Обрезание в библии

УРОК №5
ОБЕТОВАНИЯ БОЖИИ — 1

В 4-м уроке мы узнали о главной причине человеческой смерти, о том, что такое сама смерть и о единственной надежде спасения от вечного небытия. В этом уроке мы рассмотрим некоторые Божии обетования с тем, чтобы обрести более полное понимание того, что связано со спасением, как это написано в Писаниях.

ОБЕЩАНИЕ ИЗБАВЛЕНИЯ
Вначале, после грехопадения Адама и Евы, через проклятие, произнесенное Богом, сверкнул луч надежды в виде короткого, но чудесного обещания, заключенного в стихе, который легко не заметить, а заметив, не понять.
“И сказал Господь Бог змею… Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту”(Быт.3:14-15).
Полное толкование этого обетования выходит за рамки нашего урока, но когда мы достигнем определенных успехов в изучении Божиего спасения, то узнаем, что это было первое обещание того, что грех будет побежден одним из потомков Евы. Грех будет уничтожен, а потомок, который победит его, лишь временно пострадает, будут ужален грехом (образно выражаясь — он поразит в голову, будучи сам ужален в пяту). Это — обещание грядущего спасения, и Библия не оставляет никаких сомнений в том, что этим Спасителем будет Иисус Христос, в Котором сосредоточены все Божии обетования.

БОЖИЕ ОБЕТОВАНИЕ В ЕДЕМЕ
Змей, оказавший такое роковое влияние на нарушение заповеди Божией Адамом и Евой, стал олицетворением, символом греха. Иисус употребил такое же выражение по отношению к Своим врагам, фарисеям, к которым обращался с такими словами: “Змии, порождения ехидны!” Поражение в голову — удар смертельный для змея — символ полного уничтожения греха и его последствия — смерти. И нанесет этот удар семя женщины, которое само будет ужалено в пяту, что вполне поправимо.
Внимательное чтение Библии показывает, что эта притча о семени женщины есть описание жизни, смерти и воскресения Господа Иисуса Христа, Который одержал победу над грехом и смертью, проложив путь к вечной жизни для всех, верующих в Него.
Ключом к пониманию того, Кто является семенем женщины содержится в следующих словах: “Се, дева во чреве примет и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил.”
С этими же словами обратился Ангел к Иосифу, сказав ему, что его нареченная жена Мария “родит… Сына, и наречешь Ему имя: Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное чрез пророка,” — и дальше следует цитата из Исаии 7. А Апостол Павел добавляет: “Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону.”
Что касается Иисуса, то Он, одержав победу над грехом, а следовательно и над смертью, поразил змея (грех) в голову, т.е. полностью уничтожил его. Умерев на кресте и пробыв в могиле три дня, Он был как бы ужален в пяту, как и предсказывал пророк Исаия: “Он изъявлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши.” Итак, первая часть Божиего спасения была выполнена. Христос стал первенцем из умерших, и теперь Ему осталось исполнить две последние части — уничтожить полностью и везде грех и смерть.
Вторая часть будет исполнена когда Христос вернется вознаградить Своих друзей, тех, кто верно исполнил все Его заповеди. Он воскресит их из мертвых, даст вечную жизнь и сделает с Собою соправителями над многими народами, которые покорятся Ему в Его второе пришествие. Царствование Иисуса Христа будет продолжаться тысячу лет.
Третья, и последняя, часть исполнится по окончании тысячи лет; тогда состоится последний суд, и грех и смерть будут полностью уничтожены. “Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть.” Как неверие явилось, и является, причиной смерти, так вера в Евангелие, повиновение крещением, а также жизнь в праведности, принесут жизнь вечную.

ОТКРОВЕНИЕ ЗАМЫСЛОВ БОЖИИХ
Часто и разнообразно Библия открывает нам замысел Божий о путях явления Его спасения. Лучше всего это можно проследить на примерах отдельных людей, о которых рассказывает Библия, чьи жизни могут служить хорошим или плохим примером веры (то есть тех, кто верил Богу и были послушны Ему, или же поступали наоборот). Многим истинно верующим Бог дал запоминающиеся обетования, которые мы рассмотрим в этом и в последующих уроках. Сейчас же мы познакомимся с двумя выдающимися личностями, чьи жизни описаны в книге Бытие и которые могут служить для нас примером истинной веры.

НОЙ
Постепенно число потомков Адама и Евы увеличивалось, а вместе с ними увеличивалась и склонность ко греху, унаследованная ими от своих своенравных родителей. В 6-й главе книги Бытие написано:
“И увидел Господь Бог, что велико развращение на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время”(Быт.6:5).
И так вели себя люди, что “раскаялся Господь, что создал человека на земле и восскорбел в сердце Своем”(Быт.6:6).
Ной был единственным человеком, угодившим Богу (см. Быт.6:9), а потому Бог и решил найти место для него в Своем новом творения.
“И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо вся земля наполнилась от них злодеяниями. И вот, Я истреблю их с земли”(Быт.6:13).

ПОТОП
Бог избрал потоп, чтобы все живое, дышащее воздухом, в том числе и человек, погибло в нем. Многие считают историю о потопе мифом, однако тщательное научное изучение дает многочисленные подтверждения правдивости всего записанного в книге Бытие. Но в описании исторического события Библия дает еще и огромной важности моральное наставление. Жизнь праведного Ноя, среди строптивого и развращенного рода его современников, является отличительным примером веры для всех поколений.

БОЖИЕ ОБЕТОВАНИЕ
В то время Всевышний произвестил, что Он никогда больше не будет губить землю водами потопа. У Него есть Свои виды на землю, а потому Он обещал, что впредь все времена года по очереди будут сменять друг друга и день и ночь будут следовать без перерыва — и никогда такой порядок не будет нарушен. (Прочитайте Бытие 8:21-22).

СПАСЛИСЬ НЕМНОГИЕ
Из прошлого урока, и конечно же из Библии, мы узнали, что относительно немногие, а именно те, кто искренне, по-настоящему верил Богу, Его слову, были спасены от гибели в водах потопа (см. 1Пет.3:20). Этот же принцип относится в равной мере к грядущему спасению. Иисус Христос говорил:
“Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их”(Мф.7:13-14).
Эти и многие другие примеры из Библии ставят под сомнение целесообразность существования тех вероисповеданий, которые похваляются своими многочисленными приверженцами. Спасение от смерти, говорит Библия, зависит от каждого человека в отдельности, и те немногие, которые были и остаются послушными требованиям, предъявляемым к ним Богом, идут по трудному, тернистому и узкому пути истинной веры.

АВРААМ
Авраам являет собой выдающийся среди прочих пример человека, принявшего и успешно выдержавшего многие суровые испытания, из-за своей веры Божиему слову.

АРХЕОЛОГИЯ ОЖИВЛЯЕТ БИБЛЕЙСКОЕ ПИСАНИЕ
Авраам жил примерно за 2000 лет до н.э. в древнем городе, называемом Ур, который располагался недалеко от Персидского залива. Этот город обнаружили совсем недавно в результате археологических раскопок. Это открытие установило, что город был частью высокоразвитой цивилизации, умеющей строить большие дома, дворцы и храмы, а также создавать изысканные произведения искусств. Археология дополняет библейский рассказ, добавляя красок в картину прошедших веков, помогая по-настоящему оценить силу веры Авраама, ибо ему было сказано Господом:
“Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе”(Быт.12:1)
Из работ археологов мы знаем, что Бог просил Авраама оставить свое сравнительно легкое, комфортное и безопасное существование, чтобы пойти на встречу неизвестности, где единственной опорой и проводником ему мог быть только призвавший его Бог. Авраам, в отличии от Адама и Евы, доверился Богу и был послушен Ему.
“Верою Авраам повиновался призванию… и пошел, не зная, куда идет”(Евр.11:8).

ОБЕТОВАНИЯ АВРААМУ
Вера Авраама зиждилась на обетованиях благословения, которые сопутствовали Божиим повелениям. Авраам сознавал, что если Бог, мудрый и всемогущий создатель, дает обетования, то они не могут не исполниться. И сказал Бог Аврааму:
“Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные”(Быт.12:2-3).
За время долгой жизни Авраама эти обетования (обещания) повторялись ему много раз, и каждый раз к первоначальному обетованию прибавлялось что-нибудь новое. В этом уроке мы рассмотрим самые значительные из них и озаглавим их примерно так:
1. ПОТОМКИ АВРААМА БУДУТ ОБЛАДАТЬ ХАНААНСКИМИ ЗЕМЛЯМИ.
2. ПОТОМКИ АВРААМА СТАНУТ ВЕЛИКИМ НАРОДОМ.
3. В ОДНОМ ИЗ ПОТОМКОВ АВРААМА БЛАГОСЛОВЯТСЯ ВСЕ НАРОДЫ.

1. Потомки Авраама будут обладать Ханаанскими землями.
Земли, в которые Бог повел Авраама, в древности назывались Ханаанскими. Это территория, где сейчас располагаются государства Ливан, Израиль, Сирия и Иордания, т.е. на восточном побережье Средиземного моря (см. Бытие 15:18). Когда Авраам пришел в Ханаан, Бог сказал ему: “Потомству твоему отдам Я землю сию”(Быт.12:7).
Позже обетование было повторено: “Всю землю, которую ты видишь (Ханаанскую), тебе дам Я и потомству твоему навеки”(Быт.13:15).
Обратите внимание на то, что прибавились слова “тебе” и “навеки”. Если бы не эти два важных дополнения, то эти обетования можно было бы понять, как обетования завоевания этих земель Израилем под предводительством Иисуса Навина, о чем записано в книге Библии, носящей его имя. Однако это было лишь частичным исполнением обетования, ибо оно касалось не только потомков, но и самого Авраама ибо, это обладание землей должно длиться вечно.
Читая Библию, мы узнаем, что Авраам жил в Ханаане подобно современным кочевникам, а когда умерла его жена, был вынужден купить участок земли, чтобы похоронить ее там. Авраам умер, не унаследовав обетованную ему землю (Деян.7:2-5).
Что же касается второй части обетования, вечного владения землей, то и Авраам, и его потомки Израильтяне, провели большую часть своего существования вне Ханаана и не обладали этой землей вечно.
Понятно, что полное исполнение этого обетования все еще находится в будущем. А для его исполнения надо будет воскресить Авраама и верных Богу его потомков, потомков подобных Аврааму в вере и послушании Божиим заповедям. После воскресения они, обретя бессмертие, будут обладать Ханаанскими землями вечно (Мф.8:11). Все это будет более понятным, если рассмотреть также и другие обетования.
2. Потомки Авраама станут великим народом.
Это обетование проходит через всю жизнь Авраама (Быт.12:2; 13:6; 15:5; 22:7) и, как мы видим из Библии, в значительной степени уже было исполнено.
В книге Бытие записано, что сын Авраама Исаак и внук его Иаков (чье имя было изменено на Израиль) стали праотцами всех израильтян. Они жили в Ханаане до тех пор, пока Иаков, стараясь избежать голода, не ушел со всей своей семьей в Египет. Книга Исход рассказывает о том, как потомки Иакова, став двухмиллионным народом, были порабощены египтянами. Примерно в 1500 году до н.э. Бог послал Моисея освободить их и вывести в Ханаанские земли. Книга Иисуса Навина, преемника Моисея, рассказывает о том, как двенадцать колен Израилевых завоевали Ханаан. В последующих книгах Библии речь идет о развитии государства Израильского, вплоть до 1000 года до н.э., когда, во времена правления Давида и Соломона, он стал великим и процветающим царством.

ОБЪЯСНЕНИЕ ОБЕТОВАНИЯ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
В Библии написано, как после смерти Соломона, Израиль постепенно начал приходить в упадок и как, в конце концов, народ, за то что в большинстве своем был неверен и непослушен Господу, Богу своему, был изгнан из Ханаанских земель (Второзаконие 28:15-68). Объяснение замечательным обетованиям, данных Аврааму, мы можем найти в Новом Завете. В Послании к Римлянам Апостол Павел пояснял: “Не все те израильтяне, которые от Израиля и не все дети Авраама, которые от семени его”(Рим.9:6-7).
В этих словах содержится очень важный принцип. Великий народ, происшедший от Авраама, состоит не только из прямых его потомков, которые, кстати, могут быть и неверующими, а из тех, кто имеет веру Богу, подобную вере Авраама. В каждом поколении таких было немного, но когда во время пришествия Иисуса на землю они будут воскрешены из мертвых, именно они составят один и великий народ. Тогда Авраам увидит своих, обретших бессмертие, потомков, восхваляющих Господа за спасение и образовавших “великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков”(Откр.7:9).
Итак, в будущем обетование исполниться гораздо полнее, чем оно было исполнено в прошлом.
3. В одном из потомков Авраама благословятся все народы.
Однако человечество еще не получило величайшего из всех благословений, заключенного в этом обетовании, а именно, избавления от бремени проклятия греха и смерти. Библия говорит нам, что грядет время, когда “славы Господней наполнится вся земля”(Чис.14:21).
Но для славы Божией остается мало место до тех пор, пока человек наполняет землю насилием и злобой, пока на ней присутствуют грех и смерть. Очевидно, что, для приближения времени исполнения всех чудесных благословений, необходимы большие перемены, о которых мы читаем в пророчествах, записанных в Библии (Пс.71; Ис.32). И какими бы удивительными не были эти перемены — исполнение, осуществление их не может вызывать никаких сомнений! Именно в этом и заключается Евангелие (или благовестие — благая весть), которое проходит красной нитью через всю Библию. Немногие осознают, что данное Аврааму обетование в 2000 году до н.э. — это основа основ этого Евангелия!
“И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников (народы), предвозвестило (благовествовало) Аврааму: в тебе благословятся все народы”(Гал.3:8).

ИИСУС ХРИСТОС — ПОТОМОК АВРААМА
Главной фигурой Евангелия, а следовательно, и обетований сделанных Аврааму, является Иисус Христос. Новый Завет начинается такими словами: “Родословие Иисуса Христа… Сына Авраама”(Мф.1:1).
Далее следует родословие Иисуса Христа, которое прослеживает все рода, начиная от Авраама, и именно на это опирается весь Новый Завет. Павел отмечает в своем Послании к Галатам, что никто иной, как Иисус Христос, есть тот знаменитый потомок, о котором сказано в обетовании Аврааму:
“Аврааму были даны обетования и семени его. Не сказано “и потомкам”, как бы о многих, но как об одном: “и семени твоему”, которое есть Христос”(Гал.3:16).
Иисус показан не просто, как сын Авраама. В том же Послании отмечается, что “верующие суть сыны Авраама”(Гал.3:7).
Если вспомнить библейское определение веры, как полного доверия и послушания Богу (что совершенно противоположно тому, что называется грехом), то становится ясно, что Иисус был самым великим из всех сынов Авраама. Он — единственный из всех, Кто имел полное право сказать Своим противникам: “Кто из вас обличит Меня во грехе” (греч. Ин.8:46).
Основная мысль Нового Завета состоит в том, что Иисус Христос верой Своей одержал верх над грехом и, таким образом, являет Собой человека, “разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие”(2Тим.1:10).

БЛАГОВЕСТИЕ ВСЕМ НАРОДАМ
Во времена, описанные в Ветхом Завете, благовестие о спасении (Евангелие) давалось исключительно народу Израиля, хотя он и не отвечал верой и повиновением Богу. Когда пришел Иисус, то Он послал Своих Апостолов проповедовать Евангелие всем народам (Мк.16:15).
Многие воспринимают эти слова, как выполнение Божиего обетования благословения на все народы в Иисусе Христе, потомке Авраама. Однако, — это всего лишь шаг, хотя и не малый, к полному исполнению замысла Божия, чтобы наполнить всю землю славою Своею. Иисус знал, что относительно немногие смогут принять чудесное благовестие, ибо принятие его означает идти узкими вратами веры, и сейчас, почти 2000 лет спустя, проповедование Евангелия вряд ли принесло благословение всем народам.

ЦАРСТВО БОЖИЕ НА ЗЕМЛЕ
И тем не менее это славное время не за горами!
Иисус Христос вернется на землю чтобы воскресить всех тех, кто заслужил (сподобился) воскресения, тех, кто “облекся во Христа”, став сонаследником данных Аврааму обетований (Гал.3:27-29). В это время благословение Авраама действительно распространится на все народы через его потомка Иисуса Христа (Гал.3:14). И когда Иисус станет Царем всей земли в Царстве Божием, тогда придет благословенное время, доселе невиданное миром.
Чтобы все это произошло, Христиане всего мира произносят в молитве:
“Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе”(Мф.6:10).
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УРОКА
1. Обетование о полном избавлении от греха и смерти было дано сразу после грехопадения Адама и Евы.
2. Спасение Божие открывается в обетованиях, которые Он дал верующим в Него.
3. Описание потопа говорит о том, что относительно немногие будут спасены.
4. Работы археологов подтверждают точность Библии.
5. Бог дал замечательные обетования Аврааму за его веру.
6. Ни одно из этих обетований не исполнилось полностью.
7. Все обетования указывают на Иисуса Христа, победившего грех и смерть.
8. Иисус Христос может дать жизнь вечную тем, кто, подобно Аврааму, верует Богу, и слушает Его.
9. Все обетования исполнятся полностью, когда Иисус Христос вернется на землю для установления Царства Божия.
10. С Царством Божиим придет время благословения, тогда земля наполнится славой Божией.

ОТРЫВКИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
Бытие 6,12,13,15,17,22; Второзаконие 28; Псалом 71; Исаия 32;
От Иоанна 8; Деяния 7; Римлянам 4; Галатам 3; Евреям 11

ВОПРОСЫ К УРОКУ №5
Подчеркните правильный ответ на каждый вопрос, затем перенесите Ваши ответы на лист учета ответов, или перепишите их на чистом листе бумаги и вышлите нам.
1. Как звали человека, который обрел благодать пред Богом, о чем написано в Быт.6:9?
а) Адам b) Ной с) Енох d) Авель
2. Как Бог уничтожил злодеяния людские, как о том написано в 6 и 8 главах Бытия?
а) Землетрясением b) Голодом с) Потопом d) Болезнями
3. Сколько человек спаслось во время бедствия (Бытие 6-8)?
а) 8 b) 18 с) 88 d) 80
4. Что служило защитой этим верным во время бедствия?
а) Они жили в ковчеге b) Бог спрятал их
с) Они жили на вершине горы d) Бог убрал их на это время
5. Где жил Авраам, когда Бог сошел к нему?
а) В Вавилоне b) В Вефиле с) В Содоме d) В Уре
6. В какие земли повел Бог Авраама?
а) В Египет b) В Ханаан с) В Едом d) В Салем
7. Проповедывалось ли Аврааму Евангелие?
а) Да b) Нет с) Возможно d) Неизвестно
8. Когда исполнятся до конца обетования данные Аврааму Богом?
а) Они уже исполнились b) Неизвестно
с) Когда Иисус вернется на землю чтобы установить Царство
d) Авраам умер, поэтому обетования, данные ему, не исполнятся
9. Кто был величайшим потомком Авраама?
а) Иуда b) Иаков с) Иосиф d) Иисус
10. Какие три из следующих положений были обетованны Аврааму Богом?
а) Его потомки будут обладать Ханаанскими землями b) Он будет жить вечно на небесах
с) Его потомки будут великим народом d) Он будет обладателем несметных богатств
е) В одном из его потомков благословятся все народы
f) Все его потомки будут верными Богу
g) Его потомки будут всегда помнить веру Авраама

ОБРЕЗАНИЕ

Фильтр: все ссылки в Новом Завете в Ветхом Завете

Быт 17:11 Каждому должно быть сделано обрезание крайней плоти, и это будет знаком завета между Мной и вами.

Быт 34:15 Мы дадим согласие лишь при одном условии: если вы станете, как мы, и сделаете всем вашим мужчинам обрезание.

Быт 34:17 Но если вы не согласитесь сделать обрезание, мы заберем сестру и уйдем.

Исх 4:26 Тогда Господь отступил от него. («Жених крови» – так она говорила про обрезание.)

Исх 12:44 Купленный тобой раб может есть ее после того, как ты ему сделаешь обрезание,

Лев 12:3 На восьмой день мальчику должно быть сделано обрезание.

Нав 5:2 Тогда Господь сказал Иисусу: – Сделай каменные ножи и вновь сделай израильтянам обрезание.

Нав 5:7 На смену им пришли их сыновья, которым Иисус и сделал обрезание. Они были еще не обрезаны, потому что их не обрезали в пути.

Ин 7:22 Моисей дал вам обрезание (хотя, конечно, обрезание идет не от Моисея, а от праотцев), и вы обрезаете детей даже в субботу.

Рим 2:28 Ведь иудей не тот, кто выглядит иудеем, и настоящее обрезание – не то, которое на теле.

Рим 2:29 Нет, настоящим иудеем является человек, который внутренне таков, и обрезание – это обрезание сердца по духу, а не по букве Закона. Такому человеку похвала не от людей, а от Бога.

1Кор 7:19 Обрезание или не обрезание не имеет никакого значения, главное заключается в том, чтобы человек соблюдал повеления Божьи.

Гал 5:2 Слушайте, что я, Павел, вам говорю. Если вы соглашаетесь принять обрезание , значит, Христос не принесет вам никакой пользы.

Гал 5:6 В Христе Иисусе не имеет значения ни обрезание, ни не обрезание, и единственное, что решает все, – это вера, которая действует через любовь.

Гал 5:11 Братья, если бы я по-прежнему проповедовал обрезание, то за что было бы меня преследовать? Крест бы тогда не был больше камнем преткновения.

Гал 6:12 Те, кто хотят лишь произвести внешнее хорошее впечатление, стараются заставить вас принять обрезание. Они делают это только ради того, чтобы не быть преследуемыми за крест Христа.

Гал 6:15 Ни обрезание, ни не обрезание не имеют никакого значения. Главное – это быть новым творением!

Толковая Библия
Толкование на книгу Бытия

профессор Александр Павлович Лопухин

◄ Глава 16Глава 17Глава 18 ►

Бог возобновляет завет Свой с Аврамом

Быт.17:1. Аврам был девяноста девяти лет,

«Для чего Бог медлил столько времени? – задается вопросом святой Иоанн Златоуст и тут же отвечает на него: для того, чтобы мы узнали не только терпение и великую добродетель праведника, но и беспредельное всемогущество Божие. Когда уже изнемогла природа и стала неспособной к деторождению, потому что тело Аврама увяло и иссохло от старости, – тогда только, открывая вполне всю добродетель праведника и являя Свою силу, Бог исполняет Свои обетования» (Бес. 39, 426 с.).

и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий;

В еврейском тексте – «Эл-Шаддай». Это новое божеское имя, которым в Ветхом Завете обозначался Бог завета и откровения, т.е. Иегова, со стороны Своей всемогущей зиждительно-промыслительной силы (schadad – быть сильным, крепким) или устойчивой крепости и верности Своих обетований (Быт. 28:3, 35:11; Исх. 6:3).

ходи предо Мною и будь непорочен;

Смысл и значение этих нравственных заповедей известны нам по примерам их осуществления двумя великими раннейшими праведниками Енохом (Быт. 5:24) и Ноем (Быт. 6:9).

В знак этого Он изменяет имена Авраму и Саре.

Быт.17:2. и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

Или, как можно перевести ближе к еврейскому тексту: «и дарую завет Мой», т.е. дарую исполнение того самого завета, который Я благоволил некогда заключить с тобой (15 гл.; речь, очевидно, идет о главном пункте этого завета – о рождении Исаака и происхождении от него многочисленного потомства, о чем и говорится дальше.)

Быт.17:3. И пал Аврам на лице свое.

Это выражение глубокого смирения, радостной благодарности и доверчивого преклонения пред неисповедимыми судьбами божественного Промысла (Быт. 17:17, 24:52; Чис. 16:22; Лев. 9:24; Руф. 2:10).

Быт.17:4. Я – вот завет Мой с тобою:

Повторяя Свой завет с Аврамом, Бог теперь более раздельно излагает его условия и обязательства для каждой из двух договаривающихся сторон, благоволя начать это с самого Себя («Я – вот завет Мой»).

ты будешь отцом множества народов,

Бог обещает Авраму, что он станет не только отцом многочисленного еврейского народа, но и целого ряда других народов, как то: измаильтян, идумеев и агарян, а также и «отцом всех верующих», как обрезанных, так и необрезанных, но соединенных с ним верой в Господа Иисуса Христа (Быт. 12:2, 13:16, 15:5; Рим. 4:11–12, 9:7–8).

Быт.17:5. и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;

Соответственно обычаю древних восточных владык, которые переименовывали возвышаемых ими слуг (Быт. 41:45; Дан. 1:7 и др.), и Бог, возвышая Аврама до завета с Собою, дает ему новое имя, которое к тому же имеет ближайшие отношение и к содержанию самого обетования. Прежнее имя: «Аврам», что значит «высокий отец», изменяется в новое: «Авраам» (собственно Абрагам – Abraham), что значит «отец множества», разумеется – множества обещанных ему потомков.

Быт.17:6. и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;

Повторяя в более сильных выражениях уже неоднократно высказанную мысль (Быт. 17:4), Бог делает и добавление к ней, указывая на происхождение царей из потомства Авраама, под которым ближе всего, конечно, разумеются иудейские и израильские цари, а затем – целый ряд правителей других происшедших от него племен.

Быт.17:7. и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;

Слово «век» в библейском употреблении имеет свой, более узкий, чем обычный, смысл; оно указывает на завершение или окончание известного периода, после которого имеет открыться новый «век», т.е. начаться новый период (Евр. 1:3). В данном случае «вечность» завета означает продолжение его до конца периода ветхозаветной церкви и до наступления новозаветных времен; по отношению же к сим последним оно имеет абсолютное значение, при условии соответствующих изменений (Мф. 28:20; 1Кор. 15:28).

Быт.17:8. и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.

Торжественное заключительное обещание, которым заканчивается ряд обязательств завета со стороны Бога. Вечность обладания Палестиной имеет точно также условный характер, простирается до конца отдельного и самостоятельного существования еврейского государства.

Быт.17:9. И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.

Отсюда начинается изложение обязательств завета от другой из договаривающих сторон – от Авраама и его потомства (Быт. 17:9–14).

Установление обрезания, как знамения завета

Быт.17:10–11. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя : да будет у вас обрезан весь мужеский пол;

обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.

Вся суть этих требований сводилась к одному основному – к соблюдению обрезания, которое во внешнем символическом действии заключало сущность этого завета. С внешней своей стороны обрезание, прежде всего, было тем пролитием крови, которое считалось важной гарантией прочности подобных союзов и у людей. Затем, по самой связи фактов и цели его установления, обрезание должно было служить постоянным и наиболее, так сказать, ощутительным напоминанием о том завете с Богом, в который некогда вступил отец верующих, а в его лице и все его потомство (Быт.17:11). Наконец, обрезание было знамением завета и в том смысле, что оно являлось внешним отличительным признаком принадлежности к богоизбранному народу и вступления в ветхозаветную церковь.

Еще важнее было идейное, внутреннее значение обрезания; хотя с этой стороны оно, по всей вероятности, еще долго не сознавалось во всей своей силе, будучи раскрыто только позднее, отчасти у пророков и главным образом у Апостола Павла (Лев. 26:41; Втор. 10:16, 30:6; Ис. 52:1; Иер. 4:4, 9:25; Иез. 44:7–9; Деян. 7:51; Рим. 3:1, 4:11; Флп. 3:3; Кол. 2:11–12 и др.). В этом отношении обрезание, состоявшее в отсечении крайней плоти детородного органа, символизировало собой отсечение плотских похотей и нечистых пожеланий, или, как это выразительно называет Библия, – «обрезание сердца» (Втор. 10:16; Рим. 2:29 и др.).

Во-вторых, вводя некоторое освящение в сам источник чадорождения и изображая собой совлечение «греховного тела плоти» (Кол. 2:11), обрезание, с одной стороны, указывало на наследственную греховность, в которой мы все зачинаемся и рождаемся (Пс. 50:7), с другой, таинственно предзнаменовывало новозаветное крещение, омывающее эту наследственную, прародительскую порчу (Кол. 2:11–12).

В-третьих, в приложении к предмету обетования, т.е. к потомству, обрезание имело тот смысл, что указывало как бы на устранение или ослабление всяких естественных средств его осуществления и тем самым очевиднее открывало особое действие божественной благодати в исполнении этих обетований. Наконец, значение этого последнего основания получало особенную силу в отношении к главному «Семени» Авраама, т.е. к божественному лицу Господа Иисуса Христа, имевшему родиться от Святого Духа и Марии Девы, т.е. с устранением всякого мужского участия. Отсюда, митр. Филарет с полным правом мог назвать обрезание: «отрицательным выражением понятия о Семени жены».

Быт.17:12. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши

Следовательно, обрезание совершалось спустя неделю после рождения, и это соблюдалось настолько строго, что ради обрезания нарушался даже покой субботнего дня (Ин. 7:22–23).

всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.

Этим, между прочим, обрезание у евреев отличается от обрезания у египтян и других древних народов, где оно практиковалось и относительно женщин.

Быт.17:13. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.

О рожденных в доме Авраама, т.е. низших слугах и домочадцах, нам уже известно из раннейшего повествования (Быт. 14:14); но, очевидно, после этого у него появились и рабы, купленные за серебро. Как те, так и другие считаются одинаково принадлежащими к дому Авраама, а потому вместе с ним принимают участие и в завете. Доступ в этот завет сыновей бывших иноплеменников прообразовательно знаменует вступление в новозаветную Церковь всех народов и состояний.

Быт.17:14. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей , истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой.

«Истребится» – в еврейском тексте выражено термином, означающим «да будет отсечена», чем дается мысль не столько об истреблении или смерти, сколько об отделении от израильского общества, изгнании из него и своего рода религиозно-гражданской смерти (Исх. 12:15, 19; Лев. 7:20–21, 25, 23:29; Чис. 9:13, 15:30).

Быт.17:15–16. И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра;

Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее.

По тем же самым побуждениям, как раньше Аврааму (Быт. 17:5), Бог благоволит теперь дать новое имя, или, точнее, переименовать старое, и его жене. Ее прежнее имя буквально с еврейского звучало: «Сарай» и означало «госпожа моя»; теперь же ей дается имя: «Сарра», что значит «госпожа» вообще, т.е. не одного только Авраама и его дома, но и всего множества имеющих произойти от нее племен и царей, как видно из контекста.

Быт.17:17. И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?

«В знак благоговения и благодарности к Богу, изрекшему обетование, Авраам повергается перед Ним. Слова же, какие при сем были у Авраама в мысли, выражают не то, что в душе его возникло сомнение в истине обетования Божия, а радостное изумление перед величием обетования: от радости, переполнившей его душу. Он себе, своим ушам не верит, слыша уверение от Бога о рождении сына от него и от жены его в таком возрасте, когда оба они уже омертвели для чадородия» (еп. Виссарион) (Рим. 4:19).

Быт.17:18. И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!

Не смея, по своей скромности, верить всей полноте своего счастья, Авраам готов удовольствоваться меньшим, – именно, не ждать себе нового сына, а перенести все эти обетования и надежды на имеющегося уже Измаила. «Оба мы получили достаточное утешение, когда родился Измаил, – комментирует мысль Авраама святой Иоанн Златоуст: да будет же этот, данный нам от Тебя сын, жив пред Тобою; и мы будем иметь достаточную отраду, и жизнь его утешит нашу старость» (Бес. 40).

Обетование о рождении Исаака

Быт.17:19. Бог же сказал : именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак;

Повторяя Свое обетование Аврааму о рождении у него сына, Господь на этот раз еще яснее и определеннее говорит, что сын обетования будет собственным сыном его и девяностолетней жены его Сарры, причем впервые определил и имя этого сына – «Исаак», а двумя стихами ниже указал и самое время его рождения, сказав, что оно произойдет ровно через год после данного предсказания (Быт. 17:21). Имя «Исаак» с еврейского языка значит «смех, или радость» (собственно это форма futurum – «он воссмеется, возрадуется») и, очевидно, в самом себе носило указание на радость престарелых его родителей по поводу его рождения, радость, выразившуюся, между прочим, и в смехе их обоих (Быт. 17:17, 18:12). Не иное что, как именно это, имел в виду и сам Спаситель, когда говорил об Аврааме, что он «рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56).

Быт.17:20. И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ.

Первая половина этой фразы в еврейском тексте имеет вид повторения одного и того же, ибо имя «Измаил» значит – «Бог слышит». Этому сыну Авраама по плоти точно так же преподается божественное благословение и сопровождающие его блага великого размножения: как бы в соответствие двенадцати коленам Израилевым ему обещается происхождение двенадцати князей, т.е. начальников племен, или шейхов (Быт. 25:12–16). Но, по справедливому замечанию м. Филарета, «благословение Исааково и Измайлово разнствуют между собой, как обетования благодатные, духовные, вечные и дары естественные, временные».

Быт.17:21. Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год.

Т.е. не со всем потомством Авраама, – хотя и было оно все обрезано, – а только с тем, которое имело произойти от Исаака, как сына обетования и веры.

Быт.17:22. И Бог перестал говорить с Авраамом и восшел от него.

Эта человекообразная форма говорит о прекращении богоявления.

Обрезание Авраама и Измаила

Быт.17:23. И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог.

Замечание бытописателя, свидетельствующее о быстром и неуклонном исполнении Авраамом божественного повеления, само, в свою очередь, говорит о силе послушания и пламенности веры патриарха, которые не знают промедления и затруднения (Иак. 2:22–24). Существовал ли где-либо до сего времени этот довольно мучительный обряд (напр., у египтян, на что особенно любят ссылаться рационалисты) или он только впервые вводится здесь Богом – трудно решить окончательно; одно только несомненно, что у евреев его в данный момент не было, и что он возник у них с совершенно особенным характером, резко отличающим его как по внешности, так и еще больше по духу, от аналогичных с ним религиозно-бытовых обрядов, практиковавшихся у других народов древности.

Быт.17:24. Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его.

Отмечая это важнейшее событие в жизни Авраама, священный историк, по обычаю, указывает и его хронологическую дату, которая тем более поучительна, что свидетельствует о выдающейся силе веры патриарха, если он в такой глубокой старости решил произвести над собой эту мучительную и опасную операцию.

Быт.17:25. А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его.

Живым памятником этого служит сохраняющийся у арабов – потомков Измаила и других магометанских народностей – обычай обрезания мальчиков по достижении ими тринадцатилетнего возраста.

Быт.17:26–27. В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его,

и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников.

Заключительные стихи представляют собой повторение вышесказанного – прием, довольно обычный в Библии в тех случаях, когда идет речь о каком-либо особенно важном деле.

◄ Глава 16Глава 17Глава 18 ►

Поделиться ссылкой на выделенное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *