Перенос кафедры митрополита из Владимира в Москву

Содержание

Пётр (митрополит Киевский)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии У этого термина существуют и другие значения, см. Митрополит Пётр.

Святитель Пётр,
митрополит Киевский
Икона XV века.
Государственная Третьяковская галерея
Рождение вторая половина XIII века
Волынь
Смерть 1326
Москва
Канонизирован 1339 год
В лике святителей
Главная святыня мощи в Успенском соборе Кремля
День памяти 24 августа (6 сентября), 5 (18) октября, 21 декабря (3 января)
Категория на Викискладе

Митрополи́т Пётр (вторая половина XIII века — 1326) — митрополит Киевский и всея Руси, первый из митрополитов Киевских, имевших (с 1325 года) постоянное местопребывание в Москве. Именуется Ратенским.

Цер­ков­но-го­судар­ствен­ная де­я­тель­ность митрополита Пет­ра да­ла ос­но­ва­ние совре­мен­ни­кам срав­ни­вать его со свя­ти­те­ля­ми Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким, Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом и Иоан­ном Зла­то­устом. Глав­ный по­двиг Пет­ра — борь­ба за един­ство Рус­ско­го го­су­дар­ства и бла­го­сло­ве­ние Моск­вы как со­би­ра­тель­ни­цы Рус­ской зем­ли.

Канонизирован Русской церковью как святитель, память совершается:

  • 24 августа (6 сентября),
  • 5 (18) октября (Собор Московских святителей),
  • 21 декабря (3 января),
  • третья неделя по Пятидесятнице (Собор Галицких святых).

Биография

Родился на Волыни во второй половине XIII века от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Согласно житию святого, ещё до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность её сына. Повествуют, что Пётр с малолетства был косноязычен и весьма непонятлив, но, благодаря чудесному явлению некоего святого мужа, «отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом». В 12 лет Пётр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам. Его авторству принадлежит первая московская чудотворная икона, получившая название «Петровская». За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха.

После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Пётр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединённого места. На реке Рате он поставил келью и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во имя Спаса. Избранный игуменом, Пётр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил князь Галицкий Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Однажды обитель посетил митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Пётр принёс в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.

Икона работы Дионисия, 1480-е годы

В 1299 году митрополит Максим окончательно оставил Киев и поселился во Владимире на Клязьме. Недовольный этим великий князь Галицкий Юрий Львович захотел иметь своего собственного митрополита. С этой целью он избрал Петра и отправил его в Константинополь для посвящения; но именно в это время умер митрополит Максим (1305), и патриарх Афанасий посвятил Петра не в митрополиты Галицкие, а всея Руси.

В то же время тверской князь Михаил Ярославич направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на кафедру Русской митрополии. Плывшему Чёрным морем Геронтию ночью во время бури явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Пётр, возведён будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились.

Патриарх Константинопольский Афанасий I с Синодом возвёл на Киевскую и всея Руси митрополию Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезённые Геронтием. По возвращении на Русь в 1308 году митрополит Пётр в течение года пребывал в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он и переехал в 1309 году.

В это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Митрополит Пётр принял сторону последнего, вследствие чего возведено было на святителя обвинение перед Патриархом со стороны тверского епископа Андрея. Для суда над святителем Петром был созван в 1313 году собор в Переяславле, признавший обвинение Андрея клеветой.

Много трудностей испытал первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твёрдого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

Сей кроткий архипастырь умел быть и строгим. Он лишил епископского сана Измаила Сарского, без сомнения, за важное преступление относительно Церкви или Отечества, и предал анафеме одного опасного еретика, Сеита, обличённого им в богопротивном умствовании, но не хотевшего раскаяться.

В 1313 году, когда ханом сделался Узбек, первый из ханов принявший ислам, святитель Пётр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.

Когда после смерти князей Михаила Тверского и Юрия Московского князь Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Московским, святитель Пётр принял сторону последнего.

В 1325 году святитель Пётр по просьбе великого князя Ивана Калиты перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Пётр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

По желанию и совету святителя Петра Иван Калита заложил 4 августа 1326 года в Москве на площади первую церковь каменную во имя Успения Пресвятой Богородицы. «Если ты», — сказал святитель великому князю, — «успокоишь старость мою и возведёшь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших». Святой митрополит желал видеть строительство оконченным, но церковь Успения была освящена лишь 4 августа 1327 года, после кончины святителя.

21 декабря 1326 года святитель Пётр умер. Тело его было погребено в стене Успенского собора в каменном гробу, который он сам приготовил.

Почитание

Глубокое почитание первосвятителя Русской церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле, чему способствовало политическое возвышение Московского княжества.

Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтён к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иване III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались Московские первосвятители.

О Петре постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра.

1 июля 1472 года при перестройке Успенского собора были обретены его нетленные мощи.

Перенесение мощей святителя Петра было после освящения вновь построенного Успенского собора, 24 августа 1479 года; празднование 1 июля было отменено.

Известно также празднование проявления мощей святителя Петра (4 августа) по случаю явления супруге Иоанна Грозного царице Анастасии. Святитель Петр явился царице Анастасии и не разрешил никому раскрывать свой гроб. Он повелел запечатать гроб печатью и установить праздник.

Гимнография

Тропарь Петру, митрополиту Московскому, всея России чудотворцу:

Яже прежде безплодная, земле, ныне веселися:
се бо Христос светильника в тебе показа,
яве сияюща в мире
и исцелевающа недуги и болезни наша.
Сего ради ликуй и веселися со дерзновением:
святитель бо есть Вышняго,
сия соделоваяй.

Перевод:

Земля, которая была прежде бесплодной — теперь веселись!
Ведь теперь Христос светильника в тебе явил,
явно сияющего в мире
и исцеляющего наши недуги и болезни.
Поэтому ликуй (Земля) и веселись с дерзновением!
Это святитель, Вышнего Бога служитель,
это он делает эти чудеса!

Тропарь Перенесение мощей:

Наста днесь всечестный праздник
пренесения честных мощей твоих, святителю Петре,
веселя изрядно твое стадо,
и верное отечество, и люди,
о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу,
еже от Него дарованной ти пастве сохранитися от враг ненаветованней
и спастися душам нашим.

Перевод:

Сегодня настал всечестной праздник
перенесения твоих честных мощей, о святитель Петр!
Он очень веселит твое стадо,
и твое верное отечество, и всех людей,
Так ты не скупись для них, когда молишься Христу Богу,
чтобы данной тебе от Него пастве сохраниться от врагов не оклеветанной,
и спастись душам нашим!

Труды

От святителя Петра сохранилось три послания. Первое к священникам с увещанием достойно проходить пастырское служение, усердно пасти духовных чад. Оно заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: с целью ограждения их от нарекания и соблазнов им предлагалось поселяться в монастырях, а дети должны были определяться на воспитание и обучение в монастырские школы. Во втором послании святитель Петр призывает священников быть истинными пастырями, а не наёмниками, заботиться об украшении себя христианскими и пастырскими добродетелями. В третьем послании святитель Пётр снова даёт наставления священникам об их пастырских обязанностях, а мирян увещевает исполнять заповеди Христа.

Сохранилось шесть посланий, приписываемых митрополиту Петру.

Примечания

  1. ↑ О свя­ти­те­ле Пет­ре // Жур­нал Мос­ков­ской патриархии. — 1959. — № 8. — С. 54—59; 1966. — № 9. — С. 54—61; 1976. — № 12. — С. 61—66.
  2. ↑ Прохоров Г. М. Петр, митрополит всея Руси. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН.

Литература

  • Мельник А. Г. История распространения почитания св. Петра митрополита на Руси в XV–XVI веках. — Сообщения Ростовского музея. — 2016. — С. 5—21. — ISBN 978-5-9908342-0-0.

Ссылки

Пётр (митрополит Киевский) на Викискладе
  • Святитель Петр, митрополит Московский и всея Руси. Житие, иконы, молитва, акафист, мощи.
  • Житие святителя Петра, митрополита киевского и всея России
  • Святитель Петр, митрополит Московский на сайте Православие.Ru
  • Протоиерей Александр Горский. Св. Петр Митрополит Киевский и Всея России // «Азбука веры», интернет-портал.
  • Перенесение мощей святителя Петра, московского чудотворца
  • Святитель Петр
  • Петр Московский, святитель
Предшественник:
Максим
Митрополит Киевский и всея Руси
(1305—1326)
Преемник:
Феогност
Владимирские и Суздальские
(1214—1227)

Симон •

Суздальские, Владимирские и
Переславль-Залесские (1227—1274)

Митрофан • Кирилл • Евфросин • Кирилл •

Владимирские, Суздальские и
Нижегородские (1274—1325)

Серапион Печерский • Феодор • Иаков • Симеон • Максим • Петр •

Суздальские
(1330—1373)

Даниил • Иоанн • Нафанаил • Алексий (Бяконт) •

Суздальские, Нижегородские и
Городецкие (1374—1401)

Дионисий • Евфросин • Нафанаил •

Суздальские и Тарусские
(1406—1661)

Митрофан • Григорий • Авраамий • Филипп • Евфимий • Феодор • Нифонт • Симеон (Стремоухов-Безбородый) • Геннадий (Богоявленский) • Ферапонт • Иона (Собина) • Трифон (Ступишин) • Афанасий (Палецкий) • Елевферий • Пафнутий • Савватий • Григорий • Варлаам • Иов • Галактион • Герасим • Арсений Элассонский • Иосиф Курцевич • Серапион • Софроний • Иосиф • Филарет • Стефан •

Суздальские и Юрьевские
(1666—1786)
Владимирские и Яропальские
(1748—1762)
Владимирские и Муромские
(1763—1788)
Суздальские и Владимирские
(1788—1799)
Владимирские и Суздальские
(1799—1917)
Владимирские и Шуйские
(1917—1922)
Владимирские и Суздальские
(с 1922)

Получено от «https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Пётр_(митрополит_Киевский)&oldid=97237128»

  • Вход
  • Регистрация
  • ЖАНРЫ 252
  • АВТОРЫ 246 847
  • КНИГИ 558 359
  • СЕРИИ 20 395
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 500 417

Недовольный таким поворотом событий, Калита все же сумел вновь опорочить тверичей в глазах хана. Князя Александра и его сына Федора вызвали в Орду, арестовали и тотчас четвертовали, «а князя Семена и братьев его, – говорит летопись о наблюдавших за расправой детях Калиты, – отпустили с любовью на Русь». Эти злодеяния омрачают эпоху возвышения Москвы. Как писал Карамзин: «Суд истории, единственный для государей, – кроме Суда Небесного, – не извиняет и самого счастливого злодейства!» Для Твери же все это обернулось трагедией: монголо-татары фактически истребили три поколения ее князей!

После расправы над тверскими князьями Иван Калита действовал напористо и быстро. Он расправился с Тверью, выслал из города всех бояр, отобрал у тверичей колокол – символ и гордость города. Это означало полную капитуляцию и унижение Твери.

1325 – Переезд митрополита Петра в Москву

Закладку московских соборов обычно связывают со служением в Москве митрополита Петра. Еще в 1299 г. митрополит Киевский и всея Руси Максим оставил разоренный Киев и переехал в более надежный, спокойный Владимир и тем самым фактически перенес сюда центр русского православия. Поставленный в митрополиты в 1305 г. Петр шагнул дальше – он перебрался в Москву как в столицу самого сильного русского княжества. К этому шагу он готовился давно, часто и подолгу останавливаясь в Москве под заботливым приглядом Калиты, который уговаривал святителя поселиться в Кремле. Якобы Петр и посоветовал князю построить каменный Успенский собор.

Для московского князя переезд митрополита стал огромной удачей – ведь так Москва становилась церковным центром Руси, укреплялся авторитет набирающего силу княжества Московского. Митрополит Петр умер в 1326 г. и был объявлен первым московским святым. Его преемник Феогност окончательно перенес митрополичью кафедру в Москву.

Иван Калита

Иван Данилович был младшим сыном князя Даниила, братом Юрия. Став великим князем, он сумел с помощью Орды не только расправиться с Тверью, но и присоединить к Москве Суздаль, а также часть Ростовского княжества. Иван был так же льстив и осторожен с татарами, как его отец и старший брат. Он аккуратно платил дань – «выход», причем впервые добился в Орде права собирать дань с русских земель самостоятельно, без баскаков или ростовщиков-бессерменов. Конечно, часть денег «прилипала» к рукам князя, получившего прозвище Калита (поясной кошель). Впрочем, согласно летописи, Иван часто развязывал калиту, раздавая милостыню. Он первым из великих князей Владимирских удостоился имени «князя великого всея Руси». В стенах деревянного Кремля, построенного в 1339 г. из дубовых бревен, Иван заложил несколько каменных церквей, в том числе Успенский и Архангельский соборы – самые знаменитые храмы Московской Руси.

Яркая личность князя надолго запомнилась современникам и потомкам. В легендарной истории Московского княжества Иван I Калита изображается мудрым государем, чья политика «утишения» свирепых ордынцев была так необходима истерзанной врагом и усобицами Руси. В одном из летописных восхвалений Калиты прямо сказано, что лишь благодаря ему долгожданный мир и покой надолго пришли на Русь, «бысть оттоле тишина велика 40 лет, и престаша погании воевати Русскую землю, и заклати христиан».

В сознании потомков князь предстает основателем новой династии, своеобразным московским «праотцем Адамом». С него, как изображалось на иконах, начинается династическое древо московских великих князей и царей, охраняемое особо почитаемой в Москве Богородицей. В летописной миниатюре древний художник изобразил Калиту и митрополита Петра, которые, будто заботливые садовники, взращивают за крепкими стенами Кремля и под сенью Успенского собора древо российской государственности.

Со смертью Ивана Калиты связана символическая легенда. Как-то князю привиделся странный сон: будто едет он верхом в окрестностях Москвы и вдруг видит перед собой небывало высокую белоснежную гору. На глазах Калиты снеговая шапка растаяла в воздухе, а потом исчезла и сама могучая гора. Митрополит Петр, к которому обратился обеспокоенный князь, сказал Ивану, что сон этот – пророчество о близкой их смерти: сначала умрет он, Петр (святитель носил на голове белый куколь), а потом умрет и сам Иван. Так это и случилось.

Правление Семена Гордого

Калита не надолго пережил митрополита Петра. Еще когда в 1339 г. Иван Калита добивался в Орде казни Александра Тверского, он уже знал о своей тяжкой болезни и заботился о судьбе сына и наследника Семена (Симеона). Этим объясняется его упорное желание поскорее расправиться с тверским князем Александром – опасным соперником его сына в борьбе за ярлык великого княжения. В итоге в 1340 г., после смерти отца, Семен Иванович легко стал великим князем. Он во всем следовал заветам Калиты. Как писал Н. М. Карамзин, Семен «ласкал ханов до уничижения, но строго повелевал князьями российскими и заслужил имя Гордого».

Как и отцу, Семену приходилось не раз терпеть унижения и обиды в Орде, куда он ездил шесть раз. Из 13 лет своего княжения он прожил там не один год, месяцами ожидая приема у хана. Не всегда ему везло. Так, в 1343 г. Семен заспорил с Константином Васильевичем Суздальским о княжении в Нижнем Новгороде, причем на стороне Семена выступило нижегородское боярство. Оба поехали за правдой в Орду. «И был им, – повествует летописец, – суд суров, и досталось княжение Нижегородское князю Константину, и выдали ему бояр (нижегородских). И приведены были те (бояре) в Нижний Новгород в узах, и имущество их отнял (князь Константин), а самих повелел казнить». Несмотря на эту неудачу, князь Семен правил Московским княжеством, имея в руках бесценный золотой ярлык.

Москва при Семене Гордом расширялась, в ней строились новые здания. Русские иконописцы Захарий, Иосиф и Николай расписывали Архангельский собор, а Спасский собор украшал иностранный мастер по имени Гоитан, вероятно, итальянец. В 1346 г. мастер Борис отлил пять первых московских колоколов. Впервые именно на печатях Семена появились слова «Князь великий всея Руси». Это не означало, что Русь уже объединилась вокруг Москвы. «Великими князьями» в середине XIV в. называли не только владимирских, но и многих других князей. Так, в 1341 г. кроме Владимирского и Тверского великих княжеств хан Узбек создал Нижегородско-Суздальское великое княжество, выделив его по своему хотению из великого Владимирского княжения. Хозяин этого удела Константин Васильевич (тот самый, с которым неудачно спорил перед ханом Семен) и сменивший его сын Андрей вели, подобно тверскому и московскому князьям, активную политику «собирания русских земель». Это лишний раз свидетельствует, что «московский путь» объединения Руси не являлся единственным.

Первой женой Семена Ивановича стала литовская княжна Августа (Анастасия). После ее смерти в 1345 г. великий князь женился на смоленской княжне Евпраксии, но ее якобы «испортили» на свадьбе (в летописи сказано: «Ляжет с великим князем, и она кажется ему мертвец»). После развода с ней Семен в 1347 г. обвенчался, вопреки запретам церкви, с Марией – дочерью убитого в Орде тверского князя Александра. История этого брака оказалась скандальной. Митрополит Феогност, не признавший развод Семена и возмущенный непослушанием своего духовного сына, отказался благословлять жениха и невесту и даже закрыл перед новобрачными врата церкви. Но Семен упорствовал и своего добился – ведь политически этот брак был очень важен для Москвы, он позволял Москве окончательно сломить волю тверичей.

19

ЛитРес представляет: бестселлеры месяца

  • ЖАНРЫ 252
  • АВТОРЫ 246 847
  • КНИГИ 558 359
  • СЕРИИ 20 395
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 500 417



Хронология российской истории. Россия и мирАнисимов Евгений Викторович

1325 Перенос метрополии из Владимира в Москву

Еще в 1299 г. митрополит Киевский и всея Руси Максим оставил разоренный Киев, переехал в более спокойный Владимир и тем самым перенес сюда центр русского православия. В 1305 г. на митрополичьей кафедре его сменил Петр. Новый митрополит часто и подолгу задерживался в Москве под заботливым приглядом Ивана Калиты, который уговаривал святителя поселиться в Кремле, и тот согласился. Митрополит Петр умер в 1326 г. и был объявлен первым московским святым. Для московского князя переезд митрополита стал огромной удачей – ведь так Москва стала церковным центром Руси, возрос ее авторитет. Преемником Петра стал митрополит Феогност, который окончательно перенес митрополичью кафедру в Москву.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

1325 – Переезд митрополита Петра в Москву Закладку московских соборов обычно связывают со служением в Москве митрополита Петра. Еще в 1299 г. митрополит Киевский и всея Руси Максим оставил разоренный Киев и переехал в более надежный, спокойный Владимир и тем самым

8.3.5. ПЕРЕНОС СТОЛИЦЫ РУСИ-ОРДЫ В МОСКВУ В СЕРЕДИНЕ XVI ВЕКА Согласно нашей реконструкции, Москва была основана лишь в конце XIV века на месте Куликовской битвы (происшедшей примерно в 1380 году). Но превращена в столицу Руси-Орды была при Иване «Грозном», во второй половине XVI

2.15. Переправа войск Владимира Андреевича через Москву-реку на Красном перевозе Вспомним, что по пути на Куликово поле, Дмитрий Донской и Владимир Андреевич разделились и двинулись разными дорогами. Дмитрий со своими полками пошел на Котел — то есть через московские

2.21. Засада Владимира Андреевича на Куликовом поле Московская церковь святого Владимира в садах, на холме над Кулишками Исход Куликовской битвы определил засадный полк под началом двоюродного брата Дмитрия Донского, князя ВЛАДИМИРА Андреевича. Именно его удар решил

3. Подготовительные мероприятия в метрополии и Корее В феврале 1945 года Ставка внесла изменения в организационную структуру войк. В собственно Японии вместо армий почти повсюду были созданы фронты. Силы обороны собственно Японии (о-ва Хонсю, Кюсю, Сикоку) — 1-я воздушная

1.15. Засада Владимира Андреевича на Куликовом поле Московская церковь Святого Владимира в Садах Исход Куликовской битвы решила засада, во главе которой был князь ВЛАДИМИР Андреевич с воеводой Дмитрием Боброком. Именно его удар решил судьбу сражения. Этому важному,

КОЛОНИИ И МЕТРОПОЛИИ. РЕВОЛЮЦИЯ В САН-ДОМИНГО В результате войны за Испанское наследство мадридское правительство вынуждено было предоставить Англии монопольное право ввоза в заокеанские владения иберийского королевства негров-рабов из Африки (договор о

4. Перенос Магометом своей столицы из Мекки в Медину и перенос Киблы. Андроник-Христос, Константин Великий и Магомет II завоеватель 4.1. Отъезд из Мекки = Москвы и прибытие в Медину = Царь-Град Мусульманская версия гласит, что Пророк Магомет со своими сподвижниками

12. Дух метрополии До сих пор сохраняются психологические следы того, что когда-то именно Русь-Орда была имперским центром, метрополией всей Великой = Империи. В частности, народы Российской Империи до сих пор «плохо дрессируются», в них еще жив дух прежней вольности, дух

ГЛАВА 2 ОБРАЗОВАНИЕ МЕТРОПОЛИИ ФЛИБУСТЬЕРОВ Прежде, нежели приступим к истории флибустьеров, необходимо бросить взгляд на тогдашнее состояние Сан-Доминго, потому что этот остров, еще более Тортуги, был колыбелью, а впоследствии средоточием этих пиратов, и судьбы его

23. Перенос столицы Руси-Орды в Москву в середине XVI века Согласно нашим результатам, Москву основали лишь в конце XIV века на месте Куликовской битвы 1380 года. Но Москва превращена в столицу Руси-Орды при Иване IV «Грозном», во второй половине XVI века, приблизительно в 1564 году.

2.9. Переправа войск Владимира Андреевича через Москву-реку на Красном перевозе Вспомним, что по пути на Куликово поле, Дмитрий Донской и Владимир Андреевич разделились и двинулись разными дорогами. Дмитрий со своими полками пошел на Котел — то есть через московские Котлы

2.14. Засада Владимира Андреевича на Куликовом поле Московская церковь Святого Владимира в Садах, на холме над Кулишками Исход Куликовской битвы определил засадный полк под началом двоюродного брата Дмитрия Донского, князя ВЛАДИМИРА Андреевича. Именно его удар решил

3. Подготовительные мероприятия в метрополии и Корее В феврале 1945 года Ставка внесла изменения в организационную структуру войк. В собственно Японии вместо армий почти повсюду были созданы фронты. Силы обороны собственно Японии (о-ва Хонсю, Кюсю, Сикоку) — 1-я воздушная

LiveInternetLiveInternet

-Рубрики

  • Акварель (94)
  • анимация (125)
  • архитектура (90)
  • в музее (11)
  • вера (553)
  • видео (433)
  • времена года (193)
  • вышивка (44)
  • вязание (9)
  • дети (88)
  • для детей (15)
  • Домоводство (13)
  • Другие страны (90)
  • еда (492)
  • Женские образы (139)
  • ЖЗЛ (145)
  • живопись (421)
  • животные (78)
  • забавно (69)
  • здоровье (792)
  • гимнастика (63)
  • Иконы (172)
  • Иллюстрации (44)
  • Интересное (818)
  • инфографика (32)
  • Искусство (451)
  • графика (14)
  • кино (5)
  • мода (44)
  • прикладное искусство (182)
  • театр (4)
  • История (807)
  • документы (11)
  • Коллекции (3)
  • комнатные растения (5)
  • Кулинария (986)
  • варенье,джемы (56)
  • выпечка (264)
  • заготовки (101)
  • консервирование (32)
  • русская кухня (14)
  • Культура (248)
  • русский костюм (27)
  • символы (7)
  • Литература (6)
  • любовь (20)
  • мнение (5)
  • Модерн (6)
  • Молитва (221)
  • Москва (56)
  • мудрость (174)
  • музыка (88)
  • песня (47)
  • Николай II (24)
  • Общество (70)
  • Обычаи (70)
  • ОТМА (7)
  • пейзаж (106)
  • Писатель (12)
  • полезные советы (876)
  • Политика (82)
  • портрет (37)
  • поэзия (24)
  • поэт (27)
  • Православие (623)
  • таинство (1)
  • Праздники (266)
  • природа (56)
  • притчи (16)
  • рассказ (2)
  • рецепты (1480)
  • Российская Империя (381)
  • Россия (595)
  • рукоделие (51)
  • Русский язык. (48)
  • скульптура (19)
  • Славяне (45)
  • Слайд-шоу (0)
  • старая открытка (32)
  • Старые фотографии (281)
  • лица из прошлого (97)
  • статья (1)
  • стихи (175)
  • мои стихи (5)
  • Страны мира (11)
  • судьбы (131)
  • Творчество (211)
  • ручная работа (112)
  • тесты (4)
  • Тихая Россия (45)
  • Традиции (243)
  • фарфор (7)
  • Фото (363)
  • мои фотографии (87)
  • Художники (463)
  • Цветы (68)
  • цитаты (204)
  • Юмор (4)

-Видео

Немецкий сатирик: США поддерживают кажду Смотрели: 146 (5)

-Интересы

история россии политика и вообще всё интересное различные направления изобразительного искусства театр

-Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Царство_Кулинарии Camelot_Club Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

-Статистика

Создан: 01.07.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 8023
Отчеты:
Посетители
Поисковые фразы

Святитель Петр, митрополит Московский (†1326).

Понедельник, 08 Декабря 2014 г. 01:57 + в цитатник

700 лет назад никто и подумать не мог о делении русских от Волыни до Москвы, никто не делил православных и если пытался это делать, то получал отпор сплочённого народа.

Митрополит Петр, святитель Московский, почитается как Небесный покровитель Москвы и всей земли Русской.

Святитель Петр родился около 1260 года на Волыни в благочестивой боярской семье Феодора и Евпраксии. Матери его в сонном видении перед рождением было открыто, что сын ее обретет особую благодать Божию. Ей представилось, будто держит она на руках барашка, между рогами которого растет дерево, покрытое красивой листвой, цветами и плодами. В ветвях дерева теплились многочисленные свечи и от него исходило благоухание.

В 7 лет отрока Петра отдали в учение, однако грамота не давалась ему. Повествуют, что он с малолетства был косноязычен и весьма непонятен. Родители скорбя об этом молились Богу и Господь внял их молитвам. Во сне Петру явился некий святой муж, коснулся его языка – и отверзлись уста его, а мысли озарились светом. В скором времени отрок обнаружил такие дарования, что превзошел в знании Священного Писания всех своих сверстников.

С детских лет почувствовав сильное влечение к иноческой жизни, будущий святитель в 12 лет поступает в монастырь на Волыни, где предается подвигам поста и молитвы по правилам преподобного Иоанна Лествичника. Он проявил полное послушание своему наставнику, ревностно служа братии: носил в поварню воду и дрова, мыл братии власяницы.

Прежде всех приходил он к церковной службе и уходил последним, в церкви стоял с благоговением, никогда не прислоняясь к стене. Смиренный и молчаливый, будущий святитель удостоился диаконского, а потом и пресвитерского сана.

Блаженный Петр с большим искусством писал святые иконы для братии и мирян. В Успенском соборе Московского Кремля сохранились прославленные образы святителя Петра — икона Успения Божией Матери и икона Пресвятой Богородицы, именуемая Петровской, по имени святого иконописца.

Петровская икона Божией Матери (написана святителем Петром, митрополитом Московским, в 1306-м, в бытность будущего владыки еще игуменом Ратского монастыря на Волыни). Успенский cобор Московского Кремля. Празднование 24 августа/6 сентября

Петровская икона дошла до нашего времени, и некоторые исследователи видят в ней стилистические особенности, близкие к западной готической живописи, что в принципе могло быть характерно для галицо-волынской школы как наиболее близкой к Западу и подверженной влиянию польских, чешских и немецких мастеров.

По благословению своего духовного наставника святой Петр удалился в пустынное место на берегу реки Раты (приток Буга), где построил келлию и храм в честь Преображения Господня. Отсюда и прозвание Петра – Ратский (или Ратенский, как принято его именовать на Западе Украины).

Галицко-Волынское княжество (1199-1392)

После смерти сына Владимира Мономаха Мстислава Владимировича (1132 г.) Киевская Русь разделилась на 15 княжеств и земель. Среди них крупными и влиятельными были Киевское, Черниговское, Владимиро-Суздальское, Новгородское, Смоленское, Полоцкое и Галицкое княжества. Столицей всех западнорусских земель был город Владимир (Волынский), где находился княжеский престол.

В 1199 году волынский князь Роман Мстиславич (сын Мстислава Изяславича) был приглашён на престол Галицкого княжества и объединил его со своим, в результате чего образовалось Галицко-Волынское княжество (1199 — 1392), которое стало непосредственным наследником Киевской Руси. Галицко-Волынское княжество было одним из самых больших княжеств периода политической раздробленности Руси.

Столицей Галицко-Волынского княжества стал Галич (Ивано-Франковская область, Украина).

Границы Галицко-Волынского княжества

Княжество проводило активную внешнюю политику в Восточной и Центральной Европе. Его главными соседями и конкурентами были Польское королевство, Венгерское королевство и половцы, а с середины XIII века — также Золотая Орда и Литовское княжество. Для защиты от них Галицко-Волынское княжество неоднократно подписывало соглашения с католическим Римом, Священной Римской империей и Тевтонским орденом. После того, как в 1254 году Даниил Галицкий принял титул «короля Руси» от папы римского Иннокентия IV, он и его потомки использовали королевский титул.

В 1241 году Галич был захвачен и сожжён монгольскими войсками. За период нахождения под властью Золотой Орды Галицко-Волынское княжество пришло в упадок, а во второй половине XIV века население территории на более чем 400 лет попало в полную зависимость поляков. После распада Галицко-Волынского государства в середине XIV века, Владимир (Волынский) входил сначала в состав Великого княжества Литовского, а с 1569 года — в состав Польского королевства.

Позже святитель Петр основывает здесь собственную обитель, названную Новодворской. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника. Был там и Всероссийский Митрополит Максим (1283 —1305), благословивший святого Петра, от которого принял дар — написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы.

В 1299 году митрополит Максим окончательно оставил Киев и поселился во Владимире на Клязьме. Недовольный этим великий князь Галицкий Юрий Львович захотел иметь своего собственного митрополита. С этой целью он избрал Петра и отправил его в Константинополь для посвящения; но именно в это время умер митрополит Максим (1305), и патриарх Афанасий посвятил Петра не в митрополиты Галицкие, а всея Руси.

Митрополит Петр, святитель Московский

В то же время тверской князь Михаил Ярославич, направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились.

Патриарх Константинопольский Афанасий I с Синодом возвёл на Киевскую и всея Руси митрополию Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезённые Геронтием. По возвращении на Русь в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он перенес Первосвятительскую кафедру.

Однако, здесь его ожидал весьма прохладный прием. Святой князь-мученик Михаил был, конечно же, недоволен тем, что митрополитом стал Петр, а не отправленный им на поставление Геронтий. Кроме того, в это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Митрополит Петр принял сторону последнего, вследствие чего возведено было на Святителя обвинение перед патриархом со стороны тверского епископа Андрея. Для суда над святителем Петром был созван в 1311 году собор в Переяславле, признавший обвинение Андрея клеветой. Житие святого Петра говорит о том, что он простил клеветника Андрея и оставил ему Тверскую кафедру.

Сей кроткий архипастырь умел быть и строгим. Он лишил епископского сана Исмаила Сарского, без сомнения, за важное преступление относительно Церкви или Отечества, и предал анафеме одного опасного еретика, Сеита, обличенного им в богопротивном умствовании, но не хотевшего раскаяться.

Управление его пришлось на тяжелые времена татаро-монгольского порабощения, когда нравственность в среде народной пала чрезвычайно низко. Ему приходилось ездить в Орду, чтобы умилостивлять грозного хана, примирять враждовавших князей и предотвращать братоубийственные распри. И при помощи Божией он сумел охранить Церковь и поднять нравственное состояние своего родного народа. В 1313 году, когда ханом сделался Узбек, первый из ханов принявший ислам, святитель Петр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.

Святитель Петр много ездил по Руси, окормляя духовно даже самые отдаленные епархии. В том числе бывал он и на родной Волыни. Пребывать в стольном и кафедральном Владимире Петру было не слишком уютно, опять-таки из-за враждебности к нему Михаила Тверского. Поэтому он нередко подолгу жил в Москве, которая принадлежала его митрополичьему округу, не имея своего епископа. В то время там княжил внук святого Александра Невского Иоанн Данилович (Калита) (1325—1340).

В 1325 году святитель Петр по просьбе Иоанна Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Провидя будущее значение новой столицы, святой Петр переехал в небольшую тогда еще Москву и при этом дал совет князю Ивану Калите, чтобы он построил в Москве каменный храм в честь Успения Божией Матери. “Если ты послушаешь меня, сын мой, – говорил он князю, – то и сам прославишься с родом своим более иных князей, и град твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем, и кости мои положены здесь будут“. Его предсказание в точности сбылось, но сам он до окончания постройки храма не дожил.

Кончина святителя Петра

Незадолго до кончины Святителя князь Иоанн видел сон: представилась ему высокая гора и на вершине ее снег. Но вдруг снег растаял и исчез. Князь рассказал свой сон святителю и услышал от него такое объяснение: «Гора высокая — это ты, князь, а снег — это я смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из этой жизни». Святитель собственными руками устроил для себя каменную гробницу близ жертвенника в сооружавшемся храме, а значительную часть своего состояния он завещал на его окончательную постройку.

Блаженная кончина святителя Петра последовала в ночь с 20 на 21 декабря 1326 года во время вечерней службы.

Погребение тела святителя на другой день после его смерти совершил Луцкий епископ Феодосий. Когда совершалось торжественное перенесение мощей в храм в предшествовании многочисленного духовенства и в сопровождении князя, вельмож и множества народа, один иноверец в осуждение размышлял: зачем мертвому человеку воздают такие почести — за ним идет сам князь и множество народа? Только что он это подумал, как увидел, что святой Петр сидит на одре, на котором его несли, и на обе стороны благословляет народ. Об этом видении сам иноверец после засвидетельствовал с клятвой.

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти.

Почитание

Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле.

Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители. О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра.

Успенский собор Московского Кремля

Мощи святителя Петра

В 1472 году древний Успенский собор, к тому времени обветшавший, стали перестраивать. В присутствии митрополита Московского Филиппа I (1464-1473) разобрали надгробие святителя и увидели нетленные мощи, лежавшие открыто и сиявшие небесной славой. Оказалось, что в 1382 году во время пожара при нападении на Москву полчищ хана Тохтамыша, огонь проник в гробницу и уничтожил гроб святого. Тело же осталось невредимым. Честные мощи святителя Петра были переложены в новую каменную гробницу. Тогда же Собор епископов установил праздник перенесению мощей святителя Петра 1 июля.

Через два года строившийся храм обрушился. Мощи святителя были засыпаны, но не повредились. Великий князь Московский Иоанн III вызвал из Италии выдающегося зодчего Аристотеля Фиораванти, под руководством которого 17 апреля 1475 года был заложен новый Успенский собор. 12 августа 1479 года новый Успенский собор был освящен. 24 августа честные мощи святителя Петра были торжественно перенесены в новый собор и поставлены на прежнем месте. В этот день было установлено празднование в честь перенесения мощей святителя Петра, Московского и всея России чудотворца (прежнее празднование 1 июля было отменено).

Патриаршее служение в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Петра, митрополита Московского

Известно также празднование проявления мощей святителя Петра (4 августа) по случаю явления супруге Иоанна Грозного (1533-1584) царице Анастасии (1547-1560). Святитель Пётр явился царице Анастасии и не разрешил никому раскрывать свой гроб. Он повелел запечатать гроб печатью и установить праздник.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Тропарь, глас 4:
Яже прежде безплодная земле, ныне веселися: се бо Христос светильника в тебе показа, яве сияюща в мире, и исцелевающа недуги и болезни наша. Его ради ликуй и веселися со дерзновением: святитель бо есть Вышняго сия соделоваяй.

Другой тропарь, глас 8:
Ликуй светло благославнейший граде Москва, имеяй в себе архиерея Петра яко зарю солнца, всю Россию чудодеянии озаряюща: той бо немощи врачует, и недуги яко тьму прогонит от вопиющих ему: радуйся иерарше Бога Вышняго, тобою сия пастве твоей соделовающаго.

Кондак, глас 8:
Взбранному и дивному нашея земли чудотворцу, днесь любовию к тебе притекаем, песнь богоносе плетуще: яко имея дерзновение ко Господу, многообразных избави нас обстояний, да зовем ти: радуйся утверждение граду нашему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *