Неделя перед рождественским постом сплошная или нет

Рождественский пост и Рождество. Как провести и отпраздновать (Ольга Глаголева, 2011)

Эта книга поможет вам правильно подготовиться к светлому празднику Рождества Христова. Вы узнаете, что нужно делать верующему в дни Рождественского поста и на Рождество, как провести каждый день поста, какие существуют обычаи, что советуют священники, почему Рождество празднуется определенным образом и что означают события, которые происходят в Церкви в эти дни.

  • Из рождественского послания. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
  • Часть I. Преславное чудо
  • Часть II. Всё о празднике Рождества
  • Часть III. Рождественский пост
  • Часть IV. Рождественские проповеди

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рождественский пост и Рождество. Как провести и отпраздновать (Ольга Глаголева, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Часть III

Рождественский пост

Какие бывают посты

Церковные посты разделяются на однодневные и многодневные.

Однодневные посты

К постным дням относятся:

• 18 января – Крещенский сочельник;

• 11 сентября – день Усекновения главы Иоанна Предтечи;

• 27 сентября – двунадесятый праздник Воздвижения Креста Господня;

• а также среда и пятница (в среду Иисус Христос был предан Иудой, а в пятницу страдал и умер на Кресте).

Эти постные дни отменяются лишь во время святок (с 7 до 18 января) – с Рождества до Крещения и сплошных седмиц (недель):

• Мытаря и фарисея – третья неделя перед Великим постом;

• Сырная (Масленица) – неделя перед Великим постом;

• Светлая – неделя после праздника Пасхи;

• Троицкая – неделя после дня Святой Троицы.

Многодневные посты

Многодневных постов в году четыре:

• Великий (самый главный и строгий) – дата начала и окончания поста подвижны, поскольку связаны с «плавающей» датой празднования Пасхи;

• Петров – начинается спустя неделю после праздника Святой Троицы, заканчивается праздником святых апостолов Петра и Павла (12 июля); последний день поста (всегда!) – 11 июля;

• Успенский (почти такой же строгий как Великий) – с 14 августа по 27 августа включительно;

• Рождественский, или Филиппов, – с 28 ноября по 6 января включительно (день 6 января называется Рождественский сочельник ).

Важно: все даты приведены по новому стилю.

Таким образом, в году бывает от 180 до 195 постных дней (в зависимости от даты Пасхи), то есть полгода в рационе православных людей только постная пища.

Как приучить себя к посту

Основа любого поста – борьба с грехом, в том числе и посредством воздержания от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту.

Пост – аскетический подвиг, требующий определенной подготовки. Необходимо входить в него постепенно, поэтапно (чему служат, к примеру, подготовительные недели Великого поста), начав хотя бы с воздержания от скоро мной (от древнерусского слова «скорÓм» – жир, масло) пищи в среду и пятницу в течение всего года.

Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или существенно расстраивают свое здоровье, или от голода делаются раздражительными и нетерпеливыми – злятся на всех и на всё, пост становится для них невыносимым, и они бросают его.

От такого чрезмерного «усердия» остерегал святитель Игнатий Брянчанинов: «От чрезмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам. Сколь вредно невоздержание, столь вреден (или еще более) неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от недоедания, не позволяет совершать молитвы в должном количестве и с должной силой».

Существуют даже Церковные наказания для «без разума постящихся». Так, в «Книге Правил Святых Апостолов» записано: «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень (в воскресенье), или в субботу кроме единыя токмо (Великие субботы), да будет отлучен» (Правило 64 Святых Апостолов). А Правило 18 Гангрского поместного собора (середина IV века) гласило: «Аще кто, ради мнимаго подвижничества, постится в день воскресный, да будет под клятвою».

Чтобы наше намерение «держать» пост стало твердым, следует приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи и питья; затем надо понемногу уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до такого объема, когда дальнейшее его сокращение может существенно ослабить и даже изнурить физические силы светского человека (что, конечно же, нежелательно).

Самое же правильное – желающим соблюдать пост следует посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение подвига поста, не забывая при этом и о его духовной составляющей. Ведь с христианской точки зрения любые самоограничения могут принести пользу душе только тогда, когда они сопровождаются молитвой и делами милосердия (примирение с недругами, помощь нуждающимся, милостыня и т. п.).

История Рождественского поста

Рождественский пост – последний многодневный в году. Начинается он 15 (28 по новому стилю) ноября и продолжается сорок дней – до 24 декабря (6 января) включительно. Поэтому в Церковном Уставе его именуют Четыредесятницей , так же как и Великий пост. Столь длительным постом христиане готовятся к встрече одного из главнейших Церковных праздников – Рождества Христова.

Так как заговенье приходится на день памяти святого апостола Филиппа – 14 (27) ноября, – то этот пост называют еще Филипповым.

Рождественский пост был установлен в древние времена христианства (впрочем, как и другие многодневные посты). Уже с IV века его упоминают в своих творениях святители Амвросий Медиоланский и Филастрий и блаженный Августин. В V веке о древности (!) Рождественского поста писал Папа Римский Лев I Великий.

Первоначально этот пост длился у одних христиан семь дней, у других – немного дольше. Поэтому на Соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке Хризоверге и византийском императоре Мануиле I Комнине, всем христианам перед великим праздником Рождества Христова было предписано соблюдать пост сорок дней – в подражание пророку Моисею.

Как писал святитель Симеон Фессалоникийский (XIV век): «Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. И мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем Живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Как поститься в Рождественский пост

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Наряду с запретом на мясные и молочные продукты, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста Уставом запрещены рыба, вино и елей и разрешается принимать пищу без масла (сухоядение) только единожды после Вечерни (вечерней службы). В остальные дни недели, включая субботние и воскресные, разрешено принимать пищу с растительным маслом.

В субботние и воскресные дни, а также в великие праздники (к примеру, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря, день святителя Николая Чудотворца – 19 декабря), в храмовые праздники и в дни памяти великих святых (апостолов Матфея -29 ноября и Андрея Первозванного – 13 декабря, князя Александра Невского – 6 декабря и великомученицы Екатерины – 7 декабря), если эти дни приходятся на вторник и четверг, разрешается принимать в пищу рыбу. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

За пять дней до праздника (с 3 по 7 января) пост усиливается, и в эти дни даже и в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

Важно: это следует помнить особенно, потому что с введением нового стиля именно на эти дни строгого поста теперь приходится празднование гражданского Нового года.

Как поститься в Рождественский сочельник

Последний день Рождественского поста называется сочельником потому, что Уставом в этот день положено есть со чиво (кушанье из размоченных – не вареных! – в воде зерен пшеницы или риса с медом). По-видимому во-первых, в подражание посту Даниила и трех отроков (их память празднуется 30 декабря), которые питались «от семян земных», чтобы не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь (Дан. 1, 8) и, во-вторых, согласно со словами Евангелия, произносимого иногда в навечерие праздника: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13, 31—32).

В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай вообще обходиться без пищи до появления первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на Востоке, возвестившей миру о рождении Иисуса Христа. Только после Божественной Литургии разрешена постная трапеза с елеем – «сыра же и подобных ему (молочных продуктов), и рыб, никакоже дерзнем ясти».

  • Из рождественского послания. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
  • Часть I. Преславное чудо
  • Часть II. Всё о празднике Рождества
  • Часть III. Рождественский пост
  • Часть IV. Рождественские проповеди

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рождественский пост и Рождество. Как провести и отпраздновать (Ольга Глаголева, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Кроме суббот и воскресений 
 34

  • ГЛАВНАЯ
  • Авиация, Авиастроение (513)
  • Автоматизация производства (882)
  • Автопром, Автомобилестроение (113)
  • Агрономия, Сельское хозяйство (938)
  • Биология, Зоология, Анатомия (3898)
  • Военное дело (534)
  • География (509)
  • Добыча и разработка природных ресурсов (829)
  • Другое (826)
  • Естествознание (329)
  • Изучение языков (6465)
  • Информатика (4946)
  • История (9214)
  • Красота, Мода, Стиль (65)
  • Кулинария, Пищевое производство (1676)
  • Культура, Искусство (5547)
  • Лёгкая промышленность (275)
  • Литература (4356)
  • Математика (1862)
  • Материаловедение (100)
  • Машиностроение (243)
  • Медицина, Здоровье (21731)
  • Метрология, Стандартизация и Сертификация (984)
  • Механика (2132)
  • Образование (1611)
  • Охрана труда, БЖД (3679)
  • Педагогика (12595)
  • Политика (2249)
  • Право (10773)
  • Психология (23582)
  • Религия (11984)
  • Социология (2562)
  • Спорт (3431)
  • Статистика (1090)
  • Строительство (2459)
  • Управление и эксплуатация транспортных средств (1029)
  • Физика (1598)
  • Философия (14781)
  • Финансы, Менеджмент (8595)
  • Химия (1431)
  • Экология (1210)
  • Экономика (7520)
  • Электроника (2331)

Всего на сайте:
183 тыс. 477 статей

Главная | Религия

Службы Цветной Триоди соединяются с Минеей, причем при пении стихир, тропарей и канона исполняются сначала песнопения Триоди, а потом Минеи. Первым поется канон Триоди, к которому присоединяются тропари канона святого. Катавасия, если служба с великим славословием, – Пасхи, но не Минеи. Если служба без великого славословия, то катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – канона Минеи.

Следует помнить, что под «праздником» в Цветной Триоди подразумевается служба воскресного дня (ближайшего из прошедших) или праздники Преполовения, Вознесения и Пятидесятницы (в сами эти праздники и в их попразднства). Наименование «праздник» ни в коем случае не относится к празднику Пасхи или празднику Минеи.

I. На Литургии в седмичные дни полагаются:

1) На блаженны – песни праздничного канона на 6: в понедельник – 1-я песнь, во вторник – 4-я, в среду – 5-я, в четверг – 7-я, в пятницу – 8-я, в субботу – 9-я.

2) По входе – тропари и кондаки:

а) На Фоминой седмице – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь рядового святого (если есть), тропарь другого рядового святого (если два святых, и оба с тропарями); кондак храма святого, кондак первого рядового святого. «Слава» – кондак второго рядового святого, «И ныне» – кондак праздника.

б) В седмицу святых жен-мироносиц – тропарь праздника: «Благообразный Иосиф…», воскресный: «Егда снизшел еси…», праздника: «Мироносицам жена́м…», тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь рядового святого (одного или двоих); кондак храма святого, кондак рядового святого. «Слава» – кондак другого рядового святого (если их два), «И ныне» – кондак праздника: «Радоватися мироносицам…».

в) В попразднство Преполовения – тропарь праздника, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь рядового святого (одного или двоих); кондак храма святого, кондак рядового святого. «Слава» – кондак другого рядового святого (если их два), «И ныне» – кондак праздника.

г) Во все остальное время – так же, как в попразднство Преполовения, только вместо тропаря праздника – тропарь воскресный.

Таким образом, тропарь праздника поется всю седмицу. Тропарь и кондак храма Господского, а также кондак храма Богородицы во всю Пятидесятницу не поются.

При одном полиелейном святом во все седмицы – тропарь праздника6 (или воскресный), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь рядового святого; кондак храма святого. «Слава» – кондак рядового святого, «И ныне» – кондак праздника.

При шестеричном и великом святом – тропарь праздника7 (или воскресный), тропарь великого святого, тропарь шестеричного святого; кондак великого святого. «Слава» – кондак шестеричного святого, «И ныне» – кондак праздника. В этом случае тропарь и кондак храма святого не поются, так как Типикон предполагает бдение.

3) Апостол и Евангелие – сначала дня, затем святого (если есть).

II. Стихиры на вечерне и на утрене:

1) На «Господи, воззвах» сначала поются стихиры из Триоди – 3, и святого Минеи – 3. «Слава» – святого, если есть, «И ныне» – праздника; если славника святого нет, то «Слава, и ныне» – праздника.

2) На стиховне – Триоди дня. «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Если славника святого нет, то «Слава, и ныне» – праздника.

При двух святых, имеющих каждый свои стихиры, на «Господи, воззвах» поем стихиры святых на 6. «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Если славника святого нет, то «Слава, и ныне» – праздника.

Стихиры Триоди, указанные на «Господи, воззвах», поются на стиховне с праздничными стиховными припевами (по мнению В. Розанова8, припевы берутся из Триоди с вечерних стихир на стиховне этого дня); «Слава» – святого, если есть, а если нет, то «Слава, и ныне» – праздника. Стихиры на стиховне, помещенные в Триоди, не поются.

Если святой полиелейный, то на «Господи, воззвах» стихиры Триоди – 3, святого – 5. «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. На стиховне – святого. «Слава» – святого, «И ныне» – праздника.

Если празднуется память двух святых, один из которых поется на 6, а другой великий (имеет полиелей), то на «Господи, воззвах» поем стихиры на 10: праздника – 3, шестеричного святого – 3, великого святого – 4. «Слава» – великого святого, «И ныне» – праздника. Вход и чтения великого святого – 3. На стиховне стихиры и «Слава» – великого святого, «И ныне» – праздника.

3) На хвалитех, если святой имеет стихиры на хвалитех, поем стихиры Триоди дня – 3 (воскресную, покаянную и мученичен) и Минеи – 3. «Слава» – святого, «И ныне» – праздника.

4) На стиховне утрени – стихиры Триоди. «Слава» – святого, если есть. Если нет, то «Слава, и ныне» – праздника.

5) Если святой полиелейный (или славословный), то на хвалитех стихиры на 6: Триоди – 3 (см. на стиховне утрени) и святого – 3. «Слава» – святого, «И ныне» – Триоди. В данном случае хвалитные стихиры Триоди не поются.

III. Тропари на вечерне и утрене (по Трисвятом):

1) В Фомину седмицу и попразднство Преполовения, при святом, имеющем тропарь, по Трисвятом – тропарь святого. «Слава, и ныне» – праздника. При двух святых – тропарь святого. «Слава» – тропарь второго святого, «И ныне» – праздника.

При отсутствии тропаря святого – тропарь праздника (единожды).

2) В седмицу 3-ю (святых жен-мироносиц) – тропарь праздника: «Благообразный Иосиф…». «Слава» – святого, «И ныне» – «Мироносицам жена́м…». Или же – тропарь воскресный: «Егда снизшел еси к смерти…». «Слава» – святого, «И ныне» – «Мироносицам жена́м…».

Поскольку при наличии тропаря святого тропари «Благообразный Иосиф…» и воскресный «Егда снизшел еси к смерти…» полагается петь попеременно, можно чередовать их в течение дня: на вечерне – тропарь праздника, на утрене – тропарь воскресный. Если все службы Минеи, приходящиеся на седмичные дни по Неделе мироносиц, содержат тропарь, можно петь в понедельник, среду и пяток один тропарь мироносиц, во вторник, четверг и субботу – другой.

3) В седмицы 4-ю, 5-ю, 6-ю по Пасхе – тропарь воскресный. «Слава» – святого, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы».

IV. Тропари на утрене на «Бог Господь»:

1) В Фомину седмицу и попразднство Преполовения – тропарь праздника (дважды). «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Если нет тропаря святого – тропарь праздника (трижды). При двух святых с тропарями – тропарь праздника (единожды), тропарь первого святого (единожды). «Слава» – тропарь другого святого, «И ныне» – праздника.

2) В седмицу жен-мироносиц – тропарь праздника «Благообразный Иосиф…» (единожды), воскресный «Егда снизшел еси…» (единожды). «Слава» – святого, «И ныне» – «Мироносицам жена́м…». Если нет тропаря святого – «Благообразный Иосиф…» (дважды). «Слава» – «Егда снизшел еси…», «И ныне» – «Мироносицам жена́м…». При двух святых – «Благообразный Иосиф…» (единожды), тропарь первого святого (единожды). «Слава» – тропарь другого святого, «И ныне» – «Мироносицам жена́м…».

3) В седмицы 4-ю, 5-ю, 6-ю – тропарь воскресный (дважды). «Слава» – святого, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы». Если нет тропаря святого: «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный гласа. При двух святых – тропарь воскресный (единожды), тропарь первого святого (единожды).

«Слава» – другого святого, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря второго святого.

V. Каноны:

1) Если святой не имеет праздничного знака – канон праздника Триоди на 8 (ирмосы по дважды), Минеи святого на 4.

По 3-й песни – кондак, икос и седален святого. «Слава, и ныне» – седален праздника.

По 6-й песни – кондак и икос праздника.

2) Если святой поется на 6 – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святого на 6.

По 3-й песни – кондак и икос праздника, седален святого (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника.

По 6-й песни – кондак и икос святого.

3) Если в Минее два святых – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святых два канона на 8.

По 3-й и 6-й песни – см. частные указания Типикона в гл. 48.

4) При полиелейном святом – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святого на 8.

По 3-й песни – кондак и икос праздника, седален святого (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника.

По 6-й песни – кондак и икос святого.

5) При двух святых, один из которых поется на 6, а другой имеет полиелей, – канон праздника со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), святого рядового на 4 и великого святого на 6. Или: канон праздника со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), великого святого на 6 и святого рядового на 4 (ср.: Типикон, 8 мая).

По 3-й песни – кондак и икос святого рядового и седален его. «Слава» – седален великого святого, «И ныне» – седален праздника. Или: кондак и икос святого рядового; седален великого святого. «Слава» – седален святого рядового, «И ныне» – седален праздника (ср.: Типикон, 8 мая).

По 6-й песни – кондак и икос великого святого.

От Недели Святой Пасхи до отдания – катавасия «Воскресения день». В день Преполовения Пятидесятницы и на его отдание – «Море огусти́л еси…». В Неделю 6-ю по Пасхе и на отдание Пасхи – «Спасителю Богу…».

VI. На часах:

1) В седмицу Фомину и попразднство Преполовения – на часах тропарь праздника. «Слава» – святого. Кондак праздника. При славословном, полиелейном или бденном святом – кондаки праздника и святого чередуются. При двух святых – тропари святых на «Слава» чередуются.

2) В седмицу жен-мироносиц: на 1-м часе тропарь «Благообразный Иосиф…», на 3-м – «Егда снизшел еси…», на 6-м – «Мироносицам жена́м…», на 9-м – «Благообразный Иосиф…». На «Слава» на всех часах тропарь святого (при двух святых – тропари на «Слава» чередуются). Кондак праздника (при славословном, полиелейном или бденном святом – кондаки праздника и святого чередуются).

3) Во все остальное время см. Устав в седмицу Фомину, только вместо тропаря праздника – тропарь воскресный.

Предыдущая статья:От Фоминой Недели до отдания Пасхи Следующая статья:Во 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю субботы Пятидесятницы

Соблюдать пост – не трудно, главное заранее определиться с меню. Вокруг этого вопроса существует множество мифов, которые мы развенчаем. Итак, что же на самом деле и в какие дни можно кушать в пост?

Христианский пост имеет множество особенностей. С одной стороны, пост для нас – это аскетический подвиг, совершаемый для того, чтобы плоть не властвовала над душой, не замутняла проницательность ума, духовное внимание, а с другой стороны, пост – это естественное состояние человека, когда он сочувствует страданию другого или скорбит. Пост оживляет душу и прибавляет здоровья телу.

В христианском посте тема покаяния, например, важнее, чем тема ритуальной чистоты или тема религиозной дисциплины. Пост помогает христианам каяться. Именно в покаянии христианин обретает духовную чистоту и послушание Богу.

Питаться по правилам поста полезно для организма. Разрешенный список продуктов позволяет насытить организм питательными элементами, привести в порядок фигуру. Постная пища стабилизирует работу организма, а ключевая польза заключается в следующем:

  • улучшение пищеварения;
  • устранение дисбактериоза;
  • чистка печени и налаживание ее работы;
  • устранение лишнего веса;
  • очищение организма от вредных веществ.

Прежде чем приступать к посту, надо очень хорошо продумать свой рацион питания. Питаться одними сухими корочками никто вас не заставляет, и, пожалуйста, давайте обойдемся без таких крайностей. Так действительно недолго и гастрит заработать, и еще какие-нибудь нехорошие вещи, – особенно если вера ваша еще не очень крепка, и вы не можете держаться на одной духовной пище, как это делали святые и подвижники. Будьте благоразумны, не надо истово «умерщвлять» свою плоть. Лучше приучитесь жить со своим организмом в дружбе, внимательно прислушиваться к его сигналам, понимать, что ему действительно нужно.

От чего же стоит отказаться в пост?

  • Помните о том, что пост исключает любые злоупотребления – пряностями, острой, соленой, кислой, сладкой, жареной пищей. Лучше отдать предпочтение вареным блюдам, а также приготовленным на пару или в гриле.
  • Пусть ваша еда будет разнообразной, но простой. И вы, конечно, сумеете почувствовать и оценить эту радость и святость самой простой пищи.
  • Конечно, на протяжении любого поста не разрешается употреблять мясо и любые мясопродукты, придется отказаться от птицы, яиц, молока и молочных продуктов – то есть сливочного масла, сметаны, творога, кефира, сыра, йогуртов и прочего. Нельзя употреблять и блюда, куда эти продукты входят в качестве компонентов, – например, майонез, в составе которого есть яичный желток.
  • Рыба и рыбные продукты, как и растительное масло, разрешаются в нестрогие постные дни – и запрещаются в строгие.
  • Как же обойтись без растительного масла? Если у вас нет тефлоновой сковородки, придется в строгие постные дни отказаться от жареного. Салаты же вместо растительного масла можно заправлять, к примеру, слабым маринадом или лимонным соком, а летом можно обойтись и без заправки – ведь в свежих овощах достаточно собственного сока.
  • Пусть и отказ от молока и молочных продуктов вас не страшит – на какое-то время это делать необходимо, и такой запрет на период поста не только не вреден, но полезен. Согласно некоторым исследованиям, молоко как продукт, самой природой предназначенный для детского питания, не очень-то хорошо усваивается организмом взрослых людей. Так что потихоньку отвыкать от молока хотя бы во время поста вам не помешает.
  • Под запретом жирные сладости, шоколад, выпечка и фаст-фуд.
  • В пост, разумеется, запрещено употреблять алкоголь.

ЕДИМ В ПОСТ ЛЮБЫЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ

Итак, что же можно употреблять в пищу во время поста? Конечно, самые желанные гости на столе в это время – это фрукты и овощи. Там наибольшее количество витаминов, минеральных веществ, необходимых нашему организму. Так что летом на вашем столе каждый день пусть будут салаты из свежих овощей, а зимой – квашеная капуста, соленые огурцы, морковь, свекла.

Едим мы во время поста и вареные и тушеные овощи. Но и здесь надо помнить, что чем меньше тепловой обработки, тем лучше – больше полезных веществ сохранится в готовом блюде. Поэтому овощи лучше закладывать уже в кипящую воду, а потом следить, чтобы они не переварились. Не стоит варить овощи в большом количестве воды, и не допускайте при варке сильного кипения.

И помните, что совсем не обязательно ограничиваться одной картошкой да капустой. Все разнообразие фруктово-овощного мира открыто перед вами, не забывайте о кабачках, перце, цветной капусте, кукурузе, зеленом горошке. Чем разнообразнее – тем лучше.
Можно варить и овощные супы, добавляя туда крупы – рис, перловку.

ЕДИМ В ПОСТ КАШИ

Очень важная составляющая постного стола – каши. Конечно, сваренные на воде, а не на молоке, и без добавления сливочного масла. Но это не значит, что каша обязательно будет невкусной. Помните, что существует множество дозволенных в пост продуктов, которые можно добавлять в кашу для вкуса. Это и изюм, и орехи, и морковка, и грибы, которые можно сочетать и с гречей, и с рисом, и с другими крупами. Экспериментируйте, дайте простор своей кулинарной фантазии!

ПОСТНЫЕ ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ И КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ

Уставом не возбраняется употребление выпечки и хлеба, если в их приготовлении не было использовано яиц и молочных продуктов. Если день не строгий, хлеб разрешено поливать растительным маслом. Современная кулинария предлагает множество рецептов диетических сладостей. Замечательные десерты без молочных продуктов и сахара позволяют сделать постное меню разнообразным.

В течение всех седмиц допускается кушать мед. Он может выступать в качестве подслатителя для каши. С ним можно сделать пирог без молока и яиц. Узвар, компот, кисель с маленьким маффином считаются идеальным завершением трапезы.

К мучным изделиям относят макароны, но они не попадают под ограничение. Если освоить итальянскую кухню, пасту можно разнообразить соусами и овощными закусками.

ЧТО КУШАТЬ ВМЕСТО МЯСА В ПОСТ

Есть мнение, что, не употребляя мяса, яиц, молочных продуктов, человек лишает себя необходимого количества белка. Это так, но только в том случае, если вы неграмотно подойдете к посту.

Не забывайте включать в свой рацион продукты, содержащие растительный белок, – и все будет в порядке.

Это и грибы, и баклажаны, и бобовые, и, конечно, соя. Сейчас на прилавках появилось множество разнообразной продукции из так называемого «соевого мяса», которое, будучи правильно приготовленным, сдобренное специями и соусами, прекрасно заменяет настоящее мясо. Диетологи утверждают, что соевый белок по своему составу и биологической ценности является равноценным заменителем белка мяса и рыбы.

РАЗРЕШАЕТСЯ ЛИ САХАР В ПОСТ?

Несмотря на присутствие альбумина в сахаре, церковь не возбраняет употребление сладости в пост. Что еще из сладкого можно?

  • сухофрукты – их ассортимент позволяет удовлетворить многие гастрономические вкусы;
  • горький шоколад – подходит десерт без молока и начинок. На основе этого шоколада готовят множество вкусняшек;
  • козинаки – любые орехи, прессованные с сахаром, медом либо патокой. Домашнюю сладость готовят без использования сливочного масла;
  • пастила, зефир, мармелад, пектиновое желе.

Не запрещаются в пост и хлебобулочные изделия, а в нестрогие постные дни — и растительное масло, и все многообразие рыбных продуктов. Помните только о том, что переедать в пост нельзя ни в коем случае — даже если вы ограничиваетесь строго постными продуктами.

При этом следует иметь в виду, что после окончания поста к обычному питанию надо переходить постепенно и ни в коем случае не набрасываться сразу на жирное мясо, копченую колбасу, жареные антрекоты.

Ни к чему хорошему это не приведет. Постепенно, день ото дня вводите в свой рацион небольшие количества продуктов животного происхождения – чуть-чуть сыра, чуть-чуть масла, а если это мясо, то небольшими кусочками, отварное или приготовленное на пару.

Помните, если вы придерживаетесь строгих предписаний в первые два дня Великого поста, то есть вообще отказываетесь от пищи, то после этого в течение двух дней не надо есть ничего соленого, желательно отказаться от подсаливания пищи и даже хлеб употреблять специальный, диетический, бессолевой. Не злоупотребляйте соленой пищей и сразу после поста.

В первые дни выхода из поста также нужно немного воздержаться, поскольку организм отвык от животной пищи. Именно потому вводить ее в рацион необходимо постепенно. Желательно, чтобы блюда были отварными, а употреблять их нужно небольшими порциями.

Более полезными будут крупы с фруктами. В каши можно добавлять зелень. Организм после поста требует больше витаминов.

А вы прислушиваетесь к своему организму или неукоснительно соблюдаете пост?

Худший день недели и самое счастливое время. Неожиданные выводы ученых

войтизарегистрироваться us О насОбратная связьРекламаPrivacy Policy Наше мобильное приложение Наши группы в соцсетях FacebookВКонтактеTwitterInstagram Источники еще источники Новости еще новости По вашему запросу ничего не найдено Оказывается, есть точное время, когда большинство людей чувствуют себя счастливыми или несчастными. Anews.com10.12Развлечения Shutterstock

Какой день недели для вас хуже всего? Большинство ответит: понедельник. А какой самый любимый? Ну, что за вопрос, конечно пятница и суббота! Всем нам правда кажется, что по понедельникам мы несчастны, а к выходным прибавляется и бодрости, и настроения. Но, может быть, это только иллюзия? Anews.com проверил, что говорит по этому поводу наука.

«Понедельник – день тяжелый?»

Свежее британское интернет-исследование Plusnet показало, что в 11:17 утра понедельника люди чувствуют себя несчастнее всего. Вплоть до этого времени многие даже неспособны улыбаться! Ну а хуже всего тем, кто рано утром в понедельник добирается на работу в переполненном общественном транспорте – плохой старт, само собой, надолго портит перспективу.

Но, согласно тому же исследованию, во второй половине дня настроение улучшается, достигая пика где-то после обеда (в 14:35).

А знаете, что самое приятное? Для того чтобы стать счастливее, не нужно сворачивать горы: день становится заметно лучше благодаря мелким моментам позитива, которые вы потом, возможно, даже не вспомните. Например, автомобиль остановился, чтобы пропустить вас через дорогу. Или вы услышали по радио любимую песню. Или вам любезно придержали дверь, вместо того, чтобы без оглядки хлопнуть ей в лицо.

И, кстати, вы знали, что наибольшую радость человек испытывает, когда сам сделает что-то хорошее для другого/других? В этом призналось максимальное число опрошенных (47%), тогда как проявление чужой доброты набрало 44% голосов.

Комментарий психолога: «Представляя себе счастье, мы привыкли мыслить масштабно: хороший дом, крутая машина, невероятный отдых… Но на самом деле почувствовать себя счастливым намного проще, иногда достаточно сказать «доброе утро».

«Среда – это маленькая пятница?»

А вот как вы ощущаете себя в середине недели? Многих россиян греет мысль, что пара рабочих дней позади и до выходных уже не так далеко. Однако исследование, проведенное Сиднейским университетом в 2008 году, неожиданно показало, что среда – это худший день недели, даже хуже понедельника! Вы одинаково далеки от прошлых и предстоящих выходных, зато работы по горло, а энергия уже поиссякла (у многих вообще в этот день она стремится к нулю).

Больше того, в 2009 году в одном научном журнале по психологии привели пугающую статистику: самоубийства куда чаще совершаются в среду, чем в понедельник (25% против 14%). И, между прочим, на втором месте вместе с понедельником… оказалась суббота.

А вот реже всего люди кончают с собой в четверг – 11%; то есть, если пережить «черную среду», то вряд ли станет хуже в четверг.

Читайте также: Время, которое убивает. Какие часы наиболее опасны для человека

«Счастливые часов не наблюдают?»

Представьте себе, даже у счастья есть свое точное время – суббота, 19:26. В этот момент миллионы людей во всем мире максимально позитивны, просто потому что закончена длинная рабочая неделя и можно, наконец, расслабиться, показало социологическое исследование 2011 года.

А в мае 2015 года еще более масштабный опрос в 20 разных странах показал, что и в будни 7 часов вечера – это самое счастливое время для большинства, даже если люди заняты домашней рутиной. В чем же дело? Видимо, в том, что вы попадаете в свою зону комфорта, где вас окружают родные или друзья.

Не верите, что все могут быть счастливы одинаково? А вот 2,4 миллиона пользователей Twitter в 84 странах, чьи сообщения проанализировали в 2011 году, доказали, что это именно так. Все мы живем примерно в одном «ритме»: полны надежд с утра, устаем, разочаровываемся и падаем духом в течение дня, но снова взбадриваемся к вечеру.

Иллюзии и стереотипы

В целом, исследователи делают вывод, что понедельники не так депрессивны, а пятницы и субботы – не так радостны, как можно было ожидать. А значит негативное отношение к первому дню недели и скачок позитива ближе к выходным – это, по большей части, иллюзия.

Комментарий психолога: «Люди думают, что в выходные у них больше свободы, что, в отличие от будней, у них есть выбор. Но в реальности выходные, особенно у семейных людей, часто связаны с какой-нибудь деятельностью, которая требует не меньше усилий и энергии. В итоге уикенд тоже начинает походить на будни».

Но вот что точно приносит лавину счастья, так это ситуация, описанная посетителем сайта Quora: «Я просыпаюсь и в панике думаю: черт, я же проспал на работу! А потом вспоминаю: да ведь сегодня же выходной!!»

Алина Фомичева

Троицкая Седмица: что можно и нельзя делать, свадьба

У Троицкой Седмицы имеется второе название, народное – Русальная неделя. Очень важно знать все о приметах, привязанных к церковным дням, а также чего лучше не делать.

Что запрещено

Верующие люди стараются не нарушать запретов на период Троицкой Седмицы. Следует непременно отложить любые женские дела, связанные с домом и огородом, а именно:
• уборка;
• стирка;
• рукоделие;
• работы с землей.
Хозяйке, которая захочет пренебречь правилом, непременно что-то помешает осуществить задуманное. Возможно, это «что-то» означает серьезные проблемы. Уж лучше не испытывать судьбу.
Существует обычай, имеющий лишь символическую ценность. Речь идет об украшении жилого дома ветками березы. Это разрешено, но только в том случае, если те, кто их ставит у себя, не суеверны и вкладывают сие действие какой-то магический подтекст.

На Троицкую седмицу желательно молиться перед иконой Святой Троицы. Поблагодарить Господа Бога за его милость. В молитве подготовиться к предстоящему посту. Следует помнить, что его суть заключается не в употреблении правильной пищи, а в единении с Всевышним.

Приметы

Традиционный цвет – зеленый, а все ритуалы проводятся с применением свежесобранных цветов и лекарственных трав. Помещения жилых домов украшаются кленовыми, ореховыми, ясеневыми или березовыми зелеными ветками. Иногда даже скошенной травой.
Зелень не выкидывается, а сжигается. Разрешается ее заваривать и использовать при водных процедурах. Травы, принесенные домой после освящения в церкви, наделены целебными свойствами.
Молодые девушки плели венки, надевали их на голову, некоторое время ходили так, а потом снимали и отправляли в воду. Внимательно смотрели, в какую сторону его река понесет, там и суженого искать надо. А если утонет, значит, будут слезы.
Существует еще один вариант гадания, помогающий узнать кое-что о будущем. Чтобы увидеть свою судьбу во сне, незамужние красавицы вечером под подушку подкладывали ветви березы.
Раньше считалось, что в период всех праздников на Троицу по земле ходят русалки, желающие утащить любого встречного с собой в воду. Но самые храбрые девушки, тайно убегали в лес, делали венки из молодых березовых ветвей и отдавали в дар мистическим существам, взамен прося хорошего мужа. В качестве защитного оберега брали с собой полынь, чеснок или любисток.
Последней хорошей приметой является свадьба. Если расписаться на Троицу, то совместная жизнь молодожен будет наполнена любовью, счастьем, взаимопониманием и благополучием.

  • Что нельзя делать в Светлую Седмицу
  • Троица: что можно, а что нельзя делать в этот день
  • Что можно и нельзя делать в Страстную неделю
  • Радоница что это за праздник: что можно, а что нельзя делать в этот день
  • Чего нельзя делать в Чистый четверг
  • Что нельзя делать в Страстную пятницу
  • Чего нельзя делать в 2016 високосный год
  • Что нельзя делать в Рождество Пресвятой Богородицы

Разместил: Анаид
Дата: 31.05.2018 / 20:59
Комментарии 07.06.2018 / 16:36
Алла
Один из самых любимых праздников, летний, солнечный. Всегда отмечаем с семье на природе.
Стр: «


  • По продуктам
    • Грибы
    • Молочные продукты
    • Мясо
    • Овощи
    • Рыба
    • Субпродукты
    • Фрукты и ягоды
    • Яйца
  • По типам блюд
    • Блины, оладьи
    • Вторые блюда
    • Выпечка
    • Десерты
    • Закуски
    • Первые блюда
    • Салаты
    • Торты
  • Назначение
    • На каждый день
  • Способ приготовления
    • В духовке

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *