Пантеизм в философии

Основы пантеизма в философии

Пантеизм в философии направлен на отождествление Бога с тем, что находится за пределом творения человека: космосом, природой, Вселенной. Представители этого направления склонны считать, что Бога как личности не существует, а есть некий Разум. Пантеисты принимают все существующие вещи, как объекты с божественной сущностью.

Происхождение термина пантеизм

Пантеизм в переводе с древнегреческого языка означает: «пан» — всякий, «теос» — Бог, божество. Название показывает, какой идеи придерживаются последователи учения. В этом понятии сосредоточена концепция о том, что Бог представляется людьми, не как личность Творца, а как Вселенная. Именно Вселенная, по мнению пантеистов, является основой всего, единой и святой субстанцией. В этой концепции нет места и превозношению человека, пантеисты не приемлют антропоцентризм. Философы-пантеисты делают упор на почтительном отношении к природе.

Сущность и история пантеизма

Название философского направления впервые озвучил Джозеф Рафсон в 1697 году. Он написал труд под названием «De Spatio Reali». Через 8 лет ирландский философ Джон Толанд уже на английском языке написал и описал этот термин. В этом труде он объяснил мнение людей, которые не верят в вечную личность, а святое естество приписывают только Вселенной.

Еще в античные времена, философы задумывались над тем, где берутся и кем контролируются признаки статичности природы Бога: бесконечность, неизменность, вечность, но в то же время подвижность и изменчивость природы мира. Многие последователи этого направления не делят Бога и мир.

Основные направления

Выделяют несколько направлений теории, по которым философское течение раскрывается с нескольких сторон:

  1. Пантеизм теомонистический — вечной и неизменной представляется некоторая Божественная субстанция. Представители этого направления наделяют полномочиями существования только Бога, мир природы при этом не может существовать самостоятельно.
  2. Физиомонистический — Божественной силой философы наделяют природу, которую они и называют «богом» всех людей. Этим они лишают Бога самостоятельности существования.
  3. Мистический — панентеизм. Это есть учение о том, что мир пребывает в Боге, но не Бог в нем. Мир понимается, как способ проявления сил и могущества Бога.
  4. Имманентно-трансцендентный — сторонники утверждают, что Бог проявляется через вещи.

Все эти теории основываются на взаимосвязи Божественной сущности, природы, Вселенной. Человек в этой связи занимает не первое место, а подчиняется некой субстанции, наделенной Божественной силой.

Формирование пантеизма со времен античности

Пантеизм, как направление философии, берет свое начало задолго до развития современного мира. Еще в античные времена были люди, которые придерживались теории этого направления. Человек всегда был склонен искать вселенский Разум, поскольку не мог контролировать внешние обстоятельства, природные явления. Были целые направления отдельных стран, которые по своей сущности соответствовали современному философскому течению:

  1. Древнеиндейский взгляд. Древние индуисты считали божество Брахман безличной сущностью, обладающей беспредельностью и постоянством. Эта сущность во Вселенной становится основанием всего живого, определяющим, что существовало, и будет потом существовать. В различных текстах Древней Индии можно увидеть, что Брахман находится в тесной взаимосвязи, единстве с миром.
  2. Древнекитайский взгляд. Даосизм практически повторяет основные постулаты современного философского пантеизма. В Древнем Китае известный мудрец Лао-Цзы написал труд «Дао дэ цзын», в котором описаны основные идеи отождествления Божественного Начала с миром. Для китайцев идея великого Разума сходна с жизненной дорогой. Они отождествляют Бога и путь, то есть божественность окружает людей в повседневной жизни, наблюдается в явлениях, имеющихся вещах.
  3. Африканские идеи. У народностей Африки свой взгляд на Вселенную и Разум, определяющих их существование. Народности Африки не придерживались четкого учения пантеизма, но в их верованиях прослеживались идеи этого направления, политеизма, анимизма. Они представляли несколько божественных существ, вещей, обладающих определенными духами. У них сохранялась вера в божественную сущность всего, что их окружает.

Пантеистическая философия раскрылась, как направление, когда стали приобретать популярность учения стоиков. Философы этого течения уверяли, что Космос является одним организмом, где все взаимосвязаны и равны между собой.

Иоанн Скотт представил общественности свою систему, где обозначил, что материя, разум и Бог — это одно и то же. В период с 5 по 13 века в философии развивались несколько направлений, противоречащих, или подтверждающих друг друга.

В эпоху Возрождения опять начался рассвет философии равенства Бога и природы. В 16–17 века Вселенная стала пониматься, как бесконечная и «мыслящая». В это время, сущность Бога определяется материализмом. Известный философ Бруно написал трактат о том, что природа — это Бог в вещах. Поддержал его высказывания и Бенедикт Спиноза. Он делал акцент на том, что предметы нашего обычного мира, которые мы чувствуем и осознаем, являются элементами Божественного Существа. Все категории: протяженность, бесконечность, изменчивость или постоянство, принадлежат к атрибутам Бога.

Несмотря на то, что это направление в философии постоянно упоминает Божественную сущность, Бога, Великий Разум, многие ученые относят его к близкому атеизму учению. Считая Единого Бога первоосновой всего, пантеисты относят первооснову к динамичной материи. Это приводит к материализму, пониманию Божественного Существа, как некой материи. Когда представители пантеизма говорят о материальности Бога, об уменьшении Его роли в сотворении мира, поддержке простых людей, теряется смысл молитвенного общения с Ним и поклонения Ему. В результате философы-пантеисты выражают богоборческие и мятежные настроения, схожие с идеями атеистов.

Основные последователи течения

Представители пантеизма в разные времена разъясняли и дополняли пантеистическую философию. Среди них выделились особенно яркие личности, которые написали много трудов на тему о божественности природы.

  1. Джордано Бруно. Жил в эпоху Ренессанса, развивал учение о Боге и природе. Он утверждал, что Бог — это мировое целое, где совпадают мировой разум и мировая душа. Весь мир, по мнению философа, представляет собой постоянно живое и движимое нечто. Но Бруно пошел дальше представлений своей эпохи. Именно он начинает идею о великой и героической личности человека, мышление которого есть постоянно движущаяся основа. Именно его труды стали началом перехода философии Возрождения к философии Нового времени.
  2. Кузанский Николай. Немецкий философ, кардинал и ближайший советник папы Пия II. В своих трудах основывался на работах Коперника. Написал множество работ, последние его труды были одной тематики: отношения между Богом и природой, миром. Большая часть работ посвящена проблеме и способах познания людьми абсолюта. Ему принадлежат идеи: «творец и творение — одно и то же», «Бог есть центр, окружность, Он везде и нигде», «Бог в вещах, они в Нем». Кузанскому принадлежит мнение о том, что Бог остается непознаваемым.
  3. Парацельс Ауреол Теофраст — немецкий философ, врач. В природе он видел определенное живое целое, прослеживающееся в стихиях природы, устройстве живого организма, его функциях. Он утверждал, что у человека неограниченные возможности, если он находится в тесной взаимосвязи с природой. Природа, в свою очередь, имеет божественное происхождение.

Современные идеи пантеизма

Современная философия пронизана идеями пантеизма. Это течения стало важным элементом многих теорий и религии. В современном мире некоторые идеи направления используют защитники природы, целью которых становится улучшение экологии и условий окружающей человека среды.

В конце 20 века в мировой философии появились общества основанные на таком течении, как «Мировое пантеистическое движение». Пантеизм хорош для восприятия обществом, как направление для охраны биосферы планеты от грубых вмешательств человеческой деятельности. На данный момент философское течение не воспринимается, как отдельная религия.

Пантеизм объединяет и отождествляет ……

1) Бога и природу *

Бога и человека

Человека и природу

Науку и религию

23. Родоначальник гуманизма в эпоху Возрождения:

1) Петрарка *

Фичино

Кампанелла

Макиавелли

Название произведения Т. Мора, содержащее описание страны — образца общественного устройства — …… .

1) Утопия *

Город Солнца

Атлантида

Государство

25. Философское направление в эпоху Возрождения, родоначальником которого является Ф. Петрарка, – …

1) титанизм

2) деизм

3) гуманизм *

4) либерализм

26. Автор «Божественной комедии» — это …

1) Петрарка

2) Боккаччо

3) Рабле

4) Данте *

27. Автор книги «Город Солнца»:

1) Ф.Бэкон

2) Т. Кампанелла *

3) Т.Мор

4) Д. Бруно

28. Мировоззренческая установка, отвергавшая идею повседневного вмешательства Бога в дела природы и человека. Бог здесь мыслился лишь как перводвигатель:

1) атеизм

2) монотеизм

3) деизм *

4) пантеизм

29. Автором известного трактата «Государь» является …

1) Б. Телезио

2) Н.Кузанский

3) Н.Макиавелли *

4) Я. Бёме

30. Тему героического энтузиазма затронул в своих трудах …

1) Никколо Макиавелли

2) Томмазо Кампанелла

3) Николай Коперник

4) Джордано Бруно *

31. Позиция Леонардо да Винчи по вопросу о соотношении разума и опыта:

1) рационализм

2) эмпиризм *

3) мистицизм

4) интуитивизм

32. К эпохе Возрождения не относится …

1) Гельвеций *

2) Кузанский

3) Петрарка

4) Пико делла Мирандола

33. Автором работы «Об ученом незнании» был философ-кардинал …

1) Ш. Монтень

2) Н. Кузанский *

3) Т. Кампанелла

4) Э. Роттердамский

34. Т. Мор является автором книги:

1) «Государь»

2) «Утопия» *

3) «Новая Атлантида»

4) «Левиафан»

35. Под эсхатологией понимают…

1) учение о сознании

2) христианское учение о конце истории *

3) учение о будущем устройстве общества

4) учение о первоначалах мира

36. Согласно провиденционализму…

1) историей управляет Божественный промысел*

2) человек может предвидеть ход истории

3) историю творит человек

4) ход истории зависит от случайностей

37. Родина Ренессанса…

1) Швейцария

2) Англия

3) Италия *

4) Португалия

38. «Бритвой Оккама» называют принцип…

1) «возлюби ближнего как самого себя»

2) «не следует умножать сущности сверх необходимого» *

3) «Бог сотворил мир из ничего»

4) «Этот мир лучший из возможных»

39. В основе религиозной картины мира лежит принцип…

1) верификации

2) креационизма *

3) веры в прогресс общества

4) независимости человека от воли творца

40. В эпоху Возрождения положил начало новой космологии

1) Леонардо да Винчи

2) Николай Коперник *

3) Галилео Галилей

4) Джордано Бруно

41. Важнейшей чертой средневековой философии является

1) антропоцентризм

2) теоцентризм *

3) космоцентризм

4) геоцентризм

42. По проблеме универсалий (общих понятий) в средневековой философии сложилось два направления:

1) эмпириков и рационалистов

2) диалектиков и метафизиков

3) реалистов и неотомистов *

4) монистов и дуалистов

43. Вера как особое состояние сознания

1) противоречит житейскому опыту

2) опирается на рациональные доказательства

3) связана с ценностным отношением к предмету веры *

4) предполагает эмпирическое обоснование

44. Вопросы философии политики в эпоху Возрождения разрабатывались…

1) Николаем Коперником

2) Галилео Галилеем

3) Леонардо да Винчи

4) Николо Макиавелли *

45. По вопросу о соотношении знания и веры в средневековой философии шел спор между:

1) диалектиками и антидиалектиками *

2) реалистами и номиналистами

3) эмпиристами и рационалистами

4) гностиками и агностиками

46. Схоластические доказательства бытия Бога разработал…

1) Боэций

2) Фома Аквинский *

3) Расцелин

4) Эриугена

47. Учение о сотворении мира Богом из ничего называется —

1) провиденциализм

2) креационизм

3) индетерминизм

4) преформизм

48. Религиозная философия, разрабатывающая рациональные методы обоснования догм вероучения –

1) схоластика *

2) софистика

3) эристика

4) библеистика

49. В раннехристианский период отцы церкви с целью защиты христиан от преследования язычников писали:

1) апологии *

2) антологии

3) аксиологии

4) акмеологии

50. Государю «необходимо научиться умению быть недобродетельным и пользоваться добродетелями смотря по необходимости» писал…

1) Макиавелли *

2) Петрарка

3) Манетти

4) Фичино

@ Западноевропейская философия XVII-XX вв. Русская философия

1. Кто из мыслителей Нового времени является основоположником эмпиризма?

1) Р.Бэкон

2) Р.Декарт

3) Ф.Бэкон *

4) Б.Спиноза

2. У истоков европейского рационализма стоял …

1) Декарт *

2) Гоббс

3) Локк

4) Беркли

3. Исходным пунктом, отправным началом для научного познания Р. Декарт признавал …

1) сомнение *

2) удивление

3) благоговение

4) чувственный опыт

4. Основной труд Т. Гоббса, где он рассматривает государство как «политическое тело», созданное людьми – это …

1) «О граде божьем»

2) «Левиафан» *

3) «Об общественном договоре»

4) «Законы»

5. Положение «Бог или субстанция, или природа – одно и то же» принадлежит …

1) Спинозе *

2) Мальбраншу

3) Маймониду

4) Ф.Бэкону

6. Кто из философов Нового времени уподобил сознание «чистой доске»?

1) Локк *

2) Юм

3) Беркли

4) Гоббс

7. Учение об «идолах» (призраках), которые «осаждают умы людей», создал

1) Д. Локк

2) Ф. Бэкон *

3) Б. Спиноза

4) Г. Лейбниц

8. Проблема научного метода является главной в философии …

1) Древней Греции

2) Средневековья

3) Нового времени *

4) Возрождения

9. Субстанцией в философии Г. Лейбница выступает ….

1) Материя

2) Монада *

3) Ощущение

4) Атомы

10. Утверждение «свобода есть познанная необходимость» принадлежит …

1) Спинозе *

2) Августину

3) Лейбницу

4) Беркли

11. У истоков философско-политического учения об «общественном договоре» стоял…

1) Лейбниц

2) Гоббс *

3) Декарт

4) Спиноза

12 Кому принадлежит обоснование «этого мира как лучшего из возможных миров»?

1) Юм

2) Гоббс

3) Лейбниц *

4) Руссо

13.Кто автор «Слова о законе и благодати»?

1) митрополит Илларион *

2) монах Нестор

3) Ю. Крижанич

4) В. Мономах

14. Родоначальником немецкой классической философии считается …

1) Фихте

2) Кант *

3) Шеллинг

4) Шопенгауэр

Живая вселенная — это новая религия?

1

Читал обсуждение вопроса «Наказывает ли вселенная за их подлые, злые поступки ?».

Одни говорят, что вселенной «безразлично», другие, что она всё-таки может наказать.

Так вот, я и задумался, как может вселенная кого-то наказывать ? Разве она живая, т.е. является разумным и живым организмом способном на действия да эмоции ?

Вот и вопрос: Это что ? новая религия ? вера в живую, разумную и самодостаточную вселенную ?

тэги: атеизм, вера, вселенная, обсуждение, религия категория: философия, непознанное 2

Читал я такие высказывания, что «Вселенная намекает», «Вселенная наказывает», то слово «вселенная» здесь можно заменить на слово «Бог».

Существует теория о живых планетах и звёздах, но здесь явно не хватает доказательной базы, чтобы можно было серьёзно рассуждать об этом. Ни солнце, ни Земля, ни другие звёзды и планеты не обладают признаками человека или животного. Живое от неживого отличается по химическому составу (органическая и неорганическая химия), а также у живого есть своя структура организма со всеми внутренними процессами.

Люди, которые верят в то, что вселенная живая, это особый тип верующих, значит тот, кто серьёзно к этому относится, руководствуется этой новой религией. Веру определяет один человек, а религия определена обществом, человек может поддерживать или не поддерживать определённый тип религии в зависимости от своей веры.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим 1

Нет. Это просто понимание мироздания, как Единого организма. Религия-это рамки Истины. «Пазлы» Единой Картины. Вселенная, как Дитя, была рождена и Она так же живет по Законам. Но так как все мы являемся Атомами этого огромного организма, то Вселенная вынуждена всё ставить на свои места и стремиться к гармонии(как и наше тело когда болеет, мы лечимся, так же и о Своём Теле Она заботится. Делает Она это всегда по-разному в зависимости от обстоятельств, а планеты работают как наши органы в нашем организме, образуя жизненный цикл. Планеты, звезды и системы непосредственно влияют на нас, но мы не можем это увидеть из-за чувств тела и ложного эго, а так же недальновидной логики). Ничего в таком понимании мироздания плохого нет, ведь наше тело-такая же Вселенная для микробов, клеток и прочих микросуществ, а мы являемся микробами, клетками и микросуществами, и мышцами нашей большой Вселенной. Всё Едино. Всё есть Любовь. Без Любви и сотрудничества кожаных клеток, не происходило бы регенерации кожаного покрова при ранении. Без сотрудничества и любви между органами, мы бы очень долго выздоравливали, либо жили очень мало. И эти Законы все принадлежат Абсолюту-Абсолютному Неделимому Я(Всевышний).

1

Вселенная не может быть живой, по определению.

Авторы этих слов скорее даже незнают что такое — живое и что такое вселенная. Как известно, материя делится на несколько основных видов. Т.е. Живую и не живую.

И эти понятия четко разграничены и можно с уверенностью сказать что живое, а что нет.

А вселенная — это просто водород, который под действием гравитации синтезирует другие элементы в звездах. Разум может образоваться только в течении эволюции. Ни о какой живой вселенной не может быть и речи.

1

Сам термин «Вселенная» — вслушайтесь — означает: сообщество «всего населения» которое никаким другим, кроме как живым, быть не может.

Другой вопрос: религия ли это? Нет конечно же, по той простой причине, что религия это часть актуальных для человечества законов данных Космосом или Богом на определённый этап развития цивилизации необходимые для прохождения этого отрезка пути.

0

Мир вам.В мире всё живое и подчиняется одному ритму, которое задал Творец, живёт и подчиняется программе заданной Им . Не понять и не сложить человеку все знания в одну кучу- голову, но он пыжится. Всё живое вокруг, а человек мёртв в своих знаниях, так как он не принимает Истинного Живого БОГА, дитя , а Бога не хочет слышать. Ищет Бога, но служит дьяволу. Всякие знания стоновятся выше Бога, люди выше Бога, Как можно быть мёртвым и не видеть живое, но рассуждать как знающий.

Знаете ответ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *