Ощущения после причастия

Содержание

О благодати Святых Даров, или: Что должен чувствовать причастник?

Опубликовал протоиерей Андрей Ефанов в блоге «протоиерей Андрей Ефанов». Просмотры: 14371

«После Причащения было хорошо, но потом стали иссякать пламенные чувства».
Извольте заучить, что духовные утешения в жизни по Богу суть придаток, а не главная суть.
Суть ее — сила и крепость держаться в добром порядке и внутренне, и внешне.
Утешения же и восторги звучат только: трудись, есть из-за чего.
Потому, когда отходят они, не к отчаянию надо подвигаться,
а усерднее браться за обычные труды Богоугодной жизни —
и внутренней, и внешней.
святитель Феофан Затворник​
Однажды ученик преподобного Сергия Радонежского увидел, как во время Литургии Преподобный был объят огнем, который затем сошел в Чашу, от которой и причастился игумен и братия обители Святой Троицы. Не случайно Господь явил Свою благодать в виде огня. Из молитв ко Причащению образ огня привычен в восприятии Святых Христовых Таин. Трепещу, приемля огнь, да не опалюся яко воск и яко трава (Канон ко Святому Причащению, песнь 8). Огневи причащаюся трава сый, и странно чудо, орошаем неопально, якоже убо купина древле неопальне горящи (Молитва 6 ко Причащению). Это дивное видение напоминает всем нам, какому удивительному чуду мы можем соединяться. И, как в ветхозаветные времена Господь открыл Себя в непопаляющем огне, так и ныне огонь благодати Христовой обновляет причастника, очищая, но не опаляя его.
Но часто случается, что причастник не только не видит своими глазами чудо, но и, более того, вообще не ощущает ничего. А иногда бывает иначе: проходят годы, когда человек причащается, испытывая некие ощущения, а затем наступает момент, когда это чувство присутствие благодати проходит, ввергая христианина в панику. Что случилось с ним, какую ошибку совершил он, что от него отошла благодать?
Как легко делать ребенку первые шаги! Взрослые позаботились об этом, купив ему ходунки и прыгунки, мама заботливо поддерживает свое чадо сначала под руки, потом, когда ребенок научился держаться на ногах, протягивает ему руки, чтобы малыш решился сделать свой первый шаг. Точно так же и Господь помогает нам в начале нашего духовного пути. Новоначальному открываются те тайны духовного мира, которые он порой даже неспособен полностью оценить. Один мой знакомый, человек уже взрослый и очень серьезный по натуре, обстоятельно задумался о том, есть ли Бог, оправдана ли его только зарождающаяся вера. С такими мыслями шел он домой с работы через пустырь, и вдруг его глазам предстало видение. Господь явился ему в дивном сиянии, и сказал: «Вот, ты увидел Меня, теперь у тебя нет причин для неверия, ибо ты не веруешь, но знаешь, что Я есть». Уже долгие годы этот человек служит священником, и столь благоговейных и духовно внимательных пастырей мне приходилось видеть немного.
Но это событие экстраординарное. Обычно Господь являет Себя человеку прикровенно, чтобы дать возможность христианину возрастать в подвиге веры постепенно, переходя «от славы в славу» (2Кор.3:18). Ведь большие дары требуют и большой ответственности. И не каждый готов, оставив все, подобно апостолам, следовать за Христом. Не каждый сможет поступить и подобно этому священнику, который в зрелые годы оставил работу, привычные увлечения, вместе с семьей уехал на место своего служения вдали от дома. Поэтому каждому из нас даются дары Духа в той степени, которую нам по силам принять. Но все же первые годы у новоначального проходят под особым благодатным покровом. Как ребенок, взрослея, становится все более самостоятельным от родительского попечения, так и в духовной жизни верующего действие благодати видимо умаляется, чтобы человек, в той или иной степени окрепший в духовном подвиге, смог совершенствоваться в вере и добродетели.
Искренно стремящийся к Богу христианин, всецело доверившийся Господу, на первых порах в Причащении Святых Христовых Таин обретает необъяснимую радость, покой, мир в душе. Но проходит время, и эти ощущения угасают. Причина здесь не только в духовном взрослении, хотя и это часть Божия Промысла. Просто эти благодатные ощущения могут стать самоцелью, уже не приближать человека ко Христу, но заслонять собою Христа. Наступает период, когда христианин должен пройти некую духовную пустыню, и на этом отрезке пути в Царствие Небесное Бог помогает совсем незримо, лишь изредка являя Себя.
Подобное хорошо описано в житии преподобного Силуана Афонского, когда тот дошел до отчаяния, подозревая богооставленность. И тогда Господь явил Себя Преподобному, развеяв его подозрения. Потому и нам не стоит отчаиваться, когда привычно уютный духовный мир становится вдруг неуютным и даже порой невыносимым. Это просто новая веха в нашем духовном развитии, трудности, которые необходимо преодолеть. Посмотрите на радостные по-детски глаза пожилых прихожанок, и вы поймете, какой сладостью утешены те, кто перенес все трудности пути духовного совершенствования. А ведь это далеко не предел совершенства. Гораздо большего достигли святые, но и о них Господь говорит, что самый больший из них – лишь духовный младенец для Небесного Царствия.
Но бывает и иначе. Приходит человек в храм, причащается, а потом уходит разочарованный. Ничего не приобрел он, ничего не ощутил. Конечно же, путь христианина всегда индивидуален, но чаще всего так происходит из-за того, что не Христа пришел найти человек в храме и Таинствах Церкви, но что-то иное. Многие матери начинают ходить в храм, когда их сыновья уходят служить в армию, а дочери ищут жениха. Когда постигает человека болезнь. Господь, конечно, и таким образом стремится приобрести человеческую душу для спасения, но здесь важно помнить, что только тогда от такого посещения храма будет польза, когда цель человека – обрести Бога. Все остальное не принесет доброго плода. И, конечно, нельзя прибегать к Таинствам Церковным без осознания этой высшей цели. Особенно необходимо быть осторожным с Причащением.
Думается мне, что причащаться новоначальному можно лишь тогда, когда он глубоко уверует в то, что в хлебе и вине он принимает Самого Господа, проходящего «во вся уды и вся составы», всецело обновляющего душу и тело. Пока нет таковой веры, а она ведь тоже плод духовного подвига и молитвы, причащаться нельзя. Ведь не случайно апостол предупреждает нас об опасности безрассудного Причащения. Приобретя дар таковой веры, необходимо ее не угашать, но возгревать частым Причащением. Неслучайно пресвитеры как духовные руководители христианской общины причащаются за каждой Литургией. Такая частота Причащения возможна и для каждого христианина, который ведет глубоко духовный образ жизни. Другое дело, что до такого состояния необходимо дорасти. Незрелые плоды несъедобны, и спешащий войти на высоты духовности непременно падет. Конечно же, бывают и благодатные исключения, когда в сердце искренно стремящегося ко Христу сразу же происходит обновление и этот человек всей своей душой становится готов к Причастию, но из исключения не стоит делать правило. А правило таково, что для духовной зрелости требуется время и труд. Без этого благодать Святых Даров может стать не очищающей, но опаляющей и Таинство может не принести пользы, но навредить неокрепшей душе.
Говоря о том, должно ли христианину переживать, если он чувствует богооставленность или же совсем теряет веру, нужно помнить еще одно обстоятельство. Благодать не всегда отходит от человека в результате духовного роста. Это может произойти и от духовной лености. И важно постоянно испытывать себя, что происходит в душе – духовное ли развитие достигло того уровня, когда мы должны научиться самостоятельности, или же мы просто уподобились малышу, который залез под кровать, куда мамины руки просто не дотягиваются. Или же мы уснули душой, и Господь до времени не тревожит наш беспечный сон?
***​ Примечание:
1] Проходили месяц за месяцем, а мучительность демонических нападений все возрастала. Душевные силы молодого послушника стали падать, и мужество его изнемогало, страх гибели и отчаяние — росли: ужас безнадежности все чаще и чаще овладевал всем его существом. Кто переживал что-либо подобное, тот знает, что никакое человеческое мужество, никакая человеческая сила не может устоять в этой духовной борьбе. Надорвался и брат Симеон; он дошел до последнего отчаяния и, сидя у себя в келлии, в предвечернее время, подумал: «Бога умолить невозможно». С этой мыслью он почувствовал полную оставленность, и душа его погрузилась во мрак адского томления и тоски. В этом состоянии он пребывал около часа.​В тот же день, во время вечерни, в церкви Святого Пророка Илии, что на мельнице, направо от царских врат, где находится местная икона Спасителя, он увидел живого Христа.
«Господь непостижимо явился» молодому послушнику, и все существо, и самое тело его исполнилось огнем благодати Святого Духа, тем огнем, который Господь низвел на землю Своим пришествием (Лк. 12:49). От видения Симеон пришел в изнеможение, и Господь скрылся. Источник.
Перед причащением мирян в алтаре причащаются священнослужители.
На фото: причащение, протоиерей Андрей Ефанов, Никольский придел Вознесенского храма с. Парское​
Храм, в котором я служу настоятелем: ансамбль летнего Никольского и

Домой Беседы о Вере О хранении дня Причастия (как вести себя после причащения)

Много книг написано как подготовиться к Причастию, но как вести себя в этот день? Бытует много предрассудков:

  • нельзя в этот день мыться,
  • нельзя есть рыбу, дабы не сплевывать кости, а также ягоду с косточками?
  • Нельзя сплевывать слюну, даже если это мокрота, и что делать если сплюнул?
  • Как быть в случае если младенец срыгнул в этот день?
  • Нельзя целовать причастника, и как быть, если это младенец, которого целуешь 100 раз за день?

иерей Николай Фатеев:
вот что рекомендуется и общепринято:
«Правила церковные предписывают хранить в день причастия чистоту телесную, занимать свой ум богомыслием и молитвою, а не развлечением. Относительно пищи рекомендаций нет, но существует ограничение по количеству пищи и принятию вина, дабы не было тошноты в этот день. Поэтому воздержание до Причастия, умеренность в пище, в этот день особенно необходимо. Если младенец после причастия срыгнул, то необходимо собрать это салфеткой и сжечь.По поводу поцелуев младенца церковные правила умалчивают.»

Вопрос:

Как нужно вести себя в течение дня после причащения?

Зубкова

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Человек после причастия должен хранить святыню. Разумно удерживать уста и избегать празднословия. Должно удалятся от всего суетного, страстного и вообще духовно неполезного. Нужно быть особенно внимательным к себе, потому что враг старается в такой день обязательно ввести человека в искушение. Если причастие было в будний день, то необходимо выполнять свои обязанности. Ничто не препятствует труду.

Мнение, что в день причастия нельзя целовать иконы и руку священников, ни на чем не основано. Об этом нет ни у святых отцов, ни в богослужебных книгах. От земных поклонов до вечера лучше воздерживаться, потому что человек принял величайшую святыню – Тело и Кровь Господа. Но если во время молебна все припали на колени, то и Вы без смущения можете это сделать. Самое главное — быть в радостном настроении и благодарить Бога.

При причастии надо ли кланяться в сторону алтаря после принятия Святых Даров?

Делать этого не следует. И вот почему: поклон после причастия в сторону алтаря мимо амвона, на котором стоит священник с Чашей, отражает полнейшее непонимание одного очевидного факта. Тот, кому принявший Святые Дары желает выразить благодарность, т.е. Сам Христос пребывает в это время Своими Пречистым Телом и Честной Кровью в евхаристической Чаше, которую причастники целуют именно в знак благодарности.

иерей Димитрий Туркин

Говорят, после причастия нельзя христосоваться?

Еще говорят, что нельзя троекратно целоваться после Причастия, целовать детей?

Известно, что многие думают, если они после Причастия кого-то поцелуют, то от них «уйдет благодать». Это предрассудок. В первую очередь причастившийся человек должен хранить себя от всего недушеполезного, от суеты, от греха.

диакон Павел Миронов

Что делать с одеждой, испачканной после причастия?

Во время причащения четырёхмесячного сына, отойдя от Чаши, заметила, что у него течет Кровь Христова по щеке. Капелька попала на марлевую салфетку и на кофту. Что делать с кофтой и салфеткой? Галина

Дорогая Галина! Кофточку и салфетку надо сжечь, а пепел закопать в землю (дабы отвратить от попирания ,осквернения), можно отнести вещи в храм и попросить, чтобы там сожгли, потому что на них попала Святая Кровь. В следующий раз, когда будете причащать маленького ребенка, постарайтесь быть предельно внимательной, не торопитесь, когда подносите его ко Святой Чаше. В этом необходимо покаяться на исповеди.

Храни Господь Вас и Вашу семью!

С уважением, священник Александр Ильяшенко.

Посмотрите на видео правила поведение после Причастия.

Можно ли после причастия спать и делать поклоны?

Можно ли после причастия прикладываться к иконам?

Можно ли после причастия мыться?

Как поступить православному после причастия

Отвечает протоиерей Андрей Ткачев

Есть немало книг и пособий, посвященных приготовлению к Божественному причащению. Цель этих книг – дать человеку знания, необходимые для сознательного, благоговейного и непостыдного подхода к Чаше с Пищей Бессмертия. Эти книги не однообразны. В них есть разночтения, связанные в основном с разной строгостью приготовления и разными подходами к частоте причащения. Но, все равно, такая литература есть, и она многочисленна. Но вот чего нет у нас! У нас нет книг, ведущих с читателем разговор о том, как вести себя после причащения, как хранить полученный дар, как пользоваться во благо реальностью богообщения! Налицо очевидный пробел. И нет никакой дерзости быстро этот пробел заполнить. Серьезность задачи требует, во-первых, формулировки вопроса, а во-вторых, соборных усилий по поиску правильного ответа.

Опыт, равно духовный и житейский, говорит о том, что получить бывает легче, чем удержать. Если речь идет о великом даре, то умение пользоваться им – самое тяжелое, что ожидает получателя. Благословение способно превратиться в проклятие по мере неумелого пользования или пренебрежения дарами. История Израиля – тому пример. Множество чудес, Божие водительство, отношения народа и Бога, подобные супружеским! Чего же более? Но обратной стороной этих отношений неумолимо выступают казни и тяжелые удары, падающие на головы людей, ведущих себя недостойно избрания. Что касается причащения, то реальность присутствия Христа в Евхаристии еще в апостольские времена заставляла говорить о болезнях и смертях недостойных причастников. Итак, давно пора вести речь не только о приготовлении к причастию, но и о правильном образе жизни после полученного причащения.

Вот первая мысль, лежащая на поверхности: не уместно ли в день причащения вместо вечерних молитв, покаянных и сокрушенных, прочесть на ночь еще раз молитвы благодарственные после причастия? В них просьбы не просто простить и помиловать, но «войти во уды и во утробу, укрепить составы и кости, попалить терние всех согрешений» и проч. Эти краткие молитвы весьма сильны, насыщены смыслом, радостны, энергичны. Многократное или хотя бы повторное их чтение в день причастия увеличивает в христианской душе чувство благодарности Богу, рождает трезвение (память о Господе), возгревает желание причащаться чаще.

Святитель Иоанн (Максимович) после совершенной литургии часто оставался в алтаре надолго. Он читал Евангелие, «тянул» четки, совершал иные молитвы и затем с усилием шел на ежедневные труды, поскольку не хотел покидать алтарь. Это тоже урок. Очевидно, что мирской человек загружен заботами и что взвинченный темп жизни есть враг сосредоточенности. Но нужно стараться после причастия не сразу окунаться в дела, нужно постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.
Боюсь утверждать, кто именно из Оптинских старцев (кажется, Варсонофий) советовал читать в день причащения Апокалипсис Иоанна Богослова. Очевидно, имелось в виду, что облагодатствованный ум христианина в это время более способен к восприятию тайн Божиих, нежели в обычные дни. Налицо не столько конкретный совет, сколько контуры общего правила: в день причастия посвящать возможное время и силы изучению слова Божия и другим духовным трудам.

Ставши домом Божиим посредством причащения, христианин становится страшен невидимым врагам добра. От него, как от огня, «бежит всяк злодей и всяка страсть». Существенной задачей для врага поэтому является старание развлечь христианина, втащить его в вихрь всяких забот, окружить его «неведением, забвением, малодушием и окамененным нечувствием». И по мере нашей невнимательности врагу это успешно удается. Стоит ли удивляться разгулу греха и сумятице, царствующей в головах, если мы толком не учимся пользоваться самым победоносным своим оружием – существенным соединением с Богочеловеком и Спасителем?

***

Вопрос, без сомнения, не раскрыт, но лишь затронут. Он требует церковного внимания, и само звучание вопроса может предваряться призывом: «Вонмем!» И умение прощать обиды, и способность сопротивляться действию страстей, и мужество посреди невзгод, и предвкушение вечных благ, и еще многое-многое другое подается обильно причастникам.

Вот что говорил Иоанн Кронштадтский после причащения:

«Господь во мне лично, Бог и человек, ипостасно, существенно, непреложно, очистительно, освятительно, победотворно, обновительно, обожительно, чудотворно, что я и ощущаю в себе».
Богатство даров, ощущаемое Кронштадтским пастырем, есть то же самое богатство даров, которое подается всем, но, к сожалению, без столь глубокого со стороны причастников ощущения.
В этом смысле святые и будут судить мир. Имея ровно столько, сколько и мы, они сумели жизнь свою превратить в яркое горение лампады, тогда как мы лишь коптим и в грозный час суда рискуем оказаться без масла.

Кроме того, что уже есть у нас, нам, быть может, вовсе ничего более не нужно для чудотворной полноты и повседневного христианского свидетельства. Ничего не нужно сверх, но нужно научиться пользоваться тем, что есть. И в первую очередь нужно научиться правильно вести себя в отношении к пречистым тайнам Тела и Крови Христовых: к благоговейному принятию их и к достойному хранению их в себе.
Протоиерей Андрей Ткачев

Православные молитвы читаемые после Причастия

Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!

1-я православная молитва читаемая после причастия

Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отвергнул меня грешного, но сподобил быть участником святынь Твоих. Благодарю Тебя, что сподобил меня, недостойного, причаститься пречистых и небесных даров Твоих. Но, о человеколюбивый Владыка, ради нас умерший и воскресший, и даровавший нам страшные сии и животворящие Твои таинства в благодеяние и освящение душ и тел наших! Дай их мне в исцеление души и тела, в отражение всякого врага, в просветление очей сердца моего, в умиротворение душевных моих сил, в непостыдную веру, в нелицемерную любовь, в умножение премудрости, во исполнение Твоих заповедей, в приумножение Твоей благодати и усвоение Твоего царства, чтобы я, охраняемый ими в Твоем освящении, всегда помнил Твою благодать и жил не для себя, но для Тебя, нашего Владыки и благодетеля. И так, окончив настоящую жизнь с надеждою жизни вечной, достиг вечного покоя, где (слышен) непрестанный голос наслаждающихся блаженством и бесконечная радость созерцающих неизреченную красоту лица Твоего, ибо Ты, Христе Боже наш, есть истинное наслаждение и неизреченная радость любящих Тебя, и Тебя восхваляют все творения во веки. Аминь.

Молитва святого Василия Великого читаемая после причастия

Владыка Христе Боже, Царь веков и Творец всего! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты даровал мне в принятии пречистых и животворящих Твоих таинств. Умоляю Тебя, милосердный и человеколюбивый, сохрани меня под кровом Твоим и в тени крыльев Твоих и даруй мне до последнего моего вздоха с чистою совестью достойно причащаться святынь Твоих в оставление грехов и в жизнь вечную. Ибо Ты — хлеб жизни, источник святыни, податель благ, и Тебе славу воссылаем вместе с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и в веки веков. Аминь.

​Молитва святого Симеона Метафраста читаемая после причастия

Давший в пищу мне плоть Твою добровольно, Ты – огонь, сожигающий недостойных! Не сожги же меня, Создатель мой, пройди лучше в члены тела моего, во все суставы, во внутренности, в сердце, и сожги терние всех моих согрешений. Душу очисти, освяти мысли, колени утверди с костями вместе, просвети пять главных чувств, всего меня пригвозди страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй и береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай и устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Яви меня Твоей обителью, единого Духа, и уже не обителью греха, чтобы бежали от меня по принятии Причастия всякий злодей, всякая страсть как от дома Твоего, как от огня. Ходатаями за себя Тебе представляю всех святых, Начальников воинств бесплотных, Предтечу Твоего, мудрых Апостолов, и сверх их – Твою непорочную, чистую Матерь. Прими их молитвы, милосердный Христе мой, и сыном света соделай Твоего служителя. Ибо Ты, единый Благой, освящение, а также сияние душ наших, и Тебе, как подобает Богу и Владыке, все мы славу воссылаем каждый день.

4-я православная молитва читаемая после причастия

Господи Иисусе Христе, Боже наш! Святое тело Твое да будет мне в жизнь вечную и честная кровь Твоя — в оставление грехов. Да будет мне сия (вечеря) благодарения в радость, в здравие и веселье. В страшное же второе пришествие Твое сподоби меня грешного стать с правой стороны славы Твоей по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых.

Молитва к Пресвятой Богородице читаемая после причастия

Пресвятая Владычица Богородица, свет помраченной моей души, надежда, покров, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что удостоила меня, недостойного, причаститься пречистого Тела и честной Крови Сына Твоего. Но, родившая истинный свет, просвети духовные очи моего сердца! Произведшая источник бессмертия, оживи меня, умерщвленного грехом! Как милостивая Мать милостивого Бога, помилуй меня и даруй сердцу моему умиление и сокрушение, моим мыслям — скромность и освобождение от плена помыслов моих. Сподоби меня до последнего моего вздоха неосужденно принимать освящение пречистыми таинствами во исцеление души и тела. И подай мне слезы покаяния и исповеди, чтобы воспевать и прославлять Тебя во все дни моей жизни; ибо Ты благословенна и прославленна во веки. Аминь.

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех людей, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израилева (Лук. 2:29-32).

Слушать на видео православные молитвы читаемые после причастия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *