Понятие синод связано с

Синод

Найдено 10 определений термина Синод

Показать:

Время:

СИНОД

см. Святейший Правительственный Синод.

Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века, 2011 г.

Синод

съезд высшего духовенства для решения церковных вопросов.

Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий

СИНОД

от греч. synodos — собрание), см. Святейший синод. Священный синод.

Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

Синод

высшая духовная коллегия, образованная Петром Великим в 1721 г. Ведала делами православной церкви. Синодальный период в России — с 1721 по 1917г.(отсутствовал патриарх).

Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий исторических терминов

Синод

(греч. synodos — собрание). Слово «С.» имеет то же значение, что и лат. konzil собор (церковный). В зап. части Римской империи термин «собор» постепенно вытеснял термин «С», но этот процесс не был завершен окончательно даже в средние века.

Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

Синод

один из высших государственных органов в России в 1721 — 1917 гг. Был введен Петром I вместо упраздненной должности патриарха. Ведал делами Православной церкви. Возглавлялся обер — прокурором, назначаемым царем. После 1917 г. Синод — совещательный орган при патриархе Московском и всея Руси.

Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Краткий исторический словарь

Синод

греч. — собрание) — в общем смысле это собрание духовных лиц, управляющих делами церкви. В 1721 г. Петр I учредил Синод вместо Патриаршества (действовало с 1589 г.) в качестве высшего органа по делам русской православной церкви. Синод был создан из Духовной коллегии, приравнивался к Сенату и именовался до 1726 г. «Правительствующим», а затем — «Святейшим». В его состав входили назначаемые императором митрополиты, архиепископы и епископы.

Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях

Синод

собрание духовных лиц, управляющих делами церкви (См. в хрестоматии статью «Государственные преобразования и церковь. Царствование Петра I»). В России был учрежден в 1721 г. по указу Петра I (См. схему «Преобразования Петра I в духовной сфере») в ходе церковной реформы в качестве высшего органа по делам русской православной церкви вместо патриаршества. В ноябре 1917 года в стране вновь была восстановлена патриархия. Синод стал совещательным органом при Патриархе Русской Православной Церкви (См. в хрестоматии статью «Манифест об учреждении духовной коллегии»).

Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Краткий исторический словарь

СИНОД

собрание — Святейший синод — один из высших государственных органов в России в 1721 — 1917 гг. Ведал делами православной церкви: толкование религиозных догматов, соблюдение обрядов, вопросы духовной цензуры и просвещения, борьба с еретиками и раскольниками. Возглавлял обер-прокурор, назначаемый императором. После 1917 г. Священный С. — совещательный орган при патриархе Московском и всея Руси. 5 членов являются постоянными, а 3 временными (все — епархиальные архиереи), председатель — патриарх Московский и Всея Руси. При С. имеются отделы: учебный, издательский, хозяйственный, внешних церковных сношений и др.

Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических терминов

СИНОД

от греч. sunodos — собрание) — высший гос. орган по делам росс. православной церкви. Создан в 1721 из Духовной коллегии; был приравнен к Сенату и именовался до 1726 Правительствующим, затем «Святейшим». В ведении С. находились разнообразные дела: чисто церк. характера (истолкование церк. догм, распоряжения по церк. обрядности и молитвам); церк.-адм. и хоз. дела (назначение и увольнение церк. должностных лиц, заведование церк. имуществом); дела церк.-полицейского характера — борьба с еретиками и раскольниками, заведование церк. тюрьмами (Соловки, Спасо-Евфимьевский монастырь в Суздале), церк. цензура; суд. дела духовных лиц. Чл. С. назначались императором из высших духовных лиц. Для надзора за деятельностью С. Петр I назначил в 1722 обер-прокурора. С нач. 19 в. возникла тенденция к превращению С. в простое мин-во. В 1817-1824 С. входил в состав Мин-ва духовных дел и нар. просвещения. Власть обер-прокурора стала возрастать с 30-х гг. 19 в., она особенно увеличилась при К. П. Победоносцеве (1880-1905). Большое влияние на дела С. оказывал Г. Е. Распутин. С созданием мин-ва исповеданий (1917) должность обер-прокурора С. была ликвидирована. С. упразднен декретом Сов. власти 20 янв. (2 февр.) 1918.

Лит.: Барсов Т. В., Синодальные учреждения прежнего времени, СПБ, 1897; его же, Святейший синод в его прошлом, СПБ, 1896; Благовидов Ф. В., Обер-прокуроры св. Синода в XVIII и 1-й пол. XIX ст., 2 изд., Каз., 1900; Васильев А. В., О преобразовании высшего церк. управления Петром I, 2 изд., СПБ, 1904. Н. П. Ерошкин. Москва. Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Святейший правительствующий синод

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Эта статья — об органе церковно-государственного управления Русской церковью в 1721—1917 годах. О современном органе управления Русской православной церковью см. Священный синод Русской православной церкви.

Святейший правительствующий синод (рус. дореф. Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ) — высший орган церковно-государственного управления Русской церковью в синодальный период (1721—1917).

Святейший Синод был высшей административной и судебной инстанцией Русской церкви. Ему принадлежало право, с одобрения верховной власти Российской империи, открывать новые кафедры, избирать и поставлять епископов, устанавливать церковные праздники и обряды, канонизировать святых, осуществлять цензуру в отношении произведений богословского, церковно-исторического и канонического содержания. Ему принадлежало право суда первой инстанции в отношении епископов, обвиняемых в совершении антиканонических деяний, также Синод имел право выносить окончательные решения по бракоразводным делам, делам о снятии с духовных лиц сана, о предании мирян анафеме; вопросы духовного просвещения народа также входили в ведение Синода:238.

Правовой статус

Здание Сената и Синода в Санкт-Петербурге

Согласно Основным законам Российской империи, Синод определялся как «соборное, обладающее в русской православной церкви всеми видами высшей власти и состоящее в сношениях с заграничными православными церквами правительство, чрез которое действует в церковном управлении верховная самодержавная власть, его учредившая».

В таковом качестве был признан восточными патриархами и прочими автокефальными церквами. Члены Святейшего правительствующего синода назначались императором. Представителем императора в Синоде был Обер-прокурор Святейшего Синода.

По упразднении Петром I (1701 год) патриаршего управления церковью, с 1721 года вплоть до августа 1917 года (номинально существовал до 1 (14) февраля 1918 года) учреждённый им Святейший Правительствующий Синод был высшим государственным органом церковно-административной власти в Российской империи, заменявшим собой патриарха в части общецерковных функций и внешних сношений, а также соборы всех епископов поместной церкви, то есть Поместный Собор:236.

Правительствующий Синод действовал от имени Императора, распоряжения которого по церковным делам были окончательны и обязательны для Синода:237.

История

16 (27) октября 1700 года скончался патриарх Адриан. Царь Пётр I назначил образованного малороссийского митрополита Рязанского Стефана (Яворского) экзархом, то есть блюстителем патриаршего престола. Из его компетенции Пётр изъял кадровые и административные вопросы. 24 января (4 февраля) 1701 года был восстановлен упразднённый 19 (29) декабря 1677 года Монастырский приказ, в ведение которого перешло управление всеми церковными вотчинами.

В 1718 году Пётр I высказал мнение, что «для лучшего впредь управления мнится быть удобно духовной коллегии»; Пётр поручил псковскому епископу Феофану Прокоповичу составить для будущей коллегии устав, получивший название Духовный Регламент.

В течение 1720 года проходило подписание Регламента архиереями и архимандритами степенных монастырей; последним, нехотя, поставил подпись экзарх митрополит Стефан (Яворский).

25 января (5 февраля) 1721 года был издан Манифест об учреждении Духовной коллегии. Президентом Синода стал Стефан Яворский. В том же году Петр I обратился к Константинопольскому патриарху Иеремии III с ходатайством о признании восточными патриархами Святейшего Синода. В сентябре 1723 году Константинопольский и Антиохийский патриархи особой грамотой признали Святейший Синод своим «во Христе братом», обладающим равнопатриаршим достоинством.

14 (25) февраля 1721 года Духовная коллегия, получившая название Святейшего Правительствующего Синода, была официально открыта.

Именным указом от 14 (25) января 1725 года, Монастырский приказ был преобразован в Камер-контору.

При Екатерине I Синод на некоторое время перестал именоваться «Правительственным», а получил название «Духовного»:239.

До 1901 года члены Синода и присутствующие в Синоде при вступлении в должность должны были приносить присягу, которая, в частности, гласила:

Исповѣдую же с клятвою крайняго Судію Духовныя сея Коллегіи быти Самаго Всероссійскаго Монарха Государя нашего всемилостивѣйшаго.

До 1 сентября 1742 года Синод также был и епархиальной властью для бывшей Патриаршей области, переименованной в Синодальную.

В ведение Синода были переданы патриаршие приказы: духовный, казённый и дворцовый, переименованные в синодальные, монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве — духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

Все учреждения Синода были закрыты в течение первых двух десятилетий его существования, кроме синодальной канцелярии, московских синодальной конторы и типографской конторы, которые просуществовали до 1917 года.

В 1888 году стал выходить журнал «Церковные ведомости», официальное печатное издание Святейшего Синода.

Последние годы (1912—1918)

Участники Чрезвычайного собрания Святейшего Синода 26 июля 1911 года в главном зале митрополичьего дома Александро-Невской лавры. В нижнем ряду: епископ Ямбургский Георгий (Ярошевский), епископ Туркестанский и Ташкентский Димитрий (Абашидзе), обер-прокурор В. К. Саблер, архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский), архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий), епископ Могилёвский и Мстиславский Стефан (Архангельский), епископ Чистопольский Алексий (Дородницын)

По смерти первенствующего члена Синода Антония (Вадковского) в 1912 году и назначения на Санкт-Петербургскую кафедру митрополита Владимира (Богоявленского) политическая ситуация вокруг Синода значительно обострилась, что было связано с вторжением Г. Распутина в дела церковного управления. В ноябре 1915 года Высочайшим рескриптом митрополит Владимир был переведён в Киев, хотя и с сохранением за ним звания первенствующего члена. Перемещение Владимира и назначение на его место митрополита Питирима (Окнова) было болезненно воспринято в церковной иерархии и в обществе, которое рассматривало митрополита Питирима как «распутинца». В результате, как писал князь Николай Жевахов, «нарушался принцип неприкосновенности иерархов, и этого было достаточно для того, чтобы Синод очутился чуть ли не в авангарде той оппозиции к престолу, какая использовала означенный акт для общих революционных целей, в результате чего оба иерарха, митрополиты Питирим и Макарий, были объявлены „распутинцами“».

Бывший членом Синода в предреволюционные годы протопресвитер Георгий Шавельский, находясь в эмиграции, так оценивал старейших членов Синода того времени и общую обстановку в нём: «Беспримерно убогий по своему составу митрополитет <…> в известном отношении характеризовал состояние нашей иерархии предреволюционного времени. <…> В Синоде царила тяжёлая атмосфера недоверия. Члены Синода боялись друг друга, и не без оснований: каждое слово, открыто сказанное в стенах Синода противниками Распутина, немедленно передавалось в Царское Село».

В конце 1915 года скандальный характер приобрело обсуждение в Синоде «варнавинского дела» (см. Тобольский скандал), вследствие которого в отставку с поста обер-прокурора был вынужден подать А. Д. Самарин. О ситуации в церковном управлении к концу царствования Николая II протопресвитер Шавельский писал: «В конце 1916 г. ставленники Распутина уже фактически держали в своих руках управление. Обер-прокурор Св. Синода Раев, его товарищ Жевахов, управляющий канцелярией Св. Синода Гурьев и его помощник Мудролюбов были распутинцами. Эту же веру исповедовали митрополиты Питирим и Макарий. Целый ряд епископов епархиальных и викарных были клиентами Распутина».

1 марта 1916 года, по докладу обер-прокурора Синода Волжина, императору «благоугодно было всемилостивейше повелеть, дабы на будущее время доклады обер-прокурора Его Императорскому Величеству по делам, касающимся внутреннего строя церковной жизни и существа церковного управления, совершались в присутствии первенствующего члена Св. Синода, в целях всестороннего канонического их освещения». Консервативная газета «Московскія Вѣдомости», называя Высочайшее повеление 1 марта «великим актом доверия», писала: «Из Петрограда сообщают, что в церковных кругах и в Синоде великий акт царского доверия переживается как светлый праздник, что А. Н. Волжин и митрополит Владимир получают отовсюду приветствия и выражения благодарности».

В ночь со 2 на 3 марта 1917 года император Николай II отрёкся от престола. Но ещё днем 2 марта Синод принял решение войти в связь с Исполнительным комитетом Государственной думы. Члены Синода фактически признали революционную власть ещё до отречения царя. Несмотря на отсутствие в целом юридического отречения от престола Дома Романовых, Синод своими определениями от 6 марта распорядился исправить все богослужебные чины, в которых поминался «царствовавший» дом. Вместо молитв о де-юре царствующем доме следовало возносить прошения о «Благоверном Временном правительстве».

9 марта Синод обратился с посланием «К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий». Оно начиналось так: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни.

В апреле 1917 года, член Государственного совета, член Совета Русского Собрания профессор-протоиерей Тимофей Буткевич писал в передовице официального издания Святейшего Синода «Церковный Вѣстникъ» о состоянии в высшем управлении российской церковью в последние годы царствования Николая II: «<…> Особенно тяжело сказалось влияние Распутина на царя в жизни православной церкви. <…> И церковью управлял, собственно, Распутин. Он назначал обер-прокуроров Св. Синода из лиц, лизавших его руки. Своих единомышленников он возводил на митрополичьи (м. м. Питирим и Макарий) и архиепископские кафедры. <…>»

После падения монархии, 14 (27) апреля 1917 года Временное правительство издало постановление, освобождающее всех членов Синода, за исключением архиепископа Сергия (Страгородского), и о вызове новых членов на летнюю сессию. Смысл роспуска состоял в удалении из Синода лиц, которые воспринимались тогда обществом как ставленники Распутина: московского митрополита Макария (Невского) и петроградского Питирима (Окнова). Указ был зачитан Синоду обер-прокурором В. Н. Львовым 15 (28) апреля; архиепископ Сергий (Страгородский) согласился войти в новый состав Синода, «хотя обещал братьям-епископам, что в новый состав Синода, образованного Львовым, не пойдёт».

Определением Святейшего Синода от 29 апреля (12 мая) 1917 года за № 2579 из делопроизводства Синода изымался ряд вопросов «на окончательное разрешение в епархиальные управления»: о снятии священного сана и монашества по прошениям, об учреждении новых приходов на местные средства, о расторжении браков по неспособности одного из супругов, о признании браков незаконными и недействительными, о расторжении браков по прелюбодеянию — при согласии обеих сторон, и ряд других, ранее бывших в компетенции Синода. В тот же день Синод принял решение о сформировании предсоборного совета для подготовки вопросов, подлежащих рассмотрению на «Церковном учредительном собрании»; основной задачей стала подготовка всероссийского поместного собора.

25 июля (7 августа) 1917 года В. Н. Львова на посту обер-прокурора сменил А. В. Карташёв — последний, кто занимал должность обер-прокурора Святейшего Синода.

5 (18) августа 1917 года было учреждено министерство вероисповеданий во главе с Карташёвым; обер-прокуратура упразднялась.

С 1 (14) февраля 1918 года, согласно постановлению Всероссийского Собора от 31 января, полномочия Святейшего Синода перешли патриарху и коллегиальным органам — Священному Синоду и Высшему церковному совету. Определения от имени Святейшего Синода публиковались вплоть до 18 (31) января 1918 года.

Ликвидирован де-юре, как государственный орган, декретом Совета Народных Комиссаров от 20 января (по ст. ст.) 1918 года «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (Об отделении церкви от государства и школы от церкви).

24 марта/6 апреля 1918 года постановлением Патриарха Тихона, Священного Синода и ВЦС № 57 Петроградская Синодальная контора была закрыта.

Состав

Первоначально, по Духовному регламенту, Синод состоял из одиннадцати членов: президента, двух вице-президентов, четырёх советников и четырёх асессоров; в его состав входили архиереи, настоятели монастырей и лица белого духовенства.

С 1726 года президент Синода стал называться первенствующим членом, а прочие — членами Святейшего синода и просто присутствующими.

В позднейшее время номенклатурный состав Синода многократно изменялся. В начале XX века член Синода было жалованным званием, удерживавшимся пожизненно даже в случае, если лицо не призывалось никогда для заседания в Синоде. При этом митрополиты Петербургский, Киевский, Московский, экзарх Грузии являлись, как правило, постоянными членами Синода, а митрополит Петербургский из них почти всегда был первенствующим членом Синода:239.

Обер-прокурор Синода

Основная статья: Обер-прокурор

Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода — светский чиновник, назначавшийся российским императором (в 1917 году назначались Временным правительством) и являвшийся его представителем в Святейшем Синоде. Полномочия и роль различались в различные периоды, но в целом в XVIII—XIX века имелась тенденция к усилению роли обер-прокурора.

Первенствующие члены

  • Стефан (Яворский), президент Синода (14 февраля 1721 — 27 ноября 1722), митрополит Рязанский
    • Феодосий (Яновский), первый вице-президент Синода (27 ноября 1722 — 27 апреля 1725), архиепископ Новгородский
    • Феофан (Прокопович), первый вице-президент Синода (1725 — 15 июля 1726), архиепископ Новгородский
  • Феофан (Прокопович) (15 июля 1726 — 8 сентября 1736), архиепископ Новгородский
    • К 1738 году в Синоде заседал только один епископ, кроме него были архимандриты и протопопы
  • Амвросий (Юшкевич) (29 мая 1740 — 17 мая 1745), архиепископ Новгородский
  • Стефан (Калиновский) (18 августа 1745 — 16 сентября 1753), архиепископ Новгородский
  • Платон (Малиновский) (1753 — 14 июня 1754), архиепископ Московский
  • Сильвестр (Кулябка) (1754—1757), архиепископ Санкт-Петербургский
  • Димитрий (Сеченов) (22 октября 1757 — 14 декабря 1767), архиепископ Новгородский (с 1762 — митрополит)
  • Гавриил (Кременецкий) (1767—1770), архиепископ Санкт-Петербургский
  • Гавриил (Петров) (1775 — 16 октября 1799), архиепископ Новгородский (с 1783 — митрополит)
  • Амвросий (Подобедов) (16 октября 1799 — 26 марта 1818), архиепископ Санкт-Петербургский (с 1801 — митрополит Новгородский)
  • Михаил (Десницкий) (1818 — 24 марта 1821), митрополит Санкт-Петербургский (с июня 1818 — митрополит Новгородский)
  • Серафим (Глаголевский) (26 марта 1821 — 17 января 1843), митрополит Новгородский
  • Антоний (Рафальский) (17 января 1843 — 4 ноября 1848), митрополит Новгородский
  • Никанор (Клементьевский) (20 ноября 1848 — 17 сентября 1856), митрополит Новгородский
  • Григорий (Постников) (1 октября 1856 — 17 июня 1860), митрополит Санкт-Петербургский
  • Исидор (Никольский) (1 июля 1860 — 7 сентября 1892), митрополит Новгородский
  • Палладий (Раев-Писарев) (18 октября 1892 — 5 декабря 1898), митрополит Санкт-Петербургский
  • Иоанникий (Руднев) (25 декабря 1898 — 7 июня 1900), митрополит Киевский
  • Антоний (Вадковский) (9 июня 1900 — 2 ноября 1912), митрополит Санкт-Петербургский
  • Владимир (Богоявленский) (23 ноября 1912 — 6 марта 1917), митрополит Санкт-Петербургский (с 1915 — митрополит Киевский)
  • Платон (Рождественский) (14 апреля 1917 — 21 ноября 1917), архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии (с августа 1917 — митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский)

См. также

  • Церковная реформа Петра I
  • Синодальный период
  • Священный Синод Русской православной церкви
  • Священство и Царство (Россия, начало XX века – 1918 год). Исследования и материалы
  • Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году (сборник документов)

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 Цыпин В. А. Церковное право. — Изд. 2-е. — М.: Изд-во МФТИ, 1996. — 442 с. — ISBN 5-89155-005-9.
  2. ↑ Св. Зак. Основн. Т. 1. Ч. 1. Ст. 43.
  3. ↑ Указ Императора Петра I Объ учрежденiи Монастырскаго приказа….24 января (4 февраля) 1701 года
  4. ↑ Указ царя и великого князя Фёдора Алексеевича Объ уничтожденiи Монастырскаго приказа.19 (29) декабря 1677 года
  5. ↑ Указ Императора Петра I Регламентъ или Уставъ Духовной Коллегiи.25 января (5 февраля) 1721 года
  6. ↑ Указ Императора Петра I Объ именованiи Монастырскаго приказа Синодального Правительства Камеръ-Конторою.14 (25) января 1725 года
  7. ↑ Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода князя Н. Д. Жевахова. Т. 2. Гл. 51. Отношение русских царей к церкви. Проверено 30 января 2014. Архивировано 28 ноября 2012 года.
  8. ↑ Шавельский Г. И. Русская церковь пред революцией. — М.: Артос-Медиа, 2005. — С. 78, 87. — ISBN 5-98574-011-0
  9. ↑ Шавельский Г. И. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Гл. XIX. Церковные дела. Тобольский скандал.. Проверено 30 января 2014. Архивировано 28 ноября 2012 года.
  10. ↑ Шавельский Г. И. Русская церковь пред революцией. — М.: Артос-Медиа, 2005. — С. 486.
  11. ↑ Цит. по: «Правительственный Вѣстникъ». 5 (18) марта 1916, № 52, стр. 2.
  12. ↑ Великій актъ довѣрія. // «Московскія Вѣдомости». 6 (19) марта 1916, № 54. — С. 1.
  13. ↑ 1 2 Сапелкин Н. «Сеющий скудно, скудно и пожнёт» // Историческая правда, 30.01.2015
  14. ↑ Православная церковь и государственный переворотъ. // «Церковный Вѣстникъ, издаваемый Миссіонерскимъ Совѣтом при Святѣйшем Сѵноде». 1917, апрель — 14 мая, № 9—17. Стб. 181—182.
  15. ↑ «Церковныя Вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ». 22 апреля 1917, № 16—17. — С. 83.
  16. ↑ Губонин М. Е. Современники о патриархе Тихоне. Т. II. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2007. — С. 220. — ISBN 978-5-7429-0303-1
  17. ↑ «Вѣстникъ Временнаго Правительства». 3 (16 мая) 1917, № 46 (92). — С. 1.
  18. ↑ «Церковныя Вѣдомости». 1918, № 3—4 (31 января). — С. 22.
  19. ↑ «Московскія Церковныя Вѣдомости». 1918, № 3. — С. 1.
  20. ↑ Государственность России. Кн. 4. — М.: Наука, 2001. — С. 108. — ISBN 5-02-008746-7
  21. ↑ Об отделении церкви от государства и школы от церкви (Декрет Совета Народных Комиссаров). Проверено 30 января 2014. Архивировано 28 ноября 2012 года.
  22. ↑ http://korolev.msk.ru/books/dc/Rpc22y_1913289.txt
  23. ↑ Культура Ленинградской области

Литература

  • Алексеева С. И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России, 1856—1904. — СПб.: Наука, 2003. — 276 с.
  • Алексеева С. И. Святейший Синод и Государственный совет в России (вторая половина XIX в.) // Страницы российской истории. Проблемы, события, люди. Сборник в честь Бориса Васильевича Ананьича. — СПб., 2003. — С. 10—16.
  • Алексеева С. И. Проекты реформы Святейшего Синода // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. II. История. История Русской православной церкви. — 2005. — № 1. — С. 5—23.
  • Алексеева С. И. Традиция «Симфонии» и церковно-государственные отношения в пореформенной России // XVI Ежегод. богословская конф. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та: мат-лы. Т. 1. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. — С. 99—102.
  • Алексеева С. И. Т. И. Филиппов — чиновник особых поручений при обер-прокуроре Святейшего Синода // Сборники Президентской библиотеки. Сер. «Электронный архив». Вып. 1. Святейший Синод в истории российской государственности: Сб. мат-лов Всерос. науч. конф. с межд. участием. — СПб.: Президентская биб-ка, 2017. — С. 115—130.
  • Алексеева С. И. Институт синодальной обер-прокуратуры и обер-прокуроры Святейшего Синода в 1856—1904 гг. // Нестор. Ежекварт. тематич. журн. истории и культуры России и Вост. Европы. Православная церковь в России и СССР. Источники, исследования, библиография. — СПб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2001. — № 1. — С. 291—310.
  • Барсов Т. В. Святейший Синод в его прошлом. — СПб, 1896. — 446 с.
  • Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801—1917. Т. 1. / отв. сост. Д. И. Раскин, отв. ред. Н. П. Ерошкин. — СПб.: Наука, 1998. — С. 134—147. — ISBN 5-02-028394-0 ; 5-02-028386-X
  • Прот. А. М. Иванцов-Платонов. О русском церковном управлении. — СПб., 1898.
  • Кедров Н. И. Духовный регламент в связи с преобразовательною деятельностью Петра Великого. — М., 1886.
  • О жалованьи членам Св. Синода. Материалы. Архивировано 28 ноября 2012 года. / Сообщ. Г. В. Есиповым // Русский архив. — 1870. — Стлб. 1953—1959.
  • Прот. В. Г. Певцов. Лекции по церковному праву. — СПб., 1914.
  • Святейший Синод в истории российской государственности : сб. мат-лов Всерос. науч. конф. с межд. участием / науч. ред. С. Л. Фирсов, П. В. Федоров. — 2017. − 738, с.
  • Смолич И. К. Гл. II. Церковь и Государство // История русской церкви. 1700—1917 гг. В 8 кн. = Geschichte der Russische Kirche. — Лейден, 1964.
  • Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. — Ч. III. Гл. 35. Бюрократия в Церкви.
  • Тихомиров П. В. Каноническое достоинство реформ Петра Великого по церковному управлению. // Богословский вестник, издаваемый Имп. Моск. духовною академиею. — 1904. — № 1 и 2.
  • Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. — Париж, 1937.
  • Шавельский Г. И. Русская церковь пред революцией. — М.: Артос-Медиа, 2005. — С. 56—147. — ISBN 5-98574-011-0

Ссылки

  • Горчаков М. И. Синод правительствующий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Фирсов С. Л. Святейший Правительствующий Синод
  • Закржевский А. Г. Святейший Синод и русские архиереи в первые десятилетия существования «церковного правительства» в России. Проверено 11 октября 2014. Архивировано 28 ноября 2012 года.
  • Всеподданнейший отчёт обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1913 год. — Пг., 1915. — 316+142 с.
  • Указ об учреждении Синода. 09.02.1721. // Проект Российского военно-исторического общества «100 главных документов российской истории»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *