Поощрение и наказание

Трудно представить себе более спорный вопрос в воспитании, чем вопрос о наказании детишек. Надо или не надо? Если да, то как не навредить здоровью и психике? Если нет, то как справиться с плохим поведением и приучить к порядку? Ученые и практики до сих пор не имеют на этот счет единой точки зрения. Попробуем сегодня разобраться в этом непростом вопросе.

В нашей жизни наказание и поощрение детей являются основными методами оценки. Мы используем их, чтобы подкреплять слова и поступки детей (и взрослых), которые нас радуют, и блокировать те, которые мы считаем неприемлемыми. С этой позиции спор выглядит бессмысленным, потому что без оценки (положительной или отрицательной) невозможно взаимодействие между людьми.

Мы оцениваем все, везде и всегда: когда наблюдаем других (знакомых и незнакомых) людей в транспорте, магазине или театре, когда смотрим телевизор и читаем книги, когда сравниваем их вид, действия и установки с собственными и делаем для себя соответствующие выводы…

Поощрение и наказание детей

Мы сами все время подвергаемся оценке, и для нас это необходимо, потому что делает жизнь значимой и осмысленной — о нас помнят, нас замечают и отмечают, мы нужны. Поэтому так важно для дитя, усваивающего все первоначальные навыки спонтанно на основе подражания, иметь достойные образцы оценивающей деятельности!

Поощрение и наказание детей

Именно родители, желая того или нет, показывают, как правильно сделать комплимент, высказать критическое замечание, порадоваться чужому успеху, проанализировать то, что не получилось, на основе самокритики и т.п.

Итак, поощрение — это ускорение формирования хорошего поведения, а наказание — торможение плохого. И получается, что без наказания — никуда.

Тогда мы всерьез должны задуматься о его средствах и границах, о его эффективности и цели разрешать отдельные конфликты, не создавая новых. На практике же мы часто перегибаем палку, совершаем ошибки и множим обиды, которые помнятся до старости.

Нам хочется, чтобы ребенок так больше не поступал, понимая, что это плохо. А на деле он чаще ищет пути сокрытия содеянного.

Правила наказания детей

Если наказание неизбежно, тогда — как наказывать?

Очевидно, что сразу исключаются все варианты физического воздействия и морального унижения. Именно они травмируют и оставляют след, нарушают наши отношения и отдаляют друг от друга. И хотя сторонники ремня по-прежнему существуют и отстаивают действенность физического наказания на собственных примерах. Хотя в это поверить трудно, потому что невозможно представить себе ситуацию и поступок, когда бы вы допустили и безропотно приняли физическое наказание в свой адрес.

Подумайте, есть ли что-то такое, за что вы, взрослый человек, сегодня приняли бы как должное физическое наказание? Есть уверенность, что поводов найдется немного.

А раз мы не допускаем такого способа воздействия на нас, следовательно, и для детей этот метод неприменим. Поднять руку на маленького и беззащитного значит проявить слабость, и показать неумение решать проблемы самим родителем.

Методы наказания детей

Поэтому главное правило наказания гласит: наказание не должно вредить физическому и психическому здоровью ребенка!

Детские психологи утверждают, что основным следствием систематического применения физического наказания или морального унижения является формирование у ребенка заниженной самооценки, недостаточной уверенности в своих силах.

Скорее, он будет думать о себе так: «я не достоин», «я не способен», «меня не за что любить». И это не только формирует его отношение к себе, на этой основе строится его взаимодействие с другими людьми, которое будет затруднено и осложнено такой внутренней позицией.

Поэтому главным оружием родителей должно стать слово и желание убеждать, терпеливо растолковывая, что нас огорчает и радует в поведении ребенка!

Правила поощрения и наказания детей в семье

В современной педагогике есть несколько рекомендаций о поощрении и наказании детей.

1) Начинать надо с похвалы, с положительной оценки, с утверждения веры в силы и возможности ребенка. В этом случае отрицательные характеристики поступков будут восприниматься им гораздо мягче, а эффект от воздействия будет выше.

В данном случае речь идет о том, что у ребенка должна возникнуть глубокая убежденность, что вы безоговорочно его любите и принимаете, и можете отрицательно относиться к его поступкам, но не к нему самому.

2) Известно, что один и тот же смысл можно донести разными словами. Обычно мы используем форму «ты-сообщения»:» Вечно у тебя все из рук валится!», «Где ты — там бардак!» и т.п. Такие слова слышать обидно, даже если они справедливы.

И чем экспрессивнее высказывается неудовольствие в наш адрес, тем более агрессивно мы будем реагировать в ответ! Сравните с формой «я-сообщения»: «Я понимаю, что ты разбил чашку не специально, но мне трудно представить завтрашнее утро без моего любимого кофе в ней».

Такое обращение рождает чувство вины и желание его загладить.

Казалось бы, это очень простой прием. Но его освоение потребует определенных усилий и преодоления силы привычки, стереотипов. Он хорошо работает и тогда, когда мы предъявляем требования или прогнозируем последствия поступков: не «Ты должен хорошо учиться», а «Я верю, что ты можешь учиться хорошо»; не «Ты должен задумываться о будущем», а «Вот интересно, кем ты хотел бы стать, а главное, каким?»

3) Любая отрицательная оценка и наказание не могут быть отсрочены во времени. Они должны случаться непосредственно после того, как плохой поступок произошел или открылся.

И здесь очень важны ваши эмоции! Рассказывайте о том, что чувствуете и испытываете, как переживаете и что хотели бы сделать.

Способы наказания детей

Так вы решаете сразу несколько задач: проговариваете свою эмоцию и снижаете накал внутреннего напряжения («выпускаете пар»), устраняете вероятность физического воздействия, учите, как можно и должно реагировать.

Главное, эмоция — это неравнодушие. А для детишек самым серьезным наказанием является родительская печаль и неучастие. И если при следующей попытке совершения дурного поступка его остановит нежелание вас огорчить, вы одержите одну из самых значительных воспитательных побед в своей жизни!

Эта рекомендация имеет и другую сторону: не уверен — не наказывай. Если не знаете, как, не чувствуете, что сможете, впопыхах, не разобравшись, расскажите ребенку о своих сомнениях и займитесь чем-нибудь приятным вместе.

Методы поощрения и наказания в воспитании детей

1) Наказан — прощен! Возьмите за правило не вспоминать промахов ребенка, былых неприятностей и их следствий. Чувство вины, которое культивируется в данном случае рождает не желание исправиться и стать лучше, не более ответственное поведение, а потребность избавиться от бесконечного источника отрицательных переживаний.

Если практика припоминания всех грехов становится привычным способом приструнить и обязать, ведущим чувством ребенка по отношению к родителям может стать ненависть.

2) Любое воздействие должно быть индивидуализированным, а наказание конкретным (понятным, непродолжительным) и редким.

Некоторые авторы популярных психологических изданий предлагают родителям арсенал действенных средств и приемов наказания, среди которых, какими бы правильными они ни казались, скорее будет мало тех, которые подойдут вашим детям. А некоторые, и просто недопустимы.

Принципы наказания детей

Например, наказание трудом или «штрафными работами» не всегда способствует возникновению любви к порядку. Изоляция, игнорирование, исправительный стульчик — жестокие способы наказания, которые противоречат первой рекомендации и с трудом переносятся детьми со слабой психикой.

«Наказание посторонним», запугивание, «лишение приятного» говорит само за себя, учит обманывать и не доверять людям. Крик, строгий взгляд, повышение голоса — тоже не свидетельства вашей безоговорочной любви…

Из всего предложенного симпатична «сказка вместо наказания» и «личное извинение», потому что позволяет осмыслить и принять желательные формы поведения на основе предлагаемых нравственных оснований. Истории можно сочинять самим или читать и обсуждать готовые с одной лишь целью: у ребенка должна формироваться стойкая связь — поступаю, как думаю, то есть понимаю, почему.

3) Не наказывайте детей во время еды, игры, болезни, до и после сна. С этим трудно спорить и приятно представить, что времени для наказания практически не остается!

Специалисты утверждают, что наказание должно быть «действием морального характера» и иметь обучающий эффект. Чаще наказание рождает страх, злобу и желание избежать его в следующий раз.

Поэтому психологи не против наказания и не за безнаказанность, а за — человеческое во всем: за честность проявлений и реакций, за единство требований, о которых мы договорились и которые демонстрируются всеми членами семьи, за личный пример во всем, за последовательность в воспитательных воздействиях, за готовность признавать собственные ошибки и слабости.

За то, чтобы не забывать поощрять хорошие поступки и поведение (которые мы обычно воспринимаем как должное). И, возможно, тогда надобность в наказании отпадет?

Детей наказывать нельзя. Если ребенок в чем-то неправ, постарайтесь объяснить ему, что так делать нельзя и как поступать в такой ситуации. Отпрыск должен понимать, что такое хорошо, а что плохо. Объяснение — лучший способ донести информацию. Слово — лучшее оружие, которое у вас есть. Будьте терпеливыми в воспитании и любите детишек со всеми ошибками и промахами.

С уважением, Ольга.

Консультация для родителей «Наказание, поощрение и прощение»

Вход • Регистрация

25 апреля 2016

Консультация для родителей на тему:

Наказание, поощрение и прощение.

Тема «Наказания и поощрения ребенка в семье» является актуальной на сегодняшний день.

В семье наиболее распространенными мерами воздействия на детей являются наказание и поощрение – метод кнута и пряника, возникший в глубокой древности.

В педагогике издавна ведется полемика о том, являются ли наказания необходимыми при воспитании детей. В.А.Сухомлинский выступал как решительный противник наказания. Он считал, что маленьких детей надо воспитывать только добром и лаской, целесообразно организовав их жизнь в семье… А.С. Макаренко придерживался той точки зрения, что без наказания можно обойтись, если с первых лет жизни приучать ребенка к режиму, выполнению требований, делать это терпеливо, без раздражения. По мнению того же А.С.Макаренко, безнаказанность вредна: там, где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания.

На вопрос, как правильно распределять наказания и поощрения, невозможно дать точного ответа, сколько того и другого должно приходится на каждого ребенка. Воспитательная проблема заключается тут не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело взрослого и ребенка, в нем сфокусировано все, что их связывает и сближает. Важно, как формировались взаимоотношения взрослого и ребенка, насколько они эмоционально близки друг другу!

Если говорить о наказании, то оно вовсе не действие со стороны наказывающего, а то, что происходит в наказываемом ребенке. То, что он при этом переживает. С точки зрения психологии это хорошо всем известное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно скорее избавится и никогда не переживать.

Традиционно наказание рассматривается как такое воздействие на ребенка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать — значит помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство вины , раскаяния.

Чтобы наказание возымело действие, ребенок должен пережить чувство вины. Ему надо осознать, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с родителями. Без этого чувства наказанные всего лишь открытый акт насилия, бессмысленное терзание, либо напрасная трата энергии. Оно не является воспитанием. Хуже того, весь возбуждаемый в ребенке негативный эмоциональный заряд обращается против того, кто так «хладнокровно» наказывает. Взрослый оказывается в роли надсмотрщика, который высек провинившегося, но тот за собой никакой вины не видит.

Во многих семьях преувеличивается значение наказания. А часто необдуманное их применение приносит только вред. Случается, что родители применяют физические наказания, которые педагогикой резко осуждаются. Эти родители считают их «Безобидной» мерой: «Ведь только отшлепаешь его, а иногда лишь погрозишь ремешком – зато он боится и слушается».

Таким родителям следует напомнить, что любое физическое наказание отрицательно действует на нервную систему ребенка, а значит, вредит и его здоровью. Главное же – физическое наказание унижает его личность, человеческое достоинство. Все передовые педагоги прошлого страстно протестовали против применения любых физических наказаний. Современные педагоги и психологи отрицают физическое наказание как метод воздействия на ребенка.

В начале ХХ1 века о физических наказаниях заговорили и на международном уровне, что отразилось в «Конвенции о правах ребенка». Дело в том, что многим родителям не хватает элементарных знаний об особенностях развития маленького ребенка.

Применяя физическое наказание, у родителей не хватает настойчивости, терпения, и они избирают более быстрый и простой, на их взгляд, путь воздействия, не сознавая, что приносят огромный вред ребенку.

Многие современные педагоги утверждают, что любое наказание имеет тройное значение.

Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. Ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или разобранную вещь…

Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл.

Но третье, и по всей видимости, главное значение заключается в снятии вины. «Провинность» представляет собой определенное отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает.

Из этого следует, что если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, а также по причине находящих на нас приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с воспитательной точки зрения наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, приносит прощения, но в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения и урока на будущее.

Однако далеко не всякий детский поступок требует наказания.

Следует иметь в виду возрастные особенности маленьких детей, которые могут быть причиной проступка ( например , недостаточная координация движений, эмоциональность, несбалансированность процессов возбуждения и торможения, подражательность, любознательность и многое другое). Поэтому иногда достаточно ограничиться репликой, замечанием. Часто ребенок своим поступком сам наказывает себя, поэтому больше нуждается в сочувствии и утешении со стороны взрослых, чем в наказании.

Какие же наказания следует применять? Наказанием может быть лишение ребенка любимой игрушки или всех игрушек; отмена очередного чтения вслух, прогулки, совместной с родителями работы, игры – вообще лишение ребенка какого-то удовольствия. Можно посадить малыша на стул ( ненадолго); старшему дошкольнику сказать при этом: «Сиди и думай, как ты себя вел, потом мне скажешь».

Так же наказанием ребенка является сообщение о его проступке членам семьи. И важно, чтобы он почувствовал, что его осуждают все близкие, а не кто-нибудь один из них. Иногда можно рассказать о проступке ребенка соседям, знакомым, особенно тем, кого он уважает, любит. Строгий взгляд матери или отца, замечание или выговор, отказ поцеловать на ночь, отказ от разговора, являются наказанием для детей. И если дети привыкли ценить ласку родных, привыкли е общению с ними, то этих как будто незначительных наказаний достаточно и родителям не придется применять более строгих мер.

А как обстоит дело с поощрением? Оно как воспитательное средство более действенно. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошие и закрепляет их. Лучшая награда для ребенка – сознание того, что он принес радость любимым людям, а подарок в придачу лишь символизирует это. Основное средство поощрение – это слово взрослого, обращенное к ребенку, похвала.

Педагогическая ценность «материального» выражения поощрения, столь распространенного в семье – весьма сомнительна, она больше похожа на шантаж, чем на средство воспитания личности ребенка, такое воспитание построено на принципе – «ты — мне, я — тебе». Такой стиль Е.В.Субботский называет прагматическим. Подобное общение формирует у детей прагматическое поведение: соблюдение норм и правил лишь в условиях внешнего контроля.

Там, где символ становится главным и самоцельным, где он заставляет ребенка хорошо вести себя, в семье что-то неладно.

Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет боятся того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания.

Но если за каждый маленький успех хвалить, одобрять и подбадривать ребенка, появится надежда, что он будет работать с удовольствием и полной отдачей.( Ю.П.Азаров.)

Поощрение, само по себе очень важно для дошкольника, так как помогает ему утвердится в правильности своего действия, поступка. Поощрение, высказанное воспитателем, мамой или папой, старшим братом, очень часто создает у ребенка желание слушаться. И это понятно, ведь малыш привык прислушиваться к авторитетному для него мнению взрослых людей. Если отец, например, одобряет сына за то, что он без капризов пошел спать или надел ту одежду, что ему приготовили, — ему приятно, у него возникает желание и в другой раз послушаться. Повторные поощрения содействуют формированию у ребенка «убеждения», что он поступает хорошо, он послушный. И это убеждение, основанное на приятных переживаниях, влияет на дальнейшее поведение. Постоянные же порицания, упреки в непослушании, часто высказываемые при детях, действуют на них внушающее. Ребенок начинает думать, что он и впрямь плохой, непослушный.

Поощрение следует применять продуманно. Если выполнение требуемого стоило ребенку усилий и тем более если его правильное поведение оказалось полезным, приятным другим, его можно похвалить. Послушание детей надо отмечать почаще. Однако и дети должны знать цену похвалы.

Поощрение и наказание – основные воспитательные средства. Это значит, что с их помощью мы достигаем определенной воспитательной цели.

Цель наказания, таким образом, не потопить грешника, а спасти и вытянуть! Способ для этого – прощение!

Многие ученые считают, что взрослые должны овладеть искусством прощать (З.Матейчик, Е.В.Субботский, Б.Спок и другие).

Прощение – это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания. Это по сути примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Только тогда ребенок будет любить наказывающего отца или мать и переживать новые поступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь.

Но и здесь следует избегать крайностей.

А.В.Петровский считал, что «Сакраментальное всепрощающее: «Ничего, он еще маленький!» — ничем не оправданная подачка взрослого, которая способна только испортить малыша». Никогда ничего не прощать означает бесчувственное, бесчеловечное, антипедагогичное поведение. Оно лишь углубит пропасть между воспитателем и ребенком. Но всегда с готовностью прощать все – значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка. Так что и здесь рассудительность и понимание индивидуальных качеств ребенка будут служить нам лучшим ориентиром.

Список используемой литературы:

Т.А.Куликова «Семейная педагогика и домашнее воспитание».

Л.Н.Виноградова «Детский сад и семья».

Т.А.Маркова «Как воспитывать у детей послушание, активность».

Т.А.Маркова и Л.Ф.Островская «О воспитании дошкольников в семье»

Консультацию подготовила воспитатель Костенко Л.С.

Подготовительная группа «Звездочки»
Россия, Таганрог +7 (8634) 600-883 sad31.virtualtaganrog.ru sad31@tagobr.ru

Методы наказания ребенка в семье

admin · Опубликовано 14.02.2018 · Обновлено 14.02.2018

Дети являются желанными членами семьи и в большинстве случаев приносят родителям радость. Конечно, в их поведении не все зависит от пап и мам, но все же последним принадлежит ключевая роль. Необходимо только применять различные методы наказания ребенка в семье, и дети будут вести себя, по крайней мере, удовлетворительно (о необходимости наказания и роли поощрения читайте в статье «Поощрение и наказание детей в семье»).

Наказание подразумевает не только физическое воздействие. Оно включает в себя любое ограничение или влияние, которое следует за нарушением установленных правил. Его цель ― исправить мышление ребенка, добиться определенного поведения и послушания.

Принципы, необходимые при наказании детей

Первым и главным из них является, конечно же, любовь. Любые методы наказания, должны быть продиктованы именно любовью. Причем сын должен это чувствовать. Только тогда наказание принесет ему пользу. Ни во время, ни после наказания, он не должен чувствовать себя отвергнутым или покинутым. Поэтому наказание никогда не должно быть жестоким.

Кроме любви при исправлении детей необходимо руководствоваться и другими принципами. Рассмотрим некоторые из них.

Справедливость. Прежде, чем наказывать ребенка, необходимо разобраться, почему он/она сделали или не сделали что-либо. Бывает, что мы что-то забываем, и дети здесь не исключение. Ребенку могло стать плохо, его/ее кто-то обидел или что-то расстроило. Не всегда дети упрямствуют в непослушании. Бывают и случайности. И если за случайность понести наказание по полной, это ввергнет сына/дочь в уныние и подорвет веру в справедливость папы/мамы.

Умеренность и соответствие. Наказание должно быть умеренным и соответствовать проступку. Конечно, есть родители, которые чуть что, сразу хватаются за ремень. Но согласитесь, есть разница, если дочь пришла домой с гулянья вечером на 40 минут позже или заявилась под утро. В обоих случаях стоит применить наказание, но оно должно быть разным: в первом случае более мягким, а во втором более строгим. В случае крайней необходимости можно применить физическое меры. Но к ним следует прибегать только в том случае, когда все другие методы в семье уже были применены и не дали результата, а исправление необходимо.

Неизбежность. Наказание должно быть неизбежным. Иначе ребенок будет искать слабые точки родителей, чтобы избежать его. А закончится тем, что он начнет манипулировать старшими. Ребенок должен четко знать и понимать, что и почему делать можно и нельзя, и какое наказание последует за нарушение установленных правил.

Самообладание. Становится нелегко, когда сын/дочь начинает испытывать терпение старших в попытке избежать угла или порки. Не всем родителям в этом случае удается держать себя в руках. Но что будет, если сорваться? Тогда наказание будет последствием несдержанности матери, а не проступка дочери. Поэтому, дорогие родители, держите себя в руках. Не позволяйте своему любимому чаду доводить вас до приступа гнева. Обычно этого удается избежать, если применять наказания последовательно, от мягкого к строгому. Тогда крайние меры могут и не потребоваться.

Своевременность. Наказание не должно откладываться. Нельзя накапливать проступки, а потом, когда их накопится достаточно, браться за ремень. Это будет травмировать психику ребенка, так как о некоторых проступках он может уже забыть, либо считать, что их ему простили. Отсрочка дает также повод искать причину, чтобы избежать наказания. Если сын ослушался вас, обещанное наказание должно последовать без отсрочек.

Уважение личности. Унижения детей недопустимы. Если дочь однажды без разрешения не пришла домой ночевать и за это останется на неделю без гуляния, она поймет, за что ее наказали. Но если при этом мать разразиться на нее криком с эпитетами, сравнивающими дочь с женщинами легкого поведения, это унизит девочку, оттолкнет от матери и оставит глубокую эмоциональную травму.

Методы наказаний

Наказание само по себе многогранно. Какой конкретно метод применить к своему ребенку решать родителям. Именно они могут найти наиболее действенный метод для успешного исправления. Ниже рассматриваются некоторые действенные методы.

Психологическое воздействие. В народе его еще называют «нравоучения» или «читать мораль». По сути, это авторитетный разговор старшего с ребенком с целью исправить мышление последнего. Во время такой беседы родителю будет правильно не только высказывать свою точку зрения, настаивая на ее правильности, но и приводить аргументы, примеры, факты и другие доказательства. В зависимости от ситуации, тон голоса может быть мягким, а может и строгим. Но при этом следует быть сдержанным. Гнев и крик только напугают ребенка (и то младшего возраста, подростков им не возьмешь), но мышления не исправят. А именно это и должно быть целью наказания.

Ограничения. Они касаются всех сфер жизни ребенка. К ним относятся:

— развлечения: не пойти гулять, не смотреть телевизор, не иметь доступа к компьютеру, не играть в игры

— свобода: поставить ребенка в угол, закрыть в комнате, по улице идти только за руку

— удовольствия: лишить конфет, мороженого, сладкой воды

Физические воздействия. Здесь подразумевается не только порка и тому подобное. Привести непослушную дочь за руку домой, забрать из рук сына любимую машинку или поставить их в угол, тоже относится к физическому воздействию.

Не оставляйте детей без исправления

Безусловно, все мы желаем добра и счастья детям. И путь к успеху лежит, в том числе через наказание. Применяя различные методы исправления детей в семье, родители словно обрезают ненужные ростки с молодого дерева, позволяя ему расти прямым и стройным. Поэтому, не воздерживайтесь от того, чтоб наказывать своих детей. Так вы посодействуете их благу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *