Можно ли есть кровяную колбасу

Содержание

САЙТ О ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ В ТУВЕ

Иеромонах Ефрем (Калинин), миссионерский отдел Кызыльской епархии.
Часто народные обычаи входят в противоречие с заповедями Божиими. Это усложняет носителей данной культуры выстраивать свою жизнь в соответствии с Божией правдой…
Например, для африканского племени масаев, у которых кровь животных, наравне с кисло-молочными продуктами, составляет основу рациона, отказаться от вкушения крови, является настоящим подвигом.
Тем не менее, в Кении за последнее время появилось огромное количество православных масаев. Это значит, что слова Христа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37; ср. Лк. 14:26) дали в их сердцах правильные всходы, и люди готовы отказываться от всего, что мешает им быть со Христом.Но речь пойдет не об африканских великанах-масаях, а о том, что касается непосредственно нас. Ведь и в Туве есть традиция готовить кровяную колбасу, забивать баранов так, чтобы кровь не стекала, а оставалась внутри, в конце-концов, о гематогене, который дают страдающим анемией и малокровием, тоже говорится, что он изготовлен из дефибринированной крови крупного рогатого скота. Может ли христианин без вреда для своей души употреблять все это в пищу?
Если мы попытаемся найти ответ на этот вопрос в интернете, то столкнемся с тем, что даже на православных сайтах встречаются различные мнения, причем эти авторами этих мнений зачастую бывают даже священнослужители. Поэтому было бы полезно разобрать данный вопрос, комментируя основные встречающиеся ложные доводы..
В Священном Писании Ветхого Завета запрет на вкушение крови встречается многократно. После Потопа Бог разрешил Ною вкушать наряду с растительной пищей, животную, говоря: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все. Только плоти с душею ее, с кровию ее, не ешьте» (Быт. 9:3-4). Когда Господь Бог давал распоряжения о порядке жертвоприношений, Он также запретил вкушать кровь: «никакого тука и никакой крови не ешьте» (Лев. 3:17), «и никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота» (Лев. 7:26).Распоряжаясь о то, при каком условии можно есть пойманную дичь и домашний скот, Бог также упомянул, что кровь должна вытечь: «Если кто… на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею. Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его; всякий, кто будет есть ее, истребится» (Лев. 17:13-14); «когда только пожелает душа твоя, можешь закалать и есть, по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал тебе, во всех жилищах твоих… только крови не ешьте; на землю выливайте ее, как воду» (Втор. 12:15-16).
Интернет-советчики говорят, что это правило утратило свою силу, наряду со многими другими ветхозаветными запретами: «в Ветхом Завете крови отводилась очень важная ритуальная роль — <…> кровью были помазаны косяки дверей при исходе из Египта, кровь свидетельствовала о Завете с Богом <…>, кровь животных была очистительной жертвой в Иерусалимском Храме <…>. Именно поэтому древние иудеи особо почитали кровь и, естественно, не могли употреблять ее иным образом. В христианстве же нет установлений о жертвоприношениях, связанных с кровью, как нет и ритуального почитания никакой крови, кроме Крови Господа Иисуса Христа, пролитой нашего ради спасения. <…> Поэтому бессмысленно пытаться соблюсти ветхозаветный кашрут…» (Не буду приводить ссылку, чтобы кто-нибудь не подумал, что я борюсь с человеком, высказавшим эти мысли, а не с ошибкой, которая в них содержится).
Нужно согласиться как с тем, что в Ветхом Завете у крови была ритуальная роль, так и с тем, что в христианстве нет установлений о жертвоприношениях, связанных с кровью (кроме Крови Господа Иисуса Христа), однако значит ли это, что никаких запретов на вкушение крови нет?
На Апостольском соборе, описанном в книге Деяний, было произнесено определение, согласно которому, все присоединяющиеся к Церкви из язычников должны «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда…»(Деян. 15:29). Вопреки современным интернет-советчикам, апостолы поставили вкушение крови в один ряд с вкушением идоложертвенного и блудом. Правда оппоненты пытаются перетолковать и это определение, говоря, что «Деяния 15:29 носят не абсолютно запретительный, а явно рекомендательный характер». Но тогда, получается, что и воздержание от блуда — только рекомендация — что даже помыслить нельзя.
Тем более, что православный человек не ходит во тьме, как те, кто, отвернув Священное Предание, вынужден догадываться о смыслах Писания своим умом. У православного человека есть возможность обратиться к толкованиям святых отцов и посмотреть, как они учили понимать сложные места Писания, можно обратиться к наставлениям о христианской жизни древних (и не очень) отцов. Можно обратиться и к Церковным Соборам, которые решали современные им проблемы церковной жизни.
Видимо в VII веке, также как и сейчас, возникли хитрые толкователи, которые считали допустимым для христианина вкушение крови. Чтобы уврачевать возникшую болезнь и прекратить порочную практику на VI Вселенском Соборе, в 680 году прошедшем в Константинополе, 67-м правилом было определено: «Божественное Писание заповедало нам воздержатися от крове и удавленины и блуда. Посему, ради лакомствующего чрева, кровь какого бы то ни было животнаго, каким либо искуством приуготовляющих в снедь, и тако оную ядущих, благоразсмотрительно епитимии подвергаем. Аще убо кто отныне ясти будет кровь животнаго каким либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».
Однако современные интернет-советчики, не желая учиться у Церкви, сформулировавшей правилами, говорят, что «67-е Соборное Правило очень конкретно указывает на лакомствующее чрево <…> нужно не бездумно исполнять рекомендации, а иметь здравое рассуждение — наслаждаться вкусом кровяного бифштекса <…> не стоит, а вот по врачебным показаниям не очень-то вкусный гематоген вполне допустим».
Но писать правила не имело бы никакого смысла, если бы их можно было понимать как вздумается. Предание Церкви содержит как ключ к правильному пониманию Священного Писания, так и ключ к правильному пониманию правил Святых Соборов. Церковь, по слову апостола — «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).Авторитетные канонисты, толкуя это правило не дают повода понимать правило так, как настаивают интернет-советчики:
Зонара: «…следуя божественному Писанию и божественные отцы, когда узнали, что некоторые разными способами из крови закалаемых животных приготовляют снеди и вкушают их, запретили им этим правилом делать что либо таковое…»
Аристин: «Клирик, ядущий кровь, изверггается, а мирянин отлучается. Ясно».
Вальсамон: «<…> Итак, поелику некоторые, хотя не ели крови, но приготовляли некоторые снеди из других веществ и из крови и говорили, что они соблюдают постановление божественного Писания потому, что не ели крови непосредственно; то святые отцы определили устранить такое толкование божественного законоположения, и того, кто употребляет в пищу кровь какого либо животнаго, в каком бы то ни было виде, или приготовлении, если это клирик, извергать, а мирянина отлучать. Таково содержание правила <…>».
Казалось бы, все свидетельствует о том, что для христианина недопустимо вкушение крови ни в каком виде. Но интернет-советчики пытаются выкрутиться и из этой ситуации, ссылаясь на прп. Паисия Святогорца, сказавшего: «Чтобы человек правильно применял церковные каноны с пользой для людей, он должен быть духовным и иметь духовное рассуждение. Потому что иначе он остаётся на букве закона, а буква закона «убивает». <…> Как я видел на практике, в одном случае могут скрываться тысячи случаев. Епитимия, например, должна соответствовать человеку, его состоянию, проступку, который он совершил, покаянию, которое показал, и учитывать многое-многое другое. Здесь нет одного рецепта, одного единого правила на все случаи жизни». По их рассуждению, раз уж мы не духовные, то и правила нам не помогут, ведь за ними мы только букву видим, а значит, не будем обращать внимание ни на какие правила, буква-то убивает.
Но этот пример показывает, что как диавол, искушая Христа после Его крещения, подбивал его сделать безрассудные поступки, ссылаясь на Священное Писание, так и вольные или невольные слуги диавола, взяв правильные рассуждения святых людей, способны с их помощью обольщать сердца простодушных. Прп. Паисий говорит о том, что епетимию (наказание) нужно подбирать с рассуждением, но не говорит, что грех перестает быть грехом от того, что на правило стал смотреть более духовно-одаренный человек. С такой логикой все правила превратятся в «кривила». В каждом правиле есть цель и есть средства. Цель 67 правила — прекратить вкушение крови христианами; средство — страх отлучения для мирянина и извержения для клирика. Написано оно не для того, чтобы как можно больше христиан отлучить от Причастия, а клириков извергнутть из сана, а для того, чтобы кровь перестали употреблять в пищу. В случае покаяния нет нужды отлучать даже тех, кто по незнанию прежде ел кровь.
Из всего вышесказанного можно сделать, как минимум, два вывода. Первый вывод самый простой: христианин не должен вкушать кровь ни в каком виде, ни в сыром виде, ни в виде кровяных колбас, ни в виде содержащего кровь гематогена. Второй вывод несколько сложнее, и касается он поиска ответов на вопросы веры. С начала истории Церкви мы имеем предупреждение: «войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих (из священнослужителей) восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:29-30). Каждому, кто хочет спастись, нужно быть осторожным в выборе наставников, учителей и литературы, которую он читает, и принимать только то, что соответствует Преданию Церкви, а от модернистов (тех, кто по-новому пытается понимать вечные истины) — отвращаться, «потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1).
PS: В качестве отдельного вопроса стоило бы коснуться гематогена. В справочниках написано, что гематоген изготавливается на основе дефибринированной крови крупного рогатого скота. Такой гематоген есть нельзя, в соответствии с установлением Божиим и церковными правилами. Но есть информация, о том, что появился «новый» гематоген, в состав которого кровь не входит. На этикетке написано, что в нем содержится альбумин, наличием которого и обуславливается медицинский эффект. Альбумин это белок, который содержится в крови и составляет основу плазмы. Кроме крови, он содержится в яйцах (яичный белок). Некоторые люди, связанные с фармакологией, говорят, что альбумин, получаемый в результате фракционирования крови, является очень дорогим и дефицитным продуктом, поэтому его вряд ли будут использовать для изготовления дешевого гематогена. Наиболее вероятно, что для изготовления «нового» гематогена используют яичный альбумин.
Таким образом, гематоген можно есть только в том случае, если в его состав не входит ни кровь, ни производные крови. Но кто нам даст стопроцентную гарантию этого?

Что лучше: умереть с голоду или съесть кровяную колбасу?

Содержимое

Можно ли православному есть кровянку? – размышляет архидиакон Паисий, насельник Свято-Троицкого Ионинского монастыря.

Фото С.Рыжкова

— Можно есть кровяную колбасу, ничего страшного в этом нет. Главное — не пить человеческую кровь: и в прямом, и в переносном смысле.

— Забивается животное, собирают кровь и используют её. Как-то страшно…

— А чего — кровь выливать? Почему жилы можно есть, а кровь нельзя употреблять?

— Говорят, что православному нельзя пить кровь.

— Повторяю: человеческую кровь нельзя пить.

Неужели у людей нет более важных вопросов, чем вопрос о кровянке? Он вообще не стоит нашего внимания и участия, особенно на фоне тех событий, которые должны волновать человека в первую очередь.

Это — отношения людей к Богу, к заповедям, к друг другу, к самим себе, как с существам, которые созданы по образу и подобию Божию. Если люди будут помнить об этом, то вопрос о кровянке их не будет волновать так же, как и вопросы о других продовольственных товарах. Они будут есть то, что соответствует нормальным человеческим вкусам, не будут стремиться к изысканным блюдам с соловьиными язычками.

Если что-либо вкушать из желания посмаковать, то лучше воздержаться. Но если человек съел, потому что ничего другого нет, — страшного ничего в этом нет. Человек голодный, а есть только кровянка, — и ешь её, разумеется. Что лучше: умереть с голоду или съесть кровянку?..

Теги

Теги:

Опубликовано: ср, 03/06/2015 — 18:11

Статистика просмотров

Всего просмотров: 1,761 За сутки: 1 За два дня: 1 За последний час: 1

Популярное за 7 дней

Антиохийский Патриарх осудил дарование автокефалии ПЦУ без согласования с Поместными Церквями (4,197) 06.01.19 10:14 Дореволюционные рождественские открытки (4,019) 06.01.19 14:24 Как нужно причащаться Тела и Крови Христовых в Cвятки? (3,389) 09.01.19 11:00 Митрополит Антоний (Паканич) о новосозданной «церкви»: «Титаник» построен и отправляется в путь (2,669) 10.01.19 18:15 «Свершилось»! О необыкновенной возможности в праздник Рождества Христова (2,516) 06.01.19 21:18 Предстоятель Кипрской Церкви не собирается поминать главу ПЦУ за богослужением (1,981) 09.01.19 18:21 Предстоятель призвал мужественно преодолевать искушения, которые переживает Церковь (1,858) 09.01.19 11:02 Запрещены в служении пять клириков Украинской Православной Церкви (1,794) 09.01.19 12:14 Служба Навечерия Рождества Христова. Текст службы с переводом пояснениями (1,626) 06.01.19 15:27 Христос рождается, славите! Рождественские послания Предстоятеля и архиереев УПЦ (1,319) 06.01.19 11:45

Вопрос священнику

Для поиска введите слово:
Облако тэгов

Количество записей: 20

26 октября 2012 Здравствуйте! Очень хочу исповедоваться, мне это необходимо, но не знаю как и… боюсь. Как мне быть?

Вера

Здравствуйте, Вера! Готовясь к исповеди, постарайтесь не столько руководствоваться перечнем грехов в книге, сколько внимательно слушать обличение совести и сердца. Скажите то, за что действительно перед Богом стыдно. На первой или генеральной исповеди, на второй, третьей, которые за ней последуют, правильно человеку вспомнить главные неправды, которые были у него в жизни, их исповедовать перед Крестом и Евангелием. Уже потом, напротив, нужно стремиться не возвращаться в то, что было в 17 лет, а что — в 19, а жить покаянием о том, что у нас сегодня, пусть даже мелкое, происходит.
Таинства покаяния и Причащения — первейшие средства для духовного укрепления. И если бояться идти на исповедь, очень легко попасть в замкнутый круг: не имею крепости — поэтому не иду на исповедь, а раз не идешь на исповедь, значит не сможешь укрепляться. Надо разрывать этот круг и разрывается он решимостью на покаяние. Бог милостив к кающимся и не изгоняет к Нему приходящих. И хотя мы и огорчаем Его своими глупостями, это не значит, что Он из-за них перестает любить и бросит нас. Поэтому не нужно бояться строгого священника на исповеди, даже если он и наложит епитимью, которую нужно будет потерпеть и исполнить. Это ведь не наказание, а лекарство, с тем, чтобы ушла из нас и болезнь, и тягота совершенного греха, и дальше прямо мы шли бы путем ко спасению.

иерей Владимир Шлыков

26 октября 2012 Батюшка, благословите! В следующем году хотим пожениться и обвенчаться. Знакомы уже лет 7, но сблизились только сейчас, в Дивееве, у Батюшки Серафима. После росписи хотим венчаться (это будет осенью ). Девушка ходит в храм Серафима Саровского, а я в монастырь Иоанна Кронштадтского, хотим, чтобы нас венчал либо мой батюшка, либо ее, но ее храм находится на Серафимовском кладбище, и я не знаю, хорошо ли там венчаться? Да, конечно, смешно, но я ни разу не видел, что бы на кладбищах венчали. Правильно ли венчаться на кладбище? Подскажите, пожалуйста. Да, и ещё, подскажите, пожалуйста, девушка хочет хорошую свадьбу (с кафе, с лимузином, со множеством гостей с её стороны, с кольцами хорошими). Мне это всё равно, но ради неё сделаю. Можете сказать, хорошо ли это? И можете сказать, какое меню лучше выбирать? И так как это будет постный день, можно ли его нарушить и есть все подряд (и первая брачная ночь)? Спасибо.

Вячеслав

Вячеслав, в кладбищенских храмах тоже венчают, как и во всех остальных, хотя, согласен с Вами, остбановка для свадьбы будет весьма необычная.
А по поводу других Ваших вопросов – ну, хочет она лимузин и все остальное, так пусть будет. Но постные дни и прочие правила лучше не нарушать. Кстати, все эти вопросы снимаются, если назначить венчание на воскресенье.

игумен Никон (Головко)

26 октября 2012 Сейчас так много говорят о конце света. Мне интересно мнение церкви по этому поводу. Спасибо!

Меньщикова Любовь

Церковь по данному вопросу обращает нас к Евангелию: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13, 32). Однако важно помнить, что для каждого из нас конец этой жизни может наступить в любой день и час и к этому надо быть готовым. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

26 октября 2012 Батюшка, подскажите, как быть. Я беременна, уже скоро рожать (примерно через месяц). Мне 28. Слава Богу, со здоровьем все хорошо. Мы с мужем стараемся жить церковной жизнью, причащаемся, недавно обвенчались. И вот пару недель назад меня стало посещать очень страшное состояние… Уныние, чувство пустоты, бессмысленности жизни, страх смерти, страх потерять мужа (страх того, что я не смогу пережить расставание с ним, ведь я его очень сильно люблю), сомнения в вере — молюсь, а в голове появляются мысли — а если все это не так? Если вечной жизни нет? Обычно это состояние приходит вечером и побороть его крайне сложно. Днем я могу воспринимать все совсем иначе, и молиться получается. Но я уже боюсь, что так будет всегда, а повлиять на состояние я не в силах… Оно почти физическое. Спасибо заранее за ответ.

Марина

Дорогая Марина, данное искушение может быть связано с гормональными изменениями в организме в связи с беременностью. Старайтесь в эти моменты усерднее молиться, вероятнее всего, после родов и кормления грудью все придет в норму. А Вы получите новый опыт борьбы с искушениями. Помоги Вам Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

26 октября 2012 Батюшка! Скажите, пожалуйста, может раздача одежды умершего некрещеного человека помочь его душе?

Юлия

Да, Юлия, как и всякое доброе дело, совершаемое в этом мире в память кого-либо, без сомнения, может.

игумен Никон (Головко)

26 октября 2012 Здравствуйте батюшка, хочу спросить, рядом со мной парк это бывшее кладбище грех ли гулять там собакой и гулять там, развлекаться? Просто парк близко там удобно гулять но эти мысли не дают покоя.

Алексей

Здравствуйте, Алексей! Если есть возможность, гуляйте в другом месте.

иерей Владимир Шлыков

26 октября 2012 Можно ли православным есть кровяную колбасу?

Таня

Кровяную колбасу православным есть нельзя. Это запрет еще из Ветхого Завета: «Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится» (Лев. 17.14). В Новом Завете его подтвердили Апостолы (Правило 63) и предписали христианам из язычников воздерживаться от идоложертвенной пищи, крови, а так же от пищи, поврежденной хищными зверями. Люди, которые пьют кровь, становятся жестокими и агрессивными.

иерей Владимир Шлыков

26 октября 2012 Можно ли ставить знак «равно» между голосом совести и голосом Святого Духа? Если человек считает себя без вины виноватым, например, кается в убийстве царя, считая и себя отчасти виноватым в этом, голос ли это Святого Духа? Или это частный пример, а в остальных случаях нужно воспринимать голос совести как повеление Духа Святого? Помогите разобраться, есть ли разница?

Андрей

Андрей, я что-то не встречал такого выражения, как «голос Святого Духа». Если попытаться поставить знак равно между теми внушениями совести, которые бывают нам, и теми откровениями Святого Духа, которые внушались, например, ветхозаветным пророкам, то это вещи, безусловно, разные.

игумен Никон (Головко)

26 октября 2012 Батюшка, посоветуйте, как выйти из прелести? Тяжких грехов не совершаю по милости Божией, и умом понимаю свою недостойность Царствия, но на сердце лежит, что я спасусь. Очень смущаюсь этого чувства, понимаю, что оно от лукавого, который хочет, вложив в начале в сердце это чувство, позже и в уме укрепить эту горделивую мысль. А покаяние часто приносит еще большую гордость оттого, что вот, мол, я какой, каюсь в том, в чем другие не каются. Еще и в праведность вменяю, что умом каюсь. Праведники едва спасаются, а мое сердце лукавое куда, получается, себя затесало? Помогите, не знаю, что делать, умом сколько угодно можно считать себя грешником, но Бог смотрит на сердце.

Андрей

Андрей, мы спасаемся только по милости Божией – не из-за своего покаяния и каких-то там духовных достижений, только по милости. Постоянно носите в себе память своих грехов, даже и раскаянных, и никого не ставьте ниже себя.

игумен Никон (Головко)

26 октября 2012 Здравствуйте. У меня вопрос. Почему нельзя никому показывать ребёнка после рождения до 40 дней? У меня спрашивают, а я не знаю, что ответить, как объяснить? Связано ли это с православием, или это примета? Спаси Господи!

Кристина

Кристина, здравствуйте. В православной традиции не существует такого запрета, но существует благочестивый обычай крестить новорожденного на 40-й день.

иерей Сергий Осипов

26 октября 2012 Я потеряла веру в Бога, помогите, мне как вернуть веру в Бога?

Эльмира-Мария

Эльмира-Мария, здравствуйте.
Я думаю, если бы Вы потеряли веру в Бога, Вы бы не задавали этот вопрос. Скорее всего, Вы хотите ощутить свою связь с Богом. Для этого существуют Церковные таинства. Старайтесь не пропускать воскресных богослужений, соблюдайте постные дни, тем самым Вы подготовитесь к Исповеди и Причастию.

иерей Сергий Осипов

26 октября 2012 Здравствуйте! У меня сына зовут Захар, день рождения 21 февраля, это день Захария серповидца, или я ошибаюсь? Ничего не смогла найти кроме того что это один из ветхозаветных пророков, молюсь за сына очень часто Серафиму Саровскому,подскажите есть ли молитвы святому Захарию? Спасибо заранее.

Марина

Марина,
Молитва св. Пророку Захарии есть: http://zakonbozhiy.ru/Spravochnik/molitvoslov/Molitvy_raznye/proroku_zakharii/. Кроме того, на нашем сайте можно почитать о пророке Захарии Серповидце: http://zakonbozhiy.ru/anons/news.php?news_id=271.

иерей Сергий Осипов

26 октября 2012 Здравствуйте! У меня ребеночек, 1 годик, очень беспокойный, кричит, особенно по ночам, постоянно на руках. Что Вы подскажете? Мне сказали, нужно провести обряд «Вхождение в храм», а в церкви сказали, что он должен был входить в крещение. Еще говорят, есть обряд водосвячения для конкретного ребенка, чтоб ею поить, умывать ребенка. Так ли это? Может, что-то еще есть?

Татьяна

Татьяна,
а мне кажется, что физические причины (ну, живот у него болит, или он просто такой активный) — и есть то, что будит ребенка.
Специального водоосвящения для конкретного ребенка не бывает; ваши советчики сами не знают, о чем говорят. Но дело не в их ошибке.
Вы можете заказать водосвятный молебен с подачей записки с именем ребенка, но это не магический жест, а знак нашего упования на Бога. Вы помолитесь (и хорошо, если ребенка в храм принесете).

иерей Сергий Осипов

26 октября 2012 Здравствуйте,батюшка! Я чувствую постоянно тревогу, беспокойство, беспричинные страхи, очень мучаюсь от этого. Очень прошу Вас, объясните, что со мной происходит и что мне делать?

Павел

Здравствуйте, Павел!
Причины тревоги могут быть самыми разными. Возможно, это нераскаянные грехи. В таком случае следует пособороваться, а затем, после трехдневного поста и Исповеди, причаститься Святых Христовых Таин.
Беспокойство могут вызывать и завышенные требования к качеству жизни. В этом случае необходимо заново оценить свои реальные потребности. Иногда от каких- то завышенных ожиданий приходится отказаться.
Но причины тревоги и страха могут быть и чисто медицинские. С приближением зимы многие люди страдают от недостатка солнечных дней. Проконсультируйтесь у невропатолога. Существует много современных препаратов, улучшающих самочувствие. Но их должен назначить врач.

иерей Сергий Осипов

26 октября 2012 Здравствуйте! Будьте добры, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Приснилась покойная мама и попросила отдать ей ключи от квартиры, где она жила. Знаю, что когда покойники что-то просят, нужно, якобы, им это дать (или помянуть). Квартира продана, я сама живу в другом городе, что же мне лучше сделать? Спасибо за помощь!

Марина

Марина, во-первых, не волноваться и не переживать, а во-вторых, действительно, помянуть, помолиться о маме, для нее Ваша молитва – огромная радость и утешение.

игумен Никон (Головко)

26 октября 2012 Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как церковь относиться к Хэллоуину? Можно ли его праздновать православному человеку? Спасибо!

Лилия

Лилия, этот праздник и языческий, и сатанинский. Участвовать в нем никаким образом христианину нельзя.

игумен Никон (Головко)

26 октября 2012 Добрый день! У меня такой вопрос. Сама я православная, правда, к сожалению, не всегда получается ходить в церковь, соблюдать посты и прочее, но я стараюсь. Недавно встретила молодого человека, мы вместе уже месяц, мы очень схожи по духу. Он хороший, добрый и отзывчивый человек и, возможно, это тот, с кем я хотела бы провести оставшуюся жизнь, но дело в том, что он не крещён, в деревне, где он родился и рос до 14 лет, не было православной церкви (сейчас ему 20) и в основном все мусульмане. Как мне подвести его к тому, чтобы он принял православие и сделать это ненавязчиво, чтобы он сам этого захотел? Я понимаю, ему будет это сложно, так как большинство его знакомых мусульмане (он вырос в том регионе) или атеисты. Заранее спасибо!

Елизавета

Елизавета, я думаю, только своим личным примером: если Вы ему небезразличны, он потянется вслед за вами. Но прошу Вас, — сами, даже ради этого человека, не оставляйте православие!

игумен Никон (Головко)

26 октября 2012 Здравствуйте! Меня смутили два выражения отцов А. Кураева и Л. Шихлярова. Отец Андрей Кураев, говоря об Апостоле Иоанне Богослове, сказал, что Апокалипсис был написан им до написания Евангелия, когда Апостол был еще не совсем совершенен, поэтому в Апокалипсисе мы видим много грозного и мрачного. Звучит так, как будто пророчество еще зависит и от духовного возраста пророка. Отец Лев Шихляров высказался похоже о пророке Иезеккиле, будто бы окружающее влияло на картину его пророчества, то есть, его статус и воспитание. Почему-то это затронуло мое понимание религии. Я считаю, что Господь даже через грешника произнес бы то же самое. Спаси Господи!

Евгений

Поддерживаю Вашу мысль, Евгений, не то, что через грешника скажет, надо будет – и ослица заговорит, чтобы остановить безумие. Знаете ли, сейчас столько разных мнений высказывается, что и у утвержденного в вере человека голова кругом пойдет. Не принимайте все это близко к сердцу, обращайтесь не к современным толковникам, а к тем, кто причислен Церковью к лику Святых.

игумен Никон (Головко)

26 октября 2012 Здравствуйте, батюшка! Мне 23 года, у меня вопрос про вегетарианство и алкоголь. Я много думаю о заповедях «Не убий» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». И уже 3 года не ем мясо и с большой любовью и состраданием отношусь к животным и растениям — они ведь тоже души, поэтому стараюсь проявлять к ним заботу и уважение наравне к окружающим меня людям. Я глубоко убеждена, что мясоедение — это сопричастие к убийству, а значит грех. Также думаю, что душа, рождаясь в этом мире, в какой-то мере чиста, а мясоедение оскверняет тело и дух. На правильном ли я пути? Есть ли подтверждение/опровержение моих мыслей в священных писаниях? И как церковь относится к алкоголю? В Библии описано алкогольное вино или все же виноградный сок, и это специфика перевода? Огромное спасибо!

Ольга

Здравствуйте, Ольга! Вегетарианство представляет собой учение и движение, которое основной путь к решению нравственных и общественных проблем видит в воздержании от животной пищи (от лат. vegetalis — растительный). Подход этот — ложный. Он сеет иллюзии. Господь призывает людей ко спасению. Путь к нему один — исполнение заповедей Божиих. По слову св. апостола Павла: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей»(Рим.14:17–18). Святые отцы учат, что подлинный пост предполагает воздержание от зла. Установленный нашей Церковью телесный пост — не самоцель, а лишь средство к стяжанию добродетелей. Опыт убеждает, что немало людей вкушали только растительную пищу, а были обуреваемы страстями. Христианский пост, предполагающий не только телесное воздержание, но хранение души от греховных навыков, ведет человека к чистоте и духовному совершенству.
Священное Писание неоднократно упоминает вино как один из даров Бога падшему человеку. В Библии говорится, что «вино веселит сердце человека» (Пс. 103, 15) и «полезно … если будешь пить его умеренно» (Сир. 31. 31). Однако и в священном Писании, и в творениях святых отцов мы многократно находим строгое осуждение порока пьянства, который, начинаясь незаметно, влечет за собою множество других погибельных грехов: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.» (1Кор.6:9-10). Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

26 октября 2012 Здравствуйте, батюшка! Не знаю, смогу ли я когда-либо найти ответ на свой вопрос, но надеюсь на Вашу помощь. Как найти смысл жизни, не в общем, а конкретно своей? Мне 27 лет. Мне казалось, что у меня есть призвание, но оказалось, что нет. Меня по этому поводу давно мучает уныние. Я не нашла себя в жизни и постоянные переживания оставили после себя абсолютную пустоту. И карьерные успехи, и семейная жизнь мне «глубоко непонятны». Я ни на что не жалуюсь, потому что считаю, что того, что имею, недостойна. Но и желаний и целей просто нет никаких. В сфере духовной жизни все то же самое, почувствовав, что унываю сильно, я собрала последние силы, чтобы пойти на исповедь. Батюшка слушал молча, а мне казалось, что я умру от ужаса. После этого пошла снова на исповедь, чтобы причаститься. Но ужас остался, и я в тот храм после долгого мучения перестала приходить. Я учусь в другом городе, поэтому в разные храмы ходила и сейчас хожу в один постоянно, рядом с квартирой съемной. Везде батюшки сейчас молодые, и я понимаю в общем-то все, но как во сне — пошевелиться не могу, и исповедаться им, и молиться о покаянии — тоже. Когда начинаю думать о грехах своих, только впадаю в уныние сильнее, исповедоваться я не умею, вся моя жизнь — какой-то бессмысленный позор. Оттого что я так живу, мне стыдно, но внутри так пусто, что я ни в чем не вижу смысла. Особенно когда везде только и слышишь, что православный — значит энергичный, активный, талантливый. Другая молодежь, потерянная и замкнутая, никого не интересует. Иногда мне кажется, что я не верю в возможность спасения или какого-то смысла жизни такого пустого места, как я, и нет ничего на свете, что заставило бы меня думать иначе. Это не означает, что я упорно хочу думать так, просто я это чувствую всем существом, только это и ничего больше. Спасибо, простите за такое многословное письмо.

Наталья

Наталья, все это нагроможденье мыслей, переживаний и выводов надо самым безжалостным способом просто ломать. Начните с нуля. Идите на исповедь, и пусть батюшка будет молодой, Вы же у Бога идете просить прощения. И еще: поищите все же для себя духовника, без его утешений и советов, Вам, видимо, будет одной трудновато. И не важно, близко он будет служить или в другом городе, хотя бы раз в год Вы сможете поехать к нему и посоветоваться.

игумен Никон (Головко)

О проекте Контакты Обратная связь
Условия использования материалов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *