Никольский храм Таганрог

Святитель Николай

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийский, чудотворец. Дни памяти: 19 декабря, 22 мая (перенесение мощей), 11 августа.

Святитель Николай

Святыни храма

Иконы с частицами честных мощей

Святыни храма

Новости

7 января воспитанники воспитанники воскресной школы Никольского храма поздравили с Рождеством Христовым прихожан и родителей

После торжественной литургии воспитанники и педагоги воскресной школы пригласили всех прихожан на праздник у рождественской елки.

Малыши рассказали стихи о родившемся Богомладенце, ребята постарше исполнили рождественские песни, родители и прихожане участвовали в викторинах и конкурсах.

Священники храма иеромонах Герман (Погорелов) и иерей Константин Галацан поздравили детей и взрослых с великим и спасительным праздником Рождества Христова.

Участницы танцевальной студии, которая начала работать в воскресной школе — не только дети, а также мамы и педагоги. Во время танца снежинок на исполнительниц, как по волшебству, из-под купола посыпался снег — этот сюрприз привел в восторг самых маленьких участников праздника.

По окончании выступлений дети получили подарки и билеты на городскую рождественскую елку.

9 января, 2019 7 января воспитанники воспитанники воскресной школы Никольского храма поздравили с Рождеством Христовым прихожан и родителей

Приглашаем на Рождественскую елку!

7 января после праздничной литургии под куполом вас ждет нарядная елочка, выступление детей воскресной школы, конкурсы, викторины и горячий чай!

6 января, 2019 Приглашаем на Рождественскую елку!

Рождество-время добрых дел!

Воспитанники, родители и педагоги воскресной школы Никольского храма посетили таганрогский Дом ребенка с подарками и поздравлениями с наступающим праздником Христова Рождества.
Девочки из воскресной школы, преобразившись в Красную Шапочку и Лисичку-сестричку, поиграли с малышами. А взрослые вручили подарки, от которых детки были в восторге.

6 января, 2019 Рождество-время добрых дел!

Видео

Play Предыдущий

Контакты

ул. Шевченко, 28, г. Таганрог, Ростовская область, 347922

Храмы города

hramy-goroda

Синим отмечены действующие храмы, зеленым недействующие но сохранившиеся здания, красным — полностью разрушенные.

Тут мы размещаем все храмы любых концессий, которые были построены на территории города, с момента его существования.
Религиозные общества. До революции в городе действовало несколько религиозных общинимолитвенных домов: Евангельских христиан (Александровская улица, 96); Новоизраильское (Дворцовый переулок, 6); Магометанский (Александровская, 11); Еврейский (ул. Чехова, 30); Баптистский (Александровская площадь,105). При советской власти на июль 1923 существовало 5 религиозных общин: Христиане-адвентисты седьмого дня (ул. Кузнечная, 14). Руководители Гадюкин Н.И., Гунькин М.А., дьякон Демидов A.M. Количество членов — 40 человек. Новоизраилевская. Собиралась в доме напротив 7-й больницы или на втором этаже по ул. Петровской, 13 и 17 (в старом исчислении домов). Руководитель Мещеряков Т.Н., дьякон Пеня Т.И. Количество членов — 40 человек. Евангельские христиане (ул. Александровская, 96). Руководитель Поляничко И.С. Количество членов — 67 человек. Зарегистрирована также религиозная еврейская община по ул. Чехова, 103 и пер. Исполкомовскому, 15. В настоящее время община Евангельских христиан- баптистов помещается по адресу: 2-й переулок, 40.
Разрушение храмов в Таганроге. За годы советской власти в Таганроге и бывшем Таганрогском округе были закрыты и разрушены практически все 27 православных храмов (осталась одна Всехсвятская церковь на старом кладбище). Город потерял святые для верующих места и чудесные архитектурные ансамбли. Исчезли изъятые драгоценности, иконы и церковная утварь. Закрытие и разрушение церквей в Таганроге активно началось в начале 1920-х с деятельности Ликвидкома (Ликвидационной комиссии) при отделе управления НКВД. Ликвидкомы в стране возникли после постановления ВЦИКа от 06.09.1922, когда дела по отделению Церкви от государства были переданы из Наркомата юстиции в ведомство НКВД. В Таганроге дела по организации Ликвидкома начаты отделом управления НКВД 28.10.1922. 29.12.1922 на основании указаний Губликвидкома создана таганрогская Ликвидационная комиссия при отделе управления НКВД. Кроме того, в помощь комиссии назначались уполномоченные по районам. В течение 1923 г. закрыты все домовые церкви в зданиях: Мариинской бывшей женской гимназии, бывшей Александровской мужской гимназии, бывшего Острога, бывшего Богоугодного заведения и в Александровском дворце. их помещения переданы под школы и учреждения. Закрыты и часовни: при бывшем Палестинском обществе, обществе «Ясли», при съезде Воронцовского спуска. При разборке часовен кирпич использовался в качестве строительного материала. Так, кирпич от Кладбищенской часовни пошел на строительство здания загса. Всего же в период с 1922 по 1938: 1) Архангело-Михайловская церковь закрыта в 1923 и разобрана. Кирпич использован на строительство Дворца культуры комбайностроителей, 6 колоколов переданы для «усиления Воздухофлота»; 2) Александровская часовня закрыта в 1929; 3) Крестовоздвиженская домовая Архиерейская церковь, где с 1922 размещались обновленческие епископы, закрыта по постановлению Донского окрисполкома от 28.10.1930 и передана курсам ПВО. Епископ переведен в Успенский собор, а имущество передано в Митрофаньевскую церковь; 4) Троицкая церковь закрыта в 1930, помещение передано под крытый рынок; 5) Церковь Св. Иоанна Предтечи закрыта по требованию 400 рабочих кожевенного завода. Горсовет поддержал требование и, несмотря на убедительную просьбу прихожан с 682 подписями, постановил 11.11.1931: «Церковь Иоанна Предтечи закрыть, помещение использовать под клуб-кино, бывшее церковное имущество изъять»; 6) Храм св. Первоверховных апостолов Петра и Павла закрыли в начале 1934. В помещении разместились цыгане. П.П. Филевский сокрушался по этому поводу: «Татары с тринадцатого века не трогали религию, а нацмены двадцатого уничтожают». В 1936 храм разобран на кирпичи, которые пошли на постройку средней школы № 29 г. Таганрога; 7) Успенский соборпострапглв 1930-х: к 1934завершилось снятие с него колоколов, которые сданы на переплавку для нужд промышленности. В 1936 сорвано золоченое покрытие куполов, а сам собор закрыт и превращен сначала в склад, где помещалась изъятая из храмов города церковная утварь, а потом хранилось зерно. Наконец в 1938 храм был вовсе уничтожен, а на месте алтаря установлены общественные туалеты, но затем на этом месте установлен памятник Ленину, который находится там и поныне; 8) Митрофаниевская церковь, ставшая оплотом угодного большевикам обновленчества, тем не менее, была также закрыта 17.05.1933. В ней разместилась артель с очень символическим названием, довольно точно отражающим всеобщую деятельность безбожного государства по закрытию церквей — «Труд слепых». А 08.07.1934 горсовет определил: «Учитывая, что единственным местом для такого монументального сооружения, как городской театр, является Красная площадь, занимаемая ныне Митрофаниевской церковью, и принимая во внимание, что по проекту на этом месте намечено строительство театра, возбудить ходатайство перед ВЦИК о сносе храма». Храм снесли в феврале 1936, а вместо театра соорудили крытый рынок-павильон «Молоко»; 9) Церковьсв. Константина и Елены закрыта 16.07.1938, а 16.09.1938 началась ее разборка на стройматериалы.
Секретный циркуляр №248председателя Губликвидкома Ярощупа гласил: «…В тех населенных пунктах, где есть несколько церквей или молитвенных домов — оставить только одну (молитвенные дома закрывать в первую очередь)». Изъятие церковных ценностей и разрушение храмов вызывали протесты верующих, которые нередко подвергались репрессиям.

Подстраницы (36): Смотреть все

Старое Кладбище‎ > ‎

Часовня над могилой Старца Павла

Если прийти и помолиться на могиле старца, то все то, о чем будете просить, непременно сбудется. В 1892 году холера уничтожила в Таганроге 819 человек. После панихиды, отслуженной на могиле старца, холера исчезла.

Таганрогский старец

До 1912 года часовня на могиле старца была деревянной. В 1914 году была освящена новая, отделанная белым мрамором изнутри. Увенчанная пятью куполами подобно храму Христа Спасителя в Москве, с богатым внутренним убранством и росписью, она вмещала до 150 человек. Под крестом, перевитым терновым венком, была надпись: «Здесь покоится прах Павла Павловича, целью жизни которого было облегчение страданий ближнего. Возлюбил он сирых, убогих, калек, недужных, нищих, слабых и несчастных и жизнь свою положил за них. Христос, Спаситель, Искупитель, возьми его в свою обитель». В 1925 году часовня на могиле старца Павла «как очаг мракобесия» была разрушена, а все элементы благоустройства могильного участка стерты с лица земли. Тем не менее, на могилу старца, зафиксированную простым металлическим крестом, в любое время года и в любую погоду не иссякал поток паломников. Новая часовня на могиле старца Павла была возведена на частные пожертвования в 1995 году. В 1998 году старец Павел канонизирован как святой Павел таганрогский, а рака с его мощами перенесена в Никольскую церковь. В капличке старца Павла по-прежнему находятся захоронения послушницы Марии Величко и других его сподвижников.



Гаврюшкин «Обелиски золотых куполов» КАПЛИЧКА СТАРЦА ПАВЛА ТАГАНРОГСКОГО На городском кладбище существовало еще одно культовое сооружение — капличка на могиле старца Павла Павловича Стожкова. Располагалась она на расстоянии 200-300 метров к северо-востоку от кладбищенской церкви. Две власти — царская и Советская по разному характеризовали старца как личность и по разному относились к его проповеднической деятельности. За праведную жизнь народ причислил старца к лику святых, церковью официально канонизирован не был. Павел Павлович Стожков родился 6 ноября 1792 года в Черниговской губернии. В двадцать пять лет покинул родительский дом и пешком обошел много святых обителей. В середине двадцатых годов девятнадцатого века появился в Таганроге и здесь осел. Поклонники старца Павла утверждали, что он происходил из богатой дворянской семьи имевшей большое количество крепостных. При Советской власти сотрудники ГПУ утверждали обратное, что ими в архивах кладбищенской церкви обнаружен документ — ответ черниговского губернского предводителя дворянства от 16 февраля 1917 года за номером 335, адресованный священнику церкви Александру Курилову. В нем отписывалось, что родители Павла Стожкова не имели никакого богатства, как и не имели крепостных крестьян. Павел Павлович Стожков одевался в простую крестьянскую одежду, говорил простым языком на малопонятном малороссийском наречии. Обладал большой физической силой и отменным здоровьем. Был очень набожным и всецело посвятил свою жизнь служению Богу. Часто говорил малопонятные, даже несуразные фразы, которые потом можно было истолковать по разному, чем и стяжал себе славу прорицателя. Несколько примеров приводимых в церковной литературе дают об этом некоторое представление. Одна зима в Таганроге была настолько снежная, что снег долго лежал на улицах большими сугробами. Как-то старец Павел влез на один из сугробов и долго смотрел на море и город. Проходящие люди его и спрашивают. — Что, вы, Павел Павлович все смотрите на город и на море? — А он и отвечает им. — Та смотрю, станет ли в мори воды пожар залить, хоть бы стало у мори воды пожар залить. Слова его были пророческими. Через несколько дней начал дуть такой сильный верховой ветер, что воду от берега выгнало верст за семь- восемь. Тогда же и случился пожар, загорелись лавки на Старом базаре. Из-за ветра в городе выгорело два квартала, а из-за угона воды от берега на большое расстояние, нечем было тушить его. Из села Голодаевки крестьянин Федор Лукашов часто посещал старца Павла, временами даже жил у него. Он ревностно относился к Богу и часто с односельчанами спорил, стараясь защищать в расшатанных умах веру в Бога. Старец, слушая его, бывало скажет. — Федор, ты поменьше говори, та язык держы, а то убитый будешь!, что и сбылось через много лет. Как-то подзывает он послушницу Пелагею и говорит ей как бы за кого другого. — А, Палажка буде связана, ну не вбьют, не вбьют, ты чуешь, Палага? Вскоре Пелагея отправилась с ночевкой к своей подруге, хозяева которой уехали. Узнав об отъезде злые люди захотели поживиться чужим добром и связали Пелагею и кухарку. Кухарка проснулась, стала вырываться и кричать, за что злоумышленники стали избивать и душить ее, а Пелагее, которая лежала спокойно, не причинили никакого вреда. Он не раз говорил своим послушникам. — Як умру, а до вас люды будуть ходыть, то вы их водыть до моей могилы и воны будут говорить «Здравствуйте, батюшка», а я им буду говорить «Здравствуйте, мои добрые люды!» Когда он говорил эти слова, то послушница Мария засмеялась и заметила. — Да, батюшка, как закидают вас землей, то вы и не отзоветесь, — а он с грустью и отвечает. — Ой, дурна дивчина, а ще у мене живешь. И сбылось слово его. Старец умер, но могила его осталась незабвенной его послушниками и добрыми людьми. Поселившись в Таганроге Павел Павлович поменял несколько мест проживания и наконец осел в домовладении по Депальдовскому переулку, 90. В книге «Жизнь и подвиги в Бозе почившего прозорливого старца- подвижника Павла (Павловича) Таганрогского», написанная священником Иоанном Алексеевым, предваряя текст имеется разрешение на ее издание. «От Киевского Духовно-Цензурного комитета печать дозволяется. Киев 8 июня 1911 года. №1264. Цензор, профессор Академии, священник Александр Глаголев». В ней так описывается распорядок дня старца Павла. «Он обязательно каждый день отправлялся в Собор, выстаивал литургию, подправлял лампады и затем из храма, по обыкновению, шел по базару. Идя по базару и увешанный двумя белыми холщовыми сумками с палкою в руках, старец обходил всех торгующих с обычными своими наставлениями; случалось иногда кого и палкой ударит, кого и пожалеет. Торговцы и торговки подавали ему милостыню, кто булку, кто лимонов, апельсинов, иные давали и деньги, но от некоторых старец не принимал никаких подаяний и даже отгонял таких палкой от себя, к великому их огорчению. Возвращался старец домой обыкновенно в часа три-четыре. Живущие у него послушники и послушницы так же ежедневно ходили в церковь и по возвращении принимались за работы, указанные старцем и, Боже сохрани, сделать что-нибудь без благословения старца. На обед обыкновенно варился борщ, всегда постный, мясного блюда у старца не полагалось. Борщ приготовляли по указанию старца самым простым способом. Все нужные овощи для борща резались и все вместе складывались в большой глиняный горшок, который заливался квасом и водой и ставился в русскую печь. Деревянная часовня старца Павла. Молитвы старца были усердные с коленопреклонением. Любил так же поклоны. Бывало, других даже нанимал делать поклоны по две копейки за сотню». Когда в 1864 году старцу исполнилось 72 года, он женился на 24-летней девушке из Синявки, которая вскоре умерла от туберкулеза. После его смерти, последовавшей 9 марта 1879 года, что зарегистрировано метрической записью в Никольской церкви, жители объявили его святым, а землю с его могилы посчитали чудотворной и исцеляющей от всех болезней. Исповедовал и причащал Павла Павловича иеромонах греческого Иерусалимского монастыря отец Дамиан. Когда гроб вынесли во двор, коленкор, которым были накрыты столы, мгновенно был разорван на куски. Одни брали его с собой для памяти о старце, другие для исцеления от недугов. Крыши домов и заборы на Екатерининской улице, по которой на руках несли гроб с телом старца, был усеян народом. Павла Павловича похоронили на участке земли, огороженный палисадником, которое заранее приобрел поклонник старца Никанор Иванович. В 1905 году на одной из панихид присутствовал почитатель старца Павла некто Иван Никитич Ионкин. Стоя под проливным дождем ему пришла мысль, сделать доброе дело и построить небольшую деревянную часовню, чтобы как-то защитить народ в ненастное время года. На следующий год деревянная часовня размером семь на десять метров, вмещающая 15 человек, была готова. В ней имелось семь окон и две двери. Овальную крышу венчал крест. Посреди часовни, в виде деревянной гробницы с насыпанной в нее землей, находится могила старца. У изголовья большой восьмиконечный крест с прибитым к нему распятием и неугасимогорящей лампадой. Тут же имеется установленная вертикально металлическая плита с жизнеописанием старца. Оканчивается она словами «…предстоящая сия могила сокрыв старца и отца, который был приятель странных, милостив для нищих и убогих, и изувеченных калек. Таким он был в строгих подвигах самоотвержения весь свой временный век, с молоду и до старости лет был образ кротости и добродетелей предмет. Христе! Прости нас грешных Искупитель, прими раба твоего в обители». Перед каждой из многочисленных икон лампада. Рядом с захоронением святого имеется вторая могила, старца Емилиана, послушника Павла Павловича, с которым он прожил много лет. Захоронение П.П. Стожкова. Старец Павел имел много послушников, преимущественно среди женщин, которые истолковывали его непонятные выкрики и всячески создавали ему популярность. Со временем слава старца возросла и память о нем не угасла до наших дней. Ежедневно на его могиле совершались панихиды и молельни. Этим после смерти Павла Павловича воспользовалась его послушница Мария Величко, или как ее впоследствии стали называть Мать-Мария, а еще позднее, по ее настоянию и Мать-игуменья. При входе в часовню на первый взгляд все будто было честь-честью: иконы, зажженные лампады, несколько десятков людей. Посредине, над прахом старца, стоит высокий ящик наполненный землей, с воткнутыми свечами, тут же ломти хлеба, мед. К Матери-Марии подходят женщины с благоговением и коленно преклоняются с раскрытыми ртами, куда Мария высыпает горсть земли взятого из ящика. После такой милости целуется край ящика и руки игуменьи. Временами все женщины поднимают головы и начинают петь молитвы. Затем одна, или две, ртом берут землю с могилы и, медленно жуя, опять припадают головой к гробнице… В платочках, пузырьках и коробочках уносят с собой чудотворную землю. Многие стараются подойти второй раз, но их со злобой отгоняют. Каждый вечер земля в гробнице пополняется послушницами, которую берут у западной стены кладбища. «Сонм Ангелов». Картина. Однажды к полицмейстеру обратился отец благочинных таганрогских церквей с просьбой оказать содействие в конфискации из часовни Павла Стожкова картины, изображающей гроб Стожкова окруженный сонмом ангелов. Еще в 1907 году указом Екатеринославской духовной консистории предписывалось уничтожить эту картину. Но тогда по прибытии полиции в часовню, ее уже не оказалось. И вот она снова появилась. Саркофаг на могиле старца Павла. П.П. Филевскому было 15 лет когда умер Павел Стожков и личного контакта между ними, можно утверждать, не было, но он, как сам человек глубоко верующий, всегда вставал на его защиту, когда в местной печати появлялись заметки, очерняющие религиозные убеждения старца Павла. Одну из таких публикаций, появившейся в газете «Таганрогский вестник» 21 ноября 1911, года даем с некоторыми незначительными сокращениями. «В нашей местной печати неоднократно появлялись статьи и заметки о старце Павле Стожкове… Старец Павел Павлович бы великий серцеведец. Он проникал в душу человека, понимал ее и потому мог влиять на нее. Он не говорил с толпой, не влиял на нее, но говорил с каждым человеком отдельно по душе, близко принимая к сердцу то, чем болел его собеседник и старался облегчить его душу, потому к нему и шли больные душой из Таганрога, Синявки, Голодаевки, Ростова, Черкасска и пр. Приходили к нему с горем и сомнением и он утешал и укреплял в вере не путем богословного убеждения, к этому он не был приготовлен, а своею искреннюю верою влиял на сомневающегося; он сам так глубоко веровал, что глубина его веры неотразимо передавалась другому: тем более, что к нему шли сомневающиеся в себе самих, но чувствующие над собой огромную власть этого сердцеведства, который вероятно в свое время и сам не мало перестрадал над своими сомнениями». Просуществовала деревянная часовня до 1912 года. В ночь на 12 июля с каланчи пожарной команды в районе кладбища заметили огонь. Часовня- памятник сгорела полностью. После пожара в течении получаса собравшиеся успели разобрать землю с могильного холма. Мария Величко не успокоилась и энергично стала хлопотать о постройке новой, каменной часовни и хлопоты ее увенчались успехом. Указом Его Императорского Величества от 24 мая 1913 года №15784 Марии Величко разрешили построить каменную капличку на могиле старца Павла при условии: – Часовня должна быть в ведении причта. – Ключи должны храниться у старосты церкви. – Часовня открывается только на время совершения панихид и открыта после этого не более часа. – Воспрещаются тризны на могиле, чтение акафистов, молитв и пение. – Чтобы не ели землю могилу сравнять с землей и пол должен быть бетонным. – Несоблюдение предложенных условий приведет к закрытию часовни. Мария Величко дала в этом подписку, причем, ввиду ее неграмотности, за нее подписалась Мария Цюрютина. Приняв условия монашки, пристроили к часовне деревянный сарай, где продолжали торговать землицей и ладанками. 29 июня 1914 года часовню освятили. Она имела красивую внешность, внутри мраморный, строго выдержанный в греческо-византийском стиле, иконостас. Обошлась постройка в двадцать тысяч рублей и строилась за счет пожертвований почитателей старца. В апреле 1925 года капличку Павла Павловича Таганрогского закрыли. «Святая Мария» продолжала торговать с могилы старца землей и лечила своих пациентов и пациенток от всех болезней: запора и поноса, от беременности и бесплодия, а так же присвоила себе еще дар прорицательницы. В местной газете в ноябре 1927 года появилась заметка: Священник Н.Н. Чудновский «ГПУ арестовала шайку вымогателей «святая братия», которая спекулируя именем старца Павла Павловича, одурачивала верующих. Центральной фигурой в одурачивании была бывшая сожительница Павла Стожкова Мария Величко. Мария хитра «как лиса». Все верующие называют ее «святой Матерью-Марией», преклонятся перед ней, слушаются и боятся. Но Мария стара и поэтому у ней целый штат «квалифицированных помощников». Заправилой среди подручных «святой Марии» является Груня Лукьяненко. Вся эта братия работала в контакте с некоторыми священниками города, выколачивая у верующих средства в свою пользу. Методы работы вымогателей были просты. Шайка кормила религиозных стариков, женщин и детей землей с могилы Павла Павловича. А ежели у кого мужья не верили, то их женам выдавался «паек» земли, которым они приправляли борщ, думая, что от этого на мужей сойдет господня благодать. От земли у верующих плохо варили желудки, многие заболевали. Были и смертельные исходы. Среди верующих у святой братии была черная и белая кость. Черная кость довольствовалась землей. Белую кость кормили кусочками сливочного масла, «святыми» огурцами, маслом из лампадок и прочее. Торговля шла вовсю. Во время каждого богослужения расходовалось не менее мешка земли, бравшейся якобы с могилы Павла Павловича. Были и другие методы лечения. Мария Величко заготовила большую мраморную плиту. Когда к ней приходили верующие, она говорила. – На дощечке сей молился сам Пал Палыч. Раздевайся, раб божий, ложись на дощечку и все болезни у тебя как рукой снимет. Не перечесть всех тех, кто умер в результате «мраморного лечения», получив туберкулез от холодной плиты. Вот некоторые фамилии Балицкая, Серебрянская, Шашко, два Сидоркиных и другие. Сами же «святые» лечились у врачей. Вся братия — ярые враги Советской власти. Мария Величко давно уже выявила свою политическую физиономию. Еще при первом восстании рабочих она говорила. – Восстали антихристы. Но недолго им безбожничать. Сядет на престол Михаил, сгинут в бездну большевики. Особенно широкая агитация велась, когда произошло землетрясение в Крыму. Мария пускала слухи. – Конец пришел большевикам. Всевышний на них разгневался. Скоро земля разверзнется и провалятся все антихристы. М.А. Величко Крестьяне, напуганные «провалом», везли подводами продукты, вещи и все это передавалось на капличку Павла Павловича». Заканчивалась заметка словами. — Скоро эта братия предстанет перед судом. Дело вел следователь ГПУ Логвинов. При обыске в общежитии монашек обнаружили: «святой воды» 24 четверти и 25 бутылок (около ста литров), масла в количестве 124 пузырьков и большой запас свечей — 10 пудов. По делу проходили: Торговец Барановский Никита Мелентьевич, 1887 года рождения, служил в белой армии, имел собственный дом. На иждивении жена, торгующая мануфактурой. Занимал должность секретаря нелегально существующей религиозной общины. Священник Чудновский Никандр Николаевич, 1871 года рождения, окончил духовную семинарию, преподавал Закон Божий во второй женской гимназии. С 1916 по 1918 год служил бригадным священником на фронте, имеет боевые награды. Зять и сын живут заграницей. Имеет дачу на Черноморском побережье. От монашеской братии получал ежедневно до трех рублей. Величко Мария Андреевна, 1852 года рождения, из крестьян села Николаевка, имеет дом и флигель. Восемь монашеских особ. 13 июля 1928 года в окружном суде начался разбор дела. Все подсудимые держат себя сдержано и в показаниях постоянно ссылаются на «незнание» и «неграмотность». Одни из монашек рассказывают, как в погребе годами стояла «святая» вода, которую все время разбавляли; что не верят в святость Павла Павловича, так как его не прославила церковь; третьи ничего не говорят, только крестятся. Священник Чудновский заявил, что в святость Павла не верил, но это приносило ему доход. Прежде чем начать свои показания, Мария Величко трясущейся рукой «осенила крестом» состав суда, защитников и обвинителей. А после того, как в зале суда утих смех, не по летам моложавым голосом сказала. — Это все проделки Чудновского. Пусть он и отвечает. Он нас убеждал в святости Павла… Суд постановил: Величко Марию подвергнуть денежному штрафу на 500 рублей с конфискацией принадлежащего ей дома по Депальдовскому переулку. Священника Чудновского Никандра, торговца Барановского Никиту и монашку Лукьянченко Агриппину подвергнуть штрафу до 300 рублей с частичной конфискацией имущества. Кроме того, суд нашел дальнейшее пребывание в данной местности осужденных Величко, Чудновского, Барановского и Лукьяненко общественно опасными и руководствуясь статьями 23 и 24 Уголовного кодекса применить к ним дополнительную меру наказания, выслав из пределов Северного Кавказа на три года. Остальных: Юрченко Устинью. Козленко Ольгу, Топчиенко Ольгу, Барташеву Степаниду и Задорожную Степаниду приговорить к принудительным работам на шесть месяцев. Принимая во внимание, что эти шесть человек совершили преступление впервые и попали под влияние Марии Величко, суд нашел возможным применить амнистию и судимость с них снять. Могила П.П. Стажкова и М. Величко Впоследствии Мария Величко вернулась в Таганрог. Умерла, когда город был оккупирован немцами. Они устроили ей пышные похороны и хоронили с такими же почестями, как и старца Павла. Гроб с ее телом рыбаки препроводили на руках на кладбище. Похоронена рядом с могилой Павла Павловича Стожкова. У их могил и сейчас всегда можно видеть многочисленных верующих и поклонников как Павла Павловича Стожкова, так и Марии Величко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *