Посмертная жизнь души

«Из времени в вечность: Посмертная жизнь души», А.И.Осипов

05.01.2014 / Вячеслав Король / Мнений — 1124 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

Весной, на День Жён-мироносиц, дочери подарил книгу уважаемого мною автора Алексея Ильича Осипова “Из времени в вечность: Посмертная жизнь души”, и сам ее с удовольствием прочитал. А также купил на подарки друзьям. А когда задумался, и освежил в памяти «Слово о смерти» и представления о мытарствах у старцев, на которых ссылается свт.Игнатий Брянчанинов, показалось, что профессор Осипов уходит в сторону от учения о предмете своего образца для подражания – святителя Игнатия.

Впечатления от чтения книги «Посмертная жизнь» в целом позитивные, и даже слишком. В ней меня «зацепило» ощущение – «я уже хочу на Страшный Суд», такой он получился любвеобильный у Алексея Ильича. Но больше не понравились попытка выставить апокатастасис Григория Нисского, как глубоко православное и полезное видение эсхатологической перспективы для осмысления Бога-Любви всеми христианами. К сведению, апокатастасис – это такое богословское понятие, использующееся в значении «восстановления» творения и в значении «восстановления всего», когда с ним отождествляется учение о всеобщем спасении.

Идеи эти встречались и у других святых отцов, что мучения демонов и грешников не уходят в бесконечность. Такое же учение Оригена признали еретическим. Но, на мой взгляд, это верхушка надстройки догматического основания Церкви, и нести ее в массы неразумно. Правильно к ней отнестись сможет только богослов, знающий, и основание, и надстройку, и без вреда может осмыслить и это видение восстановления твари. Но, пан профессор, вы ж написали книгу для простых верующих! Они и базис толком не знают, а вы им – «сливки» богословия с вершины надстройки догматического богословия. В попытке доказать любовь Бога ко всему творению, вы «снесёте крышу» этому творению. Слишком попсово поданный апокатастасис Григория Нисского, может расслабить людей. «Раз все спасёмся, чё тут работать над собой?! Муки ада? Ужасные? Ну, то будет потом, там и терпеть будем. Раз все спасёмся, значит вытерпим. А сейчас поживём в своё удовольствие и так, как хотим.» Апокатастасис, как идея бесконечности любви Божией к конечной твари – это бисер богословия, и метать его где попало и перед кем угодно не стоит. И это не моё высокомерие к людям, это взгляд на реальное положение вещей и психологию падшего человеческого естества.

Ещё одна странность, встреченная на страницах книги, это то, что после смерти душе показывается рай, а потом душа отправляется на мытарства. Здесь я просто не понял профессора, в принципе. Ваша «аскетическая икона» (свт.Игнатий Брянчанинов) в «Слове о смерти» говорит о том, что душа сразу идёт по мытарствам, и если их проходит, то спасена. Брянчанинов приводит выдержки из молитв святых старцев перед самой смертью, за которыми спускались сонмы ангелов и которые своей праведностью при жизни взошли в Царство Небес. И они молились об успешном прохождении мытарств! И некоторые бесы, хоть издалека, но пробовали их искушать. Какие уж тут красоты рая перед мытарствами?

Да, действительно в случаях, когда душа возвращалась к жизни, после путешествия на небо во время восхищения души или клинической смерти тела, души некоторых первым делом переносились в рай. Но эти случаи – исключения. После смерти возвращается в тело, наверное, 0,000001%. Из такой смехотворной выборки схему для всего человечества не построишь. Лучше довериться святым, которые предчувствовали первичность мытарств. Да и это логичнее. Душа после смерти попадает в «воздушное пространство» (астрал). Судя по топологии Небес, попасть на них, минуя астрал, невозможно. И именно здесь нас поджидают рогатые “товарищи” с огромными списками наших грехов. Демоны пристают к душе умершего человека с уговорами посетить ад. Если не соглашается, начинают запугивать. Если душа с ангелами минует все заставы, то душа попадает на Небо, и потом живёт на Небе со спасёнными. В исключительных случаях, по Промыслу, возвращается в тело.

Несомненно, образ сочувствия души тому, к чему она расположена, очень оригинальный, и я могу с ним согласиться. Но, при этом, не вижу смысла выдумывать в обход святых отцов первичность посещения рая. Если бесы «накрыли поляну» и душа к ней потянулась, или предложили образ привычного соблазна и душа за ним пошла, то она выберет ад самостоятельно, по страстям. Значит, она не выберет рай. Ведь ещё как посмотреть на предложенную последовательность. Идея Осипова выглядит красивой – показать душе, что она сама не выбирает рай. Но ведь можно со стороны воспринять это и так: «Вот видишь как здесь хорошо. Но ты этого не заслужил, давай, до свиданья, на мытарства». И тогда умирает надежда. Раз не сюда, значит на каком-то из мытарства демоны точно «завалят». Какая же в этом любовь? И в целом получилось, подразнили раем, и дали в лоб мытарствами.

Если же душа попадает на мытарства сразу, у нее не отбирается надежда, она может надеяться на помощь и молиться (блаженная Феодора), получать помощь прямо на этом пути. Если же меня после рая отправляют на мытарства, то надежды нет. Ведь если бы душа сочувствовала жителям рая, то она в нём бы и осталась. Где же тут любовь, если мне предлагают обреченность? Особенно, если знания о подобной последовательности я приобрёл до смерти.

В общем и целом, было ощущение, что профессор решил попробовать себя не в привычной области основного и догматического богословия, а в очень «мутной воде» представлений о посмертном пути души. И при этом выглядеть как всегда оригинальным во взглядах и задвинуть в массы такое, чтоб все ахнули. И я ахнул. Но насчёт пользы – у меня большие сомнения. Даже у меня мелькнула мысль, что можно “забить”, раз все спасутся. Просто я читал и свидетельства адских мучений в разных книгах, и что даже минута там – это ой как не сладко. И перспектива после смерти мучиться до конца земной истории как-то не привлекает. Но для тех, кто этого не читал, ой как соблазнительна мысль для оправдания духовного бездействия апокатастасисом.

Так же был оригинален автор книги и в желании рельефно показать истинные представления о любви Бога к творению. И своей цели достиг. Лично я очень проникся. Но есть ряд слов сказанных прямо Христом о тех, кто после суда окажется слева, слова о «плаче и скрежете зубов». Мы знаем, что любовь – это не только милость, но и наказание. Остальное, что касается определения «вечных мук» и слова «вечный» – не более чем догадки. Мне эти догадки кажутся верными, но моя критика не к этим догадкам. Сказанные уверенно, и придавленные тяжелым авторитетом под названием «Осипов», эти идеи могут приввести к тому же эффекту у читающих, что и при ознакомлением с идеей апокатастасиса.

В целом книга не для массового читателя. Я бы с таким знакомил на лекциях в семинарии и академии. А если убрать идею апокатастасиса, то это уже будет не та книга и не те впечатления от осмысления проблемы.

Это моё частное мнение. Я не претендую на его истинность. Но в книге есть оригинальные и правильные мысли, с которыми можно и полезно ознакомиться подготовленному читателю.

  • Главная
  • Публикации
  • Книги

A A A

Из времени в вечность: посмертная жизнь души

8-е издание, исправленное и дополненное
Данилов мужской монастырь
Москва ∙ 2017

Книга рассматривает один из самых сложных и жизненно важных вопросов бытия: что ожидает человека в вечности? Многочисленные свидетельства святых Отцов Церкви, ее соборы и литургическое предание говорят о парадоксальном ответе Церкви на этот вопрос. Она не осудила учения ни Отцов, говорящих о бесконечности адских мучений грешников, ни Отцов, утверждавших об исполнении во Христе творческого замысла Божия о человеке, когда будет Бог все во всем (1Кор. 15,28). Таким образом, Церковь по целому ряду причин оставила этот вопрос тайной вечной жизни, но, предупредив, устами святых, «что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания – степень страдания в ней».
Схиархимандрит Илий (Ноздрин): „Наша жизнь, устроенная Премудростью Божией, так великолепна, так прекрасна и многообразна, но, однако, так коротка, и сам разум, не много рассуждая, ищет вечного. А данный труд в этой книге свидетельствует о вечном“. (11-8.2014)

Предисловие

О тех, кто жив иной жизнью

Ешь, пей, веселись, душа моя?

Понимание смерти у древних народов

Что общее в понимании смерти

«Я в аду!..»

Тело – дом души

Последствия греха прародителей

Что происходит с душой по смерти тела

Посмертный экзамен на добро

И экзамен на зло

С Духом Божиим или с демонами-мучителями

Подобное соединяется с подобным. Сила покаяния

«Страсти в тысячу раз более сильные, чем на земле…»

Наказание или грех?

Сообщения оттуда

Что значит молитва

Как правильно молиться об усопших

Побудь хотя бы сорок дней христианином

Геенна

Что нас ждёт на Страшном суде?

Христос – спаситель всех человеков

Зачем Христос нисходил в ад?

Тайна вечности

Если муки не вечны

ВОПРОСЫ О ВЕЧНОСТИ

Из писем игумена Никона

Из писем схиигумена Иоанна

1 — 1 из 31
85778 7022 Поделиться: Код для сайта или блога <a href=»alexey-osipov.ru/books-and-publications/knigi/iz-vremeni-v-vechnost-posmertnaya-zhizn-dushi/»>Из времени в вечность: посмертная жизнь души</a>

  • Скачать книгу в форматах: PDF DOC АУДИОКНИГА
  • Скачать книгу (на финском языке) в форматах: DOC PDF EPUB
  • Скачать книгу (на испанском языке) в форматах: DOC PDF EPUB
  • Скачать книгу (на немецком языке) в форматах: DOC PDF EPUB

Ïîäåûèòüñÿ ñòðà íèöåé <a href=»/books-and-publications/knigi/iz-vremeni-v-vechnost-posmertnaya-zhizn-dushi/?text=#»>Из времени в вечность: посмертная жизнь души</a>

0

Гость

16.09.2018 11:17:12

Время — субъективное понятие, возникающее в психике человека при сопоставлении частот колебательных процессов (явлений), один из которых выступает в качестве эталонного. В силу того, что выбор процесса-эталона субъективен, время — субъективный фактор бытия.

Отсюда и восприятие времени разное. Измерение времени основано на выборе некоего маятника и счётчика полных колебаний. Выбор же эталона субъективен – в зависимости от оценки того или иного развивающегося процесса во Вселенной, но не всегда выбор бывает осознанным, а в некоторых случаях эталон не определён или теряется. Отсюда и время — неопределённое бытовое, физическое, биологическое, социальное и т.п.

В Мироздании — объективном триединстве Материя-Информация-Мера — существует два типа соизмеримости: один тип соизмеримости порождает восприятие времени; второй тип соизмеримости порождает восприятие пространства. Объективно порождать «пространство» и «время» – свойство триединства, но не объективные время и пространство – вместилище материального мира. Объективность времени – в его объективной измеримости, а не в объективной непознаваемости «пространственно-временного континуума». В мировоззрении триединства «материи-информации-меры», пространство и время оказываются выражением свойств соизмеримости различных фрагментов тварного мироздания между собой, и поскольку Человек является частью этого тварного мироздания, то ему свойственно как восприятие пространства и времени, так и порождение пространства и времени своею деятельностью.

Введите ФИО или войдите через:

  • Нашли ошибку в тексте?
    Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Мобильное приложение

  • Статистика за сегодня
  • Просмотры: 3433
  • Посетители: 1153
  • Посетителей за месяц: 42301

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *