Мощи иоанна крестителя

5 фактов о земной жизни Иоанна Крестителя — святого, почитаемого христианами и мусульманами

Гость

  • ВХОД
  • Зарегистрироваться
  • Арт
  • |
  • Фотография
  • |
  • Дизайн
  • |
  • Среда обитания
  • |
  • Мода, одежда
  • |
  • ХэндМэйд
  • |
  • Разное

История и археология &nbsp&nbsp +316 | kulturologia | Записей: 2187 | Участников: 73 | Правила
1 +1 0 Разное

  • Подписаться
  • Поделиться в Facebook
  • Рассказать ВКонтакте

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Подписка Отписаться можно в любой момент.


Фрагмент картины «Святой Иоанн Креститель проповедует», худ. Лука Джордано.

В библейской традиции образ Иоанна Предтечи тесно связан с воздержанностью, немногословностью и духовной силой. Всю свою сознательную земную жизнь он делал добро, избавляя людей от самых тяжких грехов священными ритуалами омовений. Кому же мешал проповедник, и что послужило причиной его трагической и ужасающей своей жестокостью гибели?

1. О рождении Иоанна известил ангел


«Рождество Иоанна Крестителя». Ламберто Сустрис.

Иоанн появился на свет, когда его родители – священник Захария и Елисавета – достигли уже преклонного возраста. Предвестником рождения мальчика стал архангел Гавриил, который явился Захарию во время службы в храме и сообщил радостную новость. Но будущий отец был повергнут в замешательство, и потерял дар речи вплоть до рождения сына. Имя ему решено было все-таки дать по наказу Гавриила.
Мальчика нарекли Иоанном, что шло вразрез с принято традицией называть малышей в честь предков рода. Раньше у евреев считалось, что если пара бездетна – это кара за грехи. Поэтому рождение Иоанна было двойным чудом для родителей. Благодаря предзнаменованию Захарий знал, что его сыну уготована мессия пророка, и он будет Предтечею Спасителя. Так и случилось: Иоанн родился ровно на 6 месяцев раньше Иисуса.

2. Юный Иоанн один выжил в пустыне


«Святой Иоанн Креститель в пустыне». Лукас ван Лейден.

Правивший в то время царь Ирод, испугавшись вести о рождении нового царя Израильского, приказал убить всех младенцев. Настала страшная ночь резни вифлеемских младенцев. Елисавета, чтобы спасти единственного сына, бежала с ним в пустыню. А отец Захарий был убит во время службы. После долгих скитаний по пустыни Елисавета скончалась.
Юный отрок так и остался жить на просторах бескрайней пустыни. Более того – он сам избрал себе участь пещерного существования изгоем, где неустанно молился и жил в полном одиночестве до 30 лет. В быту был крайне воздержан: носил грубую одежду из верблюжьей шерсти, питался исключительно скромной растительной пищей.

3. Предтеча, но не Мессия


Фрагмент картины «Проповедь Иоанна Крестителя». Неизвестный художник, Музей Прадо.

Прознав о чудодейственной силе Иоанна, народ Израилев стал приходить к нему на проповеди. Люди думали, что он и есть Мессия. Однако Иоанн говорил, что он только готовит их к приходу Спасителя. Предтеча стал крестить жителей Иерусалима и омывать их в водах Иордана, которые способны избавить от грехов. Перед крещением он призывал покаяться и только потом погрузиться в реку. Круг его последователей неустанно рос, несмотря на то, что Иоанн был крайне суров и строг к любым порокам.

«Богоявление». Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Покровск.

Однажды на берегах Иордана появился Иисус Христос, чтобы послушать проповеди Предтечи. Иоанн провозгласил Иисуса Мессией и приступил к обряду крещения Сына Господа. Во время омовения появился голубь, который и был Духом Святым, и подтвердил истинность предназначения. Именно крещение Иисуса и стало эпохальным завершением праведного служения Иоанна Крестителя.

4. Насильственная смерть за правду


Иоанн призывал народ жить по божьим законам и не впадать в грех. Он был грозным обличителем как простых обывателей, так и сильных мира сего. За что и пострадал. Незаконное сожительство царя Ирода со своей племянницей Иродиадой, которая была к тому же супругой его брата, Иоанн подверг жесткому порицанию. За неугодные для царя речи Иоанна схватили и заточили в темницу. Отбывание в камере завершилось страшным финалом.

«Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна», храм станицы Каневской.

Себялюбивый Ирод отмечал свое день рождение. На праздничном пир дочь Иродиады Саломия исполнила для царя «откровенный и провокационный» танец, чем вскружила голову государю. И он пообещал исполнить для нее все, что она пожелает. Саломия, которую подговорила мать, попросила подать ей на блюде голову пророка. Ирод был обескуражен прошением, но, чтобы исполнить данное обещание, приказал исполнить эту «прихоть».

«Убийство Крестителя». Караваджо.

Стражник, охранявший проповедника, отсек ему голову и преподнес «трофей» Саломии, которая отдала его Иродиаде. Страшная в своем безумии кровосмесительница стала в бешенстве колоть язык святого и затем выбросила голову. Погребение тела Иоанна состоялось в Севастии.

Елеонская гора сегодня. В древности она была усажена маслинами.

5. Обретение мощей

Мощи праведника долго находились в Константинополе вплоть до турецкого нашествия, а затем были перевезены в Петербург. Глава святого была захоронена в сосуде на Елеонской горе, где впоследствии воздвигли храм.

Возмездие


«Саломея»./ Фото: fedpress.ru

Царь Ирод за свое злодеяние был наказан: его войско было разбито, а сам он сослан в заточение по приказу Калигулы. Гибель Саломии точь-в-точь повторила насильственную смерть пророка. Она переходила зимой реку по льду, неожиданно лёд треснул и Саломия упала. Льдины сомкнулись у нее на шее, обезглавив её.

Деисусный ряд иконостаса./ Фото: ikanaev.ru

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

9811 21.04.2017 15:50 Гость, выскажи мнение!

Где хранится честная глава Иоанна Предтечи?

Размещено 9 Мар, 2015

«Недавно побывала в столице Сирии Дамаске – городе, связанном с евангельской проповедью апостола Павла, именем Иоанна Дамаскина, в городе, являющемся колыбелью одной из древнейших христианских Церквей. Сегодня, не смотря на лояльное отношение к христианству, Сирия, как и весь Восток, все же остается мусульманской страной. Возле огромного восточного базара, нам показали одну из крупнейших мечетей. И экскурсовод-мусульманин и служители мечети с гордостью утверждали, что в ней хранится голова Иоанна Крестителя. Неужели одна из величайших христианских святынь, действительно, находится у мусульман? Как так получилось? Тем более, известно, что в Православной Церкви установлено несколько праздников обретения честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна».

Марина Должикова

Большая мечеть Дамаска, также известная как Мечеть Омейядов, одна из крупнейших и старейших мечетей в мире. Мусульмане, действительно верят, что в сокровищнице мечети хранится голова Иоанна Крестителя, которого они также почитают пророком и называют Яхья. В римскую эпоху, на этом месте располагался Храм Юпитера, затем, в византийское время, христианская церковь, посвящённая Иоанну Крестителю. Первоначально арабское завоевание Дамаска в 636 не затронуло церковь, как сооружение, хотя мусульмане построили пристройку из саманного кирпича напротив южной стены храма. Но позже церковь была куплена у христиан и разрушена. Между 706 и 715 на этом месте была построена существующая мечеть. Хранящиеся сегодня тут останки, возможно, и были найдены во время раскопок при строительстве.

Вообще же в настоящее время о том, что именно у них хранится честная глава Крестителя Господня заявляют и мечеть Омейядов в Дамаске, и римская церковь Сан-Сильвестро-ин-Капите, и турецкая Антиохия, и даже один из монастырей Армении. К счастью, ни чего общего ни со святоотеческим преданием, ни, тем более, с историческими фактами эти заявления не имеют… Почему же Православная Церковь празднует аж три обретения честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и где сегодня на самом деле находится святыня?

Первый во благодати мученик

Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас». Сам Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя»(Мф. 11, 10-11). По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом.

Иоанн Предтеча родился на шесть месяцев раньше Господа. По промыслу Божьему он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он оставался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить людей к принятию ожидаемого Мессии. К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

Когда к Иоанну на Иордан пришел креститься Сам Господь Иисус Христос пророк говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Крещением Спасителя Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Но вместе с тем, он продолжал безбоязненно и строго обличать пороки как простых людей, так и сильных мира сего.

В то время, после смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили своего правителя. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. За это Иоанн был заключен в темницу, но Ирод не казнил его, боясь гнева народа.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная своею злобной матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод боялся гнева Божия за убийство пророка, которого и сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк.6:26) и послал стража в темницу, повелев отсечь Иоанну голову и отдать ее Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия же взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери, которая надругалась над ней. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и проткнула кинжалом чело. В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя 11 сентября Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого пророка.

Святое тело Иоанна Крестителя тайно взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. А честную голову пророка Иродиада не велела хоронить и закопала ее в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, похитила и погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли. Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует Святое Евангелие (Мф. 14, 2).

После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся. Но суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией за совершенное злодияние еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп Саломии не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери в 38 году после Р. X. двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Обретение святыни

Через много лет поместье Ирода перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.

В дни равноапостольного царя Константина Великого, когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника из сирийского города Емессы и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь. Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу, каждый день возжигая пред ней светильники. Господь ради главы Иоанна Крестителя благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать своему еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь. Первое и второе обретение честной главы Пророка и Крестителя Господня Иоанна празднуется Святой Церковью в один день – 9 марта.

Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна произошло около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи со ссылкой святителя Иоанна Златоуста глава святого Иоанна Предтечи была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810 — 820 гг.) в Команы, (близ Сухуми), в город, в котором некогда, находясь в ссылке, скончался святитель Иоанн Златоуст и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь положена в придворной церкви. Третье обретение честной главы Пророка и Крестителя Господня Иоанна празднуется Святой Церковью 7 июня.

Четвертый крестовый поход

На истории о третьем обретении обычно завершаются повествования о главе святого Иоанна. Это связано с тем, что дальнейшая судьба святыни связана с католичеством. История появления главы святого Иоанна на Западе мало чем отличается от истории многих других величайших святынь христианства.

В Четьих-минеях святителя Димитрия Ростовского есть сноска, что еще в 1200 году в Константинополе ее видел русский паломник Антоний. 13 апреля 1204 года во время Четвертого крестового похода войска западных рыцарей захватили столицу Римской империи – Константинополь. Город подвергся опустошению и разграблению.

Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон из Пикинии нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала. На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей святого Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся святым Иеронимом. По его свидетельству, как уже говорилось, Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове святого. Валлон де Сартон решил доставить главу Иоанна Предтечи в Пикардию, на север Франции.

17 декабря 1206 года католический епископ города Амьен Ричард Герберойский торжественно встретил святые мощи Иоанна Крестителя у ворот города. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, «по горячим следам». С этого времени начинается почитание главы святого Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.

В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе. В этот собор — Notre Dame d’Amiens — была перенесена и главная святыня города: лицевая часть главы святого Иоанна.

Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания главы в 1264 году приехал король Франции Людовик IX, прозванный Святым. Затем приезжал его сын – Филипп III Смелый, Карл VI, а также Карл VII, много пожертвовавшие для украшения мощей.

Православная литургия у главы пророка

После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей. Реликварий с главой святого Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а саму честную главу святого Иоанна приказали отправить на кладбище. Но воля революционного начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув тайно вернулся в сокровищницу и под страхом смерти забрал мощи к себе в дом. Таким образом, святыня была спасена. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну. А после прекращения революционных гонений глава святого Иоанна была возвращена в кафедральный собор Амьена.

В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно угасать.

Новый всплеск интереса к мощам Иоанна Крестителя произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и компетентная комиссия экспертов-медиков косвенно подтвердила подлинность реликвии.

Радостно, что в последние годы в Амьене все чаще бывают православные паломники. Теперь у главы святого Иоанна Предтечи совершаются не только православные молебны, но и литургии.

Николай Жидков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна

Неизвестная история главы Крестителя Господня Иоанна

Икона святого Иоанна Крестителя Священное Предание рассказывает нам о том, что после усекновения главы святого Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала около своего дворца. Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Жене приставника царя Ирода было известно, где Иродиада закопала главу. И она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода.

Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует Святое Евангелие (Мф. 14, 2).

Иерусалим. Первое обретение главы Иоанна Предтечи

Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться Честному Кресту и Гробу Господню два инока с Востока. Им и доверил святой Иоанн обрести свою главу. Нам известно только, что он явился им во сне, и что после обретения главы в указанном им месте, они решили возвратиться назад. Однако воля Божия была иной. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Эмесы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему святой Иоанн Креститель не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему мешком.

Господь ради главы Иоанна Крестителя благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал главу святого своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным христианам.

Глава святого, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию, стороннику арианской ереси. Обращавшиеся к нему больные люди получали исцеление, не зная, что причиной тому было не мнимое благочестие Евстафия, а исходившая от спрятанной им главы благодать. Вскоре хитрость Евстафия была раскрыта, и он был изгнан из Эмесы. А вокруг пещеры, где жил иеромонах и в которой была закопана глава Иоанна Предтечи, образовался монастырь.

Эмеса и Константинополь. Второе и третье обретения честной главы

По прошествии многих лет произошло второе обретение главы святого Иоанна. Об этом известно по описанию архимандрита эмесской обители Маркелла, а также из жития преподобной Матроны (день её памяти – 9 ноября), написанного преподобным Симеоном Метафрастом. По описанию первого, глава открылась ему 18 февраля 452 года. Спустя неделю епископ Эмесский Ураний начал ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в новосозданную церковь в честь святого Иоанна. Это событие празднуется 24 февраля вместе с празднованием первого обретения честной главы.

Через некоторое время глава Предтечи Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до иконоборческих времен. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вывезли с собой и главу Иоанна Крестителя, а затем спрятали ее в Команах (близ Сухуми), городе, в котором некогда, находясь в ссылке, скончался святитель Иоанн Златоуст (407 год). После VII Вселенского Собора (787 г.), восстановившего православное почитание икон, главу святого Иоанна Крестителя возвратили в византийскую столицу около 850 года. Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение честной главы.

Четвертый крестовый поход и путешествие на Запад

На истории о третьем обретении обычно завершают повествование о главе святого Иоанна. Это связано с тем, что её дальнейшая история связана с католическим Западом. Если мы обратимся к житиям святых, изложенным по руководству Четьих-миней святителя Димитрия Ростовского, то в конце описания обретений главы святого Предтечи найдем сноску, набранную мелким шрифтом, а потому часто пропускаемую читателями. Но для нас, совершенно неожиданно несколько лет назад обретших во Франции главу Крестителя, эта сноска по возвращении на родину явилась настоящим открытием. Об очередном «обретении» главы Иоанна Предтечи на далеком Западе мы и хотели бы рассказать ниже.

Итак, в сноске мы можем прочитать, что после 850 года часть главы святого Иоанна оказалась в Петре в монастыре Продром, а другая часть – в Студийском Предтечевом монастыре. В этой обители верх главы еще в 1200 году видел паломник Антоний. Однако уже в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции. Кроме того, сноска указывает три других местонахождения частиц главы: афонский монастырь Дионисия, угровлахийскую обитель Калуи и церковь папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена из Амьена.

Передняя часть главы святого Иоанна Предтечи в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы г. Амьена. Фото: «Православная Франция» / http://la-france-orthodoxe.net/ru/galer/jean История появления главы святого Иоанна во Франции мало чем отличается от истории многих других величайших святынь христианства.

13 апреля 1204 года во время Четвертого крестового похода войска западных рыцарей захватили столицу Римской империи – Константинополь. Город подвергся опустошению и разграблению.

Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон из Пикинии нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала.

На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей святого Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся святым Иеронимом. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове святого.

Кафедральный собор Пресвятой Богородицы г. Амьена (Notre Dame d’Amiens). Фотография: S.P.A.D.E.M. – Editions d’art Yvon Валлон де Сартон решил доставить главу святого Предтечи в Пикардию, на север Франции.

17 декабря 1206 года в третье воскресенье Рождественского поста католический епископ города Амьен Ричард Герберойский торжественно встретил святые мощи Иоанна Крестителя у ворот города. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, «по горячим следам». С этого времени начинается почитание главы святого Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.

В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе. В этот собор была перенесена и главная святыня города: лицевая часть главы святого Иоанна.

Предтеченская церковь Латеранского дворца в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano). Фото: Александр Стародубцев Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания главы в 1264 году приехал король Франции Людовик IX, прозванный Святым. Затем приезжал его сын – Филипп III Смелый, Карл VI, а также Карл VII, много пожертвовавшие для украшения мощей.

В 1604 году папа римский Климент VIII, желая обогатить Предтеченскую церковь в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano), просил у каноников Амьена частицу мощей святого Иоанна.

Спасение главы во времена революционных бесчинств

После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей.

Реликварий с главой святого Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а мощи святого Иоанна приказали отправить на кладбище. Но воля революционного начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув тайно вернулся в сокровищницу и под страхом смерти забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну. А после прекращения революционных гонений глава святого Иоанна была возвращена в кафедральный собор Амьена в 1816 году и с тех пор там и находится.

В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно затухать.

Глава святого Иоанна в наши дни

Новый всплеск интереса к мощам Иоанна Крестителя произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Настоятель Амьенского собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть, предположительно святого Иоанна Предтечи. Он хотел произвести сопоставление двух частей. По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия из квалифицированных экспертов-медиков.

Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и проходило в два этапа: первый – в Амьене, второй – в Париже. По завершении работ выводы комиссии были собраны в документе, подписанном всеми ее членами. По первой главе документа, которая посвящена исследованиям, проведенным в Амьене, были сделаны следующие выводы:

  • Сравнение объекта, называемого верденским, с объектом из Амьена обнаружило их анатомическую несовместимость, что без сомнения подтверждает их различное происхождение.
  • С точки зрения хронологии объект, называемый верденским, является менее древним, чем амьенский. По своему виду и весу он напоминает «кости средних веков».
  • Лицевая часть, называемая головой Иоанна Крестителя из Амьена, является очень древним объектом – более древним, чем «кости средних веков». С другой стороны, она представляется менее древней, чем человеческие кости мезолита, что позволяет датировать ее возраст между 500 г. до Р.Х. и 1000 г. по Р.Х.
  • Возраст человека не может быть уточнен в связи с отсутствием зубов. Но, исходя из факта, что альвеолы (зубные лунки) полностью развиты и что некоторые по краям немного стерты, можно предположить, что речь идет о взрослом человеке (между 25–40 годами).
  • Общие характеристики головы в виду недостаточности элементов могут быть определены, но с большим допуском. Тип лица – европеоидный (значит, ни негроидный, ни монголоидный). Малые размеры объекта из Амьена и развитость нижних глазных дуг ведут к предположению, что он мог бы соответствовать расовому типу, называемому «средиземноморским» (тип, к которому принадлежат современные бедуины).

На этом заканчивается современная летопись главы Иоанна Крестителя. К сожалению, мало верующих прибегает к помощи такого светильника благодати, каким является честная глава святого Иоанна, «первого во благодати мученика». Много православных приезжают во Францию, но не все знают, как много святынь до сих пор, несмотря на бесчинство революций и забвение достояния христианского прошлого, содержит в себе французская земля.

Радостно, что в последние годы в Амьене все чаще бывают православные паломники. Теперь при участии Паломнического центра Корсунской епархии у главы святого Иоанна Предтечи совершаются не только православные молебны, но и литургии.

Священник Максим Массалитин

8 марта 2004 г.

Святой Иоанн Креститель назван «первым во благодати мучеником» в заключительной молитве обращенного к нему молебного канона.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Голова Иоанна Предтечи

Анна Данилова | 10 сентября 2011 г.

Буквы этой статьи сплетут для вашей фантазии удивительное путешествие в католический собор в Амьене, находящийся во Франции, к голове Иоанна Предтечи.

Усекновение головы Иоанна Предтечи: наши дни

«Падре просил передать свои извинения, что не смог вас встретить, он заболел», – объясняет нам, жизнерадостный круглолицый староста католического собора в Амьене. «Это так интересно, русские часто приезжают сюда, к голове Иоанна Предтечи. Такими большими группами и так далеко едут! Мы рады, что вы приезжаете, и что вам это интересно», – объясняет он.

Где находится самый великий памятник готической архитектуры? А почему и для чего он был построен?

Путешествовать по Европе и знакомиться с высотами европейского искусства, не принимая во внимание христианскую историю – практически бесполезное занятие – слишком многое останется “за кадром”, непонятным и моментально забытым. Так, большинство величайших соборов Франции связаны с великими христианскими святынями неразделенной Церкви, но об этом часто не знают даже экскурсоводы. Большинство знакомых, не раз бывавших в Париже, с огромным удивлением и досадой узнали, что Сен-Шапель построена ради Тернового венца, пребывает он в Нотр-Даме, а Шартрский собор построен для Покрова Пресвятой Богородицы. Ни словом экскурсоводы об этом не обмолвились.

Продолжая путь по православным святыням Франции вместе с паломническим центром святого апостола Фомы, мы оказываемся в одном из самых северных городов – Амьене. Здесь, где уже веет ледяное дыхание Северного моря, намного холоднее, чем пару часов назад было в Париже.

Пустые улицы январского Амьена

Амьен предстал нашим глазам как город одной свечи: на улице ни одной души, ни одной машины, а в самом центре города величественнейший готический собор, в котором и хранится святая глава Иоанна Предтечи.

Собор в Амьене

Многострадальна судьба святой главы. Отрубили Крестителю голову по приказанию жены Ирода Иродиады: Пророк обличал Ирода за незаконную женитьбу на жене брата. Дочь Иродиады Саломея, соблазнив Ирода и гостей пляской, в ответ на восторженное предложение Ирода просить, чего она хочет, по совету матери потребовала на блюде главу Предтечи-обличителя.

Ирод безумный нещадно отсекает твою главу, обличающую его прескверный нрав: Христос же тебя, треблаженне, как Крестителя, делает главой Церкви, всех Содетель Господь, и всех Избавитель.

Иродиада проткнула уже бездыханную главу кинжалом, а потом закопала главу рядом с дворцом. Спустя некоторое время, Ирод с Иродиадой решили проверить, на месте ли глава: не найдя ее, они решили, что Предтеча воскрес, и что Христос – воскресший Предтеча.

Сначала глава пребывала в Елеоне, затем у бедняка из Емесы, потом – в Константинополе. В период иконоборчества главу прятали до времени возобновления почитания святых икон. Но вот наступают последние времена Византии, уже недалеко падение Константинополя под турецким господством, уже скоро Святой Софии стать мечетью. 1204 год. Город грабят крестоносцы. Повторю уже не раз высказанную мысль – увидев судьбу христианских храмов первых веков на территории бывшей Византии, можно даже порадоваться тому, что крестоносцы оказались здесь раньше иноверцев – хотя бы часть христианских святынь уцелела до наших времен.

Именно так в одних развалинах одного дворца каноник Валлон де Сартон находит блюдо, на котором под стеклом– лицевая часть головы. Над бровью – отверстие. На блюде надпись, что эта глава – Иоанна Крестителя, а отверстие – от кинжального удара Иродиады по отрубленной голове.

Что тя наречем, пророче? Ангела ли? апостола ли? или мученика? Ангела, зане яко безплотен пожил еси. Апостола, яко научил еси языки. Мученика же, яко твоя глава за Христа усечеся. Егоже моли, помиловати душы нашя.

Каноник Валлон де Сартон решил принести голову Предтечи в Пикардию – и в 1206 году епископ города в третье воскресенье Рождественского поста торжественно встречает великую святыню. Ради главы Предтечи начинается строительство собора в Амьене – это самый великий готический памятник Европы.

В эпоху революции главу хотели отправить на кладбище, но мэр города под страхом казни сохранил мощи у себя дома, и только в 1945 году, когда окончательно миновала угроза оккупации, глава была окончательно возвращена в собор.

Голова, которая проповедала Агнца Божия, пришедшего во плоти, и возвестила всем путь спасения в покаянии по Божественным заповедям, которая обличила преступление Ирода и за это была отсечена от тела, – на время сокрытая в земле, ныне воссияла, как светозарное солнце, взывая: покайтесь и с умиленной душой обратитесь ко Христу, подающему миру богатую милость… (русский перевод стихиры службы обретения главы Предтечи)

Другая часть главы Предтечи сейчас хранится в мечети Омейядов в Дамаске – в гробнице Иоанна Крестителя. Святитель Димитрий Ростовский, описывая обретения головы Иоанна Предтечи, указывал местоположение святой главы именно в Амьене: «…Честная глава Предтечи, вторично перенесенная в Царьград, сначала положена была в царских палатах, а потом часть ее в Студийском Предтечевом монастыре; в этой обители верх главы видел паломник Антоний в 1200 г.; другая часть главы была в Петре в монастыре Продром, крестоносцами она перенесена в Амиень во Франции, часть ее перенесена в Рим и находится в церкви папы Сильвестра. Другие части находятся в Афонском монастыре Дионисия и Угровлахийском монастыре Калуи».

«Когда мы только начинали возить сюда православных паломников, христианам на Западе была не очень знакома наша традиция поклонения мощам. Первые наши группы стали свидетелями того, как Главу извлекали из старого, добротного шкафа в ризнице. И по договоренности руководителя нашего центра и настоятеля Ахене – архимандрита Иосифа (Пустоутова) выносили для поклонения людям, приехавшим специально. Однажды, в суете, положили Главу прямо на простой «венский» стульчик, поставив его около Престола. Так мы и отслужили молебен и только после, спохватившись, староста храма, вынес красивую золотую подставу, предназначенную для таких вот особых, торжественных случаев», – рассказывает Эльвира Китнис, соруководитель паломнической службы святого апостола Фомы в Европе. Глядя на православных паломников и католики стали более благоговейно относиться к святыне.

Голова Иоанна Предтечи

После войны ученые провели несколько детальных исследований главы и установили, что эта лицевая часть главы принадлежит мужчине семитского типа возраста около 30 лет, и жил он в средиземноморском регионе в первом веке по Рождестве Христовом.

Глава Иоанна Предтечи

От земли возсиявши Предтечева глава, лучи испущает нетления, верным исцелений: свыше собирает множество Ангел, доле же созывает человеческий род, единогласно славу возсылати Христу Богу

В полупустом соборе поем тропарь и кондак Усекновению головы Предтечи, рядом с нами останавливается несколько заинтересовавшихся происходящим католиков.

В амьенском соборе

Благодарим круглолицего старосту за открытый доступ к главе, и надеемся, что больше православных паломники будут приезжать в холодный Амьен преклонить колена перед святой Предтечевой главой.

Фото Анны и Анатолия Даниловых, подготовлено при содействии паломнического центра св. апостола Фомы в Европе.

Собор Амьена

Узнать больше об усекновении головы Иоанна Предтечи вы можете из следующих статей:

Усекновении главы Иоанна Предтечи: иконы, картины, молитвы, проповеди

Служба Усекновения главы Иоанна Предтечи

Теги: Самое читаемое Когда вся семья не ест глютен, а ребенок продолжает чесаться О любимом писателе и своем ответе Ивану Карамазову – протоиерей Вячеслав Перевезенцев В комнате, полной кроваток, было тихо – и женщина не смогла пройти мимо Темы дня Разве можно считать, что оно было придумано людьми? Его сестры говорили мне: «Не оставайся с ним из жалости» Центр нейрохирургии в Тюмени, первая в России внутриутробная операция и ученик из Саудовской Аравии © 2003-2019 АНО «Православие и Мир»
Лицензия Минпечати Эл № ФС77-44847
Мнение авторов статей портала
может не совпадать с позицией редакции. Републикация материалов сайта в печатных изданиях
(книгах, прессе) возможна только с письменного
разрешения Редакции.
Реклама

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *