Первородный грех

Грехи в православии. Что такое грех в православии? Перечень грехов

Автор Наталья Рябицкая April 28, 2015

  • Поделиться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать

Современный человек, часто используя в своём лексиконе слово «грех», не всегда до конца понимает его толкование. В результате термин употребляется не по назначению, постепенно лишаясь своего истинного содержания. В наши дни грех воспринимается как что-то запретное, но одновременно привлекательное. Совершив его, люди кичатся, гордясь своим поступком в стиле «плохого мальчика», обретая с его помощью популярность и скандальную репутацию. Такие индивиды не осознают: на самом деле даже малейшие грехи в православии – то, за что каждый из нас понесёт тяжёлое и вечное наказание после смерти.

Что такое грех?

Религия по-разному его трактует. Обычно считается, что грехи в православии – это состояния души человека, диаметрально противоположные морали и чести. Совершая их, он идёт вразрез со своей истинной природой. Известный богослов Иоанн Дамаскин, живший в VII веке в Сирии, например, писал, что грех – всегда добровольное отступление от духовных правил. То есть заставить человека сделать что-то безнравственное практически невозможно. Да, конечно, ему можно пригрозить оружием или расправой над близкими. Но Библия гласит, что даже перед лицом реальной опасности он всегда имеет право выбора. Грех – это рана, которую верующий наносит собственной душе.

По мнению другого богослова, Алексея Осипова, любой проступок – следствие грехопадения человечества. Однако в отличие от первородной нечестивости, в современном мире мы несём за свои ошибки полную ответственность. Каждый индивид обязан бороться с тягой к запретному, преодолевать её всеми способами, самый лучший из которых, как утверждает православие, – исповедь. Перечень грехов, их аморальное наполнение и расплата за содеянное – об этом обязаны рассказывать преподаватели ещё в начальных классах на уроках богословия, чтобы дети с малых лет понимали суть этого зла и знали, как с ним бороться. Кроме искренней исповеди, ещё одним способом искупить собственную безнравственность является искреннее покаяние, молитва и полное изменение способа жизни. Церковь считает, что без помощи священников не всегда удаётся победить греховность, поэтому человек должен регулярно посещать храм и общаться со своим духовным наставником.

Смертные грехи

Это наиболее тяжёлые пороки человека, искупить которые можно только с помощью покаяния. Причём делать это нужно исключительно от чистого сердца: если индивид сомневается, что сумеет жить в соответствии с новыми духовными правилами, то лучше отложить этот процесс до того момента, когда душа будет полностью готова. В другом случае исповедь считается лукавой, а за ложь можно понести ещё большее наказание. Библия утверждает, что за смертные грехи душа лишается возможности попасть в рай. Если они очень тяжёлые и страшные, то единственное место, которое «светит» человеку после смерти, – ад с его кромешной тьмой, раскалёнными сковородами, бурлящими огненными котлами и прочей чертовской атрибутикой. Если же проступки одиночные и сопровождаются раскаянием, душа отправляется в чистилище, где получает шанс очиститься и воссоединиться с Богом.

Сколько же особо тяжёлых проступков предусматривает религия? Известно, что анализируя смертные грехи, список православие даёт всегда разный. В различных вариантах Евангелия можно найти перечень из 7, 8 или 10 пунктов. Но традиционно принято считать, что их всего семь:

  1. Гордыня – презрение ближнего. Ведёт к омрачению ума и сердца, отрицанию Бога и потери к нему любви.
  2. Алчность или сребролюбие. Это желание нажить богатство любым способом, что порождает воровство и жестокость.
  3. Блуд – само прелюбодеяние или мысли о нём.
  4. Зависть – стремление к роскоши. Приводит к лицемерию и унижению ближнего.
  5. Чревоугодие. Показывает излишнюю любовь к самому себе.
  6. Гнев – мысли о мести, злость и агрессия, что могут привести к убийству.
  7. Лень, порождающая уныние, печаль, скорбь и ропот.

Это основные смертные грехи. Список православие никогда не видоизменяет, так как считает, что большего зла, чем вышеописанные пороки, не существует. Ведь они являются отправной точкой для всех других грехов, включая убийство, рукоприкладство, кражу и так далее.

Гордыня

Это слишком завышенная самооценка человека. Он начинает считать себя самым лучшим и достойным. Понятно, что развивать в себе индивидуальность, необычные способности и гениальные таланты необходимо. Но вознесение своего «я» на неоправданный пьедестал почёта – самая настоящая гордыня. Грех приводит к неадекватной оценке самого себя и совершению других роковых ошибок в жизни.

От обыкновенной гордости она отличается тем, что человек начинает кичиться своими качествами перед самим Богом. В нём вырабатывается уверенность, что он сам способен достигнуть высот без помощи Всевышнего, а его таланты являются не подарком Небес, а исключительно личными заслугами. Индивид становится высокомерным, неблагодарным, самонадеянным, невнимательным к другим.

Во многих религиях грех считают матерью всех остальных пороков. И это действительно так. Человек, поражённый этим духовным недугом, начинает обожать себя любимого, отсюда следует лень и обжорство. Кроме того, он презирает всех окружающих, что неизменно приводит его к гневу и алчности. Почему возникает гордыня? Грех, утверждает православие, становится следствием неправильного воспитания и ограничения развития. Избавить человека от порока тяжело. Обычно высшие силы дают ему испытание в виде бедности или физического увечья, после которого он либо становится ещё более злым и гордым, либо очищается полностью от нечестивого состояния души.

Алчность

Второй по тяжести грех. Тщеславие – порождение алчности и гордыни, их общий плод. Поэтому эти два порока – фундамент, на котором растёт целый букет аморальных качеств характера. Что касается алчности, то она проявляется в виде неукротимого желания получать много денег. Люди, которых она коснулась своей ледяной рукой, перестают тратить свои финансы даже на необходимое, они копят богатство вопреки здравому смыслу. Кроме способа заработать, такие индивиды больше ни о чём не думают. Именно из семян алчности пускают ростки такие пороки человеческой души, как жадность, корысть и зависть. Они причина того, что вся история человечества залита кровью невинных жертв.

В наше время алчность продолжает занимать лидирующие позиции в греховной иерархии. Популярность кредитов, финансовых пирамид и бизнес-тренингов подтверждает тот печальный факт, что смысл жизни многих людей – обогащение и роскошь. Алчность – схождение с ума по деньгам. Как и любое другое помешательство, она разрушительна для личности: лучшие годы жизни индивид тратит не на поиски самого себя, а на бесконечное накопление и приумножение капитала. Часто он решается на преступление: воровство, мошенничество, коррупцию. Чтобы побороть алчность, человеку нужно понять, что истинное счастье находится внутри него, и оно не зависит от материального достатка. Противовесом является щедрость: отдавайте часть заработанного нуждающимся. Только так можно воспитать в себе умение делиться благами с другими людьми.

Зависть

Рассматривая 7 смертных грехов, православие называет этот порок одним из самых страшных. На почве зависти совершается большинство преступлений в мире: люди грабят соседей только потому, что они богаче, убивают знакомых, находящихся у власти, строят козни против друзей, злясь на их популярность у противоположного пола… Перечислять можно бесконечно. Даже если зависть не становится толчком к проступку, она неизменно спровоцирует разрушение личности человека. Например, индивид преждевременно загонит себя в могилу, терзая душу искривлённым восприятием действительности и негативными эмоциями.

Многие успокаивают себя, что их зависть – белая. Мол, они по-хорошему оценивают достижения близкого человека, что становится для них стимулом для личностного роста. Но если посмотреть правде в глаза, как ни раскрашивай этот порок, он всё равно будет аморальным. Чёрная, белая или разноцветная зависть – грех, потому что предусматривает ваше стремление провести финансовую инспекцию в чужом кармане. А иногда и присвоить то, что вам не принадлежит. Чтобы избавиться от этого неприятного и пожирающего духовность чувства, необходимо осознать: чужие блага всегда лишние. Вы – вполне самодостаточный и сильный человек, поэтому можете найти и своё место под солнцем.

Чревоугодие

Слово старинное и красивое. А ещё прямо указывает на суть проблемы. Чревоугодие – прислуживание своему телу, поклонение земным желаниям и страстям. Только подумайте, как отвратительно выглядит человек, в жизни которого главное место занимает первобытный инстинкт: насыщение организма. Слова «живот» и «животное» – родственные и похожие по звучанию. Они произошли от старославянского исходника живъ – «живой». Безусловно, чтобы существовать, индивид должен питаться. Но при этом следует помнить: мы едим, чтобы жить, а не наоборот.

Обжорство, жадность по отношению к еде, пресыщение, употребление большого количества продуктов – всё это и есть чревоугодие. Грех этот большинство людей не воспринимают всерьёз, считая, что любовь к вкусностям является их небольшой слабостью. Но стоит только посмотреть в более глобальных масштабах, как порок становится зловещим: миллионы людей на Земле умирают от голода, в то время как кто-то без стыда и совести до тошноты набивает своё брюхо. Побороть чревоугодие часто бывает непросто. Понадобится железная сила воли, чтобы придушить внутри себя низменные инстинкты и ограничить себя в еде до необходимого минимума. Строгий пост и отказ от любимых лакомств помогают справиться с чревоугодием.

Блуд

Грехи в православии – это низменные желания слабовольного человека. Проявление половой активности, что осуществляется не в благословенном церковью браке, считается блудом. Сюда можно отнести также измены, различного рода интимные извращения и беспорядочные связи. Самое главное – это только физическая оболочка того, что на самом деле гложет мозг. Ведь именно серое вещество, его воображение и способность к фантазиям посылают импульсы, толкающие человека на аморальный поступок. Поэтому в православии блудом считается также просмотр порнографических материалов, слушание похабных анекдотов, непристойные замечания и мысли – одним словом, всё, из чего рождается сам телесный грех.

Многие часто путают блуд с похотью, считая их одним и тем же понятием. Но это немного разные термины. Похоть может проявляться и в законном браке, когда муж по праву желает свою жену. И это не считается грехом, наоборот, поощряется церковью, которая считает подобную связь необходимой для продолжения рода человеческого. Блуд же – это неизменное отступление от проповедуемых религией правил. Когда говорят о нём, часто употребляют выражение «содомский грех». В православии под этим термином подразумевается противоестественное притяжение к лицам одного пола. Часто избавиться от порока невозможно без помощи опытных психологов, а также в силу отсутствия сильного внутреннего стержня внутри человека.

Гнев

Казалось бы, такое естественное состояние человека… Мы злимся или негодуем по разным причинам, но церковь это осуждает. Если посмотреть на 10 грехов в православии, этот порок выглядит не таким уж и страшным проступком. Тем более что в Библии даже часто употребляется такое понятие, как праведный гнев – подаренная Богом энергия, нацеленная на решение проблем. Как пример можно привести конфронтацию Павла и Петра. Последний, кстати, привёл неправильный пример: злое сетование Давида, услышавшего от пророка о несправедливости, и даже негодование Иисуса, узнавшего об осквернении храма. Но обратите внимание: ни один из упомянутых эпизодов не относится к самозащите, наоборот, все они подразумевают охрану других людей, общества, религии, принципов.

Гнев становится грехом только тогда, когда он преследует эгоистичные мотивы. В этом случае искажаются Божественные цели. Также он осуждается, когда является затяжным, так называемым хроническим. Вместо того чтобы генерировать негодование в энергию, мы начинаем наслаждаться им, позволяем злости подчинить нас себе. Конечно, в этом случае забывается самое важное – цель, которой нужно достичь с помощью гнева. Вместо этого мы концентрируемся на человеке и на неудержимой агрессии к нему. Чтобы справиться с ней, нужно в любом случае отвечать добром на любое зло. Это ключ к превращению гнева в истинную любовь.

Лень

Этому пороку в Библии посвящена не одна страница. Мудростью и предупреждениями наполнены притчи, говорящие о том, что праздность способна погубить любого индивида. В жизни верующего человека не должно быть места безделью, ведь оно нарушает Божью цель – добрые дела. Лень – это грех, потому что неработающий человек не способен обеспечить свою семью, поддерживать слабых, помогать неимущим. Вместо этого труд – инструмент, с помощью которого можно приблизиться к Богу, очистить душу. Главное – работать на благо не только себе, а и всем людям, обществу, государству и церкви.

Лень способна превратить полноценную личность в ограниченное животное. Валяясь на диване и живя за счёт других, человек становится язвой на теле, сосущим кровь и жизненные силы существом. Чтобы освободиться от лени, нужно осознать: без труда ты слабак, всеобщее посмешище, существо низкого ранга, не личность. Безусловно, речь не идёт о тех людях, которые в силу определённых обстоятельств не могут полноценно трудиться. Имеются в виду полные сил, физически здоровые индивиды, которые имеют все возможности принести пользу обществу, но игнорируют их из-за болезненной склонности к праздности.

Другие страшные грехи в православии

Они разделены на две большие группы: пороки, приносящие вред ближнему, и те, которые направлены против Бога. К первой относятся такие злодеяния, как убийство, побои, клевета, унижение. Библия учит нас любить ближнего, как самого себя, а также прощать виновных, почитать старших, оберегать младших, помогать нуждающимся. Всегда выполняйте в срок обещания, цените чужой труд, воспитывайте детей согласно канонам христианской веры, оберегайте растения и животных, не осуждайте за ошибки, забудьте о лицемерии, злословии, ревности и насмешках.

Грехи в православии против Бога подразумевают неисполнение воли Господа, игнорирование заповедей, отсутствие благодарности, суеверие, обращение за помощью к магам и гадалкам. Старайтесь не произносить имя Господа без необходимости, не хулите и не ропщите, учитесь не грешить. Вместо этого читайте Святое Писание, посещайте храм, искренне молитесь, духовно обогащайтесь и почитайте все церковные праздники.

Значение слова &laquoпервородный»

  • ПЕРВОРО́ДНЫЙ, -ая, -ое.

    1. Устар. Родившийся первым, прежде всех других детей.

    2. Возникший прежде других. каким-то первородным инстинктом тянутся к ратным подвигам. Лазутин, Суд идет. || Сохранивший свое естественное состояние; нетронутый. Бабочки, выводящиеся дома, — сохраняют всю первородную яркость и свежесть своих красок. С. Аксаков, Собирание бабочек. Исполненный чудесного и многоголосого звучания лес жил могущественной первородною жизнью. Шолохов, Тихий Дон.

    Первородный грех — изначальная, главнейшая ошибка в чем-л. (первоначально: грехопадение Адама и Евы в библейском сказании).

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • ПЕРВОРО’ДНЫЙ, ая, ое (книжн. устар.). 1. Родившийся первым, прежде всех других детей. П. сын. 2. Являющийся первым источником чего-н., происшедший прежде других. П. грех (то же, что грехопадение; церк.). ◊

    Первородный кал (спец.) — выделение кишечника новорожденного ребенка в первые дни его жизни.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: успокоить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное Положительное Отрицательное Не знаю

Ассоциации к слову «первородный»

  • грех
  • (ещё…)

Синонимы к слову «первородный»:

безгрешный непорочный первозданный первобытный невинный … (все синонимы к слову ПЕРВОРОДНЫЙ)

Предложения со словом «первородный»:

  • Последнюю можно трактовать как первородный грех, как «отягощенность злом», а можно — и как принципиальную информационную недостаточность.
  • По смерти императора ему наследует первородный сын.
  • Так почему бы не направить эту первородную энергию на благо своего дома?
  • (все предложения)

Что (кто) бывает «первородным»:

грех хаос сын ужас страх … (все определения)

Цитаты со словом «первородный»:

  • Образование может превратить дурака в ученого, но оно никогда не изгладит первородного отпечатка.
  • Философия может существовать лишь в том случае, если признается философская интуиция. И всякий значительный и подлинный философ имеет свою первородную интуицию. Этой интуиции не могут заменить ни догматы религии, ни истины науки.
  • «Совесть наша засорена и замутнена не только потому, что существует первородный грех, но и потому, что мы принадлежим к разнообразным социальным образованиям, которые для целей своего самосохранения считают ложь более полезной, чем правду.»
  • (все цитаты)

Ева

Имя:Ева ( Eve ) Страна: Эдем Создатель: Ветхий Завет Деятельность: первая женщина, праматерь всех людей Семейное положение: замужем за Адам

Ева: история персонажа

Праматерь всех людей и супруга Адама, сотворенная Богом из ребра первого мужчины. Мать Каина, Авеля и Сифа — первых людей, рожденных за пределами Эдемского сада. Соблазненная змеем, дала мужу Адаму попробовать запретный плод с Древа познания Добра и Зла, что в христианской мифологии стало причиной грехопадения первых людей.

Сотворение человека

Бог создал первых людей, Адама и Еву, по собственному образу и подобию. Предполагалось, что прародители человечества станут властвовать над всем, что ни есть на земле живого. Первым Бог «из праха земного» изготовил Адама и вдохнул в того жизнь через ноздри. Затем Бог Адама усыпил и взял у него ребро, и из этого материала создал Еву — первую женщину.

Адам и Ева с Богом

Ева стала женой Адама. Оба жили в Эдемском саду, ходили «наги и не стыдились». «Каноническая» история Адама и Евы содержится в книге Бытия. Однако есть и апокрифы, согласно которым Ева — не второй человек, созданный после Адама, а третий, потому что второй стала Лилит, первая «неудачная» жена Адама, которую Бог создал до Евы. Об этом рассказывается в книге Зогар.

Лилит можно назвать первой в мифологической истории феминисткой, подавшей голос в пользу равноправия мужчин и женщин. Лилит отказалась подчиняться Адаму, заявив, что Бог сотворил женщину равной тому. Лилит улетела от Адама, произнеся тайное имя Бога, и Адам пошел к Богу жаловаться.

Адам, Литит и Ева

Вслед за беглянкой послали трех ангелов, которые настигли Лилит у Красного моря. Женщина отказалась возвращаться к супругу и понесла наказание. Лилит превратилась в злого демона, который убивает младенцев, а по версии каббалы — в дьяволицу, которая приходит к молодым холостякам во сне и соблазняет тех.

Созданная из ребра Ева уже не считала себя равной мужу, но тоже принесла тому неприятности.

Первородный грех

Создавая Эдемский сад, Бог «включил в проект» два особенных дерева — Древо познания Добра и Зла и Дерево Жизни. Плоды со второго даровали вечную жизнь, а плоды с первого Господь запретил пробовать. Наказанием тем, кто преступит запрет, станет смерть. Остальная флора в Эдеме была в полном распоряжении Адама и Евы.

Эдемский сад

Первое время люди соблюдали господень запрет, пока к Еве не обратился змей, бывший «хитрее всех зверей полевых». Змей стал уламывать Еву отведать запретного плода. Сначала Ева отказывалась слушаться змея и говорила, что Бог запретил приближаться к тому дереву и пробовать плоды с него под угрозой смерти.

Змей убеждал Еву, что смерть им не грозит, напротив – съевши плод, люди сами станут как боги. Увлеченная речами дьявольской рептилии, Ева попробовала плод, который в массовой культуре принято считать яблоком. На самом деле вид плода в Библии не уточняется и на счет того, что конкретно съела Ева, есть разные мнения — от фиги или инжира в версии иудеев до персика в версии армян.

Ева и Змей-искуситель

Попробовав плод, Ева накормила тем и мужа. Отведав запретного плода, Адам и Ева неожиданно заметили, что оба обнажены, смутились и попытались спрятаться от Бога. Господь наказал каждого участника событий. Змея проклял, чтобы тот вечно ползал на брюхе и питался прахом. А совершивших первородный грех Адама и Еву изгнал из Эдема.

За пределами райского сада мужчине пришлось всю жизнь трудиться в поте лица и возделывать землю, а Ева была обречена подчиняться мужу и «в болезни рождать детей». Люди утратили бессмертие, которое было им свойственно в саду Эдема, и после смерти обречены были вернуться в прах — в землю. Чтобы люди не пробрались обратно в Эдем и не вкусили там плодов Дерева жизни, которые дают бессмертие, Господь поставил на входе херувима — многокрылого ангела с огненным мечом.

Адам и Ева изгоняются из Рая

После изгнания из рая люди начали плодиться и размножаться. Ева родила первого сына — Каина, а за ним второго — Авеля. Третий сын, Сиф, родился у Евы, когда той было уже 130 лет. Из рода этого Сифа произошел Ной — ветхозаветный патриарх, который спасся в ковчеге во время Всемирного потопа вместе с небольшой группой избранных праведников. Потомки других сыновей Евы — Каина и Авеля — погибли во время потопа. Таким образом, Сиф считается родоначальником современного человечества.

Экранизации

В 11 эпизоде первого сезона сериала «Секретные материалы» имя Евы носят женщины и девочки-клоны, искусственно созданные в ходе генетического эксперимента. Эти усовершенствованные в лаборатории детки должны были стать суперсолдатами. Но что-то пошло не так, и подопытные Евы начали в подростковом возрасте слетать с катушек, превращаясь в убийц-психопаток.

Ариан Райнхарт в роли Евы

В 2014 году вышел библейский эпический фильме «Ной», где образ Евы воплотила актриса Ариан Райнхарт.

В сериале «Сверхъестественное» Ева — праматерь монстров, могущественное существо, которое появилось задолго до ангелов и людей. Обитала в Чистилище, пока не вырвалась оттуда на Землю, где облике смертной женщины собирает собственную армию, чтобы противостоять ангелам, демонам и вообще всем.

Тильда Суинтон в роли Евы

В 2013 году вышел фильм Джима Джармуша «Выживут только любовники», где речь идет о паре вампиров — андеграундном музыканте (Том Хиддлстон), который живет в полузаброшенном Детройте и подумывает о самоубийстве, и его стильной жене (Тильда Суинтон), которая любит поэзию и поболтать по вечерам с современником Шекспира английским поэтом Кристофером Марло в теплом марокканском городе Танжере. Оба вампира названы именами библейских прародителей — Адам и Ева.

Интересные факты

  • Образы Адама и Евы многократно обыгрывались в искусстве. Знамениты на весь мир изображения прародителей человечества на диптихе немецкого художника Альбрехта Дюрера и на створках Гентского алтаря братьев ван Эйков. Иероним Босх изобразил Адама и Еву на левой створке знаменитого триптиха «Сад земных наслаждений», где показаны последние три дня творения мира.

Адам и Ева на створках Гентского алтаря

  • Молекулярные биологи окрестили «митохондриальной Евой» женщину, которая стала последним общим предком по материнской линии для всех живущих сейчас людей и жила примерно две сотни тысяч лет назад. Митохондриальная ДНК этой гипотетически существовавшей дамы есть у всех человеческих женщин, но это не значит, что та была единственной «праматерью» человечества, как библейская Ева. В одно время с так называемой «митохондриальной Евой» жили и другие женщины, и тоже вносили в генофонд человечества собственный вклад. Этому открытию посвящен двухсерийный фильм «Discovery» «Настоящая Ева».

  • В Петергофе есть парные фонтаны «Адам» и «Ева», изваянные итальянцем Джованни Бонацца по заказу русского дипломата Рагузинского во времена Петра I. За три века существования фонтаны не менялись и сохранили изначальный вид.
  • В авраамических религиозных традициях считается, что у ветхозаветных персонажей есть вполне реальные места погребения. Прародительница Ева, согласно иудаизму, погребена в пещере Патриархов, она же пещера Махпела, в древней части города Хеврон на берегу реки Иордан. Вместе с Евой там покоятся Сарра, жена Авраама, Ревекка, жена Исаака, и Лия, супруга Иакова. А по исламской версии могила Евы находится в городе Джидда в Саудовской Аравии, где есть место под названием Гробница Хаввы, или Мукбарат умна Хавва.

Фонтаны «Адам» и «Ева» в Петергофе

  • В мусульманской традиции Ева именуется Хаввой. В Коране о супруге Адама ничего не сказано, та только упоминается, без подробностей. Зато подробности присутствуют в хадисах, или преданиях, которые рассказывают о жизни пророка Мухаммеда. В этой версии Господь услал Адама и Хавву в различные части света: мужчина после грехопадения оказался в Индии, а женщина — на Аравийском полуострове. Считается, что Хавва рожала не три раза, а двадцать, причем каждый раз — близнецов. Последним Хавва родила одного сына. Всего у Хаввы по исламской версии родилось 39 детей.
  • Именем Евы назван астероид 164, обнаруженный в 1876 году.

Цитаты

«И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих». — Быт.3:20 «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». — Быт.3:1-6 «Наш Сад есть единое Древо,
С многолиственным сонмом ветвей.
Его насадила лучистая Ева,
В веках и веках непорочная Дева…» Константин Бальмонт, «Древо», 1909

Ева: новости о персонаже

Стали известны подробности выступления Самойловой на «Евровидении» 10 мая 2018 г. Режиссер номера Юлии Самойловой – Алексей Голубев – сообщил, что номер, с которым россиянка выступит во втором полуфи…

Грех первородный

Главная » Алфавитный раздел » Г » Грех первородный

(28 голосов: 4.46 из 5)

  • О наследовании первородного греха митр. Кирилл (Гундяев)
  • В чем согрешили Адам и Ева диакон Андрей
  • О первородном грехе преп. Иустин (Попович)
  • О происхождении человека, первородном грехе и искусственном зарождении П.В. Добросельский
  • Действительность первородного греха, его всеобщность и способ распространения митр. Макарий (Булгаков)
  • Первородный грех протопр. Михаил (Помазанский)
  • Первородный грех о. Даниил Сысоев
  • Первородный грех прот. Ливерий Воронов
  • Первородный грех архим. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов)
  • Грех Адамов архим. Лазарь (Абашидзе)
  • Первородный грех и его последствия

Грех перворо́дный – 1) то, же, что грех прародительский: нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Бога о верности Ему (Быт.3), повлекшее ниспадение их из состояния богоподобия, бессмертия и богообщения в чувственность, тленность и рабство греху; 2) греховная порча поразившая человеческое естество вследствие грехопадения прародителей, выражаемая в том, что все их потомки (исключение — Господь Иисус Христос) рождаются поврежденными по душе и по телу, со склонностью ко злу; передаётся преемственно, наследственным путём.

По отношению к потомкам Адама и Евы, т.е. всему человечеству, первородный (прародительский) грех можно более точно именовать последствиями первородного греха. Таким образом под первородным грехом понимается и сам проступок прародителей, и его последствия.

Освобождение от власти первородного греха (некрещеный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещенный, хотя и может грешить, но властен и не грешить) происходит в Таинстве Крещения – духовном рождении.

Грехопадение первых людей привело к потере человеком первозданного блаженного состояния пребывания с Богом, отпадению от Бога и ниспадению в нижеестественное греховное состояние.

Слово падение означает утрату некой высоты, потерю возвышенного состояния. Для человека таким возвышенным состоянием является жизнь в Боге. Таким возвышенным состоянием человек обладал до грехопадения в раю. Он пребывал в состоянии блаженного благобытия по причине сопричастия высшему Благу – всеблаженному Богу. Блаженство человека было связано с присутствующей в нем от самого сотворения благодатью Святого Духа. От самого создания в нем присутствовала благодать так, что он не знал опыта безблагодатного состояния. «Как в пророках действовал Дух и научал их, и внутри их был, и являлся им совне: так и в Адаме Дух, когда хотел, пребывал с ним, учил и внушал…» (св. Макарий Египетский). «Адам, отец вселенной, в раю знал сладость любви Божией, – говорит св. Силуан Афонский. – Дух Святой есть любовь и сладость души, ума и тела. И кто познал Бога Духом Святым, те ненасытно день и ночь рвутся к живому Богу».

Для сохранения и развития этого блаженного благодатного состояния первому человеку в раю была дана единственная заповедь невкушения плодов запрещенного древа. Исполнение этой заповеди было тем упражнением, через которое человек мог научиться послушанию Богу, то есть согласованию своей воли и воли своего Создателя. Чрез сохранение этой заповеди человек мог приумножить благодатные дары и достигнуть высшего благодатного дара – обожения. Но, будучи наделен свободной волей, он мог и отпасть от пребывания с Богом, лишиться Божественной благодати.

Падение человека произошло в области воли или произволения. Адам мог и не грешить. Прародитель человечества имел самовластие. Оно выражалось в том, что он мог «иметь ум свой всегда возвышенным и прилепляемым к единому Господу Богу» (св. Симеон Богослов). Подобно Всесвятому Богу, он мог стать совершенно неудобопреклонным ко злу. Встав на путь преслушания заповеди, Адам изменил своему предназначению – отпал от блаженного единения с Богом, лишился обитающей в нем Божественной благодати.

Следствием отпадения от Бога стала смерть. Насколько человек удалился от Бога, настолько он приблизился к смерти. Прародители человечества сами уготовили смерть себе и всему человеческому роду, ибо Бог есть подлинный Источник всякой жизни и удаляющиеся от Него погибнут (Пс. 72:27). Пребывая в Боге, Адам, по слову св. Иоанна Дамаскина, имел в себе Жизнь, сверхъестественно животворившую его смертную природу. Когда же он отступил от единения с Жизнью, то есть с Богом, он перешел из сверхъестественной нетленности к распаду и тленности. Смерти телесной предшествовала смерть душевная, ибо настоящая смерть наступает тогда, когда душа человеческая разъединяется с Божественной благодатью (св. Григорий Палама). Удалившись от Бога, Адам вкусил, прежде всего, душевную смерть, ибо «как тело умирает, когда отделяется от него душа, так и когда от души отделяется Дух Святой, душа умирает» (св. Иоанн Дамаскин). Душа прежде умерла, потому что отошла от нее Божественная благодать, говорит св. Симеон Новый Богослов. Безблагодатное состояние души повлекло за собой смерть тела.

После спасения рода человеческого Иисусом Христом человеку открывается возможность вернуть потерянную благодать, вновь исполниться Святого Духа, воскреснуть душою к блаженной духовной жизни. Такое возвращение связано с духовной борьбой с грехом. Оно требует подвига в ответ на который Бог снова вселяется в человека Своей благодатью.

См. БЛАГОДАТЬ, ОБОЖЕНИЕ, ГРЕХ, ПОДВИЖНИЧЕСТВО, СПАСЕНИЕ

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 мая 2018; проверки требуют 7 правок.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011 года.
На странице обсуждения должны быть подробности.
Христианство
Библия
Троица
История христианства
Христианское богословие
Христианское богослужение
Направления в христианстве
Критика христианства
Портал:Христианство

Перворо́дный (прародительский) грех — христианский богословский термин, означающий первый грех, совершенный в Эдеме прародителями Адамом и Евой. В формальном понимании грех заключается в ослушании Божьей воли, нарушении запрета «от дерева познания добра и зла не ешь от него» (Быт. 2:17).

Адам и Ева, искушаемые дьяволом, вкусили от запретного плода по своей воле. Последствиями нарушения запрета стали поврежденность природы человека, изгнание из рая, утрата доступа к дереву жизни и смерть.

Происхождение термина

Адам и Ева (фреска собора святой Софии в Новгороде)

Концепция «первородного греха» есть только в христианстве: ни в иудаизме, ни в исламе её нет.

Термин «первородный грех» (лат. peccatum originale или vitium originis) был предложен Блаженным Августином (354—430) в 396 году в трактате «О различных вопросах к Симплициану» и к настоящему времени повсеместно принят христианством.

В православном богословии термин «первородный грех» стал закрепляться лишь с середины XVII века, после того как был использован в «Малом катехизисе патриарха Иосифа», 1649 года. Определение этого понятия, данное в «Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере», 1723 года:

Веруем, что первый человек пал в раю и что отсюда распространился прародительский грех преемственно на все потомство так, что нет ни одного из рождённых по плоти, кто бы свободен был от того бремени и не ощущал следствия падения в настоящей жизни. А бременем и следствием падения мы называем не самый грех, как то: нечестие, богохульство, убийство, ненависть и все прочее, что происходит от злого человеческого сердца, в противность воле Божией, а не от природы, но удобопреклонность ко греху и те бедствия, которыми Божественное правосудие наказало человека за его преслушание, как то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле, странствования, и напоследок телесная смерть.

Сейчас, как правило, богословы употребляют словосочетание «первородный грех» в двух значениях: во-первых, как само нарушение заповеди в Эдеме и, во-вторых, как поврежденное злом греховное состояние человеческого естества вследствие этого нарушения. Так, архиепископ Макарий (Булгаков) приводит следующее определение:

В своём учении о первородном грехе православная Церковь различает, во-первых, самый грех и, во-вторых, его последствия в нас. Под именем первородного греха она разумеет собственно то преступление заповеди Божией …, которое совершено нашими праотцами в раю и от них перешло на всех нас. «Первородный грех, – читаем в православном Исповедании кафолической и апостольской Церкви восточной, – есть преступление закона Божия, данного в раю прародителю Адаму. Сей прародительский грех перешёл от Адама на всё человеческое естество, поскольку все мы тогда находились в Адаме, и таким образом через одного Адама грех распространился на всех нас» (ч. III, отв. на вопр. 20). … Короче: под именем прародительского греха в самих прародителях разумеется и грех их, и вместе то греховное состояние их природы, в которое вошли они чрез этот грех; а в нас, их потомках, разумеется собственно одно греховное состояние нашей природы …. Впрочем, иногда первородный грех принимается и в смысле обширном …. И именно под именем первородного греха разумеется как сам грех, так и его последствия в нас: повреждённость всех наших сил, преклонность наша ко злу более, нежели к добру и прочие».

Помимо этого:

  • некоторые богословы склонны отождествлять Первородный грех с семенем тления (семенем тли), в то время, как Христос дарует всем людям семя жизни (притча о сеятеле).

Толкования первородного греха

В этой статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке.

Суть первородного греха заключается в ослушании Божьей воли и только.

Смысл запрета на плоды Древа познания и прост, и парадоксален. Пребывая в Раю, окруженные любовью Бога и изобилием, Адам и Ева могли единственным образом утверждать свою любовь к Богу: следовать единственному наложенному на них запрету.

Не ведая Зла, они могли узнать о зле единственным образом: нарушив запрет.

Догмат о первородном грехе может ставить ряд вопросов: во-первых, почему новорожденные уже оказываются виноватыми в том, чего не совершали, и, во-вторых, почему греховность имеет свойство наследоваться?

У святых отцов Церкви само слово «вина» (как и «грех») трактуется несколько шире обычного современного понимания. В эпоху гуманизма вина и грех стали пониматься чересчур экзистенциально, слишком субъективно, как будто бы люди произошли не от общего предка, а как бы появились сами собой отдельно друг от друга и друг с другом совершенно не связаны.

Но раньше отдельного человека и его поступки рассматривали иначе, в ходу были представления о коллективной ответственности, в соответствии с которыми тень греха падала не только на определённого человека, но и даже на его предков и его потомков, пускай и частично. Это как закинутый в воду камушек, который даёт расходящиеся в разные стороны круги. Согрешивший как бы тянул вниз и своих предков, и своих потомков.

Некоторые иерархи и богословы, такие как митр.Антоний (Храповицкий) уже с конца 90-х годов 19 века пытались убрать из христианской веры «юридический» компонент, тем самым частично реабилитируя осуждённый Церковью оригенизм. Но в христианском представлении вина и грех не сужены до индивидуалистического экзистенциального восприятия. Так, например, в Библии один левит был наказан Богом за вину его детей. Полную личную ответственность душа того левита, конечно, не несла, но наказание получила, хотя тот левит лично был очень благочестивым.

Свт.Феофан Затворник:

«Иные толковники, — говорит он, — другие мысли соединяют с сим выражением, основываясь на том, что по-гречески стоит не „в немже“, но что следует перевести „поколику“, „так как“. Но мысль и при этом будет та же, то есть, что согрешили в нём . И напрасно думают отнять у сего места силу доказательства первородного греха, говоря, что точный перевод сего места должен быть таков: „так как все согрешили“. А при этом не необходимо будет видеть здесь мысль, что согрешили в нём, ибо можно ещё всем согрешать по примеру его, по поводу его. — То правда, что если взять эти слова: „поелику все согрешили“, вне связи, то они могут не давать той мысли, что все согрешили в нём; но если брать в связи и с предыдущим, и с последующим, то и при этом переводе (поелику все согрешили) необходимо дополнять перевод словом „в нём“, чтобы выдержать вполне мысль Апостола. Он говорит: грех чрез одного вошел в мiр и грехом смерть, и таким образом смерть во всех вошла. Грех отворяет врата смерти. Если она вошла во всех, то во всех предшествовал ей грех. Но во всех грех предшествовать смерти не мог иначе, как тем, что все согрешили в том, чрез кого грех вошел, то есть в первом человеке Адаме. Таким образом читая: „смерть вошла во всех людей, потому что все согрешили“, не можем иначе понимать, как согрешили в нём.»

Первородный грех — это именно грех. Так об этом говорит Карфагенский собор 393—419 годов:

«Определено также: кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительскаго Адамова греха не заимствут ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо речено апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим.5:12), подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхаго рождения.

И священномученик Киприан Карфагенский:

«Притом же если и величайшим грешникам, много грешившим прежде против Бога, когда они потом уверуют, даруется отпущение грехов и никому не возбраняется прощение и благодать; то тем более не должно возбранять это младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, а только, происшедши по плоти от Адама, воспринял заразу древней смерти через само рождение и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпущаются не собственные, а чужие грехи».

Повреждённость человечества

Согласно христианскому учению, в результате того, что грех прародителей Адама и Евы изменил способ существования природы человека, сам этот грех вне зависимости от личных качеств человека «автоматически» становится частью каждого человека. В результате этого, по мнению христианства, всякий человек через страстное рождение является «чадом гнева», уже подчинен закону старения и смерти, а его воля с раннего младенчества обнаруживает удобопреклонность к укоризненному греху. Таким образом, для всех потомков прародителей первородный грех видится не как личный грех человека, но как общее греховное для всех состояние, следствием которого является деформированная по отношению к здоровому состоянию прародителей — Адама и Евы — духовно-телесная сфера.

В 50 псалме, об этом говорится: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50, 7). Этими словами Писание подтверждает, что, по существу, уже в момент зачатия человек оказывается «первородно-грешен».

В книге пророка Иезекиль глава 18 стих 20 сказано: «сын не понесет вины отца и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается.» Можно сделать вывод, будто бы потомки Адама и Евы не обвиняются Писанием и не понесут вины за «первородный грех». Но из целого контекста становится ясно то, что речь в той фразе идёт не о первородном грехе, а лишь о личных грехах.

На поместном Карфагенском Соборе 252 г. была обоснована необходимость крещения младенцев : «Не должно возбранять крещение младенцу, который, едва родившись, ни в чём не согрешил, а только, происшедши по плоти от Адама, восприял заразу древней смерти через самое рождение».

Примечания

  1. ↑ De diversis quaestionibus ad Simplicianum. I.1,10.
  2. ↑ Корзо М. А. Образ человека в проповеди XVII века / Ин-т философии РАН. — М.: ИФ РАН, 1999. — 186 с. ШБ: 1:00-3/35-8; 1:00-3/36-6
  3. ↑ Архимандрит Алипий. Архимандрит Исайя. Догматическое богословие. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. — С. 249.
  4. ↑ Феофан Затворник, 1890, с. 310—311.
  5. ↑ (недоступная ссылка) Карфагенский собор 393—419 гг., 124-ое правило
  6. ↑ Архивная копия от 24 сентября 2013 на Wayback Machine Священномученик Киприан Карфагенский. Письмо к Фиду, о крещении детей
  7. ↑ Добровольский П. В. О происхождении человека, первородном грехе и искусственном зарождении. — М.:Благовест, 2008. —
  8. ↑ Иванов М.С. Грех первородный // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — Т. XII. — С. 345-355. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-X.
  9. ↑ О плоти Господа Иисуса Христа

Литература

  • Грех первородный // Грех прародительский // Православная Богословская Энциклопедия. Том 4. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1903 г.
  • Первородный грех // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Архиепископ Феофан (Быстров). Первородный грех // О догмате Искупления. (недоступная ссылка)
  • Леонов, Вадим свящ. Бог во плоти (Глава третья) // Догматическое богословие. — Портал «Слово».
  • Кураев А.В. Философско-антропологическое истолкование православной концепции грехопадения / : автореферат дис. … кандидата философ. наук : 02.29.04. — М.: Институт философии РАН, 1994. — 22 с.
  • Иустин (Попович), преп. О первородном грехе // Православная философия истины (Догматика Православной Церкви.
  • Иов (Гумеров), иеромонах. Как объяснить, почему первородный грех, совершенный Адамом и Евой, перешел на их потомков?. — Православие.ru, 20.04.2007 г..

Добросельский П. В. Глава 3 Грехопадение прародителей в раю(первородный грех) // Очерки православной антропологии. О происхождении человека, первородном грехе и искусственном зарождении. — М.: «Благовест», 2008.

  • Свт.Феофан Затворник. Толкование Послания святого Апостола Павла к римлянам. — 2 изд.. — М., 1890.
  • Barker E. Unification Church // Encyclopedia of religion and society / William H. Swatos, Jr., editor ; Peter Kivisto, associate editor ; Barbara J. Denison, James McClenon, assistant editors. — Walnut Creek, Calif.: AltaMira Press, 1998. — P. 532—535. — xiv, 590 p. — ISBN 0-7619-8956-0.
История Адама и Евы
Персонажи
События
Основные понятия
В разных источниках
Дети Адама и Евы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *