Наперсный крест

Содержание

Кресты наперсные

Церковная утварь
по оптовым ценам ОРТОКС

  • +7 (930) 091-35-38 (Марина)
    +7 (903) 896-67-66 (Евгения)
    ПН — ПТ с 9:00 до 18:00 (МСК)
  • Моя корзина 0 В корзине пусто

Каталог товаров Фильтр по параметрам Статьи 03.01.2019 Новые журналы издательства «Русиздат» №66 26.12.2018 11 важнейших правил при выборе водосвятного бака

Как правильно выбрать бак для Святой воды? На что следует обратить внимание, чтобы избежать в будущем проблем? Почему различается цена у разных производителей водосвятных баков? ORTOX подготовил для Вас рекомендации, которые позволят грамотно подойти к выбору бака для Святой воды.

25.10.2018 Новые журналы издательства «Русиздат» №65 19.10.2018 Аналои (и не только) в первом православном приходе в Монако Подписка на новости магазина

Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.

Коллекции В подарок священнику и архиерею Товары в подарок священнику и архиерею: четки, гребни, визитницы, ключницы, подстаканники и запонки. На Пасху Пасхальная коллекция товаров На крестины Товары для крещения: крестики золотые и серебряные, с позолотой и эмалью, для младенцев, крестильные наборы, серебряный ложки на первый зуб, распашонки. Сортировать по: лучшие предложения распродажа популярности алфавиту увеличению цены уменьшению цены Показать по: 30 60 90 Вид каталога:

  • Назад
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Наперсные кресты — особый вид ювелирных изделий

Крест наперсный – большой крест, который носят на груди священниками, один из видов церковно-иерархических наград. По такому кресту можно отличить священнослужителя от мирянина или монаха и, подобно погонам военных, определить «звание» и степень «заслуженности» представителя духовенства.

Поэтому данный раздел нашего православного интернет-магазина предназначен, в первую очередь, для духовенства.

Впрочем, наперсные кресты купить могут и миряне, к примеру, в подарок священнику. В таком случае, рекомендуем Вам познакомиться с историей и различиями в видах наперсных крестов.

Обратите внимание! Это название происходит от слова «перси», т.е. «грудь». Поэтому встречающееся изредка написание «наперстный крест» (от слова «перст», т.е. «палец») — неправильно.

Крест наперсный – большой крест, который носят на груди священники, один из видов церковно-иерархической награды. По такому кресту можно отличить священнослужителя от мирянина или монаха и, подобно погонам военных, определить «звание» и степень «заслуженности» батюшки.

Виды наперсных крестов

  • Иерейский крест. Простой восьмиконечный наперсный крест, который надевается всеми иереями и иеромонахами после рукоположения. Историческое его название — «николаевский» по имени императора Николая II, установившего новый вид наперсного креста в 1896 году.
  • «Золотой» наперсный крест (исторически сложилось название «протоиерейский») – в наши дни может быть выполнен из любого металла желтого цвета. Его прообраз, позолоченный «павловский» крест, появился во времена правления Павла I и предназначался только священникам с особыми заслугами и протоиереям. Это был четырехконечный крест из позолоченного серебра, украшенный императорским вензелем на оборотной стороне. Сегодня видоизмененный павловский крест – следующая после камилавки награда для иереев (у иеромонахов – после набедренника).
  • Игуменский крест. Игумен может носить наградной «золотой» крест, а может – быть награжден правом ношения креста с украшениями. На практике выходит, что название игуменский крест означает то же, что крест протоиерейский. Настоятельница монастыря в течение своего служения носит разные наперсные кресты. Сначала это простой крест желтого цвета, а затем – крест с украшениями, которым священноначалие отмечает заслуги матушки.
  • Наградной крест с украшениями — награда, следующая за палицей. Такие кресты появились как отдельный вид благодаря императрицам Елизавете Петровне и Екатерине II, которые стали награждать заслуженных священников богатыми наперсными крестами.
  • Докторский крест выдается священникам – докторам богословия. В последнее время появилась традиция украшать наперсные кресты священников, имеющих ученую степень, эмалью.

В интернет-магазине ORTOX Вы можете купить любой крест для священника: от выполненного из серебра до деревянного.

Особенно широко представлены сравнительно недорогие наперсные кресты в частности, у нас можно купить протоиерейские кресты и кресты с украшениями стоимостью около 5000 рублей.

Осуществляется доставка по всему миру. Заказ можно сделать на сайте или позвонив нам по телефону.

Наперсный крест

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Православный священник с тремя типами крестов: наперсным на цепи, орденским знаком и символом «Красного креста» на повязке

Крест наперсный — крест, носимый на груди (на персях), под одеждой или поверх неё, на шнуре или цепочке, надетых вокруг шеи.

История

Золотой лангобардский наперсный крест (конец VI — начало VII веков)

В первые века христианства взрослые люди креста обычно не носили. Носились медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. В актах Седьмого Вселенского Собора 787 года (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий Кесарийский (умер в 303 году), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине-мученике Оресте (умер в 304 году). Иоанн Златоуст (347—407 годы), порицая «неразумных» женщин, возлагавших на просвещённых Святым Крещением младенцев амулеты, восклицал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста». Кресты носились как на теле (под одеждой), так и поверх одежды, причём во втором случае крест символизирует род служения, которое несёт человек (епископ, священник).

Предшественником наперсного креста является употреблявшийся в древней христианской церкви, а также в старину на Руси, так называемый энколпион или энколпий (от греч. έν κολπειώ — за пазухой, на груди). Энколпионы сначала имели форму четырёхстороннего ящичка, пустого внутри; с наружной стороны их помещалось изображение монограммы имени Иисуса Христа, а позже — и креста различной формы. В этом ящичке хранились частицы мощей, а в эпоху гонений — списки священных христианских книг. Два экземпляра энколпия, относящиеся, по мнению археологов, ко времени не позже IV века, найдены в 1571 году при раскопке одной из могил Ватикана.

О существовании энколпиев в IV веке свидетельствует Иоанн Златоуст в слове «Против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог»: «Почему к этому самому древу, на котором святое тело Иисусово было распростерто и пригвождено, все наперерыв притекают? Почему многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив её золотом, вешают на свою шею, как украшение, между тем как оно было некогда знаком осуждения и наказания? Потому, что создавший все и все преобразующий, избавивши вселенную от нечестия и соделавший землю небом, Он и это орудие ненавистное и позорнейшее всех смертей превознес выше небес». (Выделенные слова нередко приводят в качестве цитаты из слова «Против аномеев», доказывая этим, будто этот обычай каким-то образом связан с арианством, но источник такого цитирования трудно установить).

Позже они имеют форму креста, сохраняя по-прежнему пустоту внутри, для хранения священных реликвий. В этом виде они стали принадлежностью епископского сана и носились епископами поверх одежды. Древнейший экземпляр такого энколпия найден в 1862 году в развалинах построенной Константином Великим базилики Святого Лаврентия в Риме, на груди скелета человека, погребенного при церкви — вероятно, епископа. Кресты-энколпии были также принадлежностью царского торжественного облачения в Константинополе, а позже — и в России, до Петра Великого. В Древней Руси их носили иногда (под одеждой) и простые монашествующие, и даже благочестивые миряне, например паломники. В церковно-археологических коллекциях, например в музее Санкт-Петербургской духовной академии, находятся энколпии, замечательные по величине и рисунку.

В XVIII веке энколпии с ящичками внутри выходят из употребления и заменяются для епископов крестами меньшей величины, сделанными из металла или финифти, без пустоты или вложений внутри. В России ношение таких крестов с 1741 года было усвоено и архимандритам, состоявшим в составе Святейшего Правительствующего Синода, а с 1742 года, по примеру монастырей Киевской епархии (где наперсные кресты издавна носились всеми архимандритами) — всем архимандритам, в отличие от игуменов, что сохраняется и по настоящее время.

В Русской православной церкви

Православный наперсный крест

До XVIII века в Русской церкви только епископы имели право носить наперсные кресты. В 1742 году императрица Елизавета Петровна обратила внимание Святейшего Синода на то, что все малороссийские архимандриты носят наперсные кресты, в отличие от великороссийских, у которых подобного права не было. 9 декабря 1742 года Святейшим Синодом были направлены во все епархии указы о возложении на всех архимандритов наперсных крестов, для их отличия от игуменов. Наперсные кресты жаловались императрицами Елизаветой и Екатериной Великой своим духовникам.

В 1797 году императором Павлом установлен, как знак отличия, и выдавался протоиереям и священникам, наперсный крест четырёхконечный, серебряный позолоченный, с изображением Распятия. Он составлял четвёртую, по порядку, награду (после набедренника, скуфьи и камилавки).

С 1820 года такой же крест, но весь золотой, с литым Распятием и изображением императорской короны на внутренней стороне жаловался из Кабинета Его Величества придворным священникам, а также священникам православных заграничных церквей при поступлении их на службу, и оставлялся им навсегда, если они прослужат при тех церквах не менее семи лет.

Наперсный крест, выдаваемый при рукоположении в иерея

Протоиереям и священникам, имеющим уже который-либо из двух вышеупомянутых наперсных крестов, разрешалось принимать и носить подносимые им прихожанами наперсные кресты с драгоценными украшениями. Священникам, имеющим учёные степени кандидата, магистра и доктора, выдавались особые кресты, из которых докторский — наперсный, а магистерский и кандидатский носился в петлице, укрепленной в воротнике рясы. Крест докторский и магистерский учреждены в 1808 году, кандидатский — в 1884 году. Кресты наперсные из бронзы коричневого цвета на владимирской ленте, были учреждены для раздачи всем священникам по окончании Отечественной войны 1812—1814 годов и Крымской войны 1853—1855 годов.

В 1896 году императором Николаем II по случаю коронации был учреждён новый тип наперсного креста; в указе говорится: «согласно определению Святейшего Синода <…> всем состоящим на службе иереям монашествующего и белого духовенства, равно как и рукополагаемым вновь в означенный сан <предоставляется> право возлагать на себя крест» установленного образца. Крест был восьмиконечной формы, изготавливался из серебра, на лицевой стороне изображалось Распятие, на оборотной — слова «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1Тим. 4:12), а также вензель императора Николая II и дата его коронации на церковнославянском языке (церковнославянскими числами). С этого времени наперсный крест является в России привычной принадлежностью священника, в отличие от, например, Греции, где простые священники не носят наперсного креста.

Николаевский восьмиконечный наперсный крест после 1896 года носили все священники от момента рукоположения в сан иерея вплоть до награждения четырёхконечным — «павловским».

В середине XX века появился золотой Патриарший наперсный крест — который является высшим знаком признания заслуг протоиерея или архимандрита. Награждение им производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по воле и указом Патриарха Московского и всея Руси, независимо от выслуги лет и предшествующих наград (см.: список награждённых Патриаршим наперсным крестом).

В настоящее время всем священникам после их рукоположения выдаётся наперсный крест, который носится ими за богослужением поверх риз, а в повседневной обстановке — поверх рясы. Он имеет восьмиконечную форму; на лицевой стороне помещено рельефное изображение распятого Иисуса Христа и надписи в верхней части: «Гдь, ЦР҃Ь СЛ҃ВЫ» («Господь — Царь Славы»); в концах широкой перекладины «ІС҃ ХС҃» («Иисус Христос»), под нижней косой перекладиной — «НИКА» (греч. — победитель). На обратной стороне креста надпись: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1Тим. 4:12).

В западном христианстве

Одно из самых ранних упоминаний о наперсном кресте принадлежит папе римскому Гиларию в 461 году. Папа римский Григорий Великий (ок. 540—604 годы) послал Феоделинде, королеве лангобардов, два плоских медальона с изображением на них Распятия для ношения на груди. Он же другим посылал кресты для ношения и другим лицам. В 811 году византийский император Никифор I послал папе римскому Льву III золотой наперсный крест.

Однако до XIV века наперсный крест не получил в Западной Церкви широкого распространения. Использование наперсного креста в римском обряде стало необходимым впервые в Римском понтификале Пия V (1504—1572 годы).

Первым англиканским епископом, носящим наперсный крест был Эдуард Кинг, епископ Линкольна (1885—1910 годы).

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 декабря 2016 года.

Нательный крест

Современный нательный крест-мощевик

Нательным крестом называется крест, даваемый каждому православному христианину при крещении. Носится обычно непосредственно на теле (нательный). Может быть металлическим или деревянным (особенно часто — кипарисовым). Традиция ношения нательного креста подразумевает его символическое значение: готовность следовать Евангелию: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Эта традиция не универсальна, хотя в России среди православных носит всеобщий характер. В русской православной традиции на обороте нательного креста часто помещается надпись «Спаси и сохрани».

На Руси нательные кресты фиксируются уже с середины Х века (ещё до официального крещения Руси в 988 году) в сети узловых пунктов Древнерусского государства — в городах и на погостах. Они обнаружены в основном в дружинных погребальных комплексах, что демонстрирует роль дружины в процессах христианизации. Изображение распятия встречается уже на древнерусских нательных крестах, но сравнительно редко. Старообрядцы категорически отвергают нательные кресты с Распятием, считая, что изображение святого образа уподобляет нательный крест иконе, ношение которой на теле противоречит правилу Василия Великого (см. Номоканон): «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года». В то же время в старообрядчестве приветствуется изображение, например, лозы на женском кресте в качестве напоминания о словах псалмопевца: «Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего» (Пс. 127:3).

В Советском Союзе для многих ношение креста было формой исповедничества. По окончании гонений со стороны государства многие вновь стали носить нательный крест. Ношение креста наряду с иконками, поясами и даже кольцами с текстами молитв, может носить суеверный характер, если носящий воспринимает его как один из возможных оберегов.

См. также

Наперсный крест на Викискладе
  • Список награждённых Патриаршим наперсным крестом
  • Энколпион
  • Распятие (декоративно-прикладное искусство)
  • Наперсный крест Мономахов
  • Наперсный крест Фёдора Алексеевича
  • Наперсный крест Петра I

Примечания

  1. ↑ Иеромонах Амвросий. История российской иерархии. М. : Синодальная типография, 1807. Часть 1. С. 396—397.
  2. ↑ ПСЗ (3). Т. XVI. № 12793.
  3. ↑ Рисунок св. креста, возлагаемого на себя иереями монашествующего и белого духовенства.
  4. ↑ Петрухин В. Я. Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры. — 2-е изд., испр. и доп. М. : Форум : Неолит, 2014. С. 398—407.
  5. ↑ Седов В. В. Распространение христианства в Древней Руси // Краткие сообщения Института археологии. 1993. Вып. 208. С. 3—11.

Литература

  • Одеяния духовенства (Настольная книга священнослужителя). — М.: Издательский Совет РПЦ.
  • Барсов Н. И. Крест наперсный // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. XVIa (1895) : Коялович — Кулон. — С. 658—659.

Ссылки

  • Краткий обзор коллекции меднолитой пластики Собрания Соловецкого музея-заповедника.
  • Крест нательный.

Крест наперсный: описание, фото

Автор tgorlopeev July 28, 2017

  • Поделиться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать

Крест наперсный — это особый крест, который принято носить на груди. В древности груди называли персями, отсюда и название креста. Причем он может появляться как над, так и под одеждой. В различных вариациях — на цепочке или даже шнурке, надетом вокруг шеи.

Предшественник наперсного креста

Прежде чем появился наперсный крест, существовал так называемый энколпий. Это небольшой ларец округлой, крестообразной или прямоугольной формы, на котором было размещено изображение святых или Иисуса Христа. Внутрь помещали частички просфоры или мощи святого. Считалось, что таким образом человек может оградить себя от всяческих напастей в походах или дальних путешествиях.

Первое упоминание об их существовании относят к IV веку. Иоанн Златоуст пишет, как священные предметы мужчины и женщины часто вешали на шею в качестве украшения.

Древнейший экземпляр энколпия, дошедший до наших дней, был обнаружен в середине XIX века. В 1862 году его обнаружили на груди скелета, найденного на развалинах базилики Святого Лаврентия в Риме. Базилику построил еще Константин Великий, а погребенный с энколпием, скорее всего, был епископом. Также энколпии были принадлежностью для торжественного облачения царственных особ в Константинополе.

На Руси их носили чаще всего под одеждой. Активно выходить из употребления они начали в XVIII веке. На смену стали приходить наперсные кресты с украшениями. В России ношение таких крестов стало массово распространяться с 1741 года.

Крест наперсный в Русской православной церкви

Если подробнее рассматривать этот атрибут в истории Русской православной церкви, то стоит сказать, что до XVIII века правом их носить обладали исключительно епископы. Эту несправедливость исправила отечественная императрица Елизавета. Именно она обратила внимание Святейшего Синода на то, что кресты наперсные носят все малороссийские архимандриты, в отличие от великороссийских. Несправедливость оперативно исправили.

Уже в 1797 году император Павел I отдельным указом постановил, что кресты наперсные серебряные могут выдаваться как особые знаки отличия. И сам вручал их священникам и протоиереям. На них изображалось распятие.

Наперсные кресты в XIX веке

Начиная с 1820 года уже золотые кресты с распятиями, а также изображением императорской короны на обратной стороне стали вручаться придворным священникам. Их же получали служители заграничных православных приходов в тот момент, когда поступали на службу. Он им оставался насовсем спустя всего 7 лет.

Часто священникам наперсные кресты, фото которых есть в этой статье, преподносили прихожане. Как правило, они были украшены драгоценными камнями. В 1808 году были учреждены магистерские и докторские кресты, а в 1884-м — кандидатские. Бронзовые наперсные кресты коричневого цвета, висящие на владимирской ленте, выдавали участникам Отечественной войны 1812 года и Крымской войны.

В 1896 году, после официальной коронации нового российского императора Николая II, появился новый тип наперсного креста. Он имел восьмиконечную форму, изготавливали его исключительно из серебра. На лицевой стороне традиционно находилось распятие, на обратной — вензель императорского дома, а также дата коронации Николая II, выведенная церковнославянскими числами.

С тех пор наперсные кресты стали считаться обязательным атрибутом священников. Это отличает Русскую православную церковь даже от других епархий. Например, в Греции обычным священникам такие кресты не полагаются по статусу.

Для всех священников

В результате кресты, введенные Николаем, стали носить все российские священники, вне зависимости от статуса.

К середине XX века был учрежден патриарший наперсный крест. Он являлся высшим знаком, с помощью которого признавали заслуги архимандрита или протоиерея. Вручение производилось в исключительных случаях. Духовный чин мог его получить только за особые заслуги по указу Московского патриарха. При этом не имела значения выслуга лет, а также все предшествующие награды.

Кресты наперсные иерейские в Русской православной церкви полагались женатым священникам после получения ими определенного сана.

Наперсный крест сегодня

В наши дни наперсные кресты вручаются всем священникам после их рукоположения. Они его обязаны носить поверх риз на всех богослужениях. В повседневной жизни надевать поверх рясы. Такой крест имеет восьмиконечную форму.

На его лицевой стороне размещено изображение Иисуса Христа, распятого на кресте.

Наперсный крест в католической церкви

В католичестве также существует традиция ношения наперсного креста представителями духовных лиц. Правда, в первые века христианства взрослые люди вместо него надевали особый медальон, на котором было изображено распятие или закланный агнец. За это их в свое время критиковал Иоанн Златоуст, который призывал ничего не возлагать на новорожденных младенцев, кроме нательного креста. Его он считал спасительным символом веры.

Кресты получили широкое распространение после того, как Григорий Великий отправил их королеве лангобардов. Их полагалось носить на груди. Так они вошли в определенную моду.

Кресты было принято носить под одеждой, обычно они непосредственно соприкасались с телом. В том случае, когда крест оказывался поверх одежды, это символизировало особый род служения, который несет человек. Обычно это был священник или епископ.

Одно из самых первых в истории упоминаний о наперсном кресте относится к V веку. Сделал его римский папа Гиларий в 461 году. А в 811 уже известный византийский император Никифор I отправил наперсный крест, весь покрытый золотом высочайшей пробы, римскому папе Льву III.

Но несмотря на эти широкие жесты, вплоть до XIV века наперсный крест не имел широкого распространения среди католиков и вообще в Западной Европе. Обязательное использование такого креста в римской традиции и обряде появилось только при папе Пие V, который руководил римской католической церковью в XVI веке.

На рубеже XIX-XX веков наперсный крест прижился и в англиканской церкви. Эту традицию привнес епископ Линкольна, которого звали Эдуард Кинг.

Сегодня наперсные кресты есть практически у всех христианских священников. Особенно они почитаются в православии.

Павловский наперсный крест

MENU Павловский наперсный крест Posted on 06.03.2017 umilenie

Крест, как орудие спасения мира, Иисусом Христом издавна был у христиан предметом величайшего почитания. Новый смысл крест приобрел в христианский период, когда объединились два его символических значения – как источник бессмертия и как орудие казни Иисуса Христа.
Сильным побуждением для почитания прямого изображения креста, а не монограммного, было обретение Честного и Животворящего Креста матерью святого Царя Константина, равноапостольною Еленою. По мере распространения прямого изображения креста он приобретает постепенно форму Распятия. «И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился, – обличал раскольничье умствование святитель Димитрий Ростовский. – И, проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его» (Розыск, кн. 2, гл. 24).
Наперсный крест — енколпий в форме креста, носимый священниками и архиереями.
Нательные или наперсные, носимые поверх одежды кресты – енколпии, изготовленные из меди, серебра или золота, носились среди христиан с давних времен. Тогда в них хранились мощи или другие святыни. Их могли носить все — обычные миряне, цари и митрополиты.
Павловским наперсный крест стал в царствование императора Павла I. В период его правления награждение духовенства, в том числе наперсными крестами, была законодательно оформлена «с тем однако же, что сии отличные почести, не инако как по воле или утверждению Нашему даваемы или дозволяемы будут.» Тогда же был выработан образец наградного креста. На оборотной стороне были помещены надпись «пресвитеру, дающему образ верным словом и житием», вензель императора Павла I и дата: «Установлено 1797, декабря 18.» На лицевой стороне помещалось, как правило, накладное рельефное (а позднее ненакладное начертанное) изображение Распятия. Крест был четырехконечный на цепочке, и то и другое изготавливалось из серебра с позолотой.
Оформление креста оставалось неизменным вплоть до революции 1917 года. Вскоре после учреждения «павловский крест» приобрел название: «_наперсный крест от Святейшего Синода выдаваемый,» хотя в действительности эта награда утверждалась императором, а только с 1881 года — Синодом.
Крест священника свидетельствует о том, что он есть служитель Иисуса Христа, пострадавшего за грехи мира, должен иметь Его в сердце своем и подражать Ему.
На нашем сайте Вы можете приобрести копию Павловского креста. Под заказ модели можно изготовить как в серебре, так и в латуни. Серебро может быть также покрыто позолотой. Латунная модель может быть выполнена по заказу как в позолоте, так и в серебрении.

Крест наперсный серебряный без цепи

Крест протоиерейский латунный в позолоте с цепью

Крест латунный в серебрении с фрагментарной позолотой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *