О молитве за усопших

«У Бога все живы…»

скрыть шапку

БЛАГОВЕСТЪ — Православная интернет-газета

Выходит только в Интернете.
Наш православный сайт обновляется 1-2 раза в месяц
E-MAIL: blago@cofe.ru

В нашей семье случилось несчастье, погиб единственный сын Артем, восемнадцати лет, он утонул этим летом вместе с другом Михаилом на озере Вселуг Тверской области, около Малосоловецкого острова (в народе называемого Божие Дело). Я понимаю, что случившееся — Промысл Божий, стараюсь смириться. Батюшка, я очень переживаю за участь сына в вечности. В детстве он больше ходил в храм, причащался, соборовался, а с возрастом реже. Возможно ли мне узнать участь моего сына? Я очень часто плачу, муж говорит, что надо плакать в молитве.
Ольга

Наверно, скорбь от потери чада самая страшная для человеческого сердца и боль от этого горя сильней любой другой боли. Какой родитель не согласился бы отдать свою жизнь за жизнь своего ребенка?! Но потеря эта хотя и страшна и невосполнима, все же это не предел страданья. Для неверующего это конец всего и бездна отчаяния. Но для верующего есть в этой тьме родительского страдания «свет в конце туннеля». Этот свет есть Свет Христовой Любви. У Бога нет мертвых, у Него все живы, ибо Он Сам Бог Живой и Бог Жизни. В Послании к Фессалоникийцам, которое читается на погребении, Апостол Павел увещевает всех нас: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. (…) Итак утешайте друг друга сими словами» (1 Фес. 4, 13-14, 18).
Смерть — самое страшное и таинственное слово для всех людей. Смерть страшна для всего живого. И все живое стремится ее избежать. И никто ее не избежит. Вошедши однажды в мир через грех, она собирает свою дань всегда и везде, и нет ей преграды, и не было бы от нее спасения и надежды, если бы не Смерть Христова, плод которой есть Воскресение Его и Пасха для всех верующих в Него. Всем и каждому надлежит пройти через врата смерти, чтобы, пройдя через них как бы через огонь очищающий, возродиться для будущей вечной жизни. Прошли через смерть все прежние поколения, среди которых были и грешники, и праведники, и старцы, и младенцы. Прошли этими вратами и Пророки Божии, и Апостолы Христовы, и Сама Пречистая Богородица. Прошел через смерть и Сам Победитель Смерти Жизнодавец Христос. И нам с вами, и нашим близким надлежит пройти тем же путем. Он страшен для нас, но мы должны мужаться и относиться к этому неизбежному, что нас ожидает, не с унылым чувством безысходности надвигающегося конца, а с христианской надеждой на воскресение и жизнь вечную.
Что же касается сроков, то это определяет только Бог. Кому и когда отойти от этой жизни в пакибытие, решает наш Создатель, Который Сам судит, как будет лучше душе для ее вечной участи. Мы в силу своей ограниченности по природе и слабости веры не можем до конца преодолеть скорбь от потери близкого человека, и это мешает нам осознать, что забрали его от нас именно тогда, когда это было для его души спасительнее всего. И как это ни страшно бывает для нас немощных, Божие определение властвует над жизнью и смертью человека в любом возрасте — и в младенческом, и в юношеском, и в расцвете сил, и в старости. И страшно это для нас потому, что мы немощны, маловерны и грешны, — поэтому мы скорбим и страшимся. И скорбим особенно сильно, когда умирает наше чадо.
В этом скорбном чувстве у верующего естественно возникает тревога о загробной участи своего чада. Здесь важно как и в отношении к самой смерти, так и относительно к посмертному состоянию проявлять именно христианское доверие Богу. Не тревожиться надо и испытывать суды Божии в отношении души усопшего, а продолжать проявлять любовь свою в молитве, добрых делах Христа ради и вере в Благой и Премудрый Промысл Божий. Господь не отвергнет молитвы родителей за чадо никогда. Излишне не переживайте за сына, не бойтесь, только крепко веруйте в Христа и Его Голгофскую жертву за всех нас, и живых, и усопших. Помните и мудрость народную: «Молитва матери из ада выводит», — ибо слышат эту молитву Господь и Пречистая Богородица.
Что же слезы ваши, то кто дерзнет удержать вас от них… Но все же послушайте вашего мужа и плачьте лучше в молитве, потому что в ней они будут растворяться любовью Господней, и вам будет легче. И душе вашего сына там будет отрадней. Тем более не забывайте, что, как вы пишете, он в детстве в храм ходил и причащался, так будьте уверены — не забудет этого Господь, и детская молитва, хотя бы раз произнесенная, не пропадет для Бога и в вечности.
Не терзайтесь, ища возможности знать участь сына. Здесь вас враг может ввести в искушение и прелесть. Он может представить вам участь сына как незавидную и тем самым ввергнуть вас в отчаяние и душевную муку гораздо больше той, что сейчас, тем самым услаждаясь вашими страданиями. А если удастся, то и лишить вас веры. Или же наоборот, покажет вам участь сына как некое блаженство, которое не нуждается в молитвах и милостынях. А это может негативно отразиться на загробном состоянии его души. Доверьтесь Богу, молитесь неослабно и веруйте.
Да утешит вас, Ольга, и вашего мудрого супруга Дух Святый надеждою на обязательную встречу в будущей жизни с чадом вашим по милости Христа и заступничеству Царицы Небесной.

Протоиерей Олег Китов г. Самара 23.11.2007 Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru

Молитвы православной церкви за живых и усопших. Почему надо молиться об усопших

  • 5

(1 )

Молитвы православной церкви за живых и усопших

Как Церковь помогает нам молиться за живых и усопших.

В храме мы молимся о себе, наших друзьях, родных, а также об умерших родственниках и знакомых. Как можно сделать нашу молитву более сильной и значимой? Мы можем попросить помолиться вместе с нами всю Церковь. Как это сделать? Написать записку «О здравии» или «Об упокоении».

В храме мы молимся о себе, наших друзьях, родных, а также об умерших родственниках и знакомых. Как можно сделать нашу молитву более сильной и значимой? Мы можем попросить помолиться вместе с нами всю Церковь. Как это сделать? Написать записку «О здравии» или «Об упокоении».

Молитвенное священнодействие – проскомидия

Самая главная церковная молитва за живых и усопших совершается за проскомидией перед Литургией во время чтения часов.

Проскомидия – по-гречески «приготовление». Священник вынимает из просфор частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующие перед службой подали записки в «свечной ящик». Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в то время, когда священник произносит слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Поэтому проскомидия – это не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой бескровной Жертвой. Ведь каждая частица, проникаясь Кровью Спасителя, становится как бы просительницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута. Вот почему проскомидия в Православной Церкви всегда считалась самым спасительным и плодотворным поминовением.

Если ты хочешь помянуть на проскомидии своих живых или усопших родственников, следует перед началом Литургии (или накануне вечером) подать в свечную лавку храма записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных).

Записка «О здравии»

Понятие «здравие» включает в себя не только здоровье, физическое благополучие человека, но, прежде всего, его духовное состояние. Поэтому в записку «О здравии» вписывают не только тех, кто болеет, но всех, кому мы желаем здоровья, спасения и благоденствия. И свое имя тоже.

Если у тебя есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впиши его имя для молитвенного поминовения. Молитва за врагов – великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за своих врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии – и вражда прекращалась.

Записка «Об упокоении»

В записке «Об упокоении» мы пишем имена наших умерших родных и знакомых. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших. Мы называем наших покойных усопшими («уснувшими»), а не умершими, потому что в конце времен они восстанут из гроба, воскреснут из мертвых.

Рано или поздно все подходят к концу жизни. Души людей идут на суд к Богу, проходят мытарства и затем, по определению всеведущего Бога, получают то, что заслужили. Так будет продолжаться до Страшного суда, когда все люди, когда либо жившие на земле, должны будут пройти перед Престолом Вседержителя, и Он окончательно определит участь каждого. До Страшного суда, пока еще не закончилась земная история человечества, мы, то есть члены Церкви, оставшиеся на земле, можем помочь своим усопшим братьям.

Почему надо молиться об усопших

Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную.

Вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага.»

Святитель Иоанн Златоуст

Молитва за усопших – самое главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

Многие перед смертью не успели сподобиться Таинства Покаяния и святого Причащения, умерли неожиданно или насильственной смертью. Усопшие уже не могут покаяться. Только молитвы Церкви, принесение за них Бескровной Жертвы, милостыня и благие дела за них могут облегчить их загробную участь.

Святые Отцы и учители Церкви признают возможность и для грешников освобождения от мучений за молитвы и милостыни их живых родственников. Особенно за церковные молитвы, поминовение на Литургии (на проскомидии).

«Когда весь народ и Священный Собор стоят с простертыми к небу руками и когда предлежит страшная жертва, как не умилостивим мы Бога, молясь за умерших?»

Святитель Иоанн Златоуст

Он же советует: «Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук».

А по словам преподобной Афанасии, «если грешны души усопших, то за благотворения живых в память их приемлют от Бога отпущение грехов, если праведны, то благотворительность за них служит к спасению самим благотворителям».

Поминовение усопших особенно важно и необходимо в первое время после их кончины. Оно облегчает душе усопшего переход от земли на Небо по так называемым мытарствам, которые проходит душа умершего христианина в продолжение сорока дней со дня смерти.

«При разлучении души нашей с телом предстанут пред нами, с одной стороны, Воинства и Силы Небесные, с другой – власти тьмы, злые миродержатели, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел и сними диавол, имеющий державу смерти и, некоторым образом, суд; он удерживает душу, исчисляет все соделанное ею – делом и словом, в ведении и неведении, исследует беззакония от юности до дня кончины. Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и ужасе будет искать себе защиты у Ангелов Божиих; но и будучи принята Ангелами, и под покровом их протекая воздушное пространство, и возносясь на высоту, она встретит мытарства, как бы некоторые заставы или таможни, которые будут преграждать ей путь в Царствие, будут останавливать и удерживать ее стремление к нему. На каждом из этих мытарств потребуется отчет в особенных грехах.»

Святитель Кирилл Александрийский

Особенная молитвенная помощь близких требуется душе усопшего на третий, девятый и сороковой день после кончины. В третий и девятый день после кончины душа усопшего приводится на поклонение к Господу, а в сороковой день Господь определяет ее местопребывание до Последнего суда.

Как правильно подавать записки

Если ты хочешь, чтобы поданная тобой записка было прочитана внимательно и неспешно, ее нужно оформить по правилам.

• Записки надо подавать до начала Литургии или еще лучше вечером накануне.

• В верхней части записки изобрази восьмиконечный крест.

• Под крестом напиши назначение записки: «О здравии» или «О упокоении».

• Пиши четким, понятным почерком, лучше – печатными буквами.

• В поминальные записки можно вписывать имена только крещеных людей.

• Вписывая имена живых и усопших, старайся подумать о каждом из тех, чьи имена пишешь.

• Если хочешь помянуть многих людей, лучше подай несколько записок, чем одну слишком длинную.

• Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «о здравии (или упокоении) кого?» – Алексея, Варвары).

• Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия, Иоанна, а не Ивана) и полностью (Александра, Николая, но не Саши, Коли).

• В записках не указывают фамилию, отчество, возраст, профессию – одно лишь только имя.

• В записках о упокоении усопший в течение сорока дней после кончины именуется «новопреставленный».

• Никогда нельзя писать в одной записке живых и умерших вместе – это должны быть две разные записки – «О здравии» и «О упокоении».

Записки с именами подают в свечной ящик, оттуда их несут в алтарь вместе с просфорами. За проскомидией священник читает записки и вынимает «поминальные частицы» из просфор. В конце Литургии просфоры возвращают в «ящик», где их можно получить после службы.

Что такое сорокоуст

Около свечного ящика нередко можно услышать, как верующие заказывают сорокоуст.

Сорокоуст – это поминовение, которое совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит проскомидия – изъятие частиц из просфоры за того, кого поминают. Как проездной билет на метро или автобус покупается один раз, а действует целый месяц, так и записка на сорокоуст подается один раз, а «работает» целых 40 дней.

Как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни после смерти христианина, часто даже в самый день отпевания. Это церковное поминовение облегчает душе проходить мытарства (суд) после отшествия из тела.

Сорокоусты заказываются не только об упокоении, но и о здравии, особенно тяжелобольных.

Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, полугодие, на год. В некоторых храмах и монастырях принимают записки на вечное поминовение.

Другие церковные виды молитвы за близких

Кроме поминовения за проскомидией, есть другие церковные виды молитвы за близких:

1. Молитвы за живых или молебен.

2. Молитва об умерших или панихида. Она служится перед крестом, стоящим на панихидном столике (кануне).

3. Молитвы, которые поют и читают перед погребением умершего (отпевание).

Молебны, панихиды и отпевания совершаются после Литургии.

Прочитано 462 раз

Рекомендованные материалы:

  • Развивающие игры для детей от 2 до 9 лет Здесь вы найдете развивающие игры для детей от 2 до 9 лет. Игры поделены на 3 категории: игры для малышей от 2 до 4 лет, игры для детей от 4 до 6 лет и игры для детей от 6 до 9 лет. Опубликовано Пятница, 21 ноября 2014 22:57 Прочитано 260573 раз
  • Читаем по слогам — Обучающие карточки-слоги для детей Читаем по слогам с помощью карточек для вырезания. Здесь представлены слоги-карточки для обучения ребенка чтению по методике Зайцева, которые вы можете скачать, распечатать на принтере и использовать для обучения ребенка чтению. Гласные и согласные звуки выделены разным цветом, это помогает малышам различать их зрительно. В дальнейшем они смогут их различать автоматически. С помощью букв-слогов дети учатся составлять слова (не умея читать). Опубликовано Суббота, 10 ноября 2012 21:43 Прочитано 140541 раз
  • Прописи для детей. Прописные буквы Прописи для детей «Прописные буквы» — это лучший учебный материал для подготовки дошкольника к письму. Ведь именно прописные буквы вызывают трудности у детей начальных классов. Опубликовано Среда, 16 октября 2013 07:28 Прочитано 132065 раз
  • Пазлы для малышей — Распечатай, разрежь и собирай! Опубликовано Среда, 30 октября 2013 18:20 Прочитано 122288 раз
  • Английский алфавит — Карточки для распечатки Здесь вы можете скачать английский алфавит с транскрипцией в виде карточек для распечатки на принтере. Распечатайте ребенку карточки с английским алфавитом, вырежьте и приступайте к занятиям. После изучения английских букв и их правильного произношения, называйте ребенку букву, а он пусть дает вам соответствующую карточку. Под каждой буквой находится транскрипция. Опубликовано Воскресенье, 02 декабря 2012 17:09 Прочитано 116268 раз

Другие материалы в этой категории: » Как молиться в храме. О чем молятся. Молитвы, которые должны знать все христиане

Православный похоронный обряд

Организация похорон в Москве и МО

Православные похороны – это подготовка к погребению, само погребение и поминовение усопшего по канонам русской православной церкви.

Земная жизнь в христианстве понимается как преуготовление к воскресению и жизни вечной, в которой будет пребывать душа и тело, которому после воскресения предстоит восстать нетленным. Поэтому смерть – это сон тела или успение на церковно-славянском языке. Умерший человек понимается как усопший, то есть, уснувший. Тело засыпает и покоится, а душа отправляется навстречу Богу. Отсюда слово «покойник» — человек, пребывающий в покое после треволнений земной жизни. Тело и душа человека воскреснут, поэтому нужно обеспечить ему достойное погребение.

Православные традиции и обычаи при похоронах

Следствием такого отношения к телу усопшего являются православно-христианские традиции погребения и поминовения. Краткое описание того, как проводят православные похороны, на какой день проводят православные похороны и каковы православные традиции погребального обряда, дано ниже.

Правила православных похорон

Правила православных похорон – это соблюдение канонических этапов православного обряда. Обязательно нужно использовать обрядовые предметы для православных похорон, предписанные каноном.

  • омовение
  • облачение
  • уложение в гроб
  • крест, саван, икона
  • заупокойные молитвы по усопшему – панихиды
  • заупокойная лития
  • отпевание
  • погребение
  • поминовение (поминки)

Этапы православного погребального обряда

Омовение

Омовение – это обряд очищения. Тело почившего предстает пред Господом чистым и непорочным.

Облачение

Покойного облекают в чистые одежды, надевают на него крест, накрывают белым саваном, окропляют святой водою, полагают в гроб, который располагают головой к иконам.

Положение во гроб

Глаза покойного закрыть, уста сомкнуть, руки с вложенной иконой или крестом расположить крестообразно.

Похоронное бдение

До выноса тела совершают заупокойные молитвы по усопшему – панихиды. Начать нужно после положения облаченного тела на стол, затем в церкви. Перед выносом тела читается заупокойная лития.

Отпевание в храме

Отпевание оканчивается заупокойной литией.

Погребение

При опускании в землю священнослужитель читает литию, затем осыпает землей саван почившего, после чего на гроб накладывается крышка. В случае если священнослужителя нет на похоронах, в церкви отправляется чин предания земле, а провожающим передают землю, которую они посыпят на тело перед тем, как закрыть гроб.

После закрытия гроба и опускания его в землю священнослужитель поливает гроб елеем, посыпает его пеплом и зернами пшеницы, затем землей. Прощающиеся бросают в могилу горсть земли. Предание тела земле символизирует надежду на воскресение –тело прорастет как зерно, брошенное в землю.

Надмогильный крест

Во главе могилы водружается крест во исповедание веры в Господа, на кресте смерть победившего и позвавшего всех живущих идти его путем.

Срок погребения

3-й день после смерти.

Поминки

Это обряд вспоминания человека и его добрых дел, а также моления об упокоении его души. Поминки проводятся трижды: в день погребения на 3-й день после смерти, на 9-й (девятины) и на 40-й (сороковины).

Поминки в день погребения

Устраивают сразу после погребения во вспоминание о Воскресении Христа на день третий после его казни. Первые два дня после кончины душа усопшего пребывает на земле и ведет разговор с собой, родными и близкими.

На поминальную трапезу приглашаются все, кто провожал покойного на кладбище, а также те, кто не смог на них прийти. Перед началом поминок родственник покойного становится перед образами с горящей лампадой и читает 17-ю кафизму Псалтыря, после чего все читают молитву «Отче наш». Приступая к трапезе, все осеняют себя крестным знамением. В ходе поминания говорят об усопшем.

Меню поминального стола

Первым блюдом идет кутья – месиво из цельных зёрен риса (или пшеницы), изюма и мёда. Зёрна – символ Воскресения (тело усопшего прорастет как зерно). Кутью освящают в храме на панихиде. Это блюдо ест каждый участник ритуала. Кроме кутьи едят блины и пьют кисель и сыто (вода с мёдом). В пост поминальная трапеза постная, в мясоед скоромная.

Девятины

Эти поминки отправляются во славу ангелов, которые просят Господа помиловать почившего. На девятый день после упокоения душа усопшего предстает перед Господом на поклонение, поэтому обряд и молитвы 9-го дня помогают душе пройти это испытание достойно. На девятины служится панихида, а на трапезу зовутся близкие почившего. После второго поминовения с 9-го до 40-го дня душа покойного попадает в ад и осознает грехи содеянные.

Сороковины

Проводятся во славу вознесения Господня на 40-й день после Воскресения. В этот день решается участь усопшего, которого Господь судит по делам земным и достижениям души, после чего назначает ему место по заслугам в ожидании Страшного Суда. Усопший поминается в этот день для того, чтобы душа его предстала перед Господом и получила обетованное блаженство на небесах. Цель сороковин – постараться загладить грехи почившего.

Цель сороковин – постараться загладить грехи почившего.

После сороковин почивший поминается в дни рождения, смерти и именин.

Отношение православной церкви к кремации

Православная церковь отрицательно относится к кремации, поскольку телу после воскресения предстоит восстать перед Господом нетленным, и погребение тела в землю выражает для христиан надежду на воскресение. Именно поэтому христианская церковь приняла и хранит обычай не уничтожать тело (сжигать), а зарывать его в землю – как зерно сеют в землю, чтобы оно ожило и взошло. Кремацию церковь допускает только в тех случаях, когда иного выхода нет. Благословение на кремацию нужно получить у священника, описав обстоятельства дела. Урну с прахом после кремации в церковь приносить для отпевания не благословляется. Если человека кремируют, для него возможно заказать только сокращённый чин отпевания — заочное отпевание.

В силу различных социально-экономических обстоятельств в России все больше верующих предпочитают кремацию погребению.

Организация обряда похорон у православных — Ritual.ru

Похоронная служба Ritual.ru поможет вам провести похороны по православному обряду и организовать обряд отпевания в храмах и церквях Москвы и Подмосковья. Мы работаем в ритуальной сфере 25 лет и организовали за это время более 40 000 православных похорон с отпеванием.

Проконсультироваться по любым интересующим вас вопросам вы можете по телефону круглосуточной городской информационной службы 8 (495) 100-3-100.

Группа компаний

Приложение «Специализированные службы»

срочный вызов экстренных и специализированных служб нажатием одной кнопки. Политика конфиденциальности персональных данных Спасибо за Ваш запрос!
Спасибо за Ваш отзыв!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *