Мотивация чтобы учиться

50 советов по повышению мотивации школьников на уроках





27.11

В статье представлено большое количество советов по улучшению мотивации школьников к учебе для родителей и учителей. Вы узнаете как необходимо мотивировать ребенка к учебе, как прививать любовь к самому процессу обучения, какие есть стимулы и поощрения.

Как родителям повышать учебную мотивацию школьников

1. Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.

2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.

3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе, который он должен сделать.

4. Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь, что они тратят по крайней мере 30 минут на изучение, просмотр и практику уроков.

5. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.

6. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.

7. Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.

8. Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.

9. Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе.

10. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.

11. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.

12. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).

13. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).

14. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).

15. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.

16. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

17. Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе.

18. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.

19. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.

20. Любите ребенка.

Как учителям повышать учебную мотивацию школьников

1. Предоставление частичной свободы выбора .

2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения

3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.

7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.

8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).

9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.

10. Изменять методы и приемы обучения.

11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.

13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.

14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.

16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.

17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

20. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

21. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.

22. Необычная форма преподнесения материала.

23. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.

24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.

26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.

27. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

28. Применяйте новые информационные технологии.

29. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

30. Уважайте личность каждого ребенка.

В комментариях можете писать свои советы по повышению мотивации школьников на уроках.

Самое популярное и лучшее

  • 20 вещей, которые следует знать в 20 лет
  • 7 самых мотивирующих выпускных речей знаменитостей
  • Загадки финской школы: меньше учишься — больше знаешь
  • 10 основных причин нежелания детей идти в школу
  • Бросить школу, учиться онлайн и найти работу
  • 20 жизненных советов 20-летним
  • Ценные навыки для молодежи
  • 30 полезных привычек

4 комментария

  1. Марина 04.06.2016

    Нужные советы. Спасибо!

  2. Конверс! 15.07.2016

    В статье представлено большое количество советов по улучшению мотивации школьников к учебе для родителей и учителей. Вы узнаете как необходимо мотивировать ребенка к учебе, как прививать любовь к самому процессу обучения, какие есть стимулы и поощрения.

  3. неважно 13.02.2018

    это не так, у ученика должна бить цель, без цели ничего не выйдет, и если эта цель очень важна, то мотивация будет на все 100%

    • Наталья 05.03.2018

      КАКАЯ ЦЕЛЬ? Сформулируйте хоть одну цель, которая была бы универсальна для любого ученика.
      Статья полезна для начинающих педагогов. Спасибо! Я бы еще добавили развитие памяти, внимания, логического мышления и т.д. Потому что любой мотив сводится на нет, если эти категории напрочь отсутствуют. Ни какая сказка, ни какая игра не заинтересует ребенка, если он не умеет сосредоточить свое внимание на работе.

Многие знают не понаслышке о том, как сложно взять себя в руки и начать учиться. Особенно сложно это сделать в те моменты, когда на улице хорошая погода, друзья зовут гулять, да и вообще находятся дела, которые оказываются пусть не такими важными, но зато очень интересными.

Есть масса способов, которые могут способствовать взяться за учёбу даже самого ленивого ученика. Сегодня мы предложим Вам несколько методов, которые помогут избавиться от лени и найти мотивацию для обучения в школе или другом учебном заведении.

Основная суть, которую мы хотим донести — найти правильный мотиватор, который заставит Вас не только взяться за учёбу, но ещё и учиться на отлично.

Предложите пари родителям. Чтобы влиться в учебный процесс, нужно найти очень весомую причину или цель, к которой Вы будете стремиться. Если как таковой цели нет, то её можно создать, договорившись с родителями о поощрениях. К примеру: пусть они Вам каждые две недели будут давать на карманные расходы на 5 долларов больше. А если Вы получите хотя бы одну тройку (по пятибалльной системе), с имеющихся расходов вычитаете эту сумму родителям.

Следует понимать, что если Вы и без того отличник-хорошист, то держать такую планку будет достаточно просто, поэтому родители, скорее всего, не согласятся на такое пари, или же поднимут минимум, т.е. будут урезать карманные деньги не за тройку, а за четверку.

Можете придумать свою мотивацию, однако не стоит выбирать что-то из этого рода: “Если я закончу год без троек, Вы мне купите дорогой сенсорный телефон”. Дело в том, что со временем, этот подарок перестанет Вас мотивировать, так как учиться надо сейчас, а хороший подарок будет только через год. Вы просто не вытерпите.

Поспорить с одноклассниками. Не менее занятным мотиватором — будет спор с одноклассниками. Для этого выберите не менее азартного человека, с примерно такими же способностями в учебе (желательно чуть сильнее). В течение каждого месяца записывайте оценки конкурента, а в конце подсчитывайте общий бал по всем предметам (только исключите такие простые предметы, как: труд, физкультура, рисование и ОБЖ, где набрать хороших оценок можно достаточно просто). Проигравший в конце месяца заслуживает наказания. К примеру, клички, на которую он будет отзываться в течение всего следующего месяца, пока не будут подсчитаны новые балы. Кличку проигравшему придумывает тот, кто выиграл. Отзываться на кличку проигравший должен каждый раз, как кто-либо позовет его. Если кто-то из Вас попытается отказаться от пари, тому дается кличка не всё время обучения в школе.

Заключать спор лучше при свидетелях (других одноклассниках), тогда за чистоту эксперимента можно не волноваться.

Найдите в обучении приятные моменты. Если Вам сложно просто сесть за учёбу, следует изменить свое отношение к ней. Для этого придайте ей увлекательности и превратите её в игру. Примеры:

  • Лень идти в библиотеку и искать нужные книги?! Тогда пригласите с собой друга, желательно одноклассника, которому тоже нужно найти что-либо в библиотеке, или просто попросите его составить Вам компанию.
  • Вам не хочется выступать завтра с докладом?! Приготовьте новый наряд, в котором ещё не показывались перед одноклассниками. В таком случае появится дополнительная мотивация выступить, а значит, и выучить доклад.
  • Лень писать лекцию? Превратите скучную писанину под диктовку в урок каллиграфии: пишите аккуратно, красиво и по максимуму используйте свой набор цветных ручек, выделяя всё важное и что необходимо выучить или просто запомнить.
  • Не горите желанием читать произведение литературы?! Тогда поищите фильм, снятый по мотивам данной повести или романа. Либо найдите аудиоверсию произведения и вместо напряженного чтения расслабьтесь в кресле и послушайте его в наушниках.

Превратить учебу в интересное занятие — достаточно просто. Главное, для начала, включить свою природную смекалку.

Выбрать профессию и стремиться заполучить её. Хорошим поводом для учёбы будет стремление получить желаемую должность и профессию. Для этого Вам необходимо выбрать профессию, которой хотите заниматься всю свою жизнь и начать стремиться заполучить её в будущем. Как правило, мы выбираем наиболее престижные должности и профессии, будь-то: финансист, юрист, менеджер, маркетолог, управляющий персоналом, директор фирмы и т.п. Для любой из этих профессий нужны знания, документ об образовании и определенные черты характера. Поэтому, если Вы уже сейчас определитесь с будущей профессией, Вам будет гораздо проще заполучить её, ведь теперь Вы будете знать, на что следует делать больший уклон (на какие области знаний), а где можно немного расслабиться. А главное, если заранее выбрать желанную профессию то, Вы наконец-то обретете цель, ради которой сможете двигаться вперед и учиться с удовольствием.

Золотая медаль, чем не мотивация?! Если Вы достаточно хорошо учитесь, но Вас начинают посещать мысли о том, чтобы прекратить столько времени тратить на обучение, тогда Вам следует задуматься над тем, чтобы получить золотую медаль, то есть закончить школу (или другое учебное заведение) на отлично. Немного подумав, Вы можете придти к выводу, что такой шанс есть, а значит, у Вас откроется “второе дыхание”, которое даст силы, чтобы учиться дальше, получая только наивысшие оценки.

В качестве дополнительной мотивации может быть использован тот факт, что шанс окончить учебное заведение с золотой медалью дается только один раз в жизни, и он уже никогда больше не повториться, как бы нам того не хотелось. Поэтому не стоит упускать такую возможность. Хотя бы просто попытайтесь, а вдруг получиться… Ведь никто не знает, что может в будущем пригодиться в жизни.

Постоянно быть лучшим в классе / группе. Причиной может стать и возможность обрести звание лучшего из лучших в классе. Ведь согласитесь, всегда приятно, когда нас хвалят или сравнивают с другими, указывая, что мы в чём-то лучше. Это шанс выделится из толпы одноклассников, а также завоевать уважение среди учителей и школьных друзей в целом. Хотя кроме уважения, отличники вызывают также зависть у тех людей, которые не могут быть такими же умными, как и Вы.

При этом Вам не обязательно становиться лучшим учеником (ученицей), ведь достаточно держать средний уровень, где Вас не будут упрекать, указывая на то, что Вы совершенно не были подготовлены к тому или иному уроку. Ведь для кого-то быть первым — очень сложное бремя, которое нужно уметь выдержать. Но главное, что следует запомнить из этого пункта: никогда не становитесь худшим, иначе выбраться из этого “болота” будет очень сложно, так как в Вас просто не будут верить, что даст обратный толчок.

Выработать режим. Выработать в себе желание к учёбе — можно при помощи обычного режима дня. Для этого нужно каждую первую половину дня посвящать учебе, вторую — отдыху. К примеру, в будние дни Вы с 9:00 до 14:00 часов учитесь в школе; с 14:00 до 15:00 у Вас перерыв, в который можно дойти домой, покушать и немного отдохнуть. С 15:00 до 17:00 — выполняете домашнее задание; с 17:00 до 21:00 — прогулка, спорт и другой вид отдыха; с 21:00 до 22:00 Вы подготавливаете портфель на следующий день и повторяете выученные уроки. С 22:00 до 8:00 — сон.

При таком режиме дня Вы успеете: и в школу сходить, и домашнее задание сделать, и с друзьями погулять, при этом ничего Вам не будет в тягость. Естественно, к тому режиму привыкаешь не сразу, для этого может потребоваться месяц, а может даже два. Но зато потом будете выполнять домашнее задание налегке, как так и надо.

Чтобы не сбиваться с ритма, старайтесь и в выходные дни первую половину дня посвящать учебе (когда мозг настроен на работу), а вторую — отдыху, когда процессы мышления в голове замедляются.

Поймите, что Вы строите своё будущее. Мотивировать Вас сможет осознание того, что сегодняшними оценками по предметам, Вы строите своё будущее. Конечно, от самих оценок мало что зависит: ведь можно закончить школу троечником — и стать генеральным директором крупной международной компании, а можно получить золотую медаль — и стать дворником в местном ЖЭКе. Всё относительно, и большее зависит не столько от Ваших знаний, а от умения применять их на практики, то есть пользоваться приобретенным опытом в реальной жизни. Поэтому старайтесь каждый новый “глоток информации” понимать и осознавать, а главное — уже сейчас просчитывайте, как его можно будет использовать в будущем.

Больше отдыхайте. Как ни странно, но помочь учёбе может именно отдых. Дело в том, что у каждого человека есть свой лимит (или предел) выносливости. Когда мы сильно перетруждаем себя, то продуктивность нашей работы снижается, в плане учёбы это может выражаться так:

  • На заучивание стихотворения тратите больше времени, чем обычно;
  • Долго не можете настроиться на выполнение домашней работы;
  • Плохое внимание во время урока (несобранность);
  • Нет настроения;
  • Общая усталость в теле.

Все перечисленные симптомы являются предпосылкой к переутомлению организма, ему нужен срочный отдых. Поэтому в такие моменты не стоит себя изнурять обучением, лучше немного отдохнуть. Лучший отдых — это, конечно же, сон, который способен быстро восстановить потраченные силы, и дать Вам заряд энергии для работы в дальнейшем.

Иногда симптомы переутомления за один день не проходят, для этого нужна чуть ли не неделя полноценного отдыха, в который будут включены прогулки на свежем воздухе, полноценный сон, хорошее сбалансированное питание и т.п.

Поэтому, во время каникул или выходных, не следует мучить себя теми же уроками, лучше отдохните от мозговой активности.

Найдите для себя пример. Хорошим способом в данном случае может стать и подражание популярным особам из Вашего учебного заведения, или же своим родителям. Найдите для себя объект, на которого Вы хотите быть похожим: возможно, это известный киноактер, или артист, а может друг, родственник или кто-то из «100 Forbes». Изучите его школьные годы и стремитесь учиться ну никак не хуже своего примера для подражания, а желательно ещё и лучше него, чтобы Вы с гордостью заявляли, что Вы — лучше, чем Ваш пример. Главное, чтобы этот пример был позитивный и правильный, в противном случае Вы можете ещё больше “погрузнуть” в плохих оценках.Также, пример для подражания Вам должен нравиться во всём, начиная от внешности и до всей истории жизни.

Не заучивайте, а понимайте. Не менее эффективным методом является понимание того, что Вы учите в школе. Если немного отойти от школьной программы и посмотреть на неё отрешённо, то Вы поймете, что школа “не дает Вам рыбу, она учит Вас её ловить”. То есть, Вам вряд ли когда-нибудь понадобиться заученное стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, но вот благодаря ему Вы будете развивать свою память, а также сможете без проблем понять, почему этот поэт считается великим и в чём проявляется его слава. Примеры/задачи из алгебры или геометрии тоже не особо окажутся нужными в повседневной жизни, но они научат Вас логически думать. Русский язык — покажет, как правильно писать и грамотно строить предложения. Поэтому, во время обучения не нужно прямо-таки заучивать всю информацию, главное — это научиться понимать её и рационально использовать в быту или на работе.

Метод кнута и пряника работает до сих пор! Метод “Кнута и пряника” — никто не отменял. То есть, за каждую хорошую отметку в учебе следует себя хвалить, а также делать разного рода поблажки в плане отдыха и покупке новых вещей. Когда же наоборот, Вы получаете плохую отметку, старайтесь сами себя наказывать — не давайте себе гулять, развлекаться и покупать желаемое. Конечно, самоконтроль работает лишь у некоторых людей, но если Вы хоть немного будете пользоваться данным методом, то сможете научиться отвечать за свои дела и поступки, а стало быть научитесь быть самостоятельным человеком.

Выполняйте домашнюю работу быстро, начиная с главных предметов. Если Вам лень выполнять домашние задания, и именно за них Вы часто получаете плохие оценки, то мы Вам рекомендуем использовать такие принципы выполнения домашнего задания:

  • Начинайте работу только с главных предметов, то есть с тех, которые представляют собой наибольшую сложность и важность, а затем переходите к более легким, допустим, к рисованию, ОБЖ, литературе и т.п.
  • Никогда не затягивайте с выполнением заданий, и как только пришли домой, перекусите, 15 минут отдохните и сразу принимайтесь за работу. С ней не медлите, выполняйте быстро. Тогда у Вас останется больше свободного времени, которое можете потратить на свой полноценный отдых.

Мы надеемся, что вселили в Вас уверенность в то, что обучение в школе или ВУЗе — достаточно интересное занятие, если подойти к нему завзято, с умом и хитростью. Также мы с удовольствием прочли бы Ваши комментарии о том, как Вы решаете данную проблему, и что помогало именно Вам.

Советуем ещё прочесть наши статьи о том, куда пойти учиться после 9 класса или после 11-го. Они наверняка будут для Вас полезными.

Спасибо, за прочитанную статью!

Секреты мотивации: 7 простых стратегий

Наверх
ЧУВСТВА 19.04.2016 2042

Разница между теми, кто получает то, что хочет, и теми, кто нет, лишь в одном – в мотивации. Но как двигаться дальше, несмотря на любые обстоятельства? Есть несколько стратегий, которые помогут остаться мотивированным и достигнуть того, чего ты хочешь.

1. Найди свое призвание

Ты никогда не сможешь оставаться мотивированным, если делаешь что-то, к чему не лежит душа. Особенно, если ты выбрал свой путь только из-за материальной выгоды. В любой ситуации ты будешь в состоянии «протолкнуть» себя через препятствия, если знаешь, что это все не только ради денег.

2. Мотивируй себя каждый день

Люди говорят, что мотивация не длится вечно. Но по сути, это как сходить в душ. Почему бы не рекомендовать делать это ежедневно? Я регулярно слушаю подкасты, TED, интересные книги, чтобы оставаться мотивированным. Наполняй свою чашу мотивации регулярно, чтобы она не опустела.

3. Заведи блокнот

Если записывать свои мысли тебе не очень хочется, то блокнот пригодится еще и для записи оригинальных идей. Иногда то, что пришло на ум, может быть очень полезным. Какой бы натренированной не была память, она все равно не резиновая.

Как исполнить свои желания?

4. Переверни чувство зависти с ног на голову

Легко завидовать кому-то, кто явно успешнее, чем ты. Но вместо того, чтобы утопать в зависти, почему бы не попытаться выяснить, как они пришли к успеху? Умные люди всегда находятся в поиске еще более умных и успешных, чтобы узнать от них что-то новое. Высокомерие ни до чего хорошего не доводит.

5. Используй небольшие перерывы, чтобы сосредоточиться

Сила воли – штука, конечно, мощная, но длится далеко не целый день. Вместо того, чтобы из последних сил оставаться активным, используй короткие перерывы, чтобы отдохнуть и сосредоточиться.

6. Привычки – залог мотивации

Если мотивация не проблема, то иногда именно привычки лишают шанса осуществлять желания. Дурные привычки следует постепенно устранять, если хочешь быть успешным. Может быть, не на все 100%, а хотя бы на 80%.

7. Сфокусируйся на вознаграждении

Целей может быть множество, но именно вознаграждения помогают неуклонно следовать своей цели. Если, например, твоей целью является заработать много денег, то вознаграждением будет свобода делать все, что угодно, когда угодно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *