Письма амвросия оптинского

Поучения старца Амвросия Оптинского

Портрет преподобного Амвросия Оптинского

1. По человеческому мнению, путь спасения, казалось бы, должен быть путь гладкий, тихий и мирный, а по евангельскому слову, путь этот при­скорбный, тесный и узкий.

2. Евангельские заповеди требуют, во-первых, смиренного терпения и перенесения всех искушений, по ска­занному: «В терпении вашем стяжи­те души ваша» и «претерпевый до конца, той спасен будет»; чтобы никого не судить и никого не осуж­дать, а всех оставлять на суд Божий и предоставлять их собственной воле. Так как только один и есть Судия живых и мертвых, пред Которым каждый из нас от своих дел прославится или постыдится.

3. Кто склонен более ко внутренней жизни, тому преимущественно сле­дует заботиться более всего о том, чтобы всех и все оставлять на суд Божий…

4. Главное средство ко спасению претерпевание многоразличных скорбей, кому какие пригодны…

5. Хотящему спастись должно по­мнить и не забывать апостольскую заповедь: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов». Много других заповедей, но ни при одной такого добавления нет, то есть: так исполните закон Христов. Ве­ликое значение имеет заповедь эта, и прежде других должно заботиться об исполнении оной.

6. Многие желают хорошей духовной жизни в самой простой форме; но толь­ко немногие и редкие на самом деле исполняют благое свое желание, ­именно те, которые твердо держатся слов Святого Писания, что «многими скорбьми подобает нам внити в цар­ство Небесное», и, призывая помощь Божию, стараются безропотно пере­носить постигающие их скорби, и бо­лезни, и разные неудобства…

7. Если хочешь поставить себя на твердой стези спасения, то прежде всего постарайся внимать только себе одному, а всех других предоставь Промыслу Божию и их собственной воле и не заботься никому делать на­зидание. Не напрасно сказано: «Кийждо от своих дел или просла­вится, или постыдится». Так будет полезнее и спасительнее и сверх того покойнее.

8. Милость и снисхождение к ближ­ним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению.

Бог все творит для нашего спасения

14. Ты желаешь видеть как на ладо­ни свое спасение. Но такое ясное ви­дение может приводить человека или к гордости, или к разленению; а не­полезное и не дается людям, равно как и безвременное, Т.е. преждевре­менное ведение и смерти своей.

15. Мы часто забываем, что «многи­ми скорбями подобает нам внити в Царствие Божие», и потому неред­ко ищем счастья земного и отрады временной в заботах житейских и в привязанности к мирским вещам. Потому всеблагий Господь всепре­мудрым Своим Промыслом И разре­шает узел сей, наводя неожиданные лишения и неожиданную скорбь, чтобы мы осмотрелись и обратили душевный взор свой к приобретению благ не временных, а вечных, кото­рые прочны и никогда не изменяемы.

16. Советую тебе не верить никако­му предчувствию, которое на тебя наводит тоску и безотрадное состоя­ние души; а верить тому, как Богу строит. Бог же устрояет для нас всегда полезное и спасительное.

17. Господь исполняет не все благие желания наши, а только те, которые

служат к душевной нашей пользе. Если мы при воспитании детей раз­бираем, какое преподавание какому возрасту прилично, тем более Гос­подь сердцеведец весть, что и в ка­кое время бывает нам полезно.

18. Зло всегда забегало вперед, но не одолевало, разве только где по­пускал Господь, и попустит к пользе нашей душевной и к испытанию христианского терпения.

19. Будет то, что Бог даст. Бог же устраивает все только полезное, и душеполезное, и спасительное. Только с нашей стороны требуется не малодушествовать, а с покорнос­тью воле Божией потерпеть посыла­емые скорби и болезни, смиряясь пред Богом и людьми и не дерзая никого обвинять или осуждать.

20 . Господь все попускает к пользе нашей душевной, к испытанию на­шего терпения и смирения и покор­ности воле Божией; потому что без сих трех ничего мы полезного не при­обретаем.

21. Если мы с верою неосужденно причащаемся Таинства Тела и Кро­ви Христовых, то все козни врагов наших душевных, стужающих нам, остаются недейственны и праздны.

22. Неосужденно причащаемся тог­да, когда приступаем к Таинству сему, во-первых, с искренним и сми­ренным раскаянием и исповеданием грехов своих и с твердою решимос­тию не возвращаться к оным, а во-вторых, если приступаем без па­мятозлобия, примирясь в сердце со всеми, опечалившими нас.

23. Есть и такие христиане, которые приносят покаяние, но не все выска­зывают на исповеди, а некоторые грехи скрывают и утаивают стыда ради. Таковые, по слову апостоль­скому, недостойно причащаются

26. К молитве Иисусовой старайся прибегать часто, во всякое время, также и в церкви, особенно если не слышно чтения…

Покаяние. Как избавиться от грехов

27. Если не можем жить вполне так, как требует Слово Божие, по край­ней мере постараемся приносить искреннее и смиренное раскаяние в своих ошибках и согрешениях с посильным исправлением, чтобы на Страшном Суде не оказаться в числе нераскаянных грешников…

28. Если понудитесь, по евангельс­кому учению, смиряться, то мало ­помалу с помощью Божией будут отступать от вас нетерпеливость и малодушие.

29. Телесное и видимое благопри­личие может приводить нас к бла­гому устроению внутренних помыс­лов. Как Господь прежде создал из земли тело человека, а потом уже вдохнул в оное бессмертную душу, так и внешнее обучение и видимое благоприличие предшествует душев­ному благоустроению; начинается же с сохранения очей и ушей и особенно с удержания языка…

35. Как бы ни казались благовидны и достоверны приходящие помышле­ния, но если они приводят в смуще­ние, то явный признак, что они с про­тивной стороны, и, по евангельскому слову, называются волками в овчих кожах. Правильные помышления и рассуждения успокаивают душу, а не возмущают…

36. Иногда люди по собственной неосторожности, сделанной когда­-либо прежде, подвергаются впо­следствии затруднительным обсто­ятельствам. В таком случае против смущения должно вооружаться само­укорением, и помощью Божией человек будет успокаиваться.

37. Всем известно, что первозданные Адам и Ева чрез вкус и вкушение были изгнаны из рая. Поэтому все­ми святыми отцами и предписывает­ся начинающим благочестие прежде всего воздержание вкушения.

38. Если же что-либо или кто-либо нас соблазняет или смущает, то явно показывается, что мы не впол­не правильно относимся к закону заповедей Божиих, из которых глав­ная заповедь никого не судить и не осуждать.

Краткое житие прп. Амвросия

Преподобный Амвросий (в миру Александр Михайлович Гренков) родился в с. Большая липовица Тамбовской губернии в семье пономаря.

Во время обучения в духовной семинарии Александр Михайлович смертельно заболел и дал Господу обет в случае выздоровления поступить в монастырь. Он поправился, но свое намерение исполнил только спуся 4 года, которые прошли в борьбе между голосом совести и привязанностью к миру.

В 1839 г. Александр Михайлович посетил троекуровского старца Илариона, который сказал ему: «Иди в Оптину. Там ты нужен». Осенью 1839 г. Александр Михайлович прибыл в Оптину пустынь и в марте 1840 г. был принят в число братства. Одним из его послушаний было чтение правила старцу Льву,который перед смертью поручил его попечению старца Макария.

В 1842 г. Александр Михайлович был пострижен в монашество и наречен Амвросием. В 1843 г. состоялось посвящение его в иеродиакона, а в 1845 г. в иеромонаха. В 1846 г. в возрасте 34 лет Амвросий становится помощником старца Макария в духовничестве. Вскоре он тяжело заболел, вследствие неспособности выполнять монастырские послушания, был выведен из штата обители.

Тяжкие болезни не оставляли прп. Амвросия до конца жизни, однако он считал их необходимыми для спасения. После кончины старца Макария иером. Амвросий становится его преемником. К келье старца Амвросия начинают стекаться за советом и утешением люди всех сословий и возрастов со всей России.

По всеобщему и единодушному признанию старец был глубочайшим знатоком сокровенных движений души, опытнейшим разрешителем духовных и житейских недоумений, мудрейшим и любвиобильнейшим наставником. В начале 1870-х гг. прп. Амвросием была основана женская Шамординская Казанская обитель для малоимущих, куда в 1890 г. старец переехал и где оставался до самой смерти.

Тропарь, глас 5

Яко к целебному источнику / притекаем к тебе, Амвросие, отче наш, / ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, / молитвами от бед и напастей охраняеши, / в телесных и душевных скорбех утешаеши, / паче же смирению, терпению и любви научаеши; / моли Человеколюбца Христа / и Заступницу усердную / спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Завет Пастыреначальника исполнив, / старчества благодать наследовал еси, / болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе. / Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти: / отче святый Амвросие, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Аакафист преподобному Амвросию Оптинскому

О письмах преподобного Амвросия Оптинского

Монахиня Игнатия (Петровская) | 18 февраля 2009 г.

Со страниц писем преподобного старца иеросхимонаха Амвросия встает его образ, образ человека Божия, готового прийти на помощь любому во всяком его недоумении и вопросе. Здесь есть ответы родителям, как воспитывать детей, ответы детям, как себя вести по отношению к родителям, советы вопрошающим старца в духовной нужде и туге, советы, как распоряжаться своим материальным достоянием, и, конечно, более всего – указания людям, ищущим духовного пути, недоумевающим при возникших казалось бы неизбывных печалях.

Простая бесхитростная речь старца как будто не обнаруживает в нем человека, обладающего изощренными познаниями. И только тогда, когда возникают серьезные недоумения по поводу догматов православной веры, во всем объеме обнаруживается глубокий духовный опыт преподобного Амвросия, его знание святоотеческой литературы, его беспреткновенное исповедание православных истин: святых догматов, учения о Святой Троице и проч.

В письмах Преподобного не найдешь больших тонкостей слова или поражающих душу определений; все они – сама жизнь, такая, какая она есть, и решение судеб этой жизни при немеркнущем свете Слова Божия, глагола Христова. Таково его письмо к NN. «Милостивая государыня! – пишет старец. – Вы отнеслись письменно к моей худости, объясняя свое положение <…> Не зная хорошо ваших обстоятельств и настроения душевного, буду отвечать вам, сколько могу понимать из письма вашего» . Далее он приводит слова своей корреспондентки: «Вы пишете: “Тяжело я страдаю душевным и телесным расслаблением, которое меня отчуждает от всех радостей и связей мирских, и даже от дел долга. Нет для меня надежды в будущности. Одна лишь усиленная молитва поддерживает меня… Иногда мои страдания доходили до такой степени, что я совершенно отчаявалась. Открываю вам свое малодушие: нет сил больше терпеть”». «Содержание письма вашего показывает двоякое в вас расположение, – отвечает ей старец Амвросий. – Слова, что лишь усиленная молитва к Богу поддерживает вас, показывают, что вы усердная христианка. Другими же словами, что немощь душевная и телесная отчуждает Вас от всех радостей <…> мирских <…> обнаруживается привязанность к миру». Ссылаясь на учение Христово и слова святителя Димитрия Ростовского, преподобный старец пишет: «Поэтому основательнее и надежнее искать утешений и радости только о Господе, особливо, кто не обилует здоровьем». «И если возьметесь за это подражание (“яко кроток есмь и смирен сердцем”), – продолжает он, – понуждаясь оставлять всякие самолюбивые претензии, по обычаям и приличиям мира, то и несомненно можете вступить на ту христианскую стезю, которая ведет к мирному и спокойному состоянию души».

Многое можно почерпнуть из большой переписки старца с его духовной дочерью, ищущей «внутреннего христианства». Уроки преподобного Амвросия могут быть и суровы, но всегда любовны, жизненны. «Ты ошибочно ищешь полного и совершенного успокоения на земле, – пишет Преподобный, – тогда как такое состояние принадлежит будущей жизни» . Ниже старец внушает той же рабе Божией: «Богу угоднее и приятнее то, что делается за послушание и по благословению, – нежели то, что делается по своей воле». И в том же письме далее: «Ты составила для себя неправильное понятие о духовной жизни», – почему блаженный старец убеждает свою духовную дочь терпеть недостатки, которые она находит в своих ближних . Замечательно слово, на которое ссылается преподобный Амвросий дальше в тех же письмах: «Как ни тяжел крест, который человек несет, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца» . Таковы и другие замечания старца. Иногда он пишет в шутливом тоне, в рифму, высказывая вместе с тем глубокие истины человеческой жизни.

Старец писал и к лицам неправославного вероисповедания: к католикам и лютеранам, среди его корреспондентов был даже католик-сенатор. Отзывался он и на вопросы текущей общественной жизни, писал к лицам высокого общественного положения.

В письмах старца к монашествующим можно найти еще больше ответов на вопросы внутренней жизни человека, построения этой жизни, на вопросы, возникающие в искушениях, скорбях и различных обстоятельствах, которые встречаются на нашем пути к Богу. В общих письмах к монахиням, которые преподобный старец писал на праздники Рождества Христова и Пасхи, обнаруживается во всей полноте, насколько глубоко знал, любил и усвоил сердцем преподобный Амвросий писания святых Отцов-аскетов, – так свободно и широко приводил он примеры из их писаний, убеждая своих духовных чад к подражанию им, утешая их в скорбях, приводя убедительные примеры. Здесь знание преподобным батюшкой писаний святых Отцов выявляется еще шире и многообразней, чем в письмах к мирским особам, где приводилась им защита догматов, богословской литературы.

Преподобный Амвросий почти в каждом письме дает толкование праздничных церковных песнопений: ирмосов, тропарей, кондаков или псалмов, которые посылаются им в письмах как духовный подарок к празднику. Впрочем, при случае батюшка пишет и о страстях, о том, как бороться с завистью, как исполнять, а не только знать Христовы заповеди. «Сестры о Господе и матери! – начинал обычно эти свои послания преподобный батюшка Амвросий. – Поздравляю вас с светлым праздником Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и сердечно желаю вам всем встретить и провести всерадостное сие христианское торжество в мире и утешении духовном» . «Христос воскресе! – пишет старец ниже в том же письме. – Велика сила в сем кратком приветствии, как свидетельствует святой Златоуст в Огласительном своем слове: “Воскресе Христос и низложися ад!”». С годами в этих общих письмах старца Амвросия обращения звучат так: «Братие о Господе и сестры и матери!». После подобного вступления батюшка часто давал и свое слово о том или ином духовном предмете.

В наши дни, когда – в связи с великими сдвигами в обществе – восстановление заветов Оптиной пустыни становится насущной задачей, эти общие послания преподобного Амвросия должны найти своего исследователя.

Еще более серьезного внимания требуют письма к отдельным монашествующим лицам. В тех случаях, когда батюшка пишет к одному и тому же лицу значительное количество писем, выявляется характер человека, которому эти письма адресованы. К некоторым лицам у преподобного Амвросия сохраняется на всем протяжении переписки бережное отношение, напоминание о руководстве предшествовавшего старца, к другим – отношение более строгое, указание на самочиние и борьбу с ним. Одну свою духовную дочь старец называет «чадцем двоедушным и храмлющим на оба колена», говорит, что она «чадце мудреное и постоянства неимущее» , приводит и другие определения. Других монашествующих старец поучает, что Господь не взыскивает с человека за чужие недостатки и немощи .

Мудрым толкует батюшка слова Лествичника о том, как округляются камни, ударяясь один о другой , и везде, где есть к тому повод или нужда, преподобный Амвросий приводит слова святых Отцов-аскетов, утешая, убеждая скорбящих или унывающих, от своего милостивого отеческого сердца ищет каждому спасения, усовершения внутреннего человека согласно устроению каждой души. Некоторым настоятельницам монастырей преподобный батюшка пишет с заботой о пользе вверенных им душ, иногда и с отеческой лаской.

Письма преподобного старца Амвросия могут быть краткими, а иногда, ввиду важности предмета, и очень пространными. Часто батюшка пишет, что ему недосуг писать из-за «молвы хибарочной», что сам бы хотел пожить в тишине и безмолвии. В этом отношении очень важен такой отрывок из его письма: «А я постоянно нахожусь на народном сборе и разборе дел человеческих, большею частью временных и суетных, предоставив вечное свое спасение единому милосердию Божию» . Так писал великий старец земли русской, ныне причисленный к лику преподобных!

В некоторых своих письмах батюшка Амвросий высказывает глубочайшие истины, говоря, к примеру, что «монашество есть таинство» . Таким же духовным опытом полны его письма о молитве Иисусовой. «Прежде сердечной молитвы, – пишет батюшка к некоей страждущей инокине, – постарайтесь иметь молитву умную, держа внимание в персех и заключая ум в словах молитвы. Такая молитва проще и удобнее; и если в этой молитве будет успех, то, по свидетельству некоторых, она переходит и в сердечную» .

Повторяем, подлинный разбор наследия писем преподобного старца Амвросия найдет свое место в ближайшем будущем , тогда и будут отобраны и изложены основные ценности его смиренной старческой переписки с миром страждущих и ищущих Бога сердец.

  1. Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. М., 1906. – С. 108–109.
  2. Там же. – С. 30.
  3. Там же. – С. 42–43.
  4. Там же. – С. 71.
  5. Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Вып. 1, 2. Сергиев Посад, 1908. Вып. 1. Письмо 5. – С. 6.
  6. Там же. Письмо 91. – С. 86.
  7. Там же. Письмо 118. – С. 101.
  8. Там же. Письмо 121. – С. 105.
  9. Там же. Письмо 205. – С. 176.
  10. Там же. Вып. 2. Письмо 383. – С. 104.
  11. Там же. Письмо 395. – С. 115.
  12. См. Архимандрит Иоанн (Маслов). Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993. Кроме этой книги, написанной в 1968–1969 гг., другие изданные труды по этой теме нам неизвестны. – Сост.

Духовные наставления и житие Амвросия Оптинского

На российской земле появлялось много святых — они становились учителями веры и примерами благочестия для современников, последующих поколений. Великий духовник, живший в XIX в., родился в Тамбовской губернии в 1812 г. Родители, Михаил и Марфа Гренковы, нарекли сына Александром, в честь святого князя А. Невского. Но больше он известен как преподобный Амвросий Оптинский. Прославился своими духовными наставлениями, наполненными юмором и глубоким смыслом. Молитвенной защиты у праведного старца просят сегодня тысячи верующих, получая в ответ исцеление от физических и духовных недугов.

Оглавление:

  • Краткая биография святого
  • Состояние здоровья
  • Служение праведника
  • Чудеса и святые места преподобного
  • Обращение к иконе
  • Духовные наставления святого

Краткая биография святого

В семье Гренковых дед был священником, отец — пономарем. Глава семьи рано умер, поэтому Саша с братьями и сестрами (было еще семеро детей) проживал у дедушки. В 12 лет мальчика отдали в Тамбовское духовное училище. Успешно закончив его, он был отправлен в Семинарию.

Александр обладал живым нравом, остроумием, за что его любили товарищи. Будущее энергичного и талантливого юноши представлялось довольно радужным. Получил прекрасное образование, мог рассчитывать на хорошую должность. Но Господь распорядился по-другому. Как говорил святитель Филарет, Бог избирает будущих своих слуг от материнской утробы, но призывает в определенное время. Случается, что люди не сразу подчиняются Его воле, но рано или поздно все равно следуют туда, куда велит Создатель.

Подобная история есть и в житии Амвросия Оптинского. Перед окончанием семинарии юноша тяжело захворал — здоровье часто подводило его и в дальнейшем. Он пообещал Господу, что если поправится, уйдет в монастырь. И выздоровел. Однако, обет свой исполнять не торопился. Молодому человеку было тяжело отказаться от мирского. Устроился педагогом к богатому помещику, получал хорошее жалование. Затем поступил в Духовное училище г. Липецка — преподавал греческий язык.

Однако, высшее призвание напоминало о себе. Вместе с другом Алексей поехал в паломническое путешествие: побывал в келье у старца Иллариона, насельника Троице-Сергиевой лавры. Именно этот благочестивый духовник посоветовал юноше идти в Оптину пустынь. Встреча оказала большое влияние на дальнейшую судьбу молодого человека.

Сразу после завершения поездки он тайно бежал в обитель. Вероятно, опасался, что поддастся на уговоры родни и друзей, побоялся не исполнить данный Богу обет. Так осенью 1839 г. в Оптиной появился новый послушник. Поначалу жил в гостинице, вскоре перешел в обитель. Служил чтецом у знаменитого старца Льва, нес послушание на монастырской кухне, в пекарне. Помогал также преподобному Макарию.

Основные вехи духовного пути:

  • Ноябрь 1842 г. — пострижение в мантию с именем Амвросий.
  • Декабрь 1845 г. — рукоположение в священника (иерея).
  • 1846 г. — принятие схимы.

Господь забрал к себе старца 23 октября 1891 г. — сегодня это официальный день памяти преподобного. Святые мощи Амвросия Оптинского были обретены летом 1998 г.

Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью с биографией Матроны Московской.

Состояние здоровья

Высоко ценили смиренного монаха в обители — сделали помощником старца Макария в духовном послушании. Однако, здоровье инока сильно пошатнулось. Настолько, что опасались внезапной кончины. Поэтому батюшку благословили на принятие великой схимы — обычно в нее постригают перед смертью. Нового схимника вывели за штат и оставили без послушаний на иждивении монастыря.

Господь проявил милость, и преподобному понемногу стало лучше. После кончины св. Макария на него легло послушание старчества. Болезни полностью не оставили праведника — приступы гастрита, нервные болезни, простуда постоянно давали знать о себе. Усугубил положение вывих руки. С 1862 г. старец перестал посещать богослужения в храме, почти не выходил из своей кельи.

В 1862 г. открылось геморроидальное кровотечение, положение было очень тяжелое. Братия привезла чудотворную икону Царицы Небесной «Калужскую». Возле постели больного отслужили молебен. Старцу стало легче, но болезнь периодически возвращалась. К своим недугам относился с большим терпением. Считал, что каждому требуется очищение от грехов, помимо покаяния. Поэтому скорби он принимал как милость, благодаря которой духовно возрастал.

Служение праведника

Амвросий Оптинский не удостоился церковных должностей, много лет был просто иеромонахом. При обители также не сделал карьеру игумена или архимандрита, принял смерть в сане иеросхимонаха. Но народ его очень любил, потому что он ценил не звания, а добрую душу. Простые люди всегда могли прийти в келью преподобного за советом, никто не получал отказа.

Для любого посетителя имелось у старца нужное слово — и для простой крестьянки, которая ухаживает за барской птицей, и для образованных господ, приехавших из больших городов. Жил монах по такому расписанию:

  • Подъем — в 4 ч. утра. Начиналось монашеское правило (у иноков оно другое, чем у мирян) совместно с келейниками.
  • Молитва в уединении.
  • Прием насельников монастыря начинался в 9 утра, затем следовали приезжие.
  • Вечерние молитвы читались довольно поздно — уже в 11 вечера. Только к полуночи преподобный оставался наедине со своими мыслями, мог недолго отдохнуть.

Подобным образом святой прожил три десятилетия. Не чуждался преподобный принимать женщин. До этого такие беседы в обители не проводились. Но Амвросий Оптинский никому не отказывал, в 1884 г. даже основал женский монастырь в с. Шамордино, что недалеко от обители.

Чудеса и святые места преподобного

В основе монашеской жизни лежит молитвенное служение Богу и людям. Оно незаметно окружающим, но плоды иноческого труда проявляются в виде особых духовных даров, которые имел Амвросий Оптинский.

В чем помогает молитва преподобному, нельзя сказать однозначно, ведь каждое чудо дается по вере конкретного человека. Но известно о многих случаях исцелений. Лечил недуги иногда простым прикосновением, благословлял пить травяные сборы. Но главное, обучал людей молитве, общению с Богом:

  • Вылечил женщину, страдавшую язвой желудка, после чего хирургическое вмешательство стало ненужным.
  • Помогал крестьянам преодолеть тягу к алкоголю, курению.
  • Исцелил на расстоянии подростка, который мучился воспалением ушей и горла.
  • По молитвам святого бесплодные женщины рожали здоровых детишек.

Последний час праведник встретил в основанной им Казанской пустыни, где находили приют бедные женщины, которым некуда было податься. После кончины тело перенесли в Оптину. Мощи издавали приятное медовое благоухание, во время похорон шел дождь, но свечи, стоящие возле гроба, не погасли. На похороны пришло очень много людей, погребли останки около храма — так принято в монастырях.

На могилке также стали происходить чудеса, свидетельства о которых хранятся в летописи обители. Церковная память иеросхимонаха совершается трижды в году: 10 июля (обретение мощей), 23 (день кончины) и 24 октября (собор старцев Оптинских). Мощи ныне покоятся во Введенском Соборе монастырской пустыни, в приделе, который освящен во имя преподобного. Есть храмы имени святого в Санкт-Петербургской, Кировской, Тверской епархиях.

Скит преподобного Амвросия Оптинского в Белоруссии стал еще одним святым местом, которое связано со старцем. Находится он в Гродненской области, с. Русаково. Основан по благословению архиепископа Гурия в 2005 г. Начинать приходилось с нуля. Сегодня в скиту есть храм, гостиница для паломниц. Насельницы ведут хозяйство, работают на огороде, выращивают травы. Они изготавливают лекарственные сборы и мази. Скит поддерживает дружеские связи с Оптиной пустынью.

Обращение к иконе

Необязательно совершать паломничество, чтобы помолиться Амвросию Оптинскому. Икону можно поставить дома. Святой услышит обращение независимо от того, где находится верующий. На иконе изображают старца, убеленного сединами, в монашеских одеяниях. Как правило, лик бывает весьма похож на прижизненные фотографии и портреты праведника. В руках у монаха — четки, что символизирует обретение молитвенного дара. Говорят, что мир еще стоит только благодаря службам, которые совершают в обителях.

Обращаться к праведникам принято после прочтения молитв к Господу и Божией Матери. Читают акафисты, совершают молебны. Разрешено молиться своими словами, поверяя духовные и житейские проблемы. Важна искренность, вера в то, что помощь будет оказана.

Духовные наставления святого

Хотя преподобный был хорошо образован и обладал острым умом, говорил с духовными чадами очень просто. Его поучения известны краткостью, меткостью, юмором. Они легко запоминаются, служат верующим руководством во многих житейских ситуациях. Часто приходящие спрашивали о том, как нужно жить. Батюшка отвечал с долей иронии: «Жить — не тужить».

Если вдуматься, то здесь не просто шутка, а указание на то, чтобы человек избегал лени и уныния. Последнее старец считал опасным как для души, так и для тела. Унылый человек ничего не хочет делать — не молится, не ходит в храм, работает спустя рукава. Так христианин поддается дьявольским наветам и начинает скатываться в бездну грехов.

Наказывал никого не осуждать и никому не досаждать. Ведь для многих подобное поведение привычно. А схимник призывал воспитывать в душе смирение, считать себя последним из людей. По его словам так жить намного проще. Только взращивая в сердце смирение, можно стяжать добродетели, необходимые для спасения.

Полезны наставления схимника в любой ситуации. Они вне времени, потому что человеческая натура остается неизменной. Гордыня и страсти властвуют над людьми, заставляя их совершать грешные поступки. Мудрый старец сумел подыскать такие слова, что самые сложные духовные истины становятся понятны каждому.

Проповедник Амвросий Оптинский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *