Плоть в философии

ПЛОТЬ

ПЛОТЬ — понятие парадигмы Другого в границах философии постмодернизма, выступившее результатом процедуры интеллектуального оборачивания (в контексте идеи зеркальной обратимости мира) понятия тело. Согласно Мерло-Понти, мое тело и есть П., которую я впервые замечаю, сталкиваясь с телом Другого: идея оптического обмена телами позволяет зародиться идее телесной промежуточности, образу П. (По Сартру, П. — это не тело, П. — это клеевая прослойка между двумя телами в результате обмена касаниями: глаз становится взглядом, когда желает П. Другого.) В онтологическом контексте Мерло-Понти полагал, что плоть не является ни материей, ни духом, ни субстанцией. Необходимо, чтобы ее означить, ввести старый термин элемент, в том смысле, в каком он используется, когда говорят о воде, воздухе, земле и огне, так сказать, в смысле chose generale… Плоть именно в этом смысле является элементом Бытия. П. в рамках таких интерпретаций позволительно интерпретировать как некую стихию вещи, как своеобычную позицию из рядов номенклатуры физических сил, — как то, посредством чего и благодаря чему всякая вещь, любое тело и безразлично какое событие могут осуществляться и существовать как эта — данная вещь, это — конкретное тело, это — определенное событие. В рамках подходов метафизик ландшафта именно состояние мировой П. (см. Плоть мира) обусловливает состояние, когда нейтральная топология поверхности начинает обретать особые характеристики в зависимости от тех сил-стихий, которые воплощают в себе элементы: П. мира становится вязкой, жесткой… вновь становясь физически ощутимой… Потенциальные среды, которыми она окутывает видимый мир, неожиданно становятся физически определенными. Изначальная присутствуемость — это П. Потенциальная реальность П. не может быть определена в терминах дали и близи, консистенции и диффузии, субъекта и объекта, но скорее в терминах топологических: П. как текущая поверхность, безразличная к событиям, которые на ней развертываются, — она, естественно, не имеет глубины, материальности, но в нее вписаны все внешние и внутренние горизонты вещей, вписано и мое тело, ибо оно регулируется в своем актуальном проявлении тем потенциальным полем телесных событий, что создается первоначальным присутствием П. мира. На том уровне, где она проявляется, она всегда удерживает вместе и друг в друге внутренний и внешний горизонт актуального телесного опыта, не дает ему распасться и исчезнуть. Будучи невидимой (по В.А.Подороге), она способна производить видимое. Земля — это П. Другого. Перво-П. выступают в таком случае чистые события мира в условиях его первозданной абсолютной неразличаемости: ландшафтные складки (см. Складка) выравнива- ются, П. трансформируется в П.-в-себе (Подорога), она (П.) более не в состоянии актуализировать себя, воплощать, — виртуальное, не способствуя актуализации, замещает его. Внешнее, иное — более удаленное, чем любая Внешность, складывается, изгибается Внутренним, более глубоким, чем любая Внутренность, тем самым созидая саму возможность производного и продуктивного отношения между Внутренностью и Внешностью. Именно такое изгибание или сгиб (описанные в концепции Мерло-Понти — Делеза) и определяют собственно П. (помимо тела и сопряженных с ним объектов). A.A. Грицанов

Энциклопедия История философии

ТЕЛО

 ТЕЛО ТЕЛО ТЕ́ЛО, -а, мн. тела, тел, телам, ср. 1. Отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-н. веществом или ограниченная замкнутой поверхностью. Твёрдые, жидкие и газообразные тела. Геометрическое т. 2. Организм человека или животного в его внешних, физических формах. Части тела. Войти в т. (пополнеть; прост.). Спасть с тела (похудеть; прост.). В теле (полный, тучный; прост.). Голое т. (без одежды). Мёртвое т. (труп). 3. Часть этого организма, исключая голову и конечности, туловище. Массаж тела. 4. Основная часть, корпус чего-н. (спец.). Т. орудия (ствол). Т. мины. Т. поршня. Т. плотины (её основная часть). Вегетативное т. гриба (грибница). Рудное т. (скопление руды). Т. дерева (ствол). | уменьш. тельце, -а, ср. (ко 2 знач.). | прил. телесный, -ая, -ое (ко 2 и в нек-рых сочетаниях к 1 знач.). Телесные немощи (устар. и ирон.). Телесные свойства (свойства физических тел).

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

.

Синонимы: аллоплант, апотеций, бездыханное тело, бисмалит, боди, бренная оболочка, гарполит, гранник, дайка, диапир, естество, земная оболочка, интрузив, кандидат, клейстокарпий, комета, конус, корпус, лакколик, лоно, лополит, лофолит, макротело, микротело, организм, органон, останки, перитеций, пикнид, пикния, плаколит, плоть, прах, ролл, сателлит, светило, силл, сома, стан, субвулкан, сфенолит, тектит, телеса, тельце, тор, торс, труп, трупак, трупец, туловище, туша, тушка, факолит, фульгурит, хонолит, цилиндр, шток, штокверк, этмолит

Смотреть что такое «ТЕЛО» в других словарях:

  • ТЕЛО — 1) название материальной протяженной вещи как чего то объективно физического; 2) неточное название материального носителя жизни организма, в частности организма человека; 3) название трехмерной фигуры в стереометрии. Философский энциклопедический … Философская энциклопедия

  • Тело — Тело: В математике: Тело (алгебра) множество с двумя операциями (сложение и умножение), обладающее определёнными свойствами. Тело (геометрия) часть пространства, ограниченная замкнутой поверхностью. Тело комплекса Тело (физика) … … Википедия

  • ТЕЛО — ТЕЛО, тела, мн. тела, тел, телам (срн. телеса), ср. 1. Ограниченное пространство, заполненное какой нибудь материей, веществом (физ.). Все тела делятся на твердые, жидкие и газообразные. || Часть пространства, ограниченная со всех сторон… … Толковый словарь Ушакова

  • Тело — – макроскопическая система, размеры которой во много раз превышают расстояния между составляющими ее микрочастицами. Тело аморфное – тело, не имеющее правильного, периодического расположения составляющих его микрочастиц. Тело… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • тело — держать в черном теле, мертвое тело, нажить тело, не виноват ни душой, ни телом, спасть с тела, упиться до мертвого тела.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. тело гарполит,… … Словарь синонимов

  • ТЕЛО — термин традиционного эстетического и социо гуманитарного знания (см. также ТЕЛЕСНОСТЬ), обретающий имманентный категориальный статус в понятийном комплексе философии постмодернизма. В контексте установки постмодерна на преодоление… … История Философии: Энциклопедия

  • ТЕЛО — Парадоксально, но классический реализм ХХ в. практически не замечал человеческого тела, его функциональности. Герой говорил и ел, был тостый или худой. Все это скорее являлось идеологическими характеристиками. Характерно, что первый писатель ХХ в … Энциклопедия культурологии

  • Тело — Тело ♦ Corps Небольшое количество организованной материи, в частности такое, из какого состоим все мы; объект, субъектом которого является мое «Я». Но если «тело и душа суть одна и та же вещь», как учит Спиноза, тогда тело является своим… … Философский словарь Спонвиля

  • ТЕЛО — собственность в руках попечителей, основная сумма или капитал. Экономический словарь. 2010 … Экономический словарь

  • тело́м — телом, а; мн.тело мы, ов … Русское словесное ударение

  • тело — белое (Мельн. Печерский); гибкое (Шмелев); выхоленное (Л.Толстой); жидкое (Куприн); каменное (С.Аксаков); мускулистое (С.Аксаков); прозрачно персиковое (Зайцев); пышное (Дмитриева); роскошное (Зайцев); рыхлое (Шмелев); сытое (Орлов); тупо злое… … Словарь эпитетов

Книги

  • Тело, Ерофеев Виктор Владимирович. Тело — это все или ничто? Божественный сосуд или мешок с дерьмом? Верить телу, не верить? Опора, счастье, наслаждение или горе, боль, разгром, разложение? С точки зренияодной из азиатских… Купить за 485 руб
  • Тело, Ерофеев Виктор Владимирович. Тело — это все или ничто? Божественный со­суд или мешок с дерьмом? Верить телу, не верить? Опора, счастье, наслаждение или горе, боль, раз­гром, разложение? С точки зрения одной из азиатских… Купить за 435 руб
  • Тело, Виктор Ерофеев. Тело — это все или ничто? Божественный сосуд или мешок с дерьмом? Верить телу, не верить? Опора, счастье, наслаждение или горе, боль, разгром, разложение? С точки зренияодной из азиатских… Купить за 419 руб

Другие книги по запросу «ТЕЛО» >>

Тело и плоть человека в Библии: их антропологическое различие.

Главная | Обратная связь

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 20

https://my.mail.ru/community/telo-hram-obraz/1418039184A05161.html

Пренебрежительное отношение к плоти и телу вытекает из грубого переноса, сегодняшним образованным человеком, способа научно-теминологического мышления на тексты Писания и святых отцов. Мы стремимся к точности выражения, порой ищем этой точности в буквализме, сводя слово к знаку.

Вот и встречая в Писании слова «тело» и «плоть», есть соблазн понимать их упрощенно «атеистически»- в современном биологическом смысле или упрощенно «духовно»- все проблемы человека от плоти и тела, как источника страстей.

Но слово по природе своей многозначно и одухотворено, оно есть, прежде всего, образ, который рождается только в соседстве с другими словами, то есть из контекста, а не из расшифровки или математического однозначного определения отдельных слов. Поскольку вырос уровень образованности в современном мире, многие впадают в искушение толковать Книгу, как любую книжку — «по- своему разумению и похотению». Что вполне допустимо в протестантизме, но не в Православии.
В этом разделе, на примере понятий «тела» и «плоти», будем исходить из древней традиции отношения к слову не как к термину, а как к историко- символическому образу, ключу, открывающему врата истины.

В греческом языке слово soma- тело, имеет корень so- (цел-). Прилагательное sos означает «це­лый», неповрежденный, здоровый». Soma означает человека как целое, неделимое (как синоним можно указать греческое слово — аtomos, лат.
Individuum). Soma есть atomos, отрицание всякой tome (деления), в том числе дихо- и трихотомии. Но в реальности этого мира человек делим: он болеет, страдает, разлага­ется в смерти. То есть он еще не обладает подлинным soma, подлинным
телом (целым). «Целение», восстановление целого тела именуется soteria. В русском переводе принято считать, как «спасение», но буквально обозна­чает «целение» (обретение целостности, истинного тела). Соответственно Soter (Спаситель) бук­вально означает именно «Целитель». Т.о., наше привычное именование Господа Христа — Спасителем, должно в нашем сознании и в богообщении восполняться и этим значением – Целитель: «Господь целитель твой»(Исх. 15,26).
Истинную целостность, истинное неделимое тело человек обретает только в телесно Воскресшем Боге, в «теле воскресения». Через участие в Таинстве Причастия к воскресшему Телу человекимеет начаток новой телесности, как и Царства Божьего уже теперь.


Рассмотрим как тело понималось в Ветхом Завете. В первую очередь, как дом души, противодействующий духовному есте­ству:
«…ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум» (Прем. 9:15.). Тело предстает и как собирательное понятие, которым обозначают совокупность членов, костей, тука (жира), плоти (мяса), крови и др.
В Новом Завете тело становится мистическим объектом человеческого бытия — либо смертным и греховным, либо чистым и духовным. То же самое (с физико – химической точки зрения) тело может быть уже «храмом Святого Духа»(1Кор.6:19)
в нем меняется духовная, мистическая значимость: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное»(1Кор.15:44)

Через Таинство Крещения, тайну Боговоплощения, Крест и воскрешение Христово человек «приобретает» духовное тело. Бог, ставший человеком, преобразил земное тело. Оно стало духовным во Христе, оставшись истинно человеческим по природе. Тайну этого преображения открыл в Себе Самом Богочеловек: «Который
уничиженное тело наше пре­образит так, что оно будет сообразно славному телу Его…» ( Флп.3:21)

В каждом члене Церкви, как Теле Христовом, есть ветхая, душевная телесность (от Адама) и ду­ховная от Богочеловека. И в каждом теперь есть возможность выбора: довоплощаться,возрастать в меру возраста Христова, становятся телесно членами Тела Христова (1Кор.6:15; Рим.12:5, 1Кор.12:27) или продолжать жить по плоти ветхой (и мечтать о пере-воплощении в новом теле — это сегодня опять модно)
Для ветхозаветного сознания тело было полным и адекватным выразителем состоя­ний
души и духа: страдало тело — страдала душа. Если тело испачкано, запачкана и душа. Можно сказать, что вся ветхозаветная духовность и душевность телесны. Поэтому так важны омовения, жертвы и чистота тела. Эта связь для иудейского сознания была настолько очевидна и однозначна, что новозаветное отношение к телу, с трудом проникало (и до сих пор!) в него.

С Христовым воплощением в человеческом теле, вся ветхозаветная традиция казалось многим нарушением «по букве». Например, когда Христа упрекают в неумовении рук (Мф.15:2) , Христос открывает духовный смысл телесных действий Писания — омовения и телесной чистоты, показывая, что духовное понимание выше телесного. Но не стоит забывать, что сначала телесное — потому духовное, поэтому не умовение рук отрицает Господь, а придание этому мистического смысла.

«Плоть» (sarx) — другой многозначный термин в Писании.
Понятие «плоть» в Ветхом Завете означает ту часть тела человека, которая не есть кости, кровь, жир… и относится к мышцам и внутренним органам: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей». ( Быт.2:23). Также, «плоть» часто яв­ляется синонимом понятия «тело» и всякого живого существа: «…и я во плоти моей узрю Бога». (Иов.19:26), «…ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт.6:12).
Слово «плоть» имеет еще значение супружеской, родовой, семейной, кровной общ­ности между людьми. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». (Быт.2:24:)

Как зеленеющие листья на густом дереве -одни спадают, а другие вырастают: так и род от плоти и крови — один умирает, а другой рождается. ( Кн. прем. Иисуса Сирахова ,14,18-19))
Так же, как и у апостола Павла, плоть может быть символическим именованием греховно­сти, противоположности духу, приверженности земле, законам естества, миру. Т.к. сама плоть не может восстать от земли, для этого нужно ощутить в своих глубинах структурный костяк (символ духовного начала), собраться с ним в единое тело «…
не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками , потому что они плоть». (Быт.6:3.)

Но христологическая антропология, раскрывает новое учение и о плоти. Новая Плоть Иисуса хоть родственна нам, как и Тело Его и «мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. (Еф.5:30),но и иная, т.к. скрывала до поры божество, которое: «Он вновь от­крыл нам через завесу,то есть плоть Свою».(Ев.10:20).
Плоть — это наиболее «темное» место в душевной жизни человека- внутренняя земля «почва», «утроба», та пещера, в которой появляется на свет Иисус и, в которой хоронят Его пречистое тело.
Плоть осознается нами и в личном опыте и в Писании, как нечто только внутри тела, как непременное условие телесной жизни. Она по своему естеству инертна, и поэтому она — хранительница природных зако­нов, и приобретенных в процессе воспитания,
осознанных и неосознанных подражаний, привычек, навыков — как полезных, так и вредных (греховных) похотей. Добрые привычки экономят наши силы и время, но все же они в любой момент могут подвести и потому: «Бойся привычек, более чем врагов». Привычка, какой бы ничтожной она ни казалась, является чем-то инородным для души, по пословице она — вторая натура, принося жертву которой, мы влечемся ко греху.Навыки — то, что используем мы, привычки — то, что использует нас, поэтому апостол предупреждает: «Попечение о плоти не
превращайте в похоти»
(Рим.13.14).

Плоть познается с момента рождения опосредованно:
через движение, ощущения, соприкосновение с миром и выражает себя в телесных образах нашего языка. Первый язык, которым овладевает человек, — невербальный, телесный. Ребенок общается с собой, миром, своей плотью, не выделяя еще своего тела из мира. Поэтому, позднее о мире душевном и духовном, мы говорим на языке первых телесных переживаний: отношения «теплые» или «холодные», характер «легкий — тяжелый», личность «устойчивая — неустойчивая», «темная — светлая».
Страдая, говорим: «На сердце – камень». Ошибаясь нравственно: «Оступился, низко пал». Когда хочет спать: «Слипаются глаза» и т.д. .

Плоть, таким образом, составляет область бессознательных движений и чувств. Тело может и должно осознаваться, т.к. несет в себе образ Божий и потому оно — храм, Церковь, гора Сион, Иерусалим, Дева Мария.
Следует обратить внимание на нюансы смысла слова «плоть» в выражениях «во плоти» и «по плоти».Выражения: «Жить во плоти» (Гал.2:20; Флп. 1:22), «ходить во плоти» (2 Кор. 10:3) чаще означают земное, смертное человеческое существование в этом мире. Но преимущественно использование в тексте предлога «по» («по плоти») означает греховное существование: «знать поплоти» (2 Кор. 5:16), «поступать по плоти» (2 Кор. 10:2), «жить по плоти» (Рим 8:5). Антитезой вы­ступает выражение «по духу», «по Господу», «по любви»: «живущие по духу» (Рим 8:4-5); «скажу…в Господе» (2 Кор. 11:17); «поступать…по любви» (Рим 14:15).

Важно отметить, что душа мыслилась, как тело некоторыми отцами, в силу своего тварного проихожде­ния. Это учение разрабатывалось, например, святителем Игнатием Брянчаниновым: «На­зывая и признавая душу, вместе со святыми отцами, духом по отношению к грубому ве­ществу видимого мира, мы, вместе с Отцами, признаем ее, по отношению к Богу и точ­ной истине, телом, которое и кости не имать (Лк. 24: 39), но имеет вещество, по отношению к нам тонкое, невидимое, подобно воздуху, как выражается преподобный Кассиан, и прочим газам.Таким образом, получается, что душа есть тело без плоти.И как тело она имеет антропологический вид, «который подобен виду человека в его теле, т.е. душа имеет и главу, и перси, и руки, и ноги, и очи, и уши, словом, все члены как и тело; душа облечена в тело, как в одежду, а члены ее облечены в соответствующие члены тела». ( св. Феофан Затворник не соглашался с таким мнением, см. здесь:http://ni-ka.com.ua/index.p… )

Таким образом, можно указать на следующие
различия в понятиях тела и плоти:

1. относительно Бога все есть тело,мир в целом – это тело, и человек как часть этого мира тоже есть тело.

2.если целостный человек – это душевное тело, то душа сама по себе – это бесплотное тело, или тело без плоти, а тело без
души – плоть.
Можно сказать, что именно тело есть форма, образ, оно выражает красоту, а не био­логические механизмы и вещества, которые вместе именуются плотью. Онтологическая возможность телесной красоты — выражение сверхъестественного в теле, образа Божьего.Но и плоть «Не лишена причастия художественной премудрости и силы Божией» (Свя­титель Ириней Лионский).
Весь химический состав человека,как постоянный поток вещества и это есть плоть.

Тело, хотя и растет, изменяется, стареет, остается именно тем телом, которое
соз­дано было в зачатии. Тела выражают образы людей, плоть — их общую
для людей единую природу. Тел может бытьмного. У Адама и Евы было два индивидуальных тела, но они были «одна плоть». Плоти если и много,то — у одного человека, не в смысле умножения носи­телей плоти. По плоти человек во многом схож с животными, но телесность носит Образ Божий и отражает поданное ему господство над миром. Вот как говорил святитель Иоанн Златоуст:»Тело человека отлично от тел животных по своему прямому положению». Ва­силий Великий: «Устройство тела – школа жизни, ради которой ты сотворен строй­ным…».

Тело Христово и Плоть Его есть, поучению Православной Церкви, человеческие тело и плоть, но преображенные божеством Сына Божия бессмертны, нетленны, испол­нены Славы Божией.

Это бесконечная перспектива человече­ского естества, для земной аскетики, культуры тела: ведь, если Христос победил страсти, потребности, дебелость плоти, и даже смерть, то и человек может, по слову апостола, «облекаясь во Христа», по благодатному причастию, по Его воле, про­стираться вперед, забывая себя прежнего, преображаясь «в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3.18).

И это уже открыто нам в телах святых: «Святые и при жизни были исполнены Духа Святого, а по их кончине благодать Духа Святого неизменно присуща и душам, и те­лам в гробницах». И даже при жизни в телах святых совершается обожение, хотя и временное. Это мы можем увидеть из беседы Мотовилова с преподобным Серафимом. То же встречаем и в житиях других святых. В «Отечнике» рассказывается об авве Силуане, у которого «одна­жды лицо и тело озарились светом, как у ангела».

«Земное тело, сияющее божественным блеском, смертное тело, источающее славу Божества… (которая) прибывает к телу, но изнутри, благодаря превосходящему ум не­изменному обожению человеческой плоти…»,
» Прославляйте Бога и в телах ваших» (1 Кор. 6.20)

«Возвеличился Христос в теле моем»(Фил. 1.20) , но и»плоть моя процветет » (пс.27)

В Евхаристии Господь Иисус Христос и Тело и Свою Плоть предлагает нам в Причащение: «сие есть Тело Мое» (Мф.26:26; Мк.14:22; Лк.22:19), «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:51-56).
Тело и Плоть Богочело­века Христа — это телесность человеческая, возведенная в божественное достоинство мис­сией Спасителя.Это, открывшаяся через Сына Божия и Сына Человеческого, возможность уверовавшему достигнуть божественной телесности. Это стало частью собственно православной теории обожения ( по греч.- феозиса.)

Песнь 4. Ирмос: Сей Бог наш, от Девы воплощься, и естество обожив, Его же воспевающе вопием: слава силе Твоей, Господи.

Св. Исаак Сирин, «Добротолюбие», том 2, стр. 755.

св. Брянчанинов Игнатий. Слово о человеке, с. 35-364
Преподобный Иоанн Дамаскин «Защитительные слова против отрицающих святые иконы»
Преподобный Иоанн Дамаскин. Цит. по: Киприан (Керн), Антропология святителя Григорий Палама. С.245

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *