Нилус Сергей Александрович

Нилус, Сергей Александрович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сергей Александрович Нилус
Дата рождения 28 августа (9 сентября) 1862
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 14 января 1929 (66 лет)
Место смерти с. Крутец, Ивановская Промышленная область
Гражданство (подданство)
  • Российская империя
  • СССР
Род деятельности религиозный писатель, публицист и общественный деятель
Язык произведений русский
Произведения в Викитеке
Файлы на Викискладе

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Нилус.

Серге́й Алекса́ндрович Ни́лус (28 августа (9 сентября) 1862, Москва — 14 января 1929, село Крутец, Александровский округ, Ивановская Промышленная область) — российский религиозный писатель и общественный деятель, известен как православный автор и публикатор «Протоколов сионских мудрецов».

Биография

Родился в Москве в малорелигиозной дворянской семье. Отец — Александр Петрович Нилус. Детство Сергей провел в Москве, приезжая на лето в имение Золотарёво Мценского уезда Орловской губернии. В 1873 году был отдан в 1-ю московскую прогимназию (впоследствии — 7-я Московская гимназия), по окончании которой в 1877 году поступил в 3-ю московскую гимназию, которую окончил в 1882 году. В тот же год Нилус посетил Киев, где наблюдал комету.

Вслед за старшим братом Дмитрием поступил на юридический факультет Московского университета. В 1886 году Нилус окончил университет и был определен кандидатом на судебные должности Симбирского окружного суда. С 1887 года он — кандидат на судебные должности при прокуроре Эриванского окружного суда, в 1888 году назначен помощником мирового судьи Сурмалинского отдела Эриванского суда в местечко Баш-Норашен Шаруро-Даралагезского уезда. В том же году, оставив службу он удалился в своё имение в Золотарёве, занявшись сельским хозяйством и торговлей.

Спустя некоторое время произошёл глубокий внутренний перелом в мировоззрении Нилуса. Его духовное возрождение совершилось благодаря чудесному видению преподобного Сергия Радонежского у раки с его мощами в Троице-Сергиевой Лавре и встречам с Иоанном Кронштадским, который исцелил его от серьёзной болезни горла и вернул к полноте православной веры, также в Троице-Сергиевской Лавре он встречался с Георгием Коссовым.

Летом 1900 года Нилус впервые посетил Саровский и Дивеевский монастыри, где познакомился с известными подвижницами игуменьей Марией (Елисавета Алексеевна Ушакова) и блаженной Пашей Саровской. В 1902 году он получил в Дивеевском монастыре архив Николая Александровича Мотовилова, собеседника преподобного Серафима Саровского.

В 1900 году он начал проповедь о близости явления антихриста и Страшного суда. В это время он посетил Гефсиманского старца Варнаву сотрудничал в «Московских ведомостях», был автором многих статей в этой газете. В это время к Нилусу попала рукопись под общим заглавием «Протоколы собраний сионских мудрецов». В июне 1901 года С. А. Нилус впервые посетил великую духом старчества Оптину пустынь. В 1903 году в свет вышла первая книга Нилуса «Великое в малом», выдержавшая уже несколько изданий. Во 2-е издание книги «Великое в малом» впервые были вставлены «Протоколы сионских мудрецов».

В начале 1905 года Нилус продал Золотарёво и поступил на службу в канцелярию по делам дворянства Министерства внутренних дел помощником делопроизводителя (в чине губернского секретаря; в 1906 году он — коллежский секретарь). 3 февраля 1906 года в Петербурге С. А. Нилус обвенчался с фрейлиной государынь императриц Еленой Александровной Озеровой, дочерью посланника в Афинах, а затем в Берне обер-гофмейстера А. П. Озерова. Супруги Нилус поселились сначала в г. Валдае (сентябрь (?) 1906 — сентябрь 1907); затем (с 1 октября 1907 года по 14 мая 1912 года) жили в Оптиной пустыни (в «Леонтьевской» усадьбе — двухэтажном доме, где жил ранее К. Н. Леонтьев —). Результатом разбора скитских рукописей, ознакомлением с духом и строем жизни насельников монастыря стала книга «Святыня под спудом». Дневник, который здесь вёл Нилус, печатался в «Троицком слове», в 1916 году под заглавием «На берегу Божьей реки» вышел отдельной книгой. В 1912 году, после инспекции монастыря архиепископом Серафимом и вынужденным отъездом из него старца Варсонофия, семья Нилус также вынужденно возвратилась в Валдай, где жила до 1917 года.

После революции 1917 года Нилуса преследовали советские власти. С лета 1917 года по апрель 1923 года семья жила в усадьбе князя Владимира Давидовича Жевахова Линовица. После выселения из усадьбы Нилуса многократно арестовывали и держали по несколько месяцев в заключении: в 1923, 1924, 1925, 1927, 1928 годах, однако каждый раз выпускали на свободу. В 1926 году супруги переехали в Кролевец Черниговской губернии, в 1928 году — в село Крутец, близ Александрова.

Скончался С. А. Нилус 14 января 1929 года. Похоронен в селе Крутец.

Память

В 2001 году обществом «Православный Петербург» была учреждена премия им. С. А. Нилуса «за литературные труды, в которых выявляется историческая правда о прошлом России». Её первым лауреатом стал А. Н. Стрижёв.

В 2003—2005 годах вышло полное собрание сочинений Нилуса.

Воззрения

О России

Согласно Нилусу, Бог избрал Россию как «новозаветный Израиль» и «дом Пресвятой Богородицы», чтобы она блюла православие, выражением которого являются Семь Вселенских Соборов, крестные знамения, акафисты, просфоры и Семь таинств. Однако в XX веке Россия была ввергнута в пучину испытаний, которые начались с «жажды новизны», «воинствующей толстовщины», «осквернения таинства брака» и равнодушия к вере отцов. Мощь России Нилус видит в единении «царя с народом» и заступничестве святых (Богородица, Сергий Радонежский и Серафим Саровский). Самодержавие, по его мнению, есть «земное отображение» божественного Вседержительства.

О современном мире

К научно-техническому прогрессу Нилус относился отрицательно, противопоставляя молитвам «угольный смрад фабрик» и «омерзительную вонь бензиновых моторов». Наблюдаемое объединение различных регионов мира (Америка, Азия, Африка и Океания) вокруг Европы он сравнивает с ситуацией накануне Вавилонского столпотворения. Это стремление он видит и в проектах «единой всемирной монеты», и в попытках создания «международного всемирного языка».

Эсхатология

Особое место в эсхатологии Нилуса занимает Антихрист, который возвысится над царями, построит Иерусалим, восстановит Иерусалимский храм и вернет всю окрестную землю иудеям. Существенную роль в подготовке прихода Антихриста окажет франкмасонство («анти-Церковь» и Вавилонская блудница), которое было занесено в Европу через тамплиеров. По мнению Нилуса, «священным фундаментом» масонства является легенда об Адонираме — строитель Соломонова храма, прямой потомок Каина, зачатого Евой от Люцифера. Потомки Каина не погибли в водах Всемирного Потопа, но укрылись в расщелинах Этны. Потомком Каина и предком Адонирама был Нимрод. Весь этот род издревле хранил культ древнего змия, известного под именем Тифона, Пифона и Бафомета. Символом этого культа, по мнению Нилуса, является .

О еврействе

Обращаясь к теме еврейства, Нилус утверждает, что евреи, став «сектантами-талмудистами» и отвергнув Христа, находятся «под проклятием и гневом Божьим». Особое неудовольствие у него вызывает различение Талмудом человечества на евреев и неевреев (гоев).

Труды

  • «Великое в малом и антихрист как близкая политическая возможность», 1902 (2-е изд. 1905)
  • «Сила Божия и немощь человеческая» (ч. 1—2, Сергиев Посад, 1908)
  • «Святыня под спудом. Тайны православного монашеского духа» (Сергиев Посад, 1911)
  • «На берегу Божьей реки» (Сергиев Посад, 1911, 1916)
  • «Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле» (Сергиев Посад, 1911; переизд. 1992)
  • «Близ есть при дверех. О том, чему не желают верить и что так близко» (Сергиев Посад, 1917; 2 изд. — СПБ, 1997)
  • «Протоколы сионских мудрецов: Всемирный тайный заговор» (изд. Берлинъ, 1922, с. 125)
  • С. А. Нилус. Полное собрание сочинений (комплект из 5 книг). — М.: Городъ, 2009. — 3600 с. — 7000 экз. — ISBN 5-88060-175-7.
  • Сергей Нилус «Близ есть при дверех…тайна протоколов сионских мудрецов» — М.:Алгоритм, 2012. — 527с. — 2000 экз.
  • Близ есть, при дверех / Сост. и предисл. А. Н. Стрижев / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2013. — 576 с. ISBN 978-5-4261-0076-3

Примечания

  1. ↑ (в частности по книгам, посвящённым выдающимся личностям Дивеевского монастыря и Оптиной пустыни)
  2. ↑ Владимир Бурцев. «Протоколы сионских мудрецов». Доказанный подлог. Париж, (1938 г.)
  3. ↑ Половинкин С. Сергей Александрович Нилус. Жизнеописание. С.1
  4. ↑ Половинкин С. Сергей Александрович Нилус. Жизнеописание. С.2
  5. ↑ 1 2 Краткая биография С. Нилуса
  6. ↑ Половинкин С. Сергей Александрович Нилус. Жизнеописание. С.4
  7. ↑ Warrant for Genocide: The Myth of the Jewish World Conspiracy And the Protocols of the Elders Of Zion. ISBN 1897959494.
  8. ↑ А. М. дю Шайла отмечал, что Нилус опасался хранить рукопись у себя и она находилась в Оптиной пустыни — Половинкин С. Сергей Александрович Нилус. Жизнеописание. С.9; А. М. дю Шайла. Воспоминания о С. А. Нилусе и «Сионских протоколах»: (1909—1920). С. 1—7.
  9. ↑ Его Петербургский адрес: «Петербург. Лесной. Песочная, 15.» — см. Багдасаров Р. В., Стрижев А. Н. Сергей Нилус в Оптикой пустыни. — С.12
  10. ↑ Н. Д. Жевахов Сергей Александрович Нилус. С.13
  11. ↑ Половинкин С. Сергей Александрович Нилус. Жизнеописание. С.14
  12. ↑ см. Поселянин Е. Н. К. Н. Леонтьев в Оптикой пустыни // Памяти Константина Николаевича Леонтьева, 1891 г.: Литературный сборник. СПб., 1911. С.387—388
  13. ↑ Стрижёв Александр Николаевич родился 12 августа 1934 года — см. Биографическая справка

Ссылки

  • Биография
  • Могила Нилуса: митинги и службы
Источники и прототипы
Предполагаемые
авторы и создатели
Публикаторы
Исследователи
Сторонники подлинности
Прочие связанные
персоны и события

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ НИЛУСБиографическая справка

Рассылка

Если вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите на клавиатуре Ctrl+Enter

Календарь

Сегодня Завтра Все дни

Библиотека — Биографии 06.03.2009 07:56

Сергей Александрович Нилус

Нилус Сергей Александрович , церковный писатель, агиограф. Предки по линии отца, Александра Петровича, крупного орловского помещика, титулярного советника, восходят к Иоганну Леонарду Нилу су (в 1735-1742 годы заведующий аптекой Адмиралтейства в Кронштадте). По матери, Наталии Дмитриевне, урожденной Карповой, — потомок князей Скуратовых. Учился в первой Московской прогимназии (впоследствии седьмая), окончил третью Московскую гимназию (1877-1882 годы) и сразу же поступил на юридический факультет Московского университета. По окончании Университета (1886) служил кандидатом на судебной должности при прокуроре Эриванского окружного суда в урочище Баш-Норашен Шаруло-Даралагезского уезда. Вскоре оставил службу, занялся собственным хозяйством в имении Золоторево Мценского уезда, Орловской губернии (1888-1905). В те же годы продолжительное время жил заграницей.

В конце 1890-х годов происходит перелом в мировоззрении Нилуса (вначале либерально-демократического, затем испытал влияние философии Фридриха Ницше) и он осознает себя «и верующим, и православным». Встречи с наиболее значительными деятелями Православной Церкви (в частности, с протоиереем Иоанном Кронштадтским) пробудили в Нилусе желание защитить печатным словом устои Самодержавия и Православия в России. Первая его книга «Корень зла. Истинная болезнь России» (М., 1899) — публицистическое изложение проекта контрреформы земского самоуправления, содержащее критику прежнего дворянства и призывы к формированию новой аристократии, главной чертой которой должна стать безусловная преданность Престолу. Ту же направленность имеет «Речь в Мценском комитете о нуждах сельскохозяйственной промышленности» (М., 1903). Ряд автобиографических очерков посвящен возвращению Нилуса к «вере отцов своих»: «Голос веры из мipa торжествующего неверия. Поездка в Саровскую Пустынь» (М., 1902), «Отец Егор Чекряковский» (М., 1904). В 1901-1904 годах Сергей Нил ус посильно сотрудничал в газете «Московские Ведомости».

После исцеления Нилуса от болезни в Сарове и Дивееве (воспринял это как чудо) вдова ближайшего ученика преподобного Серафима Н.А. Мотовилова (1808-1879), Елена Ивановна, передала писателю в 1902 году неразобранный архив мужа (в том числе записи бесед с Саровским старцем Серафимом). Публикация этих материалов, к которой Нилус относился как к священному долгу, поставила их в ряд современного церковного предания. Очерк «Дух Божий, явно почивший на отце Серафиме Саровском в беседе его с Н. А. Мотовиловым» («Московские Ведомости», 1903, 18-20 июля, отдельное издание в том же году) — сжатое изложение православного учения о стяжании благодати Святого Духа — оказало заметное влияние на православную аскетику ХХ века. По записям Мотовилова Нилусом был также составлен текст «Великой Дивеевской тайны» (в брошюре «Об участи верных христиан», б. м., 1917) — ключ к эсхатологическим пророчествам преподобного Серафима.

Книга очерков духовного содержания «Великое в малом» (М., 1903; 3-е доп. изд., Сергиев Посад, 1911) была отмечена цельным православно-мистическим мировоззрением и призвана, по мысли автора, пробудить в читателе благоговение к церковным святыням.

Наибольшую известность книга приобрела начиная со 2-го издания (Царское Село, 1905), в котором были опубликованы «Протоколы собраний Сионских мудрецов» (впервые под названием «Программа завоевания мipa евреями. Протоколы заседаний франмасонов и Сионских мудрецов» — в газете П. А. Крушевана «Знамя», 1903, 28 апреля, 7 сентября; с предисловием Нилуса. Публикуя «Протоколы», Нилус связал их со святоотеческими воззрениями на описанное Библией «царство антихриста», а также с современными политическими реалиями и с деятельностью тайных обществ. Вопрос о подлинности или подложности «Протоколов» для самого Нилуса не имел принципиального значения. Допуская даже их подложность, он, тем не менее, считал необходимым придать документ широкой гласности как несомненное свидетельство приближающегося конца мipa, способное ужаснуть людей и пробудить в них чувство покаяния.

По свидетельству князя Н.Д. Жевахова, ввиду ярко выраженной антиеврейской направленности книги практически весь тираж издания 1917 года был почти полностью уничтожен; цена на книгу, выросшая уже до 600 рублей, стала при большевиках, расстреливавших держателей книги уже на месте, подниматься, достигнув 200 тысяч рублей.

Извлеченные из православно-мистического контекста «Протоколы» получили как бы самостоятельное существование, их неоднократно переиздавали на территории белогвардейских образований и в русской эмиграции, они были переведены на многие языки мipa и с начала 1920-х годов вызывают непрекращающуюся полемику. С резко отрицательным отзывом о «Протоколах» выступил в 1923 году небезызвестный А. В. Карташев. Издававшиеся миллионными тиражами в гитлеровской Германии, «Протоколы» использовались для нацистской пропаганды и выработки идеологического обоснования расизма. Представления о том, в каких кругах и с какой целью создавались «Протоколы» существенно расходятся и остаются предметом полемики.

В 1906 году Нилус женился на бывшей камер-фрейлине Императрицы Марии Феодоровны, Елене Александровне Озеровой, предполагая принять священство и сделаться сельским пастырем на Волыни. По свидетельству современника, брак этот «не имел под собою никакой плотской основы, и явился закреплением их многолетней дружбы, установившейся на почве общей глубокой религиозности». Но из-за публичной огласки незаконной связи Нилуса с Н. А. Володимировой (у нее от Нилуса в 1883 году родился сын) архиепископ Антоний (Храповицкий) отменил назначенное рукоположение. В том же Году Нилус с женой покинул Петербург и начался период его пожизненных скитаний. После недолгого пребывания в Николо-Бабаевском монастыре на Волге и Валдае (там написано «Сказание о чудотворной иконе Божией Матери Ея Иверского явления и о чудотворной Ея иконе Иверской», Сергиев Посад, 1908), писатель поселился в Козельской Оптиной Пустыни (1907—1912).

Рукописи Оптинского архива и записи бесед с насельниками обители определили содержание большинства последующих книг С.А. Нилуса: «Жатва жизни. Пшеница и плевелы» (серия «Троицкая Народная Беседа», книга 46, 1908), «Один из тех немногих, кого весь мip недостоин. Блаженный Христа ради юродивый свящ. Феофилакт Авдеев» (там же, кн. 50, 1909), «Звезды пустыни. Житие святого преподобного отца нашего Онуфрия Великого» (там же, кн. 54, 1909), «Для чего и кому нужны православные монастыри» («Троицкий Цветок», 1909, № 57) и др. В произведениях Нилуса было опубликовано много личных и монастырских материалов (неизвестных широкому читателю), подробно живописующих подвиги благочестия, аскетизм, мистику, эсхатологизм, присущие русскому Православию XIX — начала XX веков. В основе книги «Сила Божия и немощь человеческая» (Сергиев Посад, 1908) — литературно обработанные автобиографические записки бывшего настоятеля Троицкого Лютикова монастыря игумена Феодосия, а также назидательные истории, изложенные по материалам самовидцев («Самоотверженная игумения», «Несчастный», «Свидетельства живой веры», «Вражья сила»); отдельный очерк посвящен посмертным чудесам святителя Митрофана Воронежского («Из мiра Божественной тайны»). Характерное использование диалектной лексики восточных губерний, а также сходство некоторых сюжетных линий свидетельствуют о воздействии на книгу Нилуса «Очарованного странника» Н. С. Лескова. В противоположность Лескову Нилус опирается на систему церковно-духовных авторитетов, послушание которым в основе определяет поведение персонажей.

Книга «Святыня под спудом. Тайна православного монашеского духа» («Троицкое Слово», 1910, № 2-49; 1911, № 51-70; отдельное издание — Сергиев Посад, 1911) по мотивам келейных дневников Оптинского летописца иеромонаха Евфимия рассказывает о жизни русского иночества середины XIX века и представляет собой сложный сплав церковного очерка, патериковых повествований, полемической (по отношению к либерально настроенным современникам) публицистики, с вкраплениями монашеских наставлений, апологетическими рассуждениями. Для писательской манеры Нилуса характерно пристальное внимание к пророчествам и откровениям о кончине мiра (в основном, ХVII-ХХ вв.).

С 1909 года С.А. Нилус начал вести регулярные дневниковые записи, фиксируя чудесные и грозные знамения, очевидцем которых был сам (а также со слов многочисленных рассказчиков). Даже малейший эпизод из жизни верующего в сопоставлении с событиями общезначимыми приобретают для Нилуса определенный отпечаток одного из двух полюсов, между которыми существует современное общество: Мiр Христа и мiр грядущего антихриста. Книга «На берегу Божьей реки» (Сергиев Посад, 1916; ч. 1-2, М., 1991-1992) — наивысшее литературное достижение Сергея Нилуса — во многом предвосхищает приемы «исповедальной прозы». На формирование этого стиля у Нилуса оказали влияние мистические настроения французских писателей католической ориентации (Ж.К. Гюисманса, Деляссю, особенно Л. Блуа). Вместе с тем «Записки православного» явно противопоставлены публицистике В.В. Розанова, хотя Нилус, как и Розанов (но по иным причинам), подвергает критике современную официозную церковность. Несмотря на известность среди православных читателей, книги Нилуса не получили оценки в прижизненной критике. «Современной литературе я совершенно чужой человек: ни знакомств в ее царстве, ни связей, ни общения в Духе с кем бы то ни было из пишущей братии у меня не было, нет и теперь, за немногими исключениями. Как и я, в мiрской литературе мало известными, не будет, полагаю, и в будущем» («Великое в малом», 3-е изд., с. XI).

Вынужденный покинуть в 1912 году Оптину Пустынь, Нилус возвращается на Валдай (в дом, где ранее жил романист Всеволод Соловьев, близ Иверского монастыря). С 1917 по 1923 год Нилусы жили в усадьбе Линовица (Пирятинского уезда, Полтавской губернии), принадлежавшей князю В.Д. Жевахову (будущему святителю Иоасафу Могилевскому). Единственно известная книга этого времени — «Игумен Мануил (в схиме Серафим) — основатель Рождество-Богородичного монастыря» (Киев, 1919). Несмотря на возможность выехать за границу, тяжелобольной Нилус остался в России. В августе 1924 года он был арестован в городе Пирятине и отправлен в киевскую тюрьму (середина сентября). После освобождения (середина февраля 1925 года) жил в Киеве, где в конце сентября — начале октября 1925 года был вновь арестован и вскоре переведен в московскую тюрьму на Лубянке. В феврале 1926 года Нилуса освободили, но с запрещением проживать в шести главных городах Союза. Около двух лет он провел в Чернигове (был там под арестом с апреля по 6 мая 1927 года), откуда в 1928 году переселился в село Крутец. Часть собранного им богатейшего агиографического наследия удалось с помощью немецких родственников жены вывезти в дипломатической вализе и, таким образом, сохранилась. Во многих рукописных копиях разошлось адресованное «другу» письмо Нилуса (1928), в котором он резко осудил «Декларацию 1927 года» митрополита Сергия (Страгородского) и попытки сближения определенной части духовенства с безбожной властью.

Нилус скончался от разрыва сердца в канун празднования памяти преподобного Серафима, в доме приютившей его семьи священника Василия Арсеньевича Смирнова.

Предчувствие разрушения Самодержавной России и последующей кончины мiра — общий фон большинства произведений Нилуса. В центре повествования — любовно выписанные им образы праведников Святой Руси из числа «не подклонивших выи Ваалу». В художественных обработках иноческих автобиографий Нилус органично использует просторечие рассказчика, раскрывает его психологический тип, сохраняя при этом благоговейную дистанцию.

Источник: С.А. Нилус. Полное собрание сочинений. Т.1. 2009.

Статьи этого Автора:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *