Музыка для душевнобольных

Очень плохая музыка: Записи душевнобольных музыкантов

  • Меню
  • Клуб
  • Войти
  • Поиск

Культура

Материал о музыке, записанной людьми с сильными психическими расстройствами

  • 13 декабря 2013 в 18:14
  • 24210

FURFUR продолжает публиковать по пятницам колонки Фрэнки, создателя паблика Bad Music FM, в которой он бороздит океаны музыкального аутсайдерства, исследует андеграунд, а также просто разную неформатную музыку. В прошлый раз мы прошлись по вершкам советской андеграундной сцены, а в этот решили выбрать в качестве исследуемой области музыку людей, страдающих (и страдавших) расстройствами личности.

Очень плохая музыка

выпуск № 2 «Записи душевнобольных музыкантов»

Прекрасно известно, что душевные болезни и искусство всегда шли рука об руку. В начале века Жаном Дюбюффе был введен термин «ар брют», который обозначал художественное творчество людей, которые как с общественной, так и с психиатрической точки зрения являются маргиналами. Как правило, их творчество свободно от навязанных обществом стандартов, правил, в большинстве своем оно спонтанно, искренне, местами наивно.

1Satan Panonski

Ивица Чуляк, более известный как Satan Panonski, является, пожалуй, самой скандальной и противоречивой фигурой югославской рок-музыки. Каждый его концерт представлял собой шокирующее театральное действо. Он исполнял экспрессивный панк-рок, на сцене наносил себе увечья, резал тело бритвой, разбивал о голову бутылки…

Свой музыкальный путь он начал в 1980-х, основав панк-группу Pogreb X, но вскоре произошло судьбоносное происшествие. После концерта в драке он убил пьяного хулигана и был приговорен к 12-ти годам заключения. Но за решетку он так и не попал: у него обнаружился маниакально-депрессивный психоз, и срок на зоне заменили принудительным психиатрическим лечением.

Чуляк погиб в начале 1990-х годов, когда находился в рядах хорватской армии, во время боёв в период распада Югославии.

2Wild Man Fischer

Ларри Уэйн Фишер — один из самых ярких представителей такого явления как outsider music. В 16 лет Фишер попал в психиатрическую клинику после того, как напал с ножом на родную мать. У него диагностировали тяжёлую параноидальную шизофрению и биполярное расстройство (маниакально-депрессивный психоз).

Сбежав из больницы, Ларри занимался бродяжничеством и жил на улицах Лос-Анджелеса. Зарабатывал себе на жизнь тем, что исполнял свои песни, характеризующиеся чрезвычайной экспрессией и эмоциональностью. Так его и нашёл Фрэнк Заппа, ставший его крёстным отцом в музыке. Благодаря ему в 1969 году вышел первый альбом Фишера «An Evening with Wild Man Fischer».

В дальнейшем Wild Man Fischer сотрудничал со многими музыкантами, которых привлекло его своеобразное видение музыки и стиль. Среди них комедийный рок-дуэт Barnes & Barnes, нойз-формация Smegma и другие. Активно участвовал Фишер и в телевизионных программах и комедийных шоу. Умер он совсем недавно — в 2011 году от проблем с сердцем.

3Уэсли Уиллис

Американский певец и музыкант Уэсли Уиллис у себя на родине получил статус культового. Вечно сияющий добродушной улыбкой чернокожий толстяк страдал диагнозом «параноидальная шизофрения», и музыка, по его собственному признанию, помогала ему совладать с голосами, живущими у него в голове.

Сначала он рисовал (сюжетом для большинства его рисунков стал пейзаж Чикаго), затем начал заниматься музыкой и создал группу Wesley Willis Fiasco, играющую хардкор-панк. После распада команды занялся сольным творчеством. Героями его песен становились знаменитости и социальные проблемы.

За свою жизнь Уэсли выпустил больше 50-ти альбомов. Среди его поклонников отметился и лидер Dead Kennedys Джелло Биафра, выпустивший некоторые из записей Уиллиса на своем лейбле Alternative Tentacles. Кстати, знаменитый слоган плеера Winamp, который звучит так: «Winamp, it really whips the Llama’s ass», был заимствован из песни Уиллиса «Whip the Llama’s Ass».

4Дэниэл Джонстон

Дэниэл Джонстон страдает диагнозом «маниакальная депрессия и шизофрения». В его жизни был эпизод, когда он чуть не угробил себя и отца, выбросив ключи от самолёта, на котором они летели, в окно. Нередко Дэниэл принимал окружающих за служителей сатаны. Однажды, когда его популярность достигла пика, а рекорд-лейблы стали бороться за права издания его записей, он отказал компании-мейджору ElektraRecords, так как подписанные на ней музыканты Metallica, по мнению Джонстона, одержимы бесами.

Музыкой наш герой начал заниматься в 1970-х годах, записывая свои экзерсисы на монофонический магнитофон. Аккомпанировал он себе на фортепиано и электрооргане. Известность в своем родном городе он приобрел благодаря тому, что имел привычку раздавать свои аудиокассеты всем подряд.

Надо заметить, что у Дэниэла за время его работы образовалась масса известных поклонников: Курт Кобейн, Том Уэйтс, Pearl Jam, Бек и другие. Интерес широкой публики к Джонстону подогрел как раз Курт Кобейн, носивший футболку с рисунком с альбома «Hi, How Are You».

5Адольф Вёльфли

Одной из самых ярких фигур такого явления, как «арт брют», является швейцарский художник Адольф Вёльфли. Он прославился как художник-примитивист, его творчеству посвящены многие монографии и исследования. Но помимо живописи, Вёльфли занимался сочинением прозы и музыки, которую зашифровывал в свои картины.

Трудности преследовали Вёльфи с раннего детства. Брошенный своим выпивохой-отцом, юный Адольф вынужден был бродяжничать, зарабатывая на пропитание тяжелой работой батрака на фермах. Не раз его арестовывала полиция за «оскорбление общественной нравственности». Из-за таких рецидивов был обследован психиатрами, которые присвоили ему диагноз «шизофрения».

Способность к творчеству открылась у него как раз в психиатрической клинике Вальдау, в которою он был помещен в 1895 году, и где провел остаток жизни. Вёльфли начал создавать причудливые картины, которые вызвали интерес у сюрреалистов, а также исследователей творчества душевнобольных.

Вёльфли считал себя композитором, а свои музыкальные произведения он транслировал через живопись. Его оркестром был холст. Представленные выше записи – результат художественного эксперимента по воспроизведению композиций Вёльфли, проведенного швейцарскими исследователями Кьелем Келлером и Петером Штрайфом. Они реконструировали и аранжировали музыкальные экзерсисы нашего героя, а исполнило их швейцарское трио Aarebögeler.

6GG Allin

Завершу свой небольшой обзор душевнобольных музыкантов, пожалуй, самой известной фигурой маргинального рок-н-ролла, человеком, которым пугают обычного американского обывателя, а его имя является синонимом тотального мракобесия, антисоциального поведения и душевной болезни.

GG Allin, урожденный Кевин Майкл Аллин, родился в религиозной семье, в которой всеми руководил отец-фанатик, помешавшийся на религии. Жили они в лачуге без электричества и канализации. Отец, Мерл Аллин-старший, запрещал многое детям и жене — например, нельзя было разговаривать после наступления темноты. Непослушание жестоко каралось. Как-то раз любящий отец даже вырыл в подвале могилы для всех членов семьи. Конечно, такая атмосфера не могла не отразиться на психике юного Кевина.

Став музыкантом, он вытворял на сцене всякие непотребные вещи: выходил к публике абсолютно голым, обмазывался испражнениями, пытался наносить увечья зрителям, истязал своё тело. Не раз попадал за решетку. Именно во время одного из его пребываний в исправительном учреждении тюремные врачи выявили у Аллина ряд расстройств личности с пограничными состояниями и нарциссизмом. Умер Джи Джи в 1993 году от передозировки героина во время вечеринки в квартире своих друзей.

Музыкальная терапия в неврологической практике

Цикл тематического усовершенствования в формате семинара
в рамках дополнительного профессионального образования
Даты уточняются / Москва

Записаться
Подробнее

Уникальный для России образовательный цикл, который проводит сертифицированный в США музыкальный терапевт Алиса Апрелева.
Организаторы Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
Школа «Внимание и забота»
Образовательная инициатива
МузТерапевт.ру Сроки и объем Даты уточняются
7 рабочих дней
7 часов в день
Домашнее задание
до и после семинара
Консультация-супервизия
по итогам практики
Слушатели Медицинские сестры, врачи-неврологи, врачи-неонатологи, педагоги специального (дефектологического) образования, врачи, инструкторы и методисты ЛФК, специалисты по реабилитации, сотрудники пансионов для пожилых, речетерапевты, музыкальные терапевты, психологи

Преподаватель

Алиса Т. Апрелева-Коломейцева

Cертифицированный музыкальный терапевт (MT-BC), неврологический музыкальный терапевт (NMT), сертифицированная паллиативная доула (SBD)
Руководитель клинической практики студентов музыкального колледжа Berklee, основатель некоммерческой образовательной инициативы МузТерапевт.Ру и главный редактор сайта muzterapevt.ru, международный эксперт благотворительного фонда помощи людям с БАС «Живи сейчас». Музыкальная терапия (music therapy) — это доказательная практика клинического использования музыки для работы над физическими, эмоциональными, когнитивными, коммуникативными и социальными целями и потребностями человека. Эта специальность на стыке музыки, медицины, психологии, педагогики и гериатрии входит в список вспомогательных профессий здравоохранения (allied health professions).
Музыка — это форма сенсорной стимуляции, которая вызывает реакцию благодаря узнаваемости, предсказуемости и чувству безопасности, которые с ней связаны. К преимуществам музыкальной терапии относятся её неинвазивность и сравнительно малая экономическая затратность. Исследования и клиническая практика показывают, что музыкальная терапия может быть успешна даже в тех случаях, когда другие терапевтические подходы оказываются неэффективны.
Согласно обзорам Кохрановского Сотрудничества, музыкальная терапия оказалась эффективнее плацебо для развития вербальных и жестовых коммуникационных навыков у пациентов с аутизмом (Gold, Wigram, Elefant, 2010); музыкальные занятия с пациентами, перенесшими инсульт, могут положительно влиять на их походку, функционирование верхних конечностей, коммуникативные способности, качество жизни (Magee, Clark, Tamplin & Bradt, 2017), у пациентов, находящихся на механической вентиляции легких, прослушивание музыки может способствовать снижению тревожности, сокращает частоту дыхания, снижает систолическое давление, может иметь благоприятное воздействие на потребление снотворных и обезболивающих медикаментов (Bradt & Dileo, 2014).
Неврологическое направление музыкальной терапии является относительно новым — оно появилось в США в середине 1990-х годов. Научное представление о том, как музыкальные стимулы влияют на немузыкальное поведение человека, позволяет эффективно использовать музыкальную терапию в нейрореабилитации, неонатальной интенсивной терапии, в паллиативной помощи, в специальном (дефектологическом) образовании, в онкологических и ожоговых центрах, в уходе за пожилыми людьми.

Программа

1. Введение в специальность
Понятие о музыкальной терапии. Музыкальная терапия как вспомогательная профессия здравоохранения. Школы и методики музыкальной терапии. 2. Целеориентированный подход
Доказательная практика музыкальной терапии. Исследовательская работа. Области применения МТ. Музыкальная терапия в междисциплинарной команде. 3. Диагностика и целеполагание
Диагностические инструменты и методы. Постановка целей и задач. Оценка и документирование прогресса. 4. Терапевтические отношения в музыкальной терапии
Установление контакта с пациентом. Границы терапевтических отношений. Развитие и завершение терапевтических отношений. 5. Структурирование процесса терапии Индивидуальная и групповая терапия. Решения о структуре и продолжительности занятий. Завершение терапии. 6. Создание безопасной терапевтической среды
Физическая и психоэмоциональная безопасность. Противопоказания к МТ. Музыкогенная эпилепсия. Поле возможностей. Особенности работы с пациентом на дому. 7. Подбор музыкального материала Активная и рецептивная музыкальная терапия. Выбор инструментов. Живая музыка и музыка в записи. Ритм, темп и тембр. Роль импровизации в терапевтическом процессе. 8. Нейромузыкология Музыка и мозг. Влияние музыкальных стимулов на немузыкальное поведение. 9. Понятие о неврологической музыкальной терапии (НМТ) Терапевтическое применение музыки при когнитивных, сенсорных, речевых и моторных нарушениях, связанных с неврологическими заболеваниями. Протоколы неврологической музыкальной терапии и их индивидуализация. 10. Музыкальная терапия в неонатальной интенсивной терапии Перинатальное музыкальное развитие. Воздействие музыки на физическое состояние недоношенных младенцев. Музыкальная терапия как метод поддержки родителей в отделениях неонатальной интенсивной терапии. 11. Музыкальная терапия в дефектологическом образовании Механизм музыкального воздействия: коммуникативные и социальные навыки, моторика и проприоцепция, внимание, активности повседневной жизни. Музыкотерапевтические упражнения для детей с аутизмом, для детей с ДЦП. 12. Музыкальная терапия в медицинской практике Музыкальная терапия в онкологической клинике. Терапия музыкальной средой. Применение музыки в пред- и постоперационном периоде в хирургии. Купирование боли. Музыкальная терапия в ожоговом центре. 13. Музыкальная терапия в неврологической реабилитации Музыкальные упражнения при дисфагии, дизартрии, двигательных нарушениях после инсульта, ЧМТ. МТ при синдроме игнорирования, при боковом амиотрофическом склерозе и рассеянном склерозе. Музыка при вегетативных состояниях. 14. Музыкальная терапия с пожилыми людьми Возраст и музыкальные предпочтения. Музыка и память, музыкальная мнемоника. Музыкальные упражнения для сна и релаксации. Музыкальная терапия при болезни Альцгеймера. Музыкальная терапия при Паркинсонизме. 15. Музыкальная терапия в паллиативной помощи Психоэмоциональная поддержка и работа с физическими симптомами. Музыкальная терапия при тревожности и депрессии. Принятие решений. Горевание. Работа с семьей. 16. Этика Этические аспекты музыкотерапевтической практики. Супервизия и интервизия. 17. Семинар Активная музыкальная терапия (практика). 18. Семинар-супервизия Разбор индивидуальных ситуаций, вопросы и ответы, планирование практики. 19. Консультация-супервизия По итогам практики (по окончании курса).

Отзывы

Участие в тренинге добавило в мою практику качественные выверенные опытом знания о психологии контакта, использование музыкальных инструментов. А также позволило составить исчерпывающую картину использования музыки в терапевтических целях в разных форматах и с разной аудиторией. Благодарю за профессионализм, чуткость и передачу опыта Алису Апрелеву и Анастасию Бельтюкову.
Светлана Шкатова Музыкальный волонтер Для меня школа и дальнейшая практика музыкального волонтерства — это своего рода вызов. Проверка своих знаний. Проверка на прочность своих жизненных принципов и ценностей. Напоминание о том, что любовь друг к другу важнее всего. Спасибо организаторам за этот шанс и бесценный опыт.
Ксения Назарова Музыкант Тренинг стал поворотным моментом моей жизни. Период полного погружения в мир царства звука, гармонии, музыки. Выстраивание отношений через звучание. Открытие в себе новых граней, возможностей, талантов. И начало новой волонтерской работы. Спасибо Алисе Апрелевой и Насте Бельтюковой за Начало музыкального волонтерского движения. Ирина Сорочьева Психолог Участие в школе — возможность по-новому взглянуть на музыку и творчество сквозь призму помощи людям. Это открывает новые горизонты развития и самореализации. Прекрасные ведущие, ценные знания, важная тема. А еще команда замечательных людей: мы дружим, делая доброе (общее) дело!
Антон Черепанов Психолог

Условия участия

Стоимость 35 000 р. за весь цикл*.
В стоимость входят учебные материалы, чай и кофе во время проведения цикла.
Для иногородних слушателей проезд и проживание в стоимость не входят.
* Скидка при предварительной оплате Документы 1. Копия паспорта слушателя
(первый лист + прописка).
2. Заявление на имя директора.
3. Карточка слушателя.
4. Копия диплома об образовании.
5. Свидетельство о браке, если была смена фамилии.
Место проведения Москва, точное место сможем сообщить ближе к марту-апрелю

Записаться

Идет предварительный сбор заявок на цикл по музыкальной терапии Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь предоставить вашу информацию компании АНО ДПО Школа «Внимание и забота»,
которая обязуется использовать ее в соответствии со своей политикой конфиденциальности. Фотографии предоставлены проектом МузТерапевт.ру Write Close Close Если у вас есть вопросы, напишите нам Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь предоставить вашу информацию компании АНО ДПО Школа «Внимание и забота», которая обязуется использовать ее в соответствии со своей политикой конфиденциальности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *