Покров пресвятой богородицы икона что означает

Что означает икона Покров Пресвятой Богородицы

Покров — великий православный праздник, символизирующий чудо явления Божьей Матери во Влахернском храме, что был расположен близ Константинополя, у залива Золотой Рог. В честь этого чуда христианская церковь установила праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Оглавление:

  • Икона Покрова Пресвятой Богородицы
  • История
  • В чём помогает святыня
  • Где находятся
  • Молитвы иконе
  • Молитва воинов и всех страждущих

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Фото и значение самой иконы подразумевают торжественное шествие на Небеса, которое идёт прямо по облакам к самому Всевышнему. Возглавляет эту процессию Богоматерь, несущая на руках головной покров. За Богородицей следуют святые. Священный образ олицетворяет защиту Небес, покрывающую своей благодатью весь человеческий род.

История

В 910 году, когда междоусобицы соседних государств, прославлявших разную веру (христианство, мусульманство или язычество), были не редкостью, императором в Византии был Лев Философ. При очередном набеге варваров на Константинополь, многие местные жители спрятались под крышей православного храма. Только в нём они могли найти спасение. Среди христиан был святой, по имени Андрей, который и поведал историю этого великого явления.

Осада города, длившаяся всю ночь, не давала беженцам уснуть, они лишь молились, ожидая рассвета. В четыре часа утра святой, подняв голову, увидел под куполом Матерь Божью, которая была в окружении двух святых: апостола Иоанна богослова и святого Иоанна Крестителя.

Заступница вместе с измученными людьми встала на колени и начала молиться за всех христиан, живущих с верой в Бога. Пресвятая Богородица долго молилась, после чего пошла к алтарю, сняла с головы покров (омофор) и накинула его над всеми, кто находился в церкви, таким образом защищая их от беды.

Не веря своим глазам, святой Андрей спросил у одного из присутствующих, по имени Епифаний: «Видишь ли ты Царицу Небесную, которая молится за нас?» Епифаний ему на это ответил с удивлением: «Вижу и ужасаюсь».

А Богородица, закончив молиться, вдруг исчезла вместе с сопровождающими. У всех, кто это лицезрел, на душе вдруг создалось ощущение спокойствия и благодати. Более того, войско, осаждавшее город, было размётано поднявшимся вихрем. Так христианский Константинополь был спасён.

Из древних летописей известно, что празднование Покрова Богородицы началось с 1164 года, благодаря велению князя Андрея Боголюбского. И до сих пор праздник Покрова является частью традиции Русской православной церкви. А празднование святыни отмечают в день явления Заступницы и освобождения Константинополя — 14 октября по нашему стилю (1 октября по старому календарю).

В чём помогает святыня

О чём молятся иконе православные верующие? Разумеется, этот образ Богородицы помогает во времена набега врагов и нападения недоброжелателей. Так, Греческие священники, молившиеся святыне, утверждают, что только лик Покрова Богородицы спас их страну во время Второй мировой войны от фашистских захватчиков.

Неоднократно Божья Матерь, держа в руках покрывало, появлялась и на Руси, спасая нуждающихся своей защитой, и победа приходила даже тогда, когда по военным законам стратегии и тактики предполагалось поражение. Все эти победы происходили благодаря искренним молитвам. Этот образ Богородицы принято считать покровительницей российскому воинству.

Молитва перед святыней помогает и отдельному человеку справиться с его внутренними врагами. Матушка Богородица дарит каждому из нас внутреннюю броню, некий щит, помогающий защитить наше тело, голову и душу.

Молитвы образу Пресвятой Богородицы произносят:

  • когда дом, семья, близкие нуждаются в защите;
  • когда человек хочет побороть внутреннего врага, подталкивающего на противоправные дела и мысли;
  • при борьбе с болезнью и желании исцеления;
  • при унынии и грусти;
  • в прибавлении богатства и достатка;
  • в помощи обретения любви;
  • при разрешении жилищных вопросов.

Образ Покрова по традиции принято устанавливать в доме:

  • над входом;
  • напротив входной двери;
  • напротив двери в комнату;
  • в «красном углу» или на стене (стену или угол нужно выбрать восточными).

Где находятся

Чудотворные изображения Богоматери являются одними из самых почитаемых образов в христианском искусстве иконографии. В каждом российском храме можно увидеть разнообразные списки иконы Покрова. Есть среди них и настоящие шедевры, являющие чудеса.

Самые известные святыни находятся:

  1. В церкви Покрова Святой Богородицы, что на Нерли. Настоящее сооружение было построено славным князем Андреем Боголюбским ещё в XII веке.
  2. В Покровском соборе (храм Василия Блаженного на Красной площади), который основан в 1555 г. Иваном Грозным. У памятника древней архитектуры поистине героическая судьба. Храм пережил много перипетий русской истории. Сегодня в здании расположен исторический музей, но также он является действующим храмом.
  3. В женском Покровском монастыре Москвы (там находятся мощи святой старицы Матроны).

Помимо названых святых мест, на территории нашей страны можно найти другие храмы и церкви, построенные в честь образа Покрова Божьей Матери, они есть практически в любом городе. Только на территории Москвы действуют более 100 Покровских храмов.

Молитвы иконе

Все слова с просьбою о защите, обращённые к святыне, непременно будут услышаны, но лишь когда они идут из глубин души и от чистого сердца. Молитва, способная защитить от зла, беды и недугов, окружает молящегося священным омофором, как Божья Матерь своим покровом, и дарит чувство благодати и защищённости.

Молитва воинов и всех страждущих

«О, Пресвятая Дева, Мать Господа Всевышних сил, Небес и земли Царица, городов страны нашей всемощная Заступница! Прими это хвалебно-благодарственное пение, идущее Тебе от недостойных рабов Твоих, и вознеси наши молитвы к Престолу Бога, Иисуса Христа, Сына Твоего, пусть милостив Он будет к грехам нашим и даст благодать Свою чтущим Имя Твоё и с верою и любовью кланяющимся чудесному образу Твоему.

Проси нам, недостойным, от Него помилования, только Ты умилостивишь Его о нас, Владычица, только Тебе от Него возможна помощь. Ради этого к Тебе прибегаем, как к несомненной и скорой Заступнице: услышь нас, молимся Тебе, укрой нас Покровом Твоим и проси у Бога, быть пастырем нашим, нести бдение о душах наших.

Проси дать градоправителям мудрость и силу, судьям правду и нелицеприятие, наставникам и учителям дай разума и смиренномудрия, супругам любви и согласия, чадам послушания, напрасно обиженным дай терпения, а обидящим их напрасно дай страх пред Богом, скорбящим дай благодушия, радующимся воздержания; всем же нам дай разума и благочестия, милосердия и кротости, чистоты и правды.

Госпожа Пресвятая, умилосердись на немощных людей Твоих; рассеянных собери, заблудших на путь правый наставь, старость поддержи, юности дай целомудрия, младенцев воспитай и снизойди на всех нас с призрением милостивого Твоего заступничества, спаси нас из глубин греховных и просвети сердце и очи наши к прозрению для спасения; милостива к нам будь здесь и там, в стране земного шествия, и на Страшном Суде пред Сыном Твоим: представляй же в вере и покаянии от жития Отца Небесного и братию нашу, в Вечной Жизни, с Ангелами и со всеми святыми живущими сотвори.

Ты есть, Госпожа, Слава Тебе небесная и Упование земное, Ты к Богу наша вера и надежда, Заступница нас всех, кто пришёл к Тебе с верою. Уповаем только на Тебя и молимся Тебе, как Всемогущей Помощнице, самих себя, друг друга, всю нашу жизнь передаём, ныне и присно, во веки веков. Амин».

Икона Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы – ИКОНЫ праздника

Редакция портала «Православие и мир» | 14 октября 2012 г.

Икона Покров Пресвятой Богородицы – древнейшие её образы в русской иконографии представлены в Суздале на вратах Рождественского собора (начало XIII века).

Икона Покров Пресвятой Богородицы: история возникновения и символы

История широко почитаемого в Русской Православной Церкви праздника Покрова Богоматери имеет немало пробелов. Вопросы о его происхождении и установлении, равно как и о сложении соответствующей иконографии в изобразительном искусстве, не раз ставились в церковной и научной литературе.

Пластина церковных врат Рождественского собора в Суздале. Начало XVIII в.

Возникновение праздника было предопределено событиями, произошедшими в византийской столице. Согласно житию святого Андрея Юродивого (Х в.), в константинопольском Влахернском храме, хранившем величайшую святыню христианского мира — ризу Пресвятой Богородицы, случилось божественное посещение. Блаженный Андрей и его ученик Епифаний удостоились увидеть Пресвятую Деву в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова.

Богоматерь молилась за предстоящих в храме людей и, сняв с головы свой плат, простерла его над собравшимися. Описание этого видения стало одним из источников иконографии Покрова, однако существенное влияние на нее, по всей видимости, оказали и свидетельства о так называемом «еженедельном» чуде, происходившем каждую пятницу на всенощном богослужении в том же Влахернском храме. Покров, наполовину закрывавший чтимый образ Богоматери, невидимою силой приподнимался и оставался парить над иконой в течение всего времени молитвы.

К сожалению, в источниках, упоминающих об этом (древнейшим из них является «Слово на совершившееся во Влахернах чудо» Михаила Пселла, 1075 г.), не содержится описания той самой иконы, над которой поднималась пелена. Возможно, знание иконографического типа, в котором была представлена Богоматерь, существенно обогатило бы наши представления об истоках иконографии Покрова.

Покров Богоматери. Из Покровского монастыря в Суздале. Конец XV в. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей-заповедник

Почитание влахернских реликвий, как считали некоторые исследователи, не могло не оставить заметного следа в византийской богослужебной практике и в церковном календаре. Г. П. Георгиевский даже предполагал, что установление праздника Покрова в Греческой Церкви 1 октября могло быть приурочено ко дню памяти святого Романа Сладкопевца, одного из предполагаемых авторов акафиста Пресвятой Богородице, служившего во Влахернском храме.

Однако аргументы о русском происхождении праздника не менее убедительны, но единого мнения о месте его возникновения нет. Традиционно принято связывать начало почитания Покрова на Руси с владимиро-суздальскими землями и именем святого князя Андрея Боголюбского. Тем не менее, прозвучавшая еще в дореволюционной литературе гипотеза об установлении праздника в первой половине XII веке в Киеве поддерживается в ряде публикаций и в наши дни.

Не менее остро стоит вопрос и о византийских иконографических прототипах русских икон Покрова.И. А. Шалина предполагает, что образец мог быть иллюстрацией акафистного цикла, созвучной по смыслу с идеей заступничества Богоматери за человеческий род.

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. Ок. 1399 г. Новгородский музей-заповедник

Древнейшие образы Покрова в древнерусском искусстве представлены на вратах Рождественского собора в Суздале начала XIII века, выполненных в технике золотой наводки по меди, и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове (1313).

На пластине суздальских врат Богоматерь в трехчетвертном повороте воздела в молении руки к Спасителю, изображенному над вспарушенным покрывалом. Фигуру Пресвятой Девы фланкируют стоящие и взирающие вверх ангелы. В дальнейшем они будут представлены парящими, а Богородица — в строго фронтальной позе.

Общепринято выделять два основных иконографических извода Покрова — так называемые «суздальский» (среднерусский) и «новгородский». В первом случае Богоматерь изображается перед храмом простирающей свой мафорий над всеми присутствующими. Внизу в центре обычно располагается амвон, на котором стоит святой Роман Сладкопевец со свитком в руках. Наиболее ранним образцом этого типа является храмовая икона Покровского Суздальского монастыря второй половины XIV века (ныне в Государственной Третьяковской галерее).

Примечательно, что архитектура заднего плана передает общие черты построек во Влахернах — базилики с двускатной крышей и круглой купольной церкви. Сооружение базиликального типа повторяется на иконе конца XV века из этого же монастыря (Владимиро-Суздальский музей-заповедник). В «новгородском» варианте плат поддерживают ангелы, а не Сама Богородица, представленная внутри храма над закрытыми царскими вратами. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом (Новгородский музей). Архитектура на заднем плане совсем иная — трехнефный храм венчают пять главок с куполами.

Покров Богоматери. Лицевая сторона двухсторонней иконы-таблетки из Софийского собора Новгорода. Конец XV в. Новгородский музей-заповедник

Оба варианта имеют и схожие черты. Как правило, в нижней части изображался очевидец влахернского чуда святой Андрей Юродивый, указующий своему юному ученику на образ Пречистой Девы.

Покров, дарующий заступничество Царицы Небесной, чаще всего выделялсяярко-краснымцветом. Художники следовали описанию видения в житии святого Андрея, где подчеркивалось, что простираемый плат был «молнии подобен». В памятниках XVI века — например на иконах из Глушицкого Сосновецкого монастыря (Вологодский музей) и Воскресенского Горицкого монастыря (Череповецкое музейное объединение) — Богоматерь держит плат белого цвета.

Покров Богоматери. Новгород. Середина XVI в. Государственный Русский музей

В конце XV века происходит объединение двух иконографических вариантов сцены. На иконе-таблетке из Софийского собора в Новгороде, композиция которой станет образцом для многих памятников XVI столетия, плат над представленной в позе Оранты Богоматерью держат ангелы, а внизу изображается святой Роман. Для поздних образов характерно включение большего количества действующих лиц: среди присутствующих теперь можно увидеть и византийского патриарха Тарасия (784–806), защищавшего почитание икон Богоматери, и императора Льва Мудрого с супругой Феофаной. Именно в его правление и произошло влахернское чудо.

На новгородской иконе середины XVI века (Государственный Русский музей) по сторонам от Богоматери представлены сонмы святых на облаках, строго разделяемые по чину высокими колоннами огромного белокаменного храма. Слева Пречистой предстоят святые мученики, святители и пророки, справа — апостолы, преподобные и праведные жены, среди которых узнаются образы преподобной Марии Египетской и мученицы Иулиты с младенцем Кириком в белой рубашечке. Необходимо отметить уникальную деталь этой иконы, встречающуюся лишь еще на одном образе Покрова, а также на иконе «Воздвижение Креста» второй половины XVI века из Третьяковской галереи.

Покров Богоматери. Из Горицкого монастыря. Третья четверть XVI в. Череповецкое музейное объединение

Речь идет о конной статуе императора Юстиниана, изображенной стоящей на колонне. Эта статуя является совершенно конкретной исторической реалией: она была воздвигнута в Константинополе в VI веке при жизни самого императора неподалеку от храма Святой Софии. Самое раннее описание этой статуи, как указываетО. А. Белоброва, сохранилось в древнерусском сочинении конца XIV века «Беседа о святынях и других достопримечательностях Царьграда», а наиболее ранним изображением памятника являлся несохранившийся рисунок, выполненный по просьбе Епифания Премудрого Феофаном Греком. Этот рисунок главного константинопольского храма и конного монумента рядом с ним стал образцом при создании книжных миниатюр, а вслед затем изображение статуи появилось и в иконописи.

Покров Богоматери. Начало XVII в. Государственный Русский музей

Редким повествовательным сюжетом, дополняющим общую картину, является «Явление Богоматери святому Роману». К спящему на одре юноше склоняется Пресвятая Дева, держащая в руках свиток. Проглотив его, преподобный обретает талант к исполнению церковных песнопений, за что и получает прозвище Сладкопевец. Описанная сцена представлена в левом верхнем углу храмовой иконы Покровской церкви Московской духовной академии и иконы из музея Коломенское (обе конца XVI в.), а также посреди храмового пространства на упомянутой иконе из Горицкого монастыря.

В иконах Покрова в XVII веке существенно меняется поза Предстательницы. Удивительно, но теперь она напоминает древнейший образец с суздальских врат: Богоматерь изображается в трехчетвертном повороте с поднятой головой, обращенная в молитве ко Христу, образ Которого располагается вверху ближе к краю, а не над Богородицей в центре. Примером могут служить памятники начала XVII века — Покров из Сольвычегодского музея и икона из Государственного Русского музея.

Светлана Липатова, Православие.ru

Покров Богородицы. Середина XVII в. Украина

Покров Пресвятой Богородицы. Северная Русь, XVIII в.

Покров Пресвятой Богородицы. Россия, XVIII в. Церковь Покрова в с. Селезневе Спас-Клепиковского района Рязанской области

Покров Пресвятой Богородицы. Конец XVIII века

Покров Пресвятой Богородицы. Юг России, казачьи станицы, 1825-1850 гг.

Покров Пресвятой Богородицы. XIX в.

Покров Пресвятой Богородицы. XIX в. Храмовая Бутырская

Покров Пресвятой Богородицы. Россия, последняя треть XIX в.

Покров Пресвятой Богородицы. ХХ в. Инок Григорий (Круг)

Современные иконы Покрова Пресвятой Богородицы:

Вы прочитали статью Икона Покров Пресвятой Богородицы | Чудеса. Читайте также:

Андрей Христа ради юродивый: увидеть и рассказать

Покровительство Покрова

Русский праздник Покров

Владимирская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

Самое читаемое Когда вся семья не ест глютен, а ребенок продолжает чесаться О любимом писателе и своем ответе Ивану Карамазову – протоиерей Вячеслав Перевезенцев В комнате, полной кроваток, было тихо – и женщина не смогла пройти мимо Темы дня Разве можно считать, что оно было придумано людьми? Его сестры говорили мне: «Не оставайся с ним из жалости» Центр нейрохирургии в Тюмени, первая в России внутриутробная операция и ученик из Саудовской Аравии © 2003-2019 АНО «Православие и Мир»
Лицензия Минпечати Эл № ФС77-44847
Мнение авторов статей портала
может не совпадать с позицией редакции. Републикация материалов сайта в печатных изданиях
(книгах, прессе) возможна только с письменного
разрешения Редакции.
Реклама

LiveInternetLiveInternet

-Рубрики

  • Художники (4266)
  • импрессионисты (236)
  • Рукоделие (14)
  • Схемы для оформления дневника (14)
  • Кулинарные рецепты (11)
  • Латвия (6)
  • Венгрия (5)
  • Армения (5)
  • Сайт знаменитых художников (3)
  • Мексика (3)
  • Дизайн помещений (3)
  • Египет (2)
  • Дания (2)
  • Абхазия (2)
  • Индонезия (1)
  • Финляндия (1)
  • Кипр (1)
  • Колумбия (1)
  • Сербия (1)
  • Княжество Лихтенштейн (1)
  • Исландия (0)
  • Люксембург (0)
  • Австралия (8)
  • Австрия (21)
  • Азербайджан (3)
  • Актеры кино и театра (817)
  • Антиквариат (86)
  • Архитектура (108)
  • Белоруссия (4)
  • Бельгия (7)
  • Бразилия (2)
  • Великобритания (106)
  • Вьетнам (4)
  • Германия (30)
  • Голландия (1)
  • Графика (456)
  • Греция (8)
  • Декоративно-прикладное искусство (138)
  • Достопримечательности Канады (27)
  • Достопримечательности Франции (203)
  • Париж (45)
  • Европейская готика (4)
  • Зарубежные звезды (422)
  • Звезды балета (54)
  • Из жизни знаменитостей (243)
  • Израиль (7)
  • Индия (7)
  • Интерьеры помещений (35)
  • Испания (27)
  • Италия (78)
  • Картинки (15)
  • Кино (50)
  • Китай (38)
  • Классическая живопись (988)
  • Конкурсы красоты (10)
  • Корея (6)
  • Короли спорта (13)
  • Коста-Рика (1)
  • Культура, искусство (6098)
  • Ландшафтный дизайн (53)
  • Литва (3)
  • Литература (197)
  • Мастера фотографии (202)
  • Мир животных (88)
  • Мир моды (122)
  • Монако (4)
  • Мудрые мысли (8)
  • Музыка (разных жанров) (272)
  • Нидерланды (12)
  • Новая Зеландия (5)
  • Норвегия (7)
  • Опера (26)
  • Открытки (76)
  • Пакистан (1)
  • Польша (15)
  • Португалия (10)
  • Природа (250)
  • Путешествия (739)
  • Разное (37)
  • Россия (270)
  • Города (58)
  • Храмы (23)
  • Румыния (1)
  • С Ш А (88)
  • Сингапур (3)
  • Скульптура (97)
  • Словения (5)
  • Советские и российские актеры (394)
  • Современная живопись (3051)
  • Таиланд (4)
  • Театры, библиотеки, музеи (60)
  • Турция (3)
  • Украина (10)
  • Хорватия (10)
  • Цветы (127)
  • Черногория (4)
  • Чехия (22)
  • Швейцария (20)
  • Швеция (10)
  • Эстония (1)
  • Ювелирные изделия (48)
  • Япония (41)

-Статистика

Создан: 12.03.2013
Записей: 7353
Комментариев: 1600
Написано: 16362
Отчеты:
Посетители
Поисковые фразы

Покров Пресвятой Богородицы в живописи и иконах

Понедельник, 16 Октября 2017 г. 16:53 + в цитатник

К Покрову

Осень, быть может, это — лишь край
ткани прозрачной с каймой обгоревшей,
чуть прикрывающей брошенный Рай,
нас, огрубевших, когда-то согревший.

Осень, быть может, это — косяк
двери, от ветра запевшей негромко.
Осень, быть может, это — коса,
листья сбивающей первой позёмки.

Осень, быть может, это — лишь гость,
странник, тебя обогоняющий где-то.
Осень, быть может, это — лишь горсть
жаркой рябины, когда-то воспетой.

Осень, быть может, это — лишь клин
ткани прозрачной, сбитой из хлопьев,
всхолмленной снежно на спинах рябин —
Божьим Покровом, его подобьем.

Осень, быть может, это простор,
свет воцарившийся там, за околицей
лентой закатною — как омофор,
свет невесомый в руках Богородицы…

Людмила Колодяжная

Народные обычаи на Покров.Картины русских художников

Борис Кустодиев. Деревенский праздник, 1914 г

Борис Кустодиев.

Корзухин Алексей (1835-1894)

ИВАН КУЛИКОВ – МУРОМСКИЙ Сбор невесты 1907

Янаки Владимир. Щедрая осень.

Татьяна Юшманова. Посиделки, 2000 г.

художник Панин Сергей Анатольевич

художник Панин Сергей Анатольевич. Монастырь Свято-Иоанно-Богословский ранней осенью

художник Панин Сергей Анатольевич. Храм Покрова

Елесина Людмила.Свадьба

Зяблов Ярослав. Вода и Небо

Покров Саврасов Алексей. Хоровод в селе.

Федоскинская миниатюра.Храм Покрова на рву.Москва

Особое место в православной культуре занимает праздник Покрова Пресвятой Богородицы, чтимый на Руси

Это торжество являет собой историческую память Церкви о явлении Божией Матери во Влахернском храме Константинополя.

Событие произошло приблизительно в начале X столетия, во время нашествия на византийскую столицу иноплеменников.

Монах Варнава (Санин)

Облетела с ветвей листва.
Месяц в тучах нашел ночлег,
И на самый день Покрова
Выпал чистый-пречистый снег.

Он надежно укрыл собой
Поле, лес и родимый кров,
Всем напомнив, что над землей
Богородица держит Покров!

Покров Пресвятой Богородицы в живописи и иконах

Празднуется Святой Русской Православной Церковью 14 октября по новому стилю.

Христианские историки говорят о том, что почти шестьсот лет назад на греческую империю напали сарацины, неприятель был силен, и грекам угрожала большая опасность. В то время и произошло чудное явление Матери Божией. Случилось это во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.

В воскресный день, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых.

Пластина церковных врат Рождественского собора в Суздале. Начало XIII в.

Древнейшие образы Покрова в древнерусском искусстве представлены на вратах Рождественского собора в Суздале начала XIII века, выполненных в технике золотой наводки по меди, и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове (1313).

На пластине суздальских врат Богоматерь в трехчетвертном повороте воздела в молении руки к Спасителю, изображенному над вспарушенным покрывалом. Фигуру Пресвятой Девы фланкируют стоящие и взирающие вверх ангелы. В дальнейшем они будут представлены парящими, а Богородица – в строго фронтальной позе.

Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.

Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало (омофор) и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных».

Покров Богородицы.Нестеров Михаил Васильевич. 1910-е. Медь, масло. 128,4х53,7.
Государственный музей истории религии

Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания:
«Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь».

Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан».

Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».

Дивное явление Богородицы, покрывающей христиан, ободрило и утешило греков, собрав последние силы, они победили сарацинов.Во Влахернской церкви сохранилась память о явлении Богоматери.

В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.

На Руси с Покрова дня начинались свадьбы, а девушки в этот день ходили в церковь молиться, что бы господь послал им хороших женихов. По примете, чем больше снега на Покров, тем больше свадеб будет в этом году

Нестеров Михаил Васильевич.Покров Богоматери.1914 г.Дерево,масло.91х63.Государственная Третьяковская галерея, Москва Поступление в 1995 от З. В. Норцовой по завещанию П. М. Норцова из собрания П.М.Норцова и З.В.Норцовой,Москва

Чую радуницу божью —

Не напрасно я живу,

Поклоняюсь придорожью,

Припадаю на траву.

Между сосен, между елок,

Меж берез кудрявых бус,

Под венком, в кольце иголок,

Мне мерещится Исус.

Он зовет меня в дубровы,

Как во царствие небес,

И горит в парче лиловой

Облаками крытый лес.

Голубиный дух от бога,

Словно огненный язык,

Завладел моей дорогой,

Заглушил мой слабый крик.

Льется пламя в бездну зренья,

В сердце радость детских снов,

Я поверил от рожденья

В Богородицын Покров.

Сергей Есенин 1914 г.

икона Покрова из музея Коломенское конец XVI в

Покров Богоматери. Начало XVII в. Государственный Русский музей

Покров Богородицы.Т.А.Нефф(1805-1875) 1846-1848 Холст,масло Исаакиевский собор СПТб

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *