Ничто не предопределено

added November 10 2017 at 15:36 РАЗРУШАЯ МАТРИЦУ: ВОЗЬМИ КЛЮЧИ И ВЫЙДИ ИЗ ОГРАНИЧЕННОГО ПРОСТРАНСТВА, ЧЕЛОВЕК! Ты проснулся? Если да, то заходи на огонек. Когда ты проснулся ты увидел, что мир не такой, каким ты его принимал еще вчера. Ты увидел себя, и понял, что с тобой происходит что-то не то. Ты вдруг увидел свои проблемы, как огромная свалка мусора, которая завалила тебя. И вот ты начинаешь метаться в своих мыслях. Это ведь не твои проблемы. Тебе их навязали. Ты начинаешь понимать, что жизнь, которой ты живешь, это не

  • 105
  • Like282

added yesterday at 00:56

  • 4
  • Like14

added January 7 at 16:48 Преодолеть преграду из навязанных шаблонов, выйти за пределы флажков, победить свой страх перед неизвестным, на что ещё способна настоящая ЛЮБОВЬ? 1:47:51 ТАИНСТВЕННЫЙ ЛЕС (2004) СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН 720 HD14 332 views 1 Comment 7 Shares 112 likes

  • 2
  • Like4

added January 7 at 12:27 НЕ ПОДОРОЖНИКОМ ЕДИНЫМ… Скетч от британских комиков Дэвида Митчелла и Роберта Вэбба из шоу That Mitchell and Webb Look, о гомеопатии, признанной в РФ как абсолютно законной форме лечения… https://youtu.be/OxWL37B1ktA The video was deleted or is not publicly available 0 Comments 2 Shares 4 likes

  • 1
  • Like3

added January 6 at 11:17 Русский Рок. Если ты знаешь, чем мерить слова — Воля, отвага и честь, Что значит горечь потерь от бескрылости сил, Если преданность женщин и верность друзей – Это все, что у тебя есть, Значит ты с детства хорошими песнями жил… https://youtu.be/vtt_mvfYIPI 05:39 Алиса — Синий предел461 views

  • 3
  • Like5

added January 6 at 10:55

  • 4
  • Like25

added January 5 at 01:12

  • 8
  • Like87

added January 5 at 00:57 ЧТО НЕ ВЫСКАЗАТЬ СЛОВАМИ, ДОНЕСЁТ ДО СЕРДЦА ПЕСНЯ… https://youtu.be/TW4RqnTfbDM 03:13 Зоя Ященко «Синяя птица530 views

  • 8
  • Like5

added January 5 at 00:50 След На стихотворение русского поэта Леонида Мартынова, написанное в 1945 году. Из к/ф «Почти ровесники», реж. Т.Пименова, к/ст им. Горького, 1984 Скажи: Какой ты след оставишь? След, Чтобы вытерли паркет И посмотрели косо вслед, Или Незримый прочный след В чужой душе на много лет…? https://youtu.be/N262N-BHIII 01:13 Светлана Степченко — След (А ты? — Входя в дома чужие…)154 views 0 Comments 3 Shares 4 likes

  • 2
  • Like3

added January 4 at 01:45 РУССКИЙ РОК. Война в каждом доме, в каждой семье, в каждом живом сердце…мы на линии фронта войны с судьбой… Оружие в чехле Ты осторожен как зверь Быть может этот марш Лишь бутафория судьбы И кто идет с тобой Не знает также как и ты Чем кончится В сны размеренным шагом Ступает легион Уступая плацдарм Пожарам Мы на линии фронта Войны с судьбой Маршируем на войне С названием \»Моя Жизнь\» Завоевываем дом, Семью, друзей Но обдумываем смысл Лишь у могил Зачем? В сны размеренным шагом Ступает 04:35 ЛЕГИОН — Би-2, Ария, IceCreamoff 518 views

Мысль: «Человек есть мера всех вещей» принадлежит

1) Протагору *

2) Ф. Ницше

3) Спинозе

4) Эпикуру

15. «Все в мире предопределено, человек абсолютно несвободен», считают представители:

1) фатализма *

2) волюнтаризма

3) рационализма

16. Негативное отношение к земной жизни, рассмотрение её как сплошной череды страданий характерно для …

1) Марксизма

2) Позитивизма

3) Буддизма *

4) Конфуцианства

17. Приоритет отдельных личностей над общественным целым утверждает …

1) Индивидуализм *

2) Коллективизм

3) Детерминизм

4) Агностицизм

18. Приоритет интересов общества над интересами индивида характерен для …

1) Коллективизма *

2) Анархизма

3) Индивидуализма

4) Либерализма

19. Вопрос об отношении сознания к чему марксисты считают «основным вопросом философии»?

1) вопрос об отношении сознания к бытию *

2) вопрос об отношении сознания к подсознанию

3) вопрос об отношении сознания к труду

4) вопрос об отношении сознания к языку

20. Какое из предлагаемых суждений выражает философскую позицию Р. Декарта?

1) мышление есть секреция мозга

2) мышление есть субстанция *

3) мышление есть функция мозга

4) мышление есть электрохимическая пульсация в нервной системе

21. В философии какой эпохи появились механистические представления о человеке («человек-машина»)?

1) в античной философии

2) в новоевропейской философии *

3) в ренессансной философии

4) в средневековой философии

22. О каком из четырёх вопросов философии, сформулированных И. Кантом, сам Кант говорил, что все остальные вопросы относятся к нему?

1) что я могу знать?

2) что я должен делать?

3) на что я могу надеяться?

4) что такое человек? *

23. Кто определил сущность человека словами: «…Сущность человека… есть совокупность всех общественных отношений»?

1) Демокрит

2) Маркс *

3) Спиноза

4) Фейербах

24. Как называются ситуации в истории философии, когда на место натурфилософии или спекулятивной метафизики приходили учения, ставившие на первое место вопрос о человеке?

1) антропологический поворот *

2) коперниканская революция

3) научная революция

4) позитивная стадия

25. Каким термином обозначается процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества?

1) антропогенез *

2) антропометрия

3) антропоморфизм

4) антропоцентризм

26. Как в экзистенциализме (особенно у Сартра) трактуется соотношение между существованием и сущностью человека?

1) существование тождественно сущности

2) существование противоречит сущности

3) существование предшествует сущности *

4) сущность предшествует существованию

27. Какой мыслитель считал «основным вопросом философии» вопрос о смысле жизни («стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить»)?

1) Гегель

2) Камю *

3) Пифагор

4) Энгельс

28. Кто из русских мыслителей считал победу над смертью и воскрешение умерших «общим делом» человечества?

1) Писарев

2) Радищев

3) Фёдоров *

4) Чернышевский

29. Чьи воззрения выражает этот афоризм: «человек осужден быть свободным»?

1) Ламетри (механистический материализм)

2) Ленин (диалектический материализм)

3) Сартр (экзистенциализм) *

4) Сенека (стоицизм)

30. Какой фактор, согласно Ф. Энгельсу, сыграл главную роль «в процессе превращения обезьяны в человека»?

1) религия

2) сознание

3) труд *

4) язык

31. Автором суждения: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» является …

1) И. Кант

2) Гегель

3) К. Маркс *

4) Э. Фромм

32. Мыслитель, разработавший психологическую концепцию, направленную на изучение

скрытых связей и основ человеческой жизни –

5) З.Фрейд *

6) Л.Витгенштейн

7) Н.Бердяев

8) О.Конт

33. Об абсурдности, бессмысленности человеческой жизни писал …

1) Сартр *

2) Ясперс

3) Камю

4) Дьюи

34. Какой философ ввел для обозначения своего мировоззрения термин «пессимизм»?

1) Фейербах

2) Гегель

3) Конт

4) Шопенгауэр *

35. Как называется нравственный принцип, предписывающий бескорыстную на бескорыстную заботу о благе других?

1) альтруизм *

2) эгоцентризм

3) эгоизм

4) эвдемонизм

36. Кому принадлежит определение: «нужно жить не для себя и не для других, а со всеми и для всех»?

1) Шопенгауэр

2) Штирнер

3) Фейербах

4) В.Соловьев

5) Федоров *

37. Обоснование смысла жизни, связывающее его с личным самосовершенствованием – это…

1) гедонизм

2) прагматизм

3) перфекционизм *

5) гуманизм

6) корпоративизм

38. Кому из российских мыслителей принадлежат формулировки: «сознание – это возможность большего сознания», «сознание – это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть»?

1. М. Мамардашвили *

2) Э. Ильенков

3) В.Ленин

4) Л.Гумилев

39. Как называется явление «тонкой подгонки» основных физических констант к возможности появления и существования изучающего Вселенную наблюдателя?

1) антропный принцип *

2) парадокс молчания космоса

3) красное смещение

40. Взгляды какого направления отражает фраза: «мозг выделяет мысль, как печень выделяет желчь»?

1) диалектический материализм

2) вульгарный материализм *

3) сенсуализм

4) солипсизм

41. Вопрос о смысле жизни порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек…

1) смертен*

2) эгоистичен

3) бездуховен

4) одинок

42. Проблема смысла и значения жизни смерти была одной из центральных в философии

1) К. Маркса

2) Р. Декарта

3) А. Шопенгауэра *

4) Аристотеля

43. Личность, обладающая особыми качествами, отличающими ее от большинства других людей, характеризуется как

1) невротическая

2) харизматическая

3) дающаяся

4) оригинальная *

44. Философия, помогая индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях, реализует свою ______________ функцию

1) гуманистическую *

2) методологическую *

3) теоретическую

4) критическую

45.Мыслитель, разработавший психологическую концепцию, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой жизни –

1)З.Фрейд *

2)Л. Витгенштейн

3)Н. Бердяев

4)О. Конт

46. Способность человека к нравственному самоопределению называется…

1) волей

2) свободой

3) разумом

4) совестью *

47. Человек есть совокупность общественных отношений, полагал

1) К.Маркс *

2) З.Фрейд

3) У. Джемс

4) А.Камю

48. «Общественное сознание определяется общественным бытиём» — основной принцип философии …

1) экзистенциализма

2) феноменологии

3) марксизма *

4) неотомизма

49. «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Кто автор этого высказывания?

1) Гегель

2) Кант

3) Маркс *

4) Энгельс

50. Какое из следующих высказываний правильно?

1) мысль – это вещество мозга

2) мысль — самостоятельное, не связанное с мозгом явление

3) мысль лишь находится в мозгу, являясь продуктом другой субстанции

4) мысль – продукт мозга, идеальное отражение действительности *

Социальная философия

1. Проблемам политической жизни Европы, личности правителя посвящена книга «Государь», автором которой является …

1) Макиавелли *

2) Платон

3) Вольтер

4) Аристотель

2. Кто ввел понятие «осевого времени»?

1) К.Ясперс *

2) М.Хайдеггер

3) Ф.Ницше

4) З.Фрейд

3. С концепцией «переоценки всех ценностей» выступил …

1) Э. Фромм

2) Ф. Ницше *

3) К. Юнг

4) М. Хайдеггер

4. Как называется процесс усвоения знаний, навыков, ценностей, необходимых человеку, чтобы стать членом общества?

1) маргинализация

2) стратификация

3) социализация *

5. Кто является автором концепции социальной мобильности?

1) П. Сорокин *

2) Т. Гоббс

3) К. Маркс

4) Н. Данилевский

6. «Общественное сознание определяется общественным бытием» — основной принцип философии …

1) Экзистенциализма

2) Феноменологии

3) Марксизма *

4) Неотомизма

7. Главным фактором развития общества К. Маркс считал …

1) Экономический *

2) Политический

3) Географический

4) Психологический

8. Кто из современных американских философов является автором книги «Конец истории и последний человек»?

1) Ф.Фукуяма *

2) Дж.Серль

3) Ж.-П.Сартр

4) Р.Рорти

9. Представление о предопределенности и неотвратимости событий и поступков в жизни

каждого человека, его судьбе было ведущим в этике…

1) Эпикурейцев

2) Киников

3) Киренаиков

4) Стоиков *

10. Объективным критерием общественного прогресса с точки зрения формационной теории является …

1) Состояние морали

2) Способ производства материальных благ *

3) Состояние религии

4) Уровень демократизации в государстве

11. Какое из перечисленных познавательных действий специфично для познания социальных явлений?

1) математическая обработка эмпирических данных

2) объективная констатация фактов

3) понимание смысла и оценка явлений *

4) причинное объяснение явлений

12. Кто из античных философов разработал учение об «идеальном государстве»?

1) Демокрит

2) Парменид

3) Платон *

4) Протагор

13. Как средневековый мыслитель Августин Аврелий называл общность людей, основанную на любви к Богу, в противоположность общности, основанной на любви людей к себе?

1) град блаженный

2) град божий *

3) град земной

4) град обреченный

14. Кто из перечисленных мыслителей эпохи Возрождения написал книгу, от названия которой происходит термин «утопия»?

1) Никколо Макиавелли

2) Томас Мор *

3) Томмазо Кампанелла

4) Эразм Роттердамский

15. Какое воззрение на происхождение общества и государства получило распространение в Европе в период становления буржуазных отношений?

1) теория коммуникативного действия

2) теория общественного договора *

3) теория общественно-экономической формации

5) теория этногенеза

16. Каким термином обозначается совокупность существенных, относительно устойчивых связей между элементами социальной системы?

1) социальная дистанция

2) социальная мобильность

3) социальная стратификация

4) социальная структура *

17. Что в системе общественных отношений является, с точки зрения марксистов, базисом для юридической и политической надстройки и соответствующих форм общественного сознания?

1) исторический материализм

2) производительные силы и производственные отношения *

4) социальное неравенство

18. Каким термином обозначается деление общества на слои по различным критериям, таким как уровень доходов, образования, властных полномочий и т. п.?

1) социальная атомизация

2) социальная политика

3) социальная стратификация *

4) социальное взаимодействие

19. Философия какой эпохи не имела идеи прогресса человечества?

1) античная философия *

2) новоевропейская философия

3) неклассическая философия

20. Какой термин обозначает теологическую интерпретацию истории как осуществления замысла Бога по спасению человека?

1) апологетика

2) номинализм

3) провиденциализм *

4) экзегетика

21. Какой фактор является, с точки зрения просветительской философии, движущей силой общественного прогресса?

1) развитие производительных сил

2) развитие разума *

3) развитие техники

4) социальные революции

22. Какой фактор классики марксизма считали главной движущей силой развития антагонистических обществ?

1) классовая борьба *

2) пассионарный толчок

3) просвещение народа

4) развитие технологий

23. Кто, с точки зрения исторического материализма, является творцом истории, её субъектом?

1) интеллигенция

2) народные массы *

3) правители, вожди

4) революционеры

24. Кто из перечисленных мыслителей разрабатывал линейную интерпретацию истории?

1) Гегель *

2) Тойнби

3) Данилевской

4) Шпенглер

25. Кто из перечисленных мыслителей разрабатывал нелинейную интерпретацию истории?

1) Гегель

2) Конт

3) Маркс

4) Шпенглер *

26. Как в марксистской концепции исторического процесса называется общество определенного типа, находящееся на определенной ступени исторического развития?

1) культурно-исторический тип

2) общественно-экономическая формация *

3) социальная страта

4 цивилизация

27. Какая из перечисленных общественно-экономических формаций не является классово-антагонистической?

1) капиталистическая

2) первобытнообщинная *

3) рабовладельческая

4) феодальная

28. Какой социальный институт становится, согласно теориям «постиндустриального общества», главным в информационном обществе?

1) адвокатура

2) корпорация и фирма

3) университет *

4) церковь и армия

29. Фактор, который, согласно социал-дарвинизму, является основной движущей силой развития общества:

1) Мировой дух

2) Классовая борьба

3) Воля выдающихся людей

4) Борьба за существование *

30. Антропосоциогенез – это …

1) Процесс социализации человека, приобщения индивида к культуре

2) Процесс становления общепланетарной цивилизации на началах разума

3) Осуществляющаяся в наши дни коэволюция природы и общества

4) Процесс становления человека и общества, их выделения из мира природы *

31. Проблемам политической жизни Европы, личности правителя посвящена книга «Государь», автором которой является …

1) Макиавелли *

2) Платон

3) Вольтер

4) Аристотель

32. Кто ввел понятие «осевого времени»?

5) К.Ясперс *

6) М.Хайдеггер

7) Ф.Ницше

8) З.Фрейд

33. С концепцией «переоценки всех ценностей» выступил …

1) Э. Фромм

2) Ф. Ницше *

3) К. Юнг

4) М. Хайдеггер

34. Как называется процесс усвоения знаний, навыков, ценностей, необходимых человеку, чтобы стать членом общества?

1) маргинализация

2) стратификация

3) социализация *

4) приватизация

35. Кто является автором концепции социальной мобильности?

1) П. Сорокин *

2) Т. Гоббс

3) К. Маркс

4) Н. Данилевский

36. Главным фактором развития общества К. Маркс считал …

1) Экономический *

2) Политический

3) Географический

4) Психологический

37. Кто из современных американских философов является автором книги «Конец истории и последний человек»?

5) Ф. Фукуяма *

6) Дж. Серль

7) Ж.-П.Сартр

8) Р. Рорти

38. Объективным критерием общественного прогресса с точки зрения формационной теории является …

1) Состояние морали

2) Способ производства материальных благ *

3) Состояние религии

4) Уровень демократизации в государстве

39.Кто является автором трактата «Закат Европы»?

1) Шпенглер *

2) Тойнби

3) Данилевский

4) Сорокин

40.Кому принадлежит определение культуры как всего, «в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных»?

1) З.Фрейду *

2) Платону

3) Руссо

4) Сартру

41.Кто из русских философов считал, что в истории происходит ритмическая смена двух типов культур – ренессансной и средневековой?

1) П.Флоренский *

2) В.Соловьев

3) М.Ломоносов

4) Л.Шестов

42.Мировой религией не является …

1) Ислам

2) Конфуцианство *

3) Буддизм

4) Христианство

43.»Причиной страданий является жажда бытия, желания, страсти, влечения» — на этом постулате основывается мировая религия …

1) Христианства

2) Буддизма *

3) Ислама

44. Социальная философия — это максимально обобщенное знание о (об)…

1) обществе *

2) культуре

3) человеке

4) природе

45. Демократизация предполагает

1) разделение власти на законодательную и исполнительную

2) утверждение частной собственности

3) формирование гражданского общества и правового государства *

4) создание политических институтов

46. В структуре общественно-экономической формации К. Маркс выделял

1) базис и надстройку *

2) экономику и политику

3) политику и право

4 эксплуататоров и эксплуатируемых

47. Процесс общественной жизни принято называть

1) прогрессом

2) эволюцией

3) историей *

4) самоорганизацией

48. Кратчайший путь к глобальному мироустройству лежит через всесторонний гегемонизм США, утверждает

1) Ж. Аттали

2) З. Бжезинский *

3) И. Валлерстайн

4) К. Поппер

49. В античности понятие «тэхнэ» включало в себя и орудия труда, и технические знания, и …

1) философию

2) искусство *

3) религию

4) политику

50. Сторонники _________ видят перспективы прогресса в сосредоточении политической власти в руках технической интеллигенции, находящейся в союзе с рациональной наукой

1) охлократии

2) демократии

3) теократии

4) технократии *

@Глобальные проблемы современности

1. Ноосферная концепция разработана отечественным ученым и мыслителем …

1) Циолковским

2) Флоренским

3) Вернадским *

4) Чижевским

LiveInternetLiveInternet

-Рубрики

  • • АКТУАЛЬНО, ИЛИ ОБ ЭТОМ ГОВОРЯТ (3622)
  • Общество: События. Факты. Комментарии (1008)
  • Природные феномены (730)
  • Технологии. Гаджеты (543)
  • Необычные и курьёзные факты (404)
  • Роботы (237)
  • Особенные люди (231)
  • Пророчества, социальная фантастика (111)
  • • ВНЕ ОФИЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ (2107)
  • Тайны природы и общества (292)
  • Мистика (188)
  • НЛО. Пришельцы (149)
  • Легендарные существа (57)
  • • МИР ВОКРУГ МЕНЯ (1933)
  • Пришлось по душе (1245)
  • Малые литературные жанры (131)
  • Понравившиеся мне фильмы (90)
  • Эссе (86)
  • Приватные материалы (85)
  • Из прочитанного мною (84)
  • Посещение музеев (80)
  • Тексты с моими фотографиями и видео (52)
  • Афоризмы из моего микроблога (51)
  • Мифы (39)
  • «О Сене Сенине» (ироничные рассказы) (11)
  • «Пленённая страна» (сказка для взрослых) (10)
  • • ПРИТЧИ. СКАЗКИ. БАСНИ. БАЙКИ. ЮМОРЕСКИ. АНЕКДОТЫ (1904)
  • • ИЗВЕСТНЫЕ АРТИСТЫ — ГОСТИ ДНЕВНИКА (1868)
  • • ЯРКИЕ ФРАЗЫ, СУЖДЕНИЯ, СЛОВА (1341)
  • Пословицы и поговорки (52)
  • • ПОЭТЫ ЗАШЛИ НА «ОГОНЁК» (792)
  • • ПРОЗАИКИ ПОСЕТИЛИ ДНЕВНИК (612)
  • • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ В ДНЕВНИКЕ (459)
  • • ЗДОРОВЬЕ (359)
  • • НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ БЛОГЕРА (319)
  • Методические и информационные материалы (156)
  • Фотодело, работа с видео (59)
  • Рамочки (27)
  • Оформление дневника (блога) (21)
  • Телевидение в прямом эфире (3)
  • • ТАНЦЫ (180)
  • • ТВОРЧЕСТВО МОИХ ДРУЗЕЙ (143)
  • • ФОТОГРАФИИ, КОТОРЫЕ МНЕ ПОНРАВИЛИСЬ (116)

-Цитатник

Пятиминутный курс менеджмента (юмор. притчи) — (0)

Урок 1 Муж заходит в душ, в то время как его жена только закончила мыться. Раздается дверной зв…

Анекдот про Вольфа Мессинга — (4)

В Москве жил Вольф Гершкович Мессинг. Он буквально творил чудеса, угадывая мысли людей. Он бы…

Акварели Анастасии БЕСЕДИНОЙ — (0)

Художник Анастасия Беседина родилась в Москве в 1975 году.С раннего детства увлеклась…

Творчество Пьера Огюста РЕНУАРА — (0)

Пьер Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir), 1841-1919. Ранее: ЗДЕСЬ источник Андре…

Давид Тухманов «Во французской стороне» — (0)

✨ Старый, добрый шлягер… Возраст песни «Во французской стороне, …

-Видео

Площадь Героев в Будапеште Смотрели: 5 (2) Акулы Смотрели: 27 (6) Осьминог Смотрели: 19 (4) Всё для отдыха Смотрели: 14 (6) Встреча «заморского» Солнца Смотрели: 18 (0)

-Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Каталог блоговКаталог блогов позволяет упорядочить блоги людей и сообществ по категориям, позволяя быстрее находить нужные и интересные блоги среди огромного количества блогов на сайте li.ru
  • ТоррНАДО — торрент-трекер для блоговТоррНАДО — торрент-трекер для блогов
  • Онлайн-игра «Большая ферма»Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Онлайн-игра «Empire»Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б

-Фотоальбом

личное 00:38 10.01.2019 Фотографий: 30 ирония 00:17 10.01.2019 Фотографий: 8 Памятники, храмы, архитектура 00:11 10.01.2019 Фотографий: 2

-Музыка

Рождественская песня Слушали: 21 Комментарии: 0 Мишель Легран — Шербургские зонтики Слушали: 113645 Комментарии: 0 Блюз опадающих листьев Слушали: 42221 Комментарии: 3 Eagles — Hotel California Слушали: 172 Комментарии: 0 Фаусто Папетти — Ла плайя Слушали: 11327 Комментарии: 3

-Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 9) Live_Memory Всё_для_блога A_Propos Camelot_Club ИСКУССТВОбезГРАНИЦ Искусство_звука Только_для_мужчин Только_для_женщин Questions_LiveInternet Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Авто-Любитель О_Самом_Интересном

-Статистика

Создан: 10.06.2011
Записей: 15965
Комментариев: 48862
Написано: 88464
Отчеты:
Посетители
Поисковые фразы

Предопределено ли будущее?

Понедельник, 28 Сентября 2015 г. 15:39 + в цитатник

http://earth-chronicles.ru/Publications_2/62/zkhzh9.jpg

В предсказание будущего можно верить или нет, но как явление оно известно всем. Мы знаем многих провидцев прошлого, чьи слова пронзили толщу веков, чтобы исполниться в должный срок. Ну или не исполниться, бывает и такое.
А что, если сократить временной промежуток пророчества? Ведь будущее — это не только столетия и годы. Умение предсказывать ближайшие дни, часы или минуты может оказаться весьма полезным.
* Сегодня над нами пролетел самолет…
Возможно, вы видели фильм «Пророк» (Next) с Николасом Кейджем, герой которого был способен узреть будущее на две минуты вперед? Или, может, ужастик «Пункт назначения», где у персонажей в начале фильма просыпался похожий дар, что позволило им избежать посадки на самолет, взрывающийся сразу после взлета?
Правда, учитывая дальнейшее развитие событий, ничем хорошим ситуация не обернулась… Но не будем заострять на этом внимание. А вот что интересно—данный сюжет основан на научных данных. Изучив статистику полетов гражданской авиации и покупки билетов на самолеты, российские ученые выявили определенную закономерность.
За последние двадцать лет от рейсов, закончившихся катастрофами, отказывалось на 18% больше людей, чем от обычных рейсов! И это было не первое подобное исследование. В середине прошлого века американский социолог Джеймс Стаунтон приводил точно такую же статистику по железнодорожным и авиационным катастрофам.
Поезда и самолеты, благополучно доставившие людей по назначению, в среднем заполнены на 76%. Разбившиеся — лишь на 61%. Впоследствии эту информацию проверил знаменитый писатель Стивен Кинг—и всё оказалось верно.
Что же получается? Среди обычных людей существует не менее 18% самых настоящих пророков?! Может, конечно, и так, но, скорее всего, у них хорошо развита интуиция, которая сама по себе весьма непростая штука.
* Чуйка через созерцание
Говоря об интуиции, можно вновь вспомнить вымышленных героев — например, Человека-паука. Среди его способностей числится паучье чутье, позволяющее избегать практически любой опасности, предвосхищая еёчутьё,человек-паук,пророк, на пару секунд. Но реально ли развить в себе схожее чутье, не подвергаясь укусам радиоактивных насекомых? Вполне. Правда, на тренировку, вероятнее всего, уйдут долгие годы.
Интуиция с латыни буквально переводится как «созерцание», поскольку именно внимательный взгляд на мир и является ее основой. Считается, что интуитивные решения принимаются без участия разума, но это не совсем так.
Любая информация, которую мы получаем за свою жизнь, по сути, никуда не исчезает, даже если нам кажется, что мы её забыли. Она оседает в уголках памяти, соскальзывает в подсознание и там ждет своего часа.
Наконец человеку нужно принять моментальное решение, а времени вспоминать нет — и тут-то вступает в игру механизм интуиции. Из глубин бессознательного приходит ответ—но не благодаря неким магическим процессам, а лишь базируясь на приобретенном ранее опыте. Со стороны, конечно, это выглядит впечатляюще.
Авиационные конструкторы с солидным стажем могут лишь раз взглянуть на самолет, чтобы определить его лётные качества — и, кстати, вполне способны помочь избежать катастроф. Опытные психологи могут предсказывать поведение окружающих — точно так же, не задумываясь, но при этом абсолютно точно.
В конце концов, интуицией объясняют даже феномен лозоходства — как иначе человек со странной палочкой в руках способен почуять под землей воду или металл?! Дело, естественно, не только в зрении — мощная интуиция задействует почти все чувства, добавляя к каноничным пяти еще парочку — допустим, ощущение магнитных или электрических полей, обычно человеку в принципе недоступных.
Факт остается фактом — люди смотрят на самолет, на котором собираются лететь, или делают шаг на борт и понимают — что-то неправильно. И отказываются от билета. И остаются в живых.
* Сон об оползне
Где-то посередине между предчувствием и осознанным провидением стоит прекогниция, она же проскопия — случайные, непреднамеренные, но пугающе точные картины грядущего, вспыхивающие у человека в мозгу. В общем-то, именно они и посещали героев «Пункта назначения».
Интуицией это уже не объяснишь, ведь недалекое будущее встает в голове во всех деталях. При этом изучить данное явление, в отличие от классического ясновидения, практически невозможно — не угадаешь, когда прекогниция решит посетить своего «пророка». Что характерно, зачастую это случается именно перед катастрофами.
21 октября 1966 года в британской шахтерской деревне Аберфан произошла чудовищная трагедия — обрушился породный отвал, и сошедший оползень погрёб под собой два десятка жилых домов и начальную школу. Жертвами пали 28 взрослых и 116 детей.
За день до этого девятилетняя Эрил Джонс видела вещий сон — будто она подходит к школе, а вместо здания — лишь гора чёрной грязи. К сожалению, девочка всё же пошла на занятия в тот день — и погибла вместе с остальными детьми.
Но если сон Эрил можно было бы как-то объяснить с точки зрения невероятной интуиции — допустим, она умела неосознанно ощущать колебания земной породы, то видения и сны других людей, живущих за сотни километров от Аберфана, подогнать под научную базу гораздо тяжелее.
А они были — кому-то снилось стадо ужасных черных коней, затаптывающих деревню, кому-то привиделись дети, убегающие от грязевого потока, и люди, задыхающиеся под завалом… Конечно, не всем можно верить на слово, и часть подобных прекогниций оказалась выдумкой, продиктованной желанием прославиться. Но небольшая часть абсолютно реальна, хоть поверить в это и непросто.
Другой похожий случай закончился куда менее трагично. На село Булунгу, что в Кабардино-Балкарии, также обрушился грязевой сель.
Но, несмотря на немалые разрушения зданий, погиб лишь один человек — все остальные заблаговременно разошлись по родственникам, соседям, увели скот на пастбище или просто поехали в магазин за много километров от родного дома.
Будто незримое предчувствие посетило разом все восемь сотен жителей горного поселка, что и позволило избежать беды. И ладно бы один раз, но подобная ситуация повторялась трижды! После схождения селя люди спокойно возвращались, отстраивали дома и продолжали жить дальше. Зачем бояться катастроф, если твое предчувствие не уступает паучьему чутью Человека-паука?
* Время вокруг нас
Одно из самых популярных, но при этом странных и пугающих объяснений прекогниции было сформулировано ирландским летчиком и философом Джоном Уильямом Данном. В своей книге «Эксперимент со временем», выпущенной в 1927 году, он развернуто описал свои опыты с осознанными сновидениями и прекогницией, создав на их основе единую теорию.
Она звучит так: хотя мы воспринимаем время как некую линию, в реальности прошлое, настоящее и будущее являются одной и той же сущностью. Как аналогию автор приводит бумажную книгу — человек читает лишь одну страницу за раз, хотя книга существует как один предмет с совокупностью множества страниц.
По мнению Данна, во сне грань между «страницами» времени стирается, и оттого могут возникать точные видения о будущем. А у некоторых людей такое состояние возникает и наяву — в конце концов, большинство из нас засыпают невероятно быстро, не замечая этого. Подобным образом работает и эффект дежавю — несложно вспомнить место, где человек никогда не был, если он уже видел его в подобном сне.
Разумеется, теория Данна относится к разряду философских, но нельзя сказать, что у нее нет никаких подтверждений. Некоторые направления в квантовой физике также рассматривают время в совершенно ином качестве, чем предписывает каноничное восприятие, и одно это позволяет находить совершенно иные механизмы в работе Вселенной.
Может, в будущем прекогницию посчитают доказанным фактом, и это спасет жизни тысячам людей. А если верить Данну… что именно является будущим?
Рубрики: • АКТУАЛЬНО, ИЛИ ОБ ЭТОМ ГОВОРЯТ
• ВНЕ ОФИЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ

Метки: память информация предсказания будущее судьба подсознание интуиция Созерцание бессознательное предчувствие предвидение предопределённость чуйка проск прекогниция
Понравилось: 1 пользователю

Комментировать &laquo Пред. запись — К дневнику — След. запись » Страницы:

Марина_Ушакова обратиться по имени Понедельник, 28 Сентября 2015 г. 20:50 () Случайно может быть, но я очень часто знаю ответ на этот вопрос. По крайней мере про себя Ответить С цитатой В цитатник Понедельник, 28 Сентября 2015 г. 23:37 Марина_Ушакова, думаю, что не случайно… Отрада обратиться по имени Понедельник, 28 Сентября 2015 г. 23:06 () У большинства людей чуйка работает, только одни от неё отмахиваются, а другие нет. Ответить С цитатой В цитатник Понедельник, 28 Сентября 2015 г. 23:37 Отрада, да, конечно! Отрада обратиться по имени Понедельник, 28 Сентября 2015 г. 23:51 () Сергей_Удачин, а, скажи, нет? Ответить С цитатой В цитатник Понедельник, 28 Сентября 2015 г. 23:58 Отрада, послушно говорю:»Нет!» (ты ведь попросила) Отрада обратиться по имени Понедельник, 28 Сентября 2015 г. 23:59 () Сергей_Удачин,всегда выполняешь просьбы?:) Ответить С цитатой В цитатник

Регистрация / Вход

«Двойное» Предопределение. Р.Ч. Спрол
Богословие — Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

«Ужасный декрет…» «Жесточайшее заявление…» «Ужасная теологическя теория…» «Логически неправильный вывод…» Такие и им подобные эпитеты часто используют, чтобы высказать свое неудовольствие и отвращение к Реформатскому учению о двойном предопределении. Особенно ужасно для многих идея, что Бог мог бы предопределить (в любом смысле) гибель отверженных.

«Двойное» в Предопределении.

Цель этого эссе не в том, чтобы предоставить полноценный анализ, разбор или защиту учения о избрании или предопределении. Скорее, это эссе ограничено аспектом «двойного» предопределения с особым вниманием к вопросу суверенитета Бога в отвержении, или оставлении позади.

Использование определяющего термина «двойное» создало некоторую неразбериху в обсуждении сосредоточенном на предопределении. Термин очевидно имеет одно значение в кругу Реформатских теологов и совсем другое вне этого круга и на популярном уровне теологических рассуждений. Термин «двойное» предопределение был противопоставлен с идеей «одиночного». Он был также использован как синоним для симметричного предопределения, которое рассматривает избрание и отвержение, как параллельный труд в божественном действии. И то и другое использование вовлекает в себя серьезное искажение Реформатского взгляда на двойное предопределение.

Взгляд на двойное предопределение, как на отличное от одиночного предопределения может быть рассмотрен на примере труда Эмиля Бруннера. Бруннер говорит, что невозможно вывести учение о двойном предопределении из Библии. Он пишет:

«Библия не содержит учения о двойном предопределении, хотя некоторые изолированные отрывки, казалось бы, подходят довольно близко к этому. Библия учит, что все спасение основано на вечном Избрании Богом в Иисусе Христе, и что это вечное Избрание берет начало целиком и полностью из Божьей суверенной свободы. Но где бы мы об этом не читали, там нет упоминания решения об отвержении. Библия учит, что вместе с избранными существуют не избранные, то есть «отверженные», и в самом деле первых меньшинство, а вторых большинство; но в этих отрывках суть вопроса не в вечном избрании, а в «отделении» или «выборе» в суде. Таким образом, Библия учит, что будет двойной исход из мировой истории — спасение или разрушение, Небеса или ад. Но, в то время, когда о спасении есть явное учение и выводы из вечного избрания, нет дальнейшего вывода, о разрушении обоснованном на соответствующем указе о гибели.»

Здесь Бруннер доказывает пылко, хотя и непоследовательно, «одиночное» предопределение. То есть, что существует указ об избрании, но не об отвержении. Предопределение имеет только одностороннее избрание. В этом контексте, двойное предопределение избегается (или обходиться стороной) с помощью диалектического метода. Диалектический метод, который уклоняется от логической согласованности, является преобладающим в современном обсуждении двойного предопределения. Все более и более возрастающая антипатия к логике в теологии проявляется довольно широко. Даже у Г.К. Беркоуэра идея, что логика должна играть некую роль в развитии нашего понимания избрания, вызывает аллергию.

Это одно, конструировать теологию избрания (или любую другую теологию) основываясь только на рациональном мышлении. И совсем другое, использовать логику в поисках последовательного понимания библейского откровения. Бруннер судя по всему старается избегать и того, и другого.

Давайте разберем «логику» Бруннера в данном вопросе. Он утверждает, что (1) существует вечное божественное решение о избрании; (2) что божественное избрание относиться к определенным людям («вместе с избранными существуют не избранные»); (3) но все же нет решения об отвержении. Давайте рассмотрим предположения. Если Бог предопределил некоторых, но не всех, к избранию, разве отсюда не следует по «неотразимой логике», как это назвал Лютер, что некоторые не предопределены к избранию? Если, как утверждает Бруннер, спасение полностью основано на вечном избрании Богом и не все люди избраны от вечности, разве это не значит, что от вечности есть не избранные, которые не будут спасены? Разве Бог не решил от вечности не избрать некоторых людей? Если это так, то от вечности есть решение о не избранных, которых мы называем отверженными. Выводы ясны и обязательны , но некоторые избегают их делать.

Однажды я слышал подобные доказательства для «одиночного» предопределения от одного выдающегося Лютеранского теолога. Он признавался мне, что этот вывод об отвержении был логически неизбежен, но он отказывался его сделать, твердо придерживаясь «одиночного» предопределения. Такое отношение к предопределению является откровенной ерундой.

Теоретически существует четыре возможных вида логически последовательного одиночного предопределения.

(1) Всеобщее предопределение к избранию (Бруннер не согласен с этой позицией); (2) всеобщее предопределение к отвержению (этой позиции никто не держится);

(3) особое предопределение к избранию и возможность спасения через самостоятельный поиск для не избранных (ограниченное Арминианство — что Бруннер пылко отрицал); и

(4) особое предопределение к отвержению и возможность спасения через самостоятельный поиск для не отвергнутых (этой позиции тоже никто не придерживается).

Последний вид единственного предопределения — это диалектический, который является полным абсурдом.

Однажды я стал свидетелем личной дискуссии о теологии между Х.М. Куитером из Голландии и Корнилиусом Ван Тилом из Вестминстерской Семинарии. Куитер пустился в долгие рассуждения о теологии, используя диалектический метод в процессе. Когда он закончил, профессор Ван Тил спокойно ответил: «Ну а теперь расскажите мне о своей теологии без диалектики, чтобы я мог ее понять!» Куитер не смог этого сделать. С Бруннеровским взглядом на предопределение, единственным способом для избежания «двойного» предопределения является «двойной разговор» — лицемерие и болтовня.

Таким образом «единственное» предопределение может быть логичным только в рамках Универсализма или некоего ограниченного Арминианства. Если мы хотим придерживаться идеи, что существует особое избрание, и что только на нем основывается все спасение, тогда мы должны говорить о двойном предопределении.

Гораздо более важный вопрос в «двойном» предопределении в отношениях между избранием и отвержением, относиться к природе принятия решения и природе божественного исполнения этого решения. Если «двойное» предопределение значит симметричный взгляд на предопределение, то мы должны его отвергнуть. Такой взгляд на это был бы карикатурой и серьезным искажением Реформатской доктрины о предопределении.

Искажения учения о Двойном Предопределении.

Искажение двойного предопределения выглядит следующим образом: Существует симметрия между избранием и отвержением. Бог действует тем же самым способом и в той же манере в отношении избранных и отвергнутых. То есть, от вечности Бог узаконил некоторых к избранию и через божественное вмешательство сотворил веру в их сердцах и действенно привел их к спасению. Таким же образом, Бог от вечности узаконил некоторых ко греху и проклятию и действенно вмешивается и сотворяет грех в их жизнях, приводя их к проклятию через божественное действие. В случае избранных, перерождение это единоличное дело Бога. И в случае отверженных, грех и падение являются единоличным действием Бога. Другими словами, мы можем установить параллель между предназначением и предопределением через симметрию. Мы можем назвать это положительно-положительным взглядом на предопределение. То есть, Бог положительно и действенно вмешивается в жизни избранных, чтобы привести их ко спасению. И точно так же Бог положительно и действенно вмешивается в жизнь отверженных, чтобы привести их ко греху.

Это искажение — положительно-положительное предопределение явно делает Бога автором греха, который наказывает человека за то, что Бог единолично и неотразимо заставляет человека делать. Такой взгляд на самом деле является чудовищным нападением на чистоту Бога. Это не Реформатский взгляд на предопределение, но уродливая и неоправданная карикатура этой доктрины. Такой взгляд может быть отнесен к тому, что часто вольно называют Гиперкальвинизмом и включает в себя радикальную форму супралапсарианства. Такой взгляд на предопределение был почти повсеместно и монолитно отвергнут Реформатскими мыслителями.

Реформатский взгляд на Предопределение

Острым контрастом карикатуре двойного предопределения по положительно-положительной схеме является классическая позиция Реформатской теологии о предопределении. В этом взгляде предопределение является двойным в том, что оно включает в себя как избрание, так и отвержение, но они не симметричны в отношении к сути божественного действия. Строгая параллельность в действии отрицается. Скорее мы рассматриваем предопределение в терминах позитивно-негативных отношений.

В Реформатском взгляде Бог от вечности узаконил некоторых к избранию и положительно вмешивается в их жизни, чтобы совершить перерождение и даровать веру единоличной благодатью.

А от не избранных Бог удерживает эту единоличную благодать, проходя мимо них, и предоставляя их самим себе. Он не сотворяет единолично грех и неверие в их жизнях. Даже в случая «ожесточения» уже непокорных сердец грешников, Бог, как это сказал Лютер: не «делает нас злыми (поскольку ожесточение это действующее зло) через создание нового зла в наших сердцах.» И далее Лютер продолжает:

«Когда люди слышат, как мы говорим, что Бог сотворяет и добро, и зло в нас, и что мы подчинены Божественному делу через пассивную необходимость, они, казалось бы, воображают человека, который сам по себе хорош, а не плох, в котором Бог сотворяет зло Своим действием; поскольку они не отдают себе должного отчета, как беспрестанно действует Бог в Своих творениях, не давая никому из них отдохнуть. Те, кто, тем не менее, понимал бы это, думали бы так: Бог создает зло в нас (то есть, с нашей помощью) не через недостатки самого Бога, но через нашу собственную порочность. Мы злы по натуре, и Бог благ, когда Он понуждает нас действовать Своим действием в нас в соответствии с природой Его всемогущества, Он, будучи благ в Себе Самом, не может делать зло, как только посредством нашего зла; и в соответствии со Своей мудростью, Он хорошо использует это зло для Своей славы и для нашего спасения.»

Таким образом, тип действия в жизнях избранных не параллелен таковому в жизнях отвергнутых. Бог перерождает единолично, но никогда ни делает такого по отношению ко греху. Грех подпадает под категорию согласованности в провидении.

Еще одно значительное отличие между действиями Бога в отношении избранных и отвергнутых затрагивает Божий суд. Избрание и исполнение избрания дают выбранным милость, в то время, как действие относящееся к отвергнутым дает им справедливый суд. Бог являет милость суверенно и безусловно к некоторым, и дает не избранным справедливый суд. То есть, Бог дарует некоторым милость избрания и суд всем остальным. Никто не остается жертвой несправедливости. Потерпеть неудачу в принятии милости, это не значит, получить несправедливость. Бог не обязан даровать милость всем — на деле, Он не обязан давать ее никому. Он говорит: «Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» (Рим 9:15). К божественной прерогативе даровать милость добровольно нельзя придраться. Если Бог понуждаем неким космическим законом быть милостивым ко всем людям, тогда бы мы пришли к заключению, что справедливость требует милости. А если это так, то милость уже не добровольна, но обязательна. А если милость обязательна, то это уже не милость, но справедливость. И тогда, если Бог не дает милость, то не дает справедливости отверженным, а это грех. Только рассматривая избрание и отвержение в асимметрии, в терминах позитивно-негативной схемы можно снять с Бога обвинение в несправедливости.

Реформатские Вероисповедания

Посредством краткого обзора Реформатских Вероисповедания и кратким списком теологов Реформатской веры, мы можем легко увидеть, что двойное предопределение было постоянно выражено в терминах позитивно-негативной схемы.

Реформатское Вероисповедание: 1536

Наше спасение от Бога, но от нас самих ничего кроме греха и проклятия. (Артикул 9)

Французское Вероисповедание: 1559

Мы верим, что из этого разложения и всеобщего проклятия, в которое погружены все люди, Бог, по своему вечному совету, призывает тех, которых Он избрал только по Своей благости и милости в нашем Господе Иисусе Христе, без принятия во внимание их дел, чтобы показать в них богатство Своей милости; оставив всех остальных в том же разложении и проклятии, чтобы показать в них Свою справедливость. (Артикул XII)

Бельгийское Вероисповедание: 1561

Мы верим, что всему семени Адама, впадшему таким образом в проклятие и гибель через согрешение первого человека, Бог продолжал являть Себя таковым, каковой Он есть, то есть милостивым и справедливым. Милостивым, поскольку Он освобождает и охраняет от этого проклятия всех тех, кого Он, согласно Своему вечному и неизменному установлению, избрал во Христе Иисусе, нашем Господе, по Своей великой благости без какого-либо исследования об их делах. Справедливым – в оставлении прочих в состоянии падения и проклятия, в котором они оказались по своей воле. (Артикул XVI)

Второе Гельветическое Вероисповедание: 1566

Наконец, каждый раз, когда в Писании говорится, что Бог делает что-то злое, этим не утверждается, что человек не творит зла; наоборот, Бог по Своему справедливому суду допускает это зло и не предотвращает его. Он мог бы предотвратить зло, если бы захотел этого. Но Он не делает этого потому, что обращает зло человека в добро… Святой Августин пишет в «Энхиридионе»: «Ещё недостойнее полагать, будто Он не сделал чего-либо потому, что человеческая воля послужила препятствием к исполнению желания Всемогущего. Итак, ничего не было бы, если бы не восхотел Всемогущий, или соизволяя, или прямо действуя. И вне всякого сомнения Бог делает добро, даже допуская какое бы то ни было зло». (Артикул VIII)

Вестминстерское Вероисповедание: 1643

Предуставив избранных к славе, Бог, по изволению Своей вечной и независящей от чего бы то ни было воли, предопределил все, что для этого необходимо. Падшие в Адаме избранные искуплены Христом, действенно призваны к вере во Христа Его Духом, действующим в должное время, оправданы, усыновлены, освящены, сохраняются Его силой чрез веру ко спасению. Никто из иных не искуплен Христом, не имеет действенного призвания, не оправдан, не усыновлен, не освящен и не спасен, — никто, кроме избранных.

Остальных людей было угодно Богу, по непостижимому изволению Его собственной воли, оставить во грехах (букв. — пройти мимо), — ибо Он дает и удерживает благодать по Своему изволению, для явления славы Своей суверенной власти над творениями, — и определить их на бесчестие и гнев Божий за эти грехи, к похвале Его величайшей справедливости. (Глава III, артикулы VI, VII)

Эти примеры, выбранные из Реформатских вероисповеданий, показывают заботу об учение о двойном предопределении. Асимметричность «двойного» аспекта была явно утверждена. Это было заботливо сохранено и постоянно явлено на всем протяжении истории Церкви. То же самое заботливое подчеркивание можно увидеть в работах Августина,Фомы Аквинского, Лютера, Кальвина, Занхиуса, Турреттини, Эдвардса, Ходжа, Ворфилда, Бавинка, Беркоуэра и прочих.

Предназначение к Отвержению

Не смотря на различие положительно-отрицательной схемы в отношение к сути Божественного действия в отношении избранных и отвергнутых, у нас все еще есть колючий вопрос о Божьем предопределении отверженных. Если Бог в любом смысле предопределил или предназначил отвержение, разве это не делает отказ от Христа отвергнутыми абсолютно точным и необратимым? И если их отвержение верно в свете предопределения, разве это не делает Бога ответственным за грех отвергнутых? И здесь мы должны ответить положительно на первый вопрос и отрицательно на второй.

Если Бог предназначил что-либо, это абсолютно точно будет. Замыслам Бога никто не может помешать. Даже Божественное предзнание и предвидение делает будущие события определенными в отношении времени. То есть, если Бог знает во Вторник, что я поеду в Питсбург в Пятницу, тогда без сомнения, когда наступит Пятница, я поеду в Питсбург. Иначе знание Бога было бы ошибочным, но есть существенная разница между знанием Бога, что я поеду в Питсбург, и Божьим предназначением, чтобы я это сделал. Теоретически Он может знать о будущем действии не предопределив его, но Он не может предопределить его без знания того, что Он предопределяет. Но в обоих случаях будущее событие точно было бы в отношении времени и знания Бога.

Лютер, при обсуждении предательства Иуды, сказал:

«Разве я не написал во многих книгах, что Я говорю о необходимости неизменности Бога? Я знаю, что Отец порождает по Своему желанию, и что Иуда предает Христа по своему желанию. Суть моей мысли в том, что действие воли в Иуде должно было быть обязательно и верно, если Бог предузнал это. То есть (если моя мысль еще не понятна), я различаю две необходимости: одну я называю необходимость силы, относящуюся к действию; другую я называю необходимостью непогрешимости, относящуюся ко времени. Пусть те, кто меня слышат, поймут, что я говорю о втором, а не о первом; то есть я не обсуждаю стал ли Иуда предателем по желанию, или против воли, а должно ли было это непогрешимо случиться, что Иуда должен был по своей воле предать Христа во время предопределенное Богом.»

Мы видим, что, то, что Бог знает заранее, все равно совершается по необходимости, или непогрешимости, или необходимости неизменности. Но что по поводу Его предназначения чего либо или предопределения того, что происходит? Если Бог предназначил отвержение, разве это не значит, что Бог заставляет, подчиняет или принуждает отверженных грешить? И снова ответ должен быть отрицательный.

Если Бог, когда Он издавал декрет об отвержении, делал это в свете того, что отверженные уже были павшими, тогда Он не заставляет их грешить. Быть отверженным, это значить быть оставленным во грехе, а не быть ввергнутым в грех. Если декрет об отвержении был сделан без учета падения, тогда возражения к двойному предопределению были бы значимыми и Бог был бы правильно признан автором греха. Но Реформатские теологи были достаточно осторожными, чтобы избегать такой богохульной идеи.

Беркоуэр ясно устанавливает границы дискуссии:

«С одной стороны, мы хотим поддерживать свободу Бога в избрании, и с другой стороны, мы хотим избежать любого вывода, который бы сделал Бога причиной греха и неверия.»

Божий указ об отвержении, данный в свете падения, это декрет для совершения правосудия, а не несправедливости. В виду этого библейский вывод о том, что Бог не является ни причиной, ни автором греха, — гарантирован.

Турреттини сказал: «Мы считаем, что объект предопределения — падший человек, и грех должен обязательно считаться существующим в том, кто отвержен, и ни чуть не менее в том, кто избран.»

В другом месте он пишет:

«Отрицательное действие включает в себя два аспекта, такой как прохождение мимо, в котором, в избрании некоторых, как к славе, так и к благодати, Он пренебрег и оставил остальных, что засвидетельствовано событием избрания, и таким как отрицательное оставление, через которое Он оставил их в разложении и в их невзгодах; что, тем не менее, должно пониматься принимая во внимание:

1. Что они не освобождены от законов всеобщего провидения, но остаются в подчинении к ним, и что они не отлучены немедленно от всего Божьего благорасположения, но только от спасения и оживления, что является плодом избрания;

2. Что оставление и невнимание происходит не от них самих, или от силы отрицания самой благодати, но от природы испорченной свободной воли, и от силы пришедшей от этой испорченности; как тот, кто не излечивает болезнь человека, не является причиной его болезни и результатов, к которым она приведет; так что грехи, это скорее последствия, чем следствия отвержения, обязательно приносящего совершение события, но ни добавляя, ни производя нечестия…»

Важность рассмотрения декрета отвержения в свете грехопадения явно видно в продолжающейся дискуссии между Реформатскими теологами относительно инфра- и супралапсарианства.

Обе точки зрения включают грехопадение в Божественное проведение. Обе рассматривают оставление в терминах божественного позволения. Действительный вопрос между этими позициями заключается в логической последовательности декретов. В супралапсарианстве декрет об избрании и отвержении логически предшествует декрету позволяющему грехопадение. В инфралапсарианстве декрет позволяющий грехопадение логически предшествует декрету об избрании и отвержении.

И хотя автор этих строк более расположен к инфралапсарианству подобно Турреттини, но важно отметить, что обе точки зрения рассматривают избрание и отвержение в свете падения и избегают ужасного вывода, что Бог может быть автором греха. Оба воззрения защищают границы упомянутые Беркоуэром.

Только в положительно-положительной схеме предопределения мы оказываемся один на один с капризным божеством, чьи суверенные декреты являют божественную тиранию. Реформатская теология постоянно избегала подобного гипер-супралапсарианства. Оппоненты Кальвинизма, тем не менее, постоянно изображают огородное пугало гипер-супралапсарианства, жестоко оскорбляя Реформатскую веру и нападая на достоинство Божьего суверенитета.

Мы радуемся библейской ясности, которая открывает Божественный суверенитет в величественных терминах. Мы радуемся знанию о божественной милости и благодати простирающихся до такой степени, чтобы искупить избранных. Мы радуемся, что Божья слава и честь провозглашают как Его милость, так и Его правосудие.

Одному Богу Слава — Soli Deo Gloria.

www.ligonier.org

Евангелическо Реформатская Церковь «Путь, Истина и Жизнь» Санкт-Петербург. 2009
Создание сайтов в Петербурге

Предопределение и свобода выбора

Блоги

6897 27 июля 2016

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

«Вы стремились к благам в ближайшей жизни, а Аллах желает
для вас вечных благ в будущей жизни, если вы возвышаете
Истину Аллаха и не обращаете внимания на услады земного мира.
Поистине, Аллах Всемогущ и Мудр! Он направляет все ваши дела вам на пользу»
(сура «аль Анфаль», «Трофеи», аят 67)

Все пророки, включая Ибрагима, Мусу, Ису и Мухаммада, мир им и благословение Аллаха, учили тому, что в зависимости от того, примут ли люди истинный путь или отвернутся от напоминания, определяет их конечный исход и положение в будущей жизни. Люди могут уверовать и творить благие дела, либо отвернуться от веры и впасть в заблуждение и саморазрушение.

Будучи рожденными равными, наш выбор и поступки делают нас различными. И поэтому возможность выбора – это то, что придает смысл человеческой морали. Не имея свободы воли, мы не можем совершить ни добро, ни зло, потому что будем действовать автоматически, под влиянием «программы».

Также если у нас нет возможности свободного выбора, мы не можем быть ответственны за свои поступки, ведь мы это сделали не по своей воле. Как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не несут ответственности за свои поступки три категории людей: спящие, пока не проснутся, испытуемые , пока не выздоровеют, и дети, пока не вырастут» (Ахмад, Абу Дауд, ан Насаи).

Но как уравновесить понимание свободы выбора с концепцией предопределения, подразумевающего полный контроль и абсолютное знание Всевышнего?

Многие считают мусульман фаталистами, верящими в полную предопределенность всего. Да, мы верим в предопределение. Но тот факт, что Всевышний посылал Своих рабов и посланников к людям с целью донести истину показывает, что люди должны прислушиваться, делать выбор, а затем корректировать свою жизнь в соответствии с писанием. Как говорит Всевышний Аллах в Коране:

— «Они не оценили Аллаха должным образом, когда сказали: «Аллах ничего не ниспосылал человеку». Скажи: «Кто же ниспослал в качестве света и верного руководства для людей Писание, с которым пришел Муса (Моисей), и которое вы превратили в отдельные листы, показывая некоторые из них и скрывая многие другие? А ведь вас обучили тому, чего не знали ни вы, ни ваши отцы». Скажи: «Аллах». Затем оставь их забавляться собственным празднословием» (сура «аль Анъам», «Скот», аят 91).

— «Воистину, ты призываешь их на прямой путь. А те, которые не веруют в Последнюю жизнь, непременно сбиваются с пути» (сура «аль Муъминун», «Верующие», аяты 73-74).

В другом аяте Всевышний также говорит:

«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (сура «ар Рад», «Гром», аят 11).

Этот аят также показывает, что люди имеют возможность принимать решения, которые изменят их судьбу. Да, Всевышний знает все о будущем, настоящем и прошлом. Поэтому если человек принимает определенное решение и действие, то это приводит к определенному результату. Если же он принимает другое решение и действие, то они приводят к другим результатам.

Если у вас болит голова, и вы решаете выпить всю пачку таблеток, то вы можете этим только погубить свое здоровье. Если же вы решите принять только одну, то скорее всего боль через некоторое время пройдет. Ваши действия определяют исход ваших дел. Всевышний знает все возможные пути и варианты, но Он оставляет нам право выбора. Наше сознание не может охватить всех этих вариантов и последствий, но Всевышний – может.

Поэтому чтобы взять на себя ответственность за свою жизнь, человек должен признать свою свободу воли, иначе идея фатализма приводит в отчаяние и бессилие, к пораженческой позиции, отдаляющей нас от того, чтобы усердствовать на пути к счастью. Это одна из распространенных уловок шайтана, которым он сбивает рабов Аллаха с пути.

Ася Гагиева

Метки: Вероучение, Предопределение, Вероубеждение, Выбор Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *