Ошибки в воспитании детей

10 основных ошибок в воспитании детей

(15 голосов: 3.47 из 5)

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно.

В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Ошибка первая — обещание больше не любить

«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить»

Мнение родителей:

Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло, как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Теперь мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносят эту фразу.

Мнение психологов:

Обещание больше не любить своего малыша — одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка — малыш будет воспринимать вас как людей лживых.

Намного лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».

Ошибка вторая — безразличие

«Делай что хочешь, мне все равно»

Мнение родителей:

Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.

Мнение психологов:

Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».

Ошибка третья — слишком много строгости

«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная»

Мнение родителей:

Дети должны слушаться старших беспрекословно — это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь не допустимы. Не важно, сколько ребенку — 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

Мнение психологов:

Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим — почему и зачем».

Ошибка четвертая — детей надо баловать

«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам»

Мнение родителей:

Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство — такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность — в наших силах избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

Мнение психологов:

Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот — он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», — вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Ошибка пятая — навязанная роль

«Мой ребенок — мой лучший друг»

Мнение родителей:

Ребенок — главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.

Мнение психологов:

Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

Ошибка шестая — денежная

«Больше денег — лучше воспитание»

Мнение родителей:

Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

Мнение психологов:

Любовь не купить за деньги — звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас САМЫЙ-САМЫЙ.

Ошибка седьмая — наполеоновские планы

«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс»

Мнение родителей:

Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам — дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.

Мнение психологов:

К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока малыш еще маленький и слушается взрослых, но затем… желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами — это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

Ошибка восьмая — слишком мало ласки

«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка»

Мнение родителей:

Приласкать младшую сестренку? Какая ерунда! Поцеловать маму? Пообниматься с папой? Да на это нет времени. Многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев — есть более нужные и серьезные вещи.

Мнение психологов:

Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно — это может оттолкнуть их.

Ошибка девятая — ваше настроение

«Можно или нет? Это зависит от настроения»

Мнение родителей:

Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.

Мнение психологов:

Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое — постарайся быть ко мне снисходительным».

Ошибка десятая — слишком мало времени для воспитания ребенка

«К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя»

Мнение родителей:

Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.

Мнение психологов:

Взрослые часто забывают простую истину — если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.

Айдын, 12 Сен 2017 в 15:26

Очень интересная тема!

Эдуард, 09 Дек 2017 в 17:43

Самое главное в воспитании детей, по моему мнению, это не нужно мешать и навязывать свои интересы. Ребенок появляется на свет как чистый лист бумаги и поступки его идут от сердца и тут мы со своими мозгами начинаем из него лепит вундеркинда, сваливать на него все сои мечты, которые сами не смогли реализовать.

вероника, 21 Дек 2017 в 22:13

как хорошо сказано о детях!но во всех сайтах одна ошибка-как на деле не забывать и о нуждах родителей!!!они тоже люди с нервами и мечтами!если забыть о своих мечтах для дитя и слушать лишь ЕГО желания-ничего ПУТНОГО не выйдет!!нужны примеры из семейных сцен-а то лишь пустая философия!

Олеся, 06 мая 2018 в 14:37

Чистый лист бумаги? Мы можем без труда заложить в наших детей любовь к тому, что в наших интересах. Главное с умом к этому подойти, а навязывание — это когда подошли без ума. Хорошая статья.

Цырен, 29 Июн 2018 в 11:38

Статья не очень

    Valentina, 29 Июн 2018 в 14:58

    Цырен, Ваш отзыв важен, но хотелось бы конкретнее: с чем Вы не согласны? Может быть, поделитесь своим опытом?

Асель, 02 Сен 2018 в 16:29

Мнения псиxологов никогда не сойдутся с мнением родителей.

    Valentina, 03 Сен 2018 в 09:30

    Отнюдь, психологи ведь тоже не инопланетяне и не из яйца произошли — сами чьи-то дети и родители:)). Получается, мнения все-таки порой сходятся?

Valentin, 26 Дек 2018 в 01:22

Друзья, отличная статья, как вырастить грамотных детей, советую прочитать https://7slov.ru/archives/92

    Valentina, 26 Дек 2018 в 10:43

    Да, Валентин, очень интересно. Спасибо за ссылку. Особенно хорошо сказано про обязанность взрослых (в том числе писателей) сделать вещи прекрасными — ради детей.

Обсудить на форуме

Диктант воспитание ребенка

Диктанты по русскому языку

Продо́лжить са́мого|самого́ себя́ в своём ребёнке – э́то вели́кое сча́стье. Ты бу́дешь смотре́ть на своего́ ребёнка как на еди́нственное в ми́ре, неповтори́мое чу́до. Ты го́тов|гото́в бу́дешь отда́ть всё, лишь бы сы́ну твоему́ бы́ло хорошо́. Но не забыва́й, что он до́лжен быть пре́жде всего́ челове́ком. А в челове́ке са́мое гла́вное – чу́вство до́лга|долга́ пе́ред те́ми, кто де́лает тебе́ добро́. За добро́, кото́рое ты бу́дешь дава́ть ребёнку, он переживёт чу́вство призна́тельности, благода́рности лишь тогда́, когда́ он сам бу́дет де́лать добро́ для тебя́ – отца́, ма́тери, вообще́ для люде́й ста́рших поколе́ний.

По́мни|Помни́, что де́тское сча́стье по свое́й приро́де эгоисти́чно: добро́ и бла́го, со́зданное для ребёнка ста́ршими, он воспринима́ет как не́что само́ собо́й разуме́ющееся. До тех пор пока́ он не почу́вствовал, не пережи́л на со́бственном о́пыте, что исто́чник его́ ра́достей – труд и пот ста́рших, он бу́дет убеждён, что оте́ц и мать существу́ют лишь для того́, что́бы приноси́ть ему́ сча́стье. Мо́жет получи́ться, что в че́стной трудово́й семье́, где роди́тели ду́ши|души́ не ча́ют в де́тях, отдава́я им всё|все си́лы своего́ се́рдца|сердца́, де́ти вы́растут бессерде́чными эгои́стами.

Как же доби́ться, что́бы золоты́е крупи́нки, кото́рые ты бу́дешь дари́ть своему́ сы́ну, превраща́лись в золоты́е ро́ссыпи для други́х люде́й? Са́мое гла́вное – на́до учи́ть ребёнка понима́ть и чу́вствовать, что для ка́ждой и́скорки его́ ра́достей и благ кто-то сжига́ет свою́ си́лу, свой ум; ка́ждый день его́ безмяте́жного и беззабо́тного де́тства кому́-то прибавля́ет забо́т и седи́н. Когда́ у вас роди́тся ребёнок, у́чите|учи́те его́ ви́деть, понима́ть, чу́вствовать люде́й – э́то са́мое сло́жное.

(По Г. Сухомлинскому.)

Граммати́ческое зада́ние

1 вариа́нт, 2 вариа́нт

1. Из 1 абза́ца вы́пишите сло́во(-а), кото́рое(-ые) образо́вано(-ы): приста́вочным спо́собом; 2. сложносуффиксальным спо́собом.

1. Из 2 абза́ца вы́пишите всё|все притяжа́тельные местоиме́ния; 2. из 3 абза́ца всё|все определи́тельные местоиме́ния.

1. Из 1 абза́ца 3 предложе́ния вы́пишите подчини́тельное словосочета́ние со свя́зью примыка́ние; 2. из 1 абза́ца 6 предложе́ния со свя́зью согласова́ние.

1. Среди́ предложе́ний 1 абза́ца найди́те сло́жные предложе́ния, в соста́в кото́рых вхо́дит однососта́вное безли́чное; 2. из 2 абза́ца. Напиши́те но́мера|номера́ э́тих сло́жных предложе́ний.

1. Среди́ предложе́ний 2 абза́ца найди́те тако́е, в кото́ром есть обосо́бленное определе́ние; 2. обосо́бленное обстоя́тельство. Напиши́те его́ но́мер.

1. Среди́ предложе́ний 3 абза́ца найди́те сло́жное предложе́ние с после́довательным подчине́нием прида́точных; 2. из 1 абза́ца с паралле́льным подчине́нием прида́точных. Напиши́те но́мер э́того сло́жного предложе́ния.

1. Среди́ предложе́ний 2 абза́ца найди́те сло́жное предложе́ние с прида́точным изъясни́тельным; 2. с прида́точным определи́тельным. Напиши́те его́ но́мер.

1. Вы́пишите фразеологи́зм из 2 абза́ца; 2. вы́пишите контекстуальные анто́нимы из 3 абза́ца.

Продо́лжить са́мого|самого́ себя́ в своём ребёнке – э́то вели́кое сча́стье. Ты бу́дешь смотре́ть на своего́ ребёнка как на еди́нственное в ми́ре, неповтори́мое чу́до. Ты го́тов|гото́в бу́дешь отда́ть всё|все, лишь бы сы́ну твоему́ бы́ло хорошо́. Но не забыва́й, что он до́лжен быть пре́жде всего́ челове́ком. А в челове́ке са́мое гла́вное – чу́вство до́лга|долга́ пе́ред те́ми, кто де́лает тебе́ добро́. За добро́, кото́рое ты бу́дешь дава́ть ребёнку, он пережива́ет чу́вство призна́тельности, благода́рности лишь тогда́, когда́ он сам бу́дет де́лать добро́ для тебя́ – отца́, ма́тери, вообще́ для люде́й ста́рших поколе́ний.

По́мни|Помни́, что де́тское сча́стье по свое́й приро́де эгоисти́чно: добро́ и бла́го, со́зданное для ребёнка ста́ршими, он воспринима́ет как не́что само́ собо́й разуме́ющееся. До тех пор пока́ он не почу́вствовал, не пережи́л на со́бственном о́пыте, что исто́чник его́ ра́достей – труд и пот ста́рших, он бу́дет убеждён, что оте́ц и мать существу́ют лишь для того́, что́бы приноси́ть ему́ сча́стье. Мо́жет получи́ться, что в че́стной трудово́й семье́, где роди́тели ду́ши|души́ не ча́ют в де́тях, отдава́я им всё|все си́лы своего́ се́рдца|сердца́, де́ти вы́растут бессерде́чными.

Как же доби́ться, что́бы золоты́е крупи́нки, кото́рые ты бу́дешь дари́ть своему́ сы́ну, превраща́лись в золоты́е ро́ссыпи для други́х люде́й? Са́мое гла́вное – на́до учи́ть ребёнка понима́ть и чу́вствовать, что для ка́ждой и́скорки его́ ра́достей и благ кто-то сжига́ет свою́ си́лу, свой ум; ка́ждый день его́ безмяте́жного и беззабо́тного де́тства кому́-то прибавля́ет забо́т и седи́н. Когда́ у вас роди́тся ребёнок, у́чите|учи́те его́ ви́деть, понима́ть, чу́вствовать люде́й – э́то са́мое сло́жное.

(181 сло́во)

Челове́к не мо́жет быть счастли́вым, е́сли он в го́ды о́трочества и ра́нней ю́ности не пости́г на со́бственном о́пыте, что са́мое гла́вное бога́тство на́шей жи́зни – э́то дру́жба, ве́рность и пре́данность идеа́лам, объединя́ющим ю́ные ду́ши|души́ насто́лько кре́пкой, неруши́мой свя́зью, что разры́в э́того духо́вного соо́бщества пережива́ется как велича́йшее го́ре|горе́. Осо́бенно необходи́ма э́та благоро́дная потре́бность – потре́бность в челове́ке – для формирова́ния мужчи́ны. Что́бы стать настоя́щим мужчи́ной, ты до́лжен в ра́нней ю́ности раскры́ть бога́тства свое́й ду́ши|души́ в дру́жбе. От э́того зави́сит чистота́ твоего́ чу́вства любви́, сча́стье твое́й бу́дущей се́мьи|семьи́.

Дру́жба – э́то шко́ла воспита́ния духо́вной гото́вности к любви́. Дру́жба нужна́ нам не для того́, что́бы чем-то запо́лнить вре́мя, а для того́, что́бы утвержда́ть в са́мом|само́м себе́ благоро́дство. В дру́жбе мы отдаём си́лы свое́й ду́ши|души́ друго́му челове́ку и от э́того са́ми стано́вимся краси́вее.

Любо́вь без дру́жбы мелка́. Е́сли ю́ноша уважа́ет в де́вушке пре́жде всего́ челове́ка, е́сли он лю́бит в ней челове́ка, то э́та возвы́шенная, благоро́дная дру́жба сама́ по себе́ так же прекра́сна, как и любо́вь.

Благодаря́ высо́кой нра́вственности челове́ку досту́пны благоро́дство и красота́ чу́вства любви́.

(167 слов)

Воспитание детей: проблемы и их решение

Рубрика: Ребенок

Сегодня на полках книжных магазинов можно найти немало литературы по воспитанию детей. Но вряд ли когда-нибудь появиться универсальный учебник в этой области. Это объясняется тем, что вчерашние методы глубоко отличаются от тех, которые существуют сегодня. Кто знает, что будет с ними в будущем.

Мечта любого родителя — воспитать ребенка с уймой положительных качеств: умом, добротой, здоровьем и т. п. Самым важным является воспитание в семье, так как оно считается той базой, на которой строятся все дальнейшие жизненные пути малыша. В этом процессе родители могут столкнуться с множеством трудностей и барьеров. Поэтому проблема воспитания детей будет оставаться актуальной во все времена.

«Неуправляемый ребенок»

Войдя этот мир, любой ребенок ведет себя практически по одной и той же схеме: ест, спит, плачет. Но вскоре он начинает показывать свой характер, который наиболее ярко проявляется в кризисный период и переходный возраст. У детей появляется своеволие и непослушание, а у родителей — серьезные проблемы в процессе воспитания. Чтобы понять, почему ребенок совершенно перестал слушаться, прежде всего, нужно разобраться в причинах такого поведения.

Во-первых, виноваты кризисы, которые проявляются в определенные периоды жизни детей. Кажется, что ребенок старается испытать своих родителей на прочность. Однако на самом деле такие периоды являются сложными в первую очередь для самих детей. Они и сами не знают, почему так поступают. В периоды кризисов ребенок пытается получить новые знания, познакомиться с плохим и хорошим, а родителям лишь нужно помочь ему в этом сложном для малыша деле.

Во-вторых, каждый взрослый, имеющий ребенка, должен знать, что кроха — это личность со своими желаниями, потребностями и интересами, и он имеет право поступить так или иначе. Задачей же родителей является лишь небольшая корректировка действий своих детей, ведь они не роботы на пульте управления, чтобы делать только то, что хотите вы.

В-третьих, ребенок может вести себя своевольно, если взрослые выбирали неправильные методы воспитания. Это те случаи, когда малыш делает всё, что хочет, или ему многое запрещается. Непослушание ребенка может объясняться и проблемами в семье, например, частыми ссорами родителей.

Решение проблемы

Чтобы добиться внимания ребенка старайтесь говорить как можно меньше, но понятно. Так он получит только ту информацию, которая должна быть им услышана, и усвоит её. Наверняка родители замечали, что ребенок больше прислушивается к песням, телевизору или друзьям, нежели к просьбам взрослых. Скорее всего, он уже не реагирует на ваши крики и угрозы. Бывает, что дети выполняют просьбу родителей только тогда, когда им дают конфетку, покупают игрушку и прочее. Что же делать?

Как ребенок научится слышать, если его родители сами не делают этого. Покажите, как нужно правильно действовать на своём примере. Постарайтесь слушать ребенка больше, чем говорить.

Если вы добиваетесь своего криками, приказами, чтением нотаций и т. п., то ребенок просто не будет обращать на вас никакого внимания. Задумайтесь о том, как бы вы повели себя, если на вас кричали или навязывали собственную точку зрения? Общайтесь с ребенком по тому образцу, который хотели бы видеть в отношении себя.

Говорите только тогда, когда малыш обратил на вас внимание. Нужно сесть на уровне с ребенком и просить его о чем-то, смотря прямо в глаза. Так вы сможете получить не только внимание ребенка, но и его расположение. Это шанс, что малыш вас услышит.

Переключить внимание ребенка с интересной для него деятельности порой бывает очень сложно. Поэтому предупредите его о предстоящем деле. Скажите, что через некоторое время вам понадобится его помощь. Таким образом вы даете малышу возможность подготовиться к предстоящему разговору или смене вида деятельности.

Не старайтесь кричать на ребенка, попробуйте понизить голос. Чем мягче будет звучать ваша просьба, тем больше малышу вас захочется слушать. Такая тактика застает ребенка врасплох, что заставляет его отвлечься от своего занятия.

Старайтесь говорить кратко: «Застели постель» или «Убери игрушки». Но делайте это мягко и не кричите на малыша. Достаточно одного слова, чтобы ребенок выполнил вашу просьбу.

Что делать, если мама разрешает, а папа запрещает или наоборот?

Следует сказать несколько слов о двух типах любви: материнской и отцовской. Мама любит своё чадо только за то, что оно есть на этом свете. Такой любви не нужно добиваться, она существует с самого начала. Но она и не должна мешать ребенку взрослеть и познавать мир. Отцовскую же любовь нужно заслужить. Сделать это можно несколькими способами: дисциплиной, достижениями, соответствием ожиданиям и т. п.

Проблемы воспитания детей в семье часто кроются в неправильном понимании самого процесса. Нередко можно наблюдать такую ситуацию, когда папа говорит ребенку, чтобы он не делал чего-то, а мама разрешает, произнося: «Да пусть…». Это изначально неправильное построение тактики воспитания. Малыш не сможет понять, что действительно хорошо, а чего делать не следует.

Что предпринять?

Родителям нужно помнить, что в воспитании своего ребенка они являются командой. Этот процесс нужно обсуждать, чтобы потом не возникло разногласий. У родителей всё должно быть общим: методы общения и линия воспитания. И это, несмотря на то, что вы разные по характеру и установкам. Поэтому постарайтесь заранее договориться о том, как будете воспитывать своего малыша.

Заранее поделите обязанности между собой. Чтобы не возникало споров по этому поводу напишите на листке бумаги, что каждый из вас должен делать по дому. Часто бывает так, что папа чувствует себя отвергнутым после рождения малыша. Чтобы этого не произошло, вовлеките его в воспитание малыша с первых дней жизни. Формулируйте свои просьбы друг к другу более конкретно.

В воспитании ребенка мать и отец не должны противоречить друг другу. Их работа должна быть слаженной. Ни в коем случае нельзя ссориться на глазах у детей. Недопустимо подрывать репутацию друг друга, когда малыш это видит и слышит. Старайтесь ругаться, если уж этого невозможно избежать, за закрытыми дверьми или тогда, когда ребенка нет дома, всегда пытайтесь находить компромисс.

Как бороться с плохими привычками малыша?

Те плохие привычки, которые человек имел в детстве, могут остаться и во взрослой жизни. Чем это может обернуться? Насмешками? Несерьезным отношением? Чтобы этого не произошло, постарайтесь бороться с такими привычками ещё в детстве.

К плохим привычкам можно отнести:

  • сосание пальца,
  • ерзанье на стуле,
  • обгрызание ногтей,
  • ковыряние в носу и прочее.

Они не представляют никакой опасности, если не сильно выражены, а в арсенале малыша их всего одна—две. Но тем не менее от них можно и нужно отучать. Делать это следует постепенно.

Катастрофой для родителей является наличие множества вредных привычек. Они стараются отучить своё чадо от одной, но ей на смену приходит другая. В этом случае можно говорить о нехорошей ситуации в самой семье. Чтобы решить подобные проблемы воспитания ребенком нужно заниматься, но прежде всего стоит поработать над собой.

Чаще всего неправильные привычки появляются, если малышу плохо. Дети прекрасно чувствуют отношение к себе. Если в семье родители часто ссорятся между собой, не проявляют любви по отношению к ребенку, и он чаще предоставлен самому себе, появляются дурные привычки. Но не стоит забывать и о причинах медицинского характера.

Одной из частых детских привычек является сосание пальца. Плохо, когда она сопровождается ещё и другими вредными движениями и действиями: ковырянием в носу, облизыванием губ, шмыганьем носом и т. п. Часто дети сосут не только палец, но и уголок одеяла, ручку и прочее. Эти привычки могут закрепиться и стать условным рефлексом.

Дети грызут ногти в двух случаях: когда они возбуждены или взволнованы. Они и сами не замечают, в какой момент это происходит. Привычка усиливается, если родители хотят видеть в ребенке гения и требуют от него того, что ему не по силам. С одной стороны, взрослые пытаются бороться с неправильным поведением ребенка, с другой — только усиливают его своими требованиями.

Как быть?

Чтобы побороть в ребенке охоту грызть ногти, дергать волосы или сосать пальцы, нужно самим не иметь вредных привычек. Прежде чем начинать работу над малышом, поработайте над собой, и вы сами не заметите, как исчезнут дурные привычки вашего малыша. Поэтому будьте спокойны, в меру требовательны, доброжелательны и не скупитесь на похвалу.

Если ребенок привык выдергивать свои волосы, не спешите пугать его тем, что он скоро станет лысым. Объясните малышу, что, в первую очередь, он делает больно себе такими манипуляциями. Посоветуйте ребенку почаще расчесывать волосы. Это улучшит кровообращение. Донесите это до малыша в доступной до него форме.

Многие родители в случае грызения ребенком ногтей и сосанием пальцев забинтовывают их ему или же мажут чем-то неприятным на вкус. Это тоже помогает, но не всегда. Более действенным способом будет ролевая игра. Поиграйте с малышом в парикмахерскую. Установите строгие правила: маникюр делают только тем деткам, у которых сухие пальчик и красивые ноготки. Поверьте, это более действенный метод, чем наказание, чтение лекций или крика.

Детская жестокость. Что с этим делать?

Когда ребенка можно считать жестоким? Если вы видите, что он мучает животных, сочиняет неприятные сказки, в шутках есть доля зла, он не уважают окружающих и пытается сделать им больно. Прежде всего следует выяснить причины такой агрессии.

Самыми распространенными причинами детской жестокости является любопытство или же непонимание. Если малыш дергает котенку шерсть, тянет за уши или хвост, это не всегда означает, что он делает это осознанно. В одном случае он проверяет, что будет, если дернуть за усы или шерсть. С другой стороны, просто не понимает, что животному может быть больно. Если ваш ребенок ведет себя именно так, объясните ему последствия его действий.

Если в семье есть старший ребенок, который ведет себя жестоко по отношению к окружающим, возможно, что и младший будет повторять его действия. Ведь брат или сестра является для малыша предметом подражания. И он пока ещё не осознает, что это плохо. Чтобы такого не происходило, воспитывайте своих детей в добре, учите их проявлять заботу о других, но прежде всего соответствуйте этому сами, ведь ваш пример для ребенка важен.

Сегодня, когда мир наполнен телевизорами, компьютерами и прочей техникой, дети имеют возможность смотреть передачи и фильмы. Родители должны помнить — дети впитывают всё, что видят. Объясните малышу, что из увиденного им хорошо, а чего повторять не стоит. Лучше запишите его на какой-либо кружок, учитывая интересы чада, чтобы отвлечь ребенка от жестокости, наполняющей виртуальный мир.

Ищите любую возможность, показать малышу правильное поведение. Читайте ему добрые сказки и обсуждайте с ним поступки героев. Проходя по улице и видя нехорошие ситуации, объясняйте малышу, почему так поступать нельзя. В конце концов, старайтесь вести себя образцово, чтобы ребенок, видя ваш пример, действовал так же. Это один из лучших способов решить проблемы воспитания.

Работа с самооценкой малыша

Кроха с самого рождения должен чувствовать любовь родителей. Изначально об этом говорят мамины ласки, затем — слова. Всё, что малыш слышит, формирует его отношение к окружающим, к себе, влияет на характер и мировоззрение. Так развивается самооценка ребенка.

Немало проблем можно решить, если правильно общаться со своими детьми. Малыш должен чувствовать поддержку со стороны родителей. Но не стоит переусердствовать и с похвалой. Если ребенок обделен родительским вниманием и любовью, у него формируется заниженная самооценка. В противном случае он будет наделен завышенным самомнением. И тот и другой случай нехороши, так как такой показатель, как самооценка, должен быть в пределах нормы и не выходить за них.

Как повысить самооценку?

Родители должны показывать радость от существования малыша и подкреплять её словами. Когда взрослые ссорятся, дети чувствуют себя виноватыми в том, что происходит. А если родители ещё и говорят о том, что это произошло из-за них, ощущают свою вину с большей силой. Поэтому малышу стоит внушать уверенность — несмотря на то что между мамой и папой иногда возникают конфликты, он всё равно остается для них самым любимым.

  1. Нужно напоминать ребенку о своей любви к нему. Недопустимо сопровождение таких фраз указыванием на проступки. Малыш не должен думать, что заслуживает любовь родителей только своим хорошим поведением. Поэтому постарайтесь объяснить ребенку — то, что он разбрасывает игрушки, — плохо, но несмотря на это вы его любите.
  2. Старайтесь понять малыша. Если его любимая игрушка была потеряна или он верит в существование в темноте монстров, не делайте попыток утешить его, объяснив ему, что таковых не существует, или убедить в покупке другой игрушки. Так ребенок будет чувствовать, что вам не нужны его проблемы и вы не цените его мнение.
  3. Верьте в возможности своего малыша. Хвалите его за достижения. Говорите ему, что вы были уверены в его возможности сделать что-то. Гордитесь своим ребенком и выражайте это словесно. Так он поверит в себя.
  4. Чтобы ваш ребенок не вырос с кучей комплексов, не говорите ему, что он неумеха. Старайтесь поддерживать его во всех начинаниях. Подбадривайте малыша, когда он в который раз пытается завязать шнурки или самостоятельно поесть ложкой.
  5. Доверяйте своему ребенку. Никогда не сомневайтесь в его силах, ведь он пытается оправдать ваше доверие. Подбодрите его, даже если вам кажется, что он не справится. Вселите в него уверенность в том, что если не получилось сейчас, получится в следующий раз.

Как регулировать завышенную самооценку?

Постоянная похвала может привести к тому, что ребенок зазнается и будет считать себя самым лучшим. Если вы заметили такое в своём малыше, обязательно обсудите с ним это. Объясните ребенку, что вы любите его таким, какой он есть, но отношение к другим людям должно быть искренним. Малыш же не хочет, чтобы с ним поступили нечестно и проявили высокомерие по отношению к нему, поэтому и он должен вести себя лояльно с другими людьми и не делать того, чего ни хотел получить взамен.

При разговоре с малышом произносите все фразы искренне. Говорите спокойно. Перестаньте хвалить ребенка без повода. Ведь вы с самого его детства твердили ему, какой он красивый и умный, опрятный и сильный. Хвалите его только за то, что он действительно сделал. Так вы сможете вселить в него уверенность в том, что он не центр Вселенной и вокруг него такие же люди, как и он сам.

Что делать, если есть отрицательное влияние на ребенка других людей?

Зачастую на ребенка может негативно влиять не только уличная компания или друзья, но и близкие родственники, такие как бабушки и дедушки. Многим знакома ситуация, когда вы приучаете своего малыша к одному, а бабушка разрешает делать противоположное. Возвратившись от родственников, малыш начинает капризничать, требуя то, что ему было позволено в гостях. Снова приучить его к тому, что считаете правильным вы, порой бывает не так уж и просто. Подобные проблемы воспитания непременно требуют решения, иначе родителей может существенно осложниться.

Друзья и уличные компании также могут оказать отрицательное влияние на ребенка. В этой ситуации нельзя оставаться равнодушным. Не каждый случайный прохожий будет следить за сказанным и уж тем более следовать каким-либо педагогическим принципам.

На улице ребенок предоставлен сам себе и не всегда отдает себе отчет в совершаемых поступках. Дети не должны гулять по улицам без присмотра. Ведь они могут ввязаться в драку, получить увечья, совершить противоправное деяние. Но и изолировать ребенка от компании друзей тоже нельзя. Поэтому контроль должен присутствовать, но такой, чтобы ребенок не ощущал его слишком тяжким грузом для себя.

Как решить проблему?

В ситуации с родственниками всё более или менее понятно. Постарайтесь договориться с бабушками и дедушками, крестными и прочими близкими людьми, как вы будете действовать в воспитании ребенка. Найдите единый путь, чтобы не получилось так, что вы будете запрещать своему ребенку, а родственники это же будут разрешать.

Что касается уличных компаний, то следует дать такой совет родителям по воспитанию детей. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками вообще. Выделяйте ему некоторое время на встречи со своими друзьями. Контролируйте своих детей, но делайте это с умом, так, чтобы ребенок не чувствовал давления со стороны родителей. Постарайтесь сохранить доверие детей к себе, тогда они вам будут рассказывать всё, и вы сможете обсудить с ним плохое и хорошее.

Советы родителям по воспитанию детей

Каждый родитель должен знать, что его ребенок — это не средство для воплощения родительских замыслов и интересов. У него есть свои мечты. Вы лишь выступаете помощником в этом сложном деле – найти правильный путь в жизни.

  1. Не унижайте ребенка и не вымещайте на нём свою злость. Прислушивайтесь к проблемам малыша, интересуйтесь его мнением, обсуждайте возникшие трудности. Запомните, что авторитарные методы не всегда хороши в воспитании.
  2. Будьте честными со своими детьми. Показывайте это на своём примере, иначе малыш будет копировать ваше поведение. Каким бы ни было ваше настроение, как бы устало вы себя ни чувствовали, найдите время, чтобы пообщаться с ребенком.
  3. Не ограничивайте малышу свободу выбора. Не думайте, что если вы это сделаете, то оградите его ото всех проблем. Попробуйте обсудить с ребенком ту или иную ситуацию и попросите рассказать, как бы поступил он в такой момент. Выслушав мнение малыша, предложите ему ещё один вариант решения, не навязывая своего мнения. Пусть это выглядит как совет. Это поможет развить в малыше самостоятельность.
  4. Не приказывайте, а просите. Так дети охотнее будут следовать вашей просьбе. Попросив сделать что-то, объясните ребенку, как вам нужна его помощь. За хорошо выполненную работу, похвалите его.
  5. Сотрудничайте со своим ребенком. Дети всегда открыты для этого. Это родители чаще всего закрываются. Важно любить своего малыша таким, какой он есть, со всеми его недостатками.
  6. Если в семье несколько детей, старайтесь не сравнивать одного с другим. Каждый из них должен чувствовать вашу любовь. Родители должны быть едины в воспитании: не должно быть такого, чтобы папа любил одного, а мама другого. Главное, чтобы между родителями было взаимопонимание.

Дмитриенко Наталия Ивановна, педагог-психолог

Программа с участием психолога, 2 часть

Советуем почитать: У каждого малыша есть игрушки. Но не каждый родитель знает, какую роль они выполняют в воспитании ребенка

Наталия Дмитриенко Педагог-психолог Имеет высшее педагогическое образование, специальность «педагог-психолог». Разбирается в вопросах воспитания, детской и семейной психологии.
Все статьи автора Мне нравится! Свежие вопросы на сайте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *