Польская православная церковь

Содержание

Поддержите сайт — почитайте рекламу!
Оцените материал и оставляйте комментарии: (Ваша оценка будет первая!)
В закладки!

Поляки — один из наиболее религиозных народов Европы. Именно поэтому в Польше можно увидеть церкви всевозможных вероисповеданий, а величественные католические костелы мирно существуют рядом с маленькими церквушками, которые посещают представители других религий. При этом религиозность поляков имеет свои особенности, которые сформировались под воздействием многих событий и личностей, ведь история формирования имеющегося польского мировоззрения была длиной и тернистой.

Немного истории

Внедрение христианства на территории современной Польши берет свое начало в 966 году, во время правления Мешка I. Взяв в жены чешскую княжну Дубравку из династии Пржемысловичей, Мешко вместе со своим двором приняли новую веру в виде одной из основных ветвей христианства — католичества. Цель этого поступка была вовсе не в том, чтобы угодить супруге, а более глобальной: с помощью религии польский король хотел обуздать феодалов и вера помогла бы получить дополнительный авторитет и влияние.

Христианство в Польше ввел Мешко I

Феодалы сразу же почувствовали неладное и к католичеству отнеслись враждебно. Тут и там вспыхивали восстания, поджигались церкви, священники испытали на себе гонения и насилие. Несмотря на это христианству удалось закрепиться в стране в виде главной религии. Это было сделано путем применения грубой военной силы и благодаря лояльности христианской религии. Так, восстания подавлялись, а христианские священники ассимилировали старые языческие обряды, введя их в состав новых католических традиций.

Ассимиляция язычества в католической религии

В языческом культе особое место занимали различные празднества: весенние святки, земледельческие праздники, культы природы. Привычные для язычников события были трансформированы в христианские: божества были подменены святыми, а новые католические праздники были основаны в знаковое для земледельцев время.

Именно из язычества берет свое начало культ мертвых. Еще язычники верили в существование души, которая жила отдельно от тела после смерти и погребения. Ее почитали с большим уважением, что также перешло в христианскую веру: устраивались поминальные дни, на могилы умерших приносились цветы и еда.

Многие верования и традиции из язычества перекочевали в христианство

Наряду с верой в добрых богов, творящих благо, существовала и другая — вера в злых духов, которые устрашали. Эти персонажи, которые в жизни язычников занимали особое место, успешно трансформировались в католичестве в виде дьявола и его приспешников. Вместе с этим особое место в веровании древних поляков, как и всех европейцев, занимали колдуны и ведьмы — люди, вступившие в сговор с дьяволом.

До наших дней в сельской местности Польши можно встретить остатки пережитков языческой веры. Это, в частности, верования в домовых, лесных духов, русалок, упырей и т.д.

Религиозное мировоззрение поляков

Хоть поляки и религиозная нация, которая в своем большинстве неистово исполняет ритуалы и посещает церковь в положенные дни, все же они являются прагматичными верующими. Наряду с набожностью существует и избирательное следование догмам и церковным истинам. Например, большинство поляков не разделяет взгляды католической церкви относительно противозачаточных средств и, несмотря на ее неодобрение, используют контрацептивы.

Поляки религиозны, но без фанатизма

В последние годы замечается уменьшение количества прихожан, посещающих церковные службы. Этому есть несколько причин: во-первых, во времена коммунизма запретный плод для поляков был сладок и они, несмотря на табу, заполняли церкви до отказа. Во-вторых, последнее время наблюдается слишком рьяное сотрудничество церкви с политиками, что сильно снижает авторитет церкви. Ярким примером тому, является поднятие в сейме закона о запретах абортов на государственном уровне, который вызывает у поляков бурю негативных эмоций и неодобрений.

Тем не менее Польша остается верующей нацией, которая имеет большое количество традиций и религиозных праздников. Больше всего поляки почитают Богородицу и среди них даже существует трюизм о том, что поляки больше верят в Матерь Божью, чем в самого Бога. Культ Богородицы среди поляков настолько силен, что иконы Дивы Марии можно встретить почти в каждом доме. Кстати, если вернуться на несколько столетий назад, то можно увидеть аналогичную картину. Об особом почитании Богородицы говорит и тот факт, что в 1656 г Ян Казимир провозгласил ее Королевой Польской.

Светская жизнь и религия

Католическая церковь во все времена имела огромную власть и авторитет. Благодаря церковной поддержке многие политики пробивались к власти в стране, а когда высшие католические чины переходили в оппозицию к власть имущим, то это обязательно вызывало сходные настроения и среди населения.

Только в середине XX века власти и церковь пришли к соглашению о взаимной поддержке. С этого времени церковь перестала критиковать государственные инициативы, а взамен — началось преподавание религии в польских школах. Католические священнослужители быстро перешагнули границу между дозволенным и желаемым, после чего в школах начался тотальный церковный контроль с насаждением и навязыванием догм и установок.

В 1961 году сейм запретил преподавание религии в школе. С этого момента ведение этого предмета в школе прекратилось, а для верующих, желающих обучать детей религии, проводятся специальные занятия непосредственно при церквях. За программами этих уроков, как и полагается, производится надзор Министерства образования.

Церковь всегда имела большое влияние на общественность

Исторически сложилось так, что государство практически всегда взаимодействовало с религией. Не изменилось это и в наши дни — на официальном уровне считается законным брак, заключенный в 11 церквях, на государственном уровне создаются программы для поддержки конфессий, а религия в свою очередь, поддерживает государственные инициативы.

Кроме этого, поддержка религии со стороны польского государства заключается в избавлении от целого ряда налогов. С 2015 года налог, который начисляется на развитие церквей, платят сами верующие. По этой программе католическая церковь получает около 175 млн. евро ежегодно.

Вероисповедания поляков

Главной религией в Польше является католическая ветвь христианства. По данным статистики, 87% поляков являются приверженцами католической церкви, но вместе с тем, существует огромное количество других вероисповеданий. Более того, государство всячески поддерживает другие конфессии. Зарегистрировать новое религиозное течение в Польше довольно легко — для этого необходимо лишь иметь 100 приверженцев и подать их список в соответствующий орган власти.

Католичество — главная религия поляков

Кроме католической веры в Польше присутствуют и другие религии. Равноправие вероисповеданий гарантируется Конституцией Польши, поэтому ежегодно в стране появляется масса новых течений и их последователей.

После католической веры наиболее многочисленной считается другая ветвь христианства — православие. В стране насчитывается порядка 400 тыс. его приверженцев, среди которых наибольшее количество представителей, имеющих белорусские, украинские или русские корни.

Есть в Польше и представители протестантских течений. Наиболее известными среди них являются так называемые «исследователи святого писания», которое возникло два века назад в США. Его представители считают, что верующие люди не должны участвовать в общественной жизни и всячески призывают избегать политику, выборы и голосования. Наиболее радикально настроенное течение, именуемое «свидетелями Иеговы» в 50-х годах прошлого века было запрещено. Причиной тому стала антинародная деятельность, которая была призвана подорвать существующий уклад в стране.

Остальные представители протестантизма объединяются в малочисленные приходы и не оказывают какого-либо негативного воздействия на общественную жизнь.

Имеет своих почитателей на польских землях и Иудаизм. Представителями вероисповедания являются еврейские общины, общая численность членов которых составляет порядка 7 тыс. человек. Наиболее многочисленными считаются общины в Лодзи, Вроцлаве и Валбжихе.

Польские иудеи с каждым поколением ассимилируются

Представители мусульманской веры в Польше составляют около 1300 человек. Они являются потомками татар, которых на территорию страны поселил князь Витовт в XV веке. Большая часть польских мусульман являются представителями интеллигенции, которые не имеют практически никаких отличий от среднестатистических поляков. Национальные черты мусульман стираются с каждым поколением, а среди молодежи все чаще наблюдается переход в христианскую веру.

Религия — важная часть жизни каждого поляка. Каждый верующий считает своим долгом посещение церкви по воскресеньям и праздникам, следует основным заповедям и выполняет необходимые ритуалы. В то же время, страна, имеющая самое большое количество костелов в Европе, не относится к религии фанатично. Поляки прагматичны до мозга костей, что нашло свое отображение в любимой для многих пословице: «Не поляки созданы для Бога, а Бог создан для поляков.»

Если ссылка не работает, обязательно прочитайте . Если это не помогло, пожалуйста, выделите неработающую ссылку и нажмите Ctrl+Enter.

Убедительная просьба еще раз проверить ссылку!
Если она точно не работает — жмите «Битая ссылка».
Спасибо за вашу помощь!
Все в порядке!

ПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

  • Статья
  • Новости
  • Обсуждение
  • Предложения
  • Версии

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Варшавский Марие-Магдалининский кафедральный собор

Польская Православная Церковь, автокефальная поместная Церковь

  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: Польша (большинство верующих проживают в восточных частях страны); в «диаспоре» представлена в Бразилии
  • Богослужебный язык: основной церковнославянский; как исключение в некоторых приходах польский ; в Бразилии португальский
  • Календарь: юлианский
  • Кафедральный собор: Марие-Магдалининский в г. Варшаве (при нём резиденция предстоятеля)
  • Предстоятель: Савва, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши
  • Место в диптихе: 13 (Рус.) или 12 (Конст.)
  • Состав: 12 архиереев; 8 епархий; ок. 420 священнослужителей (2012) ; 237 приходов (226 в Польше, 11 за границей — 2012) ; 13 монастырей (11 в Польше, 2 за границей — 2012) ; 3 высшие духовные школы; ок. 500-600 тыс. членов (2012)

Каноническое устройство

Епархии Польской Православной Церкви по состоянию на 2007 г. Работа пользователя Albertus

Епархии

  1. Варшавская
  2. Белостокская
  3. Вроцлавская
  4. Лодзинская
  5. Люблинская
  6. Перемышльская
  • За рубежом:
  • Рио-де-Жанейрская
    • Экстерриториальные:
  • Войска Польского
  • Исторический очерк

    Христианство пришло в пределы нынешней Польши с юго-запада из Моравского княжества, с запада из Германии и с востока из Киевской Руси. В 966 году в Гнездно принял крещение польский князь Мешко (Мечислав) I, за которым массово крестился и его народ. С X века на часть Польши распространялась Владимиро-Волынская епархия Киевской митрополии Константинопольской Церкви, из которой в XI-XII веках была выделена Перемышльская, а в XIII веке — Холмская епархии. С отпадением Римской Церкви от Православия с запада страны начинает распространяться римо-католицизм. После того как в 1385 году князь Ягайло объявил о своём выборе в пользу римо-католицизма, многие последовали за ним и Православие перестало быть преобладающей верой в Польско-Литовском государстве.

    За века могущества польско-литовской Речи Посполитой её короли радели о насаждении римо-католицизма в своей державе и Православие продолжало умаляться. В 1596 году бывшие ранее православными архиереи польско-литовских земель во главе с митрополитом Киевским Михаилом (Рогозой) приняли унию с на Брестском Соборе. Православие оказалось вне закона до 1632 года, верующие подверглись тяжкому гонению, и многие приняли унию. Затем Киевский митрополит святитель Петр (Могила) провел ряд преобразований которые, ценой сближения с римо-католическими образцами, утвердили Православие как терпимую веру в Речи Посполитой. Однако, давление государства и римо-католического клира поддерживало динамику перехода православных в униатство на протяжении последующего века.

    Вместе с переподчинением Киевского престола, с конца XVII века православные Польши перешли под омофор Московского патриарха. Одновременно, в течении XVIII века шло поглощение Речи Посполитой соседними государствами, причём к концу столетия бо́льшая часть, под именем Царства Польского, вошла в состав Российской империи. В этих землях Православие превратилось из теснимой веры меньшинства в господствующую государственную, что обусловило массовый переход униатов в Православие на протяжении следующего века. С 1785 для окормления православных в Польше было учреждено Переяславское коадъюторство Киевской митрополии, а с 1793 года его заместила Минская епархия. С 1799 года польские земли вошли в Волынскую епархию. В 1840 году специально для Царства Польского была образована Варшавская епархия, а с 1905 года существовала также отдельная Холмская кафедра.

    В связи с провозглашением в 1918 году независимости Польши указом патриарха Московского и всея Руси святителя Тихона Православной Церкви в Польше в 1921 году была дарована «широкая поместная автономия.» В середине июня 1922 года митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на создание автокефальной Польской Церкви. Вместо священноначалия в Москве было решено обратиться в Константинополь и 13 ноября 1924 года Константинопольский патриарх Григорий VII подписал Томос № 4588 о создании в Польше автокефальной Православной Церкви. Эта автокефалия не была признана Московским Патриархатом, но Русская Православная Церковь Заграницей приняла её. В 1920-30-х годах в рамках политики полонизации и окатоличивания в Польше было разрушено или конфисковано более половины православных храмов, был снесен Варшавский Александро-Невский кафедральный собор.

    В первые годы Второй мировой войны восточные пределы межвоенной Польши отошли к СССР и были выведены из состава Польской Церкви, всё еще находившейся в расколе с Московским священноначалием. Затем, в ходе Великой Отечественной войны, автокефалисты на Украине, оправдывали свою раскольническую деятельность номинальным подчинением митрополиту Варшавскому Дионисию (Валединскому).

    По итогам войны Польша оказалась в советской сфере влияния и вошла в социалистический лагерь. В условиях холодной войны взамен прежних связей с Константинопольским Патриархатом стали налаживаться связи с Московским. В июне 1948 года делегация во главе с архиепископом Белостокским Тимофеем (Шрёттером) обратилась к Русской Церкви с ходатайством о даровании автокефалии Польской Церкви и 22 июня того года был подписан соответсвующий Акт.

    После падения коммунистического режима в Польше Церковь получила возможность расширить свою благотворительную социальную деятельность. В 1996 году был создан центр «Элеос» для более действенной помощи нуждающимся; были созданы ряд сестричеств, домов опеки, служб помощи бездомным.

    Предстоятели

    • Георгий (Ярошевский) ((15 сентября 1921) 12 февраля 1922 — 8 февраля 1923)
      • Дионисий (Валединский) (8 февраля — 27 февраля 1923) в/у, архиеп. Волынский
    • Дионисий (Валединский) (27 февраля 1923 — 6/17 апреля 1948)
      • Серафим (Ляде) (23 декабря 1939 — 24 сентября 1940) упр., архиеп. Берлинский
      • Тимофей (Шрёттер) (1945) в/у, еп. Люблинский
      • Тимофей (Шрёттер), 2-й раз (6/17 апреля 1948 — 7 июля 1951) заместитель митрополита, архиеп. Белостокский
    • Макарий (Оксиюк) (7 июля 1951 (8 июля 1951) — 2 марта 1961) после 8 декабря 1959 — на лечении
      • Тимофей (Шрёттер), 3-й раз (8 декабря 1959 — 5 мая 1961) заместитель митрополита, архиеп. Белостокский
    • Тимофей (Шрёттер) (5 мая 1961 — 20 мая 1962)
      • Георгий (Коренистов) (20/24 мая 1962 — 26 мая 1965) в/у, архиеп. Лодзинский
    • Стефан (Рудык) (26 мая 1965 — 26 марта 1969)
      • Георгий (Коренистов) (26 марта 1969 — 24 января 1970) в/у, архиеп. Лодзинский
    • Василий (Дорошкевич) (24 января 1970) (1 марта 1970) — 11 февраля 1998)
    • Савва (Грыцуняк) (c 12 мая 1998 (31 мая 1998))

    Статистика

    • 1931 — По данным последней официальной довоенной переписи Польши: 3.762.484 православных верующих, 11,8% населения страны (из них 40% украинцы/русины; 24% белорусы; 12% поляки; 3% русские)
    • 1939 — 4.220.000 верующих
    • перед концом Второй мировой войны — более 4 млн. верующих, 5 епархий, 10 архиереев, 1.579 приходов, 1.725 священников, 1.579 певчих, 1.947 часовен, 1.965 кладбищ
    • 1945 (после установления новых границ и обмена населением) — около 450.000 верующих, 2 епархии, 3 архиерея, 169 приходов, 190 священников, 169 певчих, 223 часовни, 234 кладбища
    • 1951 — 160 священнослужителей
    • 1953 — 138 священнослужителей
    • 1970 — 195 священнослужителей, 215 приходов, 300 освящённых помещений
    • 1980 — По официальным данным государственной статистики: 292 священнослужителей, 231 приход, 300 освящённых помещений . По эмигрантскому изданию Orthodox Monitor: 580.000 зарегистрированных верующих, 290 священнослужителей, 233 прихода, 301 освящённых помещений, 2 монастыря (мужской и женский), 19 монахов и 15 монахинь
    • 1981 — 550 тыс. верующих
    • 1986 — 850 тыс. верующих
    • 1989 — ок. 950-1.000 тыс. верующих
    • 1999 — 570 тыс. членов
    • 2006 — 600 тыс. членов; 380 священнослужителей; 240 приходов; 8 монастырей (5 муж. и 3 жен.)
    • 2012 — ок. 500 тыс. верующих; 237 приходов (226 в Польше, 11 за границей); ок. 420 священнослужителей; 13 монастырей (11 в Польше, 2 в Бразилии) / 600 тыс. верующих; ок. 100 монашествующих

    Учебные заведения

    • Варшавская Христианская богословская академия (совместно с другими неримокатолическими христианскими исповеданиями Польши)
    • Кафедра православного богословия в Белостокском университете
    • Варшавская духовная семинария
    • Иконописная школа
    • Псаломщицко-регентская школа

    Церковно-общественные организации

    • Братство православной молодежи (с 1980)
    • Братство святых Кирилла и Мефодия (с 1989, с уклоном к просветительской деятельности)
    • Братство святого Николая (с 1995, с уклоном к паломнической и благотворительной деятельности)

    Ставропигии

    • Яблочинский Онуфриевский монастырь (мужской, с 1999)

    Литература

    • Wynot, Edward D., Jr., «Captive Faith: the Polish Orthodox Church, 1945-1989,» East European Quarterly, XXXVI, № 3, September 2002, 323-340.

    Использованные материалы

    • «Польская Православная Церковь,» официальный сайт Русской Православной Церкви:
    • Wynot, Edward D., Jr., «Captive Faith: the Polish Orthodox Church, 1945-1989,» East European Quarterly, XXXVI, № 3, September 2002, 323-340.

    По состоянию на середину 2013 года было четыре храма с богослужением по-польски: во Вроцлаве, Варшаве и два в Белостоке. Данные прот. Ярослава Антосюка, сообщение от 21 июня 2013,

    «Польская Православная Церковь,» официальный сайт Русской Православной Церкви,

    Махакеев Артем, «В Польше прошел международный съезд монашествующих,» Белорусский православный информационный портал СОБОР.by, 10 сентября 2012,

    Первая оценка по «Польская Православная Церковь,» официальный сайт Русской Православной Церкви, ; вторая — по заметке Махакеев Артем, «В Польше прошел международный съезд монашествующих,» Белорусский православный информационный портал СОБОР.by, 10 сентября 2012,

    При двойной дате, первая – дата избрания, вторая (в скобках) – дата интронизации.

    Drugi Powszechny Spis Ludnosci z dnia 9 IX 1931 r., “Statystyka Polska,” Seria C, z. 94a, таблицы 10, 13, 15, 16, по Wynot, Edward D., Jr., “Captive Faith: the Polish Orthodox Church, 1945-1989,” East European Quarterly, XXXVI, № 3, September 2002, 323. Разбивка по национальным категориям – по классификации довоенного Польского государства. Историк Януш Зарновский считает процент поляков завышенным, полагая что поляки составляли около 4% православных, тогда как остальные, вошедшие в эту категорию, были чехи, греки, цыгане и те обитатели восточных краёв страны которые назвались «местными». Zarnowski, Janusz, Spoleczenstwo Drugiej Rzeczypospolitej 1918-1939, Warszawa, Polskie Wydawnictwo Naukowe, 1973, 375.

    Kosonocki, Witold, “Liczba i rozmieszczenie ludnosci prawoslawnei w Polsce,” Wiadomosci Metropolii Prawoslawnei w Polsce, 1939, № 3, 6-7, по Wynot, 323.

    Adamczuk, Lucjan, Mironowicz, Antoni, изд., Kosciol Prawoslawny w Polsce dawniej i dzis, Warszawa, Glowny Urzad Statystyczny, Warszawska Metropolia Prawoslawna, 1993, 93-94, по Wynot, 326.

    Adamczuk и Mironowicz, 93-94, по Wynot, 326.

    Urban, Kazimierz, Weryfikacja duchowienstwa prawoslawnego w 1953 roku (przyczynek do polityki wyznaniowei pierwszej polowy lat piecdziesatych), № 358, в серии “Zeszyty Naukowe Akademii Ekonomicznej w Krakowe”, Krakow, 1992, по Wynot, 337, n. 10.

    Urban, по Wynot, 337, n. 10.

    Wynot, 330.

    Rocznik statystyczny 1980, 40, Warszawa, Glowny Urzad Statystyczny, 1980, 27, таблица 10/50, по Wynot, 330.

    ?

    Log in

    No account? Create an account May 5th, 2014, 10:56 pm

    Православная Польша

    Польский князь, Мешко Первый
    На территории, входящие в состав современной Польши, христианство проникало с разных сторон: с юго-запада — Великого Моравского княжества, с запада — германских земель и с востока — Киевской Руси. Вполне естественно, что польские земли как смежные с Великой Моравией подверглись воздействию миссии святых Кирилла и Мефодия. С расширением Моравского княжества Силезия, Краков и Малая Польша вошли в состав Велиградской епархии. В 966 году польский князь Мешко I принимает христианство, за чем последовало крещение народа. По преданию Мешко сначала принял христианство восточного греко-славянского обряда, но после его женитьбы на княгине Дубравке в Польше усилилось латинское влияние. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что ещё до крещения Мешко на территории Польши существовали храмы, построенные в византийском стиле.
    Князь Даниил Галицкий В XIII веке при князе Даниила Романовича Галицко-Волынское княжество достигает своего могущества. В его столице — Холме — стараниями князя была основана православная епископская кафедра. Дети и внуки князя Даниила сохраняли верность православию, но во второй четверти XIV век род Галицко-Волынских князей по мужской линии угас. Две галицкие княжны были замужем за Литовским и Мазоветским князьями. Волынь попала во владение Литовского князя Любарта, который исповедовал православие, но с Галицией было иначе. Сын Мазоветского князя Юрий II Болеслав был воспитан матерью в православии, но впоследствии перешёл в католичество. Став Галицким князем он, по установкам папы Римского, притесняет православных.
    После смерти Болеслава его продолжателем стал польский король Казимир Великий. В середине XIV века православное население подвергалось различного рода дискриминациям, осложнялась возможность торговой и ремесленной деятельности. После вступления великого князя Литовского Ягайло в брак с польской королевой Ядвигой было положено начало объединению Польского королевства и Литовского княжества. Одним из условий брака был переход Литовского князя в католичество. Ещё в 1385 году Ягайло официально отрёкся от православия, а через год после брака в 1387 году он объявил римско-католическую веру господствующей в Литве. Вскоре начались притеснения православных. Крупнейшие насилия происходили в Галичине. В Перемышле католикам был передан православный собор. На Городельском сейме 1413 года, который подтвердил объединение Литвы с Польшей, был издан указ о недопущении православных к высшим государственным должностям.
    До конца XVI век века большая часть Православного духовенства Польши во главе с Киевским митрополитом Михаилом (Рогозой) приняла провозглашённую на Брестском соборе 1596 года унию и признала над собой власть Римского Папы. Но православные верующие преимущественно не приняли и стали на защиту Православной церкви. Очень важную роль в защите православия от распространителей унии играли православные церковные братства. Необходимо особо упомянуть Львовское и Виленское православные братства, представлявшие собой сплочённые союзы городского населения. Согласно принятым уставам главным своим делом братства считали: открытие и содержание духовных училищ, подготовку образованной православной молодежи, создание типографий и издание необходимых книг. Однако силы в борьбе с наступающим католицизмом были неравны. Православные братства, лишившись поддержки со стороны шляхты, перешедшей в католичество, постепенно сокращали свою деятельность.
    До конца XVI века большинство православного населения нынешних восточных областей Польши католики считали уже униатским. С второго десятилетия XVIII века для всего православного населения Западной Украины, которая входила в состав Польши, остался только один православный епископ — Белорусский. Не внёс существенных изменений в положение православных в Польше и Великий сейм 1788—1792 годов, провозгласивший среди прочего, религиозную свободу. В конце XVIII века в Польшу попадают греческие православные купцы, поселяются здесь и стремятся поддержать православие. Однако власть не позволяла им обустраивать храмы, поэтому богослужения проходили в молитвенных домах. Священники приглашались из Буковины, Венгрии, Болгарии, Греции.
    Ситуация коренным образом изменилась после присоединения польских земель к Российской империи (1795 год — третий раздел Польши; 1814—1815 года — решение Венского конгресса). Положение православных на землях, вошедших в состав империи, сразу улучшилось без особых мероприятий. Прекратились гонения, насильственные обращения в унию, антиправославная пропаганда.
    После Первой мировой войны, в 1918 году, была возрождено Польское государство. Согласно Рижскому договору 1921 года Западная Белоруссия и Западная Украина вошли в состав Польши. В связи с новым политическим положением Священный синод Московской патриархии в сентябре 1921 года назначил на Варшавскую кафедру бывшего Минского архиепископа Георгия (Ярошевского), который в январе следующего года был возведён в сан митрополита. Церкви в Польше было одновременно предоставлено право автономии. В 1922 году при поддержке государственной власти Собор православных епископов в Польше, который состоялся в Варшаве, решительно высказался за установление автокефалии Православной церкви в Польше. За были митрополит Георгий (Ярошевский), и его сторонники , против — пророссийские архиреи . 8 февраля 1923 года в жизни Польской православной церкви произошло чрезвычайное событие — русский националист архимандрит Изумруд (Латишенко), бывший ректор Волынской духовной семинарии, отстранённый от должности и запрещённый в священнослужении митрополитом Георгием (Ярошевский), выстрелом из револьвера убил митрополита. Через два дня после этого трагического события обязанности Митрополита и Председателя Священного Синода принял на себя архиепископ Волынский и Кременецкий Дионисий (Велединский). 27 февраля того же года Собором православных епископов Польши он был избран Митрополитом Варшавским. Убийство усилило антироссийские и проавтокефальные настроения в Польской церкви, и иерархия начала полноценные переговоры с Вселенским Константинопольским патриархатом.
    Опираясь на подписанный в 1927 году польским правительством и Римским папой конкордат, который признавал в Польше католичество господствующим вероисповеданием, римо-католики в 1930 году выступили с судебным иском о возвращении православных храмов, святынь, церковного имущества, которое когда-то принадлежало католической церкви. Был предъявлен иск в отношении 700 церковных объектов, среди них были такие православные святыни как Почаевская Лавра и многие другие монастыри, Кременецкий и Луцкий кафедральные соборы, старинные храмы. В это время был разрушен собор в честь святого Александра Невского в Варшаве, расписанный Виктором Васнецовым и другими русскими художниками (построен в 1892—1912 годах, вмещал до 3000 верующих)..
    В конце 1936 года появились тревожные симптомы нового наступления на Православную церковь. В этом году в связи с 300-летием со дня смерти униатского митрополита Вельямина Рутского в городе Львове собрался съезд униатского духовенства. Почётным председателем съезда был греко-католический митрополит Андрей Шептицкий (умер в 1944 году). Решено было, что для украинского народа наилучшей формой церковности является его уния с Римом, поэтому галицкое униатское духовенство должно получить полную свободу для миссионерской деятельности среди украинцев, белорусов, русских, проживающих в Польши.
    Сразу же после издания инструкции начались террор и насилие над православным населением с целью обращения его в католичество. В 1938 году в Холмщине и на Подляшье храмы стали не только закрывать, но и разрушать, а православное население подвергать преследованиям. Было разрушено около полутора сотен храмов и молитвенных домов. Более 200 священнослужителей и церковнослужителей оказались безработными, лишёнными средств к существованию. Православные храмы выставлялись как памятники рабства, поэтому нужно их разрушить. Никакие протесты православных, в том числе обращения митрополита Дионисия (Валединского) к высшим должностным лицам не помогли..
    1 сентября 1939 началась Вторая мировая война. Меньше чем через месяц немецкие танки уже находились на улицах Варшавы. Восточные области Польши были заняты Советским Союзом. Польша, таким образом, была разделена между СССР и Германией. На территории бывшей Польши, которая была оккупирована Германией, было создано так называемое Генерал-губернаторство, в котором существовали три епархии: Варшавская, Холмская и Краковская. Земли, занятые советскими войсками в 1939—1941 годах, вошли в состав Минской епархии. Также в составе СССР оказалась Волынская епархия. Здесь, как повсюду в СССР, Православная церковь Польши терпела притеснения со стороны Советского государства. Вывозили в советские лагеря не только католиков, военных, но и верных православной церкви, а вместе с ними духовенство. В духовной жизни наступили изменения во время немецкой оккупации. Немцы же на своей территории стремились к уничтожению коммунистической идеологии и в этой связи позволяли открывать закрытые ранее храмы. На территории Украины стали действовать украинские епископы Польской православной церкви во главе с митрополитом Поликарпом (Сикорским). Эту структуру традиционно называют Украинской автокефальной православной церковью, хотя формального провозглашения автокефалии не было, епископат считал себя частью бывшей Польской православной церкви (которая после ликвидации государства Польша перестала использовать в своём названии слово «Польская»). Параллельно здесь оставались структуры Московского патриархата — Украинская автономная православная церкоь.
    После Второй мировой войны автокефалия Польской православной церкви была признана определением Священного синода Русской православной церкви от 22 июня 1948 года. Предстоятелем стал архиепископ Тимофей (Шреттер),
    с 1951 до 1998 года — митрополит Макарий.
    В 1949 году были основаны три епархии: Варшавская, Белостоцкая-Гданьская и Лодзинское-Вроцлавская. К 1952 году в Польской православной церкви было четыре епархии: Варшавско-Бельская, Белостоцко-Гданьская, Лодзинско-Познаньская и Вроцлавско-Щецинская. В 1983 году была восстановлена Перемышльско-Новосонченская епархия, а в 1989 году — Люблинской-Холмская.
    Ныне на территории Польши действуют 6 православных епархий с 11 епископами, 27 деканатами, 250 приходами и 10 монастырями. Польша насчитывает так же 410 церквей, 259 священнослужителей и ок. 600 000 верующих. Возглавляет Церковь митрополит Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк). Православные епископы служат в городах: Варшава, Белосток, Гданьск, Лодзь, Пшемышл, Вроцлав, Люблин, а так же в местах: Супралы, Горлица, Семятычск.
    В Польской Православной Церкви есть свои святые. Это уже упомянутый Святой мученик Младенец Гавриил Белостокский, мощи его находятся в Белостоке. Польская Церковь канонизировала так же своих священномучеников, мощи которых так же есть в других городах.
    В Польше есть сильно почитаемые православные чудотворные иконы Богородицы.
    Это Супральская икона, которая находится в Супральской мужской лавре.
    Это Люблинская икона находящаяся в Кафедральном соборе Люблина.
    Святыми местами является монастырь на Святой горе Грабарка, на которую совершается восхождения на коленях и при этом люди несут на себе кресты чтобы их там оставить и ночью при свечах помолиться.
    Монастырь Зверки, на родине святого младенца Гавриила.
    Конечно нельзя не упоминуть Ченстоховскую икону Богородицы, не смотря на то, что она в католическом монастыре, но она так же и Православная святыня для всех православных.
    Православная Церковь в Польше перенесла большую и тяжёлую историю. Она существует в самостоятельности (Автокефалии) не зависимо от других Церквей и всех Патриархатов. При этом, в Католической стране, Польская Православная Церковь имеет не только свои сильные традиции, но и святые места с великими святынями.

    ŚWIĘTYMI BĄDŹCIE…
    „Świętymi bądźcie, ponieważ Ja jestem święty” (1 P 1,16)


    Każdy kolejny rok stawia człowieka przed czymś co jest nieznane…

    APEL O POMOC DLA ŚW. GÓRY GRABARKI

    Apel

    NOWOŚCI WYDAWNICZE
    RUCH SŁUŻBOWY w DIECEZJACH
    • Diecezja Warszawsko-Bielska
    • Diecezja Białostocko-Gdańska
    • Diecezja Łódzko-Poznańska
    • Diecezja Wrocławsko-Szczecińska
    • Diecezja Przemysko-Gorlicka
    • Diecezja Lubelsko-Chełmska
    • Ordynariat Wojska Polskiego

    AKTUALNOŚCI – KOMUNIKATY Archiwum – AKTUALNOŚCI Archiwum – KOMUNIKATY

    Koncert kolęd w katedrze metropolitalnej

    Coroczny koncert kolęd odbywający się w okresie święta Narodzenia Chrystusa w katedrze metropolitalnej św. Marii…

    Więcej

    Panichida nad grobem metropolity Stefana

    9 stycznia 2019 roku, w dniu pamięci świętego pierwszego męczennika i archidiakona Stefana, Jego Eminencja…

    Więcej

    Święto Narodzenia Chrystusa w Siemiatyczach

    Święto Narodzenia Chrystusa, które teraz liturgicznie przeżywamy, ukazuje na wielką radość nie tylko ludzi, ale…

    Więcej

    Święto Narodzenia Chrystusa w warszawskiej katedrze

    Nadszedł radosny czas „zimowej Paschy”- święta Narodzin naszego Zbawiciela Jezusa Chrystusa. W tym dniu nasze…

    Więcej

    Dubicze Cerkiewne: świąteczne spotkanie osób samotnych

    Tradycją stało się organizowanie w gminie Dubicze Cerkiewne w przeddzień wigilii Bożego Narodzenia, świątecznego spotkania…

    Więcej

    Spotkania wigilijne białostockich więźniów

    W miniony piątek, 4 stycznia 2019 roku w Areszcie Śledczym i Zakładzie Karnym w Białymstoku…

    Więcej

    List Bożonarodzeniowy Świętego Soboru Biskupów PAKP

    List Bożonarodzeniowy Świętego Soboru Biskupów Polskiego Autokefalicznego Kościoła Prawosławnego do Czcigodnego Duchowieństwa, miłujących Boga Mnichów…

    Więcej

    Uroczystości pogrzebowe ks. prot. Jarosława Maksimiuka

    W czwartek 3 stycznia w Łobzie miały miejsce uroczystości pogrzebowe ks. Jarosława Maksimiuka, wieloletniego proboszcza…

    Więcej

    Zmarł ks. prot. Jarosław Maksimiuk

    Kancelaria Metropolity Warszawskiego i całej Polski zawiadamia, iż 1 stycznia br., zmarł ks. prot. Jarosław…

    Więcej

    MULTIMEDIALNA PREZENTACJA

    FILM O METROPOLICIE SAWIE

    „Ze wszystkimi mieć pokój”

    Warszawska Metropolia Prawosławna z przyjemnością informuje, iż ukazał się film poświęcony życiu i działalności siódmego zwierzchnika Cerkwi prawosławnej w Polsce – Metropolity Warszawskiego i całej Polski Sawy. Film powstał z okazji 30-lecia jego chirotonii biskupiej. W porządku chronologicznym film opowiada o poszczególnych okresach w życiu metropolity

    Więcej… 4 / 6

    Zwierzchnicy Polskiego Autokefalicznego Kościoła Prawosławnego

    • Jego Eminencja Ks. Metropolita Stefan Rudyk

      Stefan Rudyk przyszedł na świat 27 grudnia 1891 r we wsi Majdan Lipowski niedaleko Przemyśla…

      Czytaj dalej

    • Jego Eminencja Ks. Metropolita Bazyli Doroszkiewicz

      Włodzimierz (świeckie imię Śp. Metropolity) Doroszkiewicz urodził się 15 marca 1914 r. w Cisach (dawne województwo…

      Czytaj dalek

    • Jego Eminencja Ks. Metropolita Tymoteusz Szretter

      Jerzy Szretter urodził się 16.05.1901 r. w Tomachowie na Wołyniu. Rodzice przekazali…

      Czytaj dalej

    • Jego Eminencja Ks. Metropolita Makary Oksijuk

      Michał Oksijuk przyszedł na świat 29 września 1884 r. w Międzyrzeczu Podlaskim….

      Czytaj dalej

    • Jego Eminencja Ks. Metropolita Jerzy Jaroszewski

      Przyszły Metropolita przyszedł na świat w Podolosku w rodzinie prawosławnego duchownego,…

      Czytaj dalej

    • Jego Eminencja Ks. Metropolita Dionizy Waledyński

      16 maja 1876 r. w rodzinie księdza Mikołaja Waledyńskiego, proboszcza parafii Św. Kosmy i Damiana w Muromie…

      Czytaj dalej

    Религия в Польше

    Статистика На русском, статей Улучшено за 24 ч. Добавлено за 24 ч. Альтернативы Недавние

    • العربية
    • Azərbaycanca
    • Deutsch
    • English
    • Français
    • Hrvatski
    • Македонски
    • Polski
    • Português
    • Simple English
    • Türkçe
    • Українська
    • 中文

    Show all languages Что мы делаем. Каждая страница проходит через несколько сотен совершенствующих техник. Совершенно та же Википедия. Только лучше. . Лео Ньютон Яркие Мягкие

    Из Википедии — свободной энциклопедии

    Вероисповедание в Польше (2015)
    Католики 86.9 %
    Православные 1.3 %
    Протестанты 0.36 %
    Свидетели Иеговы 0.34 %
    Другая религия 0.4 %
    Неверующие 9.7 %

    Религия в Польше играет довольно высокую роль в жизни страны. Господствующей конфессией являются католицизм. Государство оказывает финансовую поддержку традиционным конфессиям.

    Энциклопедичный YouTube

    • 1/5 Просмотров:11 636 143 787 3 016 2 756 6 325
    • Языки и религия бывшей Югославии
    • Разведопрос: Игорь Пыхалов про роль Польши во Второй Мировой войне
    • Синтоизм — традиционная религия Японии (рассказывает историк Борис Малышев)
    • Государство и религия. — Осипов А.И.
    • Королева Польши Ядвига (рассказывает историк Наталия Басовская)

    Субтитры

    Разобрать этнические и религиозные сходства и различия в таком государстве или регионе как Югославия совсем непросто. В этом видео я постараюсь вам их разъяснить. Разобрав это, мы поймем какие рычаги запустили Первую мировую войну. И, конечно же, поймем причины распада Югославии, который проходил крайне тяжело в период падения коммунистического режима в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Прежде всего, нужно понять происхождение самого слова Югославия. Оно дословно переводится как «южные славянские государства». «Юго» — южный, а «славия» относится к славянским государствам. Под славянскими языками имеются ввиду языки, на которых говорят в этом регионе, а также в большой части Восточной Европы, то есть на территории современной России. Голубым цветом на карте отмечена территория, где сербскохорватский является основным языком. Сербскохорватский — основной язык этого региона. На этой территории говорят на множестве диалектов, таких как хорватский, черногорский или сербский. Но, как говорят лингвисты, эти языки очень похожи, и их можно определить как один язык — сербскохорватский. На нем говорят в современной Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории. И эта лингвистическая особенность, объединяющая регион. Помимо этого, словенский язык также относится к семье славянских языков, и близок к сербскохорватскому. В Македонии также говорят на славянском языке. Он близок к болгарскому и не сильно отличается от сербскохорватского. Как видите, эта территория объединена с языковой точки зрения. Что разделяет эту общность, так это религия и история. Если перенестись на сотни лет назад, эта территория контролировалась разными империями: Австро-Венгерской, Османской империей. В Австро-Венгрии была Римско-католическая церковь, в Османской империи — мусульманство. Эти империи главенствовали в различных частях этой территории на протяжении сотен лет. И в результате мы имеем смешение религий, которые зачастую определяют этническую принадлежность людей. Это привело к распаду государства на фоне религий, распаду бывшего государства Югославия. Розовым я отметил области, которые преимущественно находились под влиянием Римско-католической церкви. Преимущественно, потому что здесь все смешалось. Словения, Хорватия в основном находились под влиянием Римско-католической церкви. Что касается Сербии и Черногории, они находились под влиянием Восточной Православной церкви. В Косово жило крепкое мусульманское сообщество. До распада Косово было в принципе частью Сербии и Черногории, несмотря на такое различие религий. В Боснии и Герцеговине все очень сильно перемешалось. Приблизительно у половины населения, хотя это менялось на протяжении веков, основной религией был ислам. И что может сбить с толку, когда говорят «босниец», то имеют ввиду боснийского мусульманина. Боснийский мусульманин. Но в Боснии и Герцеговине также есть диаспоры сербов, которые исповедуют Восточное Православие. Поэтому вот эту часть я тоже отметил коричневым. Это примерно треть населения. Также в этом регионе большой процент населения принадлежит Римско-католической церкви. Их можно назвать боснийские хорваты. Здесь легко запутаться, если изучать их историю или смотреть новости. Я помню, что когда смотрел новости в 1990-е, я действительно был сбит с толку. Когда говорят о боснийском мусульманине, имеют ввиду мусульманина, живущего в Боснии. Его принято так называть. Если же речь идет о боснийском хорвате, то имеется ввиду хорват по национальности, живущий в Боснии, приверженец римско-католической церкви. Под боснийским сербом, имеется ввиду тот, кто этнически считает себя сербом или серб, который живет в Боснии и Герцеговине. Но, вероятнее всего, исповедует восточное православие. То есть, языковые и этнические связи очень крепкие, но из-за религий и массы диалектов, здесь также много различий. Особенно, когда ситуация стала очень напряженной в период падения коммунизма. Я надеюсь, теперь вы имеете достаточное представление о сходствах и различиях на этой территории, что поможет понять причины Первой мировой войны, или, по крайней мере, что явилось «пусковым механизмом». А также объясняет чудовищную ситуацию, которую мы наблюдали в начале 1990-х годов. И заканчивая наш краткий обзор, скажем, что до Первой мировой войны Югославия не была единым государством, пока в процессе Первой мировой войны в некотором роде, не было сформировано стремление создать это государство. Эта этническая, эта лингвистическая группа стремилась освободиться от влияния Австро-Венгерской и Османской империй. На момент вступления в Первую мировую войну Османская империя подходила к своему закату, что дало шанс жителям этой территории продвинуться вперед в формировании своего единого государства. Первая мировая война стала катализатором, помогла формированию государства Югославия. С разных точек зрения, оно оставалось единым до падения коммунистического строя. И хотя Югославия была социалистическим, коммунистическим государством в период Холодной войны, у него всегда были достаточно странные и отчужденные отношения с Советским союзом. Однако после падения коммунизма, который в каком-то смысле удерживал Югославию единой, эти религиозные и этнические различия, откровенно говоря, привели к распаду государства Югославии. Subtitles by the Amara.org community

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *