Надпись на кресте иисуса

ШЕСТВИЕ НА ГОЛГОФУ

(Христос, несущий Свой крест; Крестный Путь;

«Via Dolorosa»)

(Матфей, 27:31-32; Марк, 15:20-21; Лука, 32:26-32; Иоанн, 19:16-17)

(31) И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. (32) Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.

(Мф. 27:31-32)

(16) Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

(17) И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа.

(Ин. 19:16-17)

W последнем пути Христа из дома Пилата на Голгофу, Скорбном Пути — Via Dolorosa, — повествуется во всех четырех Евангелиях, хотя имеется суще­ственное различие в свидетельствах синоптиков, с одной стороны, и Иоанна — с другой.

С точки зрения Иоанна, никак нельзя было дать помощника Христу нести крест — Христу, этому Агнцу Божиему, который Сам нес грехи мира. Ведь Христос как заместитель человечества Сам взял на Себя его страдания и самую жестокую казнь. И теперь, если Его заменяют в несении креста, то Его можно было бы заменить и на кресте (гностик Василид, кстати, так и учил, что вместо Христа был распят тот самый Симон Киринеянин).

Это на первый взгляд необъяснимое расхождение в описании крестного пути, всегда служившее доказательством якобы неподлинности (вымышленности) всего рассказа, на самом деле отнюдь не является противоречием. Симон мог подключиться к несению креста, как это и утверждают многие коммента­торы, позже, в тот момент, когда силы стали покидать Иисуса. Таким образом, рассказы евангелистов не противоречат друг другу, а дополняют друг друга, как это было уже не раз.

Д. Штраус так объясняет различие в рассказах о несении креста у евангели­стов: «Но если Иоанновым рассказом нельзя опровергнуть рассказа синоптиков и если рассказ Иоанна возник на почве догмата, то перед нами, естественно, встает вопрос: не возник ли и рассказ синоптиков на почве догматических соображений? Крест Христов стал характерным символом христианства, когда исчез тот предрассудок и соблазн, который прежде был с ним связан. Возло­жить на себя крест Христов значило теперь подражать примеру Иисуса Христа, и делать это, по словам евангелиста, повелел Сам Иисус (Мф. 16:24), сказав: «Кто хочет идти за Мною, то отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Вообще, такого рода «образные речи» обладают тем свойством, что всегда наводят на предположение о каком-нибудь действительно случившемся происшествии. Фактически крест Христа мог быть понесен за Ним только тогда, когда Его вели уже на распятие, поэтому в воображении древних христиан легко вставала такая сцена: на пути к лобному месту появляется человек, который возлагает и несет на себе «крест Христов», следуя за Иисусом и тем исполняя волю Христа, изъявленную им в Нагорной проповеди (Мф. 5:41). Впрочем, вполне возможно и то, что крест Христа действительно нес кто-нибудь другой, следуя на Лобное место за Иисусом: недаром все синоптики сходятся друг с другом в указании имени и родины человека, несшего крест Иисуса на Голгофу» (Штраус Д., с. 456).

В западноевропейской живописи нашли отражение обе евангельские версии крестного пути. Симона Киринеянина обычно рисуют седовласым, с округлой бородой и в коротком платье (Дуччо).

Дуччо. Шествие на Голгофу (алтарь «Маэста») (1308—1311). Сиена. Музей собора.

Эта версия часто принималась итальян­скими художниками Раннего Возрождения, но со временем исчезла — впослед­ствии Симон изображался только в качестве помощника Христа (Тамаш из Коложвара, Фуке).

Тамаш из Коложвара. Шествие на Голгофу (1427). Эстергом. Христианский музей.

Жан Фуке. Шествие на Голгофу (из «Часослова Этьена Шевалье») (1450—1460).

Шантийи. Музей Конде.

Но такое изображение основано на ложном толковании слов Луки: «чтобы нес крест за Иисусом» (Лк., 23:26). Исходя из этих слов, некоторые думали, что Симон поддерживал лишь заднюю часть креста, в то время как переднюю, самую тяжелую, нес Сам Христос. Слова Луки ни в коей мере не защищают эту точку зрения и этот тип изображения крестного пути, поскольку нести крест за Иисусом или позади Него не то же самое, что нести крест вместе с Ним. Поэтому мнение это постоянно отвергалось еще Отцами Церкви. В живописи, когда художник избирает эту программу, Симон часто изображается идущим с крестом впереди, а не позади Христа.

Большее распространение в западном искусстве получил образ Христа, самостоятельно несущего свой крест. В XIII—XIV веках Христос изображался в этой сцене идущим или стоящим прямо и гордо. В более позднем искусстве крест становится массивнее и тяжелее, что кардинально меняет характер трактовки сюжета: теперь это не триумф, а трагический пафос, подчеркиваю­щий страдание. Христос падает под тяжестью Своей ноши, а римский солдат гонит Его вперед (Дюрер, Питер Брейгель Старший).

Альбрехт Дюрер. Шествие на Голгофу (из серии гравюр «Большие Страсти», лист VI)

(1497-1500).

Питер Брейгель Старший. Шествие на Голгофу (1564).

Вена. Историко-художественный музей

Это был наиболее распространенный мотив, хотя и не имевший обоснования ни в одном из Евангелий. С исторической точки зрения это, однако, оправдано: при римском правлении осужденный на казнь действительно сам нес свой крест, правда, не весь, а только лишь его поперечину — patibulum, тогда как вертикальный столб заранее устанавливался на месте казни. Этой особенности ритуала старые мастера не знали или игнорировали ее.

Для Своего последнего пути Христос вновь облачен в Свои одежды, отнятые у Него в сцене Увенчание терновым венцом. Цвета Его одеяний — синий и красный (Эль Греко). На Нем по-прежнему терновый венец. Христа может тащить на веревке римский воин (Эль Греко, Дюрер). Изображение процессии часто включает в себя и других римских солдат, несущих штандарты с начертанными на них буквами S.P.Q.R — Senatus Populusque Romanus (лат. — Сенат и римский народ) (Рубенс) (ср. СУД НАД ХРИСТОМ: Христос перед Пилатом; УВЕНЧАНИЕ ТЕРНОВЫМ ВЕНЦОМ; «СЕ, ЧЕЛОВЕК!»; РАСПЯ­ТИЕ ХРИСТА).

Петер Пауль Рубенс. Шествие на Голгофу (1634—1636).

Брюссель. Королевский музей изящных искусств

Порой изображение Крестного Пути выливается в многофигурную компози­цию в соответствии с рассказом Луки: «И шло за Ним великое множество народа (…)» (Лк. 23:27). Среди сопровождающих Христа можно видеть Его учеников — Петра, Иакова Большего, Иоанна.

В высшей степени оригинальную трактовку этого сюжета дает Питер Брейгель Старший: действие разворачивается на обширном пространстве, и фигура Христа, как это не раз было в других многолюдных композициях художника, как бы теряется на заднем плане; вокруг же разворачивается множество сцен — некоторые из них нарочито обыденные жанровые ситуации: одно из величай­ших событий мировой истории художник представляет в виде чего-то буднич­ного, призывая тем самым зрителя — своего современника — пробудиться от духовной спячки и увидеть это великое: оно творится здесь и сейчас!

Лука, и только он, говорит о том, что на пути к Лобному месту за Христом среди великого множества народа шли женщины, «(27) которые плакали и рыдали о Нем. (28) Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалим­ские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, (29) ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! (30) Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! (31) Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк. 23:27—31). Черты, которыми Иисус при этом обрисо­вывает, по словам Луки, грядущую судьбу Иерусалима, заимствованы отчасти из большой речи Иисуса о светопреставлении, где, по свидетельству всех синоптиков, Иисус говорил: «Горе же беременным и питающим сосцами в те дни», как Он говорил это и в данном случае. Но высказанное тут же пожелание, чтобы горы упали на страдальцев и холмы покрыли их собою, взято почти дословно из книги Осии (10:8). В живописи нередко встречается изобра­жение Христа, несущего Свой крест и обращающегося к женщинам в толпе со словами, переданными Лукой (Тамаш из Коложвара; на бандероли, исходящей из уст Христа, этот текст приводится по-латински: «Filiae Hierusalem, nolite flere super me: sed super uos ipsas flete, et super filios uestros» — Лк., 23:28; позади Христа Дева Мария в характерной для нее скорбной позе (подробнее об этой позе см. РАСПЯТИЕ ХРИСТА); облик Христа также, скорее, скорбный, чем страдальческий; за Марией одна из Св. Жен; конец креста поддерживает Симон Киринеянин).

Введение в состав персонажей картин Шествие на Голгофу Девы Марии основывается на Евангелии Никодима, причем на расширенном его изложе­нии, получившем распространение на Западе в XV веке. Согласно этому литературному источнику, Иоанн известил Деву Марию о распятии Иисуса Христа на Голгофе. Мария, явившаяся сюда с другими Св. Женами, при виде страшного зрелища лишилась чувств (подробнее см. РАСПЯТИЕ ХРИСТА). Однако художники часто трансформируют этот рассказ и переносят его место действия на дорогу, по которой Христос шествовал на Голгофу. Таким образом, Мария теряет сознание в тот момент, когда Христос падает — первый из трех раз — под тяжестью креста (Питер Брейгель Старший). В итальянской живописи эпизод потери чувств Девой Марией встречается в качестве самостоятельного сюжета, получившего известность как «Lo Spasimo» («Обморок»).

Еще один женский персонаж, приобретший популярность в западноевропейской живописи начиная с XV века под влиянием религиозных мистерий того времени, — Вероника. В канонических Евангелиях о ней нет упоминания. В Евангелии Никодима Вероника отождествляется с женщиной, излечившейся от кровотечения, которым она страдала двенадцать лет: «И некая жена по имени Вероника сказала: «Я истекала кровью двенадцать лет и только края ризы Его коснулась — и остановился поток крови моей» (Евангелие Никодима, VII; ср. Мф. 9:20—22; Мк. 5:25—34; Лк. 8:43—48). Легенда повествует о том, что Вероника вышла из дома, когда мимо проходил Иисус, изнемогавший под тяжестью креста. Она платком отерла пот с Его лица. На платке отобразился Его лик. Согласно другой версии, Вероника, встретив Иисуса Христа на Его пути на Голгофу, попросила Его оставить ей что-нибудь на память, и Он передал ей Свой Нерукотворный Образ на платке. Этот вариант легенды нашел воплоще­ние в мистериях Страстей Господних, разыгрывавшихся во Франции, Германии и Англии. Вероника, стоящая на коленях перед упавшим под тяжестью креста Христом, — частый дополнительный мотив в Шествии на Голгофу (Дюрер, Рубенс). Плат, на котором отобразился лик Христа, — плат Вероники, или, по-латински, sudarium — стал одним из символов Страстей Господних.

Среди толпы, сопровождавшей Иисуса Христа на Его Крестном Пути, были, естественно, и римские воины с их штандартами, на которых, по традиции, начертано S.P.Q.R — аббревиатура слов: «Senatus Populusque Romanus» (лат. — Сенат и римский народ), уже не раз встречавшаяся в «римских» сценах Страстей (см. СУД НАД ХРИСТОМ: Христос перед Пилатом; УВЕНЧАНИЕ ТЕРНОВЫМ ВЕНЦОМ; «СЕ, ЧЕЛОВЕК!»; РАСПЯТИЕ ХРИСТА). Воины, кроме Христа, ведут двух разбойников, приговоренных вместе с Христом, к распятию. Их имена — Дисмас («хороший») и Гестас («плохой») — дошли до нас лишь в апокрифическом Евангелии Никодима. Свидетельств об их преступ­лениях не сохранилось. Высказывалось предположение, что они были из общества Вараввы. Марк замечает, что Варавва в «узах» был «со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство» (Мк., 15:7). Это их преступление, конечно же, каралось распятием, и они должны были, как и Иисус, нести на Голгофу каждый свой крест. В живописи, однако, они часто изображаются ведомыми римскими воинами без своих крестов (Рубенс).

В первые века христианства, а затем позже в эпоху крестовых походов существовала традиция паломничества во Святую Землю. Бесчисленное множе­ство пилигримов устремлялось к Гробу Господню, намереваясь пройти дорогой Христа на Голгофу. Возвращаясь в свои страны, пилигримы часто отмечали — на память себе и в назидание другим, кому только еще предстояло отправиться в Святую Землю — путь Христа с крестом. Поначалу число Остановок Креста варьировалось, и только к VI веку их установилось четырнадцать — число, оставшееся до настоящего времени. В XIV веке, благодаря францисканцам, выработался особый культ Остановок Креста. Остановкам этим стали соответ­ствовать определенные молитвы и религиозные обряды. Особенно популярным цикл картин на эти сюжеты стал в XV веке, а к XVII веку цикл из четырнадцати картин на эту тему стал непременным элементом декора каждой католической церкви. «Искусство отказывается наконец от своего высокомерно­го бесстрастия, — пишет известный французский историк Люсьен Февр. — На смену торжествующему Христу XIII века приходит страдающий, измученный пыткой и распятый Христос XV века. Драма Страстей Господних, драма, как бы медленно продвигающаяся от остановки к остановке, к последнему преде­лу — Голгофе, — искусство XV века пересказывает ее со всеми подробностями, беспощадно, не утаив ни одной язвы Христовой, ни одного Его падения, ни одной слезы. Оно выводит эту драму даже за пределы Креста Христова и продолжает ее Крестом Марии — распятием, быть может еще более мучитель­ным; поистине излюбленная тема XV века — «Pieta»: на коленях истерзанной Богородицы — тело Христа, окровавленное и жалкое» (Февр Л., с. 319).

Остановки Креста, которые принято было изображать в этом цикле картин, следующие.

1. Иисус приговорен к смерти.

2. Иисус принимает Свой Крест.

3. Иисус в первый раз падает под тяжестью Креста.

4. Иисус встречает Свою скорбящую Мать Марию.

5. Симон Киринеянин помогает Иисусу нести Его Крест.

6. Вероника вытирает лицо Иисуса своим платком.

7. Иисус во второй раз падает под тяжестью Креста.

8. Иисус говорит с женщинами иерусалимскими.

9. Иисус в третий раз падает под тяжестью Креста.

10. С Иисуса снимают Его одежды.

11. Иисуса пригвождают к Кресту.

12. Иисус умирает на Кресте.

13. Тело Иисуса снимают с Креста.

14. Тело Иисуса кладут в гроб.

Эти сюжеты, исполненные в единой художественной манере, можно видеть в католических церквах в виде картин единого цикла, развешенных в приведен­ной композиционной последовательности по колоннам (если их достаточно) или стенам нефов по часовой стрелке, начиная от алтаря.

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Джотто. Шествие на Голгофу (1304—1306). Падуя. Капелла Скровеньи.

Дуччо. Шествие на Голгофу (алтарь «Маэста») (1308—1311). Сиена. Музей собора.

Эль Греко. Шествие на Голгофу (1579). Толедо. Кафедральный собор.

Альбрехт Дюрер. Шествие на Голгофу (из серии гравюр «Малые Страсти», лист XXI) (1509).

Альбрехт Дюрер. Шествие на Голгофу (из серии гравюр «Большие Страсти», лист VI) (1497-1500).

Тамаш из Коложвара. Шествие на Голгофу (1427). Эстергом. Христианский музей.

Рафаэль. Несение креста. Мадрид. Прадо.

Иероним Босх. Несение креста со Св. Вероникой. (1515 — 1516). Гент. Музей изящных искусств.

Петер Пауль Рубенс. Шествие на Голгофу (1634—1636). Брюссель. Королевский музей изящных искусств.

Жан Фуке. Шествие на Голгофу (из «Часослова Этьена Шевалье») (1450—1460). Шантийи. Музей Конде.

Питер Брейгель Старший. Шествие на Голгофу (1564). Вена. Историко-художественный музей.

Что означают буквы на православном кресте?

Я | Мир | ИскуссТДво | Лаборатория | Alma mater | Милосердие | Путеводитель 06/04/2018 Пятница Крест сопровождает христианина всю его жизнь. Мы видим распятия в храмах, дома, носим на груди. И тем не менее вопросов возникает множество. Попробуем разобраться, что означают детали креста на изображениях.

Верхняя перекладина символизирует собой табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, наместником римского императора в Иудее. По-еврейски, по-гречески и по-римски было написано: «Иисус Назарянин Царь Иудейский» (Ин. XIX, 19-20). При изображении Распятия обычно используют сокращение I.Н.Ц.I. (И.Н.Ц.И.). Нижняя перекладина — подножие, к которому были прибиты ноги Спасителя.

Буквы «К» и «Т» слева и справа от Креста обозначают страстные орудия: копье и трость. Сами орудия обычно изображаются вдоль Креста. «Тут стоял сосуд полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его» (Ин. XIX, 34). «Но один из воинов копием пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. XIX, 34). Распятие и смерть Иисуса сопровождались грозными явлениями: землетрясение, громы и молнии, померкшее солнце, багровая луна. Солнце и луну также иногда включают в композицию Распятия — по сторонам большей перекладины. «Солнце преложися во тьму, и луна в кровь претворися…»

Возвышение, на котором стоит Крест, символизирует гору Голгофу, на которой произошло Распятие. Еврейское слово «Голгофа» значит «лоб» или просто «череп». Сокращение «ГГ» как раз и означает «гора Голгофа», а «МЛРБ» — «место лобное, распят бысть». По преданию, на Голгофе, считаемой центром Земли, был погребен первый человек ― Адам. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы…» «ГА» — глава Адама. Поэтому в символическом разломе, в недрах Голгофы (или без разлома, просто у подножия Креста) изображают прах Адама, обозначенный черепом.

Иисус изображается с крестчатым нимбом, на котором пишутся три греческие буквы, означающие «истинно Сущий», как Бог сказал Моисею: «Аз есмь Сый» (Я есть Сущий) (Исх. III, 14). Над большей перекладиной пишется сокращенно, со знаками сокращения ― титлами, имя Спасителя «IC XC» — Иисус Христос, ниже перекладины добавляется: «НИКА» (греч. — Победитель).

Большие многофигурные композиции Распятия — тема для отдельного рассмотрения. Чаще всего у Креста изображаются Богоматерь и Иоанн Богослов, в более сложных композициях добавляются плачущие жены и сотник Лонгин. Над Крестом часто изображают двух плачущих ангелов. Могут изображаться и воины с тростью и копьем, на переднем плане иногда показаны воины, по жребию разыгрывающие одежды Распятого.

Отдельный иконографический вариант композиции — «Распятие с разбойниками», в котором изображены три фигуры, распятые на крестах. По обеим сторонам от Христа — два разбойника: один с опущенной головой, другой — с повернутой к Христу, тот самый благоразумный разбойник, которому Господь обещал Царствие Небесное.

Интересно сравнить и различия в изображении Распятия в западной (католической) и восточной (православной) церкви. Католическое Распятие часто предельно исторично, натуралистично. Распятый изображается провисшим на руках, Распятие передает мученические страдания и крестную смерть Христа.

Начиная с XV в. в Европе широко распространяются откровения Бригитты Шведской (1303-1373), которой открылось, что «…когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты… Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты…» В Распятии работы Грюневальда (Маттиаса Нитхардта) (см. илл.) воплотились откровения Бригитты.

Впервые опубликовано 27 сентября 2009 года под названием «Крест Христов: что означают буквы на православном кресте?»

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале Темы: крест, публикация из архива Нашли ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и нажмите: Поддержи «Татьянин день» Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас! Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

Христос и Его Крест

Название Христос и Его Крест
Дата конвертации 16.05.2015
Размер 108.63 Kb.
Тип Урок
источник
Урок 7 по курсу Основы православной культуры
Тема: Христос и Его Крест
Цели урока: Познакомиться с символикой креста. Учить детей уважительному отношению к людям разных культур и вероисповеданий.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: Кураев А. В.Основы православной культуры. 4—5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение, 2012.
Используемое оборудование: Компьютер, проектор, презентация
Основные термины и понятия :.Боговоплощение. Жертва. Распятие. Крест.
Ход урока
Слайд 1. Тема урока
Слайд 2. План урока (по стрелкам можно перейти к указанному разделу).
Вы узнаете:
— Как Бог стал человеком
— Почему Христос не уклонился от казни
— Символику креста
Подготовительный опрос (переход на каждый следующий слайд-тест по стрелке, которая появляется после правильного ответа):
Слайд 3. Жизнь после смерти.
Как вы думаете, что будет после смерти человека?
— Душа вернется на землю в другом теле.
— Человек воскреснет и будет жить вечно.
— Ничего не будет.
Слайд 4. Чему учил Иисус Христос.
Выделите главное в учении Иисуса Христа:
— Не противься злому.
— Не собирайте себе сокровищ на земле.
— Прощайте людям согрешения их.
— Ищите Царства Божия.
Слайд 5. Царство Божие.
Где, по учению Иисуса Христа, находится Царство Божие?
— Царство Божие на небесах.
— Царство Божие на земле.
— Царство Божие внутри нас.
Слайд 6. Царство Божие.
Что такое, по-вашему, Царство Божие?
— Радостная жизнь в роскошных райских садах.
— Царство Божие – это когда Бог живет в твоем сердце.
— Государство, где царь – Бог.
Что значит – Бог живет в сердце? (дети размышляют)
Когда мы любим человека, то носим в себе память о нем в уме и образ его в сердце. Тогда говорят: «этот человек живет в моем сердце». Когда же и этот человек отвечает нам взаимностью, то наши сердца соединяются любовью. Любящие люди чувствуют и понимают друг друга без слов, даже на большом расстоянии. Настоящая любовь – это когда тебе хорошо от того, что хорошо другому и плохо — когда плохо другому. Например, так любят нас наши мамы.
Солнце днём нас только греет,
Мама же – без выходных
И заботится, лелеет,
И голубит чад своих.
Месяц светит только ночью,
Мама – любит круглый год.
Любит нежно, крепко очень.
И любить не устаёт!
(Наталья Самоний)
Но всегда ли мы отвечаем своим мамам взаимностью? Чувствуем ли мы, что мама устала, беспокоится, огорчается?..
Как вы думаете, чем мы можем показать нашу любовь к родителям?
(послушание, нежелание огорчать их)
Значит любовь – это объединение наших желаний в одно целое. Мама хочет того же, что и я, а я – того же, что и мама.
А если в твоем сердце есть любовь к Богу, то значит, там живет Бог.
Как вы думаете, в чем, в первую очередь, проявляется наша любовь к Богу?
(выполнение Заповедей Божиих, как послушание Его воле)
Бог есть Любовь и Он любит каждого из нас. Значит и Царство Божие – это не устройство общества, не какое-то государство на Земле, а отношение между Богом и человеком.
По стрелке возвращаемся к плану урока на слайде 2.
БОГОВОПЛОЩЕНИЕ
Слайд 7. Бог есть чистейший и всесовершеннейший Дух.
Бог невидим. Библия подчеркивает, что Бог невидим. Бог неизменяем. Бог неизмерим. У Бога нет тела и нет границ. Бог вечен. Никакое время не может указать Богу Его начала и Его конца. Бог пребывает везде, всегда и всецело.
Слайд 8. Бог вочеловечился.
Но, как рассказывает Евангелие, однажды Бог соединил с Собою обычное человеческое тело и человеческую душу. (щелчок) Он во-человечился. (приставки в-, въ-, во- указывают на движение внутрь) Почему? (щелчок) Потому что Бог есть любовь. Он создал людей и любит их. А когда любят кого-то, то стараются быть поближе к любимому. Поэтому Бог, любящий людей, решил стать един с нами. И для этого Он стал человеком.
Ведь Бог свободен. Он создал природу и Он дал ей законы. Поэтому законы природы не властны над Ним. Он может все – в том числе стать не только Богом.
Слайд 9. Бог воплотился.
Христиане говорят: «Бог воплотился в человеке». Все, что было свойственно Богу всегда, осталось с Ним. Но теперь Бог родился как человек: Он сделал Своим всё то, что свойственно человеку. Христиане это чудо называют воплощение (от слова плоть) (щелчок).
(щелчок) Так более 2000 лет назад произошло Рождество Христово. Бог стал Богочеловеком. Родившийся Богочеловек и стал именоваться Иисусом Христом.
Слайд 10. Павел Попов. Рождество Христово.
ВРЕЗКА
В яслях лежит Ребенок.
Матери нежен лик.
Слышат волы спросонок
Слабенький детский крик.
Придет Он не в блеске грома,
Не в славе побед земных,
Он трости не переломит
И голосом будет тих.
Не царей назовет друзьями,
Не князей призовет в совет –
С галилейскими рыбаками
Образует Новый Завет.
Никого не отдаст на муки,
В узилища не запрет,
Но Сам, распростерши руки,
В смертельной муке умрет.
(Александр Солодовников)
* (Апостолы до встречи со Христом были рыбаками на Галилейском озере)
Слайд 11. Земная жизнь Иисуса Христа.
Как Бог Христос творил чудеса, (щелчок) а как человек Он радовался и страдал, вкушал пищу и голодал и даже плакал от потери друзей.
Слайд 12. Сорокин Е.С. Распятие.
Пройдя весь путь человеческой жизни, Бог вошел и в мир человеческой смерти.
Вроде бы для Бога это невозможно. Ведь там, где Бог – там вечная жизнь и нет места для смерти. И все же Христос претерпел смерть. Он позволил Себя распять на Голгофе.
Слайд 13. Поленов В.Д. Вошли на Голгофу.
Голгофа – небольшая гора на окраине Иерусалима (столицы Иудеи), на которой распинали преступников. На ней не было деревьев, а ее вершина была округлой, напоминавшей верхнюю часть головы человека. Отсюда и название этой горы: слово Голгофа означает «лобное место». В переносном смысле под влиянием Евангелия слово Голгофа стало означать страдание, поношение, высшее и жертвенное служение правде.
Переходим к следующему слайду или по стрелке возвращаемся к плану урока на слайде 2.
Размышляем о «жертве»:
Слайд 14. Этимология слова «жертва».
Как вы думаете, что означает слово «жертва»? (дети размышляют)
(щелчок) В переводе с санскрита – призывать, величать; (щелчок) с латинского – хвала, благодарность; (щелчок) с греческого – почетный подарок.
(щелчок) Приносить жертвы еще первых людей научил сам Бог. В Ветхом Завете жертвы имели значение дара и очистительного средства и заключались в жертвоприношениях животных, продуктов, фимиама (душистых смол – ладана) (можно вкратце привести пример про Каина и Авеля). В Новом Завете значение жертвы не меняется, но приобретает более глубокий смысл – духовный (последняя кровавая жертва, завершающая ветхозаветное жертвоприношение — казнь Иисуса Христа – Жертва Господня).
Слайд 15.
«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:12-13)
(щелчок) Как вы понимаете выражение «положить душу за друзей своих»? (дети размышляют, приводят примеры)
Жить ради ближних, а не ради себя. Даже самые обыденные дела могут стать нашей жертвой ближнему. Помощь по дому вместо игры и т.п. – жертвуем временем и своими интересами – «дарим» время и внимание. Уступить место в транспорте – жертвуем своим комфортом – дарим комфорт и уважение.
(щелчок) Согласны ли вы с тем, что самая большая жертва – жертвовать своей жизнью ради спасения людей? (дети размышляют, приводят примеры из жизни: война, пожары и т.п.)
Переходим к следующему слайду или по стрелке возвращаемся к плану урока на слайде 2.
ЗАЧЕМ ХРИСТОС УМЕР?
Слайд 16. Рябушкин А.П. Голгофа.
Как же Евангелие объясняет, что Бессмертный Бог, воплотившись во Христе, умер? Если бессмертный умер — значит, Он Сам отказался от Своей неуязвимости для смерти. Он Сам добровольно принял крест. Смерть была нужна Христу для того, чтобы пройти через человеческую смерть. Так же, как проходят через дверь, чтобы оказаться за нею, в новом пространстве.
Слайд 17. Икона «Воскресение Христово. Сошествие во ад», 14 век, праздничный чин, Софийский собор, Новгород.
Люди умирали и до Христа и после Него. Но до Христа смерть давала людям лишь пустоту и холод. Теперь же Бог решил Сам войти в мир смерти, чтобы человек, который переступит порог смерти, за этим порогом встретил бы не пустоту, а любовь Христа. Чтобы за смертью следовало радостное бессмертие («Царство Божие», «Царство Небесное»).
Дар светлого бессмертия Христос хотел принести всем людям – даже тем, кто Его судил и казнил.
Переходим к следующему слайду или по стрелке возвращаемся к плану урока на слайде 2.
ЖЕРТВА ХРИСТА
Слайд 18. Кошелев Н.А. Голова Христа.
Евангелие говорит, что Христос мог бы всю землю поразить Своими чудесами и всех убедить в том, что именно в Нём Бог стал человеком. Но Он этого не сделал.
Когда Его арестовывали, Он ни ангелам, ни апостолам не позволил защитить Его. Он не спорил со Своими судьями. Если бы Он их переубедил, то встреча Жизни (а Бог есть Жизнь) и смерти не состоялась бы, и смерть не была бы сокрушена в самой своей глубине. Поэтому Он позволил Себя казнить, распять на кресте.
Слайд 19. Ге Н.Н. Что есть истина?
Евангелие так передает ответы Христа Его судье — Понтию Пилату:
«Пилат сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше… Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее».
Слайд 20. Васнецов В.М. Распятый Иисус Христос.
Вот почему Крест Христов стал восприниматься христианами не только как орудие пытки и казни, но и как знак любви Бога к людям. В напоминание об этом христиане носят на своей груди нательный крестик.
Переходим к следующему слайду или по стрелке возвращаемся к плану урока на слайде 2.
РАСПЯТИЕ
Слайд 21. Бронников Ф. Проклятое поле. Место казни в древнем Риме. Распятые рабы.
Распятие – это самая страшная из казней, придуманных людьми. Две деревянные перекладины клались друг на друга. К одной из них прибивались руки, к другой – ноги. Затем крест поднимали над землей, и человек часами висел на этих гвоздях. Каждое его движение причиняло ему боль. Даже если он хотел вздохнуть – он должен был пошевелиться, приподняться. И тогда его руки двигались вокруг пронзивших их гвоздей. Это все равно, как если бы палач вонзил в тело жертвы нож, а потом сказал бы: «хочешь дышать – ради каждого вздоха сам поворачивай нож в своей ране!». Эта пытка длилась несколько часов, а то и дней…
Слайд 22. Распятие.
ВРЕЗКА
Из Библии. Слова казнимого Христа:
Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!.. Отче! прости им, ибо не знают, что делают.
Слайд 23. Икона «Иисус Христос в терновом венце».
На голову Христа надели якобы царскую корону. Но ее сплели из веток терновника. Поэтому иглы «тернового венца» рвали Его кожу.
Слайд 24. Джеймс Тиссот. Распятие Христа. Прободение копьем.
Уже когда Христос умер, римский воин пронзил Его грудь копьем.
Слайд 25. Карл Генрих Блох. Погребение Христа.
Затем тело Христа сняли с креста и похоронили в каменной гробнице (пещере) у подножия Голгофы.
Переходим к следующему слайду или по стрелке возвращаемся к плану урока на слайде 2.
СИМВОЛИКА КРЕСТА
Слайд 26. Нестеренко В.И. Распятие.
(щелчок по кнопкам «книга» — переход на скрытые слайды 27 и 28 с пояснительными иллюстрациями)
На православном кресте есть три поперечные перекладины.
Верхняя, над головой Христа – символизирует дощечку с надписью ИНЦИ, которая была на распятии Иисуса Христа.
Слайд 27. (скрытый, возврат к слайду 26 – по стрелке).
Это начальные буквы фразы «Иисус Назарянин, царь иудейский». «Назарянин» — потому что Его детство прошло в городе Назарете в стране, которая сегодня называется Израиль. Слово «царь иудейский» — из того ложного приговора, что вынесли Ему люди, обвиняя в том, что Он хочет произвести переворот и стать царем в древней Иудее.
(возврат к слайду 26)
К средней перекладине были прибиты руки Христа,
Слайд 28. (скрытый, возврат к слайду 26 – по стрелке). Гарри Андерсон. Распятие.
а к нижней – Его ноги. Она перекошена потому, что вместе с Христом были казнены еще два человека. Они действительно были преступниками. Один стал издеваться над Христом: мол, если ты Бог, то сотвори чудо и сойди с креста, прекрати свою казнь. Другой просил прекратить издевки: «мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Этот покаявшийся разбойник был справа от Христа, Которого он просил: «Помяни меня, когда придешь во Царствие Твое!». Тот разбойник, кто так и закончил свою жизнь в потоках ругани, был слева.
(возврат к слайду 26)
Поэтому перекладина на кресте Христа поднята в правую сторону и опущена в левую. Это знак того, что «благоразумный разбойник» покаялся и пошел ввысь, в Царство Небесное, а тот, кто даже в минуту смерти не попробовал измениться, так и завершил свою жизнь в низости.
Слайд 29.
У крестов, устанавливаемых над храмами, иногда нижняя перекладина дополняется или заменяется полумесяцем. В этом случае крест обретает очертания якоря. Якорь же – знак уверенности и твердости. Храм тогда воспринимается как корабль, увозящий людей от угрозы, а его колокольня как мачта.
Слайд 30. Тропарь Кресту (текст + встроенный аудиофайл).
Переходим к следующему слайду или по стрелке возвращаемся к плану урока на слайде 2.
Вопросы и задания
Слайд 31. Икона «Одигитрия», конец XV — начало XVI вв., Новгород.
1. Что означают слова воплощение, Богочеловек?
Слайд 32. Икона «Спас Вседержитель» (Пантократор). Около 1363 г. Византия.
2. Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком?
Слайд 33. Икона «Распятие». 1502 г., Дионисий. (Из праздничного чина Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря, основанного в 1415 году учеником Сергия Радонежского Павлом).
3. Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?
(щелчок)
4. Как Христос отнёсся к тем, кто судил и казнил его?
Слайд 34. Нательный крест.
5. Как ты считаешь, можно ли носить крест ради украшения? Почему?
Слайд 35. Осмиконечный православный крест.
6. Рассмотри крест, нарисуй его, объясни каждую составляющую его частей.

Похожие:

В мире, где было всё Даже Иисус Христос Документы
1. /Г.С.Горчаков Иисус Христос — вестник Шамбалы.doc
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» Иисус Христос Практическая Гомилетика протоиерея Иоанна Толмачева. Том Недели Триоди Великопостной
Почему Иисус Христос и апостолы не завeщали христианам никакого земного счастья, но готовили их к лишениям и страданиям
Последовательное божественное откровение
Посланников Бога, таких как Моисей, Зороастр, Будда, Христос, Мухаммад или Бахаулла, является развитием предыдущего Откровения и…
Организуемой классным руководителем 1-йэтап – выявление уровня воспитанности
Чтобы хорошо изучить и понять ученика, надо знать, что за каждым его поступком лежат обычно скрытые от непосредственного наблюдения…
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» Иисус Христос
Внимательное непредвзятое рассмотрение дея-тельности Императора Николая Александровича позволяет прийти к выводу о наличии у Государя…
Подвижничество диакона кураева
Николай Константинович Рерих, на Родине своей для Русской Православной Церкви, претендующей быть духовницей всего народа российского,…
Диплом об образовании
При приеме работника или переводе его в установленном порядке на другую работу администрация обязана ознакомить его со следующими…
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» Иисус Христос
Божия, Царя Николая II с Семьей; отстреляли, изолировали и выслали лучших представителей народа из всех сословий. Идеологи советского…

Разместите кнопку на своём сайте:

Документы
Документы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *