная часовня святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского и келья отшельника. Войска Дмитрия Донского, идя в поход на хана Мамая, остановились около часовни. Александр Пересвет, готовясь к будущей битве, молился в келье отшельника и оставил там свой яблоневый посох. По другому, часовню воздвиг сам Дмитрий Донской, во имя своего ангела — великомученика Димитрия Солунского, остановившись на Дмитриевой горе около реки Верды, для празднования победы на Куликовом поле.

В некорыстных исследованиях упоминается, что возможно, данные легенды относятся к Троицкому монастырю (позднее переименованному в Скопинский Свято-Духов монастырь), находящемуся в 6 километра ближе к городу Скопину. В XVII—XVIII века Троицкий монастырь несколько раз закрывался, а потом открывался вновь. Возможно, что во время одного из таких закрытий, посох Пересвета, был перенесен из Троицкого монастыря в Свято-Дмитриевский, а вместе с посохом переместились и предания.

Яблоневый посох Пересвета, хранится в музее-заповеднике «Рязанский Кремль»

Несмотря на некоторое расхождение в легендах, посох Александра Пересвета («Пересветова дубинка»), реально существующая реликвия, которая хранилась в монастыре в течение 600 лет, а сейчас находится в Рязанском краеведческом музее.

История

Первое письменное упоминание датируется 1676 годом, в нём говорится о находящихся на территории монастыря деревянных храмах Димитрия Солунского, возведённого в 1660 году, Сергия Радонежского, возведенного в 1667 году и монашеских кельях.

В 60 — 70 года XVIII века монастырь перестраивается, в основном на купеческие пожертвования. На месте деревянных храмов возводятся каменные, холодный Димитрия Солунского и теплый Сергия Радонежского. Строятся хозяйственные постройки.

В начале XIX века сильно обветшавший храм Димитрия Солунского реконструируется и заново расписывается. Богослужения в нём возобновлены в 1829 году, но работы по отделке и росписи храма длятся до 1854 года. В 1863 году кирпичная трапезная перестраивается в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В это же время вокруг монастыря возводится каменная ограда и строится 3-ярусная колокольня.

В 1918 году монастырь был закрыт, здания монастыря национализировали и отдали в распоряжение колхозу. В монастыре разместили склады, свинарники, школу. Монастырские святыни, иконы, утварь частично передали в музеи, частично уничтожали. В дальнейшем колхоз реорганизовали, а постройки стали разбирать на строительные материалы.

Димитриево-Ряжский монастырь интересен, прежде всего как памятник Куликовской битвы. Мы вынуждены обойти его молчанием, так как памятников старины здесь не сохранилось, а сохранившиеся искажены до неузнаваемости. В будущем, когда сюда придут труженики-реставраторы, о Дмитриевском монастыре, вероятно, напишут интересные строки. Г.К. Вагнер,С.В. Чугунов

Однако, реставрация была признана невозможной, на месте монастыря остались только руины.

Возрождение монастыря

  • 21 октября 1995 года — Епископ Рязанский и Касимовский Симон освятил храм Димитрия Солунского.
  • 4 января 1996 года — Постановлением Святейшего патриарха и Священного Синода приход Димитрия Солунского преобразован в Свято-Димитриевской мужской монастырь.
  • 1 июня 1996 года — Совершен первый постриг.

На начало 2010 года в монастыре полностью восстановлены храмы, колокольня, ограда, хозяйственный постройки. Действует иконописная мастерская. В монастыре проживает 5 человек братии.

Панорама Свято-Дмитриевского Скопинского мужского монастыря

Примечания

  1. ↑ 1 2 Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. — М.: издание Ступина А. Д., 1908. — С. 722-723.
  2. ↑ Свято-Дмитриевский Скопинский монастырь на сайте Рязанской епархии (рус.)
  3. ↑ Описание Свято-Димитриевского монастыря в г. Скопине. Издательство Свято-Димитриевского монастыря, 2000 г.
  4. ↑ Семин В. Легенды Рязанского края / Ряз. обл. движение «Рус. славяне». — Рязань: Ряз. обл. тип., 2010. — ISBN 978-5-98927-002-6.
  5. ↑ На Дмитриевской горе (рус.) // Скопинский вестник. — 2002. — № 22 октября.
  6. ↑ Панкратов В. Чтобы чаще Господь замечал (рус.) // Рязанские ведомости. — 1997. — № 11 апреля.
  7. ↑ Яковлев В. Посох Пересвета (рус.) // Рязанские ведомости. — 1997. — № 20 июня.
  8. ↑ Соболева Г. Историческая высота Дмитриевского монастыря (рус.) // Рязанские ведомости. — 1998. — № 28 августа.
  9. ↑ Егоров В. На Дмитриевском бугре (рус.) // Благовест (Рязань). — 2003. — № 6.
  10. ↑ Алексеева И. А. Скопинский Свято-Духов монастырь. Исторический очерк. — Скопин, 1877.
  11. ↑ Платонов О. А. Русские монастыри и храмы : историческая энциклопедия. — М.: Институт русской цивилизации, 2010. — С. 166-167. — 680 с. — (Исследования русской цивилизации). — ISBN 978-5-902725-61-9.
  12. ↑ Книги окладные монастырям, церквам и часовням Рязанской епархии, учиненные при преосвященном Иосифе, митрополите Рязанском и Муромском, в 1676 году / Ред. Цепков А. И. — Рязань, 2004. — ISBN 5-94460-010-1.
  13. ↑ ГАРО. —Ф.627. —Оп.1. —Д.1а. —Л.26,297,330об.,332об.
  14. ↑ ГАРО. —Ф.627. —Оп.48. —Д.98. —Л.49-54,71-72
  15. ↑ ГАРО. —Ф.627. —Оп.142. —Д.23.
  16. ↑ Вагнер Г. К., Чугунов С. В. Рязанские достопамятности. — М.: Искусство, 1989. — ISBN 5-210-00025-7.

Литература

  • Синельникова Т. П. Димитрия Солунского святого великомученика монастырь (рус.) // Рязанская энциклопедия. — Рязань, 1999. — Т. 1. — С. 297.
  • Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиографическими указаниями / Сост. свящ. Иоанн Добролюбов. — Рязань: тип. насл. З.П. Позняковой, 1885. — Т. 2. — С. 242 — 254.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *