Петровский монастырь Ростов великий

Петровский монастырь

«В пути»

Путеводитель по интересным местам

Путешествуйте с нами!

Категория: Достопримечательности Ростова Великого

Северная окраина уездного города Ростова, огороды с одноэтажными домиками, среди которых выделяются два трехэтажных и два двухэтажных с несколько непривычной, для жилых домов формой башен. Между ними — большие кирпичные гаражи и странное здание с выеденными, будто кислотой стенами, в очертании которого лишь опытный глаз определит, что это был некогда храм.

Дренажные канавы со стоялой водой и множество мусора и помоек. И мало кто знает, что здесь — монастырь с более чем 700-летней историей. Монастырь не обычный, созданный в 13 в. по прямому указанию на деньги апостолов Петра и Павла, в земле которого почивает мощами исполнитель сего повеления, Ростовский чудотворец преподобный Петр, царевич Ордынский, правнук великого Чингисхана и родной племянник хана Беркая…

Ростовский епископ Кирилл, находясь в Орде, молитвой к Всемогущему Богу исцелил сына хана. Племянник хана, будучи свидетелем этого чуда, тайно покинул Орду, догнал епископа Кирилла на пути его в Ростов и умолил взять с собой. В Ростове епископ Кирилл крестил Ордынского царевича, дав ему имя в честь апостола Петра.

Однажды на берегу озера во время соколиной охоты царевич не успел вернуться домой, и ему пришлось ночевать в лесу. Вот тогда ему и явились двое святых, которые сказали ему о том, что на этом месте должен быть храм в их честь. После этого они вручили царевичу два мешка — с серебром и золотом — и исчезли. В эту же ночь случилось видение и у святителя Игнатия, нового епископа Ростовского, ему тоже явились апостолы с повелением поставить храм.

Вскоре новая церковь была построена на берегу озера. Петр прожил до глубокой старости в Ростове и оставил после себя многочисленное потомство (потомки его на протяжении несколько веков проживали в Ростове под фамилией Чириковых), в конце своего земного пути он принял постриг.

С основанием Петровского монастыря связана и другая легенда, по которой Петр, царевич Ордынский, попросил землю под монастырь у ростовского князя, а тот, смеясь предложил царевичу столько земли, сколько он сможет устлать монетами. Не долго думая, Петр начал класть на землю монеты из тех мешочков, которые подарили ему апостолы: монеты не кончились до тех пор, пока не была устлана ими обширная территория будущей обители. Так началась история этого монастыря.

Монастырь начал возводиться уже после того, как Петр умер (это произошло в 1290 г.). Царевича Петра начали почитать с 14 в., поместное празднование было установлено с 1547 г.

В течение длительного времени постройки обители были деревянными. В 1682—1684 гг. был возведен каменный Петропавловский собор на месте старого деревянного. Он представлял собой пятиглавый просторный крестовокупольный соборный храм. На передней стене соборной церкви был написан образ, рассказывающий о явлении святых апостолов Петра и Павла царевичу. Стены церкви прорезали двенадцать окон с железными решетками. К церкви примыкала каменная паперть, крытая тесом. Над входом в церковь располагался красочный образ Иисуса Христа.

В храме хранились под спудом мощи прп. Петра. В самом же соборе под резной сенью на высоком постаменте стояла пустая рака. Соборный храм отличался замечательным иконостасом, в котором находились иконы древнего письма; особое внимание на себя обращала икона преподобного Петра с житием, в пределе посвященном ему. Над гробом царевича стояли три принадлежавшие ему при жизни иконы: святого Николая Чудотворца, Богоматери Одигитрии, великомученика Дмитрия, отличающиеся превосходным письмом. У раки преподобного Петра совершалось немало исцелений, о чем свидетельствуют летописи монастыря. В советские времена собор разрушили, о его облике сегодня можно судить лишь по описаниям прошлых времен.

Другая каменная церковь, являющаяся трапезной, построена в честь Похвалы Божией Матери в 1692—1696 гг., она сохранилась до нашего времени. Храм представляет собой двухэтажное просторное здание, имеющее широкий квадратный основной объем и большую трапезную. Когда-то стены ее украшали резные каменные наличники на окнах, фризы и карнизы, изящные кокошники. Сегодня от того декора остались только некоторые фрагменты.
В 1805 г. было начато строительство настоятельского корпуса, которое было завершено в 1811 г. В 1835—1845 гг. монастырь обнесли оградой с четырехугольными массивными башнями. Сегодня от ограды почти ничего не осталось, но башни сохранились. В советские времена они использовались как жилые помещения, как и настоятельский корпус.

Монастырь в 1928 г. закрыли, братия была переведена в Авраамиев монастырь. Трехъярусная колокольня была разрушена, Святые ворота и ограда разобраны, а прочие здания передали для нужд жителей Петровской слободы.
Возрождение обители началось в конце 1990-х гг. В 1999 г. на месте разрушенного соборного храма установили памятный крест. А в 2000 г. началась передача построек монастыря православной общине. У входа в монастырь установлена доска, на которой можно увидеть, каким возрождающийся монастырь был раньше.

После революции монастырь был закрыт, подвергся разграблению и разрушению. Ныне, после 80 лет запустения, Петровская обитель восстает из руин, а ее насельники, восстанавливая древнюю святыню, совершают ежедневные Богослужения и занимаются духовно-просветительской и миссионерской деятельностью.

Фотогалерея Ростова Великого

  • Петровский монастырь, начало XX века
  • Церковь в честь Похвалы Богородицы.
  • Юго-восточная башня
  • Настоятельный корпус
  • Монастырское кладбище в лихолетье XX в. было уничтожено. Уцелело только два надгробия, их нашли в разных местах. Ростовский купец Плешанов и его супруга
  • Остатки фундамента собора св. апп. Петра и Павла, под которыми под спудом покоятся мощи св. Петра Ордынского.
  • Северо-восточная башня монастыря

Петровский Ростовский мужской монастырь

Материал из Азбука паломники Перейти к: навигация, поиск

Россия Ярославская область Ростов

Идёт загрузка карты…

Ростовский Петровский мужской монастырь принадлежит к числу наиболее древних монастырей в России. Расположен на северной окраине Ростова.

История

Монастырь был основан при Петропавловском храме, который построил преподобный Петр, царевич Ордынский, по указанию и на деньги данные чудесно явившимися ему апостолами Петром и Павлом. К концу своей земной жизни преподобный царевич принял здесь постриг и преставился в 1290 году. Мощи святого упокоились под спудом у южной стены Петропавловского собора обители, напротив иконостаса, и в последующие столетия прославились многочисленными чудесами.

В 1322 году, во время разрушительного нашествия хана Ахмыла, правнук Петра Игнатий и Ростовский святитель Прохор вышли навстречу хану и встретили его близ Петровского монастыря. Они поведали хану об истории монастыря и его основателя, а святитель Прохор исцелил ханского сына. После этого Ахмыл щедро одарил епископа и духовенство и повернул вспять, прекратив разрушения.

О последующих трех столетиях истории обители достоверных известий не сохранилось. Вновь упоминается Петровский монастырь в 1608 году, когда обитель была разорена и сожжена литовцами и русскими изменниками.

В 1684 году был построен новый Петропавловский собор, а в 1696 году — зимний храм Похвалы Пресвятой Богородицы.

При реформе 1764 года монастырь был оставлен за штатом и находился на своем содержании.

В 1805 году был воздвигнут братский корпус. В XIX веке были также построены колокольня, четыре угловые башни и стены монастыря. Все эти постройки, включая церкви XVII века, были кирпичные и сохранились до 1933 года в целости.

В 1933 году монастырь был изъят и разорён безбожниками. В 1933-1934 году были разобраны собор, колокольня и стены обители. Башни, братский корпус и церковь Похвалы Богородицы были использованы под жилье. В церкви потом был устроен пивзавод и другие производства. Последний светский «хозяин» храма — ООО «Ростовагропромэнерго» — обанкротился в 2004 году. К этому времени сохранившиеся монастырские постройки представляли из себя два трехэтажных и два двухэтажных здания, а также сильно перестроеный и неухоженный храм. На месте собора были сооружены гаражи. Все это было окружено жилой застройкой, дренажными канавами со стоялой водой, и сильно замусорено.

В апреле-мае 2005 года на средства благотворителей были выкуплены административно-хозяйственные постройки предприятия-банкрота и первый этаж братского корпуса. 13 июля того же года в трапезной части уцелевшего здания церкви Похвалы Богородицы архиепископ Ярославский Кирилл (Наконечный) совершил первую после долгого перерыва Божественную литургию. После этого в возрождающейся обители начались регулярные богослужения. Пошёл постепенный ремонт зданий и расселение занимающих территорию обители жильцов. При монастыре была открыта воскресная школа. После необыкновенных явлений, указавших на место вероятного пребывания мощей преподобного Петра, стоявший там гараж был разобран и на его месте установлен памятный крест.

24 декабря 2010 года повторное открытие монастыря было благословлено Священным Синодом.

Современное состояние

В настоящее время Петровский монастырь, как архитектурный ансамбль наполовину разрушен. Из построек сохранились четыре угловые башни, игуменский корпус и храм Похвалы Божией Матери (XVII в.). В последнем в советское время располагался пивзавод, позже— контора и мастерские предприятия «Ростовагропромэнерго» доведшие храм до плачевного состояния. Стены обители и Собор Петра и Павла разобраны на кирпич. На месте Собора поставлены гаражи.

Обитель обрела свое второе рождение 13 июля 2005 года, в день памяти преподобного Петра. К этому времени в наиболее уцелевшей трапезной части храма Похвалы был сооружен временный алтарь, и на праздник была отслужена первая, после более семидесяти лет безбожия Божественная литургия, которую возглавил Высокопреосвященнейший Кирилл архиепископ Ярославский и Ростовский. С сего времени в храме совершаются регулярные Богослужения и требы.

При столь значительных разрушениях обители возник вопрос: на месте ли мощи преподобного, или вывезены? По свидетельству очевидцев, во время строительства гаражей были обнаружены чьи-то останки и вывезены в Москву.

Летом того же 2005 года некий молодой человек фотографировал постройки монастыря. В одном из гаражей получилась любопытная фотография. В нижней половине видны как бы части человеческих скелетов и подобие ликов. На некоторых отпечатках можно распознать достаточно крупное, в центре левой половины лицо, по строению черепа относящееся к типичным степнякам. На компьютере этот лик виден не четко, но хорошо проявляется на фотографиях опечатанных на принтере canon pixma 4000.

В верхней части видны как бы сгустки огня, хотя никаких источников света в гараже не было. Немного позже одной прихожанке, москвичке, снится сон: что мы ищем какие-то мощи, а над большим гаражом стоит светящийся столп. Когда она приехала в монастырь, в котором ранее не была, тут же узнала гаражи, виденные во сне и указала откуда выходил светящийся столп. Это был гараж показанный на снимке. Далее было сделано сопоставление современного и древнего планов монастыря и получилось, что место на фото и указанное во сне совпадает с местом расположения раки преподобного царевича Петра. После разборки гаражей на этом месте установлен памятный крест. Памятный крест на месте раки преподобного царевича Петра.

Осенью 2005 года начато производство шурфов. В первом шурфе, буквально через пол метра лопата наткнулась на жесткое основание; это была южная стена Петро-Павловского Собора. К декабрю останки южной стены были полностью вскрыты и точно определено нахождение раки преподобного Петра, которое совпало с ранее установленным. Состояние грунта на месте раки позволяет сделать вывод, что сколь-нибудь серьёзных раскопок мощей преподобного ранее не производилось.

До революции в обители был чудотворный образ Божией Матери, именуемый «Скоропослушница», празднуемый 22 ноября. Этот день, по традиции, начался с торжественного Богослужения, после которого последовало освящение памятного креста затем спектакль, подготовленный детьми воскресной школы. Погода была пасмурная. В районе 3-х часов дня, бригадир реставраторов делал любительские фото монастыря. В кадры попал и крест. Когда проявили пленки, то несколько кадров подряд казались почти засвечены, а на фотографии крест получился в огне, который обладал интересной особенностью– окружающие предметы не давали тени.

Позже рабочий той же бригады видел через фотокамеру сотового телефона огонь над сводом алтаря храма Похвалы Богородицы, после чего вскоре крестился.

Святые

Преподобный Петр Ордынский, Ростовский, царевич

Святыни

Явление преподобному Петру апостолов Петра и Павла

  • Икона «Явление преподобному Петру апостолов Петра и Павла»
  • Икона «Петр царевич Ордынский»
  • Икона «Успение Пресвятой Богородицы» из монастыря Вепрева Пустынь

Престольные праздники

Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла — 12 июля

Как добраться

Адрес: Ярославская обл., г. Ростов, ул. Ленинградская, 13

Телефон/факс: 8 (901) 195 86 52, (48536) 6-86-52

Проезд до монастыря по городу: от автовокзала на любом городском автобусе до первого микрорайона, далее автобусом №4 до конечной остановки.

Паломнику

При Троице-Сергиевом Варницком монастыре есть гостиница для паломников.

Гостиница расположена на территории Троице-Сергиева Варницкого монастыря недалеко от озера Неро. Номера уютные и тихие. Внутри царит домашняя атмосфера и покой. В морозную погоду в номерах очень тепло. Персонал приветлив, дружелюбен и заботлив. Гимназисты с радостью проведут для Вас экскурсии по монастырю и его окрестностям. Питание тоже домашнее для вас всегда свежеиспеченные хлеб, коржики и пирожки. На территории есть магазинчик в котором можно купить что-то из еды.

Адрес: 152100, Ярославская область, г. Ростов Великий, п. Варницы.

Телефон: (48536) 9-21-95.

Расписание богослужений:

Богослужения проводятся ежедневно в храме Похвалы Божией Матери.

В будние дни: Начало утрени в 7.30; Литургия с 9.30

По субботам: Всенощное бдение с 17.00

В воскресные дни: Литургия с 9.00

Фото

  • Икона «Успение Пресвятой Богородицы из монастыря Вепрева Пустынь»

Ссылки

Петровский монастырь

Спасо-Яковлевский монастырь

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Монастырь
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь
Вид монастыря с озера Неро
57°10′23″ с. ш. 39°23′23″ в. д.HGЯO
Страна Россия Россия
Город Ростов
Конфессия Православие
Епархия Ярославская и Ростовская
Тип Мужской
Дата основания Конец XIV века
Основные даты
1765 — Ставропигиальный статус монастыря
1928 — Упразднён
1991 — Возрождён
Здания
Зачатьевский собор • Яковлевский храм • Димитриевский храм • Спасо-Преображенский собор • Стены и башни • Настоятельский корпус • Братские кельи • Деревянная часовня святителя Иакова
Известные насельники Св. Иаков Ростовский
Гробовой старец Амфилохий
Реликвии и святыни мощи святителей Димитрия Ростовского, Иакова Ростовского (под спудом), преподобного Авраамия Ростовского
Настоятель Митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон (Долганов), наместник — игумен Августин (Неводничек)
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 761620652120006 (ЕГРОКН). Объект № 7630062000 (БД Викигида)
Сайт rostov-monastir.ru
Спасо-Яковлевский монастырь на Викискладе

Спасо-Яковлевский монастырь — православный мужской монастырь. Расположен на берегу озера Неро в юго-западной части Ростова. С 1764 до 1888 имел статус ставропигии.

Общий вид монастыря с высоты

История монастыря

Средневековый период

Основан в 1389 году ростовским епископом св. Иаковом († 27 ноября 1392; память — 27 ноября). Изгнанный из города своей паствой (за помилование ожидавшей казни преступницы), Иаков поселился к югу от Ростова, неподалёку от церкви Архангела Михаила (основанной ещё в XI веке св. Леонтием Ростовским; последнее по времени здание этого храма было снесено в 1930-е годы), рядом с источником (сейчас над ним — часовня 1996 года), где своими руками срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Вскоре возле церкви формируется небольшая община единомышленников изгнанного епископа; так сформировалась новая обитель.

После смерти епископа Иакова началось его местное почитание как святого; его захоронение оберегалось как святыня. Общецерковное прославление совершено Макарьевским собором 1549 года. Его мощи покоятся под спудом в церкви Зачатия св. Анны.

Монастырь именовался Зачатьевским (по имени главного храма, посвящённого Зачатию праведной Анны) или Иаковлевским — по имени основателя обители. Со времени основания обители (XIV век) до второй половины XVII века все постройки Зачатьевского монастыря были исключительно деревянными (ни одна из них не сохранилась до наших дней).

Первым каменным зданием монастыря стал Троицкий, позднее Зачатьевский собор (1686), построенный на месте одноимённой деревянной церкви. Собор пятиглавый, с тремя алтарными апсидами, без богатого декоративного убранства в то время при нём была шатровая колокольня о шести колоколах. Освящал собор ростовский митрополит Иона Сысоевич. В 1689 году собор был расписан ярославскими мастерами. Над гробницей св. Иакова была возведена каменная сень.

Монастырь в XVIII веке

В 1702—1709 годах монастырь находился под особой опекой ростовского митрополита Димитрия Ростовского. Приехавший 1 марта 1702 года в Ростов по велению Петра Первого, он был торжественно встречен в Яковлевском монастыре и сразу же отслужил благодарственный молебен в Троицком (будущем Зачатьевском) соборе. По преданию, в тот же день он указал место своего будущего погребения — в юго-западном углу храма.

Димитрий Ростовский был погребён 25 ноября 1709 года в Троицком храме. Над местом его погребения была выстроена деревянная гробница со стихами-эпитафией, написанными другом умершего — местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским). Кроме того, согласно воле умершего, в монастырь поступили две иконы Богоматери: келейная Боголюбская с ростовскими угодниками и особенно почитаемая Ватопедская.

В 1725 году велением ростовского епископа Георгия (Дашкова) к Троицкому собору был пристроен северный Зачатьевский придел, в XIX веке перестроенный в отдельный храм. Александр Мельник указал, что по описи 1738 года этот придел был посвящён не Зачатию Пресвятой Богородицы, а святым Иоакиму и Анне. В 1754 году по указу Арсения (Мацеевича) собор был переименован в Зачатьевский (так же, как назывался и его деревянный предшественник; название сохраняется и поныне), а придел — в честь Иакова Ростовского.

Рака с мощами Димитрия Ростовского в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря. Фото Сергея Прокудина-Горского (1910)

21 сентября 1752 году при починке церковного пола были обретены мощи святителя Димитрия Ростовского; согласно житийному повествованию, мощи и одежда святителя, не тронутые тлением, были трижды освидетельствованы церковными иерархами. 22 апреля 1757 года состоялась канонизация святителя Дмитрия Ростовского. Число паломников в монастырь сразу же значительно увеличилось. У западной стены в том же году был построен гостиный двор для богомольцев. По заданию митрополита Арсения (Мацеевича) монастырский эконом завёл тетрадь, куда паломники могли бы записывать свои рассказы о чудесных исцелениях у гробницы святого. Получившаяся большая рукописная книга, которая охватывает события с 1753 по 1764 годы и содержит описание 288 исцелений, ныне хранится в архиве Ростовского музея.

В 1758 году из серебра, добытого на Колыванских рудниках, по приказу императрицы Елизаветы Петровны была создана рака для мощей Димитрия Ростовского. На серебре была выгравирована эпитафия святителю Димитрию, сочинённая Михаилом Ломоносовым. 25 мая 1763 года состоялся первый крестный ход от Успенского собора ростовского Архиерейского дома к Спасо-Яковлевскому монастыря, который с тех пор проводился ежегодно (вплоть до революции 1917 года).

Сохранилось несколько описей монастыря, относящихся к середине XVIII века: деревянная рубленая ограда с воротами в каждой стене (и ограда, и ворота были крыты тёсом). Главные — Святые — ворота, украшенные росписью, находились с восточной стороны. Остальные трое ворот были въезжими, причём рядом с каждым находилась небольшая входная калитка. Возле западной стены находились настоятельские покои — деревянные, с четырьмя комнатами и сенями, лестница из которых вела в светёлку. С южной стороны находились каменные братские кельи, в северо-восточном углу — несколько деревянных келейных корпусов. С восточной стороны располагались деревянные хозяйственные постройки: амбар, конюшня, сарай, два каменных погреба; около Святых ворот стояла хлебная палата с кухней; в юго-восточном углу — каменная поварня и пивоварня. За восточной стеной ограды был расположен монастырский двор, на котором стояли три избы, за западной — гостиный двор для богомольцев.

С 1764 года, согласно манифесту Екатерины Второй, до 1888 года монастырь числился ставропигиальным, то есть подчинённым непосредственно Святейшему синоду.

В тому же году к обители приписаны строения стоявшего рядом упразднённого Спасо-Песоцкого монастыря, в том числе монументальный Спасо-Преображенский собор XVII века (это единственное здание Спасо-Песоцкого монастыря, сохранившееся до наших дней). По этой причине в 1765—1836 годах обитель официально именовалась Спасо-Иаковлевским Зачатьевским монастырём.

В 1760-х годах в Зачатьевский собор был поставлен деревянный резной иконостас, выполненный резчиками С. Шоломотовым и С. Бочаровым. В 1780 году иконы специально для этого иконостаса написал харьковский иконописец В. Ведерский.

Во второй половине XVIII века деревянные стены монастыря были заменены каменной оградой. На углах и над воротами появились башни с лёгкими ажурными силуэтами, над восточными воротами — высокая трёхъярусная колокольня. В монастырском дворе были построены двухэтажные братские кельи и настоятельский корпус.

В конце XVIII века в Спасо-Яковлевском монастыре расцвело искусство финифтяной иконы. Возникновение этого промысла в Ростове связано с именем митрополита Арсения (Мацеевича), пригласившего в Ростов иконописцев, работавших в современных для того времени стилях, — для поновления старинных и написания новых икон. Среди них были и мастера финифтяной иконы. Вначале центром финифтяного промысла был ростовский Архиерейский дом, а после перевода Архиерейского дома в упразднённый к тому времени ярославский Спасо-Преображенский монастырь основным заказчиком финифтяных икон стал Спасо-Яковлевский монастырь, где их покупали на память о посещении монастыря богомольцы.

В 1794—1802 годах на средства графа Николая Шереметева был возведен Димитриевский собор. Этот храм в стиле классицизма проектировали московский архитектор Назаров и крепостные зодчие Душкин и Миронов. Шереметев желал создать храм, достойный мощей святителя Димитрия Ростовского, которые, как рассчитывал граф, будут перенесены сюда сразу после окончания строительства. Однако высшее духовенство Ярославской епархии, приняв во внимание волю самого Димитрия, не благословило перенесение мощей из Зачатьевского собора в Димитриевский. Граф Николай Шереметев был крупнейшим благотворителем за всю историю обители: помимо строительства собора, он жаловал монастырю облачения, золотую и серебряную церковную утварь. Даже после смерти Шереметева (1809) монастырь получил золотую митру с драгоценными камнями на раку с мощами святителя Димитрия, выполненную в Санкт-Петербурге согласно завещанию графа. В память о Шереметеве Димитриевский собор нередко называют Шереметевским.

Монастырь в XIX — начале XX веках

Гробовой старец Амфилохий. Картина неизвестного художника начала XIX века. Собрание Ростовского музея

В начале XIX века в монастырь подвизался «гробовой старец» Амфилохий, который в течение 40 лет ежедневно по многу часов стоял перед ракой с мощами св. Димитрия Ростовского. После смерти старца в Ростове установилось его местное почитание.

В 1836 году на месте старого Иаковлевского придела Зачатьевского собора 1754 года выстроен храм св. Иакова Ростовского. Строительство церкви было осуществлено при активном участии архимандрита Иннокентия на средства благотворительницы монастыря — графини А. А. Орловой-Чесменской (чуть раньше участвовавшей в восстановлении и перестройке новгородского Юрьева монастыря). Росписи были выполнены Тимофеем Медведевым (не сохранились до нашего времени).

В 1836 году возведена паперть Зачатьевского собора. На паперти поставлены гробницы в виде саркофагов, в том числе гробового иеромонаха Амфилохия (ум. 1824) и архимандрита Иннокентия (ум. 1847), справа — Полежаевых Михаила Михайловича (ум. 1876) и Веры Леонидовны (ум. 1885).

В 1860-х годах был выстроен заново главный иконостас Димитриевского собора. Теперь он представлял собой триумфальную арку из искусственного мрамора (проект К. А. Докучиевского).

В 1836 году Святейший Синод по прошению архимандрита Иннокентия утвердил новое официальное наименование обители — Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь.

В монастырь приезжали на богомолье Екатерина Вторая, Александр Первый, Николай Первый, Александр Второй, Николай Второй.

В монастыре сохранялось огромное собрание книг и рукописей, ценный архив нот, исторических документов.

В 1909 году возникает традиция перенесения мощей св. Димитрия Ростовского из Зачатьевского собора в Димитриевский: с 25 мая по 28 октября мощи ежегодно пребывали в Димитриевском соборе (как и хотел его строитель — Н. П. Шереметев), остальное время — в Зачатьевском. Перенесение мощей сопровождалось крестным ходом при большом стечении народа.

В начале XX века были освящены новые храмы внутри уже существовавших к тому времени построек. В Иаковлевской церкви в 1912 году открыт пещерный храм в честь Воскресения Христова, а в 1916 — придел в честь Ватопедской иконы Божьей Матери (последний — на пожертвования С. П. Колодкина «в вечное поминание убиенного воина Феодора»). В 1909 году в юго-западной башне открыт храм в честь Толгской иконы Божией Матери — домовая церковь настоятеля монастыря. Из этой церкви по лестнице можно было подняться на смотровую площадку башни, откуда открывалась панорама города.

Упразднение и возрождение обители

С 27 февраля 1909 года до закрытия обители настоятелем был епископ (впоследствии митрополит) Иосиф (Петровых).

После 1917 года службы в монастыре шли только в Яковлевской цекрви.

В 1923 году монастырь был окончательно закрыт. В зданиях монастыря были размещены жилые квартиры, мастерские. Иноков изгнали, монастырское имущество, книги и рукописи частично поступили в Ростовский музей, частично разграблены. В 1928 году часть рукописного собрания бывшего Спасо-Яковслевского монастыря была перевезена в Москву (ныне — в РГАДА).

В 1980-е годы был разобран резной барочный иконостас XVIII века из Зачатьевского храма. В настоящее время сохранился только его остов.

15 апреля 1991 года монастырь возвращён Русской православной церкви. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 года по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлён.

В монастыре покоятся мощи ростовских святых Авраамия и Димитрия. Здесь же пребывает Ватопедская икона Божией Матери, являющаяся келейной иконой святителя Димитрия Ростовского. В Иаковлевской церкви Спасо-Яковлевского монастыря устроен надгробный комплекс над мощами святителя Иакова. Частично сохранился монастырский некрополь.

В 1996 году над источником вновь сооружена небольшая деревянная часовня (архитектор — М. Панкратов, Москва), освящённая в честь святителя Иакова., освященная 10 декабря архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем (Хархаровым).

Современный облик обители

Все три храма, находящиеся на территории монастыря, выстроены в единую линию вдоль восточной стены обители — это придаёт внешнему облику монастыря строгий классический вид.

Зачатьевский собор

Зачатьевский собор (1686)

Современное здание собора (первоначально освящённого в честь Троицы) выстроено в 1686 году в узорочном стиле. Своды поддерживают четыре столпа. Алтарь отделён каменной стеной с иконостасом. Между столпами и стенами переброшены арки.

В XIX веке собор был окружён пристройками. Северный каменный Иаковлевский (первоначалльно — Зачатьевский) придел выстроен в 1725 году. Паперть собора возведена в 1836 году. На паперти поставлены гробницы в виде саркофагов: слева погребены гробовой иеромонах Амфилохий (ум. 1824) и архимандрит Иннокентий (ум. 1847), справа — Полежаевы Михаил Михайлович (ум. 1876) и Вера Леонидовна (ум. 1885).

Внутри сохранились древние фрески 1689 года. На алтарной стене (на уровне местного ряда иконостаса — в правой нише) сохранилась надпись в четыре ряда:

Лета 1689 мая 28 день церковь начата стенным писанием ярославскими мастерами

Фрески выдержаны в жёлтых, голубых, коричневых тонах. В стенных нишах по сторонам иконостаса изображены: справа — праведные Иоаким и Анна, слева — святитель Иаков. В верхнем ярусе настенных росписей изображены ветхозаветные события, связанные с праотцем Авраамом и явлением ему Святой Троицы. Нижний ярус стен расписан фресками на евангельские события. На столпах изображены воины-мученики.

  • Зачатьевский собор. Фрески 1689 года

  • Зачатьевский собор. Фрески 1689 года

  • Зачатьевский собор. Фрески 1689 года

Димитриевский собор

Димитриевский собор Спасо-Яковлевского монастыря

Димитриевский собор нередко именуют Шереметьевским в честь его строителя — графа Н. П. Шереметева, а также его сына Д. Н. Шереметева (устроившего здесь в 1869—1870-х годах новый иконостас) и внука С. Д. Шереметева (также сделавшего несколько крупных вкладов в обитель).

Собор возведён в 1795—1801 годах в классицистическом духе по проекту московского архитектора Е. С. Назарова и крепостных зодчих Шереметева Миронова и Душкина. Храм бесстолпный, огромный купол опирается на сильно выступающие пилоны, украшенные двумя парами пилястр, выполненных из искусственного мрамора. В соборе очень светло благодаря окнам алтаря, высоким боковым окнам и продолговатым окнам барабана.

Перед входом в храм — трапезная со сводчатыми перекрытиями, которые опираются на два квадратных столпа. В трапезной два придела, посвящённых св. Дмитрию Солунскому и св. Николаю Чудотворцу.

Димитриевский храм построен как холодный; отапливались лишь приделы, где службы совершались круглогодично.

Первоначально все иконостасы храмы были деревянными, однако в 1860-х годах иконостас главного храма были заменен на новый — в виде триумфальной арки из искусственного мрамора (проект К. А. Докучиевского).

Храм украшен лепниной работы Ивана Фохта и Г. Замараева. Главное скульптурное изображение храма — «Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского» — находится на фронтоне северной стороны.

Стенные росписи исполнены большей частью ростовским художником Порфирием Рябовым в начале XIX века. В центральном куполе изображена Святая Троица, на двенадцати овалах — апостолы, на парусах — евангелисты, на стенах — мученица Александра, преподобный Иларион, св. Александр Невский, св. Сергий Радонежский, на столпах — св. Леонтий Ростовский, св. Николай Чудотворец, в трапезной — орнаменты и сцены из жития св. Димитрия Ростовского.

Вид со стен монастыря на озеро Неро Часовня Св. Иакова над Святым источником в монастыре

Яковлевская церковь

Храм св. Иакова Ростовского выстроен в 1836 году на месте старого Иаковлевского придела Зачатьевского собора. Строительство собора было осуществлено при активном участии архимандрита Иннокентия на средства графини А. А. Орловой-Чесменской.

Храм пристроен вплотную к Зачатьевскому собору и имеет с ним общую паперть. Яковлевская церковь была тёплой, отапливалась круглый год (в отличие от летнего Димитриевского и нерегулярно отапливаемого в XIX веке Зачатьевского соборов).

Росписи, выполненные Тимофеем Медведевым, не сохранились.

Колокольня

Возведена во второй половине XVIII века. Трёхъярусная, довольно простая по архитектуре, она несколько теряется на фоне храмов монастыря. Отделка колокольни отличается лаконичностью.

Количество колоколов менялось на протяжении времени: в конце XVIII века их было 4, к началу XX века их было 22, причём самый большой весил 12,5 тонн (около 3 тыс. пудов).

Надкладезная часовня Св. Иакова

Построена над источником, который известен местным жителям с давних пор, считается целебным и, по легенде, связан с именем Св. Иакова (хотя достоверных подтверждений этому не имеется).

Деревянная часовня возведена в 1996 году (архитектор — М. Панкратов, Москва).

Настоятели монастыря

О первых настоятелях Яковлевского монастыря, управлявший обителью после смерти св. Иакова, сведений не сохранилось. В отдельных документах XVII века упоминаются имена двух игуменов — Павла (1624) и Иоакима (1686).

Более или менее подробные сведения о настоятелях монастыря известны с первых лет XVIII века:

XVIII век

  • игумен Никодим (упомянут в 1701—1703 годах)
  • игумен Иаков (1720—1734)
  • игумен Иосиф (упомянут в 1734)
  • игумен Рафаил (упомянут в 1735)
  • игумен Боголеп (упомянут в 1736)
  • игумен Пармен (1737—1740). Бывший иеромонах Ростовского архиерейского дома. Переведён в ростовский Петровский монастырь.
  • игумен Савватий, (1740—1750). Переведен из Александровой пустыни. Скончался в 1750 году.
  • игумен Серапион (1750—1753). Бывший иеромонах ярославского Толгского монастыря, после переведён в Пошехонский Николо-Тропский монастырь.
  • игумен Гавриил (1753—1754). Переведен из Воскресенского в Караше монастыря.
  • игумен Киприан (1754—1757). Бывший казначей Ростовского архиерейского дома. Произведен в архимандрита и переведен в Ярославский Толгский монастырь.
  • игумен Иларион (1757—1758). Произведен в архимандрита и переведен в Ярославский Спасо-Преображенский монастырь.
  • архимандрит Вонифатий Борецкий (1758—1761). Бывший настоятель Ростовского Спасо-Песоцкого монастыря.
  • иеросхимонах Лука (1761—1763). Переведен из Куряжского Преображенского монастыря под Харьковом. Отстранен от настоятельства указном Синода, после чего Угличскую Югскую Дорофееву пустынь.
  • игумен Павел (1763—1764). Переведён из Югской Дорофеевой пустыни. Получил сан архимандрита и переведен в угличский Воскресенский монастырь.
  • иеромонах Иероним (1764—1765). Бывший кафедральный наместник Ростовского архиерейского дома.
  • архимандрит Павел (1765—1769). Переведен из Свято-Духова Иаковлева Боровичского монастыря. Умер 17 ноября 1769 года, погребен с западной стороны Зачатьевского собора.
  • иеромонах Герман (1769—1770). Бывший «соборный иеромонах» Троице-Сергиевой лавры.
  • архимандрит Ириней Братанович (1770—1775). Переведен из брянского Петропавловского монастыря. 26 апреля 1775 года хиротонисан в сан епископа и переведён в Вологодскую епархию.
  • архимандрит Феоктист Могульский (1775—1776). Переведён из киевского Михайловского Златоверхого монастыря. Переведен в полтавский Крестовоздвиженский монастырь, в 1787 году хиротонисан в архиепископа Белгородского.
  • архимандрит Амфилохий Леонтович (1776—1786). Переведён из полтавского Крестовоздвиженского монастыря, после переведён в киевский Межигорский монастырь. Через некоторое время стал епископом Переяславским и Борисопольским.
  • архимандрит Авраам Флоринский (1786—1797). Переведён из Богоявленского Авраамиева монастыря. Умер 30 апреля 1797 года, похоронен за алтарем монастырского Зачатьевского собора.

XIX век

  • архимандрит Мелхиседек Короткий (1797—1805). Переведён из наместников Александро-Невской лавры. Впоследствии был настоятелем Арзамасского Высокогорского и Спасо-Евфимиевского монастырей, умер в 1841 году схимником Оптиной пустыни.
  • архимандрит Аполинарий Пуляшкин (1806—1818). Переведен из московского Златоустовского монастыря. Скончался 28 апреля 1818 года, погребен с южной стороны монастырского Зачатьевского собора.
  • архимандрит Иннокентий Порецкий (1818—1847), произведён во архимандрита из иеромонахов Яковлевского монастыря. Скончался 27 февраля 1847 г., погребен в паперти Зачатиевского собора.
  • архимандрит Поликарп Тугаринов, (1847—1867), Переведен из Переславского Троице-Данилова монастыря. Уволен на покой, скончался 18 ноября 1868 г., похоронен около южной стены храма Зачатия св. Анны.
  • архимандрит Иларион (1867—1888), 4 ноября 1867 г. переведен из Спасо-Евфимиевского монастыря Суздальской епархии.
  • Епископ Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) (1888—1893), Викарий Ярославской епархии. Скончался 20 июля 1893 г., погребен в подклете Спасского храма.
  • епископ Никон (Богоявленский) (1893—1895), Из Спасо-Яковлевского монастыря был переведен епархиальным архиереем в Ташкент.
  • архимандрит Антоний (Флоренсов) (1895—1898), Из вологодских епископов. Переведен на покой в Московский Свято-Данилов монастырь.

XX век

  • архимандрит Иаков (1898—1906), Из Киево-Печерской лавры. Переведен в настоятели Московского Донского монастыря.
  • архимандрит Анатолий (1906—1909). Скончался в 1912 г.
  • епископ Иосиф (Петровых) (1909—1923), из настоятелей Юрьева монастыря Новгородской епархии хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. В 1923 г. посвящён в архиепископы, с 1926 г. — Ленинградский митрополит.
  • архимандрит Тихон (Баляев) (1928—1929).

После возобновления деятельности монастыря в 1991 году, его настоятелями являлись архиереи Ярославской епархии:

  • архиепископ Платон (Удовенко) (1991—1993)
  • архиепископ Михей (Хархаров) (1993—2002)
  • архиепископ Кирилл (Наконечный) (2002—2011)
  • митрополит Пантелеимон (Долганов) (с 2011)

Наместники обители

  • архимандрит Евстафий (Евдокимов) (1991—1999)
  • иеромонах Димитрий (Буров) (2000—2003)
  • игумен Серафим (Симонов) (7 марта 2003 — 10 октября 2009)
  • игумен Савва (Михеев) (10 октября 2009 — март 2011)
  • игумен Августин (Неводничек) (с 30 мая 2011) и. о. с 23 марта 2011

Монастырь в кино

  • Полицейские и воры
  • Паломничество
  • Семь стариков и одна девушка

  • Зимний вид на монастырь

  • Вид сзади

  • Центральный вид

  • Главы собора

Примечания

  1. ↑ Об этом подробно см.: Титов А. А. Святой Иаков, епископ Ростовский, и основанный им монастырь в Ростове Ярославской губернии. — Ростов, 1898; Уханова Е. В. Житие св. Иакова епископа Ростовского (источники и литература) // Труды отдела древнерусской литературы. XLVII. СПб., 1993. С. 241—249; Летописец о ростовских архиереях. С примечаниями члена-корреспондента А. А. Титова. СПб., 1890. С. IV, 7; Амвросий, архим. История российской иерархии. М., 1807. Т. 1. С. 117—119; М., 1810. Т. 2. С. 507—523.
  2. ↑ Вахрина В. И. Указ. соч. С. 9.
  3. ↑ Об этом сообщает надпись на правой нише передней стороны алтарной преграды.
  4. ↑ Мельник А. Г. История интерьера Троицкого (Зачатьевского) собора Ростовского Яковлевского монастыря в XVIII – начале XX веков // Сообщения Ростовского музея. — Вып. 17. — Ростов, 2008. — С. 57—98.
  5. ↑ Вахрина В. И. Указ. соч. С. 11.
  6. ↑ Чудеса иже во святых отца нашего Димитрия, митрополита, новоявленного Ростовского чудотворца. Манускрипт из архива Ростовского музея. Р-799. Часть текста была опубликована в книге: Слава святителя чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского. — Сергиев Посад, 1913.
  7. ↑ Вахрина В. И. Указ. соч. С. 27—28.
  8. ↑ Опись Яковлевского монастыря 1763 года. — РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 506. Ч. 1. Л. 70-73 об. (недоступная ссылка) См. также об этом в кн.: Описание Ростовского ставропигиального первоклассного Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря и приписанного к нему Спасского, что на Песках. — СПб., 1849. — С. 11—13.
  9. ↑ 1 2 3 Вахрина В. И. Указ. соч. С. 5.
  10. ↑ Фёдорова М. М. Панагии священномученика Арсения Мацеевича // Искусство христианского мира: Сб. ст. — Вып. VI. — М., 2002.
  11. ↑ Вахрина В. И. Указ. соч. С. 35—36.
  12. ↑ Плотникова Н. Ю. Певческий сборник Ростовского Зачатьевского Яковлевского монастыря, Документы Спасо-Яковлевского Димитриева Зачатьевского монастыря в фондах РГАДА Архивировано 14 июня 2008 года..
  13. ↑ Вахрина В. И. Указ. соч. С. 36.
  14. ↑ Вахрина В. И. Указ. соч. — С. 41.
  15. ↑ Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь в городе Ростове Ярославской губ. Ростов-Ярославский, 1913. С. 12-13.
  16. ↑ Вахрина В. И. Указ. соч. С. 41.
  17. ↑ Документы Спасо-Яковлевского Димитриева Зачатьевского монастыря в фондах РГАДА Архивировано 14 июня 2008 года..
  18. ↑ Вахрина В. И. Указ. соч. С. 12.
  19. ↑ ЖМП. 1991, № 8, стр. 16.
  20. ↑ Иаков // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XX. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-036-3.
  21. ↑ 1 2 Вахрина В. И. Указ. соч. С. 8.
  22. ↑ 1 2 Православные монастыри. Путешествие по святым местам. Вып. 15: Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. С. 19.
  23. ↑ Вахрина В. И. Указ. соч. С. 37-38.
  24. ↑ 1 2 Православные монастыри. Путешествие по святым местам. Вып. 15: Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. С. 17.
  25. ↑ Настоятели Спасо-Яковлевского монастыря

Ссылки

  • Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом. Официальный сайт
  • Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь на сайте «Храмы России»
  • Рукописное наследие Спасо-Яковлевского монастыря в фондах РГАДА
  • Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь по материалам православной газеты Возрождение

Литература

  • Вагнер Г. К. Старые русские города. Справочник-путеводитель. — М.: Искусство, 1988. — С. 388.
  • Мельник А. Г. История интерьера Троицкого (Зачатьевского) собора Ростовского Яковлевского монастыря в XVIII — начале XX веков // Сообщения Ростовского музея. — 2008. — Вып. 17. — С. 57—98.
  • Мельник А. Г. Первоначальный интерьер Троицкого собора Ростовского Яковлевского монастыря // История и культура Ростовской земли. 2002. — 2003. — С. 60—80.
  • Мельник А. Г. Яковлевская церковь Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря // Ростов Великий: имена, события, судьбы. Материалы по истории и агиографии Ростовской земли. — 2012. — С. 179—192.

История
  • Сарское городище (VII — начало XI веков)
  • Ростово-Суздальское княжество (XI — сер. XII вв)
  • Ростовская епархия (991—1788)
  • Ростовское княжество (1207—1427)
  • оз. Неро
  • Пижерма
  • о. Рождественский
Экономика
Транспорт
  • Ростов-Ярославский
  • Ростовская конка (1902—1921)
  • Ростовский автобус
Наука
  • ГМЗ «Ростовский кремль»
  • Астрономическая обсерватория (1912—1950(?))
  • РФ ГАЯО
  • ВОАЭ ИА РАН
Образование
  • Григорьевский затвор (1210-1710)
  • Славяно-греко-латинская школа (1702—1705)
  • Димитриевское училище (1873—1918)
  • РО МАИ (1921—1922)
  • Филиал ЯГПУ
  • РЯСХТ
    • Механический техникум (1917—1960)/СХТ (1920—1960)
  • РПК
  • РПТ
  • Гимназия
  • Школа №2
  • Школа №3
  • Школа №4
  • Школа №5
  • Школа №6
  • СЮТур
  • ЦВР
Достопримечательности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *