Никольский собор можайск

Содержание

Можайск. Загадки Ново-Никольского собора

  • Nov. 8th, 2016 at 4:40 PM

Оригинал взят у pamsik в Можайск. Загадки Ново-Никольского собора
…Я сейчас напишу его историю. Удивительную, странную, крайне загадочную, и, в общем-то, не очень позитивную.
…Один местный можайский энтузиаст-краевед стал измерять собор, стал анализировать результаты измерений и переводить линейные размеры собора из нашей метрической системы в систему мер, применявшихся двести лет назад (сажень, аршин, четверть, вершок, дюйм).
…Нет ни одного кратного размера – одни дробные числа. В разных размерах храма спрятано постоянное повторение одних и тех же сочетаний цифр: примерно 1314, 1118, 196 и др. А главное … — любую цифру путём самых разных (как простых, так и очень сложных математических) пересчетов можно свести к трём. Совершенно нехорошим и неприятным цифрам.
…Да ещё эти знаки кругом. Спаренные треугольники=гексаграммы (звезды Давида), пирамиды, увенчанные шарами, угольники. В путеводителе сразу обращает на себя внимание странная фраза: «собор в стиле неоготики, присутствуют мавританские формы». Какие ещё мавританские формы на русском православном храме??
Ново-Никольский собор.
(ул. Бородинская, 9)
Я сейчас напишу его историю. Удивительную, странную, крайне загадочную, и, в общем-то, не очень позитивную. Оказывается, Новоникольский собор находится на территории старой Можайской крепости или Кремля, от которой сейчас остались лишь фрагменты стен да ворота.
Мы проходим через кирпичную арку ворот и глаза охватывают буйство весенних разноцветных цветов, сам красно-белый вычурно-архитектурный храм, окрестности, открывающиеся взору – это вершина холма, и ни о чём пока не догадываемся. Хотя, сейчас специально вспоминаю-перелистываю первые ощущения – при взгляде на собор отмечаю удивление, причем такое несколько вопросительное, неожиданное и осторожное. Этот храм совсем не похож на русский. Похож либо на костел, либо, скорее всего вообще на причудливый замок. Звезды Давида высоко на фронтоне.
Стоит на самом-пресамом краю холма-обрыва.
Я пытаюсь вспомнить имя архитектора, но почему-то оно никак не вспоминается.
Поднимаемся внутрь наверх по целому ряду высоких ступенек: один подъём, ещё один подъём. В соборе – достаточно просто, в основном превалирует серый цвет штукатурки, росписей – ~5%, чуть-чуть сохранились фрагменты на колоннах и стене. Колонн, кстати, две – большие и объёмные.
Справа, впереди мы видим знаменитую деревянную резную фигуру Николы Можайского и небольшой ларец с его мощами. Надо же какой грозный оказывается в Можайске Николай Чудотворец, мы знаем его как Николая Мирликийского, Николу Мокрого, Николу Рубленый Город, Николу Мореплавателя, доброго Санта-Клауса, в конце концов, а здесь у него в руках поднятый кверху меч и какой-то город или крепость. По себя ещё удивляюсь – вообще-то резные фигуры святых не совсем одобряются церковью, и в основном они характерны для Русского Севера, где в основном и сохранились. Или для католических конфессий.
На Руси резные деревянные фигуры православных святых — это отголоски очень давних славянских ведических традиций, своих древних богов наши древние предки обычно вырезали из дерева. Эти ассоциации с древними славянскими традициями – и есть причина того, что сейчас они не приветствуются, мягко говоря. А здесь, в Можайске резная фигура – это очень почитаемый образ. Ещё не покидает ощущение, что те деревянные резные фигурки русских святых, которые я видела на выставке в Кремле и мы видели в Вологде, и в других местах – совсем другие. Не знаю, как сказать правильно, я всё-таки не искусствовед. Те фигуры – русские, с легко узнаваемой славянской внешностью, здесь – прости меня Господи, очень похожа на те, которые мы видели в Италии, например, т.е. в католических соборах. Вспоминаю ещё то, что у меня возникло желание сфотографировать фигуру. Обычно я этого никогда не делаю в православных храмах. А здесь – захотелось. Зачем? Чтобы рассмотреть потом поподробнее. Зачем? Не знаю.
Ещё немного об образе Николы Можайского.
Это – не скульптура, т.е. на полу образ стоять не может. Это – расплющенное (до 25см) изображение святого, изготовленное из толстой дубовой доски. Раньше этот образ был прикреплён на брёвнах над въездными воротами в крепость. От осадков сверху его прикрывал навес-киот.
Истоки, т.е. автор и дата – неизвестны. По времени это может быть сер.13 века/1250, когда Можайск крестился. Поскольку святой держит в руке храм, его можно трактовать как символ новой веры – так предположили историки.
Но, также дату можно обозначить и нач.15 века/1409, когда Можайская крепость многократно захватываемая и сжигаемая татаро-монголами была капитально восстановлена князем Андреем Можайским (сыном Дмитрия Донского), а на месте старой деревянной была возведена новая каменная церковь. И тогда святой Никола, возможно, показывает народу восстановленный новый храм.
Как бы то ни было, Святой Меченосец Никола Можайский – защитник города и Кремля-крепости. После того как образ был установлен над крепостными воротами — 200 лет после этого Можайск ни разу не был захвачен более чем активным различным неприятелем. Только в Смутное время, нач.17 века/1613, отогнанные от Москвы и сильно обиженные этим обстоятельством поляки увезли образ к себе в Польшу. Вернули через шесть лет. Оригинальная чудотворная фигура-образ Николы Можайского — это копия. Оригинал – под тремя замками в Третьяковке. Перед ней молятся о выздоровлении. Хотя фигура, которую мы сейчас рассматриваем, не совсем православного канона.
Теперь самое интересное.
Кто же автор собора? Когда построен?
Ответ – неизвестно, неизвестно.
Как же так? А где же чертежи, документы по собору, архивы, в конце концов? Архивы есть, а бумаг нет. Ни одной. Как корова языком. Ну, тогда может быть исчезли в горниле войн и революций? Да нет, какое горнило, если приблизительное всё-таки время строительства всего-то ~200лет назад — кон.18 — нач.19 веков/1779-1814, что-то должно было сохраниться. Но ответ такой: «Церковь построена в каком году неизвестно, тщанием чьим тоже неизвестно».
Следующий вопрос. На чьи деньги производилось строительство? Кто финансировал грандиозное снесение башен и стен старой крепости, срытие валов, укрепление откосов холма мощнейшими подпорными стенами? Ответа нет. Тоже загадка.
И никто бы не обратил внимания, кроме въедливого бывшего геодезиста, местного энтузиаста Куковенко. Пришёл, облазил всё, принёс инструменты и начал обмеры. Первый результат – в архитектурном плане храма нет ни одной симметричной линии, хотя такого не то чтобы быть не может, а категорически не должно быть! Стал анализировать результаты измерений и переводить линейные размеры собора из нашей метрической системы в систему мер, применявшихся двести лет назад (сажень, аршин, четверть, вершок, дюйм). … Проанализировал. …
Нет ни одного кратного размера – одни дробные числа. Кто строитель – тот поймёт сразу, что такое и зачем вообще нужны (вернее абсолютно не нужны) сложные дроби при строительстве зданий. Они создают массу неудобств, а тут используются специально. Зачем?
В разных размерах храма спрятано постоянное повторение одних и тех же сочетаний цифр: примерно 1314, 1118, 196 и др. А главное … — любую цифру путём самых разных (как простых, так и очень сложных математических) пересчетов можно свести к трём. Совершенно нехорошим и неприятным цифрам. Это касается не только размеров храма, но и целой системы разных построек вокруг него (часовен, ворот, искусственно насыпанных холмов).
Да ещё эти знаки кругом. Спаренные треугольники=гексаграммы (звезды Давида), пирамиды, увенчанные шарами, угольники. В путеводителе сразу обращает на себя внимание странная фраза: «собор в стиле неоготики, присутствуют мавританские формы». Какие ещё мавританские формы на русском православном храме??
Что-то всё это смутно напоминает…
Масоны? Да.
Не стоит возмущенно закатывать глаза: «Какие-такие ещё тут в Можайске масоны». Да такие, обычные масоны. Толстого «Войну и мир» читали, ну, вспоминайте, куда там вступал Пьер Безухов? – перечитайте. Доллар давно в руках держали? – приглядитесь. В Ярославле были (я про него уже писала) ? – съездите.
Не буду вдаваться в подробности, тем более что я профан, знаю только поверхность. Мне, к примеру, импонирует одна масонская идея: «работа имеет смысл только тогда, когда она превращается в творческий духовный процесс», но это снова же поверхность, а что там дальше?
Немного истории.
Предположительно первые масоны – рыцари-храмовники из Ордена Тамплиеров. Первые магистры и они же основатели ордена графы Гуго де Пейн и Робер де Краон. Последний магистр – Жак де Моле, который после 7ми летнего заточения и пыток в возрасте 70 лет был сожжён на костре (1314 год). И не отрёкся от своих убеждений. Сгорая, он призвал в этот же год встретиться на небе своих врагов – короля Филиппа Красивого, папу Климента V и судью Гийома Ногаре. И это действительно произошло в этот же год. В братство принимаются только мужчины. Исключение составляла только Жанна Д’Арк. Тамплиеры имели как «светлый», так и «тёмный» орден. Но, и «светлые тамплиеры», поклонялись таким силам, которые христианская церковь отнюдь не приветствует. Круговая порука. Тайные обряды. Мощнейшие символика и традиции. Сакральная фетишизация цифр или система тайных цифровых намёков или масонская числовая мистика. Любое действие вольных каменщиков – обязательно сопровождается сложной обрядностью.
17-18 век – пик увлечения русского дворянства масонством, масонскими тайнами и обрядами. За ещё примерами далеко ходить не надо – Москва, усадьба Царицыно; почти любой дворец, принадлежавший Голицыным; почти всё, что построили архитекторы В.Баженов и М.Казаков и тд. и тп., и многое-многое другое.
Возведению собора предшествовали сложные астрономические и геодезические работы. Новоникольский собор – это «сплав математики, архитектуры и мистики». При строительстве этого собора неизвестный архитектор храма «проявил неистощимую изобретательность», задействовав все важные и нужные сакральные числа (а они в основном связаны с датами жизни Великого магистра Ордена Тамплиеров Жака де Моле) и символы (связаны с масонскими мировоззрениями: наличие и определённое количество ступеней, сохранённые и замурованные арки-ворота старого собора, знаки). Также не секрет, что под собором была целая система подземных ходов (сейчас залиты бетоном). По ночам активно проходили службы на латинском языке. И напрашивается вывод, что Новоникольский собор в Можайске есть ни что иное, как можайский памятник Жаку де Моле, приуроченный к 500-летию его кончины.
Искусствоведы до сих пор спорят о происхождении фигуры с мечом в правой руке и «градом» в левой. И не боятся высказывать предположения, что это может быть фигура как католического епископа, так возможно и крестоносца. Поскольку не заметить меч (рыцарский атрибут) и 8-угольный храм (тамплиерский атрибут, храм Господень) в руках святого Николая невозможно.

  • В этом соборе никогда не молились русские императоры – Александр I и его брат Николай I (официально запретившие масонство в России), когда они останавливались в Можайске.
  • Икона Николая Можайского единственная из всех чудотворных икон не была вынесена к русским войскам накануне Бородинского сражения (а Можайск всего в 12км от Бородино!).
  • Русская интеллигенция, которая охотно посещала святые места и чудотворные иконы, избегала Можайск и эту церковь. Лев Толстой перед написанием батальных сцен Бородинской битвы посетил Можайск, ночевал здесь, но в этот храм не зашёл, хотя ездил к другим иконам и не раз.

И важное – судя по количеству тех самых трех цифр, которые сплошь и рядом «зашиты» в размеры храма, строил его отнюдь не «светлый тамплиер-масон»-архитектор.
Что же говорят православные батюшки на все эти «домыслы»? – «Уймитесь, — говорят – люди. – Да, действительно, храм был построен в пиковое время увлечения русским дворянством масонскими идеями. Да, действительно, в храме присутствует символика, которая может быть истолкована как масонская. Но, эти символы сами по себе настолько древние, что используются разными концессиями и толкуются ими по разному. А самое главное — сама молитва, совершение божественных таинств, освящают место, или другими словами — нейтрализует вредное воздействие».
*некоторые фото для поста взяты из интернета
Рассказ Можайск — Загадки тамплиеров и Монастырь на Лугу. Бородино, Верея — Места Русской Славы
Загадки русских городов:
Масонский Ярославль
Загадки Коломны. Хранители Либереи и Пояс Власти
Посты по тэгу *Подmoskovie:
Успенский собор на Городке в Звенигороде и древнее городище
Аносина Пустынь (Борисоглебский Аносин женский монастырь)
Звени-город. Саввино-Сторожевский монастырь
Подмосковный Нотр-Дам — Церковь Знамения в Дубровицах /Подвесной мост в Лемешево
Вознесенская Давидова Пустынь
Большие Вязёмы – Тройка. Семёрка. Туз
Захарово — Душа наша, Пушкин
Таруса. Достопримечательности и музей Марины Цветаевой
Серпуховские зарисовки: Красная Гора. Монастыри. Павлины. Вкусный хлеб
Коломенский Кремль. Маринкина башня
Зарайский рай. Компактный путеводитель по городу
Мелихово – Аромат Чехова
Вознесенская Давыдова Пустынь
Тёмная история Боровска. Боярыня Морозова
Глобус Боровска
Бородино (Московская область, Можайский район)

Никольский собор в Можайске, Московская область, Можайский район

?

Log in

No account? Create an account deadOKey (deadokey) wrote,
2018-09-04 11:02:00 deadOKey
deadokey
2018-09-04 11:02:00 Наша страна славится прекрасными храмами. Некоторые из них поражают красотой своих росписей, некоторые – старинными преданиями, некоторые – удивительной гармонией своих классических пропорций. Но есть в наших городах и селах и такие церкви, которые запросто можно назвать дивом, чудом, своеобразным исключением из правил. К этому списку я отношу и уникальную Знаменскую церковь в Вешаловке, и Троицкую церковь в Гусь-Железном, и Введенскую церковь в селе Пет и уникальный Никольский храм в Можайске, о котором я хочу рассказать вам сегодня! Эта монументальная постройка в псевдоготическом стиле эффектно возвышается над городом и больше напоминает замок или католический костел, нежели православный храм. Неудивительно, что в его истории существует очень много загадочных моментов. Предлагаю вам разобраться во всем подробнее!
На месте какого древнего архитектурного сооружения появился Никольский собор? Почему его чаще называют Новоникольским? В чем загадка знаменитого образа Николая Чудотворца «Можайского»? Где сейчас находится оригинал этой православной святыни? Кто построил Никольский храм? Почему, по некоторым сведениям, от его посещения воздерживались борцы с масонством в XIX веке? Какие величайшие православные святыни находились в соборе до революции? Почему проект этого монументального храма можно назвать парадоксальным? Какие события едва не уничтожили Никольский собор? И как проходит приходская жизнь в этом уникальном храме в наши дни?
В этом материале мы постараемся найти ответы на все эти вопросы. А уже совсем скоро, 8 сентября, я приглашаю вас на экскурсию по Можайску и знаменитому Бородинскому Полю, во время которой мы обязательно посетим Никольский храм. Присоединяйтесь к нам!
А вы знали о том, что в Можайске находится такой удивительный храм? Какие церкви России вы можете назвать самыми необычными?
Дата фотографий: 21 июня 2018 года.
2. Общий вид на Никольский храм. Он словно парит над городом!
Никольский собор в Можайске был построен в первой четверти XIX века, однако, эта уникальная постройка была основана на фрагментах древнего оборонительного сооружения – знаменитого Можайского Кремля. Первый этаж храма включает в себя стены кремлевских Никольских ворот, которые стали важнейшим символом духовной жизни города – ведь именно на них был установлен знаменитый, один из самых почитаемых на Руси образов Николая Угодника, известный в народе как «Никола Можайский». Эту православную святыню нельзя назвать иконой в привычном нам понимании этого слова. Можайский образ Николая Чудотворца представлен в виде деревянной скульптуры, на которой Святитель изображен с мечом в одной руке, и градом Можайском – в другой.
3. Церковь построена в первой четверти XIX века в псевдоготическом стиле.
Искусствоведы не могут назвать точную дату появления этого образа, однако, по официальной версии, образ датирован XIV веком. С его появлением связано одно из главных преданий в истории города Можайска. Во время осады вражеских войск жители города увидели, как над Можайской крепостью явился образ самого Николая Чудотворца. Враги, увидев святого, рост которого был значительно выше человеческого, который держал над крепостью меч, были охвачены священным ужасом и тотчас же покинули Можайск.
4. Автором проекта храма считают зодчего Алексея Бакарева из знаменитой школы Матвея Казакова.
Местные предания гласят: образ Николы Чудотворца «Можайский» изображает святого в том самом виде, в котором он пришел на защиту Можайска в тот знаковый день. С тех пор образ Николая Чудотворца считают защитником Можайска, а к его образу на протяжении нескольких веков устремляются паломники, чтобы получить помощь и исцеление. В наши дни первый – исторический, образ Николы Можайского хранится в Третьяковской галерее, а в Никольском соборе Можайска находится копия этого знаменитого образа.
5. Храм построен на месте Можайского Кремля, который был разобран в 1802 году.
Со временем, деревянный собор Николы на воротах Можайского Кремля стал ветшать. А в 1802 году Можайский Кремль, и вовсе, был разобран. Было решено сохранить лишь остатки надвратного храма, используя их при строительстве нового храма.
6. В основании Никольского храма присутствуют старинные стены надвратной церкви Николы, главной святыней которой был знаменитый и почитаемый на Руси образ Николая Чудотворца «Можайский».
Историки и искусствоведы до сих пор до конца не уверены в том, кто же был автором этого псевдоготического шедевра в Можайске. Этого архитектора однозначно относят к школе выдающегося зодчего Матвея Казакова. Предположительно, им был Алексей Никитич Бакарев.
7.
8.
Проект храма и его многочисленная символика, не характерная для православных культовых построек, также являются большими загадками для исследователей. Вот такое интересное описание Никольского храма мы можем увидеть в статье известного краеведа, специалиста по истории Можайска Владимира Куковенко в статье для журнала «Православные Храмы. Путешествия по святым местам»: «Затевалось нечто масштабное, и, для уездного города с населением не более трех-пяти тысяч человек, немыслимо дорогое».
9. В декоре храма присутствует множество диковинных символов, многие из которых являются масонскими, что, однако, весьма типично для времени его строительства.
10.
Финансирование строительства действительно вызывает множество вопросов. Конечно, народ шел к чудотворной иконе и оставлял свои пожертвования, но трудно поверить, что новый собор строился только на эти деньги. Кто так щедро оплачивал огромные расходы — загадка. Куковенко тщательно измерил стены храма и пришел к поразительным выводам: «В плане храм вписан в неправильный четырехугольник, ни одна из сторон которого не равна другой. Храм (без колокольни) имеет форму прямоугольной трапеции: северная и южная сторона являются основаниями, восточная и западная — боковыми сторонами». Но почему западную сторону строители сделали меньше восточной на целых полтора метра? Нет ответа. То же самое, если измерить колокольню и паперть: «Элемент западного фасада развернут относительно поперечной оси здания на 5-6 градусов».
11. Храм строился тогда, когда увлечение русской интеллигенции масонством было пиковым.
12.
13. Современные батюшки, служащие в храме мечтают о том, чтобы туристы, приезжающие сюда, преимущественно, для того, чтобы посмотреть на необычные символы, узнали и о других аспектах истории храма.
В общем, делает вывод Куковенко, создается впечатление, что храм спроектирован и построен крайне небрежно: «Когда я полностью вычертил план собора в масштабе, то долго не мог поверить ни себе, ни своим промерам — настолько все это выглядело нелепо. Несколько позднее я имел возможность ознакомиться с отчетом института Спецреставрация за 1980 год, в котором были помещены чертежи Новоникольского собора. Но там обнаруженных мною разворотов и непараллельностей не было. Должно быть, архитекторам этого института, как и мне, подобная ассиметрия показалась настолько несуразной, что они отказались следовать ей и план собора несколько облагородили, выполнив его в прямых углах и параллельных линиях».
14.
15.
Даже если вы никогда не увлекались изучением различной религиозной и оккультной символики, то вы с легкостью сможете определить, что фасады храма украшены нехарактерными для православных канонов символами и узорами.
16. До революции в Никольском соборе хранились мощи многих почитаемых русских святых.
17.
Перед вами – действительно символы, которые считаются знаковыми в масонстве. А Никольский храм был построен в тот самый период, когда увлечение русской интеллигенции идеями «вольных каменщиков» было пиковым.
18.
19. Внутри собора реставраторам предстоит провести еще очень большую работу. Но несмотря на это, храм открыт и является действующим.
20. Музей в храме.
Среди местных краеведов существует даже спорная легенда о том, что многие набожные представители русской знати, и даже – несколько российских императоров, посещая Можайск, демонстративно обходили стороной Никольский храм, как бы подчеркивая то, что они не одобряют увлечение россиян масонством. Однако, эта теория мало похожа на правду. Особенно, учитывая то, что до революции в храме находилось значительное число великих православных святынь. Здесь можно было поклониться мощам Сергия Радонежского, Благоверного князя Владимира, великомученицы Варвары и других православных святынь.
21. Внутри собора есть хорошая экспозиция, посвященная истории Можайска и строительству Никольской церкви.
22. Перед вами — одна из копий образа Николы Можайского. Оригинал этой святыни сейчас хранится в Третьяковской Галерее.
23. В 2013 году едва не случилась беда. Один из склонов возвышенности, на которой расположен храм, частично обрушился. В результате этого пострадал старинный лепной декор храма.
После революции Никольский храм в Можайске ждала тяжелая участь. Великая Отечественная война и советские годы самым негативным образом сказались на состоянии величественного храма. Беда едва не случилась и в наши дни, когда Никольский собор вновь был открыт для прихожан и паломников.
24. На фото сверху хороши видны очертания Можайского кремля.
25. Никольский храм вдохновляет художников.
В 2013 году на одном из склонов возвышения, на котором находится собор, произошло сползание грунта. В результате этого с собора упала лепнина, а также – была повреждена часть старинной храмовой кладки. К счастью, последствия этого негативного явления смогли предотвратить, склоны укрепили, и сейчас храм вновь находится в безопасности.
26.
В наши дни Никольский собор служит настоящим магнитом для туристов. Многие из них хотят увидеть храм, главным образом, потому, что он не похож на многие русские церкви и потому, что с его строительством связано множество тайн.
27. Этот собор, действительно, чрезвычайно красив!
28. Вид на Можайск.
Однако, священнослужители подчеркивают: они очень рады всем путникам, но им искренне хотелось бы, чтобы при посещении храма туристы не сильно концентрировались на масонских символах, которые украшают его стены. Ведь это место уникально не только своей архитектурой, но и удивительной историей и происхождением одного из самых почитаемых в России образов Николая Чудотворца.
29. Я рекомендую вам обязательно увидеть Никольский храм своими глазами!
30.
Экскурсии по усадьбам на сайте usadboved.ru Tags: Можайск, Можайский район, Московская область, готика, псевдоготика, фото 2018, церкви Subscribe to Telegram channel deadokey

Posts from This Journal “Московская область” Tag

  • Усадьба ПЕТРОВСКОЕ (Дурнево, Петрово-Дальнее), Московская область, Красногорский район, часть 2

    Сегодня я хочу представить вам пост с интерьерами усадьбы Петрово-Дальнее. В главный дом усадьбы достаточно непросто попасть, поэтому эти кадры не…

  • Более 6 тысяч жителей Подмосковья поддержали проект создания музея в усадьбе Быково

    Команда волонтеров усадьбы Быково поделилась в социальных сетях радостными итогами своей четырехмесячной работы по сбору подписей в поддержку…

  • Мои фото и видео стали материалами для нового брендбука усадьбы АРХАНГЕЛЬСКОЕ

    В следующем году музей-усадьба «Архангельское» отпразднует свой юбилей. Сейчас в имении активно идет масштабная реставрация, а тем…

  • Усадьба ПЕТРОВСКОЕ (Дурнево, Петрово-Дальнее), Московская область, Красногорский район, часть 1

    Сегодня я хочу рассказать вам об усадьбе, которая в отсутствии должного ухода и внятной обстановки с собственником тихонько погибает, пока не имея…

  • В Сергиевом Посаде прошел первый субботник в старинном доме на Валовой улице

    В прошедшую субботу мы с волонтерами, активистами областного ВООПИК и представителями местной администрации приобщились к спасению старинного…

  • Инсайдер: в Малаховке хотят снести здание старинной школы, в котором мог преподавать Марк Шагал

    В моем распоряжении оказалась инсайдерская информация о том, что здание 1910 года постройки в Малаховке, которая сейчас является филиалом люберецкой…

  • Срочно: нужны волонтеры для спасения старинного дома в Сергиевом Посаде!

    Друзья, нам очень нужна ваша поддержка! Завтра, 17 ноября, в Сергиевом Посаде в экстренном порядке пройдет субботник, во время которого мы начнем…

  • Усадьбу Остафьево хотят превратить в центр культурной жизни Новой Москвы

    29 октября Министерство культуры РФ обсудило концепцию развития «Русского Парнаса» — Государственного музея — усадьбы Остафьево. Директор…

  • В усадьбе Архангельское начался очередной этап восстановительных работ

    Большая реконструкция усадьбы «Архангельское» должна быть завершена к столетию музея, празднование которого пройдет в 2019 году. Сегодня…

Собор Николая Чудотворца в МожайскеСтраница приходаРусская Православная Церковь, Московская епархия (областная), Можайское благочиние

Престольный праздник: свт. Николая (22 мая, 19 декабря)

Настоятель: игумен Даниил (Жирнов), 1970

Приделы:
иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (6 ноября, 5 августа)
Спаса Нерукотворного (29 августа)

Приписные храмы:
храм ап. Андрея Первозванного
храм апп. Петра и Павла
часовня страстотерпца царя Николая

Святыня храма: в соборе поставили резную икону Николы Можайского. Она сделана по подобию древней чудотворной, находящейся в Третьяковской галерее.

allgood71@yandex.ru (496) 382-32-69 http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=129 Адрес: Россия, Московская область, Можайский район, Можайск, Бородинская улица, 8 Идет

Из истории

Можайский Никольский собор готической архитектуры стоит на высокой крутой горе. Храм двухэтажный. Первый его этаж, сложенный из огромных глыб дикого камня, — это ворота крепости XIV в. Здесь в надвратной церкви хранился чудотворный образ Николы Можайского, вырезанный из дерева в том виде, в каком святитель явился когда-то над осажденным городом.

Храм на городских воротах существовал с древнейших времен и первоначально не был соборным. В документах1596—1598 гг. он именовался Воздвиженским и имел придел в честь чудотворной иконы святителя Николая. Соборным в то время назывался иной Никольский храм, также весьма древний, обрушившийся в 1844 г., а в 1852 г. замененный новым — Петропавловским.

В Можайск часто ходили на богомолье цари и патриархи, чтобы поклониться святыне. В былые времена образ стоял в иконостасе и украшался драгоценными дарами усердных почитателей, принесенными в благодарность за полученные исцеления.

В первой четверти XVII в. храм на городских воротах носил уже название Никольского. В 1626 г. по государевой грамоте в нем исправили наружные повреждения, причиненные ему при нашествии поляков. 14 марта 1683 г. Патриарх Иоаким приказал сделать новый иконостас. На плане Можайска от 1756 г. у него значится придел в честь Воздвижения Креста Господня.

До начала XIX в. собор имел пять глав, колокольня его находилась на трапезе, а паперть — на арках.

В 1804—1812 гг. придел, колокольня и паперть разобрали за ветхостью и устроили вновь; ворота крепости заделаны с обеих сторон, пять глав уничтожены, и вместо них сделан большой купол с четырьмя башенками. Собор приобрел тот вид, который имеет теперь.

В 1812 г. французы сожгли иконостасы, расхитили и уничтожили церковное имущество. После их изгнания был обновлен придельный храм и освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а затем в 1816 г. возобновлен и сам собор. Колокольню построили весною 1814 г. В 1829 г. в куполе устроили церковь в честь Нерукотворного Образа Спасителя.

Последний настоятель собора до его закрытия — священник Константин Некрасов в 1937 г. был расстрелян на Бутовском полигоне; ныне прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Память совершается 15 декабря.

В 1933 г. собор закрыли. Во время Великой Отечественной войны разрушили ротонду. В послевоенные годы проводились частичные ремонтно-восстановительные работы. В 1960-егг. в храме разместили трикотажную фабрику. В 1980-хгг. Никольский собор и другие здания Можайского кремля перешли к Государственному Бородинскому военно-историческому музею.

В 1994 г. в соборе возобновились богослужения по воскресным и праздничным дням. Ведутся занятия детского хора. При храме действует ежедневная благотворительная столовая. Клирики храма духовно окормляют исправительные учреждения города Можайска. Строится храм в воспитательной колонии для подростков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *