Нравственная природа человека

Содержание

Мировоззрение, нравственность и природа

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
Главная Экология Экология
< Пред СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ

Мировоззрение и природа

Любые действия человека определяются его мировоззрением — системой взглядов, воззрений на природу и общество. В наше время у многих людей сложилось мировоззрение расточителей, ориентированное на все большее и большее удовлетворение материальных потребностей. Удовлетворить свои потребности — естественное желание каждого человека. Однако потребности бывают разные — от самого жизненно необходимого (пищи, одежды и жилья) до неограниченных: стремления иметь собственный дворец с белоснежными мраморными колоннами, иметь свой авиалайнер и перламутром отделанную яхту стоимостью сотни миллионов долларов. Удовлетворить все неограниченные материальные потребности, как это пытались сделать в недалеком прошлом сначала в отдельно взятой стране, а потом во всем мире, кончилась неудачей. Решить такую, кажущую на первый взгляд легко решаемую задачу все равно, что научить летать рожденного ползать. Вполне возможно совершенно другое отношение к материальным ценностям. Оно известно с древнейших времен, и о нем говорится в Библии: «Все верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2, 44, 45).

В погоне за материальными ценностями — своеобразными заманчивыми миражами, на которые нацелена мировая экономика с неуклонным ростом ВВП, человечество все больше и больше вторгается в биосферу, направляя свои интеллектуальные силы и энергию на то, чтобы исполнить чаще всего чьи-то прихоти, а не удовлетворить насущные потребности бедных людей, которые хотели бы иметь самое необходимое для жизнеобеспечения.

В современном потребительском обществе широко распространенное мировоззрение расточителей сводится к следующим убеждениям. Человек разумный стоит над природой и выше других видов всего живого. Его основная задача — покорять и завоевывать природу. Природных ресурсов всегда больше, чем нужно для потребностей людей. Чем больше потребляется природных ресурсов, тем лучше живется. Ведущая роль в мире принадлежит той стране, которая имеет и потребляет больше природных ресурсов.

Одно из главных заблуждений людей с мировоззрением расточителей заключается в том, что они считают природные ресурсы нашей планеты почти неисчерпаемыми, а жизненное земное пространство для деятельности человека почти неограниченным. По их мнению, экономический рост и возрастающее производство, основанное на современных технологиях, вполне смогут улучшить жизнь каждого человека. Если же природные ресурсы будут исчерпаны, то человек со своими огромными технологическими возможностями завоюет себе место во внеземном пространстве с альтернативными ресурсами. Однако практика длительного освоения космического пространства все больше убеждает в том, что потенциальные возможности постоянного, а не временного, проживания людей в космосе останутся достоянием увлекательной фантастики.

На первый, непросвещенный взгляд может показаться, что мировоззрение расточителей направлено на удовлетворение как можно больших запросов каждого человека. На самом же деле удовлетворение неограниченных материальных потребностей всех людей напоминает попытку вернуть ушедшее время: сейчас на Земле проживает около 7 млрд человек и каждый стремится не просто выжить, но и удовлетворить свои потребности, которые, как правило, не ограничиваются малым. В течение нескольких десятилетий число подобных людей может удвоиться, при этом природные ресурсы не пополняются, а стремительно убывают.

Привлекательная, заманчивая идея удовлетворения как можно больших материальных потребностей может показаться вполне правдоподобной и реализуемой, если учесть огромные технологические возможности человека, масштабы которых существенно расширились в последнее столетие. Действительно, человек ради обретения материальных ценностей может разрушить горы, перекрыть большие реки и затопить обширные территории, осушить болота, превратить богатые растительностью леса в различную бумажную продукцию, большая часть которой очень скоро окажется на свалке. Современный человек, пользуясь изобретенными им средствами, может без особых усилий отравить плодородную почву на огромных полях и даже ее уничтожить, превратив в пыльные облака, унесенное ветром, и сделать многое другое, что не могло присниться нашим предкам в самом страшном сне.

Человечество изобретает и создает все более мощные машины и быстродействующие компьютеры, скоростные поезда и автомобили и т.д., чтобы увеличить объем потребления природных ресурсов и ускорить их прохождение через потребительскую экономику с целью скорее построить техногенный мир, полный чудес. И такой искусственный техногенный мир стремительно возводится, вытесняя живую природу, и окружающий нас мир становится не чудесным, а чудовищным.

Чтобы жизнь на нашей планете не превратилась в вечный покой, необходимо трансформировать потребительское отношение к природе в мировоззрение, основанное на любви к природе и ближнему своему. Каждый человек как неотъемлемая часть природы не должен стремиться побеждать природу, вообразив себя ее хозяином, а стать хозяином самого себя, чтобы оградить себя от пагубных страстей, всевозможных заблуждений и поспешных необдуманных шагов. Все живое на Земле имеет такое же право на существование и развитие, как и сам человек, вне зависимости от того, насколько оно полезно людям. Сохраняя живую природу, мы спасаем жизнь каждого из нас. Душевная гармония с природой, а не ее завоевание приближает человечество к вечной жизни.

Прежде чем вторгаться в природу и изменять ее, крайне важно изменить себя, чтобы понять и твердо усвоить: любое неосторожное соприкосновение с природой может нанести ей долго не заживающую рану и вред людям, живущим сейчас и которые будут жить после нас. Природные ресурсы ограничены и исчерпаемы, и их необходимо потреблять экономно. Земля пока еще способна удовлетворить жизненно необходимые потребности, но не прихоти каждого человека. Все люди имеют право на свою справедливую долю природных ресурсов, если такое право основано на бережном, рачительном отношении к ним.

Любая деятельность человека должна рассматриваться с позиций не столько экономики потребительской, сколько экономики, преломленной через экологию: истощенная планета — бесперспективная экономика.

Все люди в равной мере должны нести ответственность за преднамеренные, случайные и невольные разрушения природной среды. Все усилия необходимо направить на защиту оставшихся островков дикой природы, на восстановление нарушенных человеком экосистем и допускать эксплуатацию антропогенных экосистем, не выводя их из устойчивого состояния.

Мировоззрение, нацеленное на спасение жизни на Земле и развитие экологически устойчивой экономики, не отвергает наукоемких технологий — оно ориентирует человека на то, чтобы любые технологии использовались не только для производства материальных ценностей, но и для охраны природы в целях спасения всех форм и видов жизни.

Если какой-либо человек научился отличать неограниченные запросы от истинных потребностей, то, скорее всего, он будет сознательно довольствоваться малым, не забывая о ближнем своем. Богатый человеческий опыт жизни показывает: ни пышные дворцы, ни многочисленные предметы роскоши не приносят ни радости, ни свободы. Чем большими материальными ценностями обладает человек, тем больше он попадает под их власть, тем больше он лишается свободы.

Защитить человека от роскоши и излишеств не сможет даже правильно сформулированный закон — верную защиту может обеспечить только внутренний закон, который живет в каждом человеке и называется совестью. «Совесть — лучшая нравственная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаше заглядывать», — сказал Б. Паскаль (1623—1662), выдающийся французский математик, физик и философ.

Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Пред СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ
  • ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И НРАВСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

    ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СТРУКТУРЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ Определение места и роли генеалогической культуры в структуре нравственных ценностей развивающейся личности возможно, если будут определены нравственные ценности личности и содержание генеалогической культуры. Нравственные…
    (История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы)

  • Природа и нравственность

    В последнее время все больше и больше людей начинают осознавать, что окружающий нас мир не бездушный механизм, не объект для неоправданных и поспешных экспериментов, но живой целесообразно устроенный организм, требующий к себе разумного и благоговейного отношения со стороны человека. Такое миропонимание…
    (Экология)

  • Давайте приглядимся к природе неравенства

    Проведенный анализ научной литературы, посвященной проблематике региональной направленности, позволил сделать вывод о том, что большинство авторов не конкретизируют понятие, которым они обозначают проявление региональных различий. Так, Б.Л. Лавровский, В.В. Масаков обычно используют понятие «асимметрия»…
    (Развитие регионов: диагностика региональных различий)

  • Давайте приглядимся к природе неравенства

    Проведенный анализ научной литературы, посвященной проблематике региональной направленности, позволил сделать вывод о том, что большинство авторов не конкретизируют понятие, которым они обозначают проявление региональных различий. Так, Б.Л. Лавровский, В.В. Масаков обычно используют понятие «асимметрия»…
    (Развитие регионов: диагностика региональных различий)

  • Проблема не в природе события, а в том, как мы его воспринимаем

    Многообразие условий и факторов, под воздействием которых происходит развитие субъектов РФ, определяет острую необходимость в разработке единого подхода к их диагностике. В поисках современной методологии диагностики региональных различий мы обратились к теории синергетики. Будучи тесно связанной с кибернетикой,…
    (Развитие регионов: диагностика региональных различий)

  • Понятие, сущность и правовая природа гражданского общества

    как сложной социальной системы Правовое государство может существовать только там и тогда, где и когда существует гражданское общество. Иное дело, что именно представляет собой гражданское общество. Ведь это отнюдь не то, что формально выходит за пределы государственных структур. Если наблюдается…
    (Актуальные проблемы права)

Популярные страницы
  • ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И НРАВСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

    ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СТРУКТУРЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ Определение места и роли генеалогической культуры в структуре…

  • Природа и нравственность

    В последнее время все больше и больше людей начинают осознавать, что окружающий нас мир не бездушный механизм, не объект для неоправданных и поспешных…

  • Давайте приглядимся к природе неравенства

    Проведенный анализ научной литературы, посвященной проблематике региональной направленности, позволил сделать вывод о том, что большинство авторов не конкретизируют…

  • Давайте приглядимся к природе неравенства

    Проведенный анализ научной литературы, посвященной проблематике региональной направленности, позволил сделать вывод о том, что большинство авторов не конкретизируют…

  • Проблема не в природе события, а в том, как мы его воспринимаем

    Многообразие условий и факторов, под воздействием которых происходит развитие субъектов РФ, определяет острую необходимость в разработке единого подхода…

  • Понятие, сущность и правовая природа гражданского общества

    как сложной социальной системы Правовое государство может существовать только там и тогда, где и когда существует гражданское общество. Иное дело,…

Природа и сущность человека

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 марта 2018; проверки требуют 4 правки.

Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, в той или иной мере присущие всем людям.

Изучением и интерпретацией природы и сущности человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.

Определение человека и его природы

Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле человека можно описать как существо, обладающее волей, разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации и труду.

  • Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».
  • Синтез позиций современной биологии (челове́к — представитель вида Человек разумный) и марксизма («… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений») приводит к пониманию человека как субъекта исторически-социально-культурной деятельности, представляющим собой единство социальной и биологической природы.

Душа и тело

См. также: Психофизическая проблема Схема «тонких» планов и тел. Ледбитер Ч. У., 1903

В концепции материализма человек состоит лишь из тканей, составляющих его плоть, все же абстрактные составляющие, приписываемые человеку вместе со способностью активно отражать реальность есть результат сложной организации процессов этих тканей.

В оккультных и эзотерических учениях человек понимается как существо, соединяющее в себе множество планов («миров») (душа, эфирное тело, монада, аура, тело).

В каббале человек рассматривается в «системе пяти миров», которые понимаются, как степени скрытия полного объёма природы, уровни сознания человека.

В древнеиндийской традиции человек характеризуется кратковременным, но органичным сочетанием элементов, когда душа и тело тесно взаимосвязаны в природном колесе сансары. Лишь человек может стремиться к освобождению от эмпирического существования и обрести гармонию в нирване, используя духовные практики, которые предполагают упражнения для души и тела.

Демокрит, как и многие античные мыслители, считал человека микрокосмом. Платон представлял человека как существо, раздвоенное на материальное (тело) и идеальное (душа) начала. Аристотель рассматривал душу и тело как два аспекта единой реальности. Древнегреческий поэт Солон выразил в стихе «Седмицы человеческой жизни» основные этапы человеческой жизни.

В философии Нового времени тело рассматривается как машина, а душа отождествляется с сознанием.

Авраамические религии призывают к раскрытию духовного начала:

«…человек занимает в ряду Божьих творений такое высокое место, есть как истинный гражданин двух миров — видимого и невидимого — как союз Творца с тварью, храм Божества и потому венец творения, то это единственно и собственно потому, что в его духовную природу Всевышний благоволил внедрить чувство или мысль Своего бесконечного Божества, которая положена в его дух и служит всегдашним источником, влекущим его к своему высочайшему центру»

В христианской традиции считается, что человек есть творение Бога. Так Августин называет человеческую душу загадкой, тайной для самого человека.

Напротив, с точки зрения эволюционного учения, поведение человека, как и животных, является частью его видовой характеристики, обусловлено эволюционным развитием человека как вида и имеет аналоги у близких видов. Длительный период детства необходим человеку для усвоения структурно высокоразвитым мозгом человека больших объёмов внегенетической информации, необходимых для расширенного абстрактного мышления, речи и социализации.

Самоценность и уникальность человека

Основная статья: Антропоцентризм

В библейской книге Бытия говорится (Быт. 1:26—27), что человек задуман «по образу и подобию » и создан «по образу Божию», чтобы с помощью Бога достичь Его подобия самостоятельно. Целью человека считается вечная жизнь в гармонии с Творцом, ближними и мирозданием.

Средневековая философия — от святоотеческого богословия до схоластики и мистицизма, как основы отношений человека и Бога в мире, утверждает ценность и статус самой личности.

Философия Возрождения признаёт самодостаточную ценность человека. В своих творческих возможностях человек подобен Богу, но актуализирован без непременной соотнесённости с божеством, что определило философию и идеологию гуманизма. В отличие от средневековых философов, гуманисты ставят в центр своих интересов человека, а не Бога.

В философии и культуре Нового времени акцентируются такие понятия, как индивидуальность и самосознание человека. Декарт заложил основу новоевропейского рационализма, постулируя мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования: «Я мыслю, следовательно, я существую» (лат. Cogito Ergo Sum). Разум становится определяющей характеристикой человека, рассматриваемого теперь как производное от природных и социальных обстоятельств.

Согласно принципу Коперника Земля и возникновение на ней разумной жизни в виде Homo Sapiens — скорее не уникальное, а рядовое явление.

Происхождение человека

Основные статьи: Антропогенез, Первый человек

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Эволюция человека.

С научной точки зрения человек произошёл от приматов и представляет собой биологический вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид.

Согласно фундаменталистским и близким к ним религиозным представлениям, предки человека были созданы Богом в том же виде, в котором существует человек сейчас. Деятели же модернистского направления в современном богословии разделяют эволюционную точку зрения на происхождение человека, считая её не противоречащей вере в Божественное творение.

Мораль и гуманизм

Одним из утверждений морального абсолютизма является то, что единая и универсальная мораль выводима из самой природы человека. Моральный релятивизм утверждает обратное: моральные нормы относительны.

Во времена рабовладельческого строя зачастую считалось, что раб обладает другой природой и сущностью, которую передаёт своим детям, и поэтому ничего аморального в том, чтобы обращаться с ним как с рабом нет.

Понятие гуманизма перекликается с понятием человечности — способности сострадать другим людям, проявлять по отношению к ним доброту.

По Ницше, природа сверхчеловека позволяет ему быть свободным от моральных и религиозных норм.

Судьба и характер человека

Основные статьи: Свобода воли, фатализм

В философии Древнего Востока и античности человек представляется как фрагмент природы, жизненный путь которого предопределён законами судьбы, а сущность — неким божеством. В Средние века личность наделяется свободой воли, что возвышает её над природой, давая возможность и обязанность управлять собственной судьбой. Однако суеверия о зависимости судьбы от положения линий на ладонях и от расположения планет и светил бытуют по сей день.

По Дарвину, природа человека и животных эволюционна и недетерминированна, то есть подвержена изменениям в зависимости от окружающей среды, в которой живёт и развивается вид. Социальный детерминизм склоняется к тому, что поведение групп людей обусловлено теми условиями, в которых они находятся, этим обусловлена, например, классовая борьба.

Некоторые гипотезы (концепт tabula rasa, бихевиоризм) утверждают, что человек формируется преимущественно через воспитание, другие (биологический, или генетический детерминизм)- что его характер есть врождённая особенность организма, и воспитание может лишь маскировать его проявления.

Джон Локк считал, что люди поступают хорошо потому, что это естественно для разумных существ, для него общественный договор — естественный безальтернативный процесс. Томас Гоббс же считал, что для людей естественно быть эгоистичными и стремиться к удовлетворению потребностей, а общественный договор они заключили из чувства самосохранения, опасаясь «войны всех против всех».

Христианская церковь считает, что первородный грех испортил природу человека, от чего в нём появилась склонность к отступлению от норм, выраженных в заветах Бога. Ересиарх Пелагий же усматривает в первородном грехе лишь единичный акт отклонения свободной воли человека от добра.

Неклассическая философия XIX—XX веков о природе человека

В неклассической философии второй половины XIX—XX веков можно выделить такие основные подходы в понимании природы и сущности человека, как:

  • Натурализаторский —
    • Биологические модели человека, описывающие его в ряду других сложных организмов (позитивизм, необихевиоризм, биоэтика и др.).
    • Восходящие к «философии жизни» описание человека как «несостоявшегося животного», из-за своей биологической неполноценности обречённого на поиск «противоестественных» способов существования (Ницше, фрейдизм, философская антропология).
  • Экзистенциальный —
    • Актуализация уникального индивидуального человеческого существования, «экзистенции», в его принципиальной несводимости к каким-то общим законам (экзистенциализм, феноменология, персонализм).
  • Социологизаторский подход рассматривает человека в контексте социальных связей:
    • Марксизм рассматривает человека как активного субъекта, в процессе практической деятельности преобразующего природу и себя самого.
    • Структуралистские концепции человека рассматривают его как элемент или функцию фундаментальных социальных структур (политических, идеологических, семантических и др.).
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Сравнение природы человека и животных

Основные статьи: Человек и царство животных, Физическая антропология

С точки зрения многих религий и идеалистических философий, человек и животные относятся к различным категориям существ, несмотря на внешнее и генетическое сходство человека с приматами, при этом утверждается, что животным не свойственны (либо имеются в зачаточном состоянии) следующие качества:

  • разум,
  • воля к самосовершенствованию,
  • духовность,
  • высокий уровень абстракции,
  • совесть,
  • эстетические чувства,
  • религиозность (вера в сверхъестественное, высший или абсолютный разум)

Жестокого, кровожадного человека люди могут назвать бесчеловечным, отрицая его схожесть с людьми и подчёркивая его схожесть с животными. Другие считают, что животные не могут быть злыми, а жестокость у них проявляется только от жестокого обращения или только при определенных условиях.

В то же время есть основания полагать, что животным свойственны мышление, взаимовыручка, чувство справедливости, красоты, и даже аналог суеверий.

Кроме того, некоторые этологи проводят аналогии между моралью человека и системой инстинктивных запретов, характерных для животных, которые Конрад Лоренц назвал «естественной моралью». Вследствие того, что на поведение человека врождённые инстинкты оказывают относительно слабое воздействие, некоторые этологи утверждают, что человек — животное с относительно слабой моралью (подразумевая под этим «естественную мораль»), что может приводить к терминологической путанице.

С подобных позиций некоторые этологи связывают религиозность человека с некоторыми особенностями поведения животных, такими, как ритуальность, иерархичность отношений и тому подобное, сводя религиозность у людей к атавизму, инстинкту, бывшему полезным в привычных для жизни животных предков условиях, но оказавшемуся вредным в человеческом обществе.

То, что для некоторых людей неприемлема сама идея близости людей именно с высшими антропоидами, этологи объясняют действием механизма этологической изоляции близких видов. Отличия человека от животных лежат как в количественном развитии некоторых признаков, так и в связанными с ними качественными скачками.

Понятие человека в культуре

Часть послания Аресибо.

После того, как Платон определил человека как «двуногое, лишённое перьев», Диоген, ощипав петуха, заявил что это человек по Платону.

Человек может верить и не верить… это его дело! Человек — свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за всё платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы… Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Максим Горький — «На дне»
Идеал земного человека строился в течение тысячелетий на опыте предков, на опыте самых различных форм живого нашей планеты. Идеал человека галактического, по-видимому, следует строить на опыте галактических форм жизни, на опыте историй разных разумов галактики. Стругацкие — «Малыш»

Примечания

  1. ↑ Хомич Е. В. Человек // История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — С. 1247
  2. ↑ Buller, David J. (2005). Adapting Minds: Evolutionary Psychology And The Persistent Quest For Human Nature. MIT Press: 428.
  3. ↑ Бертран Рассел — История западной философии — Глава XXII
  4. ↑ Человек // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  5. ↑ Человек // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
  6. ↑ Account Suspended
  7. ↑ И. Кант — Собрание сочинений, т. 6, М., 1966, с. 351
  8. ↑ Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3
  9. ↑ Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
  10. ↑ Институт философии АН CCCP — Диалектический материализм ** Госполитиздат ** 1954, Глава 8 — Материальность мира и объективность закономерностей развития материи
    «Марксистский философский материализм отметает лженаучные построения идеализма, показывая, что многообразные явления в мире есть различные виды и проявления движущейся материи.»
  11. ↑ Человек // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  12. ↑ {title} (недоступная ссылка — история). Проверено 23 апреля 2009. Архивировано 30 апреля 2009 года.
  13. ↑ Эзотеризм: Энциклопедия.- Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.(Мир энциклопедий)
  14. ↑ Русский перевод В. В. Латышева
  15. ↑ Схимонах Иларион. На горах Кавказа
  16. ↑ Карл Саган — Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого разума. (недоступная ссылка — история). Проверено 19 января 2009. Архивировано 2 февраля 2009 года.
  17. ↑ Запорожец А. В. — Избранные психологические труды / Под редакцией Давыдова В. В., Зинченко В. П. — М., «Педагогика», 1986. С. 223—257 Архивная копия от 3 июля 2007 на Wayback Machine
  18. ↑ В Италии возникает гуманизм, основанный на каббале и на талмуде
  19. ↑ В. В. Карева. История Средних веков
  20. ↑ Протоиерей Александр Мень. Человек во Вселенной. Творение, эволюция, человек
  21. ↑ А. А. Радугин — Культурология (учебное пособие) c.218
  22. ↑ Человек // Символы, знаки, эмблемы
  23. ↑ Что такое Пелагий? — В. Соловьев. Толковый словарь по философии
  24. ↑ Человек // Энциклопедия социологии
  25. ↑ Библия. Ветхий завет. Пятикнижие Моисея ст.26
  26. ↑ Цицерон М. Т. Об обязанностях // Цицерон М. Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993. С. 61.
  27. ↑ Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (недоступная ссылка с 26-05-2013 — история, копия)
  28. ↑ В. Д. Косарев — Феномен табу и «первородный грех».
  29. ↑ Ю. В. Новиков — Кот и мышь, волк и заяц (Добро и зло в природе)
  30. ↑ У шимпанзе есть чувство справедливости, подобное человеческому — на сайте membrana.ru
  31. ↑ Н. Ю. Феоктистова — О зубастых строителях и птицах из Эдема Архивировано 17 февраля 2011 года.
  32. ↑ Гараджа В. Религиоведение Глава IV. Психология религии
  33. ↑ Этологи указывают на соотношение между вооружением вида и т. н. «естественной моральностью». Впервые эту связь выявил Конрад Лоренц. См. также, например:
    • Конрад Лоренц. Мораль и оружие в мире животных. Также Агрессия. Поведенческие аналоги морали
    • Виктор Рафаэльевич Дольник. Homo militaris. Убегая от обезьяны
    • Дмитрий Антонович Сахаров. Агрессия сверчков
  34. ↑ Представление о Боге связывается с понятием сверхдоминанта.
    • Ричард Докинз. Есть ли что-нибудь более невероятное, чем Бог?. Какая польза от религии.
    • В. Р. Дольник. Кто сотворил творца
  35. ↑ В. Р. Дольник. Непослушное дитя биосферы
  36. ↑ В. Ф. Турчин. Феномен науки. Глава 4. Человек
  37. ↑ Андрей Галактионов — Диоген Синопский (недоступная ссылка — история). Проверено 22 января 2009. Архивировано 20 мая 2007 года.

Литература

  • Стивен Пинкер. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня = Steven Pinker. The Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 608 p. — ISBN 978-5-91671-783-9.
  • Бугера В. Е. Сущность человека. — М.: Наука, 2005. — 300 с. — ISBN 5-02-033820-6

См. также

В Викицитатнике есть страница по теме Человек

В Википедии есть портал
«Человек»
  • Антропоморфизм
  • Гуманизм
  • Долгожитель
  • Каннибализм
  • Список альтернативных названий видов человека разумного
  • Философская антропология
  • Человек
  • Человечество

Ссылки

  • Предыстория человека

Получено от «https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Природа_и_сущность_человека&oldid=96139839»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *