Николай касаткин японский

НИКОЛАЙ (КАСАТКИН)

  • Статья
  • Новости
  • Обсуждение
  • Предложения
  • Версии

Перенаправлено со статьи «НИКОЛАЙ ЯПОНСКИЙ» Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Архиеп. Николай (Касаткин)

Николай (Касаткин) (1836 — 1912), архиепископ Токийский, святитель, равноапостольный

Память 3 февраля в день кончины, в Соборе Смоленских святых

В миру Касаткин Иван Дмитриевич, равноапостольный Николай Японский родился 1 августа 1836 года в селе Берёза Бельского уезда Смоленской губернии в семье Дмитрия Ивановича, диакона сельского Вознесенского храма. Ребенка назвали в честь славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня. Мать, Ксения Алексеевна, скончалась когда будущему святителю было пять лет; впоследствии за детьми стала ухаживать старшая сестра. Старший брат святителя, Гавриил, умер во младенчестве; младший брат Василий (1839 — 1911) впоследствии стал протоиереем; старшая сестра Ольга (1833 — ?) вышла замуж .

Несмотря на крайнюю бедность, мальчика отдали учиться сначала в Бельское духовное училище, а затем в Смоленскую семинарию. В 1856 году он блестяще окончил курс семинарии и как первый ученик был на казенный счет отправлен в Санкт-Петербургскую духовную академию, где учился с 1857 до 1860 года.

В этом году Иван заметил объявление с предложением отправиться кому-нибудь из окончивших академический курс в Японию на место настоятеля Воскресенской церкви при недавно открытом русском консульстве в Хакодатэ и в тот же день во время всенощной он вдруг решил что должен принять монашество и ехать в Японию. Ректор академии, епископ Нектарий (Надеждин), благословил его порыв. Благодаря личному предсмертному ходатайству митрополита Санкт-Петербургского Григория (Постникова), будущему святителю — недоучившемуся, но подающему большие надежды студенту — не только было представлено место в Японии, но и была присвоена ученая степень кандидата богословия без предоставления соответствующего квалификационного сочинения. Однако, по целому ряду дисциплин Иван Касаткин был не аттестован, т.к. пропускал целый год обучения .

23 июня 1860 года был пострижен в монашество с именем в честь святителя Николая Мирликийского , а 30 июня он был рукоположен в иеромонаха. Постриг совершил ректор академии епископ Нектарий. Зиму 1860-1861 года он провел в Николаевске-на-Амуре, где встретился со святителем Иннокентием (Вениаминовым), просветителем Сибири и Аляски, который благословил его и посоветовал вплотную заняться изучением японского языка. Видя бедную рясу иеромонаха, святитель купил хороший бархат и сам выкроил рясу отцу Николаю, а также возложил на него свой наградной наперсный крест.

2 июля 1861 года иеромонах Николай прибыл в японский порт Хакодатэ. В условиях гражданской войны, нападений на иностранцев и строгого запрета на Христинство, молодой проповедник взялся за усердное изучение японских языка, истории, культуры и религий – буддизма, синтоизма и конфуцианства, добившись через восемь лет замечательной эрудиции даже по японским меркам.

Первым японцем обращенным в православие иеромонахом Николаем стал Такума Савабэ, бывший самурай, синтоистский жрец и превосходный фехтовальщик, принявший крещение вместе с двумя друзьями в мае 1868 года. Так как в том же году совершилась Реставрация Мэйдзи повернувшая Японию на путь реформ ориентированных на европейские модели появились надежды расширить проповедь и иеромонах Николай отправился в Россию в 1869 году испросить разрешение Святейшего Синода открыть в Японии русскую духовную миссию. В 1870 году император Александр II высочайше утвердил определение Святейшего Синода об учреждении Японской духовной миссии в ведении Камчатского епископата под началом Николая, возведенного в сан архимандрита.

В марте 1871 года архимандрит Николай вернулся в Хакодатэ. Проповедь Евангелия продолжалась столь успешно что, когда в начале 1872 года иеромонах Анатолий (Тихай) прибыл в Хакодатэ помочь в основании Миссии, архимандрит Николай переехал в Токио, столицу Японии, где он вскорости приступил к устроению штаб-квартиры Миссии. К 1875 году, когда в Японию прибыл епископ Камчатский Павел (Попов) чтобы рукоположить во священный сан рекомендуемых архимандритом Николаем кандидатов из местного населения, при Миссии в Токио действовали четыре училища — катихизаторское, семинарское, женское и причетническое, а в Хакодатэ два — для мальчиков и девочек. Во второй половине 1877 года Миссией стал регулярно издаваться журнал Кёокай хооти (Цековный вестник), а к 1878 году в Японии насчитывалось уже 4115 христиан, существовали многочисленные христианские общины. В том же году святитель обратился в Святейший Синод с просьбой прислать епископа для молодой Японской Церкви, и в ответ был сам определен на это служение.

Святейший Синод 17 марта 1880 года постановил «архимандриту Николаю быть епископом Ревельским, викарием Рижской епархии, с откомандированием в Японию». 27 марта того же года последовало наречение, а 30 марта — хиротония во епископа. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершали митрополиты Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор, Киевский и Галицкий Филофей, Московский и Коломенский Макарий; епископы Вятский и Слободской Аполлос, Рязанский и Зарайский Палладий, Рижский и Митавский Филарет, Ладожский Ермоген и Выборгский Варлаам.

Будучи вызван для хиротонии в Россию, в 1879-1880 годах архимандрит Николай посетил Санкт-Петербург, Москву, Казань, Киев и Одессу, собирая добровольные пожертвования на строительство кафедрального собора в Токио. При активной поддержке из России, собор был освящен 8 марта 1891 года став одним из величайших зданий японской столицы, широко известным среди японцев как «Никорай-доо» («храм Николая») в честь просвятителя Японии.

Равноап. Николай Японский. Первый образ написанный по его прославлении мон. Иулианией (Соколовой)

Епископ Николай, начиная со своего прибытия в Японию и до последних дней ставил переводческую деятельность во главу угла. Еще в Хакодатэ он начал перевод Нового Завета сверяясь с греческим, латинским, славянским, русским, китайским и английским текстами Писания, а также с толкованиями святого Иоанна Златоуста. Святитель продолжал свои труды в Токио, переведя Октоих, Цветную и Постную Триоди, всё Евангелие и части Ветхого Завета необходимые для совершения годичного круга богослужений. Не доверяя инославным переводам, епископ Николай кропотливо создавал точный православный перевод, проводя ежедневно четыре часа за работой вместе со своим помощником Павлом Накаем, прекрасно образованном в конфуцианской классике и преданным православию.

В мае 1891 года совершлось покушение на цесаревича Николая Александровича во время его пребывания в Японии, но личное заступничество епископа Николая сыграло важную роль в предотвращении русско-японского столкновения. Когда Русско-Японская Война 1904-1905 года все-таки разразилась, епископ Николай, единственный из русских подданных, остался со своей паствой в Японии и организовал заботу о русских военнопленных, чье общее число достигало 73 тысяч.

Деятельность епископа Николая во время войны была высоко оценена и в Японии и в России. В Японии он стал известен всей стране и был почитаем многими как святой.

24 марта 1906 года он был возведен в сан архиепископа Токийского и всея Японии.

После прибытия в 1908 году епископа Сергия (Тихомирова) на новооснованную викарную Киотоскую кафедру, святитель обрел долгожданного наследника.

Отдав себя делу проповеди в Японии, архиепископ Николай горячо любил Россию, а также свою малую родину. Он находил время вести переписку с сестрой и её детьми, своими племянниками. Своему отцу он приобрел в собственность небольшой участок земли по соседству с церковной землей, которым впоследствии пользовалась сестра его с детьми. В память владыки на его родине, в деревне Коптянке была устроена, по мысли С. А. Рачинского, церковно-приходская школа на которую владыка прислал 200 рублей на устройство, а с 1902 года — столько же ежегодно на её содержание. С 1909 года состоял почетным членом общества вспомоществования нуждающимся ученикам Бельского духовного училища и время от времени присылал на нужды учеников свои жертвы .

Архиепископ Николай скончался 3 февраля 1912 года. Похороны совершлись при громадном стечении народа, как христиан, так и прочих японцев и иностранцев. Даже японский император Мэйдзи прислал венок на похороны святителя, впервые оказав такую почесть иностранному миссионеру.

Святой Николай оставил после себя собор, 8 храмов, 175 церквей, 276 приходов, одного епископа, 34 иереев, 8 диаконов, 115 проповедников и 34110 человек православных верующих в Японии, заложив прочную основу Японской Православной Церкви.

Мощи и почитание

Почитание святителя началось еще при его жизни и проявилось во время беспрецедентных похорон. Щепки от его гроба сохранялись людьми как святыня. Святые мощи архиепископа были приданы земле 9 февраля 1912 года на кладбище Янака, одном из самых уважаемых кладбищ Японской столицы.

Давно почитаемый в Японии, святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью 10 апреля 1970 года. В Русской Православной Церкви Заграницей его канонизация последовала в 1994 году .

Не только православные чтили память великого пастыря, но и вся Япония знала и почитала святителя. Даже через 58 лет после его кончины когда во время канонизации верующие хотели перенести его святые мощи в собор, им это не разрешили, сказав, что святой Николай принадлежит всему японскому народу, независимо от вероисповедания, и останки его должны остаться на народном кладбище . Таким образом, мощи равноапостольного Николая и по сей день покоятся на кладбище Янака, но некоторые извлеченные частицы их всё же находятся в разных храмах: в Токийском соборе есть мощевик святителя Николая, икона с частицами мощей недавно появилась и в Хакодатском храме, в 2003 году митрополит Токийский Даниил передал частичку мощей миссионера приходу на его родине, в посёлке Мирном, а 17 сентября 2008 года — во Владивостокский Успенский храм. В первых числах февраля 2012 года епископ Сендайский Серафим передал частицу мощей святителя для будущего храма в Минске . Частица мощей святителя также обретается в Никольском митрополичьем соборе Православной Церкви в Америке в Вашингтоне.

В каждом храме Японской Церкви за каждой литургией поется тропарь равноапостолу, в отпусте поминается его имя, а также имеется икона или фреска святого покровителя этой земли. Первым храмом освященным во имя равноапостольного Николая стал правый придел Токийского Воскресенского собора в 1970 году. С тех пор были освящены и другие престолы в Японии. На родине равноапостола, в пределах бывшей Российской империи, уже во многих храмах можно видеть фрески и иконы святого, а с 1990-х годов ему были освящены несколько храмов в России и Белоруссии. На месте родного дома святителя в Берёзе в 1998 году был поставлен поклонный крест и памятный камень, но по состоянию на середину 2012 года крест упал, а мемориал находился в запустении . Музей святителя, созданный на основе материалов, которые собрали на его малой родине, был создан в поселке Оленино Тверской области.

Миссионера чтут и во многих других странах. Так, святитель Николай в православной истории Китая связан с первым китайским иереем и святым, священномучеником Митрофаном, которого владыка Николай рукоположил во пресвитера в 1882 году. В Корее вспоминают его миссионерскую помощь и обучение корейских православных пастырей в Токийской духовной семинарии под началом святителя. Православные в ЮАР и США также чтут святителя как великого миссионера, в этих странах ему также освящены храмы. В Финляндии и Болгарии были написаны иконы святого.

Николо-Японские храмы

Япония:

  • Правый придел Токийского Воскресенского собора (с 1970)
  • Храм в г. Маэбаси (с 1972)
  • Храм-часовня Токийского Никольского монастыря (часовня с 1978, монастырь с 2005)
  • Храм в г. Мунаката (строится с 2015)

Россия:

  • Храм в г. Холмске Сахалинской обл. (с 1995)
  • Храм в п. Мирном Тверской обл. (с 2003)
  • Нижний придел Московского храма Московских святых в Бибиреве (с 2005)
  • Верхний придел Владивостокского Казанского храма (с 2012)
  • Храм в д. Никольское Смоленской обл. (с 2013)
  • Храм в г. Саратове (с 2017)
  • Часовня в п. Листвянке Иркутской обл. (с 2017)
  • Храм в с. Овсянке Амурской обл. (строится с 2012)

Белоруссия:

  • Храм в г. Минске (с 2012)
  • Храм в д. Дуброва Гомельской обл. (с 2015)

Дальнее зарубежье:

  • Храм в г. Йоханнесбурге, ЮАР (с 1990)
  • Храм в г. Реддинге, шт. Калифорния, США (с 2004)

Молитвы

Тропарь, глас 4

Апостолов единонравне и сопрестольне, служителю Христов верный и Богомудрый, цевнице избранная Божественного Духа, сосуде преизливающийся любве Христовы, Японския земли просветителю, святый Николае, иерарше равноапостольне, молися Живоначальной Троице о всем твоем стаде и о всем мире.

Кондак, глас 4

Странника и пришельца прият тя страна Японская, равноапостольне святителю Николае, в ней же исперва познал еси себе яко чуждаго, обаче теплоту и свет Христов источая, прелагал еси враги твоя в сыны духовныя, имже раздая благодать Божию, созидал еси Церковь Христову, о ней же ныне молися, и тебе бо сынове ея и дщери взывают: радуйся пастырю добрый наш.

Награды

  • орден св. благов. князя Александра Невского с бриллиантами
  • орден св. благов. князя Александра Невского (от императора России страстотерпца Николая II)
  • орден св. равноап. князя Владимира 2-й степени
  • орден св. равноап. князя Владимира 1-й степени (от императора России страстотерпца Николая II, 1910)
  • орден св. Анны 1-й степени
  • бриллиантовый крест на клобук (от Святейшего Синода)

Труды

Дневники:

  • Накамура, К., Накамура, Ё., Ясуи, Р., Наганава, М., состав., Дневники святого Николая Японского, Саппоро: Изд-во Хоккайдского Университета, 1994 — избранные годы, с приложением ранней статьи святителя «И в Японии жатва многа… Письмо русского на Хакодате» (по: Христианское чтение, 1869, ч. 1, 239-258.):
  • Накамура Кэнноскэ, сост., Дневники святого Николая Японского. В 5-ти томах, Санкт-Петербург: Гиперион, 2004. — полное издание:
    • — т. I, 1870-1880 гг.
    • — т. II, 1881-1893 гг.
    • — т. III, 1893-1899 гг.
    • — т. IV, 1899-1904 гг.
    • — т. V, 1904-1912 гг.

Письма:

  • «Я здесь совершенно один русский…» (Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии), Санкт-Петербург: Издательский дом «Коло», 2002.
  • Святитель Николай Японский. Письма священнику Сергию Судзуки (из неопубликованного), специальный выпуск журнала Христианское чтение, 2012, № 5.
  • «Святитель Николай Японский о кончине мира и грядущих судьбах России», Архиеп. Никон (Рождественский), Православие и грядущие судьбы России. Из Дневников 1910–1916 гг.:
    • — ч. 1
    • — ч. 2
  • «Письмо в Бозе почившего Высокопреосвященного Николая, Архиепископа Японского» , Китайский благовестник, XIV, 1917, вып. 1/2 (15 марта), сс. 9-10:
    • — о переводе церковных текстов

Слова:

  • ペトル柴山準行長司祭著『大主教二コライ師事跡』東京:日本ハリストス正教会総務局 (Петр Сибаяма Дзюнко, прот., Дайсюкёо Никорай-си Дзисэки (Достижения Архиепископа Николая), Токио: Ниппон Харисутосу Сэйкёо-кай соомукёку) 1936 — содержит богатое собрание проповедей святителя.
  • «Уготови душу твою во искушение» — Слово св. Николая Японского на Соборе Японской Церкви в июле 1887 года (перевод с японского):
  • «Приветствие Архиепископа Японского Николая Миссионерскому съезду в Иркутске», Православный благовестник, 1910, т. 2, № 16, август, кн. 2, 146-149.

Литература

На русском

  • Сеодзи, Сергей, «О православной Миссии и церкви в Японии», Прибавление к церковным ведомостям, 1891, март, № 13, с. 403-410.
  • Сергий (Страгородский), архимандрит, На Дальнем Востоке. Письма японского миссионера, Сергиев Посад, 1897.
  • «Наши пленные в Японии», Прибавление к Церковным ведомостям, 1905, май, № 21, 878-879.
  • Знаменский, Ф., прот., «К двадцатипятилетию архипастырского служения преосвященного Николая, епископа Ревельского», Прибавление к Церковным ведомостям, 1905, май, № 22, 895-899.
  • Сергий (Тихомиров), епископ, «Празднование пятидесятилетия благовестнических трудов высокопреосвященного Николая в Японии», Прибавление к Церковным ведомостям, 1911, № 40, 1699-1702; № 41, 1752-1758.
  • Позднеев, Димитрий, Архиепископ Николай Японский (Воспоминания и характеристика), Санкт-Петербург, 1912.
  • «Высокопреосвященный Николай, Архиепископ Японский», в кн.: Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков, Том дополнительный, ч. 1. кн. 2. Июль-декабрь. Москва, 1912, 35-61.
  • Кониси, профессор университета «Doshisha» (Киото), «Воспоминания японца об архиепископе Николае», Христианин, т. 1, январь-апрель, 665-669.
  • Сергий (Тихомиров), епископ, «Памяти преосвященного Николая, Архиепископа Японского (к годовщине его кончины 3 февраля 1912 года)», Христианское чтение, 1913, ч.1, 3-76.
  • Сергий (Тихомиров), епископ, Памяти высокопреосвященного Николая, архиепископа Японского, Санкт-Петербург, 1913.
  • Платонов, А., Апостол Японии. Очерк жизни архиепископа Японского Николая, Петроград, 1916.
  • Казем Бек, «Апостол Японии Архиепископ Николай (Касаткин). (К 100-летию Православия в Японии)», Журнал Московской Патриархии, 1960, июль, 43-58.
  • Марк (Лозинский), игумен, профессор, «Святой Николай, Архиепископ Японский», в кн.: Доклады и статьи, (машинопись), Т. 1, г. Загорск: Лавра, МДА, 185-230.
  • Антоний (Мельников), архиепископ Минский и Белорусский, «Святой Равноапостольный Архиепископ Японский Николай», Богословские труды, сборник 14, Москва: Издание Московской Патриархии, 1975, 5-61:
  • Георгий (Тертышников), архимадрит, Святой Равноапостольный Николай Архиепископ Японский, Издание подготовлено при участии Афонского Подворья в Москве, 1995:
    •  
  • Георгий (Тертышников), архимадрит, «Миссионерский подвиг святого равноапостольного Николая в Японии», Альфа и Омега, № 3(17), 1998 г.:
    • (переиздано в портале sedmitza.ru 16.II.2007 под названием «95 лет со дня кончины свт. Николая Японского».)
  • Чех, Александр, Николай-до. Святитель Николай Японский. Краткое жизнеописание. Выдержки из дневников, Санкт-Петербург: Библиополис, 2001.
  • Бесстремянная, Г. Е., Христианство и Библия в Японии. Часть 1. Исторический очерк и лингвистический анализ; Часть 2. Церковнославяно-японский православный словарь, Москва: ОВЦС МП, 2006.
  • Саблина, Э. Б., 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и её основатель Святитель Николай, Москва: АИРО-ХХI; Санкт-Петербург: «Дмитрий Буланин», 2006.

На японском

  • ペトル柴山準行長司祭著『大主教二コライ師事跡』東京:日本ハリストス正教会総務局 (Петр Сибаяма Дзюнко, прот., Дайсюкёо Никорай-си Дзисэки (Достижения Архиепископа Николая), Токио: Ниппон Харисутосу Сэйкёо-кай соомукёку) 1936。
  • 中村健之介著『宣教師二コライと明治日本』東京:岩波書店 (Накамура Кэнносукэ, Сэнкёси Никорай то Мэйдзи Нихон (Миссионер Николай и Япония Мэйдзи), Токио: Иванами сётэн) 1996。
  • 中村健之介著『ニコライ-価値があるのは、他を憐れむ心だけだ』京都:ミネルヴァ書房(Накамура Кэнносукэ, Никорай — Кати га ару но ва, хока о аварэму кокоро дакэ да (Николай — Лишь милующее сердце имеет ценность), Киото: Иванами сётэн) 2013。

На английском

  • Van Remortel, M. and Chang, Peter, eds., Saint Nikolai Kasatkin and the Orthodox Mission in Japan: A Collection of Writings by an International Group of Scholars about St. Nikolai, his Disciples, and the Mission (Святой Николай Касаткин и Православная Миссия в Японии: Сборник Работ Интернациональной Группцы Ученых о Св. Николае, его Учениках, и Миссии), Point Reyes Station, California: Divine Ascent Press, Monastery of St. John of Shanghai and San Francisco, 2003.

Использованные материалы

  • Георгий (Тертышников), архимадрит, Святой Равноапостольный Николай Архиепископ Японский, Издание подготовлено при участии Афонского Подворья в Москве, 1995:
  • Миссионерский Листок Епископа Александра (Милеанта):
    • – обширное житие с выписками из дневника святителя
  • Статьи в портале Православие.ru:
    • — краткое житие
    • — обширное житие
    • — Бесстремянная, Галина, «Святый Николае, иерарше равноапостольне, молися… о всем мире», 15 февраля 2007
    • — Саблина, Элеонора, «Токийский кафедральный Воскресенский собор в истории Японской Православной Церкви,» ЖМП, 2000, № 6
  • «В дар храму», интернет-газета Приморский Благовест (Владивостокское епархиальное издание), 2008, № 7 (156), 17 октября 2008:

Бесстремянная Галина, «»В моем родном селе Березе»: О родине святителя Николая Японского», портал Православие.Ru, 24 октября 2006, , «Впервые священнослужитель-японец участвовал в Литургии на малой родине равноапостольного Николая Японского», официальный сайт Русской Православной Церкви, 10 июня 2014,

Карпук Дмитрий Андреевич, «Санкт-Петербургская Духовная Академия в годы обучения святителя Николая Японского», доклад на конференции Духовное наследие равноапостольного Николая Японского: К столетию со дня преставления, Николо-Угрешская православная духовная семинария, 21 февраля 2012, . См. также Выпуск 1861 года. Курс XXIV, Выпускники Санкт-Петербургской (с 1914 — Петроградской) духовной академии 1814-1894, 1896-1918 гг.,

День ангела справлялся 9 мая.

«Береза (Егорье, Егорье на Березе) — Вознесения Господня церковь», сайт Православные Храмы Тверской Земли, по кн. Редков Н. Н., Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Вып. 1: Бельский уезд, Смоленск, 1915, с. 291-301,

Маковецкий Аркадий, прот., Белая Церковь: Вдали от атеистического террора, 2009,

Георгий (Тертышников), архимандрит, Святой Равноапостольный Николай Архиепископ Японский, ( цитата по Антоний (Мельников), архиепископ Минский и Белорусский, «Святой Равноапостольный Архиепископ Японский Николай», Богословские труды, Москва, 1975, сборник 14, 5-61.

「セラフィム主教座下訪露 キリール総主教聖下と会見 1/31-2/3」, официальный сайт Японской Православной Церкви,

Филиппова Елена, «Церковь Вознесения Господня на Березе», проект Храмы России, учетная карточка от 20 июля 2012,

Посещение «святых мест».

Во всем мире есть районы, которые назвают «святыми местами», «мощными энергетическими точками». Считается, что если посещать в такие места, то повышается жизненная энергия, очищается тело и душа человека, наступает состояние расслабленности, душевного покоя и уравновешенности.

В Японии очень много «святых мест», это и природные заповедники, и известные буддийские и синтоистские храмы.

Известные «святые места» Японии.

  • Горный перевал Бунгуи (префектура Нагано).
    Место, известное своим нулевым магнитным полем, которое считается очень полезным для здоровья. Перед заводом компании «Рейдзиба минерару» («Reijiba Minerals») есть бесплатная стоянка для автомобилей, оттуда можно доехать до самого перевала на шатл-автобусе. Стоимость автобуса 650 йен с человека, и для взрослых, и для детей (обратный проезд включен).
  • Синтоистское святилище Тосёгу в Никко (префектура Тотиги)
    Усыпальница сегуна Токугава Иэясу и синтоистский храм, посвященный ему.
    Стоимость входного билета 1300 йен для взрослых, включая студентов и учеников старших классов, 450 йен для учеников младшей и средней школы.
    В сокровищницу и музей искусства вход оплачивается отдельно.
    Сайт святилища Тосёгу в Никко (на английском языке). http://www.toshogu.jp/english/

Никко. Святилище Тосёгу. Ворота Ёмэймон.

  • Хаконе (префектура Канагава)
    Горный перевал Хаконе, озеро Аси, синтоистский храм Хаконе Дзиндзя, и весь городок Хаконе считаются «святыми местами».
  • Гора Фудзи (префектура Сидзуока и префектура Яманаси).
    Сам подъем на гору Фудзи имеет для японцев очень важное сакральное значение. У подножия расположены синтоистские святилища Фудзи-сан Хонгу Сэнгэн Тайся, Фукучи Дзиндзя, посвященные божествам горы Фудзи.
  • Синтоистское святилище Ацута Дзингу (префектура Аити).
    Знаменит тем, что он является хранилищем священного меча Кусанаги – одного из трех священных императорских сокровищ.
    Официальный сайт святилища (на английском языке). http://www.atsutajingu.or.jp/en/intro/
  • Синтоистское святилище Исэ Дзингу (префектура Миэ).
    Территория храма поделена на два комплекса – Гэку (внешний храм) и Найку (внутренний храм). Сначала нужно посетить внешний храм Гэку, после чего уже пойти во внутренний храм Найку.
    Официальный сайт Ассоциации туризма города Исэ (на английском языке). http://www.ise-kanko.jp/english/html/see/
    Официальный сайт святилища Исэ (на английском языке). http://www.isejingu.or.jp/english/isemairi/isemairi2.htm
  • Священная гора Коя-сан (префектура Вакаяма).
    Это святое место японского буддизма, находящие здесь Большие ворота Даймон, храм Конгобудзи, кладбище-мавзолей Окуноин с усыпальницами клана Токугава и других известных деятелей страны, а также другие храмовые комплексы занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в качестве неотъемлемой части маршрута «Святые места полуострова Кии и дороги паломников».
    Официальный сайт религиозного центра Коясан (на английском языке). https://www.koyasan.or.jp/english/
  • Синтоистское святилище Идзумо Тайся (Префектура Симанэ).
    Идзумо считается страной богов, а сам храм находится в ее центре. Вход на территорию храма бесплатный, плата нужна только в случае посещения музея храма. Очень высока популярность храма в октябре, так как по легенде в это время боги со всей страны собираются здесь на «божественный совет».
    Официальный сайт святилища Идзумо (на японском языке): http://www.izumooyashiro.or.jp/guide.html
  • Вулкан Асо (префектура Кумамото)
    Гора Асо – действующий вулкан, известной своей кальдерой, одной из самых крупных в мире. Когда вулкан неактивен, можно подойти к самому краю кратера. К кратеру ведет канатная дорога, стоимость которой 1200 йен для взрослых и 600 йен для детей от 6 до 12 лет (туда и обратно). Время начала и окончания работы канатной дороги различается, в зависимости от времени года.
    Официальный сайт канатной дороги вулкана Асо (на английском языке). http://www.kyusanko.co.jp/aso/lang_en/

Кратер вулкана Асо.

Правила поведения в «святых местах».

Во время посещения «святых мест» нужно вести себя очень тихо, не причинять вреда окружающей природе, нельзя ломать ветки, рвать цветы, нельзя также и забирать с собой камни или песок из подобных мест, а вот весь мусор обязательно уносить с собой. В одежде особых ограничений нет, можно надевать удобную для пеших прогулок повседневную или спортивную одежду и кроссовки на ноги. При посещении буддийских и

синтоистских храмов нужно соблюдать установленные там правила поведения, снимать головные уборы и солнцезащитные очки.

  • Вход
  • Регистрация
  • ЖАНРЫ 252
  • АВТОРЫ 246 847
  • КНИГИ 558 359
  • СЕРИИ 20 395
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 500 420

ДНЕВНИКИ

СВЯТОГО

НИКОЛАЯ

ЯПОНСКОГО

Обращение к читателям Святейшего патриарха

MOСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

АЛЕКСИЯ II

Житие и подвиги святого равноапостольного Николая Японского на протяжении многих десятилетий вызывают особый благоговейный интерес у верующих людей, являя пример ревностного служения Господу и народу Божию.

Со времени прославления в лике святых Архиепископа Николая (Касаткина) в 1970 году прошло уже немало лет. Для многих русских людей история их соотечественника, отправившегося в середине XIX века ради проповеди евангелия и насаждения православной веры в далекую Японию, стала уверением в том, что апостольское служение не является уделом только самого раннего периода церковной истории. Ведь каждый, кто вслед за апостолом Петром способен обратиться ко Господу со словами: Вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Мф. 19, 27), уже осознает, что и он причастен к великому служению, которое совершает Церковь во все времена от сошествия Духа Святого на учеников Христовых в день Святой Пятидесятницы до последнего дня в истории человечества.

Вслед за своими предшественниками святителями Стефаном Пермским, Иннокентием Московским, преподобным Германом Аляскинским, преодолев огромные даже по нашим современным меркам расстояния, святой равноапостольный Николай оказался в далекой стране, чуждой и даже враждебной христианству. Гражданские законы Японии еще до конца XIX века грозили всякому, изменившему отеческим верованиям — язычеству и Буддизму, — смертной казнью. Древняя культура страны, формировавшаяся на протяжении многих веков в полной изоляции не только от христианской Европы, но и от соседних с нею стран Дальнего Востока, казалось, не могла допустить проникновения в нее православной веры. Японский язык, столь сложным для усвоения иностранцами, со множеством его диалектов стоял в качестве непреодолимой преграды между проповедником из далекой России и представителями коренного населения. Политическое, экономическое, а затем и военное противостояние конца XIX — начала XX века между Россией и Японией усугубили все эти сложности. Именно в таких условиях начал свое служение, покинув родные пределы в 1860 году, новый апостол Японии. А по прошествии чуть более полувека, когда святой равноапостольный Николай, совершив свое земное служение, отошел ко Господу, было осуществлено, казалось бы, невозможное. К этому времени 32 тысячи православных уроженцев Страны восходящего солнца были объединены в 265 церковных общин и духовно окормлялись 41–м священником, православные соборы в Токио и Киото, множество небольших православных церквей былик тому времени построены на японской земле. Православие перестало восприниматься японцами как чуждое национальной традиции явление. С великим почтением стали относиться представители всех сословий японского общества к основателю Русской Духовной Миссии в их стране.

Несомненно, эти плоды апостольского служения святого Николая заставляют всех нас особым почтением и вниманием относиться к его дневниковым записям, сохранившимся в архиве Святейшего Синода, находящемся сегодня в РГИА (СПб).

С 1979 года изучением и подготовкой к печати дневников святого равноапостольного Николая занимается известный японский ученый–русист и историк российско–японских отношений профессор Кэнноскэ Накамура. Первое издание дневников святителя увидело свет в 1994 году в издательстве университета Хоккайдо.

Это второе издание дневников русского апостола Японии, предпринимаемое на его родине, также стало возможным благодаря кропотливому труду профессора Кенноскэ Накамура и его японских и российских коллег.

Думаю, что такое полное издание дневников святого равноапостольного Николая Японского, содержащее исключительное по своему значению свидетельство его великого служения Богу и людям, обогатит церковную сокровищницу и, произведя глубокое благотворное действие на многих наших современников, Будет способствовать их духовному совершенствованию и усвоению ими православной традиции.

Посещая Японию для поставления в 2000 году нового Предстоятеля Японской Православной Церкви Митрополита Даниила, Мы воочию убедились в апостольских трудах святителя Николая. О них свидетельствуют храмы, построенные его трудами, и в первую очередь кафедральный сокор в Токио, а также в Киото, Хакодате. Но главное свидетельство его подвигов — это православные японцы, которые сохраняют живую память о святителе Николае и глубочайшую любовь к его памяти. Мы убедились, что просветительское и миссионерское дело, которое осуществил на островах Японии святитель Николай, живо, и его равноапостольский труд создал Православную Церковь Японии, сохраняющую традиции, напевы и Богослужения Русской Православной Церкви в Стране восходящего солнца на японском языке.

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

АЛЕКСИЙ II

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

АРХИЕПИСКОПА ТОКИЙСКОГО

И МИТРОПОЛИТА ВСЕЯ ЯПОНИИ ДАНИИЛА

Призываю Божие Благословение на издание Полных дневников святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, осуществленное Благодаря значительным усилиям профессора Кэнноскэ Накамура.

Благодаря этим дневникам мы постигаем ту любовь и те миссионерские труды на поле проповеди святого Православия в Японии, которые совершил святой Николай.

Возношу Господу молитвы о том, чтобы труды святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского не остались втуне, но побуждали нас еще бережнее хранить дух Православия.

Архиепископ Токийский и митрополит всея Японии

ДАНИИЛ

ДНЕВНИКИ

СВЯТОГО

НИКОЛАЯ

ЯПОНСКОГО

TOM I

(с 1870 по 1880 годы)

Издание настоящей книги осуществлено при поддержке Фонда Ниппон

Publication of this book was supported by Grant–in–Aid from the Nippon Foundation

Под редакцией Кэнноскэ Накамура

Дневники святого Николая Японского: в 5 т./Сост. К. Накамура. Т. 1, — СПб.: Гиперион, 2004. — 464 с.

© К. Накамура, сост. текста, коммент., вступ. ст., 2004

© А. Конечный, сост. указателей, 2004

© К. Кумпан, сост. указателей, 2004

© РГИА, 2004

© Издательство «Гиперион». 2004

ISBN 5–89332–090–5

ISBN 5–89332–091–3 (I т.)

От Российского государственного исторического архива

Российский государственный исторический архив (РГИА) — главный исторический архив Российской Федерации и один из крупнейших архивов мира. Указом Президента России от 6 ноября 1993 г. РГИА включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В настоящее время в РГИА находится более 6,5 млн единиц хранения (в составе 1368 фондов). РГИА хранит документы высших и центральных государственных учреждений Российской Империи XIX — нач. XX вв. (по Синодальному ведомству также за XVIII в.), общественных и частных учреждений и организаций и личного происхождения за этот же период. Материалы РГИА отражают историю государственного строя и управления России, судоустройства и судопроизводства, внутренней политики, экономики, народного образования, науки, культуры и быта, религии, а также историю российских городов и населенных пунктов и отдельных родов, семейств и лиц, проживающих в Российской Империи, и многие другие вопросы отечественной и всемирной истории.

1

  • ЖАНРЫ 252
  • АВТОРЫ 246 847
  • КНИГИ 558 359
  • СЕРИИ 20 395
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 500 420

Касаткин Николай Алексеевич

Русский художник Касаткин Николай Алексеевич . Автор картин: В рабочей семье; Девушка у изгороди; Женский портрет; Сбор угля бедными на выработанной шахте; Торфянка. Этюд; и многих других.

Касаткин Николай Алексеевич (1859-1930)

Н. А. Касаткин впервые в истории русской традиционной живописи создал, еще в начале 1900-х гг., своеобразную галерею образов-типов рабочих, революционеров-пролетариев, за что был ценим и оберегаем молодой советской властью, возведен в патриархи живописного социалистического реализма, одним из первый удостоился звания (1923) «народный художник республики».

Сын видного московского гравера А. А. Касаткина, он учился в МУЖВЗ (с 1873) у В. Г. Перова и И. М. Прянишникова. Получил в 1883 г. высшую награду училища — большую серебряную медаль и звание художника за картину «Нищие на церковной паперти».

После окончания училища Касаткина пригласил на работу в свое издательство крупнейший русский книгоиздатель И. Д. Сытин, где художник проработал около тридцати лет, участвуя в создании «Русской истории в картинах», первого настольного календаря и др.

Художник, безусловно, испытывал огромное влияние Л. Н. Толстого, знакомство с которым произошло в начале 1880-х гг. Теплые дружеские отношения скреплены были обоюдным интересом и вниманием к творчеству друг друга, к социальным аспектам жизни общества. Вероятно, этим можно объяснить и непременную литературность сюжетов произведений Касаткина.

С 1891 г. художник становится членом ТПХВ и постоянным участником выставок этого объединения. Именно в этот период определяется главная тема в творчестве Касаткина — жизнь рабочих и городской бедноты. Он пишет картины «Семья рабочего» (1891), «Тяжело (Буревестник)» (1892), «В коридоре окружного суда» (1897, удостоена серебряной медали на Всемирной выставке в Париже 1900 г.), «Арестантки на свидании» (1899)и др.

С 1894 г. началась преподавательская деятельность Касаткина в МУЖВЗ, длившаяся более двадцати лет (до 1917). Художник пользовался любовью и уважением студентов. Среди его учеников такие известные впоследствии мастера, как Б. В. Иогансон, В. В. Мешков и др. В 1892-97 гг., после нескольких поездок в Донбасс и на Урал, Касаткин создает знаменитую «шахтерскую» серию картин: «Шахтерка» (1894), «Углекопы. Смена» (1895), «Шахтер-тяголыцик» (1896), «Кузница» (1897), «Уральский рабочий» (1899), «В семье рабочего» (1890-е) и др.

Художник откликается на события революции 1905 г., написав ряд революционно-романтических произведений: «Тревожное», «Рабочий-боевик», «Последний путь шпиона», «Беззаветная жертва революции», «Студент», «После обыска» (все 1905). Эти и другие работы Касаткина стали на долгое время образцами для художников — приверженцев соцреализма.

В 1906 г. Касаткин посетил Финляндию, Норвегию, Швецию. В 1908-10 гг. путешествовал по Италии и Турции, много и плодотворно работая. После Октябрьской революции Касаткин активно включился в общественно-культурную деятельность: оформлял массовые празднества, был художником-инструктором отдела народного образования Сокольнического районного совета (с 1918), создал районную художественную студию для рабочих, преподавал.

В 1920-х гг. писал портреты-типажи: «За учебу» (1925), «Герой обороны СССР», «Комсомолка-пионервожатая», «Комсомолка-рабфаковка» (все конца 1920-х). В 1930 г., давая пояснения в Музее революции к своей новой картине «Карийская трагедия», Касаткин скоропостижно скончался. В истории советского искусства осталась легенда о художнике, творившем «как надо», художнике — символе социалистического реализма.

Картины художника

В рабочей семье Девушка у изгороди

Женский портрет

Сбор угля бедными на выработанной шахте

Торфянка. Этюд Шахтерка Шутка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *