Пестушки и потешки

Малые жанры фольклора

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 сентября 2017; проверки требуют 18 правок.

Ма́лые жа́нры фолькло́ра — это небольшие по объёму фольклорные произведения. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Виды малых жанров фольклора

Колыбельная песня

Подробнее по этой теме см. Колыбельная песня.

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Пестушка

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперёк толстонюшки
А в ручки хватюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Потешка

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

Примеры

«Сорока»

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?

«Сорока» (вариант, фигурирующий в мультфильме «Песенка мышонка»):

Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у…
Шуууу!!! (Домой) Полетели!
На головку сели! («Ладушки» запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели!!!

Прибаутка

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Пословицы и поговорки

Основные статьи: пословица, поговорка

Поучают чему-то.

  • Дорога ложка к обеду.
  • Волка бояться — в лес не ходить.
  • Рыбак рыбака видит издалека.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • У страха глаза велики.
  • Глаза боятся, а руки делают.
  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Не надобен клад, коли в семье лад.
  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Друзья познаются в беде.
  • Знал бы, где упадёшь — соломки бы подстелил.
  • Мягко стелет, да жёстко спать.
  • Родина — мать, умей за неё постоять.
  • Семеро одного не ждут.
  • За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
  • Пчела мала, но и та работает.
  • Хлеб всему голова.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Волка ноги кормят.
  • Дело мастера боится.

Игры

Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

  • целовальные. Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
  • обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
  • сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».

Пример целовальной игры:

Селезень

Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой,
Пойди, Серая, домой,
Утя семеро детей,
А восьмой Селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!

В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».

Заклички

Подробнее по этой теме см. Заклички весенние. Подробнее по этой теме см. Заклички про дождь.

Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Считалка

Подробнее по этой теме см. Считалка.

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

Скороговорка

Подробнее по этой теме см. Скороговорка.

Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку —
Рак за руку греку — цап!
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.

Загадка

Подробнее по этой теме см. Загадка.

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочно затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.

Общая история

Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.

Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.

Примечания

  1. ↑ 1 2 Детские потешки и прибаутки. Ладушки. Пальчиковые игры. Детский фольклор — русские стихи потешки для детей. Пестушки, потешки
  2. ↑ Ладушки
  3. ↑ Прибаутка // Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — 376 с.

Ссылки

  • Ирина Гурина. Полезные стихи и сказки на все случаи непослушания
  • Потешки, прибаутки, стишки
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Викифицировать статью.

Пестушки для детей дошкольного возраста

Пестушки, песенки для детей

С рождения детей знакомят с пестушками, песенками, прибаутками. Что же скрывается за загадочным понятием «пестовать» малыша?

Эмоциональное общение — одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом — все это называется емким словом — фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки, составлявшие основу материнской педагогики, испытанной веками. Можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.

Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры.

Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.

Пестушки — от слова «пестовать» — в старину означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле — заботливо, любовно выращивать, воспитывать.

Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения за него, играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры — все это придет к нему в течение первого года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:

Потягунюшки,

Порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки — ходунюшки,

А в ручки — хватунюшки,

А в роток — говорок,

А в головку — разумок.

Или:

Потягушечки!

Порастушечки!

Поперек толстушечки,

Руки — хватушечки.

Ноги — бегушечки.

Все слова сочетаются с действиями, что доставляет ребенку массу удовольствия. Если при этом мама еще эмоционально пропевает с малышом слова потешек, песенок, то всплеску эмоций нет конца.

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

Головоньку — валяй, валяй!

У ребенка устанавливается тесный контакт со взрослым, а главное — желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно.

Последующие повторы помогут малышу запомнить движения и выполнить самостоятельно, так при помощи народного фольклора обучали малышей.

Ребенок никогда не забудет, как папа качал его на ноге и напевал:

Поехали, поехали

С орехами, с орехами!

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами!

Вприпрыжку, вприскок,

По кочкам, по кочкам.

В ямку — бух!

Одни игры готовили ребенка к ходьбе. Дедушка брал табуретку, водил малыша и приговаривал:

Токи-токи-тошки,

Кую, кую ножки.

Ножки у Антошки

Едут по дорожке,

Дорожка кривая,

Ни конца, ни края.

Или:

Та-та-та, та-та-та,

Вышла кошка за кота.

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки.

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Другие игры развивали речь малыша:

— Ладушки-ладушки,

Где были?

— У Аннушки.

— Что ели?

— Оладушки.

— Где оладушки?

— Съели…

Нет оладушек!

Потешки учили действиям:

— Ладушки, ладушки!

Где были?

— У бабушки.

— Что вы ели?

— Кашку.

— Что пили?

— Простоквашку.

— Простоквашка вкусненька,

Кашка сладенька,

Бабушка добренька!

Попили, поели, шу-у-у:

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша куколка пойдет,

Через киску упадет!

Уходи с дороги, кот!

Кукла Танечка идет,

Кукла Танечка идет,

Ни за что не упадет!

Для детей начала второго года жизни подбираются потешки, которые помогают при кормлении, подготовке ко сну, умывании. Очень важно, если взрослые владеют фольклорным словом и могут эмоционально передать слова потешек.

Водичка-водичка,

Умой наше личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С дитя худоба!

Вода книзу,

А дитя кверху!

Одевая ребенка на прогулку, можно отвлечь его словами:

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая.

Наша Маша черноброва.

Причесывая девочку, приговаривали:

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету.

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса!

Потешки можно использовать, делая растирание или массаж.

Трушечки-потрушечки,

Пекла бабка ватрушечки,

Ватрушечки, колобушечки.

Поглаживая ручки, можно приговаривать:

Ладошка-локоток,

Ладошка-локоток,

Локоток-ладошка,

Будь здорова, крошка! (Приговаривают девочке.)

Расти крепеньким, сынок! (Приговаривают мальчику.)

Есть такая бесконечная сказочка про сову, перед которой деткам говорят: «Слушай и не перебивай!»:

Летела сова —

Веселая голова.

Вот она летела, летела,

На березку села,

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела,

Песенку спела

И опять полетела.

Вот она летела, летела,

На березку села,

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела,

Песенку спела

И опять полетела.

Сказывать дальше?

Кушать из ложечки веселее, если во время еды взрослый припевает или приговаривает:

Ай, люленьки, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Стали гули говорить:

«Чем же (имя) накормить?»

Один сказал: «Кашкою!»

Другой: «Простоквашкою!»

Ну а третий: «Молочком

И румяным пирожком!»

От икоты рассказывают прибаутку:

Икота, икота,

Поди на Федота,

С Федота — на Якова,

С Якова — на всякого.

(Иногда добавляют: «А со всякого уходи ты, икота, на зеленое болото».)

Если малыш плачет, можно рассказать:

Ты не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач.

Если будешь плакать —

Куплю худой лапоть!

Прошло не одно столетие, как появились эти потешки, но они до сих пор не утратили своей актуальности. И сегодня дети ожидают от близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове.

Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство, и в этом нам помогает народное слово — непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело включать их в повседневную речь.

Педагоги детских садов используют в практике этот богатейший материал «народной азбуки», составляют памятки для родителей, например, такие как «Вместе с малышом пропой, проговори и выполни».

Пестушки (+ ссылка на скачивание текста и аудио сборника)

Юлия Ulkamamulka • Все записи пользователя в сообществе 3 февраля 2018, 11:44 • Потешки, стишки, прибаутки Пестушка — это короткий стихотворный напев матерей, каким они сопровождают действия ребенка в самом начале своей жизни. Слово «пестушка» произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить. Самый лучший период для пестования малыша от 0 до 6 месяцев.
Обязательным условием пестушек считается эмоциональное взаимодействие с ребенком, ласковые прикосновения, массаж, проводимые в игровой форме. В древности именно такие действия назывались пестованием, которые давали чувство защищенности ребенку, уверенность в том, что он любим, так формировали его правильное самосознание и самооценку. Именно пестушки предшествуют потешкам и прибауткам, которых уже сменяют считалки и заклички. Можно сказать, что первое познание мира малыша идет через пестушки, когда мир для него состоит целиком из мамы, которая знакомит его терпеливо и любя с окружающим миром. А наши бабушки — прабабушки верили, что пестушки еще закладывают счастливое будущее малышу.
Сейчас многие мамы вместо того, чтобы общаться со своим ребенком, покупают ему дорогие развивающие игрушки, ставят слушать музыку, аудио сказки, мультики и т.д. Я не против этого, но считаю, что все-таки мама должна сама как можно больше общаться со своим малышом, а музыка и прочее должны стать лишь дополнением к развитию.
Из моего опыта могу сказать следующее: я обоим своим деткам пестушки пела и пою, в быстром и медленном темпе, громко и тихо, и Викуле, и Тёмочке они нравится. Вика сейчас уже сама знает большое количество пестушек и с удовольствием поет. А Тёмочка едва их услышит, начинает активно мне «подпевать». Оба эти момента для меня бесценны, я понимаю, что так мы дарим друг другу тепло и любовь.
Для тех, кому также нравится малый фольклор привожу примеры пестушек для различных режимных моментов:
При пробуждении малыша:
«Потягунюшки»
Легко поглаживаем малыша — проводим руками от головы до кончиков ног.
Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперёк толстунюшки,
А в ножки — ходунюшки,
А в ручки — хватунюшки,
А в роток — говорок,
А в головку — разумок!
«Деточка»
Улыбаемся, обнимаем малыша. Затем легко поглаживаем малыша — проводим руками от головы до кончиков ног.
Ах ты, деточка,
Золотая веточка,
Сладкая конфеточка!
Тяги, тяги, потягушеньки,
На детку порастушеньки!
Расти, деточка, здоровая,
Как яблонька садовая!
«Петушок»
Обнимаем ребенка, пальчиком «журим петушка».
— Ку-ка-ре-ку!..
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка…
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Детям спать не даёшь?
«День и ночь»
Ночь прошла,
Темноту увела,
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Встала маменька,
Открыла ставенку.
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!
при умывании:
«Водичка, водичка!»
Легко проводим ладошками ребенка по его личику.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
«Не боимся мы воды!»
Шлепаем ладошкой малыша по поверхности воды.
Ай, лады, лады, лады!
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Детке улыбаемся!
«Будем деточку купать!»
Во время купания поливаем ребенка водичкой, зачерпывая воду ладонью или маленьким ковшиком.
Мы не ляжем рано спать,
Дочку (детку) надобно купать.
Тёплую водичку
Льём на нашу птичку.
Ой, с гуся вода,
С Алёнушки (имя ребенка) худоба!
Дайте-ка пелёнку
Завернуть Алёнку (девчонку/мальчонку).
«Куп-куп!»
Поддерживая сидящего в ванночке с водой малыша, предлагаем ему пошлепать по воде ручками и подрыгать ножками.
Кто тут будет куп-куп,
По водичке — хлюп-хлюп?
В ванну быстро — прыг, прыг,
В ванне ножкой — дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
при кормлении:
«Детку к бабушке пошлём!»
Во время кормления ребенка приговариваем.
Детке шапочку сошьём,
Детку к бабушке пошлём.
Будет бабушка встречать,
Детку кашкой угощать,
Даст ей тёпленький блинок
И румяный пирожок,
Два яичка всмяточку
И баранью лапочку!
«Травка-муравка»
Во время кормления ребенка приговариваем.
Травка-муравка
Со сна поднялась,
Птица-синица
За зерно взялась,
Зайки — за капустку,
Мышки — за корку,
Детки — за молоко!
«Пошёл котик на торжок!»
Во время кормления ребенка приговариваем.
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть
Или деточке снесть?
«Ладушки-ладушки»
Вместе с ребенком хлопаем в ладоши, на последних строчках машем кистями рук, как крыльями, затем мягко опускаем ладони на голову малыша.
Ладушки-ладушки!
-Где были?
-У бабушки!
-Что ели?
-Кашку!
-Что пили?
-Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили!
Ш-у-у-у, полетели,
На головку сели!
при переодевании:
«Малыш-голыш»
Кладем малыша на пеленку и заворачиваем ее края, предлагая ему развернуться.
На перинку,
На простынку,
Не на край —
На серединку,
Положили голыша,
Завернули крепыша!
«Наша дочка»
Во время переодевания, а также гигиенических процедур (подстригания ногтей) дотрагиваемся до щечек ребенка, показываем на реснички, щекочем ножки и ладошки.
Как у нашей дочки
Розовые щёчки.
Как у нашей птички
Тёмные реснички.
Как у нашей крошки
Тёпленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки-царапки.
«Купим детке валенки»
Обуваем ребенка и приговариваем.
Купим детке валенки,
Не больши,
Не маленьки,
А как раз по ножке,
Бегать по дорожке,
По дорожке по прямой,
Да по лесенке домой!
«Идёт Бай!»
Двумя пальцами «шагайте» по спинке, по животику, по ножкам и ручкам ребенка.
Идёт Бай по стене,
Несёт короб на спине.
В коробе сапожки —
Ване (деточке) на ножки,
Топать по дорожке.
при засыпании:
«Баю-баюшки-баю!»
Укладываем малыша в кроватку, легко поглаживаем и напеваем.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок
И ухватит за бочок,
И потащит во лесок.
Под ракитовый кусток.
Ты, волчок, к нам не ходи,
Нашу детку не буди!
«Котя-коток»
Укладываем малыша в кроватку и приговариваем.
Котя, Котенька-коток!
Котя, серенький лобок!
Иди, котик, ночевать,
Мою деточку качать…
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу —
Дам кусок пирога
И кувшин молока,
Ленту красную куплю
И на шейку повяжу!
«Сон и Дрёма»
Укладываем малыша в кроватку и приговариваем.
Ходит Сон
Близ окон.
Ходит Дрёма
Возле дома.
И глядят:
Все ли спят?
«Ночь и день»
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставенку.
Баю-бай,
Засыпай.
малыш учится ходить, ползать и т.п.:
«Вышла кошка за кота!»
Под ритм стихотворения берем малыша за ручку (или за обе ручки) и побуждаем ходить.
Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота.
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки:
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки!
«Большие ноги»
Во время чтения потешки взрослый и малыш ходят по очереди — взрослый большими шагами, а малыш маленькими шажками. Или взрослый вместе с ребенком под ритм стихотворения сначала ходят широкими шагами, затем бегут короткими шажками.
Большие ноги
Шли по дороге:
ТОП-ТОП-ТОП,
ТОП-ТОП-ТОП.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ!
«Баба сеяла горох!»
Во время чтения пестушки становимся лицом к малышу и берем его за обе руки. Задавая ритм, учим ребенка прыгать, помогая ему — тянем за ручки, то приподнимая над полом, то опуская.
Баба сеяла горох —
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок —
Прыг-скок, прыг-скок!
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла,
Села, поела,
Опять пошла.
«По ровненькой дорожке»
Задавая ритм, помогаем ребенку потопать ножками, затем попрыгать — показываем малышу движения, побуждаем повторять за нами.
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки:
Топ-топ-топ!
По камушкам, по камушкам:
Прыг-скок, прыг-скок!
малыш плачет:
«Не плачь!»
Успокаивая плачущего малыша, прижмите его к себе, обнимите и погладьте по головке.
Не плачь, не плачь —
Куплю калач!
Не вой, не вой —
Куплю другой!
Не реви, не реви —
Куплю сухари!
«Не плачь, детка!»
Улыбаемся малышу, предлагаем что-нибудь вкусненькое.
Не плачь, не плачь, детка —
Вот тебе конфетка,
Вкусные орешки,
И стишки-потешки!
«Не болит!»
Обнимаем и ласково поглаживаем ребенка.
У лисы болит,
У медведя болит,
У волка болит,
А у детки (имя ребенка) не болит:
Всё у детки (имя ребенка) пройдет
И жирком зарастёт!
«Боли, уходите!»
Легко поглаживаем ушибленное место.
Боли, уходите,
Детку отпустите —
На чистое поле,
На синее море,
На тёмный лес,
На калину, на малину,
И на горькую осину.
во время игр «на коленях»:
«Тушки-тутушки»
Кладем на пол большую подушку, усаживаем малыша, держа под мышки, и легко подбрасываем во время чтения потешки.
Тушки-тутушки!
Сели на подушки.
Пришли подружки,
Столкнули с подушки!
Ух!
«Поехали, поехали!»
Усаживаем малыша на колени, ритмично и легко подбрасываем, а затем делаем вид, что бросаем.
Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам —
Бултых в ямку!
«Тут яма, тут бугор»
Приговаривая пестушку, легонько дотрагивайтесь до волос («лес), лба («поляна»), носа («бугор»), ротика малыша («яма») и т.д. по тексту потешки. В другой раз можно во время чтения потешки взять ручку малыша в свою руку и дотрагиваться до своих волос, лба, носа и т.д.
Тут лес,
Тут поляна,
Тут бугор,
Тут яма,
Тут грудь,
Тут живот,
Тут сердечко живёт.
«Качели»
Посадите малыша на колени к вам лицом и возьмитесь с ним за руки. Затем начинайте раскачиваться вперед и назад (или вправо и влево) в ритме стишка.
Ой-да, ой-да!
На качели сели.
Ой-да, ой-да!
Песенку запели:
— Вверх, вниз!
Вверх, вниз!
Детка, к солнцу
Поднимись!
когда малыш гулит:
Поет, поет Соловушек!
Поет, поет Молоденький!
Молоденький, Хорошенький,
Хорошенький, Пригоженький!
Мне очень нравится статья Аси Валасиной на ее сайте «родная тропинка» о пестушках (пестушки: русские традиции и обряды), всем очень рекомендую с ней ознакомиться.
Скачать текст пестушек, а также аудио сборник с пестушками можно у меня на облаке. Заходите к нам в Инстаграм — у нас всегда очень интересно!
Нравится 1 Комментировать Комментарии Наверх Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *