Почему на мечетях полумесяц

Почему полумесяц стал символом ислама

  • 06 Март 2018, 21:02
  • 3 комментария
  • Поделиться

На флаге многих мусульманских государств на фоне различных цветов изображён полумесяц с пятиконечной звездой. Кроме того, на минаретах мечетей также устанавливается полумесяц, указывающий направление в сторону киблы (Каабы). Эти и многие другие факторы привели к тому, что этот знак начал ассоциироваться как элемент ислама. Так ли это на самом деле и какое отношение имеет данный символ к религии Аллаха?

Во времена Заключительного Божьего посланника Мухаммада (с.г.в.) и праведного халифата мусульмане не использовали никакие особенные знаки как свои отличительные символы. В качестве боевых знамён применялись однотонные полотна зелёного, белого или чёрного цвета. В Священном Писании и Пречистой сунне тоже не указывается на необходимость использования какой-либо символики. Так каким же образом полумесяц стал отличительным знаком мусульманского мира?

История происхождения

Сегодня существует множество различных версий появления этого символа у мусульман. Наиболее распространённая из них гласит о том, что мусульмане переняли полумесяц у византийцев, почитавших луну.

Дело в том, что в 4 веке до нашей эры армия Филиппа II Македонского – отца Александра Македонского намеревалась захватить город Византий (Константинополь). Македонцы хотели взять крепость в тёмное время суток, сделав ставку на неожиданность атаки. Однако в ту ночь луна светила очень ярко, в результате чего македонцы были замечены, и их план провалился. Византийцы праздновали победу и благодарили свою богиню луны – Гекату. С тех пор символом Византии был признан полумесяц, который они активно использовали на своих штандартах.

В 1453 году армия Османской империи во главе с султаном Мехмедом II Завоевателем взяла штурмом город Константинополь – столицу Византийской империи, и она прекратила своё существование. Турки, как утверждает легенда, после победы переняли этот символ у местного населения и стали активно использовать его на своих знамёнах и штандартах.

Другая версия гласит, что основатель Османской империи – султан Осман I увидел во сне, как полумесяц освятил все соседние земли. Этот сон он воспринял как знак свыше. Осман растолковал своё сновидение в качестве предзнаменования захвата обширных территорий его потомками. Именно поэтому султан решил сделать полумесяц символом своей династии.

Согласно ещё одной теории султан Мурад II – отец Мехмеда Завоевателя (по другой версии – султан Селим I Грозный, отец Сулеймана Великолепного), прогуливаясь по полю после сражения, увидел отражение молодой луны в большой луже крови. Эта картина настолько впечатлила османского правителя, что он решил придать полумесяцу статус официального символа правящей династии.

Именно от турок пошло распространение изображения лунного серпа по всему исламскому миру. Ведь на протяжении многих веков Османская империя контролировала большинство современных мусульманских государств.

Отношение мусульманских учёных

Подавляющее большинство богословов утверждают, что полумесяц и звезда не имеют никакого отношения к исламу. Ни в Священном Коране, ни в Пречистой сунне не содержится никаких рекомендаций относительно почитания этот символа. Кроме того, первые мусульмане также не считали ночные светила своими знаковыми атрибутами.

По мнению этих алимов, данный символ скорее элемент турецкой культуры и истории, но никак не ислама. Поэтому носить его на шее, полагая, что он сможет уберечь и защитить, не дозволяется.

Но некоторые учёные всё же усматривают связь этого символа с религией Аллаха. В частности, полумесяц, как утверждают они, – это символ почитания луны как основного инструмента летоисчисления у мусульман. Пятиконечная звезда же означает 5 столпов в религии Единобожия.

Таким образом, появление полумесяца в исламской культуре уходит корнями во времена Османской империи и относится, прежде всего, к традициям турецкого народа, а не к мусульманской религии в целом. Но это вовсе не означает, что мусульманам запрещено носить кулоны с полумесяцем или одежду с его изображением. В данном случае всё зависит от намерения. Если человек надевает полумесяц исключительно для красоты, то ничего порицаемого в этом нет. Если же он уверен, что исламский символ оберегает его, то такое деяние греховно и приравнивается к ширку, так как оберегать человека способен лишь один Всевышний.

Полумесяц

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Пример рисунка полумесяца — из большого круга вырезана часть, пересекающаяся с малым Статуя Полумесяца

Форма

Полумесяц, лунный серп в изобразительном искусстве — форма, образованная двумя дугами окружностей или овалов, обращённых выпуклостями в одну сторону и имеющих две точки пересечения (концы полумесяца, кончики его «рогов»).

По-другому, это часть круга, оставшаяся после вырезания из него области пересечения с кругом меньшего диаметра, при условии, что ограничивающие их окружности пересекаются в двух точках. Центр большего круга при этом также оказывается вырезан.

В астрономии

Астрономически корректная форма фазы Луны, называемой «полумесяц». Темно-серая часть рисунка.

Полумесяц, серп в астрономии описывает фигуру, образованную освещённым несамосветящимся сферическим (а иногда и телом иной формы) телом и наблюдаемую как «часть диска». Математически, подразумевая, что линия терминатора проходит по большому кругу сферы, получается фигура, образованная полуокружностью и полуэллипсом, большая ось которого совпадает с диаметром полуокружности.

Из всех небесных тел наиболее известен серп Луны, некоторые люди невооружённым глазом видят в соответствующем положении серп Венеры.

Направление «рогов» («вершин», углов, образованных дугами) традиционно связывается с двумя различными состояниями:

  • «растущей» («молодой», «полнеющей») Луной. Выпуклость серпа направлена вправо в Северном полушарии Земли, рога — влево.
  • «уменьшающейся» («старой», «худеющей», «ущербной») Луной. Выпуклость серпа направлена влево в Северном полушарии Земли, рога — вправо.

При наблюдении из Южного полушария Земли фазы луна выглядят зеркально отображенными, направления изменяются на противоположные.

В русской традиции существует простое мнемоническое правило для определения фазы Луны: «Если луна в виде буквы С, значит луна „стареющая“, а если в виде дужки от буквы Р — „растущая“». По-французски они, соответственно, называются d (от слова dernier — последняя четверть) и p (от слова premier — первая четверть). В Южном полушарии больше подходят Diminuendo и Crescendo.

Геральдика и мифология

Герб Лелива. польский дворянский герб с символом полумесяца Основная статья: Геральдика

  • Полумесяц как геральдический символ прослеживается в древних верованиях славянских народов.
  • В английской и канадской геральдике полумесяц означает младшую линию, второго сына.
  • Расположен на гербе Тернополя.

Астрология и алхимия

Помимо того, что полумесяц представляет Луну, в астрологии он имеет значение серебра как металла, связанного с Луной алхимически.

Религиозная и политическая символика

Индуизм

Символ растущей Луны также ассоциируется с иконографией индуизма. Его носит Шива в своей причёске. Полумесяц — сосуд с сомой, нектаром бессмертия. Символизирует контроль над умом.

Является частью символа соёмбо изображенного на флаге и гербе республики Бурятия.

Античность и христианство

По наблюдениям Б. А. Успенского разные народы представляют месяц как рогатое животное. В античном искусстве изображение быка может сочетаться с изображением полумесяца над его рогами, форма которого повторяет форму рогов. Речь шла об олицетворении луны. Крест в сочетании с полумесяцем можно видеть уже на античных культовых изображениях, причем во многих случаях фригийских.

Крест, снятый с главы Дмитриевского собора во Владимире и заменённый в 2002 году копией

Полумесяц (цата) под крестом характерен для наверший многих русских храмов ещё с древнерусского периода. Этот полумесяц не имеет отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами (хотя эта версия и встречается в литературе). Кресты с полумесяцем украшали ещё древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Дмитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие, до столкновения с мусульманами.

В византийском искусстве сочетание креста и полумесяца также встречается, хотя и реже. Оно имеет место как на изображениях храмов, на монетах, так и в качестве отдельной композиции. Аналоги известны в Болгарии и Италии. Данное сочетание обнаруживается и в раннехристианской символике. Основываясь на этом материале, Успенский предполагает, что купольные кресты с полумесяцем пришли на Русь из Византии.

Согласно Успенскому, сочетание креста и полумесяца вписывается в языческую космологическую символику: крест и полумесяц символизируют солнце и луну; но вместе с тем в христианской традиции луна символизирует Богородицу, в то время как солнце — Иисуса Христа. Это толкование соответствует каноническим текстам и поддерживается ими: Христос именуется «Солнцем правды» или «Солнцем праведным» («sol justitiae» — Мал. IV, 2), а Богородица может связываться с апокалиптическим образом — «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12:1). Этот текст отражают установленные на куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год) и храма блаженного Косьмы Верхотурского в деревни Костылево кресты с необычным орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. С этим же связана и иконография «Богоматери — Царицы Небесной», стоящей на луне, в западной традиции. Наглядно эти ассоциации видны в песнопении на Страстной неделе, на утренней службе в Великую субботу: «Заходиши подъ землю, Спасе, Солнце Правды; тѣмъ же рождшая тя Луна печальми оскудѣвает, вида твоего лишаема». Христос здесь представлен как солнце, заходящее под землю, а Богородица — как луна, Его родившая, которая оскудевает от скорби, лишаясь возможности Его видеть. Луна может ассоциироваться также с Церковью. Так, для Оригена сочетание солнца и луны символизирует соединение Христа с Церковью: «Христос есть Солнце Правды…, луна, то есть Церковь его, которая наполняется его светом…» (In Numeros homilia, XXIII, 5).

В Византии тех времён цату связывали с царской властью. Возможно, отсюда следует появление её как символа великокняжеского достоинства на портрете киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века.

В иконографии цата участвует как элемент святительского облачения святителя Николая Чудотворца, а также встречается на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Из этого можно заключить, что цата на кресте связана с Христом в его роли Царя и Первосвященника. Крест же на куполе храма напоминает о принадлежности его Царю царствующих и Господу господствующих.

Из ранних времён христианства можно проследить ещё одно значение креста с полумесяцем. В посланиях апостола Павла есть рассуждение о том, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6:18—6:19). Это одновременно и символическая защита от поругания язычниками и знак избавления от последствий греха, знак прибытия корабля церковного в тихую пристань жизни вечной через бурные волны краткой земной жизни.

В святоотеческой традиции упоминаются и другие значения полумесяца: так, например, говорят про Вифлеемскую колыбель, принявшую младенца Христа; рассматривают полумесяц как форму евхаристической чаши и крещальной купели; называют кораблём церковным. Таким образом, семантика креста и полумесяца на храме может заключаться также в идеи храма как Дома Божия и Корабля Спасения.

Западной христианской традиции композиция креста и полумесяца не свойственна. Однако здесь, как и в Византии, широко представлены формы процветшего, а также якорного креста. Ряд исследователей полагает, что крест с полумесяцем восходят к именно к этим формам. По мнению Успенского, связь между ними обратная.

Полумесяц как символ отразился также в привесках-лунницах, распространённых с позднего бронзового века у многих земледельческих народов Европы и Азии. Лунницы отражали почитание луны, связанное с культом плодородия. В рамках христианской культуры они были переосмыслены как символ Богородицы.

Империя Сасанидов

Полумесяц был символом империи Сасанидов на территории Персии (Ирана) и изображался на коронах её правителей как центральный.

Ислам

Полумесяц на мечети на фоне Луны. Нахичевань, Азербайджан

После арабского завоевания в 651 году полумесяц был заимствован последующими халифатами и мусульманскими правителями, и постепенно стал восприниматься как символ власти в Западной Азии. И Османская империя унаследовала его.

Полумесяц со звездой служит символом и знаменем османской империи и ислама. Несмотря на то, что данный символ сейчас однозначно связан с исламом, задолго до того он использовался жителями Малой Азии до возникновения ислама.

Стоит также отметить, ни Мухаммед, ни другие ранние исламские правители не использовали полумесяц как религиозный символ. В битвах времен раннего ислама в качестве знамен использовались прикрепленные к шесту однотонные куски материи.

Полумесяц на флагах современных государств

  • Флаг Азербайджана, принятый в 1918 году

  • Флаг Турции, принятый в 1936 году

  • Флаг Узбекистана, принятый в 1991 году

  • Флаг Малайзии, принятый в 1963 году

  • Флаг Сингапура, принятый в 1959 году

  • Флаг Мальдив, принятый в 1965 году

  • Флаг Алжира, принятый в 1962 году

  • Флаг Туниса, принятый в 1999 году

  • Флаг Пакистана, принятый в 1947 году

  • Флаг Ливии, принятый в 1951 году

  • Флаг Турецкой Республики Северного Кипра, принятый в 1984 году

  • Флаг Комор, принятый в 2002 году

  • Флаг Туркмении, принятый в 1992 году

Международный комитет Красного Креста

Основная статья: Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца § Эмблемы

Красный полумесяц — одна из эмблем Международного комитета Красного Креста, принятая во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов в Османской империи, поскольку красный крест вызывал негативные ассоциации с крестоносцами.

Фантазийный живой полумесяц с человеческим лицом

На гербах

  • Герб города Грабов (Германия)

В изобразительном искусстве

  • Солнце и Луна («Нюрнбергская хроника») Хартман Шедел, 1493

  • Карикатура на Людовика Баварского, в образе месяца — Рихард Вагнер (1885 г.)

  • Гравюра Фламмариона (1888 г.)

В кинематографе и мультипликации

Проверить на соответствие критериям энциклопедичности. Возможно, содержание этой статьи или раздела представляет собой произвольный набор слабо связанных фактов, инструкцию, каталог или малозначимую информацию новостного характера. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения могут быть подробности.
  • Весёлые ребята (1934 г.)
  • Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях (мультфильм) (1951 г.)
  • Украденный месяц
  • Муми-Дол, серия В Муми-дол приходит осень

Прочее

  • Название города Хило на Гавайях означает полумесяц.
  • Логотипы DreamWorks и DreamWorks Animation используют полумесяц как основной элемент.
  • Новый Орлеан имеет прозвище Город-Полумесяц, а полумесяц, или полумесяц со звездой, используются как официальная эмблема города. Основано это название на форме старого города на восточном берегу реки Миссисипи
  • Расположен на гербе ирландского футбольного клуба «Дроэда Юнайтед».
  • Также расположен на флаге американского штата Южная Каролина.

См. также

В Викисловаре есть статья «Полумесяц»

Полумесяц на Викискладе
  • Луна в мифологии
  • Фазы Луны
  • Серп

Примечания

  1. ↑ Alchemy and Symbols, By M. E. Glidewell, Epsilon.
  2. ↑ 1 2 3 4 Успенский Б. А. Солярно-лунная символика в облике русского храма // Успенский Б. А. Крест и круг : Из истории христианской символики. М. : Языки славянских культур, 2006. С. 225—258.
  3. ↑ Полумесяц в основании Креста? Статья на Православном Мире
  4. ↑ Хамайко Н. Древнерусские лунницы XI—XIII вв.: проблема происхождения и семантики // Наукові записки з української історії : Збірник наукових статей. Вип. 20. Переяслав-Хмельницький, 2008. С. 319—338.
  5. ↑ Michael G. Morony, Iraq After the Muslim Conquest,Gorgias Press LLC, 2005. pp 39-40
  6. ↑ Бартольд В.В. К вопросу о полумесяце как символе ислама // Сочинения. — М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы., 1966. — Т. VI. — С. 489—491.
  7. ↑ Полумесяц // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.

Куда смотрит полумесяц у мусульман? История символики

  • Сейчас просматривают: 5
  • Всего просмотрели: 23333

Мусульмане во всём мире считают символом ислама полумесяц со звездой. Большинство людей самых разных религий ассоциируют его именно с исламом. Но мало кто знает, почему у мусульман именно полумесяц получил такое распространение.

На самом же деле символика полумесяца и звезды родилась не с появлением ислама, а за несколько тысяч лет до него. В истории есть множество доказательств в пользу того, что символ небесного тела использовался разными народами в разные эпохи. Прежде чем ответить на главный вопрос статьи – куда смотрит полумесяц у мусульман, отправимся к истокам.

История символики полумесяца

Считается, что впервые этот символ использовался при поклонении Луне и Солнцу, которое было
характерно для ряда народов. Есть и другие упоминая, которые свидетельствуют о том, что данный символ
обозначал в разное время двух Богинь: карфагенскую Танит и греческую Диану.

Карфагенская богиня Танит Греческая богиня Диана

Так почему же у мусульман именно полумесяц был выбран в качестве символа? Ответ на этот вопрос стоит начать с рассказа о том, что на заре ислама никакие обозначения не использовались. Армии и общины вывешивали простые однотонные флаги, да и в Коране ничего про символы сказано не было.

Только в 15 веке, когда турки захватили Константинополь, они переняли у византийцев флаг с изображением полумесяца.

Существует легенда, согласно которой Осман (именно он основал империю) перед сражением увидел сон, в котором флаг простирался от края до края Земли. Это он посчитал добрым предзнаменованием и потому эмблема стала символом целой династии.

Османская империя расширяла свои границы и господствовала многие века над остальным мусульманским миром. Так распространилась и культура османов, а вместе с ней закрепилась у мусульман выбранная некогда основателем символика полумесяца.

За долгие века небесное светило стало ассоциироваться у мусульман и немусульман с исламом и его адептами. При этом он не перестал быть символом именно османской империи, а не религии.

В 21 веке полумесяц по прежнему считается многими мусульманами символом Ислама, хотя и не является таковым. Люди, исповедующие эту религию, носят цепочки с полумесяцев и звездой. Так они идентифицируют своё вероисповедание. Сравнивать символику полумесяца с крестиком у мусульман никак нельзя. Это абсолютно не верное сравнение.

Стоит отметить, что хоть символика и украшает флаги мусульманских государств и мечети, есть последователи Ислама, считающие полумесяц языческим знаком. Его непринятие правоверными мусульманами легко может объяснить Коран, который запрещает поклонение животным, людям, небесным светилам и др. Согласно священной книге ислам пришёл в наш мир, чтобы избавить людей от идолов и язычества.
Эти правила должны неукоснительно соблюдаться в некоторых областях вероубеждения. В других аспектах жизни человека символ полумесяца имеет право на жизнь. Мусульмане могут использовать любые символы и знаки, которые не противоречат законам Шариата.

Украденный символ

Несмотря на то, что впервые использовать символ мусульман полумесяц стали в Османской империи, этому народу он не принадлежал изначально. Существует множество археологических находок, которые рассказывают, что как символ полумесяц появился ещё до нашей эры.

  • Вот он украшает стелу шумерского царя (каменное изваяние, по оценкам учёных, датируется 2000 г. до н. э.)
  • А вот этот же символ на монетах римской империи, которые были в ходу до 29 года до н. э.
  • Использовали символ полумесяца и тамплиеры, о чём свидетельствует эта эмблема.

Значение месяца и звезды в Исламе

Что означает полумесяц у мусульман? По одним преданиям выбор символики связан с переселением пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. По другим полумесяц говорит о приверженности правоверных мусульман лунному календарю, а звезда с пятью лучами является отражением 5-ти столпов ислама и 5-ти кратных молитв, совершаемых правоверными мусульманами (они называются «намаз»).
Есть и ещё одна версия того, что означает полумесяц у мусульман. По ней эта эмблема олицетворяет божественное покровительство и возрождение, а звезда символизирует рай.

Украшение мечетей

Если отправиться в далёкое прошлое, можно увидеть, что полумесяц со звездой стали впервые появляться именно на мечетях Османского государства в качестве знака отличия от церквей христиан.

Сами символы не имели сакрального смысла, они не вступали в противоречия с исламом, но и не олицетворяли собой нечто святое. Наверняка во время экскурсий по странам, исповедующим ислам, вы не раз замечали, что полумесяц на минаретах имеет разную форму. В некоторых случаях он принимает форму круга. Эти отличия можно легко объяснить. По некоторым данным установку полумесяца осуществляли на завершающем этапе строительства мечети. Форма знака соответствовала текущей фазе луны.

Куда должны смотреть рога месяца?

Многих верующих волнует вопрос – в какую сторону смотрит полумесяц у мусульман? Чаще всего он возникает в момент выбора мусульманского памятника на могилу. Хочется всё сделать в соответствии с канонами ислама, чтобы ничто не могло помешать усопшему попасть на Великий суд.

На самом же деле не стоит брать какой-то один вариант за истину. Звезда с полумесяцем не являются частью религии. Они лишь заимствованы турками. Ислам отрицает какие-либо изображение.

Вот как говорит об этом один исламский учёный:

«Полумесяц и звезда не являются символами ислама, но они использовались последней исламской династией — Османии. Османская империя считала нормальным использование звезды и полумесяца в качестве своих символов, а не символов ислама.

Итак, звезда и полумесяц — это не часть исламской религии, поскольку ислам очень строго настраивает на на понятии «нет Бога помимо Аллаха, и нет никаких изображений». Поэтому предложение о санкции ислама на подобные является ошибочным. Кроме того, если ислам запрещает изображения (статуи) людей, животных и любых созданий Аллаха, так что же говорить об использовании символа для ислама?»

Но ведь есть же какие-то сложившиеся правила, поясняющие – куда должен смотреть полумесяц у мусульман? Правила существуют, но только для минаретов в некоторых исламских государствах. Считается, что нижний край полумесяца должен быть повёрнут в сторону Мекки. Хотя вместе с тем есть мечети, где рога полумесяца смотрят в небо. Это лишь подтверждает то, что никаких строгих регламентов не существует!

Вот, что говорит по этому поводу Коран:

«И (только) Аллаху принадлежит и восток, и запад (и все то, что между ними) ; и куда бы вы не обратились, там в действительности лик Аллаха. Поистине, Аллах объемливающий (Своим знанием, могуществом, зрением) и знающий все!»

Мы понимаем, что вопросов у мусульман возникает много, некоторые из них требуют немедленных ответов. Мы знаем это потому, что постоянно получаем заказы на изготовления мусульманских надгробий и не имеем права допустить ошибку, оскорбив чувства верующих. Вот почему мы так внимательно относимся к религиозным обрядам и символам, изучаем их и делимся информацией с нашими клиентами.

Вы тоже можете узнать больше о мусульманских обрядах из наших статей.

А если вам нужен памятник в виде купола мечети или с эмблемой полумесяца, мы покажем вам традиционные варианты, рассчитаем стоимость, исходя из размеров, комплектаций, выбранной полировки и оформления. Позвоните и в ближайшее время варианты памятников с указанием цены будут у вас на почте!

Модель: IS-13 посмотреть Модель: IS-16 посмотреть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *