Можно ли предохраняться православным

Как Церковь относится к средствам контрацепции?

14 мая 2012

  • Редакция

В церковной среде очень распространен взгляд, что самой главой целью взаимоотношений мужа и жены является продолжение рода. И использование контрацепции расценивается многими священниками как прямое нарушение Божьей заповеди плодиться и размножаться. В принципе, такой подход не противоречит библейской традиции, но если попытаться вникнуть в суть учения Церкви, то можно увидеть, что не все так однозначно, как кажется на первый взгляд.

Отношение к контрацепции нужно рассматривать в ином ключе. Физическая близость играет важную роль в жизни супругов, и лишать их радости телесного общения церковная традиция не советует. Наоборот, апостол Павел пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» (1 Коринф. 7: 5).

Важно помнить, что Бог есть Любовь. И весь акт божественного творения пропитан ею. Господь творит мир, потому что любит его. Более того, эту великую способность любить Он даровал и нам с вами. Именно поэтому человеческие отношения, а особенно – отношения мужа и жены, мыслятся христианством в ключе Любви, а брачный союз всегда понимался, прежде всего, как союз двух любящих людей, которые живут единым сердцем, чувствами, эмоциями, желаниями и мыслями. И дети – это воплощение этой любви, ее продолжение и умножение.

К сожалению, использование контрацепции таит в себе опасность подмены. Зачастую применение противозачаточных средств означает, что пара настроена на «удовольствие без последствий», когда возможная беременность начинает восприниматься как «досадное недоразумение». Именно осознание этой опасности заставляет Церковь очень настороженно относиться к средствам защиты.

Но бывают ситуации, когда женщине вообще нельзя беременеть. Что же делать тогда? Вообще лишить себя радости брака? В таких случаях Православная Церковь допускает использование контрацепции. Главное, чтобы противозачаточные средства не были абортивными и не убивали уже сформировавшийся в женском организме зародыш. Не абортивные средства допускаются, но перед их использованием стоит поговорить с духовником и попытаться разобраться, что движет супругами – эгоизм или все-таки любовь. Или супруги просто не желают быть ответственными за новую жизнь, которая зародится в лоне матери, или же они все-таки не готовы дать ребенку то, что хотели бы дать. Это очень сложный вопрос, но ответить на него очень важно, и чем искреннее будет ответ, тем лучше.

Как относиться к контрацептивам? Ответ протоиерея Андрея Ефанова

Практический форум о настоящей любви

В каких случаях, предохранение — не грех.

Вопросы об основах религиозной жизни.
13 сообщений • Страница 1 из 1 Страждущий Свой человек
Сообщения: 345 Зарегистрирован: 16 апр 2008, 13:14

Сообщение Страждущий » 26 авг 2008, 09:30

Сусанна писал(а): Ряша писал(а):Даже простое предохранение перед Богом грех! Ну, нужно так категорично. На эту тему хорошо почитать Социальную концепцию РПЦ.Не в службу, а в дружбу укажите где именно в социальной концепции об этом написано — читал и не нашел. Знаю о исключительных случаях применения, но опятьже грех никто не отменял.
С уважением. Реклама Александр Валентинович Старая гвардия
Сообщения: 3723 Зарегистрирован: 31 окт 2007, 23:11

Сообщение Александр Валентинович » 26 авг 2008, 14:03

Ряша писал(а):Даже простое предохранение перед Богом грех!
Ну, нужно так категорично. На эту тему хорошо почитать Социальную концепцию РПЦ.
Не в службу, а в дружбу укажите где именно в социальной концепции об этом написано — читал и не нашел. Знаю о исключительных случаях применения, но опятьже грех никто не отменял.
С уважением.
Вот отрывок из Сциальной Концепции РПЦ:
«XII.3. Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.
Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи. »
Дело в том, что полное запрещение контрацепции вытекает из богословской позиции, которая признает целью брака только деторождение, что не свойственно традиции Восточно-Христианской древней церкви (в отличии от Западной). Наоборот Святые Отцы, придерживались такого отношения к браку, когда взаимная любовь двух супругов имеет ценность сама по себе, независимо от деторождения, и ничем не менее важна, чем само деторождение, которое в принципе и является логическим проявлением взаимной любви супругов. А значит могут возникать практические ситуации, когда в браке реализуется только одна из целей, т.е взаимная любовь, и в определенные моменты жизни супругов эта цель может быть единственно осуществимой,а значит и вполне допустимой.Т.е. бывают ситуации в жизни, когда деторождение по каким-то причинам невозможно, или крайне затруднительно, тогда Церковь признает допустимым (!) неабортивные средства предохранения!!! Страждущий Свой человек
Сообщения: 345 Зарегистрирован: 16 апр 2008, 13:14

Сообщение Страждущий » 26 авг 2008, 14:11

Спасибо за выдержку!
Вот то о чем говорю я, цитируя социальную концепцию:
С абортивными и так все ясно, а не абортивными — грех!
«Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. »
Помоему все достаточно определенно и ясно. Александр Валентинович Старая гвардия
Сообщения: 3723 Зарегистрирован: 31 окт 2007, 23:11

Сообщение Александр Валентинович » 26 авг 2008, 15:02

Ряша писал(а):Спасибо за выдержку!
Вот то о чем говорю я, цитируя социальную концепцию:
С абортивными и так все ясно, а не абортивными — грех!
«Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. «
Помоему все достаточно определенно и ясно.
Намеренный отказ, значит отказ совсем, навсегда!!! Бывают в жизни ситуации, когда такой отказ на время диктует сложная жизненная ситуация, Церковь принимает такое положение вещей как допустимое на время! А регулировать это будет совесть конкретных супругов, в этих самых рамках, так что мы не имеем права однозначно утверждать, что это грех. Вот так будет гораздо определённей, и ясней!
Скажу конкретней — если у Вас 5-ро детей, и вам лет по 30-ть, а условия вашей (материальные, или здоровье, да и мало ли ещё чего) жизни не позволяют пока родить следующего ребенка, то это совсем не значит, что молодые ещё супруги должны отказывать себе в интимном общении. Ведь они имеют право любить друг друга, отдавать себя друг другу сначала душой, а потом и телом!!!Брак непорочен, и ложе не скверно, по слову Апостола, а уклонятся друг от друга можно только по согласию, на время, потому что муж не властен над своим телом, но жена, и наоборот !!!
Так что милчеловек, не надо перегибать палку, а то может оказаться, что Вам это не под силу, и палка эта выпрямится, и хорошенько Вам по лбу «засветит» !!! Страждущий Свой человек
Сообщения: 345 Зарегистрирован: 16 апр 2008, 13:14

Сообщение Страждущий » 26 авг 2008, 17:31

Еще раз и по порядку:
1.Применение аборнивных контрацептивов — грех приравненный к аборту. И это не обсуждается. По знанию применял или по не знанию, не важно, некоторые и аборт делают по незнанию, а важно покаялся человек или нет, вылез из лужи или нет.
2.Применение контрацептивов (любых), вообще — грех, так как противоречит заповеди. Заповеди не знают слов если, типо я украду если буду голоден, я убью если мне страшно, я солгу если приперают к стенке, я прерву беременность если есть угроза здоровью или нет места и т.п.
Но совсем другое, когда по немощи человеческой ДОПУСКАЕТСЯ использование контрацептивов (не абортивных), в случаях с обективной угрозой здоровью и жизни.
И обстоятельства греха не снимают. А допускается еще и для того (опять же в каких то критических случаях) с тем, чтобы люди не впадали в более тяжкие грехи (блуд и т.п).
Далее по социальной концепции:
Намеренный отказ ни в коем случае не подразумевает «совсем и навсегда» — это Ваша частная трактовка.
По поводу «бывают в жизни ситуации», никто не спорит, да бывают, но повторюсь — греха это не снимает.
Далее: совесть регулируетя не своим хочу и буду, а Заповедями Божьеми и Библейскими примерами, Посланиями Апостолов.
«Брак непорочен, и ложе не скверно, по слову Апостола, а уклонятся друг от друга можно только по согласию, на время, потому что муж не властен над своим телом, но жена, и наоборот !!!» . Так и с этим никто не спорит, правда, заметим про контрацептивы ни слова (и это при том что они в те поры существовали).
Про воздержание вообще отдельная тема и к контрацепции мало имеет отношение. Но надо сказать что столь благовидная (воздержанная жизнь) для многих и темболее искушенных может оказаться как раз палкой по лбу (это то о чем Вы говорите), когда в погоне за чистотой человек впадает во все тяжкие….(переоценив силы), и с этим никто не спорит.
Но смягчение и допущение по нашей человеческой немощи не сглаживает и не умаляет греха и заповеди не отменяет. Сусанна Старая гвардия
Сообщения: 470 Зарегистрирован: 22 апр 2008, 22:06 Откуда: Киев

Сообщение Сусанна » 27 авг 2008, 03:14

Ряша писал(а):Но совсем другое, когда по немощи человеческой ДОПУСКАЕТСЯ использование контрацептивов (не абортивных), в случаях с обективной угрозой здоровью и жизни.
Ряша, мне кажется, вы с Александром Валентиновичем говорите об одном и том же, просто разными выражениями, так что нет повода спорить.
Конечно, в жизни каждой семьи могут быть разные медицинские и социально-экономические обстоятельства, по которым дальнейшее увеличение количества детей может помешать содержать и воспитывать уже имеющихся. Но и воздерживаться друг от друга у супругов может не быть достаточных духовных сил. Церковный ответ, выраженный в Основах Социальной концепции РПЦ, категорически исключая аборты, тем не менее показывает, что средства, которые не связаны с пресечением уже начавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя и в порядке пастырского снисхождения в ситуациях, когда их применение не продиктовано эгоизмом, нежеланием жертвовать своим покоем, достатком, но вызвано основательными и уважительными причинами, — допускает их при условии сознания неидеальности с точки зрения Евангелия такого положения вещей. Это не значит, что «Церковь разрешила контрацепцию вообще». Это пастырская снисходительность Церкви, направленная на сохранение и укрепление семьи, а не принципиальное и всеобщее одобрение.
Ряша писал(а):По поводу «бывают в жизни ситуации», никто не спорит, да бывают, но повторюсь — греха это не снимает.
Далее: совесть регулируетя не своим хочу и буду, а Заповедями Божьеми и Библейскими примерами, Посланиями Апостолов.
Приведу такой пример. Женщина перенесла операцию, после которой в течении двух лет ей категорически запрещена беременность — угроза для жизни. А муж — даже не верующий. И у неё два варианта: или смириться с его угрозами пойти к соседке, или согласиться использовать неабортивные средства контрацепции.
Приняв какое из решений, она согрешит? Сразу хочу заметить, что, конечно, не нам это решать. Как бы мы ни решили — по отношению к конкретному человеку это будет не более, чем глупым осуждением. Но если рассуждать теоретически? Какое бы решение она не приняла, суд её совести — только для неё и, максимум, для священника, которому она исповедуется.
Ряша писал(а):Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.
Конечно, намеренный отказ из эгоистических побуждений — грех. Но, как видно из приведённого мной примера, не каждое решение семьи не заводить пока детей имеет именно такие причины.
Мне кажется, вывод из всего выше сказанного можно сделать такой: так как каждый человек отвечает перед Богом только за свои поступки, то каждая семья, в каждом своём конкретном случае вопросы контрацепции должна решать сама или со своим духовником, если он есть. А кто в чём согрешает — не нам судить, тут за собой бы углядеть… Страждущий Свой человек
Сообщения: 345 Зарегистрирован: 16 апр 2008, 13:14

Сообщение Страждущий » 27 авг 2008, 10:21

Сусанна Вы правы, и случаи и сложнее ситуации были есть и будут, каждый выбирает сам, кому-то предохранение, кому-то воздержание, кто-то умеет сочитать и то и другое. Но я повторюсь, суть обсуждения в том, что есть грех в донном вопросе.
А грехом является предохранение — любое и в любой ситуации.
Просто есть ситуации, в которых по немощам нашим (болезням, бездуховности) допускается идти на на этот грех во избежании большего греха.
И ни какого осужбения поступков людей нет, а есть лишь выявление и точное определение греха в этой обласи.
И не зависимо от того какие у кого обстоятельства, предохранение влечет за собой покаяние, т.к., оно является отступлением (как грех) от Божьего замысла и Заповедей. П Активный участник
Сообщения: 76 Зарегистрирован: 02 мар 2008, 11:21

Сообщение П » 28 авг 2008, 01:48

Скажите пожалуйста, а считается ли за грех, применение абортивного средства экстренной контрацепции (гормонального)? Я имею ввиду средства срочной контрацепции, которые обычно применяются сразу или втечении 72 часов спустя незащищенного секса. Вот даже сам не знаю, считается ли это за абортивное средство, ведь даже применяя эти средства, во многом девушка не знает, было ли зачатие или нет… Сусанна Старая гвардия
Сообщения: 470 Зарегистрирован: 22 апр 2008, 22:06 Откуда: Киев

Сообщение Сусанна » 28 авг 2008, 02:06

П писал(а):Скажите пожалуйста, а считается ли за грех, применение абортивного средства экстренной контрацепции (гормонального)?
Этот вопрос обсуждался здесь:
http://nelubit.ru/viewtopic.php?t=3790
Да, применение абортивных контрацептивов — не допустимо, так как убивает уже зачатый плод и приравнивается к аборту. П Активный участник
Сообщения: 76 Зарегистрирован: 02 мар 2008, 11:21

Сообщение П » 28 авг 2008, 10:03

ясно, спасибо. Александр Валентинович Старая гвардия
Сообщения: 3723 Зарегистрирован: 31 окт 2007, 23:11

Сообщение Александр Валентинович » 28 авг 2008, 12:47

Ряша писал(а):Сусанна Вы правы, и случаи и сложнее ситуации были есть и будут, каждый выбирает сам, кому-то предохранение, кому-то воздержание, кто-то умеет сочитать и то и другое. Но я повторюсь, суть обсуждения в том, что есть грех в донном вопросе.
А грехом является предохранение — любое и в любой ситуации.
Просто есть ситуации, в которых по немощам нашим (болезням, бездуховности) допускается идти на на этот грех во избежании большего греха.
И ни какого осужбения поступков людей нет, а есть лишь выявление и точное определение греха в этой обласи.
И не зависимо от того какие у кого обстоятельства, предохранение влечет за собой покаяние, т.к., оно является отступлением (как грех) от Божьего замысла и Заповедей.
Никакого греха Церковь не допускает, и допустить не может. А Ваше утверждение, что неабортивная контрацепция есть непременно грех — неверное!!! Если хотите утверждать — потрудитесь аргументировать.
Грех это или не грех, могут определить только супруги, по совести. А Церковь, вполне разумно, дает им право решать, как поступить в описанной ситуации.Предохраняться от беременности, или нет. И вмешиваться в отношения супругов Церковь не считает правильным.
А точное определение греха можно понять, если посмотреть на греческий оригинал этого слова, который, по смыслу, означает «промах», «недостижение» возможного идеала, недостаток. А греховный поступок человек совершает уже в следствии этого недостатка. Поэтому всё, что касается греха нужно рассматривать в динамике, тем более неабортивную контрацепцию, которая в одном случае может быть во благо, а в другом случае во вред. Страждущий Свой человек
Сообщения: 345 Зарегистрирован: 16 апр 2008, 13:14

Сообщение Страждущий » 29 авг 2008, 13:11

1.Плодитесь и размножайтесь заповедь все знают, так. (никаких «если» там нет)
2.В Библии про Онана читали, чем там все закончилось….хотя он всего навсего прерывал половой акт, поперая свою обязаность перед семьей брата.
3.Церковь никогда не подталкивает к греху, и малый грех (предохранение допускается в экстренных случаях изходя из немощей человеческих), воизбежании большего греха (аборты, измены,) и болезней (обьективно и честно тяжелых). Но и в этих случаях грех остается грехом, просто в смягчающих обстоятельствах что ли. И каяться в нем надо, как и в любом другом грехе дела, слова, помышления, чувств.
Уточняю, что речь идет о контрацепции с помощью всевозможных препаратов, устройств и т.п..
Грех очень широкое понятие и гораздо шире словарного определения.
Прошу прощения в этом месте я попытался разместить ссылки на источники, но получил предупреждение за «рекламу» и оштрафован (не понимаю это какойто глюк)
На крайний случай ссылки отправлю в личку
И только без препаратов и похоти(которую нужно тоже знать в лицо) ложе супругов чисто и не скверно перед Богом. Александр Валентинович Старая гвардия
Сообщения: 3723 Зарегистрирован: 31 окт 2007, 23:11

Сообщение Александр Валентинович » 29 авг 2008, 19:26

Ряша писал(а):1.Плодитесь и размножайтесь заповедь все знают, так. (никаких «если» там нет)
2.В Библии про Онана читали, чем там все закончилось….хотя он всего навсего прерывал половой акт, поперая свою обязаность перед семьей брата.
3.Церковь никогда не подталкивает к греху, и малый грех (предохранение допускается в экстренных случаях изходя из немощей человеческих), воизбежании большего греха (аборты, измены,) и болезней (обьективно и честно тяжелых). Но и в этих случаях грех остается грехом, просто в смягчающих обстоятельствах что ли. И каяться в нем надо, как и в любом другом грехе дела, слова, помышления, чувств.
Уточняю, что речь идет о контрацепции с помощью всевозможных препаратов, устройств и т.п..
Грех очень широкое понятие и гораздо шире словарного определения.
Прошу прощения в этом месте я попытался разместить ссылки на источники, но получил предупреждение за «рекламу» и оштрафован (не понимаю это какойто глюк)
На крайний случай ссылки отправлю в личку
И только без препаратов и похоти(которую нужно тоже знать в лицо) ложе супругов чисто и не скверно перед Богом.
1. Нет прямой связи между заповедью «плодитесь и размножайтесь», и греховностью неабортивной котнтрацепции в указанных случаях !!!! АРГУМЕНТ НЕАДЕКВАТНЫЙ!!!
2. Онан был умерщвлен Богом за нарушение закона левирата (ужичества), данного Богом как заповедь в ветхозаветные времена. Сейчас никакого левирата нет, поэтому этот аргумент тоже никак не подходит!!!
3. Этот Ваш аргумент я уже опроверг, надо ли ещё раз? Церковь свята и непорочна, и не может одобрять или позволять грех. Интимное общение супругов — дело таинственное и очень сокровенное, предполагающее впервую очередь взаимную любовь, и, как следствие, зачатие !!! Но бывают ситуации, греховность которых могут определить только супруги, когда зачатия не происходит ( по совершенно разнообразным причинам, в том числе и из-за неабортивной контрацепции), и никто не вправе утверждать, что это грех! О похоти же лучше вообще не начинать разговор, потому-что для этого нужно хорошо разбираться в догматике, патрологии и патристике, начиная с первых веков христианства, не говоря уже про то, что большинство древних источников до сих пор не переведены на русский язык!
Уважаемый Ряша! Я очень рад, что Вы имеете пытливый ум, и стремление отстоять свою позицию, которую Вы считаете благочестивой и правильной. Вы конечно же поступаете по совести, и это правильно. Но я бы хотел Вас попросить не спорить в тех областях Богословия, в которых у Вас явно не хватает компетенции. Достаточно нам и Социальной Концепции, которая всё-таки определяет, что неабортивная контрацепция допустима, оставляя подробности на совести каждого заинтересованного!!! 13 сообщений • Страница 1 из 1

Вернуться в «Вопросы о религиозной жизни»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей

  • Часовой пояс: UTC+03:00
  • Удалить cookies конференции
  • Наша команда
  • Связаться с администрацией

Вопросы священнику: быть или не быть контрацепции?

• Цвет полей:
• Цвет фона:
• Шрифт: Book Antiqua Arial Times • Размер: 14pt 12pt 11pt 10pt • Выравнивание: по левому краю по ширине Добавлено в рубрику: Беременность и роды

(6 голосов: 4.33 из 5)

Контрацепция – изобретение не новое. С давних времен известны различные способы избегать деторождения. Как тогда, так и сейчас не все они безопасны для здоровья. В XX веке медицина шагнула далеко вперед, и сегодня на полках аптек можно встретить множество новых и эффективных средств для предотвращения беременности. Но как раньше, так и сегодня не теряет актуальности этический вопрос – «а можно ли человеку вмешиваться в биологию своего организма и останавливать естественный детородный процесс?». Религиозные и мировоззренческие сферы излагают различные подходы к решению этой проблемы. В данной статье мы попытаемся найти ответы на эти непростые вопросы с точки зрения православного человека.

Начнем, пожалуй, с того, что тема контрацепции касается интимных отношений между людьми. В свою очередь, интимные отношения являются плодом других социальных связей. Контрацептивные средства сами по себе являются лишь специфическими продуктами медицинско-гигиенического производства.

Поэтому вопрос о том, могут ли эти средства быть оправданы с точки зрения православия нужно предварить размышлением о том, почему вообще возникла необходимость в предотвращении беременности.

Когда женщина не хочет рожать. Православное отношение к контрацепции

«Зачем плодить нищету?» – Так звучит вопрос, обращенный к тем девушкам и женщинам, которые хотят иметь детей, но имеют стесненные бытовые условия, или скудные доходы прочат будущие трудности выращивания и воспитания ребенка. В условиях бедности женщины из опасения невозможности дать достойное будущее своему чаду прибегают к контрацепции, а в случае нежелательной беременности готовы сделать аборт.

Другой вариант, когда женщина говорит: у меня уже есть дети, больше мне не надо. И действительно, многодетные матери, сталкиваясь со всеми тяготами материнства, с отсутствием светской жизни и карьеры, потратив довольно много времени на то, чтобы «поставить ребенка на ноги», говорят – «хватит», и используют любые средства вплоть до радикальных, чтобы исключить беременность.

«Врач сказал, я не рожу». Или другой вариант, «я не смогу родить здоровых детей». Врач делает прогноз, по сумме фактов анамнеза, дает свою рекомендацию, и порой она бывает не утешительна. Чем не повод к применению контрацепции?

«Я хочу пожить для себя».У женщины есть желание активной, «свободной» жизни, которая подразумевает ведение половой жизни без обязательств. Такая жизненная парадигма тоже способствует применению контрацепции.

Конечно, не только женщины являются сторонниками контрацепции. Не в меньшей мере мужчины стараются избегать отцовства по тем же причинам.

Один из мужских вариантов, хотя и не чужд некоторым женщинам, – секс ради удовольствия, а не ради рождения детей. Тут уж точно без контрацепции не обойтись.

Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что проблема использования предохранительных средств находится не только в области этики, но так же социологии, культурологии и медицины.

Православное отношение к контрацепции непосредственно связано с отношением к браку. Православное учение о браке в целом изложено в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В частности там сказано: «Плодом их (супругов – А. Д.) любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака». То есть рождение ребенка – важная цель брака, но не единственная. Тот же документ говорит об ответственности родительства:»…одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время…» (Проблемы биоэтики XII. 3.). Мы видим, что воздержание от половой связи в целях предотвращения беременности признается лучшим способом контрацепции. Но опять же фраза «…одним из…» говорит о том, что есть и другие способы, менее полезные, но все же допустимые.

Далее попробуем разобрать наиболее частые вопросы священнику, касающиеся контрацепции, а также ответить на некоторые вопросы читателей.

— Секс – это грех?

— Секс греховен так же, как греховна смерть. Смерть влечет нас к себе – мы стареем, болеем и умираем. Бог не сотворил смерти, грехопадение человека привело к ней. Секс влечет нас к себе – люди испытывают чувства, вызванные природной (по церковно-славянски – животной) потребностью, из которых особенно сильное – сексуальное вожделение. Но в раю не было чувства похоти в теперешнем понимании, было супружеское общение, но иного рода. Таким оно осталось и сейчас: «…в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22:30).

Смерть необходима человеку для того, чтобы воскреснуть в жизнь вечную. Половая жизнь необходима человеку, чтобы жить на земле и проявлять радость супружеского общения. Рано или поздно мы уйдем из жизни, так же рано или поздно мы должны оставить и плотские утехи. Вектор движения человека от плоти к духу, а не наоборот. Поэтому на каком-то этапе брака секс не является грехом. На другом, например, в старости, стимулирование своей сексуальности бессмысленно, и сопровождается повреждением души блудными пороками.

— Где проходит граница законности половых отношений с точки зрения Православия?

— Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, когда и в каких условиях люди вступают в половые отношения.

С точки зрения Православной веры, половая связь бывает двух типов – греховная и не греховная. Необходимо заметить, что правила Церкви строже, чем гражданские законы нашего общества. Греховными связями Церковь называет все те половые отношения, которые совершаются вне брака. Нужно дополнить, что браком называется законный союз мужчины и женщины. Ни при каких обстоятельствах Церковь не благословляет гомосексуальные, полигамные и другие формы сожительства, которые в некоторых странах тоже могут называться браком.

Поэтому единственный возможный способ половой связи в жизни православных христиан это связь между мужчиной и женщиной в законном супружестве. Следовательно и контрацепция, если возможна, то только в браке.

— Как справиться с похотью, когда тело требует разрядки, есть любимый человек, а брак пока невозможен?

— Это главная проблема всего общества и особенно молодежи. Похоть плоти сама по себе не является грехом. Обоюдное стремление влюбленных друг ко другу естественно. Но если бы знать как решать эту проблему, то у нас не было бы матерей одиночек и проблема абортов была бы не так остра. Вероятно, каждый должен сам найти способ самоконтроля. Важно помнить, что всегда есть возможность воздержания. Перефразируя известное высказывание можно сказать: кто хочет воздерживаться – ищет способы, кто не хочет – ищет причины. Добавлю, что такие качества, как терпение и выдержка, усвоенные до брака, окажутся очень полезными в будущем.

Кроме того, проблемой является не само только вожделение, но и окружающая обстановка. Толерантность к разврату и вседозволенности способствует греху. Иногда даже родители потакают добрачной половой жизни своих детей.

Возможным и, наверное, единственным решением этой проблемы является вступление в брак. Трудности брачной жизни только представляются непреодолимыми. Если есть любовь, то она поможет преодолеть все невзгоды. Живите настоящим, пусть настоящее будет добрым, тогда и будущее будет выглядеть позитивно. Но если же нет любви, а есть только вожделение плоти, то тут даже брак не поможет. Союз, основанный на греховной похоти, принесет лишь страдания и вскоре распадется.

— Можно ли супругам избегать рождения детей в браке?

— Безусловно, да. Мы знаем примеры жизни святых людей, которые жили в браке как брат с сестрой. Не имея полового общения они, естественно, не имели детей. Так жили, например, святые Конон и Анна. Их жизнь нельзя назвать греховной, напротив, они явили пример воздержания и чистоты.

— Является ли контрацепция препятствием Промыслу Божию?

— На мой взгляд, нет. Во-первых, сама фраза «препятствие Промыслу Божию», не корректна, так как нет таких препятствий, которые бы Бог не смог преодолеть. Даже полное воздержание от половой связи не является препятствием для Него. Мы видим, что Дева Мария родила, хотя всегда была, есть и остается Девой. Избирая для себя путь чистой и безбрачной жизни она, разумеется, не предполагала рожать ребенка. Даже когда ей явился Ангел и возвестил о рождении Спасителя, она спросила «…как будет это, когда я мужа не знаю?…». Поэтому, если на то будет воля Божья, будет и ребенок, вспомним слова Евангелия «…Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму…» (Мф. 3:9). Во-вторых, среди неабортивных средств нет таких, которые давали бы стопроцентную гарантию исключения зачатия. Всегда есть доля вероятности, что противозачаточные средства не сработают.

— Какие методы контрацепции допустимы?

— Известно, что существует два вида контрацепции – абортивного действия, когда оплодотворенной яйцеклетке не дают развиваться, и она гибнет; и неабортивного, когда не происходит слияния мужской и женской половых клеток. Исходя из этого, однозначно считаются грехом методы абортивного воздействия на любых стадиях оплодотворения. Что касается второго вида контрацепции, то по этому вопросу нет единого мнения в среде православных верующих и священнослужителей. Стоит лишь добавить, что такой радикальный метод неабортивной контрацепции, как добровольная вазэктомия и стерилизация по немедицинским показаниям противоречит канонам Православной Церкви (Апостольские правила 22,23, 24; Правила I Вселенского Собора 1).

Рекомендуем также:

Абортивное действие средств контрацепции

— Разве можно в современном мире, изобилующем развратом, защитить себя от вожделения?

— Разумеется, можно. Для этого есть духовные средства указанные Спасителем: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» (Мф. 17:21). Преподобный Макарий Оптинский говорил, что блудной страсти предшествует грех гордыни. Греховная похоть разжигает огонь в душе человека, который препятствует не только духовному росту, но и обычной бытовой жизни. Поэтому сегодня даже нецерковные люди пытаются найти способ жизни без блудной страсти.

В качестве примера можно посмотреть на деятельность «антисексуального движения». Люди, участвующие в этом движении, пробуют избегать сексуальных связей, учатся бороться со своей похотью, воспринимать другого человека как личность, а не как объект вожделения и сексуальных фантазий. Мне не известна идеология, на которую опирается это общество, но само его существование говорит о том, что не только православные ищут способ освободиться от похоти. Поэтому мы не одиноки в поисках решения этой проблемы.

— Насколько приемлем метод контрацепции через воздержание в дни, когда возможно зачатие?

— В этом вопросе есть некая хитрость. С одной стороны, можно не предохраняться – не согрешишь. С другой стороны и детей не будет, так как овуляторный период пройдет без соития. Но от Бога не скроется никакое намерение человека. Поэтому самообманом заниматься уж точно не полезно.

Нужно честно и откровенно самим решить для себя, что есть грех для вашей семьи – предохранятся таким способом или нет. Этим естественным способом можно условно контролировать зачатие. Вероятно, суть вопроса лежит несколько глубже – «насколько можно контролировать и планировать рождение?»

В православной среде есть мнение, что рожать следует как можно больше, а уж там Бог поможет, грех переживать и заботиться о завтрашнем. Но все не так просто, как кажется. Обратим внимание, что сотворение Богом человека было не таким, как сотворение животного мира. Слова Бытия «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26), называются в православном богословии «Предвечным Советом». Это не значит, что Бог совещался, стоит ли ему творить человека или нет. Это значит, что Бог видел всю историю человечества, все страдания, которые выпадут на его горькую долю и заранее, еще до творения знал, как это человечество будет спасено. Этот совет показывает нам, что Бог готов пострадать за нас и умереть для того, чтобы спасти.

Мне кажется, что и родители, замышляя зачатие должны тоже уподобиться Богу в этом совете и рассудить, готовы ли они пожертвовать собой ради ребенка и возможно испить чашу родительских страданий до конца, пронеся свой крест. Святитель Иоанн Златоуст так говорит о сотворении человека: «Когда царь намеревается вступить в город, то нужно оруженосцам и всем прочим идти вперед, чтобы царю войти в чертоги уже по приготовлении их: так точно и теперь Бог, намереваясь поставить как бы царя и владыку над всем земным, сперва устроил все это украшение, а потом уже создал и владыку, и таким образом на самом деле показал, какой чести Он удостоивает это животное».

Не просто Господь создал человека, но сначала создал для него райские условия. Так и родители должны стремиться к тому, чтобы дети были детьми Божиими, и могли жить достойно этого звания. Поэтому, осознавая всю ответственность за будущего ребенка, муж и жена должны решить, будут ли они пользоваться таким методом или нет.

— Если зачатие происходит во время овуляции, не будет ли грехом близость в остальные дни, кроме периода выхода яйцеклетки из яичника?

— Ответ на этот вопрос кроется в выборе той традиции, которой вы следуете. Так сложилось что в христианском богословии относительно супружеской близости наметились две тенденции – западная и восточная. Западная традиция, которая соблюдается в католичестве, считает вообще все половые отношения грехом, за исключением тех, которые ведут к рождению детей в браке. За последние годы строгость католиков несколько снизилась и стало позволительно пользоваться календарным методом контрацепции.

В Восточном Православии соблюдается другая традиция, которая позволяет половую близость мужа и жены в браке не только для рождения детей. «Брак честен и ложе не скверно» – такая мысль закреплена в чинопоследовании Таинства Венчания. «Ложе не скверно» – означает, что проявление супружеской любви на брачном ложе не является грехом. Православная Церковь не сочла необходимым быть консультантом в сфере техники интимных отношений. Поэтому то, что происходит за закрытой дверью спальни супругов, является тайной.

Поэтому необходимо выбрать, какой традиции вы будете следовать, а уже исходя из этого определить границы супружеской близости.

— Грех ли не предохраняться, если супруги имеют проблемы со здоровьем, и несколько беременностей до этого окончились выкидышем плода?

— Проблема, когда происходит зачатие, но не происходит вынашивания, не нова. Случаи выкидыша являются ярким проявлением нашей человеческой немощи, вызванной грехопадением. Поэтому выкидыш — это грех, но грех невольный. В молитвенной традиции Церкви есть молитва, в которой священник испрашивает прощения у Бога за эти случаи. В ней же священник молится и о утешении женщины, и о даровании ей здоровья и скорейшего духовного и телесного восстановления.

Сегодня не является тайной, что выкидыш может произойти и на ранних сроках беременности так, что даже может быть не заметен для матери. Так как она просто может перепутать его с болезненными месячными. Если следовать той идее, что выкидыш является препятствием к дальнейшим попыткам к зачатию, то тогда мы придем к мысли, что лучше вообще оставить все попытки к зачатию во всех семьях.

Но у нас есть другие примеры для подражания. Вспомним библейских Авраама и Сарру, Иоакима и Анну, Захария и Елисавету. Они не оставляли попытки родить ребенка до самой старости. Поэтому, на мой взгляд, греха в попытках забеременеть нет. Если же случится выкидыш, вскоре после этого обратитесь к священнику.

— Как быть с контрацепцией тем, кому за 40, ведь врачи предупреждают об опасностях поздней беременности для малыша и для мамы.

— Задача врачей заботиться о здоровье и продолжительности жизни людей. Прогнозы врачей с развитием медицины становятся все более точными. Поэтому если вы получили рекомендацию от врача не рожать, то должны со всей ответственностью понять, на какой риск вы идете. Но с другой стороны, мы подвергаемся риску каждый день, просто выходя на улицу. Для решения вопроса о зачатии необходимо обратиться к Богу. Супруги могут наложить на себя пост на какой-либо период, обратиться с молитвой к Господу, Божией Матери и святым, обсудить между собой возможные последствия неблагоприятного исхода беременности, если уже есть дети, возможно, следует посоветоваться с ними.

— Есть мнение, что, для восстановления организма матери для вынашивания следующего малыша нужно минимум 2 года. Не будет ли грехом не предохраняться в это время?

— Супруги наделяются Церковью не только правами, но и ответственностью. Разумеется, если ребенок уже родился, может родиться и второй, исходя из этого, ответ на этот вопрос должны дать сами родители, оценив свои силы. Для одной женщины не будет необходимости в восстановительном периоде, для другой – он может быть очень продолжительным.

— С чем связаны рекомендации некоторых священников воздерживаться от близости во время беременности и кормления грудью? Не приведёт ли это к распаду семьи?

— Как мне представляется, эти рекомендации основаны на творениях святого Климента Александрийского. В своих трудах он выступает против полового соития во время беременности, и вообще призывает как можно более искать воздержания в половых развлечениях. Так, например, святой Климент пишет: «…Моисей запрещает нам отдаваться чрезмерным пожеланиям, слишком стремясь к соитию, предаваясь страсти с беременными женами, чередуя утехи с утехами, занимаясь любовью с мальчиками и изменяя супругам, и вообще внимать голосу похоти» (Педагог Кн.1.10).

Это произведение призывает к воспитанию чувств человека, говорит о пользе воздержания и чистой благородной христианской жизни «…чтобы во время бела дня им не справлять беспутных оргий, чтобы, например, из церкви или утром с рынка домой придя, не набрасываться им на жен подобно петухам в то время, когда следовало бы молиться или читать, или обязанностями своего призвания заниматься…» (Педагог.Кн.1.10).

По мысли святого Климента невоздержанность в половой жизни является причиной многих бед – «…приносит с собой целый рой болезней: любовь к лакомым кушаньям, склонность к выпиванию, женолюбие, кутежи, страсть ко всякого рода удовольствиям; а всеми ими командует желание. Развиваются отсюда бесчисленные родственные страсти, и беспутство образует собой венец над ними» (Педагог.Кн.1.10).

Таким образом, святой Климент видит успех христианского брака в воздержании от похоти и блудной страсти, через пресечение половой необузданности. Однако это не значит что половая связь греховна: «Посмевшие называть супружеский союз развратом обращают свою хулу против закона и Господа. Жадность называется развратом, поскольку она противоположна умеренности, идолопоклонство есть разврат, поскольку является изменой одному Богу со многими богами; точно так же, в разврат пускаются те, кто вместо одной законной жены имеют связь со многими» (Строматы.Кн.1, 89, 1). Святой Климент не лишает радости общения супругов в браке: «…тем желаннее будет соитие, чем долгожданнее» (Педагог.Кн.1.10).

Но вопрос звучит иначе – «не распадется ли семья?». К решению этого вопроса подходит другой святой – Иоанн Златоуст, который говорит: «Та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам. Почему? Потому что она, лишая его законного совокупления, низвергает его в бездну распутства». Как видно, распутство имеет два происхождения – от неумеренности и от неразумного воздержания.

«Ты хочешь иметь воздержание? Убеди к тому и мужа твоего, чтобы было два венца – целомудрие и согласие, но чтобы не было целомудрия и сражения, чтобы не было мира и войны. Ведь если ты воздерживаешься, а муж распаляется страстью, и между тем прелюбодеяние запрещено Апостолом, значит, он должен терпеть бурю и волнение…» – учит святитель Иоанн Златоуст.

Итак, внимая святым отцам, каждой семье необходимо самим определить границы воздержания и близости.

— Из вопросов читателей: «у меня около 6 лет была внутриматочная спираль, нужно ли каяться в грехе аборта?»

— Покаяться необходимо, так как спираль является средством абортивного действия. Даже если вы не знали об этом свойстве данного контрацептива, все равно велика вероятность, что невольно вы совершили грех.

Этот грех заключается в том, что каждый раз когда происходило зачатие, умирала не просто яйцеклетка, но не рожденный человек, который по учению Церкви уже на данном этапе обладает всеми человеческими качествами – душой и телом.

Кроме того, есть причина, по которой вы стали пользоваться такой контрацептивной техникой. Если эта причина греховна, необходимо покаяться и в ней.

— Из вопросов читателей: «я продавал таблетки для медикаментозного аборта, в чём мне каяться?»

— Необходимо покаяться в том, что вы способствовали греху других женщин.

К сожалению, мы часто бываем заложниками обстоятельств. Трудно представить себе работодателя, который спокойно отнесется к продавцу, который будет говорить: «это буду продавать, это не буду». Скорее всего, такого человека просто уволят с работы. Поэтому приходится делать выбор: или идти против Заповедей Божиих, или искать новую работу, если не удастся спокойно и вразумительно объяснить свою позицию начальству.

Священник Александр Денисов

Метки

  • Беременность
  • Грех
  • Роды
  • Церковь
  • Мой Мир
  • Живой Журнал
  • Twitter

4 8 986 На форум Оставить комментарий » 4 комментария Обновления на почту Самое популярное (просмотров)

  • Современные средства для снижения артериального давления 1 538 112 views
  • Правильно расшифруем анализ крови! 492 175 views
  • Перечень заболеваний для получения инвалидности 424 150 views
  • 8 полезных свойств гвоздики 411 906 views
  • Сколько нужно спать человеку? 401 766 views
  • Классическая музыка для беременных 371 079 views
  • Больная тема: прививки. На вопросы отвечает педиатр 332 134 views
  • Низкое давление: что делать? 308 101 views
  • Самые сильные природные антибиотики 294 797 views
  • Молитвы о здравии 279 062 views
  • Побочные действия гормональных контрацептивов убивают? 277 711 views
  • Сколько нужно пить воды в день? 277 344 views
  • Остеохондроз – не приговор! С.М. Бубновский 270 610 views
  • МНО крови: измерение, расшифровка, нормы 255 050 views
  • Как жить после установки кардиостимулятора? 253 343 views
  • Педикулез или как вывести вшей 222 255 views
  • Можно ли вылечить сахарный диабет? 221 134 views
  • Высокое давление. Что делать? 218 374 views
  • Перелом копчика: симптомы, лечение и профилактика 190 564 views
  • Природный лекарь, или чем полезна луковая шелуха 187 666 views

Проекты «Азбуки веры» Кризисные сайты

Вопрос священнику

Для поиска введите слово:
Облако тэгов
Строка поиска: контрацепция

Найдено записей: 7

18 сентября 2014 Здравствуйте, батюшка. Мне 16 лет — пора юности, бурного развития, возникновение вопросов, размышлений о себе и происходящих во мне изменениях. На эти вопросы меня натолкнули следующие мысли: всем, конечно, известно, что секс до брака — грех.Но многие подростки начинают половую жизнь довольно рано (14-16 лет), само понятие «целомудрие» давно стало ненужным и даже «постыдным» среди сверстников. Как нужно поступать согласно Закону Божию в таких ситуациях? Как правильно жить в современном обществе, не совершая блудных грехов? Как жить целомудренно до свадьбы? И потом, меня еще волнует вот что: половая жизнь, которая должна быть лишь браке, должна быть направлена только на продолжение рода, или и на получение плотских наслаждений, не подразумевающих зачатие? Возможны ли такие семейные отношения? Для меня это дико, ведь, как известно, мужчины постоянно испытывают желание полового удовлетворения, если мой муж, который у меня когда-нибудь появится, будет испытывать подобное, что делать мне? Контрацепция — грех. Тогда как секс, направленный на продолжение рода, не грех?! В таком случае, сколько детей мне рожать? Я планирую в перспективе иметь двоих, то есть за всю жизнь должно быть только 2 половых акта. Неужели это реально, и моего будущего мужа устроит мое мнение по этому поводу? Посоветуйте мне что-нибудь, пожалуйста! Надеюсь на Вашу помощь, это очень важно для меня! Заранее большое спасибо.

Эллина

Я думаю, что вопросы семейной жизни, в том числе, касающиеся интимной жизни супругов, надо решать по мере их поступления. Это значит, когда Вы выйдете замуж, то многие из них просто отпадут, а те, которые останутся, вы вместе с мужем тогда и посоветуетесь. Лучший способ сохранить в юности целомудрие — держаться подальше от развратных компаний и сайтов.

протоиерей Максим Хижий

19 сентября 2013 Здравствуйте. Если Вас не затруднит, разъясните, пожалуйста, несколько моментов, изложенных ниже.Прошу извинить за то, что некоторые вопросы носят довольно интимный характер. 1. Как современная РПЦ относится к тому, что в наше время среди молодёжи достаточно широко распространена практика половых отношений до бракосочетания? Отсюда вытекает еще несколько вопросов: не является ли контрацепция тяжким грехом? И разрешается ли вступать в вышеупомянутые отношения верующим (на примере девушки, которая поёт на клиросе, скажем)? 2. Не является ли прелюбодеянием использование «стимулирующих» предметов/одежд (для той же,скажем, девушки из церковного хора)? Где-то было сказано, что всё (в разумных пределах, конечно же), что делается по любви и обоюдному согласию, не является греховным. 3. Является ли нормальным то, что в некоторых храмах при покупке дешёвых свечей, продавцы смотрят на меня с нескрываемым презрением, как будто я скряга и нищенка. Спасибо за внимание. P. S. Простите, забыла маленькую деталь, касательно вопросов про отношения. Предположим, что они всё-таки нацелены на создание семьи и зачатие детей. Но в перспективе.

Мария

Маша, сексуальная распущенность – дух нашего времени. Неужели Вы не догадываетесь, как Церковь относится к этому? Вот, даст Бог, Вы тоже станете когда-то матерью, как Вы отнесетесь к добрачной жизни своего ребенка? Думаю, Вас это не будет радовать. Так что и документы специальные не нужны, чтобы определиться в этом вопросе. Церковь приветствует, благословляет многодетность, родительский подвиг, но оставляет право семьи решать вопрос о воздержании, контрацепции на усмотрение собственной совести, осуждая однозначно аборт и предохранение как «здоровый образ жизни» в блуде. «Стимулирующие предметы» и такая же одежда продается в специальных магазинах. Мой приятель, американец и переводчик-синхронист, большой любитель русской словесности, дал точное определение таким SHOPам – «срамная лавка». Считаю, что я ответил на вопрос. Для любой девушки, тем более из церковного хора, не надо объяснять прописные истины. Кстати, по церковным канонам, блудница не имеет право стоять на клиросе.

протоиерей Максим Хижий

04 сентября 2013 Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы: Мне для лечения предложены гормональные препараты, но они также являются и контрацептивами. Альтернативы в способе лечения нет. А недавно я услышала, что применять такие препараты грех… Объясните, пожалуйста

Ирина

Ирина, ряд женских болезней лечатся гормональными препаратами, которые могут быть одновременно контрацептивными средствами. Как лекарства они не могут быть «греховными», а вот как средство контрацепции – тут все сложнее. Некоторые из них являются не столько контрацептивами, сколько абортивными препаратами, убивающими плод на самых ранних сроках беременности, когда женщина даже не знает о том, что она уже мать. Вот за это к ним такое негативное отношение среди христиан. Если лечение ими необходимо, то лечиться придется (хотя учтите, что гормоны для здоровья – палка о двух концах), но при супружеской жизни лучше одновременно прибегать к барьерной контрацепции, чтобы исключить беременность и гибель плода. Сама по себе контрацепция допускается «Основами социальной концепции РПЦ» при определенных условиях.

протоиерей Максим Хижий

14 февраля 2013 Здравствуйте, батюшка!Я стала воцерковляться в 25 лет, мой муж и родные не воцерковленные. У нас двое маленьких детей и больше муж не хочет, родители тоже это не приветствуют. Встает вопрос о том, как избежать беременности. Хотя я и не против иметь еще детей, но сейчас мне очень тяжело, приходится все делать самой. Воздерживаться мой муж не хочет, а применять контрацепцию ведь грех? Меня очень мучает этот вопрос, мне кажется, что предохранение — это очень страшный грех, я исповедую его на исповеди, но ведь продолжаю согрешать. Посоветуйте, как быть? Спасибо!

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Этой теме посвящен большой раздел в Основах Социальной Концепции РПЦ, XII.3. Основным назначением брака отнюдь не является деторождение. Рождение детей — только одна из функций, но и без него смысл брака не утрачивается: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть». (Быт.2.24) Вот это-то и есть основное: объединение двух эгоистов в нерасторжимое новое бытие, которое не иначе как проявляется нежели через отречение от множества проявлений своего «Я». Разумеется, что спасительная функция брака осуществляется только при обоюдном смирении. Плотские отношения не последнее значение имеют в браке, хотя и они — только одна из функций. Брак может быть прекрасным и счастливым без того и другого, как, например, целомудренный союз святого праведного Иоанна Кронштадтского с его супругой. Детально вашу ситуацию надо обсудить с духовником. Я лишь два замечания сделаю: во-первых, воздержание может быть разным, одно дело месяц-два, другое три-четыре дня в определенные дни. Во-вторых, контрацепция абсолютно неприемлема только такая, которая имеет абортивное действие, т. е. прерывает развитие эмбриона, делает его нежизнеспособным, приводит к отторжению уже оплодотворенной яйцеклетки, угнетает развитие яйцеклетки так, что зачатие происходит, но зародыш быстро гибнет. К числу неприемлемых методов относятся: многие гормональные препараты – они угнетают развитие яйцеклетки или эмбриона и имеют массу непрогнозируемых побочных эффектов; внутриматочные спирали – абортивное средство; стерилизация – и вовсе низведение женщины до скотского уровня. В общем, думайте. Может быть, имеет смысл посоветоваться с врачом. Храни Вас Бог.

иерей Александр Белослюдов

23 октября 2012 Здравствуйте, батюшка! Можно ли православному использовать контрацепцию неабортивного действия? Или любая контрацепция недопустима?

Евгения

Здравствуйте, Евгения! В Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви говорится: «Любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу образуют Домашнюю церковь. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака. Супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.
Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом».

иерей Владимир Шлыков

23 июня 2012 Здравствуйте! В интимных отношениях с женой часто происходит «прерваный акт» и мужское семя не попадает в женщину. Является ли такое действие грехом? С уважением.

Павел

В принципе, уважаемый Павел, определенный элемент греха в этом есть. Боюсь, что в этой проблеме не так просто расставить все точки над «i», поскольку, с одной стороны, данная сфера человеческих отношений является весьма сокровенной, а с другой — достаточно непросто для современного сознания точно сформулировать, почему именно библейское миропонимания рассматривает такого рода интимные проявления как грех и определенную нечистоту. Тем не менее, еще в Ветхом Завете мы находим следующие указания: «если мужчина ляжет с женщиной и у него излияние семени, то они должны омыться водою, и нечисты будут до вечера» (Лев.15:18). Правда, это есть одно из правил закон Моисеева, которые являются принадлежностью именно что еще ветхозаветного законодательства и в своей, что называется, «букве» для новозаветной эпохи уже не имеют требования обязательного исполнения, однако все же содержит указание на то, что является грехом, а что нет. Сверх того, нужно различать невольное происхождение того, о чем Вы говорите, и – вольное, когда целью ставится своего рода такая вот «естественная» контрацепция.
В «Основах Социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом» (http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html). То есть, признать какой-либо способ уклонения от деторождения вполне безгрешным или нейтральным, вряд ли возможно, хотя и не дело Церкви регламентировать все тонкости супружеской жизни. Скорей, все эти тонкости являются делом совести самих супругов, однако на то христианину и дана совесть, дабы учиться различать, что есть грех, а что грехом не является, — и стараться следовать этому нравственному и спасительному умению.

протоиерей Андрей Спиридонов

23 сентября 2008 «Из «ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» XII.3. Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом». Вот, например, как быть молодой семье, если оба верующие, но рожать детей нет возможности, так как один из них учится… Возможна ли контрацепция до того момента, пока один из супругов еще студент? Насколько я знаю, церковь говорит о том, что супруги, как несущие ответственность за воспитание и рост детей, сами решают, когда и сколько рожать. И если они решили, что пока лучше подождать — наверное, это их право (хотя, наверное, если на то есть объективные причины, правда, не знаю, является ли объективной причиной то, что один из семьи еще учится). Наверное, является. На мой взгляд, просто нужно определить ту грань, за которой заканчивается здравый смысл и начинается банальный эгоизм и нежелание иметь детей и жертвовать.

Наталья

Далее в тексте говорится: «Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи». Таким образом, Церковь не навязывает нам тотальное воздержание при нежелании или невозможности рожать детей. Церковь лишь указывает нам цель, к которой мы должны стремиться. Главный критерий – любовь внутри семьи. Церковь сама не прочерчивает ту грань, о которой Вы говорите, т.к. в данном случае все очень индивидуально.

О проекте Контакты Обратная связь
Условия использования материалов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *