Осуждение

Грех осуждения

“Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”

В замечательной молитве святого Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего” есть следующее прошение: “Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего”, что значит – даруй мне Твою благодать, дабы узреть мне и судить мои собственные ошибки, а не осуждать брата моего. С одной стороны, святой просит Бога дать ему дар самопорицания, а с другой – умоляет Его помочь не осуждать ближних.

Что такое осуждение? Осуждение и порицание есть плод ненависти. Осуждение, по словам Иоанна Лествичника, болезнь тонкая, это состояние, устраняющее любовь, это нечистота сердца, утрата целомудрия. Осуждение поистине страшная вещь. Выскажем некоторые мысли по этому поводу.

Господь сказал: “Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься”. Всякое слово будет свидетельствовать или за нас, или против нас. Чего греха таить, осуждение ближнего доставляет нам большое удовольствие. Когда люди получают благосклонность некоего сильного мира сего или душа их полна ненависти, они с легкостью начинают порицать и осуждать других.

Древний церковный писатель Ерма, написавший книгу “Пастырь”, говорил, что не следует осуждать кого-либо, а также не надо слушать тех, кто осуждает других. Если мы с удовольствием слушаем тех, кто клевещет или обвиняет других, мы уже виновны в грехе осуждения.

Осуждение является демоническим состоянием. Первый, кто впал в этот грех, был сам дьявол. Дьявол осудил и оклеветал Бога перед прародителями, а затем стал учить осуждению людей.

Обычно мы злословим о ком-то, когда тот не присутствует при разговоре. “И воссели владыки и хулят против меня…” – говорит Давид. И действительно, в Ветхом Завете мы читаем, что Саул, Авенир и Ахитофел насмехались над Давидом. Стих этот имеет отношение и ко Христу. Первосвященники Анна и Каиафа тайно встречались и, в конце концов, обвинили и решили убить Его. Иисус в то время находился в Саду и говорил о Боге, а те тайно оговаривали Его. Вот почему псалмопевец восклицает: “Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими”.

Этот грех происходит от недостатка любви к ближним. Если бы мы любили своего ближнего, мы бы заступились за него. “Любовь все покрывает”, – говорит апостол Павел. Осуждение заставляет нас видеть грехи других, в то время как сами мы делаем вид, что непогрешимы. Мы всегда оправдываем самих себя, и, как правило, видим недостатки в других. Лучше бы кто-то вкушал плоть и пил кровь, чем “порицал братьев во плоти”, то есть вкушал бы плоть своего брата и изъедал его душу осуждением, как говорит Иоанн Дамаскин.

Наблюдается следующее явление: люди, не имея на это ни власти, ни компетенции, осуждают грешников как словами, так и мысленно. В то время как только Бог может осудить, вынести приговор и осуществить его. Когда мы осуждаем человека, мы узурпируем права Бога. “А ты кто, который судишь другого?” – говорит апостол Павел. Один Господь может оправдать или осудить кого-то. Мы, люди, должны научиться “видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего”.

Осуждение является препятствием для нашей духовной жизни. Зачастую, когда в течение дня мы осудили или оклеветали кого-то несправедливо, вечером мы не в состоянии молиться. Все это: насмешки, осуждение, злословие, плохие мысли, злость, – вспоминается во время молитвы и загрязняет нашу душу. Дьявол, зная, что творение молитвы идет на пользу человеку, пытается воспрепятствовать этому. Таким образом, осуждение является грандиозным оружием дьявола. Оно насмерть поражает душу.

Исаак Сирин объяснял, что Бог допускает искушения тому, кто подвержен греху осуждения. Например, плотские искушения, поражающие человека, есть результат его осуждения ближних. Ибо тем, кто возгордился перед братьями своими, Бог попускает плотские искушения, чтобы мы смирились, увидели свою ничтожность, и, таким образом, перестали осуждать своих ближних.

Что однако должно делать нам, когда нас осуждают другие?

Здесь я хотел бы вспомнить слова Иоанна Златоуста. Святой говорит, что, когда мы живем в грехе, даже если нас никто не осуждает или не обвиняет, мы являемся самыми ничтожными среди людей. Напротив, когда мы пребываем в прилежной добродетели, “даже если против нас целая вселенная”, т.е. даже тогда, когда весь мир осуждает нас, тогда мы “ревнители всего”, т.е. достойнейшие из всех.

Поэтому нам должно прислушиваться не к тем, кто нас осуждает, а к добродетели жизни нашей.

Митрополит Эдесский, Пельский и Aльмопийский, Иоиль. Жертва вечерняя, стр.161 -166

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”

Митрополит Эдесский, Пельский и Aльмопийский, Иоиль

Осудить

 Осудить осуди́ть сов. перех. см. осуждать

Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.

.

Смотреть что такое «Осудить» в других словарях:

  • осудить — признать виновным, посадить, проклять, оценить, дать срок, бросить камень, обречь, пригвоздить к позорному столбу, раскритиковать, приговорить, заклеймить, присудить, дать сколько лет, дать сколько лет тюрьмы, заклеймить позором, засудить Словарь … Словарь синонимов

  • ОСУДИТЬ — ОСУДИТЬ, остужу, остудишь, совер. (к осуждать), кого что. 1. Признать виновным, приговорить к какому нибудь наказанию, вынести обвинительный приговор кому нибудь. «Такие случаи, как в Америке, где осудили недавно дарвинистов, у нас невозможны,… … Толковый словарь Ушакова

  • ОСУДИТЬ — ОСУДИТЬ, ужу, удишь; уждённый ( ён, ена); совер. 1. кого (что). Выразить неодобрение кому чему н., признать плохим. О. неблаговидный поступок. 2. кого (что). Приговорить к какому н. наказанию. Преступник осуждён. Осуждённого (сущ.) вывели из зала … Толковый словарь Ожегова

  • осудить — осудить, осужу, осудит и устарелое осудит (встречается в церковной речи: Да не осудит вас Господь…) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • осудить — ОСУЖДАТЬ/ОСУДИТЬ ОСУЖДАТЬ/ОСУДИТЬ, судить/осудить, книжн. порицать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • осудить — осудить, осужу, осудим, осудишь, осудите, осудит, осудят, осудя, осудил, осудила, осудило, осудили, осуди, осудите, осудивший, осудившая, осудившее, осудившие, осудившего, осудившей, осудившего, осудивших, осудившему, осудившей, осудившему,… … Формы слов

  • осудить — глаг., св., употр. сравн. часто Морфология: я осужу, ты осудишь, он/она/оно осудит, мы осудим, вы осудите, они осудят, осуди, осудите, осудил, осудила, осудило, осудили, осудивший, осуждённый, осудив см. нсв. осуждать … Толковый словарь Дмитриева

  • осудить — осуд ить, осуж у, ос удит … Русский орфографический словарь

  • осудить — (II), осужу/, осу/дишь, дят … Орфографический словарь русского языка

  • осудить — C/A гл см. Приложение II осужу/ осу/дишь осу/дят осуждённый A/B пр; 246 иск, 254 см. Приложение II осуждён … Словарь ударений русского языка

Книги

  • Возле вождей, Сергей Красиков. Книга Сергея Павловича Красикова `Возле вождей` по-своему уникальна. В ней исследуется феномен кремлевских вождей. Исследование это не умозрительно. Она базируетсяна личном опыте автора, его… Купить за 500 руб
  • Трудности русского языка. Словарь журналиста, . Можно ли выставку назвать «вернисажем»? Когда правильно сказать «проверить данные», а когда — «выверить»? Можно ли «подключиться в игру»? «Советуют обратиться в отдел кадров» или… Купить за 430 руб
  • Реквием для босса, Анатолий Ковалев. Можно ли в белых перчатках распутать черный узел старых преступлений и осудить уже осужденных Судьбой, захотеть вернуться в собственное детство, но не попасть в него, все понять, но никого не… Купить за 80 руб

Другие книги по запросу «Осудить» >>

Осуждение

Сегодня я хочу затронуть такую болезненную и животрепещущую тему, как осуждение, с которой в повседневной жизни мы сталкиваемся на каждом

Просмотров публикации 2 364

Сегодня я хочу затронуть такую болезненную и животрепещущую тему, как осуждение, с которой в повседневной жизни мы сталкиваемся на каждом шагу. Что это? Рефлекс? Привычка? Грех? Слишком глубоко осуждение засело в нас. В наших характерах, в нашем естестве, в нашей повседневной жизни. Оно заполонило ее. Ведь не проходит дня, чтобы мы кого-то не осудили, не указали на то, насколько неправ другой человек.

И далеко не всегда наше осуждение корректно и направлено на то, чтобы дать нашему оппоненту понять его ошибки. Мы порой не щадим людей. Наше осуждение смешивается с сакразмом, злобой, отсутствием снисходительности и как итог всего – нелюбовью.

А что такое нелюбовь? Это зло, ведущее к очерствению наших душ, это отпадение от Христа, это погрязание в эгоизме. А ведь если подумать и прикинуть бесконечную нашу задолженность перед Богом, неужели и после этого не отринется в каждом из нас непризнание своей такой же виновности и греховности? Неужели и далее мы будем требовательны к другим, глядя сквозь пальцы на свою греховную природу?

Мы все грешны. И именно за наше поражение грехом пришел в этот мир Господь и пострадал за всех нас. И только Ему одному принадлежит высший и окончательный суд над каждым из нас. И Он пытается нас оградить от греха осуждения, говоря нам словами из Евангелия от Матфея:

«Не судите, да не судимы будете!»

Слова эти известны практически каждому. Порой, произнося их, человек даже не знает, что цитирует Евангелие. Эта фраза вошла в наш быт сродни пословице или поговорке. И все якобы очень хорошо и верно ее понимают и трактуют.

Но совсем не просто и легко становится тогда, когда жизнь нас загоняет в обстоятельства, в которых нужно выполнять то, что сказано в этой фразе. Человека, которого мы любим, мы зачастую идеализируем. Мы считаем его эталоном и не видим в его поведении ничего предосудительного. Но если те же самые действия совершит человек, которого мы любим меньше, мы готовы вершить приговор. В каждом его действии мы усматриваем гадкое, плохое, гнусное. Мы беспощадны в своей критике, совершенно не замечая бревна в своем глазу и в глазах тех, кого мы идеализируем.

На первый взгляд всё предельно просто – ты не осуждай, и тебя не станут. А присмотритесь и прислушайтесь к себе. Сможете ли вы на протяжении хотя бы двух-трех дней никого не осуждать? Совсем никого и ни за что? Как думаете, получится?

В этом мире не только два цвета: черный и белый. В нем есть огромное количество других красок и полутонов. Так же и в жизни людей. Нет только хороших и только плохих. В каждом из нас намешано всего понемногу. И норма нашего отношения к каждому человеку – прощение. Бесконечное прощение, поскольку и сами мы в нем постоянно нуждаемся.

Порой в разговорах можно услышать фразу: «А ведь она всех осуждает! Разве так возможно поступать христианке?» Порой хочется подойти и спросить: «А Вы сейчас что делаете?» А ведь порой люди этого совершенно не понимают, не замечают, не расценивают свои фразы как греховные. Это и правда стало каким-то рефлексом…

А ведь апостол Павел в своем Послании к Римлянам писал:

«Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого»

Поэтому надо очень внимательно следить за всем, что мы говорим, как мы относимся к другим людям.

Хочется отметить и еще один момент во всем вышесказанном. Замечая определенные пороки в других и абсолютно игнорируя возможность, что тем же больны и мы сами, мы укрепляемся еще в одном страшном грехе – гордыне! Вознося себя над осуждаемым, мы гордимся своим превосходством. Да, кто-то оделся неподобающе и пришел в храм, а я-то пришел одетый благочестиво. Да, чей-то ребенок кричит во время проповеди, а мой стоит тихо. Значит, родители того ребенка не воспитывают его надлежащим образом. А я воспитываю правильно. Это и многое другое можно привести здесь в качестве примера. И всё это наша гордыня, которая, влекомая грехом осуждения, поднимается в нас на небывалую высоту. И это страшно…

Наверное, многие из нас знают историю, которую я хочу привести в качестве еще одного примера. Одна семья сменила жилье. И женщина стала замечать, что ее соседка постоянно вывешивает постиранное белье, на котором грязные пятна. И она постоянно говорила мужу, что их соседка неряха, что ее белье грязное, что она плохая хозяйка, не в пример ей, у которой белье всегда чистое. И в один прекрасный день женщина, выглянув в окно, увидела белье соседки, постиранное идеально, без пятен. Она крикнула своему мужу, чтоб тот пришел и посмотрел, что соседка наконец-то выстирала белье как полагается. На что муж сказал своей жене, что он просто сегодня рано утром тщательно вымыл их окно, через которое его жена взирала на белье соседки.

Вот в этой истории вся наша суть: видя соринку в глазах других, не замечаем бревна в своих собственных очах. А не видя, осуждаем, обзываем, к правде пририросовываем еще немного выдумки, чтоб уж совсем в черных красках расписать оппонента. А между тем эта черная краска делает совсем иное дело – пачкает наши души, замарывая их грехами, и отдаляет от Истины, от Творца.

У англичан есть хорошая фраза: чтобы понять человека, надо обуться в его обувь и пройти его дорогой, перенося все тяготы и лишения, которые перенес он. Если бы мы реально могли так поступить хотя бы в одном-единственном случае, захотелось ли бы нам осуждать этого человека?

Еще хочется задать такой вопрос: имеем ли мы право вообще осуждать, если даже Спаситель, будучи уже пригвожденным ко Кресту, просил Отца оправдать и простить своих обидчиков, ибо, как Он говорил, они не ведали, что творили. Если такое коварство простил Бог, вправе ли мы осуждать тех, кто словом или каким-то делом обижает нас? Не много ли мы на себя берем, занимаясь судом? А ведь суд и осуждение – слова однокоренные. И неспроста, как мы видим.

А ведь мы порой, сидя в компании, преподносим грехи другого смеха ради. Ну а что? Сидим, рассказываем, какие Ваня или Маша совершили оплошности, и смеемся вовсю. Такое с виду безобидное времяпрепровождение.

А ведь всё совсем не так. Ведь сегодня эта компания насмехается над Ваней, а завтра предметом их веселого хохота станешь ты сам. И во-первых, это обидно, а во-вторых, ты сам спровоцировал людей на этот грех. И вот когда за это безудержное веселье придется отвечать на Страшном Суде, вряд ли будет до смеха, или объяснение, что это было шутки ради, удовлетворит Высшего Судью. Не задумывались об этом никогда? А вот подумайте. И может, в следующий раз не захочется этого веселья.

Мы говорили уже о том, что осуждение провоцирует такой страшный грех, как гордыня. Но не только, на мой взгляд. Помимо гордыни, есть место и злобе. Ведь мы просто можем оговорить человека, придраться к любому незначительному пустяку, просто за что-то личное ненавидя его и делая его мелкие оплошности достоянием гласности, преувеличивая их и тем самым создавая у людей ошибочное впечатление о личности этого человека. А всему виной злоба и личная какая-то неприязнь. А вот в этом случае осуждение является точным диагнозом того, кто злословит. И состояние это дикое, страшное, губительное и разрушающее. Ведь там, где зло, там и диавол…

Вспомните еще одну библейскую историю. Она описана в Евангелии от Иоанна. Женщину, которую толпа хотела убить за измену мужу, Иисус защищает, произнеся:

«Кто из вас без греха, первым брось в нее камень»

При этом, как пишет евангелист, Он даже не смотрел на этих людей, а сидел и что-то чертил палкой на песке.

Финал мы помним. Безгрешного в толпе не оказалось, и люди разошлись, не причинив женщине вреда.

Однако в библейской трактовке есть более подробное описание этого случая. И вот согласно ей, Иисус на песке писал грехи каждого из обвинителей женщины. Причем не повседневные грехи, а те тайные, о которых каждый из них хотел бы умолчать перед обществом. Таким образом обличая этих с виду благообразных фарисеев, Он писал им смертные приговоры, потому что за каждый из их тайных грехов полагалась смерть.

Представьте ужас, который объял толпу! Эти дерзкие гордецы, которые носились со своей праведностью как с чем-то драгоценным, на поверку оказались грешнее, грязнее и страшнее в своей греховности, чем эта женщина, которой они уже подписали вердикт.

Библейская трактовка говорит, что Иисус не хотел Своими устами произносить ту грязь, в которой были замешаны фарисеи, и его записи в грязном и пыльном песке – единственное подходящее для этих непотребств место.

И тем не менее, при всей ужасности картины, Иисус, как добрый пастырь, хотел помочь этим людям, остановить их от греха. Не дать его совершить. Потому что будучи сами прокаженными, они не имели никакого права лечить чужую проказу, тем более таким бесчеловечным, варварским способом.

Когда все разошлись, Иисус спросил: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» И она ответила: «Никто, Господи!»

В этих словах – урок всем нам. Неосуждающий не имеет гордыни, неосуждающий не имеет злобы. Неосуждающий имеет Любовь, а значит, Божья благодать жива в его сердце.

Осуждение должно быть под запретом для каждого из нас. Судить будут. Всех и каждого. Но на Божьем Суде. А не мы в земной жизни.

И закончить я хочу фразой из Евангелия от Матфея: «От слов своих оправдаетесь и от слов своих осудитесь». Помните об этом и старайтесь победить и искоренить в себе привычку судить и осуждать других.

И пусть эти слова Христа станут для каждого из нас путеводной звездой. Звездой, которая будет вести нас дорогой добра и Любви к ближнему!

Да хранит всех нас Бог!

Значение слова &laquoосуждение»

  • ОСУЖДЕ́НИЕ, -я, ср.

    1. Признание виновности обвиняемого, вынесение ему обвинительного приговора, устанавливающего меру наказания. Осуждение обвиняемого. Условное осуждение.

    2. Неодобрение, порицание. Он с осуждением рассказывал про женщин, которые красятся и ходят в брючках. Зверев, Она и он.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • ОСУЖДЕ’НИЕ, я, ср. 1. Строгое неодобрение, порицание. О. канцелярщины. || Обвинительный судебный приговор кому-н. Добиться осуждения обвиняемого.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно и распространено слово вырожденец (существительное):

Это слово знает
каждый ребёнок Достаточно
распространено Нечасто встретишь
в повседневной ситуации Узкоспециальный
термин Что это?
Впервые вижу Другое
Не знаю

Ассоциации к слову «осуждение»

  • судья
  • суждение
  • осуждённый
  • выговор
  • обсуждение
  • (ещё…)

Синонимы к слову «осуждение»:

порицание неодобрение поношение хуление хула … (все синонимы к слову ОСУЖДЕНИЕ)

Предложения со словом «осуждение»:

  • Он родился в 1879 году, воровал и был жестоким и достойным всяческого осуждения человеком.
  • И они, по праву, ответили ему резким осуждением, признав его самым вредным из всех представителей царившей реакции.
  • Как бы я сейчас себя ни повёл — строго, холодно, вежливо или безразлично, — всё равно приду ко всеобщему осуждению.
  • (все предложения)

Каким бывает «осуждение»:

безоговорочное гневное несправедливое единодушное условное … (все определения)

Цитаты со словом «осуждение»:

  • Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой.
  • Самолюбие не так заслуживает осуждения, как недостаток самоуважения.
  • Святыню нельзя осквернить. Недостойное прикосновение к святыне оскверняет самого человека, а не святыню. Девушек можно пожалеть за танцы в храме. Они навлекли на себя осуждение. Конечно, не рискну, как о. Всеволод Чаплин, говорить в интервью от имени Бога: «Он не простит». Не дерзну говорить от имени Бога, но в суждении о. Всеволода сомневаюсь. Бог милосерднее всех нас.
  • (все цитаты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *