Помилуй мя боже по велицей милости твоей

ОБЪЯСНЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ И ДОМАШНИХ МОЛИТВ
ТОЛКОВАНИЕ УТРЕННИХ МОЛИТВ
Псалом 50, покаянный

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Щедроты — богатые милости. Наипаче — особенно. Яко — потому. Аз — я. Выну — всегда. Се — вот. Иссоп — трава, употреблявшаяся древними евреями для окропления себя жертвенной кровью. Паче — более. Даси — дай. Созижди — сделай. Прав — праведный, безгрешный. Утроба — живот, внутренность человека. Воздаждь — дай. Устне — рот, язык. Убо — поистине. Всесожжение — жертва древних евреев, при которой животное все без остатков сжигалось на жертвеннике. Ублажи — дай блаженство, осчастливь. Сион — гора в Иудее, в Иерусалиме. Олтарь — жертвенник.

Слово псалом означает песнь. Этот псалом составлен пророком Давидом, когда он каялся в великом грехе — он убил благочестивого Урию Хеттеянина и овладел его женой Вирсавиею. Этот псалом называют покаянным, потому что он выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании. Поэтому этот псалом читается часто в церкви во время богослужения. Нам, виновным во множестве грехов, этот псалом следует произносить как можно чаще.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Этими словами мы просим, чтобы Господь по особой Своей милости простил наши грехи.

Перевод: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце, и внутрь меня явил мне мудрость Твою. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие; и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих, и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима. Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Афонские старцы о покаянии

От пятен греха душа очищается покаянием. Старец Анфим часто использовал следующий пример: «Что делают те, у кого грязь на лице и руках? Они открывают кран, чтобы в изобилии текла вода до тех пор, пока они не отмоются. Будем подражать им и мы. Откроем не один, а два крана — наши глаза, чтобы из них потекли изобильные слезы покаяния, которые отмоют все яды суетного мира, загрязнившие и запачкавшие окаянную нашу душу. Только слезы покаяния могут очистить душу».

Старец Филофей говорил: «Признак истинного покаяния — глубокое переживание, сокрушение и скорбь сердца, воздыхания, молитвы, посты, бдения и слезы. Такое покаяние подлинно и истинно. Такое покаяние приносит пользу, ибо подает грешнику прощение и делает его другом Божиим».

Старец Иаков убеждал христиан приступать к таинству покаяния без колебаний. Он говорил: «Не колеблитесь, не стесняйтесь. Что бы вы ни сделали,—даже самый большой грех, — духовник имеет власть от самого Владыки Христа и апостолов прощать вас, накрыв своей епитрахилью».

Исповедавшемуся грешнику старец Амфилохий сказал: «Брате, забудь свои грехи, наш Христос их вычеркнул из Книги Жизни».

ОГЛАВЛЕНИЕ

Текст песни Честный — Боже просвети путь

Главная — Текст песни Честный — Боже просвети путь

Честный 56 Посмотрело

Поделиться

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Google +
  • Stumbleupon
  • LinkedIn

Оригинальный текст и слова песни Боже просвети путь:

Боже просвяти путь, боже просвяти путь.
Боже просвяти путь, боже просвяти мой путь.
А боже просвяти мой путь, а мой родной.
Очисти от приград дорогу, дорогу домой.
Да будь со мной, да пой со мной, дыши со мной.
До самой смерти бьется сердце.
Это душа моя поёт, не я, не я, не яя.
Словно на крылатом коробле я.
И где то там, далеко, высоко над нами.
Да ты мой бог, высоко высоко.
Душааа поет, и я вместе с ней.
И надо писать, пока не сел иней.
А надо улететь назад туда, билет туда.
Откуда былому нет возврата никогда.
И я знаю только так будет, так вижу.
И больше никогда я мать не обижу.
Да и хорош уже, губить себя,
ведь впереди должна быть жизнь.
Чистая, и где то там в дали, не за горами.
Летит та птица счастья, с большими крыльями.
Ты забери меня с собой, а в небеса.
Пока мой город, за облаками.
А боль в душе, тоска гремучая.
Достали уже, эти друзья колючие.
Да лучше быть одному, на легке.
Вот и ношу кольцо, на безымянном пальце.
И где-то там в дали, я помню с тобою мечтали.
На берегу белой, камни в воду бросали.
Мы были с тобой малые, такие были родные.
Я обнимаю тебя, руками золотыми.
На всем белом свете, мы были с тобой одни.
В лицо дул нам свежий ветер, а в глазах звезды,огни.

И нету страха, нет ни зависти, ни злости.
Это наше братское с ним, его не трожьте.
И где то там в дали, и где то там далеко.
На наших улицах жестких, бывало темно.
Но я помню одно, братуха за моею спиной.
С тобой дышу, с тобой живу — жизнь одной.
И там где мы стояли — там другие легли.
Покой и маму любили, фартовыми мы были.
Салаги на районе, и все кросовки в пыли.
А мусорские погони, и ночи на мели.
За душой пустота, но душа была чиста.
Помнишь с тобой, хотели вместе в облака?
Но тебя так рано та воронка река забрала.
Я помню как, твоя мама плакала.
Я хотел с тобой, но судьба по другому хотела.
И ты ушел, от меня, мой родной брателла.
Сколько пацанов ушло, на небеса.
До сих пор хроню в душе я ваши голоса.
С вами моё сердце, и моя душа.
Я люблю вас так, как любит мама малыша.
И я взлетаю высоко, под небеса.
Жду когда наступит в жизни белая полоса.
Я не забуду никогда братуха, те дни.

А на сердце что мать одна, поэтому никак не хочет меня понимать она.
Отца нету рядом, хотя он жив, и здоров.
Взять бы высказать ему, да хоть пару слов.
Я там вдали от дома, я там где чувства не знакомы. Больные нервы — судьба стерва.
У меня ощущение да будто вышел из тумана яя.
И где то там вдали, мы хулиганили.
Воровали на мели, пополам ели.
Где то там в дали, там за туманами.
Мое детство пробежало словно огни.
Тааам за тумаанами, тааам за тумаанаами.
Тааам за тумаанами, тааам за тумаанаами. Тааааааам за тумаанами

Перевод текста песни Боже просвети путь исполнителя Честный:

God enlighten the way, God enlighten the path. God enlighten the way, God enlighten my way. And my God enlighten my path and my home. Purify by prigrad road, the road home. Yes, be with me, but sing with me, breathe with me. Until his death, the heart beats.
That my soul is singing, not me, not me, not nn. As if on winged merchant ships myself.
And somewhere out there, far, far above us.
Yes, you are my God, it is highly appreciated. Dushaaa sings, and I with it.
And I must write, not yet sat frost. And it is necessary to fly back there to get a ticket.
From bygone no return ever.
And I know the only way to be, so I see.
And more than ever, I will not hurt her mother. And the good already, to destroy itself,
because in front of life should be.
Clean, and somewhere out there in the distance, just around the corner.
Flying is the bird of happiness, with large wings. You take me with him, and in the skies.
While my city in the clouds. And the pain in my heart, longing rattlesnake.
Already got these prickly friends. Yes, better to be alone on the lungs.
So I wear a ring on the ring finger.
And somewhere in the distance, I remember dreaming with you.
On the shore of a white, throwing stones into the water.
We were with you small, such were native.
I embrace you, gold hands.
In the whole world, we were with you alone.
The person we blew a fresh breeze, and the stars in the eyes, lights.
And there is no fear, no envy, no malice.
This is our brotherhood with him, he was not trozhte.
And somewhere out there in the distance, and where there is far.
On our streets hard, dark happened.
But I remember one thing bratuha behind my back.
With you I breathe, I live with you — the life of one.
And where we stood — there lay the other.
Peace and love mum, we were lucky.
Greenhorns on the area, and all Sneakers in the dust.
A Musorskogo chase, and the night on the rocks.
For the soul of the void, but the shower was clean.
Remember you wanted together in the cloud?
But you were so early that the river took funnel.
I remember your mother crying.
I would like you, but destiny wanted differently.
And you left me, my dear bro.
How many boys gone to heaven.
So far, in my heart I Chrno your voice.
With you my heart and my soul.
I love you as my mother loves the baby.
And I fly high under heaven.
I look forward to when it’s in the life of the white stripe.
I will never forget bratuha those days.
And at the heart of the mother alone, so I did not want to understand it.
Father does not have a number, but he is alive and well.
Mark to tell him, but at least a few words.
I was there from home, where I was not familiar feeling. Patients nerves — the fate of a bitch.
I have a feeling but came out of the mist like Yaya.
And somewhere out there in the distance, we are hooligans.
Stealing aground, half eaten.
Somewhere out there in the distance, there is the mist.
My childhood ran like lights.
Taaam for tumaanami, taaam for tumaanaami.
Taaam for tumaanami, taaam for tumaanaami. Taaaaaaam for tumaanami

Если вы нашли опечатку или ошибку в словах или в переводе текста песни Боже просвети путь, просим сообщить об этом в комментариях.

Халкидонский Собор. Ересь Монофизитов, или ересь Евтихия

Халкидонский Собор — Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году против ереси монофизитов, по другому называется ересь Евтихия об этом, более подробно, вы узнаете в этой теме.

Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году, в гор. Халкидоне, при императоре Маркиане.

В делах веры император Маркиан строго придерживался Православия. Им был созван Собор в Халкидоне для осуждения монофизитства.

«Ересь монофизитов возникла в среде александрийских монахов и была реакцией на несторианство, умалявшее Божественную природу Спасителя. Монофизиты считали, что человеческая природа Спасителя была поглощена Его Божественной природой, и потому признавали во Христе только одну природу.

Кроме престарелого константиноп. архимандрита Евтихия, давшего начало этому неправославному учению, ее защищал Диоскор, архиеп. александрийский, насильственно проводивший ересь эту на одном из соборов, благодаря чему сам собор получил название разбойничьего»

Решения Собора Маркиан впоследствии подкреплял силой, как в случае с Александрией, куда он направил мощный военный отряд и лишил склонных к монофизитству александрийцев всех льгот, которыми они прежде пользовались. Он также послал войска усмирить мятежных монахов-монофизитов в Палестине в 453 году.

Император Маркиан был почитателем святых современных ему: он построил храм в честь преподобного Вассиана еще при жизни подвижника. Вплоть до кончины своей святой супруги в 453 году, он поддерживал её широкую храмоздательскую деятельность.

Основатель монофизитства архимандрит Евтихий

Уже с раннего детства Евтихий слышал о христианстве. Когда стал юношей, он решил быть монахом. Со временем Евтихия избрали и он стал настоятелем одной из влиятельных обителей Константинополя, а под его руководством оказалось около трехсот подвижников.

Позднее Евтихий стал духовником придворного евнуха Хрисафия, обладавшего большим влиянием на императора Феодосия II Младшего. Этот факт существенно усилил позиции константинопольского архимандрита, который стал главным представителем столичного монашества при дворе.

Архимандрит Евтихий был одним из самых активных борцов с ересью Нестория. Он проявил большое рвение в деле осуждения учения Константинопольского патриарха и даже был одним из его оппонентов на Эфесском соборе.

Но, к сожалению, такая ревностная борьба оказала на самого архимандрита Евтихия негативное влияния. Как часто бывает с борцами за веру они уходя от одной крайности впадают в другую крайность. Таким образом, образовывается в их менталите иная ересь, которую они начинают бурно распространять

Итак, одержав победу против Нестория, Евтихий впал в другую крайность и стал основателем новой ереси — монофизитства или «единоестественников», т.е. тех, кто верил, что во Христе присутствовала только одна природа – Божественная, которая доминировала над другой природой Спасителя – человеческой.

Халкидонский Собор -четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году

Архимандрит Евтихий не просто впал в ересь, но обладая огромным авторитетом, стал распространять свою ересь в округе. В конечном итоге, был созван Четвертый Вселенский Собор. На Соборе присутствовало 650 епископов.

IV Вселенский Собор, созванный в 451 году в Халкидоне, осудил монофизитство и отказался от аполлинарианской формулы «одна природа воплотившаяся», противопоставив ей формулу:

«одна ипостась Бога Слова в двух природах – божественной и человеческой»

Православное учение еще до начала Собора было выражено святителем Львом, папой Римским:

«Одинаково опасно признавать во Христе только Бога без человека или только человека без Бога.

Итак, в целостной и совершенной природе истинного человека родился истинный Бог, весь в Своем, весь в нашем…

Тот, Кто есть истинный Бог, Тот же есть истинный человек. И ни малейшей неправды нет в этом единении, так как совместно существуют и смирение человека, и величие Божества… Одно из них блистает чудесами, другое подвергается уничижению…

Смиренные пелены показывают младенчество ребенка, а лики ангелов возвещают величие Всевышнего.

Алкать, жаждать, утомляться и спать, очевидно, свойственно человеку, а пять тысяч человек насытить пятью хлебами, самарянке подать воду живую, ходить во водам моря, заставить успокоиться поднимающиеся волны, запретить ветру, без сомнения, свойственно Богу».

Каждая природа, таким образом, сохраняет полноту своих свойств, но Христос не делится на два лица, оставаясь единой ипостасью Бога Слова.

В догматическом вероопределении Собора указывается, что Христос единосущен Отцу по Божеству и единосущен нам по человечеству, а также что две природы во Христе соединены:

  • неслитно
  • неизменно
  • нераздельно
  • неразлучно

Постановление Собора

Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек:

По Божеству Он вечно рождается от Отца

По человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха

При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория). Об этом говорится в символе веры

Три отрока в пещи огненной

иудейские юноши в вавилонском пленении, по имени Анания, Азария и Мисаил, друзья пророка Даниила, которые были брошены в огонь царем Навуходоносором за отказ поклониться идолу, но были сохранены архангелом Михаилом и вышли оттуда невредимыми Категория: Биография

Память трём отрокам вавилонским в православной церкви совершается 30 декабря (17 декабря по старому стилю).

Существует поговорка — «ввержен в пещь огненную, яко три отрока».

Библейский рассказ

Повествование о трёх отроках в пещи огненной содержится в первых трёх главах «Книги пророка Даниила». (Эту же историю без каких-либо серьёзных изменений пересказывает Иосиф Флавий в «Иудейских древностях»).

Начало придворной карьеры

Анания, Азария, Мисаил и их товарищ Даниил, от лица которого написана эта библейская книга, входили в число знатных иудейских юношей в вавилонском плену, приближённых царем Навуходоносором II ко двору.

Четыре отрока, несмотря на то, что их должны были кормить едой с царского стола, не стали осквернять себя ею. Обеспокоенный начальник евнухов через некоторое время убедился, что всё равно юноши оказываются красивее прочих, кто ел царскую еду. Через три года они предстали перед царем, и он убедился в их превосходстве перед остальными: «о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его». Товарищи заняли место при дворе.

Чудо в пещи огненной

Третья глава «Книги Даниила» содержит непосредственный рассказ о прославившем отроков чуде. Создав золотого истукана, царь повелел всем своим подданным поклониться ему, как только они услышат звуки музыкальных инструментов, под страхом смерти от сожжения. Трое иудеев не сделали этого (так как это противно их вере), о чём их враги незамедлительно донесли царю. Навуходоносор ещё раз приказал им поклониться идолу, но Анания, Мисаил и Азария отказались, заявив: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит», после чего Навуходоносор отдает приказ об их казни, и юношей бросают в жарко истопленную печь.

Дальнейшая судьба

Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирилла Александрийского, святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.

Анализ библейского текста

Молитвы отроков с исповедью в грехах народа иудеев и их благодарственная песнь после явления ангела (3, 24-90) появляются только в Септуагинте, в изначальном тексте Ветхого Завета их нет.

О сложности сложения данного сюжета свидетельствует то, что вавилонские имена, данные иудеям, изначально принадлежали местным богам или же жителям, то есть, существует возможность, что тема с неудавшимся сожжением трех персонажей в огне была иудейской мифологией заимствована, как и некоторые другие, из вавилонской, с сохранением имен первоначальных героев, приложенных к Анании, Мишаэлю и Азарии с объяснением обрядом переименования.

Фольклористы отмечают родство сюжета огненной пещи с распространенным среди многих народов мифологическим сюжетом «огненного закаливания» (закаливание Деметрой-служанкой младенца Демофонта в очаге, один из вариантов закаливания Фетидой Ахилла — в огне, печь Бабы-Яги, которая позволяет Иванушке и прочим не умереть, а набраться сил, чтобы сокрушить старуху, и проч.). Исследователи предполагают, что корнем этих мотивов является древний (недошедший) обряд инициации огнем — испытание, закаливание, наделяющее подростка качествами мужчины.

Перемена имени отроков

Богословское толкование

Рассмотрение истории трёх отроков встречается уже у ранехристианских богослов. Так Киприан Карфагенский (первая половина III века) в своём сочинении о мученичестве ставит отроков в пример, считая, что они «несмотря на свою молодость и стесненное положение в плену, силою веры победили царя в самом царстве его… Они верили, что могут избегнуть смерти по вере своей…».

Иоанн Златоуст в своём сочинении «Слово о трех отроках и о печи вавилонской» подчёркивает, что отроки идя в печь не искушали Бога, надеясь на непременное избавление, но в доказательство что они не за плату служат Богу, но чистосердечно исповедуют истину. Также святитель отмечает, что отсутствие в печи Даниила было особым промыслом Божьим:

Василий Великий в своём Слове о Святом Духе в главе о современном ему состоянии церкви ставит вавилонским отрокам в заслугу, что они будучи одни среди иноверцев не рассуждали о своей малочисленности, но «они и среди пламени песнословили Бога, не рассуждая о множестве отметающих истину, но довольствуясь друг другом, когда их было трое».

Григорий Богослов приводит отроков как образец должного состояния священников: «Дерзновенно подойдя под иго Священства, право твори пути свои и право правь слово истины, со страхом и трепетом творя этим свое спасение. Ибо Бог наш есть Огонь поядающий, и если ты коснешься Его как золото или серебро, то не бойся сожжения, подобно вавилонским отрокам в печи. Если же ты из травы и тростника — из горючего вещества, как мудрствующий о земном, то бойся, чтобы не сжег тебя Небесный Огонь».

В церковных обрядах

Пение отроков

Благодарственная песнь отроков («Молитва святых трех отроков») вошла в состав христианской гимнографии уже с IV—V веков. Афанасий Александрийский (IV век) упоминает о пении на Пасху песней Моисея из Исхода и вавилонских отроков. Псевдо-Афанасий в сочинении «О девстве» (IV век) указывает на включение песни трёх отроков в состав утрени.

Собрание библейских песен начиная с ранних византийских рукописей выступает как дополнение к Псалтири. По древней Константинопольской практике Псалтирь была разбита на 76 антифонов и 12 библейских песен (в них входила и песнь вавилонских отроков, которая пелась ежедневно), начиная с VII века (иерусалимская традиция) число библейских песен было сокращено до 9, но песнь вавилонских отроков в ней осталась и помещается под номером семь.

В современной богослужебной практике библейские песни употребляются как прокимены. Прокимен из песни вавилонских отроков («Песнь отцев») поется:

  • в 1-ю неделю Великого поста (Торжество Православия, воспоминание победы над иконоборцами и память святых пророков);
  • в 7-ю неделю по Пасхе (память отцов 1-го Вселенского Собора);
  • в неделю после 11 октября (память отцов 7-го Вселенского Собора);
  • в неделю после 16 июля (память отцов первых шести Вселенских Соборов);
  • в недели праотцев и отцев перед Рождеством Христовым.

Следует отметить, что текст песни, употребляемой в богослужении не идентичен, приведённой в книге пророка Даниила: песнь представляет собой краткий пересказ истории ввержения отроков в печь и их чудесного избавления от смерти с добавлением благодарственных молитв.

Песня трёх отроков также является прообразом для ирмосов 7 и 8 песни канона утрени. Характерные примеры:

  • «Росодательную убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляюще веление Божие, мучителя увеща вопити: Благословен еси Боже отец наших» (ирмос 7 песни воскресного канона шестого гласа)
  • «Из пламени росу преподобным источил еси, и праведного жертву водою попалил еси, вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки» (ирмос 8 песни вокресного канона шестого гласа)
  • «Отроки от пещи избавивый, быв человек, страждет яко смертный, и страстью смертное в нетленное облачит благолепие, Един благословен отцев Бог и препрославлен» (ирмос 7 песни пасхального канона)
  • «Телу златому премудрые дети не послужиша, и в пламень сами пойдоша, и боги их обругаша, и ороси я Ангел. Услышася бо уст ваших молитва» (ирмос 7 песни покаянного канона ко Господу Иисусу Христу)

В Великий пост, когда в соответствии с Триодью библейские песни читаются полностью, за богослужением можно услышать полный текст Песни трёх отроков.

На вечерне Великой субботы, соединённой с литургией Василия Великого, история трёх отроков читается в качестве заключительной (пятнадцатой) паремии, а их песнь читается с припевами чтецом и молящимися (или хором от их лица).

«Пещное действо»

«Пещное действо» — название древнего церковного обряда (театрализованного представления) по этой легенде, который свершался в воскресную службу перед праздником Рождества Христова. Этот обычай пришёл на Русь из Византии. В храме снимались большие паникадила, чтобы освободить место для деревянной круглой печи. Три мальчика и двое взрослых изображали отроков и халдеев. Когда богослужение прерывалось, ряженые халдеи выводили из алтаря связанных отроков и учиняли им допрос, после чего ввергали их в печь. Под ней ставили горн с углями, а отроки в это время пели песнь, славящую Господа. В конце пения раздавались звуки грома, из-под сводов спускался ангел. Халдеи падали ниц, затем снимали свои наряды и стояли в молчании с поникшими головами, пока отроки же с ангелом трижды обходили печь.

Действо совершалось по литературному переложению библейской истории, созданному Симеоном Полоцким. Обряд был запрещён в XVIII веке Петром I в связи с реформами Русской Православной Церкви. В начале XX века обряд был восстановлен композитором Александром Кастальским, в основу реконструкции легло прочтение старинных «крюковых» записей музыки, и в настоящий момент он входит в репертуар некоторых современных исполнителей.

Обряд имел не только назидательный, но и развлекательный характер, благодаря наличию ряженых. Русский зимний карнавал начинался тотчас по окончании храмового действа. Те лица, которые в этом действе играли роль халдеев и подпаливали «плаун-траву», выйдя за порог храма, зажигали на улицах святочные огни.

Сцена «Пещного действа» в Успенском соборе экранизирована Сергеем Эйзенштейном в кинофильме «Иван Грозный».

В народных обрядах

  • В день памяти Даниила и трех отроков (в ночь с 30 на 31 декабря) в северных губерниях в память о Святых отроках в пещи огненной разжигали большие костры за околицей и бросали в огонь трех слепленных из снега кукол, а по поведению огня гадали о погоде.

В Англиканской церкви

Песнь трёх отроков (обычно называемая по первому латинскому слову лат. Benedicite) в соответствии с Книгой общих молитв 1662 года поётся на англиканской утрене. Следует отметить, что сам текст этой песни является, согласно 39 Статей, апокрифическим, то есть может использоваться для назидания в жизни и научения праведности, но не для построения вероучения.

Почитание в России

Тема трех отроков в пещи огненной пользовалась на Руси любовью. Помимо «Пещного действа» стоит отметить частый повтор сюжета во фресковом цикле.

Н. С. Борисов отмечает, что любовь к этой теме в Древней Руси связана с аналогией, проводимой сознанием образованных людей того времени между вавилонским пленением иудеев и притеснением от царя Навуходоносора — с татаро-монгольским завоеванием Руси и притеснениями от ордынских ханов. «Поведение пророка Даниила и отроков Анании, Азарии и Мисаила в вавилонском плену стало образцом для русских правителей, оказавшихся в „ордынском плену“. Согласно Библии главными принципами этих святых мужей в чужеземном плену стали преданность вере — и добросовестное служение „поганому царю“ в качестве советников; мужество — и осторожная уклончивость, хитрость, дальновидность», каковыми принципами руководствовались и ездившие в Орду московские князья. Накануне смерти приняв постриг, князь Иван Калита даже выбрал имя одного из этих отроков — Анании.

В русском апокрифе «Сказание о Вавилоне» (XIV—XV века) содержится сказание, связанное с отроками, а точнее, с их гробницей и воздвигнутой на ней церкви. Оно связано с распространенной в то время на Руси легендой, по которой власть московских государей получает свою верховную санкцию не от кого иного, как от царя Навуходоносора. Поскольку предание гласит, будто бы священные регалии царской власти, в том числе Шапка Мономаха, перешли к московским князьям от их предка, великого князя Владимира Мономаха, который в свою очередь получил их в дар от императора Константина Мономаха, данная легенда предлагает объяснение, откуда они появились на Византии.

Этой истории приписывается византийское происхождение, однако греческого текста её не найдено. В России же она была очень распространена в разнообразных, доныне сохранившихся редакциях.

Рассказ о чуде в пещи содержался в бытовавшем на Руси сборником «Физиолог», где он являлся, видимо, поздним прибавлением к рассказу о саламандре.

В искусстве

«Отроцы благочестивые в пещи» — излюбленный сюжет христианской иконографии, известный с VII века. Этот мотив был частой темой фресковой живописи, см. например, роспись московского Благовещенского и Успенского соборов, а также иконописи. Знаменитым является белокаменный рельеф Успенском соборе во Владимире.

В живописи Нового Времени

  • Картина Дж. Тёрнера
  • Картина Н. П. Ломтева, ГТГ
  • Картина Симеона Соломона в стиле прерафаэлитизм, 1863.

В литературе

  • «О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных» (1673—1674 гг.) — комедия Симеона Полоцкого, написанная для царя Алексея Михайловича и полностью посвящённая истории трёх отроков;
  • Shadrach in the furnace («Седрах в огне») — фантастический роман Роберта Сильверберга.

В музыке

  • The Burning Fiery Furnace — опера Бенджамина Бриттена
  • Песня Shadrach группы Beastie Boys, одноименная у Луи Прима
  • Песня The Fourth Man in the Fire Джонни Кэша
  • Одна из сквозных тем музыки регги: песня Viceroys «Shadrach, Meshach and Abednigo», песня Twinkle Brothers «Never Get Burn», песня Abyssinians «Abendigo», Bob Marley & the Wailers «Survival» и песня Steel Pulse «Blazing Fire» на альбоме «African Holocaust».

Интересные факты

  • Пожарные Греции почитают трех святых отроков своими святыми покровителями. В день их памяти, 17 декабря, в митрополиях центральных городов служатся торжественные молебны, на которых присутствуют мэры и министры, высшие чины и новобранцы-добровольцы. В этот же день традиционно дается торжественный приём в центральном Пожарном Корпусе области.
  • Cчитается, что царь Навуходоносор приказал бросить трёх иудейских юношей в огонь вечного пожара Баба-Гургур.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *