О чем басня лягушки просящие царя

Анализ басни «Лягушки, просящие царя» И. А. Крылова

Автор Валентина Буравлева Black Rikky November 27, 2017

  • Поделиться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать

Басни Крылова являются произведениями особого сатирического жанра, который был унаследован еще с эпохи античности. Во времена классицизма басни считались «низким» жанром, и поэтому в них часто звучала простая речь, свойственная обычному разговору. Героями басни «Лягушки, просящие царя», являются обитательницы болота. Но, конечно, это умело используемая автором аллегория. Произведение датировано 1809 годом.

Сюжет

В анализе басни «Лягушки, просящие царя» школьнику необходимо рассказать о главных героях произведения. В ней рассказывается о лягушках, которые взывают к небесам с просьбой дать им правителя. И великий Зевс внимает их молитвам – дает им тихого и спокойного царя, который не омрачает жизни обитательниц болота.

Но и в этом случае лягушки начинают роптать на небеса. Ведь этот правитель ничего от них не требует. И тогда разгневанный властитель мира посылает им другого царя – такого, который карал их без суда и следствия. Снова они обратили свои молитвы к небесам. Но на сей раз Зевс не стал внимать их просьбе. Ведь теперь они виноваты сами. Глупые лягушки не ценили того, что у них имелось, а теперь им приходится расхлебывать последствия своей недальновидности. Бог отвечает им, что теперь лучше молчать, чтобы не случилось чего-нибудь еще хуже.

План литературного анализа

Анализ басни «Лягушки, просящие царя» по плану может включать в себя следующие пункты:

  1. Когда было написано произведение, кто автор.
  2. Сюжет.
  3. Главные герои, их характер (в данном случае лягушки).
  4. Какие пороки высмеивает баснописец? В этом произведении Крылов пишет о глупости лягушек, их неумении ценить имеющееся.
  5. Особенности языка басни.

Недостатки главных героев

Проводя анализ басни «Лягушки, просящие царя», учащийся может подчеркнуть: претензия на право иметь собственное мнение у лягушек не подкреплена готовностью самостоятельно принимать важные решения. Это и приводит к печальным последствиям для обитательниц болота. Баснописец изобразил образы трусливых обывателей с иронией, наделив их обликом лягушек. Чванство их заканчивается весьма трагически. Произведение вызывает грусть еще и потому, что такая ситуация нередко имеет место в реальности.

Мораль

Анализ басни «Лягушки, просящие царя» будет неполным без выделения морального аспекта. Ее читатель может найти в словах бога Юпитера, который искренне недоумевает, почему лягушки не могли жить счастливо, когда у них были для этого все условия. Эти слова вполне применимы в тех ситуациях, когда люди обладали возможностями улучшить свое положение. Однако не воспользовались этими шансами. И после этого они жалуются окружающим на несчастья.

Баснописец в иносказательной форме пишет о тех людях, которые готовы передать самоопределение в чужие руки. Они не желают организовывать свою жизнь. Словно глупые лягушки, такие люди хотят следовать распорядку, устанавливаемому извне. Однако подобные обыватели никогда не бывают довольными сложившейся ситуацией. Причиной этому может быть или реально нависшая над ними опасность, или же их глупость и неумение ценить то хорошее, что имеется. Ведь тот, кто не хочет брать ответственности за свою жизнь, обладает самыми примитивными интересами, одним из которых является бессмысленное проявление наглости и критиканство.

Чему не могут научиться лягушки

В анализе басни Крылова «Лягушки, просящие царя» учащийся может указать, что урок, который автор преподносит людям, заключается в следующем: глупо хотеть резко изменить свою жизнь, если не брать в расчет того, что общество должно меняться постепенно, в соответствии с ходом истории. И лягушки исходят только из собственных представлений о том, какой должна быть власть. Однако их ума не хватает на то, чтобы понять, в каком темпе должны развиваться общественные отношения. За это они получают наказание с небес.

Анализ басни «Лягушки, просящие царя»: особенности лексики

В басне используется немало лексических единиц, придающих произведению особую образность. Например, слово «пособить» означает «оказать помощь». А вот словосочетание «осиновый чурбан» символизирует грубость, неотесанность. Фраза «черный год» означает период времени, в течение которого приходится сталкиваться с неудачами и страданиями.

Лягушки, просящие Царя (Крылов)

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Басни / Лягушки, просящие царя — Книга вторая
автор Иван Андреевич Крылов (1769-1844)
Басня датируется 1809 годом.

Википроекты: Данные

Лягушки, просящие царя

Лягушкам стало не угодно
Правление народно,
И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.
Чтоб горю пособить,
То стали у богов Царя они просить.
Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно,
На сей однако ж раз послушал их Зевес:
Дал им Царя. Летит к ним с шумом Царь с небес,
И плотно так он треснулся на царство,
Что ходенем пошло трясинно государство:
Со всех Лягушки ног
В испуге пометались,
Кто как успел, куда кто мог,
И шепотом Царю по кельям дивовались.
И подлинно, что Царь на диво был им дан:
Не суетлив, не вертопрашен,
Степенен, молчалив и важен;
Дородством, ростом великан,
Ну, посмотреть, так это чудо!
Одно в Царе лишь было худо:
Царь этот был осиновый чурбан.
Сначала, чтя его особу превысоку,
Не смеет подступить из подданных никто:
Со страхом на него глядят они, и то
Украдкой, издали, сквозь аир и осоку;
Но так как в свете чуда нет,
К которому б не пригляделся свет,
То и они сперва от страху отдохнули,
Потом к Царю подползть с предАнностью дерзнули:
Сперва перед Царем ничком;
А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком:
Дай попытаться сесть с ним рядом;
А там, которые еще поудалей,
К Царю садятся уж и задом.
Царь терпит все по милости своей.
Немного погодя, посмотришь, кто захочет,
Тот на него и вскочит.
В три дня наскучило с таким Царем житьё.
Лягушки новое челобитьё,
Чтоб им Юпитер в их болотную державу
Дал подлинно Царя на славу!
Молитвам тёплым их внемля,
Послал Юпитер к ним на царство Журавля.
Царь этот не чурбан, совсем иного нрава:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него,
Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочёт.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого ни встретит он,
Тотчас засудит и — проглотит.
Вот пуще прежнего и кваканье, и стон,
Чтоб им Юпитер снова
Пожаловал Царя инова;
Что нынешний их Царь глотает их, как мух;
Что даже им нельзя (как это ни ужасно!)
Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно;
Что, наконец, их Царь тошнее им засух.
«Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?
Не мне ль, безумные, — вещал им с неба глас, —
Покоя не было от вас?
Не вы ли о Царе мне уши прошумели?
Вам дан был Царь? — так тот был слишком тих:
Вы взбунтовались в вашей луже,
Другой вам дан — так этот очень лих;
Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!»

1809

I
Лягушки, просящие Царя

Лягушкам стало не угодно
Правление народно,
И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.
Чтоб горю пособить,
То стали у богов Царя они просить.
Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно,
На сей однако ж раз послушал их Зевес:
Дал им Царя. Летит к ним с шумом Царь с небес,
И плотно так он треснулся на царство,
Что ходенем пошло трясинно государство:
Со всех Лягушки ног
В испуге пометались,
Кто как успел, куда кто мог,
И шопотом Царю по кельям дивовались.
И подлинно, что Царь на-диво был им дан:
Не суетлив, не вертопрашен,
Степенен, молчалив и важен;
Дородством, ростом великан,
Ну, посмотреть, так это чудо!
Одно в Царе лишь было худо:
Царь этот был осиновый чурбан.
Сначала, чтя его особу превысоку,
Не смеет подступить из подданных никто:
Со страхом на него глядят они, и то
Украдкой, издали, сквозь аир и осоку;
Но так как в свете чуда нет,
К которому б не пригляделся свет,
То и они сперва от страху отдохнули,
Потом к Царю подползть с преданностью дерзнули:
Сперва перед Царем ничком;
А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком:
Дай попытаться сесть с ним рядом;
А там, которые еще поудалей,
К Царю садятся уж и задом.
Царь терпит всё по милости своей.
Немного погодя, посмотришь, кто захочет,
Тот на него и вскочит.
В три дня наскучило с таким Царем житье.
Лягушки новое челобитье,
Чтоб им Юпитер в их болотную державу
Дал подлинно Царя на славу!
Молитвам теплым их внемля,
Послал Юпитер к ним на царство Журавля.
Царь этот не чурбан, совсем иного нраву:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него,
Что́ завтрак, что́ обед, что́ ужин, то расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочет.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого ни встретит он,
Тотчас засудит и — проглотит.
Вот пуще прежнего и кваканье, и стон,
Чтоб им Юпитер снова
Пожаловал Царя инова;
Что нынешний их Царь глотает их, как мух;
Что даже им нельзя (как это ни ужасно!)
Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно;
Что, наконец, их Царь тошнее им засух.
«Почто́ ж вы прежде жить счастливо не умели?
Не мне ль, безумные», вещал им с неба глас:
«Покоя не было от вас?
Не вы ли о Царе мне уши прошумели?
Вам дан был Царь? — так тот был слишком тих:
Вы взбунтовались в вашей луже,
Другой вам дан — так этот очень лих:
Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!»

Лягушки некогда Юпитера просили,

Чтоб дал он им царя;

А просьбу вот они какую приносили

Правителю небес, со плачем говоря:

«Живем мы своевольно;

Неправд у нас довольно,

У нас

На всякий час

Друг дружку ненавидят;

Бессильных сильные обидят;

А сильный сильного считает за врага,

И кто кого смога,

Так тот того в рога;

И словом, всё у нас наполнилось сим ядом;

Мы стали фурии, болото стало адом».

Зевес

Услышал просьбу их с небес

И ко просящему народу

Отрубок древа бросил в воду,

Сказав: «Вот, бедна тварь,

Вам дался царь».

Чурбан от высоты упал и сделал волны;

Лягушки, радости и страха полны,

С почтеньем на владыку зрят

И тако говорят:

«Теперь дадутся нам полезные законы,

Восстановятся здесь правдивые суды,

И не останутся вдовы без обороны;

Все, словом, кончатся у нас теперь беды».

И, в ожидании сего повсеминутном,

Лягушки много дней сидели в блате мутном,

Не выходя на свет.

Но всё у них равно: царя как будто нет.

Потом лягушек миллионы

Восстали и царю все делали поклоны.

Перед царем тварь бедная дрожит,

А царь лежит,

Поклонов их не примечает

И ни словечушка на речь не отвечает,

Которую ему лягушки говорят.

Лягушки это зрят

И думают, что их владетель горд безмерно;

Однако ж служат все царю нелицемерно;

Притом

Жалеют лишь о том —

Угодна ли царю лягушечья услуга,

И вопрошают все друг друга,

Ко уху говоря:

«Знать, царь не ведает лягушечья языка;

Повеселим царя,

У нас изрядная вокальная музыка».

Запели все: одна кричит,

Другая тут ворчит,

А третия хлехочет,

Четвертая хохочет,

Иная дребезжит.

Но царь лежит,

Музыки их не внемлет

И головы, как мертвый, не подъемлет.

Лягушки целый день кричали: «Крак, крак, крак!

Конечно, царь наш почивает».

А царь и не дышит, и не зевает.

Сказали наконец: «Владетель наш дурак

И ничего не знает;

К себе нас не зовет и прочь не отгоняет.

Приступим мы к нему —

Учить его уму».

Но что за чудеса! Лишь ближе подошли —

Чурбан, а не царя в царе своем нашли;

В противность всей природе,

Опять друг дружку бьют.

Восстал опять мятеж в лягушечьем народе,

Опять бессильные на небо вопиют:

«Умилосердися, Юпитер, над рабами!

Смягчися нашими мольбами!

Воззри на бедну тварь!

Какой тобою дан нам царь?

Он наших бед не ощущает,

Обидимых не защищает.

Пошли ты нам царя,

Который бы, на бедства наши зря,

И царство управлял, как кормщик правит судно».

Юпитеру нетрудно

Спокоить тварь:

Послал аиста к ним, и стал аист их царь.

Приняв престол, аист лягушек всех считает,

Обидчиков хватает

И их глотает.

Аисту царску честь

Дают бессильные лягушки,

Что им истреблены обидчиков всех душки;

А царь их всякий день не может, чтоб не есть.

Так не осталося в болоте ни лягушки.

Теги: в стихах короткие сказки маленькие сказки про животных

Предыдущие сказки:

Читать басню Лягушки, просящие царя Жан де Лафонтен для детей

Урок «Историческая основа, идейно-тематическое содержание и художественные особенности басен И.А. Крылова «Обоз» и «Лягушки, царя просящие»»

12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ

Материал опубликовала

Даутова Надежда Николаевна314Россия, Удмуртская респ., Ижевск

О, смех — великое дело! Гоголь

Звери мои за меня говорят И.А.Крылов

Тема урока: Историческая основа, идейно-тематическое содержание и художественные особенности басен И.А. Крылова «Обоз» и «Лягушки, царя просящие».

Ход урока

Оргмомент. Цели урока: познакомиться с исторической основой басен И.А.Крылова . Увидеть глубину философской мысли баснописца, понять мнение автора по важным политическим и историческим вопросам, анализ художественного текста (басни).

С именем И.А.Крылова вы знакомы уже давно, но у многих складывается мнение, что он детский писатель. Как вы думаете, почему такой стереотип создался ( кто герои Крылова?, животные, сказки о животных)

К какому роду литературы относится басня? (лироэпическому) По теории трех штилей басня относится к высокому, среднему или низкому стилю? (низкий) Почему- вызывает смех. Какова же цель комического в литературе? (смех сквозь слезы) А писателям –сатирикам было не до смеха. Гонения, ссылки, цензура.

На ваших столах лежит басня Измайлова-современника Крылова «Происхождение и польза басни»

Саша читает наизусть

Беседа по басне:

Почему нагая правда вызвала раздражение правителя?

Что значит в блестящей дорогой одежде? Прием- метафора

Чем басня покоряет сердца слушателей, как и в басне с царем произошло- иносказательная манера, аллегория, герои отвлеченные,

Благодаря басням в обиход вошло много крылатых выражений и фразеологизмов.. Сейчас я предлагаю вам вспомнить их в викторине. Сюжеты и эти выражения могут вам пригодиться на ЕГЭ и ГИА в качестве литературных примеров.

Учащиеся :

И.А.Крылов стал классиком еще при жизни. А творения его понятны всем. Но не всегда мы знаем предысторию басен- повод для их написания. Сегодня мы проведем историческое расследование и посмотрим на знакомые басни под другим углом зрения.

Павел Историческая основа басен Крылова.

Саша «Кот и повар»

Лиза «Кот и щука»

Какой вывод можно сделать после сообщения?

Каким человеком и гражданином предстает И.А.Крылов в своих творениях.

А теперь предлагаю обратиться к тексту басни «Обоз» для детального анализа.

В каких сточках басни заключается мораль? Старый конь борозды не испортит

На чьей стороне симпатии автора? Почему вы так решили?

Проверка домашнего задания- таблица. Какие герои противопоставлены друг другу? Прием- антитеза, контраст

Старый конь

Лошадь молодая

Слова

молчит

Ругает коня: «Какой осел»Мы махнем, не свезем, а скатим.

Поступки

Сводит легонько, на крестце понес, катиться не давал.

Кидает, толкает, пустился по камням, толчки, скачки Бух- в канаву

Вывод

Тише едешь- дальше будешь

Прощай, хозяйские горшки

Какие художественные средства использует автор для придания образности.

Аллегория конь Кутузов, лошадь Александр и его молодые генералы

Эпитеты (легонько) фразеологизм- выйдешь из терпенья

Олицетворения- говорят животные сравнение как рак,

Разговорная оценочная лексика (хваленый конь, осел, уж, принять влево) и грамматика- бух в канаву (междометные глаголы). Ряд однородных сущ- скорость передвижения лошади

Уменьшительно- ласкательная лексика (лошадка)

«Лягушки, просящие царя» презентация «История создания»

Первый царь портрет, поступки, реакция подданных

Второй царь, портрет, поступки, реакция подданных

Технократа урока
DOCX / 22.63 Кб
Фразеологизмы Крылова (викторина)
PPTX / 1.57 Мб
Лягушки, царя просящие
PPTX / 239.58 Кб

Опубликовано 23.06.17 в 22:15

Преемственность в образовании приглашает на вебинары для педагогов и специалистов

15
января

Театрализованная деятельность как инструмент развития коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха и интеллекта (Особенности создания и реализации проекта «Через тени – к свету»)

Бесплатный вебинар

16
января

Формирование адаптационной мобильности к действиям в чрезвычайных ситуациях как форма устойчивой профилактики

Бесплатный вебинар

17
января

Новые векторы развития Российского образования. Как трансформировать образовательный процесс с учетом вызовов времени: шестой технологический уклад, цифровая экономика, новые профессии и специальности

Бесплатный вебинар

Все бесплатные вебинары для педагогов «Преемственности в образовании»

Видеозаписи всегда в свободном доступе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *