Посмертный опыт в православии



Жизнь после смертиВлахос Митрополит Иерофей

Современные посмертные опыты

Подобные свидетельства бывали и раньше, но шум, который в последние годы поднялся в Америке, возник из-за наблюдений врача-психотерапевта Моуди. После выхода его книги по причине возникшего интереса у читающей публики появились и другие книги, посвященные этой теме.

Моуди собрал свидетельства ста пятидесяти человек, но свои исследования сосредоточил на пятидесяти, которые имели как предсмертный, так и посмертный опыт.

Анализ и критическую оценку взглядов Моуди сделал в своей книге отец Серафим Роуз. Нужно сказать, что отец Серафим, православный человек, рассматривает взгляды Моуди с точки зрения православных святых отцов и делает правильные выводы. Он достаточно глубок в своих оценках и помогает нам рассмотреть волнующий нас вопрос в более широких рамках. В представлении и анализе посмертного опыта мы будем пользоваться книгой отца Серафима Роуза.

Западными учеными было замечено, что некоторые люди в момент своей смерти, или когда возвращались от смерти к жизни, рассказывали о том, что видели очень странные и необычные вещи, которые не могут быть объяснены классической медициной.

Для таких свидетельств много причин.

Первая причина – приближение бытия человека к смерти. Когда душа приближается к своему исходу из тела, тогда она испытывает новое для себя состояние. Смерть поистине является пограничным событием в жизни человека. Тогда человек находится посреди биологической жизни и жизни души без тела.

Вторая причина – это приближение добрых и злых духов, как об этом говорят многие святые, свидетельства которых мы уже приводили. Если человек оказывается под воздействием демонов на протяжении своей жизни, но имеет и помощь Ангелов, тем более это происходит и в тот час, когда душа разлучается с телом.

И третьей причиной является прогресс медицины, которая дает возможность людям в течение нескольких часов и даже дней пережить состояние клинической смерти, как констатирует это сама медицина. Было замечено, что увеличилось количество людей, возвратившихся к жизни после клинической смерти, когда была проведена искусственная техническая стимуляция деятельности остановившегося сердца.

Итак, к уже известным двум причинам, из-за которых возникали так называемые посмертные опыты, добавилась еще одна причина, связанная с развитием медицины. Если добавить болезни мозга, а также сильные лекарственные средства, которые дают тяжелобольным, то с их помощью можно истолковать некоторые галлюцинации, возникающие у людей в такие часы. Следовательно, все эти состояния свалены в кучу, смешаны, и разделить их по категориям – совсем не простая задача.

Отец Серафим Роуз сосредотачивает свое внимание на некоторых общих моментах, описаннах Моуди со слов самих очевидцев. Общих моментов три.

Первый. Это так называемый «внетелесный опыт». Речь идет о том, что все ощущали как выход души из тела, причем душа продолжала осознавать себя. Душа находилась в таком мире, где она ощущала тепло и комфорт, видела людей, находившихся вокруг ее мертвого тела, но не могла общаться с ними. Показательны свидетельства двух людей, которые записал Моуди и приводит в своей книге отец Серафим.

Первый рассказывает следующее: «Я видел, как меня оживляли, это было действительно странно. Я был не очень высоко, как будто бы на каком-то возвышении, немного выше их; просто, возможно, смотрел поверх их. Я пытался говорить с ними, но никто меня не слышал, никто бы и не услышал меня».

Второй рассказ: «Я не мог ни к чему притронуться, не мог общаться ни с кем из окружавших меня. Это жуткое ощущение одиночества, ощущение полной изоляции. Я знал, что совершенно один, наедине с собой».

Второй общий момент в посмертных опытах – это «встреча с другими». Как говорит Моуди, душа в течение некоторого непродолжительного периода времени ощущает это одиночество, потому что вскоре начинает чувствовать, что встречается с другими. Не только после смерти, но еще и до смерти она видит своих умерших родственников и друзей. Характерно следующее описание:

«Доктор потерял надежду спасти меня и сказал родным, что я умираю… Я осознал, что все эти люди были там, казалось, почти толпами паря у потолка комнаты. Это все были люди, которых я знал в прошлой жизни, но которые умерли раньше. Я узнал бабушку и девочку, которую знал еще школьником, и многих других родных и друзей… Это было очень счастливое событие, и я чувствовал, что они пришли защитить и проводить меня».

Третьим общим моментом в этих посмертных опытах является «присутствие света» или «светящееся существо». Все, кто имел такой опыт, описывают явление света, яркость которого нарастала очень быстро. Все признавали его за личность, исполненную тепла и любви. Она притягивала умершего. Одни утверждали, что это Христос, другие – что это Ангелы. Характерны два следующих свидетельства.

Первое: «Я услышал, что врачи сказали, что я мертв, и тут-то я почувствовал, что как бы провалился, даже как бы плыву… Все было черно, за исключением того, что вдали я мог видеть этот свет. Это был очень, очень яркий свет, но поначалу не слишком большой. По мере того как я приближался к нему, он становился все больше».

Второе: «Я был вне тела, это несомненно, потому что я мог видеть свое собственное тело там, на операционном столе. Моя душа вышла! Сначала я почувствовал себя из-за этого очень плохо, но затем появился этот поистине яркий свет. Сперва казалось, что он несколько тускловатый, но затем он превратился в огромный луг… Сначала, когда свет появился, я не был уверен, что же происходит, но затем он спросил, вроде как бы спросил: готов ли я умереть?»

Это весьма показательные примеры. Они доказывают, что человек в те минуты ощущает бытие иного мира. Здесь мы не будем подробно рассматривать каждый опыт, но лишь желаем подчеркнуть, что все утверждают бытие чего-то иного, кроме того, что мы воспринимаем своими чувствами и можем анализировать рассудком.

Отец Серафим, приводя эти данные, делает свои критические замечания о том, что подобные случаи были и в опыте Церкви. Одновременно он замечает, что происходит некоторая путаница. Здесь мы не будем углубляться далее.

На протяжении моего пастырского служения я слышал многих людей, рассказывавших подобные случаи. Одни свидетельства были их собственными, которые они пережили в течение тяжелой болезни, другие – свидетельствами их родственников, за которыми они ухаживали. Еще будучи маленьким, я был свидетелем одного случая, когда одна женщина перед своим концом, испуская душу, тяжело вздыхала и вместе с тем кому-то грозила кулаком.

Такие рассказы можно услышать на Святой Горе. Многие святогорцы рассказывали мне случаи о последних моментах жизни как святых, так и грешных монахов.

Позвольте мне привести здесь личное свидетельство, которое я вынес из болезни моего старца – митрополита Эдесского Каллиника. Оно напрямую касается обсуждаемой нами темы.

После хирургической операции по удалению опухоли на головном мозге произошло кровоизлияние в мозг, и старец впал в глубокую кому. Врачи, наблюдавшие за ним, сказали, что он находится на грани между жизнью и смертью. Сердце работало, но дыхание производилось с помощью специального аппарата. Если бы воздух не подавался, он бы умер. Все было возможно. Он мог и остаться в таком положении на искусственном дыхании, мог и умереть, мог и вернуться к жизни. Когда через несколько дней он пришел в себя, тогда с плачем и большим напряжением рассказал следующее страшное событие.

Он говорил, что это был не сон, а действительность. Он находился в сознании и увидел себя самого вне тела. Душа его наблюдала за телом, которое находилось на кровати, а также и за всеми нами. А мы находились в большой скорби и готовились к похоронам. Он даже указал на ту медсестру, хотя их было много, которая измеряла его тело, чтобы заказать гроб. Он понимал, что душа его вышла из тела, и говорил, что в тот час совершил о себе самом заупокойную литию.

У него был и другой опыт, но приведенный нами наиболее характерен и относится напрямую к рассматриваемой нами теме. Естественно, я не знаю, был ли это опыт внетелесный или опыт человека, находящегося при смерти. Факт в том, что это был опыт, выходящий за рамки обыденного.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Некоторые опасные опыты. Опыты раздвоения. Экстаз третьей и четвертой степеней. Все нижеследующие опыты в высшей степени опасны. Учащийся не должен пытаться производить их преждевременно и особенно прежде чем он не прогонит всякий страх и даже всякое опасение в

МОИ ПОСМЕРТНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим – в притчах. Господи, благослови! Лк.

Введение в опыты Реальность призрака живых энергично утверждается одними и не менее энергично отрицается другими. Строго говоря, вопрос ещё не решён; именно с целью решения его я и приступил к настоящим исследованиям.Вопрос этот был уже предусмотрен полковником де-Роша

Недопустимость грубости; ее посмертные кармические следствия 26.09.34 Всякое проявление грубости, будет ли оно выражено в действиях, словах или мыслях, разрушительно. И, конечно, в мыслях заключается главная опасность, ибо мысли есть первопричина и накладывают свою печать

Опыты над младенцами Я знаю, что о сем пункте спорятся еще между собою подобные мне; что не токмо не знают они, какой был первый Язык у людей, но даже от разногласия своего дошли до того, что не полагют источника его в человеке, утверждаясь на том, что не видят, чтоб он говорил

Психоделические

Влюбленный = Сенер = Оппозиция = Обоюдность Средний термин = Произведение Современные Аватары Колдуна Глава VI СОВРЕМЕННЫЕ АВАТАРЫ КОЛДУНА Колдуны в XIX столетии? Настоящие колдуны? Эта гипотеза не выдерживает критики!— Мсье аббат, я не боюсь ее защищать.— Вы шутите? В

Опыты Г. Крохалева Г. Крохалев, врач-психиатр из Перми, получил известность благодаря своим экспериментам по фотографированию зрительных галлюцинаций. Когда он познакомился со статьей Скурлатова в журнале «Техника– молодежи», то решил, что в этом что-то есть, и задумал

Короткие опыты CrankЯ проснулся утром с сильным желанием попасть в фазу, и даже чувствовал, что если чуть-чуть постараюсь, выход обязательно произойдет. Так оно и случилось. Я не успел сделать никаких волевых усилий, как почувствовал щелчок в груди. Меня окружила темнота, и

Короткие опыты EboraЯ ехал в автобусе и задремал. Проснувшись, заметил, что татуировка на моей руке видоизменилась. Я сразу же понял, что все еще нахожусь во сне. Самое интересное, что как только я это осознал, то окружающие меня люди сразу же замолчали. Они все смотрели на

Короткие опыты ВикторОчень давно произошел мой первый выход. Тогда я и слыхом не слыхивал ни о каком астрале. Жил в глухой деревне и, начитавшись перед сном фантастики, мечтал, чтобы ко мне в окно влетел светящийся шар и завис над кроватью. А дальше я ничего придумать не

Трансцендентные опыты В России на протяжении многих десятилетий к спиритизму было особое отношение. Еще в период царствования Екатерины II опыты так называемого магнетического сомнамбулизма по методу ученика Месмера Армана Пюисегюра проводились постоянно. Правда,

Опыты во сне Во сне мы покидаем физическое тело, оставляя с ним лишь небольшую подсознательную часть нашего существа, и уходим на другие планы или проникаем во всевозможные миры. На каждом из них мы видим сцены, встречаем существ, участвуем в событиях, сталкиваемся с

I.III. ПРОСТЫЕ ОПЫТЫ Начиная собственные эксперименты с энергетическими полями, следует помнить, что они достаточно опасны. Неправильное применение различных излучений может вызвать негативные последствия: в лучшем случае будет наблюдаться повышенная утомляемость, в

Спонтанные опыты Иногда человек ничего не делает для достижения фазы или даже о ней вообще ничего не знает, но тем не менее она происходит с ним спонтанно. Обычно это бывает на фоне отдыха, дремы, засыпания, пробуждения, в сюжете сновидения авторов большинства и т. д. Ввиду

Юлия Вознесенская. «Мои посмертные приключения» Юлия Николаевна Вознесенская написала эту повесть в 90-е гг. XX в. по благословению матушки Афанасии, игуменьи Леснинской православной обители, находящейся во Франции. Опыт клинической смерти игуменьи Афанасии послужил

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Да здравствует Солнце, да скроется тьма

Негативный посмертный опыт

  • Nov. 24th, 2015 at 7:02 PM

Мой добрый приятель на днях во время планового ничем не примечательного хирургического вмешательства чуть не отдал Богу душу. В самом начале операции под действием наркоза у него внезапно остановилось сердце. Врачам пришлось запускать мотор вручную – сначала непрямым массажем, потом инъекцией адреналина.
К счастью, все обошлось. Его сердце остановилось, постояло немного и снова пошло. Далее операция протекала спокойно и завершилась успешно. Мой приятель вряд бы вообще прознал про то, что уже стоял одной ногой на том свете, если бы на следующий день на обходе ему не рассказал об этом врач.
Весь остаток дня мой приятель переваривал и обрабатывал информацию .Вечером, когда я зашел его навестить, у нас состоялся оживленный и крайне эмоциональный разговор.
— Ничего там не было, понимаешь! – восклицал мой друг, размахивая руками, — ни луча света, ни темного коридора. Я не наблюдал себя и склонившихся надо мной врачей со стороны – ни сбоку, и ни сверху. Меня не встречали ни бесы, ни ангелы. Не было там никакого апостола Павла (от волнения он, видимо, спутал функционалки Павла и Петра). И моей умершей бабушки я тоже не встретил…..
Надо сказать, что мы с моим приятелем порою ведем дружественные споры на религиозно-философские темы. И если я сконен к атеизму, лишь порою переходя по позиции агностицизма и уж совсем редко, в виде эксперимента, пробую себя на поле философского деизма, то мой приятель скорее тяготеет к различным степеням религиозно-мистического мировоззрения. Доходило до того, что отстаивал передо мною целебный эффект от паломничества в Почаевскую Лавру.
Рассказы о посмертном религиозном опыте – в устных передачах, по телевизору и в соответствующей литературе – всегда вызывали у моего друга неподдельный интерес. Он научился распознавать правильные посмертные видения от ложных и даже меня заставил проштудировать книгу Серафима Роуза. И вот вдруг он сам оказался в состоянии клинической смерти – и ничего. Ни правильных, ни неправильных видений – никаких.
— Абсолютно ничего! Пусто! Чернота! Что ж получается, — его мысль, выбитая из привычных схем, скакуном неслась все дальше и дальше – неужели там, на том свете, ничего кроме пустоты? Ни рая, ни ада, ни апостола Павла? (Дался ему этот Павел!).
Я видел, что в таком состоянии из него можно попытаться сделать если не атеиста, то хотя бы агностика. Но мне этого совсем не хотелось. Во-первых, некрасиво использовать минутную слабость человека. Во-вторых, мой приятель – человек не только умный и начитанный, но и на редкость тактичный, поэтому вести с ним споры – одно удовольствие. В третьих, я не мог обойти вниманием тот факт, что в своих сомнениях и замешательствах он исходит из неверных предпосылок.
— Успокойся и слушай, — сказал я ему, — люди много трендят о клинической и биологической смерти, о посмертном опыте…. Тут множество особенностей и тонкостей, которые мы пока опустим. Грубо говоря, когда останавливается сердце и прекращается дыхание, это еще не смерть в строгом значении этого слова. Сердце не бьется, легкие не дышат, но ткани тела еще живут. И только когда от гипоксии наступят необратимые изменения в головном мозге, можно говорить о настоящей смерти – той смерти, откуда нет возврата, если, конечно, не наступит когда-нибудь всеобщее воскресение.
Что же до так называемой «клинической смерти», то тут мы имеем дело с магическим влияние слова «смерть» на умы обывателей. Асистолия, апноэ, кома – да, это умирание, но еще не смерть. Просто не совсем удачное название, сбивающее многих с толку.
Двум смертям не бывать – слыхал такое? Сметь у нас одна. То, что называют смертью биологической – это и есть сметь. Клиническая смерть – это еще жизнь, это всего лишь предсмертное состояние.
Поэтому все случаи так называемого «посмертного» опыта, все эти лучи света, темные коридоры, умершие родственники, ангелы или даже бесы – все это переживания не умерших, а чуть было не умерших людей. Они еще относятся к нашему, материальному, а не к горнему миру, даже если теоретически допустить существование последнего. Нет ничего удивительного в том, что мозг в агональном состоянии производит фантастические образы.
Равным образом неудивительно то, что многие люди, и ты вот в том числе, вообще ничего в состоянии клинической смерти не видят. Это сопоставимо с тем, как многие люди не видят или же не помнят сны.
В общем, пустота твоих предсмертных видений ничего не говорит ни за, ни против наличия потустороннего мира. Ты не был на том свете. Ты не умирал. И никакого посмертного опыта у тебя нет – как нет его ни у кого из ныне живущих.
— Ага, — радостно вскинулся мой приятель, — значит, ты все-таки допускаешь, что иной мир существует? Значит, где-то в глубине души ты тоже веришь в Бога?…
— И вовсе нет.. – начал я, но тут наш спор пошел по много раз хоженым и изученным дорогам.
А приятеля моего завтра выписывают.

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

  • (no subject)

  • (no subject)

Околосмертный опыт: чему можно верить?

5 449 Число публикаций в серьезных академических журналах, посвященных так называемому околосмертному опыту, заметно выросло в последние годы. Почему наука все активнее пытается проникнуть на территорию, традиционно считавшуюся царством мистики?

Фильм «Небеса реальны» («Heaven is for Real») вышел чуть меньше года назад. И при скромном бюджете в 12 млн долларов собрал более 100 млн долларов в прокате. Еще больший успех пришелся на долю одноименной книги, по которой поставлен фильм. История мальчика, пережившего клиническую смерть, разошлась общим тиражом в 10 млн экземпляров и 4 года не покидала списки бестселлеров The New York Times. Трехлетний Колтон рассказал своему отцу, Тодду Бурпо (который и написал с его слов книгу), что побывал на небесах, где общался не только с Богом и ангелами, но и со своими дедушкой и сестрой. Если учесть, что и дедушка, и сестра умерли до рождения Колтона, то подробности, приведенные мальчиком, очень трудно объяснить с рациональной точки зрения.

Свидетельства очевидцев

Разумеется, это вовсе не первая история подобного рода. Сообщения о пережитом околосмертном опыте (англ. near death experience, NED) известны со времен Средневековья (а некоторые исследователи уверяют, что даже и с Античности). А солидный медицинский журнал Resuscitation («Реанимация») не так давно опубликовал первое врачебное описание подобного случая, относящееся к XVIII веку. И уж конечно, с выходом в 1975 году книги психолога Рэймонда Моуди (Raymond Moody) «Жизнь после жизни» интерес к этой теме поднялся на совершенно новый уровень, а о своих «путешествиях» начали рассказывать очень и очень многие. В итоге сегодня совсем необязательно переживать клиническую смерть, чтобы знать, что сознание при этом словно бы отделяется от тела и некоторое время парит где-то сверху, затем устремляется в пугающий темный туннель, в конце которого обнаруживается благой и всепрощающий свет, а отдельных счастливчиков ждут еще и встречи с усопшими родственниками и высшими существами.

Академическая наука относится к этим рассказам с изрядным скепсисом. Однако с недавнего времени серьезные ученые неожиданно начали проявлять к феномену околосмертного опыта куда больший интерес. К началу этого года в рецензируемых (то есть заслуживающих доверия, академических) научных изданиях насчитывалось уже 240 статей, упоминавших об этих переживаниях. Более того, о собственном опыте подобного рода рассказали несколько авторитетных ученых и медиков. Так в 2012 году вышла книга Мэри Нил (Mary Neal) «В небеса и обратно» (1), в которой автор описала, что она чувствовала, когда пошла ко дну, перевернувшись при прохождении порога на каяке. Мэри Нил провела под водой достаточно долгое время и пережила полную остановку сердца. Почти одновременно увидела свет и книга Ибена Александера (Eben Alexander) «Доказательство рая» (2). Александер впал в кому вследствие заболевания менингитом и также пережил околосмертный опыт. При этом и Нил, и Александер – весьма и весьма заслуженные врачи, которые не могли не понимать, как скажется публикация книг на их репутации в профессиональном сообществе. Мэри Нил, например, несколько лет возглавляла центр хирургии позвоночника в Университете Южной Калифорнии, а нейрохирург Ибен Александер преподавал в том числе и в Медицинской школе Гарвардского университета. Однако пережитый опыт и осознание его ценности оказались, очевидно, важнее всех остальных соображений.

Средний балл околосмертного опыта

В США с 1981 года официально зарегистрирована организация под названием «Международная ассоциация околосмертных исследований» (IANDS). Она объединяет людей, рискнувших взяться за изучение столь «нерукопожатной» в академических кругах темы, и тех, кто сам пережил подобный опыт. Журналист Гидеон Личфилд (Gideon Lichfield), подготовивший большой и подробный материал о возможностях и невозможностях жизни после смерти для апрельского номера журнала The Atlantic (3), побывал на ежегодной конференции IANDS. Событие он описывает скорее с хорошо сдерживаемой иронией, однако, сохраняя объективность, сообщает немало интересного и о самой Ассоциации, и о ее работах.

Например, в IANDS принята Шкала околосмертного опыта, которая разделена на 16 ступеней: чувство мистического восторга, выход из тела, движение по туннелю, ощущение присутствия рядом сверхъестественных существ и так далее. Опыт на каждой из ступеней может составлять от 0 до 2 баллов, таким образом, максимальное переживание оценивается в 32. «Средний балл» тех, кто сообщает об околосмертном опыте, составляет порядка 17.

Исследователи IANDS сообщают, что люди, вернувшиеся с порога смерти, переживают впоследствии очень сходные трансформации. Они, например, становятся более восприимчивы к воздействию света и звука, активно проявляют любовь к ближним и благородство, нередко переходящее за грань расточительности (чем не прочь воспользоваться родственники и друзья). Еще они начинают хуже справляться с организацией своего времени и финансов, зато обретают странное влияние на электроприборы. (Во время одной из конференций IANDS в крупном отеле, где она проходила, полностью отключилась компьютерная система. Участники мероприятия восприняли это как должное.)

Туфля на карнизе

Впрочем, в архивах IANDS собрано немало действительно невероятных свидетельств мистического опыта. Вот, например, один из самых выдающихся случаев, известный как «Случай Марии» – по имени пережившей его работницы-иммигрантки. В 1977 году она была доставлена в госпиталь в Сиэтле, где врачи вскоре констатировали остановку сердца пациентки. Марию удалось спасти, а придя в себя, она рассказала, что в состоянии клинической смерти ее душа покинула тело и некоторое время витала под потолком операционной. Затем она выпорхнула из здания, поднимаясь все выше, – и заметила на карнизе третьего этажа невесть как оказавшуюся там теннисную туфлю. Медсестра Кимберли Кларк Шарп, услышав этот рассказ, отправилась с проверкой и обнаружила туфлю в точности там, где ее и увидела покинувшая тело душа Марии. Более того, медсестра была абсолютно уверена в том, что из палаты Марии увидеть эту туфлю никак невозможно, а никаких других возможностей увидеть ее, кроме как покинув тело, у Марии не было в принципе.

Сегодня Кимберли Кларк Шарп – одна из активисток IANDS. Однако куда интереснее и важнее были бы свидетельства самой Марии. Увы, вскоре после выписки она бесследно исчезла, и все попытки ее разыскать никакого результата не дали. В этом смысле ценнее для объективного исследователя может оказаться история автора и исполнительницы собственных песен Пэм Рейнолдс (Pam Reynolds). В 1991 году у нее была обнаружена крупная аневризма одной из артерий головного мозга. Требовалась сложная и опасная операция. Отвечавший за нее хирург решился на рискованный (особенно по тем временам) шаг – гипотермическую остановку сердца. После ввода анестезии сердце Рейнолдс было искусственно остановлено, а тело охлаждено примерно до 15 градусов, чтобы избежать гибели клеток мозга из-за нехватки кислорода. При этом в уши пациентки вставили наушники, воспроизводившие ритмичный стук громкостью в 100 децибел, что сопоставимо с шумом бензиновой газонокосилки или отбойного молотка. Расчет был очень прост: если хоть какая-то часть мозга Рейнолдс останется активной, она отреагирует на шум, что будет тут же отображено на электроэнцефалограмме.

Но энцефалограмма пациентки в ходе операции некоторое представляла собой прямую линию. Тем поразительнее оказалось все дальнейшее. Придя в себя после успешного хирургического вмешательства, Пэм Рейнолдс сообщила, что пережила выход из собственного тела и подробно описала многое из происходившего в операционной. Фразы, которыми обменивались врачи, форму хирургической пилы, использованной для вскрытия черепной коробки, и даже то, что некоторые медики слушали для снятия напряжения песню «Отель «Калифорния».

Объективные данные

Казалось бы, такого свидетельства должно хватить, чтобы убедить в реальности околосмертного опыта даже завзятых скептиков. Но не все так просто. Дальнейший анализ показал, что все события, которые описала Пэм Рейнолдс, пришлись на моменты либо до, либо после полного прекращения активности мозга. Иными словами, в то время, когда ей казалось, что ее сознание отделилось от тела, мозг ее был скорее жив, чем мертв. И хотя понять, как она могла услышать и увидеть столь многое, все равно крайне сложно, для науки этот случай ничего не доказывает.

Как и множество других. Большинство исследований, посвященных околосмертному опыту, заведомо ретроспективны: основаны на опросе людей, когда-то его переживших. Но память может подводить, а иным из участников трудно устоять перед соблазном сообщить что-нибудь из ряда вон. Ученым, разумеется, хотелось бы, чтобы свидетельства были максимально приближены к событию и могли быть подтверждены объективными данными. С этой целью был даже разработан специальный протокол исследования. В местах потенциального переживания подобного опыта предлагается размещать визуальные стимулы – изображения или объекты – которые могут быть увидены только с высоты. То есть, с той позиции, куда, если верить рассказам, взмывает сознание, покидая тело в моменты клинической смерти. Причем медицинский персонал ничего о размещенных стимулах знать не должен, чтобы вольно или невольно не повлиять на чистоту эксперимента.

Надо сказать, что большинство клиник отнеслись к этой идее весьма прохладно. Тем не менее на сегодняшний день осуществлено не менее шести исследований в рамках этого протокола. И ни одно из них не дало сколько-нибудь достоверных подтверждений околосмертного опыта. В последнем опубликованном исследовании приняли участие несколько клиник в США, Великобритании и Австрии (4). В них были размещены порядка 1000 полок со специальными визуальными стимулами. За время наблюдения в клиниках были зафиксированы 2060 случаев остановки сердца пациентов. 330 удалось спасти, 140 из них чувствовали себя достаточно неплохо, чтобы почти сразу после клинической смерти поговорить с учеными. Из этих 140 лишь 101 пациент смог закончить интервью – остальные были слишком слабы. Из оставшихся 101 о переживаниях, которые, согласно упомянутой шкале Грейсона, могут быть названы околосмертным опытом, сообщили 9. Двое пережили выход из своего тела, но один из этих двоих также не смог закончить интервью из-за плохого самочувствия.

Наконец, единственный оставшийся – мужчина 57 лет – детально описал процесс дефибрилляции, которую выполняли медики. Причем важно, что в этот момент никакой его мозговой активности приборы не фиксировали. Но и никаких полок с размещенными на них объектами его отделившееся сознание тоже не увидело.

На пороге большого скачка

Но будем объективны. Сам по себе этот результат также ни о чем не свидетельствует. Тем более менее четверти всех случаев остановок сердца происходили в местах, оборудованных полками. Конечно, у науки есть свои объяснения этого феномена. Известно, что гипоксия (нехватка кислорода) и гиперкапния (переизбыток углекислого газа) способны вызывать галлюцинации. Ими проще всего объяснить и отделение от тела, и темный туннель с божественным светом в конце, и встречи с покойными родственниками.

Однако отдадим должное науке. При всем своем скепсисе, она все активнее исследует околосмертные переживания. Причина проста: этот опыт – единственный феномен из разряда мистических, который подлежит объективному изучению. Ведь наука опирается на факты. И вряд ли в ближайшем будущем сумеет сфотографировать, измерить и взвесить инопланетян или ангелов. А вот в случае с околосмертными переживаниями ее возможности намного шире. Современные методы реанимации позволяют вернуть к жизни пациентов, которые еще недавно считались безоговорочно мертвыми. А новейшая техника помогает с достаточной степенью точности судить о том, что происходило в организме людей, стоявших так близко к смерти, как никогда прежде. И если эти исследования принесут сколько-нибудь значимые результаты, человечество, вполне возможно, совершит огромный скачок вперед, узнав нечто важное о тайнах сознания и смерти.

1. M. Neal «To Heaven and Back» (Authentic Publishers, 2012).

2. E. Alexander «Proof of Heaven» (Simon & Schuster, 2012).

3. Подробнее на сайте theatlantic.com

4. S. Parnia et al., «AWARE—AWAreness during REsuscitation—A prospective study» (Resuscitation, vol. 85, № 12, онлайн-публикация от октября 2014 года).

Текст: Юрий Зубцов P на эту тему
Psychologies приглашает6 — 13 апреля в Литве

Полюбить себя и стать счастливой

Поехать со скидкой новый номерФЕВРАЛЬ 2019 №37 psychologies в cоц.сетях досье

  • Что такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», — говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье

Все досье

спецпроекты

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ УМИРАЮЩИХ И ПОСМЕРТНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

Большое исследование, основанное на наблюдении лечащих врачей и медицинских сестер, ухаживающих за умирающими, было проведено Кар-лисом Осисоми его сотрудниками. Результаты исследования были опубликованы в 1961 г. В процессе проведенной работы был исследован широкий диапазон явлений, связанных с умиранием, а также выделена их типология (OsisK., 1961; ГрофС, Хэлифакс Д., 1996). Выводы этого исследования основаны на опыте 35 540 наблюдений за процессом умирания.

Как констатируют авторы исследования, большинство умирающих не испытывали страха. Чаще наблюдались ощущения дискомфорта, боли или безразличия. Примерно у одного из двадцати человек отмечались признаки душевного подъема.

Особое внимание в этом исследовании было обращено на видения и галлюцинации умирающих. При этом подчеркивалось, что галлюцинации умирающих — это особые галлюцинации. Все они носят характер видений, которые испытывают люди, находящиеся, по заключению врачей, в сознании, ясно понимающие происходящее и правильно реагирующие на окружающую обстановку. Работа мозга не искажалась к тому же седативными препаратами или высокой температурой тела. Относительно ясности созна-

610 ■ Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60… 75…)

ния картина становилась иной лишь непосредственно перед смертью, хотя и за час до кончины около 10% умирающих находились в сознании.

Было установлено, что нередко видения более или менее соответствовали традиционным религиозным концепциям и представляли собой рай, небеса. Другие видения были лишены религиозного оттенка, но также были связаны с красивыми образами — пейзажи с прекрасной растительностью и редкими красивыми птицами. В основном же люди в своих видениях видят умерших ранее самых близких родственников, которые часто желают помочь переходу умирающего в загробный мир.

В исследовании К. Осиса было показано, что характер видений является относительно независимым от физиологических, культурных и личностных особенностей, вида заболевания, уровня образования и религиозности человека. И это, пожалуй, одно из самых поразительных открытий данного исследования. Похожие выводы были получены в других работах, при изучении опыта посмертныхпереживаний людей, переживших клиническую смерть и вернувшихся к жизни. Было констатировано, что имеется огромное сходство во всех изученных посмертных описаниях видений и переживаемых событий. При этом подчеркивается, что описания видений вернувшихся к жизни не связаны с культуральными особенностями и не согласуются с принятыми в данной культуре представлениями о смерти (Moody, 1975).

Согласно анализу Р. Нойеса,в описаниях переживаний состояния близости к смерти и самой смерти выделяются тристадии: сопротивление, обзор жизни, трансцендентность (Noyes R., 1971). Исследование Р. Нойеса касается не умирания как длительного процесса, а непосредственно самой смерти. В частности, в результате какой-либо критической, экстремальной ситуации.

На первойиз выделенных им стадий — стадии сопротивления— происходит осознание опасности, появление чувства страха, направленность на борьбу с опасностью. Как правило, пока сохраняются хотя бы какие-то шансы на выживание, у человека четко выражено осознание опасности ситуации и активное противостояние ей. В момент осознания тщетности попыток выжить и отказа от сопротивления страх исчезает и человек начинает ощущать безмятежность и спокойствие.

Вторая стадия— обзор жизни— следует непосредственно за отказом от активного сопротивления. Обзор жизни проходит в форме панорамы воспоминаний, сменяющих друг друга в быстрой последовательности и охватывающих все прошлое человека. Все это чаще всего сопровождается ощущением положительных эмоций, в более редких случаях — негативными переживаниями.

Третья стадия трансцендентностиявляется логическим следствием происшедшего обзора жизни. Люди воспринимают свое прошлое со все большим отдалением. В конце концов они способны достичь состояния, при котором их жизнь видится как единое целое и вместе с тем в ней различима каждая деталь. Затем преодолевается даже и этот уровень, .и умирающий, как бы выходя за пределы самого себя, испытывает трансцендентальное состояние, иногда обозначаемое как космическое сознание (Noyes R., 1971; Гроф С, Хэлифакс Д., 1996).

Другой исследователь, Р. Муди, изучил 150 случаев посмертных переживаний. На основе этого анализа он построил «полную модель смерти», включающую в себя общие элементы в типичной для них последовательно-

ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ глава 6. смерть и УМИРАНИЕ ■ 611

сти (Moody R., 1975, 1992). Кратко описание этой модели сводится к следующему. В момент смерти человек начинает слышать неприятный шум, громкий звон или жужжание и в то же время чувствует, что очень быстро движется через длинный темный туннель. Затем человек замечает, что оказался снаружи собственного физического тела. При этом он видит свое тело со стороны, находясь как бы в роли наблюдателя. Затем появляются духи умерших ранее родственников и друзей, которые хотят встретить его и помочь ему. Многие видят также дух незнакомый, ранее не встречавшийся ни разу. Это любящее существо из света, которое, не прибегая к звуковой речи, задает вопросы, позволяющие дать оценку собственной жизни; это существо помогает также провести эту оценку посредством мгновенного просмотра панорамы главных событий жизни человека.

Мы можем заметить,что результаты этого исследования в основном согласуются с выводами, полученными в других исследованиях, на некоторых из которых мы останавливались ранее. Большинство специалистов интерпретируют подобные переживания как галлюцинации умирающего мозга. Однако некоторые возражают против такой трактовки (Moody R., 1975, 1992; Osis К., 1961; Grof S., Halifax J., 1978, 1996). При этом в качестве аргументации ссылаются на большое сходство многочисленных проанализированных посмертных переживаний; независимость посмертных переживаний от индивидуально-психологических и личностных особенностей людей; независимость посмертного опыта от культуральных особенностей среды, уровня образования и религиозного воспитания. Подчеркивается также, что события, переживаемые умирающим, поразительно совпадают с тем, что написано в древних эзотерических источниках, хотя сами эти источники были совершенно неизвестны большинству людей, описавших свой посмертный опыт.

Дата добавления: 2015-02-27; просмотров: 2504; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *