Мощи феофана затворника

Вышенская успенская обитель и святитель Феофан Затворник

Вышенский успенский женский монастырь, сайт которого можно посетить в любое время (указан внизу, в разделе «Контакты»), известен не только местным жителям.

У него есть своя история, полная радостных и печальных моментов. Но обо всех таких событиях нужно знать, так как именно из мелочей складывается полная историческая картина духовного и культурного наследия российского государства.

Сюда приезжают из разных уголков родной страны и даже из ближнего и дальнего зарубежья. Он привлекает паломников своей особой атмосферой спокойствия, умиротворения и возвышенности над мирскими проблемами.

Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир

Описание и месторасположение

Является женской обителью. Здесь располагаются мощи святителя Феофана Затворника. Именно благодаря данному факту, обитель приобрела известность и популярность. Построен достаточно давно и первоначально являлся мужским.

Рязанская область может гордиться тем, что на ее территории находится столь значимое творение рук человеческих. Непосредственное расположение от населенных пунктов – село Выша близ города Шацка (около 25 километров от него). Местечко достаточно живописное в любое время года, особенно летом.

Обратите внимание: само село удачно раскинулось там, где в реку Цну впадает Выша (ее приток).

История

История складывается из различных источников. Часть их них – это сказания, предания и легенда. А есть и документально подтвержденные факты.

О первоначальном существовании Вышенской Успенской Пустыни известно отчасти по преданию, отчасти по документам, приведённым в книге игумена Тихона (Ципляковского), изданной в Тамбове в 1881 г.

Основание его приурочивают к 16-17 векам. Однако достоверно известно, что уже в первой четверти 17 столетия, это строение существовало.

Стоит отметить: первоначально монастырь, по некоторым данным, находился в нескольких километрах от его нового расположения.

В 18 в. святыня подвергалась разорению и грабежам, но обитатели ее уцелели. Свой расцвет монастырь получил в 19 в., когда перешел во владения Тамбовской епархии. Двадцатый же век ознаменовался для обители как разорением, так и новым возрождением.

Если вдруг Вы еще не знали, то советуем прочитать статью о том, чем примечателен храм Воскресения Словущего на Арбате.

Судьба во время революции и советское время

Как и многие религиозные объекты нашей страны, монастырский комплекс в начале 20 г. ХХ в. закрыли.

Все, что принадлежало монахам, перешло в государственную собственность.

Такое явление — не редкость того времени.

Интересный факт: Христорождественский собор стал единственным местом на небольшой промежуток времени, где совершались богослужения. Однако это продлилось всего до 1938 г.

В 70-х гг. 20 в. пара священнослужителей осмелились проникнуть в заброшенное здание. Они увидели полнейшее варварское разорение комплекса. Также нашли они останки епископа Феофана и совершили панихиду. Таким тайным путем священнослужители потихоньку наводили порядок здесь и вывозили значимые реликвии в безопасное место.

Современное состояние

1988 г. стал значимым для всего православного мира. В этот год канонизировали святителя, то есть причислили к лику святых. Этот факт стал отправной точкой для начала возрождения монастыря. Не стало лишним и привлечение общественности к этому событию.

Время не заставило себя долго ждать. Вот уже в 1990 г. началось активное восстановление объекта. Его передали в заботливые руки верующих. И в 2002 г. миру явился Вышенский успенский женский монастырь.

Важно знать: освящение произвел патриарх Алексий Второй, являвшийся патриархом московским и всея Руси. Он же благословил перенесение мощей св. Затворника.

Описание монастырского архитектурного ансамбля

В состав архитектурного ансамбля входит несколько строений. Среди них можно встретить Успенский храм, Казанский, колокольню и другие здания.

Стоит отметить: в таком составе монастырский ансамбль появился в 19 в.

Сегодня обитель представляет собой уникальный объект, который стремятся посмотреть многие паломники, прикоснуться к истории православного мира, окунуться в неповторимую атмосферу этого места, приложиться к святым мощам батюшки Феофана.

Христорождественский собор

В конце 19 века как часть настоящего архитектурного ансамбля комплекса построили собор, который ныне носит название Христорождественский.

Знаете ли Вы, что: с самого начала здание задумывалось в качестве «теплого» храма, где было бы возможно и удобно проводить богослужения в холодное время года. Особенно в зимний период, в лютые морозы.

У сооружения имеется 2 престола и 5 куполов.

Девять мучеников Кизических – такое название носит почитаемая и располагающаяся в соборе икона.

Казанский собор

Строительство шло более 10 лет, окончилось только в 1844 г. Саровский Успенский собор послужил основой проекта Казанского, который расположен в Рязанской области. Однако убранство и его размеры все же не смогли достигнуть уровня своего прототипа.

Постройка имеет 3 престола и является по своему строению пятикупольным. Сам по себе храм очень красив. Его колонны и фронтоны отличаются особенной утонченностью и изысканностью.

Полезно знать: епископ, богослов и публицист Феофан — является автором многих икон, украшающих соборный иконостас. А сам служитель был захоронен близ стен Казанского собора.

Успенская церковь

Её по праву можно назвать самым первым строением, которое появилось как часть архитектурного комплекса Вышенского монастыря.

Датируется ее возникновение еще 17 веком. Однако история церкви не так благополучна и прекрасна.

В настоящий момент она располагается не там, где стояла ранее, так как первую деревянную постройку перенесли. Сейчас церковь является каменной, заново отстроенной на месте сгоревшей.

Освещена она в 1988 г. после долгой реставрации. Кстати, это строение решено было приводить в порядок одним из первых.

Домовая церковь епископа

Комплекс включает в себя много различных строений.

Некоторые из них появились еще в 17 веке. А другие были отстроены несколькими веками позже.

Каждое из них уникально, имеет свою историю, архитектурные особенности. Так, в ансамбль входит и домовая церковь. Ее неразрывно связывают с именем епископа.

Так как этот святой человек был затворником, то все свои литургии он совершал именно тут.

Примите во внимание: на организацию домовой церкви получали официальное разрешение. Благословило ее устройство епархиальное начальство. Событие произошло в 1867 г.

Колокольня

В настоящий момент колокольня представляет собой разобранное здание. Случилось это ещё в 70-х гг. 20 в. Таковая учесть постигла множество православных построек. Не щадили ни маленькие церкви и часовни, ни большие соборы и храмы. Не брался в расчет даже факт того, что объекты имеют особую культурную, историческую ценность.

Примите к сведению: колокольню построили в первой половине 19 века. Имела ранее 14 колоколов уже в начале 20 столетия. Самым тяжелым колоколом был тот, чья масса составляла 726 пудов.

Другие здания

На территории располагались и иные здания, сооружения.

Так, чтобы вести грамотную хозяйственную и иную жизнедеятельность, использовались 12 каменных корпусов для братии.

Еще существовала 1 деревянная постройка. Она использовалась как амбар.

Богата внешняя территория была и гостевыми домами. Таковых насчитывалось два. Такое обустройство комплекс получил к началу нового 20 столетия.

Святые Вышенского монастыря

Прославленный в лике святителей Феофан жил в 19 веке. Он до сих пор является известнейшим в православных кругах богословом и проповедником. Еще одним его занятием называют публицистическую деятельность.

Феофа́н Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 10 (23) января 1815 — 6 (18) января 1894) — епископ Православной Российской Церкви; богослов, публицист-проповедник

Жизнь св. Феофана достаточно интересна. Он имел духовное образование и четкое намерение служить церкви всю свою жизнь. После окончания семинарии и духовной академии молодой человек принял монашество.

Важно знать: св. Феофан помог повысить уровень образования, создавая воскресные школы, церковноприходские и другие учебные заведения, например, епархиальное училище для женского населения.

Прибыв в Вышенскую пустынь, остался здесь до конца своих дней. Погребение его состоялось в Казанском соборе.

Святыни Вышенской обители

Среди святынь Вышенской пустыни особняком стоят мощи святителя Феофана. Причислили к лику святых в 1988 г.

До перенесения на свое постоянное местонахождение, они располагались недалеко от полностью закрытого в то время монастыря.

Хранится здесь и ковчежец со святынями. Таким образом предоставляется возможность людям поклониться святым мощам и попросить о помощи в одном месте, если нет возможность прибыть на место подвигов святых.

Икону Божией Матери Казанскую Вышенскую тоже можно найти здесь. Молиться, просить помощи и заступничества у Богоматери приезжают многие паломники. Никто не остается без ответа.

Возьмите на заметку: в обители хранятся в небольших ковчежцах мощи и других святых. Так, например останки четырех рязанских святителей, а также преподобных отцов киево-печерских.

Информация для паломников и туристов

Рассмотрим некоторые моменты:

Как добраться

Чаще всего в это место пребывают через Москву. Из столицы следует найти транспорт, который в своем маршруте может проехать до Шацка или транзитом через него.

На автовокзале этого города всегда есть микроавтобусы, маршрутные такси, которые отвезут вас до Выши. Именно там, по улице Заречной, 20 находится знаменитый монастырский ансамбль.

Где остановиться

Перед поездкой в Вышу, следует позаботиться о своем пребывании там. Для паломников и просто гостей села предусмотрено размещение в нескольких километрах от святынь в подворье Быково. Предоставляются многоместные комнаты до 10 человек. При этом выдаются постельные принадлежности.

Стоит учесть: здесь же можно пообедать и поужинать. Стоимость пребывания основывается на пожертвованиях паломников.

Контакты

Чтобы получить интересующую информацию, узнать подробную историю комплекса и жизнеописание святителя можно на официальном сайте: http://svtheofan.ru/. Там же можно найти ссылки на страницы в социальных сетях.

В случае необходимости, можно позвонить по телефону: +7 (49147) 2-73-73.

Расписание богослужений и престольные праздники

На официальном сайте можно найти расписание богослужений, которое представлено на определенный период.

Утром служба начинается в 7 утра. Вечернюю можно посетить в 18 часов.

В удобной таблице всегда содержится информация о сути и направленности богослужения.

Существует несколько престольных праздников. Один из них – это Успение Пресвятой Богородицы. Также, особо почитается день Казанской иконы Божией Матери и, конечно же, праздник в честь св. Затворника.

Всем верующим православным людям посещение данной обители в Рязанской области рекомендуется обязательно. Это одно из тех мест, которое имеет богатую, усыпанную многочисленными интересными фактами историю.

Наличие многочисленных святынь привлекает многих паломников в Вышу. Для них предусмотрены условия проживания и трансфер. Прибытие сюда не оставит равнодушным никого. Обитель производит только положительное впечатление на приезжих.

Предлагаем Вашему вниманию видео с жизнеописанием Святителя Феофана Затворника:

Самарские священники

Вспоминая владыку Антония

Бывшие студенты Санкт-Петербургской и Московской Духовных Академий и семинарий, священники города Самары, уже не один год находящиеся на служении Церкви, с благодарностью и любовью вспоминают Владыку Антония и те духовные уроки, которые он в свое время с такой заботой и вниманием им преподал.

Принадлежа к числу виднейших богословов современности, Митрополит Антоний Сурожский в полной мере обладал редким даром – быть доступным и понятным любой аудитории, каждому своему собеседнику. Необыкновенное сочетание мудрости и смирения, жизненного опыта и эрудиции позволяло ему доносить свою мысль до сердца любого слушателя, запечатлев ее в самой его глубине… И спустя десятилетия бывшие студенты Санкт-Петербургской и Московской Духовных Академий и семинарий из нашего города, сами уже не один год находящиеся на служении Церкви, с благодарностью и любовью вспоминают Владыку Антония и те духовные уроки, которые он в свое время с такой заботой и вниманием им преподал.

Вся его жизнь явилась лучшим подтверждением слов, сказанных им однажды:

«Человек не только существо, которое может вместить духовные тайны; это существо, которое может стать единым со своим Творцом». В этом году исполнилась годовщина со дня кончины Владыки Антония Сурожского, но его слово продолжает жить в его проповедях, его книгах и, самое главное, в благодарной памяти всех тех, кому посчастливилось встретиться с ним.
Игорь ЕФИМОВ.

Протоиерей Геннадий Феоктистов, Священнослужитель часовни Св. Равноапостольной царицы Елены православного прихода во имя Трех Святителей, г. Самара.

Самые лучшие годы моей жизни были связаны с Санкт-Петербургской духовной семинарией.

Я учился в семинарии при Владыке Никодиме (Ротове), который был в то время Митрополитом Ленинградским и Новгородским. Владыка Никодим, конечно же, сделал большое дело – ведь семинарию и Академию хотели закрывать… Конец хрущевского, начало брежневского времени – от прежде бывшей Духовной Академии оставалась четвертая часть и хотели закрыть ее уже совсем.

Когда Владыка Никодим был поставлен на кафедру Ленинградскую и Новгородскую, он стал привлекать на учебу к нам множество иностранных студентов, что не позволяло тогдашним властям принимать губительное решение о закрытии духовных школ. Приезжало множество православных студентов из Америки, Германии, Финляндии и даже из Эфиопии. Мы учились вместе, даже наши столы были рядом. Учились со мной Соломон и Хабте Селассие – племянник последнего императора. Я был духовно близким у Николая Дмитриевича Успенского, нашего профессора, и вот они общались с ним через меня.

Владыка Никодим привлекал для преподавания многих архиереев из-за рубежа. Особенно часто он приглашал Владыку Антония Сурожского.

Это были 1967-1968 годы, я учился уже на 3 курсе – закончил 1 курс на «отлично» и сразу меня перевели на 3 курс. Когда приезжал Митрополит Антоний, все другие занятия отменялись. Для всех нас – студентов и сотрудников семинарии – это был великий праздник.

Он приходил в актовый зал, где и выступал с лекциями. Вид его был такой смиренный, кроткий. В то время ректором был Владыка Мелитон, Архиепископ Тихвинский – и вот они друг друга как бы дополняли, как бы два брата родных в словах и поведении.

Вспоминая Владыку Антония, представляю вновь большой актовый зал. Прежде чем начать говорить, он молился минут десять, опустив глаза и как бы прося Бога, чтобы он отверз ему уста. И действительно, как некая женщина сказала Иоанну Златоусту: «У тебя золотые уста», — так и здесь можно было сказать то же самое. Он говорил с 9 утра и до 17 вечера, и мы все сидели в таком оцепенении, что боялись шелохнуться.

Он не особо «философствовал», но говорил так, что хотелось его слушать и слушать. И когда Владыка Никодим говорил ему: «Ваше Высокопреосвященство, уже обед», — мы все отвечали: «Нет-нет, пусть еще поговорит!» Он завораживал нас так, что мы не хотели от него даже на перерыв отойти. Потом он предлагал, кто пожелает, какие-то вопросы задать. Когда вставал тот или иной студент и задавал вопрос, то он, выслушав его до конца, стремился понять, что именно студент хочет от него услышать. И когда он сажал студента, минут пять он, вновь опустив глаза (известно только его душе, что он просил), молчал. Потом он начинал говорить так, что больше нечего было добавить – все было понятно и хотелось слушать его еще и еще.

Когда мне сказали, что он скончался, это, конечно, очень потрясло, потому что я таких проповедников не слышал и, наверно, не придется больше услышать. Он как бы видел каждого человека; в зависимости от возраста был со старым «по-старому», с молодым – «по-молодому». Его проповеди и слова никогда не пронизывали «вот какой я»; он говорил: «Вы идете ко Христу, а я только направляющий вас».

Иногда его приглашали читать и в свободные от учебных лекций часы – так называемые окна. Он соглашался и шел. По своему смирению, своей кротости, своему воздержанию постоянно говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю».

«Я иду и прошу Матерь Божию: «Матерь Божия, благослови, если Тебе угодно, я пойду и прочитаю лекцию. И Она благословляет меня Своим Честным омофором, и я иду при помощи Матери Божией и читаю эти лекции». Все он смирял под руку Божию. Он говорил нам: «Отцы, имейте смирение и страх Божий и имейте веру в Бога. Вера без страха Божия ничтоже есмь». И вы знаете, до сегодняшнего дня, когда я увижу книгу Владыки Антония, Митрополита Сурожского, я всегда покупаю эту книгу и наслаждаюсь чтением.

Конечно, это был человек с великим Божиим дарованием. Большое счастье, что он встретился на моем пути. Царствие ему Небесное, Светлая память!

Архимандрит Елевферий (Диденко), Храм прп. Сергия Радонежского, г. Самара.

Владыка Митрополит Антоний нам известен по тем лекциям, которые он читал, посещая Московскую Духовную Академию и семинарию. Обычно он приезжал к нам 1-2 раза в год; так было в 60-70-х и начале 80-х гг., когда я поступил и позже закончил Духовную Академию и работал помощником инспектора.

Студенты с нетерпением ожидали этих лекций, в массе заполняли актовый зал и слушали его, впитывая каждое слово. Он говорил о самом насущном: о спасении души, о пастырском служении.

Его речь была живая, проникнутая благодатью Святого Духа, и это воздействовало на наши души. Он делился во множестве своим жизненным опытом, говорил о том, что нет ни одного момента в жизни священнослужителя, который не имел бы влияния, значения в жизни его пасомых и его лично жизни.

Мы с нетерпением ждали его приезда, его лекций – особенно о молитве, потому что получали глоток живительной воды, которая воодушевляла нас.

Эти лекции, проповеди печатались в «Журнале Московской Патриархии», — в то время это была единственная возможность, когда можно было прочитать и усвоить его слово. И мы перепечатывали его проповеди, у каждого из нас был сборник его проповедей.

Были вечера, когда он отвечал на наши вопросы. Время было лукавое. Но он давал полные ответы и тем самым показывал, как нам самим надо держаться с «власть предержащими», со своими пасомыми, со своими собратьями.

И самое главное – хранить мир, хранить благодать Святого Духа и общения с Богом.

Протоиерей Николай Мезинов, Настоятель Храма во имя Св. Апостола Иоанна Богослова, г. Самара.

В 1965 году мне было 18 лет, я учился на 1 курсе Московской духовной семинарии. И вот к нам приехал Владыка Антоний – такой благоговейный, тонкий, вдохновенный.

Лекции его уже записывались и на магнитофоны, у кого были; бывало, стоит на столе по 16-20, а то и 30 микрофонов. Потом записи переписывались.

…Он сам рассказывал про трудности своего приезда и говорил, чтобы мы молились Богу за то, чтобы у него еще была возможность к нам приехать. Бывали случаи, что не давали ему въездной визы – потому что он эмигрант. Надо еще и собрать средства на поездку сюда, — зарабатывал он их зарубежными лекциями и выступлениями. Но привязанность, притяжение к Русской земле все время у него оставалась. Все лекции его проходили вдохновенно, и когда он говорил, все легко понималось и казалось, что легко увидеть Бога, каким Его видит он – которого, как некогда Младенца Христа, можно взять в руки, подержать на руках, почувствовать в сердце своем…

Вот бабушка из его рассказа, которая захотела увидеть Бога в то время, как она прядет свою пряжу. Луч солнца, который падает на иконы, распространяется по комнате, объемлет ее саму, ее мысли и желание. И вот она осязает эту теплоту, слышит стук часов в тишине комнаты – и слияние этого света с иконой и с ней самой – это та благодать, которая постигла ее. И она почувствовала, что не одна.

Бог для Владыки Антония был олицетворением смирения, милосердия, терпения, сострадания…

По Москве он шел в облачении, с посохом. Любой человек, старик или молодой, мог его остановить, чтобы задать вопрос; если задавал вопрос школьник, он старался ответить ему как школьнику. Он разговаривал с нами на очень простом языке, — такой спокойный, простой. Речь его была своеобразной, чувствовалось, что он немало прожил за границей, но отвечал он очень просто – не как учитель школьнику, а как школьник отвечает учителю. Ты ему задаешь вопрос, а он тебе старается понятно ответить. Если пробуешь возразить, он говорит: «А Вы прочитайте это…» Или: «А Вы пробовали так?..» Надо сказать, что он зачастую ссылался не на богословов, а на современных пастырей и авторов, вспоминал про случаи из детства, из врачебной практики.

Он был необыкновенный и духовник, и молитвенник, и лектор, потому что преподаватель и лектор – это не одно и то же, это разное. Преподаватель объясняет все-таки урок, а он словно «научитесь от Меня» (Матф. 11; 29).

Хотелось бы, чтобы на таких архипастырей равнялось молодое поколение наших священнослужителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *