Положение о воскресной школе

Концепция развития
воскресной УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПАТРИАРШЕГО ПОДВОРЬЯ ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В С. ЗДЕХОВО

Пояснительная записка

Воскресная учебно-воспитательная группа (УВГ) создана при Патриаршем подворье храма Святителя Николя с. Здехово Московской области, действует с 2005 г. и является его структурным подразделением. Общее руководство Воскресной УВГ осуществляет по должности настоятель храма протоиерей Сергий Киселев.

Духовник Воскресной УВГ – настоятель храма протоиерей Сергий Киселев.

Директор Воскресной УВГ – Бутова Ольга Ивановна.

Цели и задачи воскресной учебно-воспитательной группы.

Воскресная учебно-воспитательная группа создана с целью формирования у обучающихся детей православного мировоззрения, привития навыков благочестивого образа жизни, приобщения обучающихся к литургической жизни Церкви, становления ребенка как творческой индивидуальности, его духовно-нравственного воспитания, содействия возобновлению православных традиций русской культуры и христианского благочестия.

Задачей религиозного воспитания ребенка является подготовка человека к полноценной церковной жизни, в основе которого лежит формирование православного, церковного мировоззрения.

Основными задачами Воскресной школы являются:

а) религиозно-нравственное обучение и воспитание детей;

б) всестороннее развитие личности воспитанников;

в) адаптация воспитанников к жизни в современном обществе.

Реализация указанных задач осуществляется в сотрудничестве с семьей, через вовлечение в приходскую жизнь.

Занятия в Воскресной школе проводятся раз в неделю, в воскресение.

Один урок длится 40 минут.

Преподаватели воскресной учебно-воспитательной группы.

Преподавателями учебно-воспитательной группы являются:

  • священнослужители, проводящие занятия по Закону Божиему;
  • педагоги, имеющие богословское образование и опыт работы с детьми.

Методика преподавания в воскресной учебно-воспитательной группе.

Обучение в учебно-воспитательной группе проводится по программам, основанным на «Стандарте учебно-воспитательной деятельности, реализуемого в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» (2012 г.) адаптированным к возможностям учебно-воспитательной группы.

По сложившейся традиции уроки начинаются в ближайшие выходные дни после 14 сентября. В первый день учебного года совершается Молебен перед началом занятий.

В учебно-воспитательной группе обучаются дети дошкольного возраста (дошкольная ступень 4-7 лет), а также школьники (начальная ступень, 7-11 лет, и основная ступень 11-15 лет).

Исходя из этого, учебный процесс формируется с учетом психологических и физиологических возможностей каждой возрастной группы.

  1. Дошкольная ступень (4-7 лет).

Учитывая психологические особенности и ведущую деятельность данного возраста (4-7 лет), все учебные задачи решаются через игру. На занятиях применяются как предметные игры, так и сюжетно-ролевые. Предпочтение отдается объяснительно-иллюстративному методу.

Темы занятий в этой группе, как и во всех остальных, привязываются к годовому кругу праздников Русской Православной Церкви. Ученикам рассказываются избранные места из Евангельской истории, жития святых, основы Закона Божия.

Благодаря комплексным занятиям (во время уроков по основным дисциплинам в данной группе дети рисуют, лепят, разукрашивают картинки по теме занятий), происходит постоянная смена деятельности, что позволяет учащимся лучше воспринимать материал и не уставать.

Закрепление пройденного материала и опрос проводится в игровой форме (проводятся викторины и т.п.).

Для того чтобы ребенок лучше воспринимал рассказ учителя используются наглядные пособия (иконы, репродукции картин отечественных и зарубежных художников, посвященные теме урока, сюжетные картинки, помогающие ребенку запомнить действующих лиц и хронологию событий рассказанной истории), поскольку принцип наглядности один из самых известных и понятных принципов обучения.

В данной группе основной упор делается на привитие начальных христианских понятий посредством творческого развития ребенка, через стихи, песни, занятия музыкой, танцы, рукоделие.

  1. Начальная ступень (7-11 лет).

Учитывая тот факт, что в этом возрасте изменяется ведущая деятельность и психологические особенности детей, меняется и методика преподавания.

Игра уступает место обучению.

Вводится более четкая система преподавания, особенно это касается занятий Законом Божиим, те вопросы, которые рассматривались в первой группе обзорно, начинают изучаться более детально. Детям объясняется взаимосвязь между всеми преподаваемыми богословскими предметами. Появляется двухгодичная программа по каждому богословскому предмету.

Применяются традиционные методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, методы иллюстраций и демонстраций (видиометод) и упражнения.

Как и в первой группе, для того чтобы ребенок лучше воспринимал рассказ учителя используются наглядные пособия (иконы, картины отечественных и зарубежных художников, посвященные теме урока, сюжетные картинки, помогающие ребенку запомнить действующих лиц и хронологию событий рассказанной истории).

Большее внимание в этой группе начинает уделяться богословским предметам.

III. Основная ступень (11-15 лет).

В этой возрастной группе преподавание Закона Божьего включает в себя более глубокое изучение богословских дисциплин, для которых уже необходима определенная база знаний. На занятиях детям даются основные понятия по Литургике, Катехизису и Нравственному Богословию.

Если во второй группе преобладает объяснительно-иллюстративный метод, то в данной возрастной группе используются помимо лекций, рассказа и упражнений, исследовательский и эвристический (частично-поисковый) метод, все зависит от темы урока.

Таким образом, детям предоставляется возможность не только получить готовые знания от учителя, но и самим провести исследование, конечно под руководством учителя, по определенному вопросу.

По количеству учебных часов богословские дисциплины преобладают над прикладными.

Привязанность программ по основным и прикладным предметам к годовому кругу праздников Русской Православной Церкви.

Программы предметов по возможности привяываються к годовому кругу церковных праздников и составляються с такой целью, чтобы каждый предмет открывал новую грань изучаемого праздника.

Такая взаимосвязь помогает учащимся лучше понять и всесторонне изучить определенные события Евангельской и Церковной истории.

Привязанность программ к годовому кругу праздников помогает и воцерковлению детей, приходя в храм, ребенок начинает лучше ориентироваться в церковной службе, так как слышит знакомые песнопения, подходя к иконам, он уже может понять, кто на них изображен. Поскольку соответствующая тема рассматривается в ближайшие к празднику дни, это даёт возможность детям лучше понять и прочувствовать то событие, которое отмечает Святая Церковь.

Целесообразность программ, рассчитанных на два года обучения.

В учебно-воспитательной группе для начальной и основной ступени используются двухгодичные программы, как по Закону Божиему, так и по прикладным дисциплинам.

Необходимость двухгодичных программ вызвана следующими причинами:

  1. Свободное посещение занятий учащимися. Поскольку занятия проходят по выходным дням, так как учебно-воспитательная группа считается учреждением дополнительного образования, то по семейным или иным обстоятельствам дети иногда пропускают уроки.
  2. Урок по каждому предмету проводится всего один раз в неделю, по этому, двухгодичная программа дает возможность расширить спектр изучаемых тем.

Система поощрений в воскресной учебно-воспитательной группе.

В учебно-воспитательной группе существует определенная система поощрений учащихся и их родителей. Детей, проявивших усердие в течение учебного года, награждают подарками и грамотами.

В конце каждого полугодия из учеников выбираются лучшие по следующим критериям:

  • посещаемости (данное поощрение рассматривается и как поощрение родителей, приводящих детей на занятия)
  • прилежанию (каждый преподаватель отмечают лучших учеников по своему предмету)
  • отмечается активное участие учеников в жизни школы: участие в богослужениях (дети поют на Литургии и помогают в алтаре), концертах, вечерах и мероприятиях.

За активное участие в жизни учебно-воспитательной группы, родители так же, как и дети награждаются памятными подарками и грамотами.

Концепция развития воскресной школы

V ЮБИЛЕЙНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС Инфоурок › Другое › Другие методич. материалы › Концепция развития воскресной школы библиотека
материалов

с. иловай- Рождественское

Воскресная школа Христорождественского храма с. Иловай- Рождественское начала свою работу с 1 сентября 2015 года.

Приоритетным направлением деятельности Воскресной школы является воспитание здоровой духовно-нравственной личности, основополагающими ценностями которой станут традиции православия, православное мировоззрение, как принципиальное видение окружающего мира, в котором Бог является Творцом и Промыслителем.

Цели воскресной школы:

  1. Обучение в воскресной школе является начальной формой религиозного образования, посредством которого у детей и пробуждается произволение к личному воцерковлению.

  2. Главной целью воскресной школы является приобщение детей разного возраста, к литургической жизни прихода, усвоение церковных знаний и обретение навыков и опыта церковной жизни.

Задачи воскресной школы:

1.Формирование православных представлений о Боге, мире, человеке

2.Воспитание благоговейного отношения к святыне

3. Изучение церковной истории, в т. Ч. Русской Православной Церкви

4. Обучение молитве

5. Воспитание учащихся в духе евангельских заповедей с тем, чтобы Закон Божий становился законом их жизни.

Педагоги школы стремятся к высокому уровню преподавания разнообразных знаний о православной вере, используют возможность познакомить детей с красотой жизни в гармонии с Богом, людьми, окружающим миром, чтобы в моменты решения сложных жизненных ситуаций и, подчас, непростого выбора, получаемые знания дети направляли к добру, использовали во благо, поступали по-христиански.

Принципиальными положениями в учебно-воспитательном процессе Воскресной школы являются историчность и преемственность. Поэтому педагоги школы стремятся привить детям, обучающимся на I и II ступенях, историческую память, передачу богатейшего культурного наследия нашего народа. Подлинная жизнь души, духовный рост человека обогащается нравственными ценностями, накопленными многими поколениями предков. Любая система воспитания имеет свои корни, в России Православие — наследственная основа мировосприятия русского человека. Наши великие предки, причисленные Православной Церковью к лику святых, являются достойными примерами для воспитания подрастающего поколения. На примерах житий святых педагоги учат детей уважению, послушанию родителям, любви к Родине и друг другу, готовности к личному духовному росту и подвигу в основе коих лежат Заповеди Божии.

Важной частью воспитательно-образовательного процесса является общение, совместная трапеза, экскурсии и паломничества (по мере возможности, мы посещаем близлежащие храмы для совместных мероприятий и экскурсий. В перспективе надеемся выезжать в более удаленные места, надеясь на активную помощь родителей).

Для реализации функций семьи и воскресной школы по отношению друг к другу, в планах проводить занятия для родителей (катехизаторские беседы, беседы о принципах православного воспитания, на основе учений святых отцов), чтобы формировать наличие единого мировоззренческого подхода семьи и Воскресной школы к воспитанию и образованию ребенка, а именно – православного; привлечения участия родителей в жизни прихода и праздниках церковного календарного круга; стремиться к единой форме катехизации; изучать условия жизни и взаимоотношений ребенка в семье; воспитывать ценностное отношение к семье; активизировать участие родителей в жизни Воскресной школы; научить родителей привлекать детей к участию в восстановлении и поддержании в семье православных традиций; пытаться объединить православных родителей.

Педагоги Воскресной школы надеются внести свою малую лепту в воспитание людей, способных достойно жить в России и обладающих следующими качествами: православным миропониманием и мироотношением, устойчивым умением жить в согласии с ним даже в сложных условиях окружающей жизни; способностью и умением отличать добро от зла, Истину от лжи, делать добро по отношению ко всем и проявлять любовь; достаточным всесторонним знанием русской православной культуры и истории Отечества, на основании чего выстраивать согласно традициям свою жизнь; любви к России и ее гражданам, способностью и умением всем оказывать посильную помощь, поддержку, веру в их силы и возможности; максимально использовать свой интеллект и способности в движении к Истине, умению подчинить их нравственным законам православной жизни; способностью и готовностью защищать себя, свою веру, свой народ и Отечество; осознанным трудолюбием, основанным на нравственных Заповедях Божиих.

Курс повышения квалификации 108 ч. 4800 руб. 2900 руб. Смотреть курс Курс профессиональной переподготовки Специалист по охране труда 600 ч. 16500 руб. 9900 руб. Смотреть курс Курс профессиональной переподготовки Библиотекарь 300/600 ч. от 13100 руб. от 7900 руб. Смотреть курс Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему: также Вы можете выбрать тип материала: Общая информация

Ежегодно епархиальным Отделом религиозного образования и катехизации проводится АТТЕСТАЦИЯ вновь созданных или не прошедших аттестацию ранее ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ И ВОСКРЕСНЫХ ГРУПП (ДЛЯ ДЕТЕЙ) приходов Санкт-Петербургской епархии .

ОБ АТТЕСТАЦИИ

Обязательная общеепархиальная аттестация Воскресных школ/групп (для детей) проводится Отделом религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии в соответствии с
— «ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ АТТЕСТАЦИИ воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», утвержденным 16.06.2014.

с целью определения типа школы и проверки соответствия ее деятельности требованиям, предъявляемым

— «СТАНДАРТОМ учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» в новой редакции 2017г.
— «ПОЛОЖЕНИЕМ о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» в новой редакции 2017 г.
(документы утверждены решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 9 марта 2017 года, журнал №16).

По итогам аттестации ежегодно пополняется епархиальный реестр Воскресных школ/групп и, соответственно, общецерковный реестр Воскресных школ/групп (для детей), публикуемый на официальном сайте Синодального ОРОиК.

Аттестация является обязательной для всех Воскресных школ и Воскресных групп приходов епархии, проводится аттестационной комиссией Епархиального Отдела религиозного образования и катехизации по благословению правящего архиерея.

В ходе аттестации аттестационная комиссия ОРОиК СПб епархии осуществляет проверку аттестационных документов и проводит инспекцию Воскресных школ/групп.

Воскресные школы/группы, прошедшие аттестацию, получают «Епархиальное свидетельство об аттестации», в котором указан тип воскресной школы, присвоенный по результатам аттестации, с получением права на образовательную деятельность сроком на 5 лет.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К АТТЕСТАЦИИ:

1) ИЗУЧИТЬ ВЫШЕУКАЗАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ — Положение и Стандарт ВШ 2017 года;

2) ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП СВОЕЙ ШКОЛЫ — из двух, предусмотренных Стандартом (1-Воскресная группа, 2-Воскресная школа), используя следующие критерии:

Характеристики воскресной ГРУППЫ
— количество воспитанников до 10 человек;
-руководствуется Стандартом ВШ 2017 года, при этом самостоятельно определяет возрастные категории воспитанников, объем содержания и результаты обучения религии и религиозного воспитания, принимая во внимание в этой части своей деятельности положения настоящего Стандарта.

Характеристики воскресной ШКОЛЫ:
— количество воспитанников не менее 10 человек;
— руководствуется в своей деятельности Стандартом ВШ 2017 года

3) ПОДГОТОВИТЬ ПАКЕТ АТТЕСТАЦИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ

для Воскресных школ и групп:

— ПРОШЕНИЕ настоятеля на прохождение школой/группой аттестации с указанием выбранного ТИПА (Образец)
— СПИСОК преподавателей ВШ/ВГ (Образец)

далее — только для Воскресных школ
(для групп — по усмотрению настоятеля):
— УКАЗ настоятеля о назначении директора ВШ
(Образец 1 — о назначении директора ВШ)
(Образец 2 — о назначении настоятеля директором ВШ)

— ПОЛОЖЕНИЕ о деятельности ВШ разрабатывается руководством школы на основе «ПОЛОЖЕНИЯ о деятельности ВШ» 2017 г Синодального ОРОиК

— ПРОГРАММА обучения религии и религиозного воспитания (Требования к структуре и содержанию программы)

— ФОТОГРАФИИ воскресной школы (общий вид здания (помещения), фотографии всех классов, библиотеки, трапезной) — по усмотрению настоятеля

***Во время инспекции приходов проводится также аттестация приходских специалистов — катехизаторов и преподавателей вероучительных дисциплин, не прошедших аттестацию ранее или назначенных на должность в текущем году и не обучающихся на Курсах.
Подробнее об аттестации приходских специалистов >>>

***

АРХИВ

Примеры программ УВД:

Просим обратить внимание на то, что в соответствии со Стандартом ВШ 2017 года Воскресная школа составляет не Программу учебно-воспитательной деятельности, а Программу обучения религии и религиозного воспитания (Требования к структуре и содержанию программы).

— Программа учебно-воспитательной деятельности Воскресной школы «Вертоград»;
(источник: armih.ru)
— Программа учебно-воспитательной деятельности Воскресной школы «Родник»;
(источник : www.hramnaholmah.ru)
— Программа учебно-воспитательной деятельности Воскресной школы при Троицком храме Озерского благочиния Московской епархии
(источник: www.troizksob.prihod.ru)
— Программа учебно-воспитательной деятельности Воскресной учебно-воспитательной группы храма святителя Николая на ул. Долгоозерной, СПб.

Другие образцы и шаблоны, которые могут пригодиться в работе ВШ:

Расписание уроков (в Воскресной школе «Вертоград»)

Календарный учебно-тематический план

Расписание занятий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *