Монастырский устав на каждый день

Как питаются в монастырях?

Еда и кулинария

Для многих людей понятие «монастырская пища» означает «священная еда, наделенная особой чистотой и получившая благословение». В современной формулировке это также означает качественную пищу.

Ни для кого ни секрет, что многие столетия назад монастырские сады и огороды были лучшими по всей округе. Они возделывались с особым трудом, ведь монастыри часто строились обособленно, а пища требовалась на каждый день. Поэтому служители древних православных монастырей не только кормились с этих садов и огородов, но и селекционировали лучшие сорта овощных и фруктовых культур. Кормили монахи и монахини не только себя, но и голодных бедняков, странствующих паломников.

Кроме сада и огорода при монастырях держали пасеки. Мед при монастырях — особо целебный и вкусный. Объясняется это тем, что он добыт в экологически чистых местах. Монахи никогда не разместят пасеку где попало, а выберут для нее наиболее чистое место в своем угодье. Мед полезен не только во время болезни, но и как ежедневная пища — оздоравливающая и дающая энергию. Это уникальный натуральный продукт, который повышает иммунитет. Мед очень важен для детского питания, если на него нет аллергии.

Монастырский хлеб — тоже особый продукт, заслуживающий внимания. Чаще всего его пекут по старинным рецептам. Раньше рожь и пшеницу старались выращивать прямо при монастырях.
Феофан печет хлеб
Фото: Евгений Харланов, Источник

Конечно, времена изменились, и сейчас значительную часть продукции для монастырской кухни закупают у различных поставщиков, но кое-где еще свято чтят традиции и стараются вырастить все своими руками. Так как раньше дрожжи в хлебопекарстве не использовали, а делали высокое тесто на заквасках, эти традиции сохранили при некоторых монастырях и до наших дней.

Монастырское меню

Все монастырское меню разработано с учетом 200 постных дней в году. Сюда входят многодневные известные посты (Рождественский, Великий, Петровский, Успенский) и однодневные (по средам и пятницам). Даже в те дни, когда нет никакого поста, многие монахи отказываются от мяса, а вместо него едят рыбу. Кстати, при православных монастырях не разводят живность на убой. Это запрещено уставом — проливать чью-то кровь.

В постные дни едят одни овощи, крупы и грибы. Обед состоит из первого и второго блюда, а на десерт подают чай, иногда с постной выпечкой. Любимые супы монахов — это грибная похлебка, борщ на овощном бульоне, уха, рассольник. В постные дни на второе подают крупы, овощи и грибы, а в праздничные или не строгие дни — рыбу с гарниром.
В. Г. Перов, «Трапеза», 1870-е гг.

На праздники пекут много пирогов, используют молочные продукты. Монахам нужно на всю зиму запастись овощами и фруктами, поэтому много внимания уделяется заготовкам. Солят огурцы, помидоры и грибы, квасят капусту, варят варенье.

Каждая монастырская трапеза обязательно сопровождается молитвой. У монастырской трапезы есть особое таинство, не каждому дано это осознать, но одно известно наверняка: такая пища — самая здоровая и полезная для организма.

Давайте заглянем в рецепты монастырской кухни…

Вареники с гречкой и грибами

Ингредиенты:

  • 2 ст. муки;
  • 50 г кипятка;
  • 0,5 стакана растительного масла;
  • 40 г сушеных белых грибов;
  • 1 стакан отварной гречки;
  • 1 луковица, лавровый лист;
  • черный перец горошек;
  • зелень петрушки;
  • соль.

Отмерить 4 ст. ложки растительного масла и влить в миску. В масло влить кипяток, всыпать 2 ст. муки и замесить крутое тесто. Сушеные грибы отварить и измельчить. Бульон после грибов оставить. Луковицу мелко нарезать и пассеровать на растительном масле, добавить к ней грибы и обжарить. Смешать грибы с луком, отварную гречку и зелень петрушки. Посолить и поперчить по вкусу. Фото:

Поставить на огонь воду для закипания. Когда закипит, добавить в нее лавровый лист и черный перец горошек. Тесто раскатать в тонкий пласт. Вырезать стаканом кружки из теста и слепить вареники.

Погружать вареники только в кипящую воду и варить при помешивании 5 минут после всплытия на поверхность. Подавать в горячем виде с грибным бульоном.

Овощное рагу «Монастырское»

Ингредиенты:

  • 4 картофелины;
  • 1 крупная морковь;
  • 1 свекла;
  • 1 луковица;
  • 250 г капусты;
  • 100 г консервированного зеленого горошка;
  • лавровый лист;
  • растительное масло;
  • соль.

Все овощи мелко порезать кубиками. Выложить их в глиняные горшочки, куда влить по 100 г горячей воды. В каждый горшочек добавить по 1 лавровому листу. Плотно закрыть горшки крышками и поставить томиться в разогретую духовку на 40 минут. После приготовления добавить по вкусу зеленый консервированный горошек, соль и растительное масло.

Фото:

Рыба по-монастырски, «Праздничная»

Ингредиенты:

  • филе минтая 0,5 кг;
  • 300 г грибов;
  • 1 луковица;
  • 4 вареных яйца;
  • 150 г сметаны;
  • 100 г твердого сыра;
  • растительное масло;
  • соль.

Лук мелко нашинковать и пассеровать на растительном масле, добавить к нему измельченные грибы, тушить до готовности. Филе минтая выложить на противень, слегка смазанный растительным маслом, и посолить. Сверху на рыбу выложить грибы с луком, затем слой отварных яиц, нарезанных кружочками. Смазать все сметаной и посыпать тертым твердым сыром. Поставить в разогретую духовку и запечь до легкого зарумянивания сыра.

Попробуйте приготовить что-нибудь из этих монастырских рецептов. Ведь эти блюда просты и полезны!

Теги: православный монастырь, постные дни, монастырская кухня

  • Оценить

    5 4 3 2 1

    Проголосовали 6 человек

    6
    0
    0
    0
    0

Обновлено 24.04.2018
Статья размещена на сайте 15.04.2018 Что еще почитать по теме?

  • Как вкусно поститься?
  • Как заготовить кабачковую икру на весь год?
  • Что и как едят в монастырях России?
  • Больше публикаций
  • Свернуть

katbraginskaya

  • Recent Entries
  • Friends
  • Archive
  • Profile
  • Add to friends
  • RSS

УСТАВ О ПОСТЕ ПО ТИПИКОНУ katbraginskaya March 9th, 2013

Устав о посте по Типикону

http://azbyka.ru/dictionary/15/ustav-o-poste-po-tipikony.shtml

  1. Вступление
  2. Общие положения православного устава о трапезе
  3. Порядок трапезы вне длительных постов
  4. Трапеза во время Поста
  5. Великий Пост
  6. Успенский Пост
  7. Рождественский Пост
  8. Трапеза в Пятидесятницу
  9. Заключение
  10. Приложение

*****************************************************************************************************************************************
http://leushino.ru/kurs/ustav_o_poste_po_tipikonu.html
или
http://azbyka.ru/dictionary/15/ustav-o-poste-po-tipikony.shtml#p5
Великий Пост.

Великий Пост начинается на Сырной седмице (Маслянице). Устав предполагает с Сырного (мясопустного) понедельника воздержание от мяса, прочая же пища вся дозволяется. Причем эта седмица – сплошная. Это означает, что молочные продукты и яйца можно употреблять также в среду и пятницу.

В отношении количества трапез во все дни, кроме среды и пятка положено две трапезы. В среду и пяток положена одна трапеза вечером «в 9-й час» (глава 35), т.е. около 15.00.

В Неделю сыропустную (Прощеное Воскресение) совершается заговенье. Положено две трапезы и «по вечерни же в трапезе бывает утешение братии» (лист 407, стр. 823)

Первая седмица Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы.

Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский) и афонский.

Первый чин предполагает следующий порядок трапезы:

  1. Понедельник и вторник – полное воздержание от пищи и пития. («Не прияхом бо творити преждеосвященныя, даже до среды, за еже поститися по преданию всему братству». Лист 415, стр. 839)
  2. В среду одна трапеза после Вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров. «Ядим сухоядение: пием и сок с медом» (лист 423, стр.853).
  3. В четверг – полное воздержание от пищи и пития. «В четверток же тоя седмицы трапезы не поставляем, но пребываем постящеся даже до пятка» (лист 423об, стр. 854)
  4. В пятницу однажды в день вкушается вареная пища без масла. «Ядим варение с сливами без елеа и армеа. Произволяющие же ядят сухоядение, якоже и в среду» (лист 424об, стр. 856). Также Типикон указывает на традицию монастыря св. Саввы Освященного вкушать в сей день ради памяти св.Феодора Тирона вино и елей. Однако эта традиция обозначается как отвергнутая: «но не творим сего ныне за честность дне» (Там же).

В специальной главе Типикона, посвященной Великому Посту (глава 32), приводится первый чин (Палестинского монастыря св.Саввы Освященного), но чуть подробнее относительно первых трех дней. А именно, для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых возрастом, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни (т.е. после 9-го часом дня по Византийскому времяисчислению, что примерно соответствует с 14.00 до 15.00). В среду на трапезе благословляется «хлеб тепл и от снедей овощных теплых, дается же и укроп (т.е. горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом».

Второй чин Афонский предполагает следующее:

  1. Понедельник – полное воздержание от пищи.
  2. Во вторник, среду и четверг – вкушать один раз в день, вечером по одной литре хлеба, можно с солью, и воду. «Святыя же Горы устав в первый день отнюдь не повелевает ясти. Во вторник же, в среду и четверток ясти подобает по единой литре хлеба и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом» (лист 415, стр. 839)
  3. В пятницу – отдельного указания нет, следовательно так же, как предписывает палестинский устав (см.выше)

В субботу Первой седмицы количество трапез в Типиконе специально не оговорено. Указания даются только для одной трапезы, вторая не упоминается. Однако общий строй Богослужения назначает первую трапезу днем, после Литургии, что предполагает наличие вечерней трапезы. Отсутствие особых указаний означает, что действует ранее сформулированный общий принцип, а именно, что вторая трапеза во всем подобна первой. Такой принцип «действия по умолчанию» в принципе характерен для Типикона.

В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином. Рекомендуются на трапезе вареные бобовые, оливки и маслины «ядим боб обваренный с маслинами белыми и черными, и варение (т.е.вареная горячая пища) с елеем. Вина же испиваем по красовулю» (лист 425об, стр. 858).

В Неделю первую Великого Поста, т.е. в Воскресный день, устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином – по две чаши. Это же правило действует для всех остальных Воскресных дней Великого Поста.

В прочих седмицах Типикон (глава 32) предписывает в будние дни (с понедельника по пятницу) воздерживаться от пищи и пития до вечера, что означает вкушение пищи в 9-й час дня, т.е. около 15.00, и вкушать один раз в день сухоядение. В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день. (Хотя относительно количества трапез в субботу прямо не говориться, но весь строй Богослужения субботних дней, как и дней воскресных, предполагает первую трапезу после Литургии днем, а значит, положена и вечерняя трапеза. Когда Типикон предписывает одну трапезу в день, она совершается после вечерни в 9-й час).

Рыба в Великий Пост разрешается только дважды – в Праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение).

В Праздник Обретения главы св.Иоанна Предтечи, случившийся в Великий Пост, положена одна трапеза после вечерни, но на ней предлагается два блюда горячей вареной пищи с елеем и вином. Если же выпадает на среду или пятницу, то два блюда вареной пищи без елея; вино же дозволяется.

В предпраздненство Благовещения (накануне праздника), если оно приходится до Лазаревой субботы, разрешается вареная пища с вином и елеем. Если же на Страстную седмицу, то пост не послабляется. Трапеза полагается одна.

В сам Праздник Благовещения, если он не приходится на субботу или воскресенье, также положена одна трапеза, но дозволяется вкушение рыбы. Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается. В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случиться Благовещение, дозволяется вино и елей (трапеза полагается одна). Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино.

В четверг пятой седмицы Великого Поста (Стояние преп.Марии Египетской) положена одна трапеза в 9-й час (около 15.00) – вареная пища с елеем и вином «труда ради бденнаго» (стр. 882). Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается (там же)

В пятницу той же седмицы (перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы) разрешается вино «Труда ради бденного, хотящего быти» (стр. 883). Трапеза же полагается одна в 9-й час.

Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея не только на праздник Обретения главы св.Иоанна Предтечи (причем безотносительно дня недели), но также на память 40 мчч. Севастийских, В Крестопоклонную среду (на преполовение Поста), в четверг и пятницу пятой седмицы (на Стояние преп.Марии Египетской и на Похвалу Богородицы).

В Лазареву субботу помимо вареной пищи с елеем и вином разрешается рыбная икра «аще имамы», т.е. если есть возможность, по три онгии (т.е. по 100 гр.)

В Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение) «на трапезе утешение» – полагается рыба. Как и в прочие воскресные дни, положено две трапезы, естественно сохраняется разрешение на вино и елей.

На Страстной седмице Типикон в первые три дня, т.е. в Понедельник, Вторник и Среду предписывает сухоядение, при этом указывает: «якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста, сице и в сия дни, в великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» (Глава 49, стр.902).

Здесь очевидно противоречие, т.к. для Первой седмицы предписывалось полное воздержание в первые два дня, а в среду разрешались «снеди овощные теплые», т.е. вареная пища. Также не совсем логично особо подчеркивать строгость этих дней, тогда как все будние дни Великого Поста Типикон в другой главе назначал таковое же сухоядение (глава 35). Попробуем разъяснить это противоречие.

С одной стороны, в Типиконе нередко повторяется информация в разных местах с незначительными вариациями, так что, возможно, это именно такой случай. Но с другой стороны, можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с фиксацией разных уставов, что также характерно для Типикона. Один из них более строгий, предписывает сухоядение в течение будних дней всего Поста. Другой предполагает сухоядение только в понедельник, среду и пятницу, подобно прочим Постам, а во вторник и четверг предполагал все же вареную пищу, хотя и единожды в день и без елея. Т.е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский Пост к Великому.

В Великий Четверг пища вкушается после вечерни, соединенной с Литургией св.Василия Великого, т.е. один раз в день, вечером. Начало Вечерни Типикон назначает в 8-й час дня (т.е. с 14.00), соответственно окончание ее будет в десятом часу, т.е. около 15.30-16.00 часов.

Относительно качества пищи в Великий Четверг Типикон приводит три чина:

По обычному (Палестинскому) последованию положено одно блюдо, но разрешается вкушение вареной пищи с растительным маслом.

По Студийскому уставу «ясти едино варение, и сочиво, и обварен боб, пием же и вино» (стр.912), т.е. предполагается одно вареное блюдо, но дополненное сочивом (любая каша) и бобовыми; о елее в этом уставе умалчивается, т.е. по-видимому, он не положен.

По уставу Святой Горы Афон положено два вареных блюда с елеем и вином.

В Великий Пяток предписывается полный пост, т.е.е полное воздержание от пищи и пития. «Аще кто будет многонемощен или престарелся», т.е. весьма стар возрастом, и не может выдержать полный пост, «дается ему хлеб и вода по захождении солнца» (стр.920).

В Великую Субботу «во 2-й час нощи», т.е. около 19.00, полагается единственная трапеза. «Дает братии по единому укруху хлеба, в пол литры хлебы и по 6 смоквей или фиников и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от меда или от жита». Приводится также студийский устав, предписыающий то же самое: «тако ясти ничтоже ино, но хлеб и овощи и мало вин» (стр.929)

Нарушившим Великий Пост хотя бы вкушением рыбы, кроме положенных двух Праздников, Типикон возбраняет Причастие в Святую Пасху и предписывает еще две недели покаяния (глава 32).
http://azbyka.ru/dictionary/15/ustav-o-poste-po-tipikony.shtml#p5

Типико́н

http://azbyka.ru/dictionary/18/tipikon-all.shtml

См. Толковый Типикон Михаил Скабалланович

Типикон — (греч. Τυπικόν от τύπος, «образец, вид, норма»)

1) Богослужебный Устав Православной Церкви.

В Православной Церкви получили распространения три Устава: Устав Великой Константинопольской церкви, Студийский устав и Иерусалимский устав.

В настоящее время в Русской Православной Церкви действует принятый в редакции 1695 года (при патриархе Адриане) Иерусалимский Устав.

Иерусалимский Устав назван по местонахождению лавры св. Саввы Освященного (439-539гг.) близ Иерусалима. Свой Устав св. Савва назвал сразу тремя словами: Τύπος κα παράδοσις και νόμος («Образец, предание и закон»). С 13 в. в заглавиях рукописей уже появляется и одно слово τυπικόν, без пояснений. «Неподвижность, неизменность и верность древности в суточной службе мы можем признать первою особенностью этого устава в отношении к суточной службе, — особенностью, ценною в данной области и содействовавшею преобладанию Иерусалимского устава над Студийским.

Другою столь же выгодною (с христианско-аскетической точки зрения) особенностью Иерусалимского устава была большая продолжительность церковной службы по нему, зависевшая от большей близости этого устава (и территориальной) и верности традициям древнего подвижничества (особенность, еще ярче сказавшаяся в сравнительно большей строгости этого устава в постном режиме); заметнее всего эта особенность относительно суточного богослужения сказалась в неопустительной службе часов, которые не отменялись ни для каких праздников.

В отношении же важнейших суточных служб — вечерни и утрени — эта особенность Иерусалимского устава проявлялась прежде всего в большем количестве кафизм: их на утрене всегда было на одну более, чем по Студийскому уставу, исключая Великий пост, субботы, воскресенья и праздники, когда число кафизм по обоим уставам было одинаково» (Михаил Скабалланович).

2) Богослужебная книга, содержащая богослужебный устав, месяцеслов с Марковыми главами, соединяющими подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги, правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников, трапезе и других сторонах церковной и монастырской жизни.

Мирянам следует помнить, что исполнение в полной мере указаний Типикона — удел монашествующих, миряне же могут соответствовать этому идеалу в зависимости от возраста (физического и духовного), семейного положения и т.п.
Знаток Устава Михаил Скабалланович писал о Типиконе: «Книга с таким заглавием хочет не столько узаконить его малейшие частности, устраняя в нём всякую свободу отправителей, сколько хочет нарисовать высокий идеал богослужения, который красотою своею вызывал бы всегдашнее невольное стремление к его осуществлению, в полной мере может быть и не всегда возможному, как и осуществление всякого идеала, следование всякому высокому образцу. Таков по существу и весь закон Христов, неосуществимый вполне во всей его небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудержимое влечение в человечестве к его осуществлению и чрез то животворящий мир».
http://azbyka.ru/dictionary/18/tipikon-all.shtml

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *