Постриг в монахи

Обряд постриг

Лето жаркое, да душистое от запаха цветов. Солнышко лучистое, в небе с облаками резвится. Безмятежность повсюду, даже детки лениво возятся во дворе, спать им охота. Да не только их сморила жара, мужчины крепкие и то, маются и места себе не находят. Но трудятся они в поте лица своего, чтобы честным трудом содержать семьи. Благословлён богами каждый, кто лень свою поборет, и в руки взяв орудие, невзирая ни на что трудится целыми днями. Правый человек и в миру, и в войне найдёт для себя дело по умению своему. Женщины очаг держат, а мужчины оберегают и женщин своих с детьми, и дом свой. Тяжела участь каждого, ибо мужчина и воин, и защитник. Такому ремеслу с малых лет обучать надо, чтобы духом был крепок юноша и к всяким невзгодам готов. Знает это Некраса не понаслышке, росла она единственной дочерью среди пятерых братьев. Смолоду впитала в себя суровость воинской премудрости, ведала как тяжела участь мужей. Братьев своих она и на войну провожала, тосковала, и радостно встречала каждого. И пусть имя у неё было совсем некрасивое, но мила душой и ликом она была, души в ней не чаяли, все кроме батюшки. Она ему, как кость в горле была. Не желал он дочери, сыновей лишь миловал, вот когда и родилась она, дал ей имя ненавистное. А Некраса знай с нравом крутым выросла, имя своё, что знамя гордо несёт. Первая в хозяйстве, матушка на неё нарадоваться не могла, но бойкая, и отважная. Ни один мальчишка её в деревне испугать и обидеть не мог. А потом взял её в жёны Добромир — знатный воевода, гордость односельчан. И родила ему Некраса сыновей троих, как на подбор, солнцеликих. Завтра сына её младшего Мечислава, на Постриги отведут. Мал совсем сын ещё, от роду всего три весны ему, а он уже нравом строг, да слабостей не терпит. Воинский дух в нём живёт. И говорит Добромир, что заслуга в том не его, а материнская, потому, как и дома его вовсе не бывает, всё с ратью своей ходит по городам. А сыновей Некраса растит, воспитывает и учит быть сильными духом. Не плачет она, а чего ей слёзы лить, теперь её Мечиславушку воинским премудростям обучать будут родичи старшие. И горда она, как мать праведная, что дети её по правильному пути идут, и сыновья её отрада для рода всего. Завтра, срежут волосы льняные у сыночка её, сожгут в пламени священном, и станет он совсем взрослым. Разве стоит горевать из-за этого. И братья Некрасы придут, сердцу её дорогие и батюшка суровый. Он теперь дочерью своей горд безмерно, поговаривает в деревне, что не дочь у него вовсе, а воин в теле девичьем. А Некраса только улыбается на это, радостно ей, что признал её батюшка, полюбил такой, какой породил. Коль человек праведен, духом силён, то любые невзгоды его обойдут, так и она переборола и ненависть незаслуженную, не озлобилась в ответ. Теперь у неё есть всё и даже немного больше, видать боги не забыли о ней и вознаградили.

Суть славянского обряда Постриги.

Изначально, ребёнок был предоставлен в полное распоряжение матери. Это совсем неудивительно, ведь именно мать, окружая заботой своё чадо, помогала ему сделать первые шаги и начинать познавать этот мир. Забота матери была необходима для нормального формирования личности ребёнка, ведь до того, как он начнёт осмысливать свою роль в обществе, он должен быть полностью защищён. Так было издревле, и так происходит и сейчас. До того, как ребёнок учится, говорить, мыслить, осознавать, он полностью находится под материнской опекой, невзирая на половую принадлежность. Конечно, заботится о ребёнке должен и отец, но в древности мужчины брали на себя эту ношу только после того, как ребёнок достигал вполне сознательного возраста. В частности, это касалось мальчиков. Дело не в том, что дочерей любили меньше, или их вообще не признавали, всё дело в том укладе жизни, который был у древних славян. Наши предки жили по чёткому гендерному делению. Женщины должны были содержать хозяйство, готовить, убирать, шить, печь, рожать детей и так далее. Мужчины, в свою очередь, должны были охотиться, вспахивать поля, рыбачить, строить дома, воевать. У древних славянских мужчин попросту не было ни умения, ни времени заниматься с маленькими детьми, тем более девочками. Маленький ребёнок воспринимался, как нечто чрезмерно нежное и хрупкое. Совладать со всем этим могла лишь женская энергия. А когда мальчики достигали определённого возраста, уже отцы и остальные члены семьи мужского рода, брали его под свою опеку и начинали обучать воинскому делу и другим мужским ремеслам. Именно этот переход из-под материнской опеки, под отцовскую, знаменовал обряд Постриги.

Срок для проведения обряда Постриги.

Как уже было описано выше, Постриги — это обряд, который знаменовал собой взросление ребёнка и его переход под покровительство мужской половины семейства. Возраст, в котором проводились Постриги был различен для каждого региона. Вот, например, поляки проводили этот обряд тогда, когда мальчику исполнялось ровно семь лет. У чехов данный обряд проводился гораздо позднее. По данным летописи, русские отдавали своих сыновей на обряд уже в двух, или в трёхлетнем возрасте. В Сербии существовала практика подстригать совсем новорождённых детей, не достигших даже годовалого возраста. Но стоит заметить, что вместе с этим, среди сербского народа было распространено так подстригание и в три, и в пять, и в семь лет. Всё зависело от местности проживания. Если бы этот обряд проводили в более позднем возрасте повсюду, то можно было бы смело утверждать, что данный обряд символизировал просто взросление мальчика. Но, столь разный подход к Постригам говорит именно о том, что этот обряд знаменовал собой начало обучения «мужским делам», то есть умению стрелять из лука, владеть мечом, охотиться, сидеть на коне. Вообще в древней Руси было принято сажать княжеского сына в седло только после обряда Постриг. Даже сегодня, среди донских казаков существует данный обычай. После того, как мальчика подстригут, его сажают в седло, дают в руки саблю и приветствуют уже, как полноправного и взрослого казака.

Исторические упоминания об обряде Постриги.

Как таковой, упоминаний об Постригах в языческую эпоху у славянских народов нет, вместо этого мы имеем упоминания об этом обряде в ранних христианских летописях. Кстати, стоит заметить, что после прихода христианства на славянские земли, этот обряд принял религиозный смысл, и перестал считаться языческим, но об этом мы поговорим чуть позже. В пример исторического упоминания мы можем привести постриг чешского князя Вацлава. Данное действие датируется десятым веком. Так же существует задокументированное свидетельство о том, что обряд Постриг проводился и у русских, над князьями Юрием и Ярославом. Датой этих обрядов указаны 1192 и 1194 год. У поляков так же есть описание этого обряда, и оно свидетельствует о его языческом происхождении. Как мы видим, этот ритуал уходит глубоко корнями в языческое прошлое наших предков, и не является плодом воображения наших современников, которые кстати, очень любят приписывать нам несуществующих богов, и прочую языческую атрибутику.

Обряд Постриги — описание.

До наших дней не дожило детального описания самого обряда, ну или во всяком случае они не известны широкой публике. Поэтому, автор статьи будет опираться на труды профессора М.С.Чарновского. Он детально описал обряд Постриг, который был проведён около подножия горы Сленжи. Эта гора является священным местом для вроцлавских славян. Данный обряд датируется 3 июня 1988 года. Сам обряд проводил некий Антонег Вацек, который являлся общинником, родом из Вроцлава.

Суть обряда состояла в том, что ребёнок переходил из-под материнской опеки, под опеку отца и остальных родственников мужского пола. Здесь прослеживается и божеское покровительство. До семи лет мальчик находился под покровительством богов Лели и Полеля. После обряда Постриг, мальчик считался под покровительством грозного Перуна, который являлся покровителем доблестных воинов.

В обряде участвовали: родители мальчика, близкие родственники с обеих сторон, волхв, старейшина поселения, воин, музыканты, певцы и конечно сам виновник торжества — мальчик, которому было семь лет.

Привычной атрибутикой для проведения обряда были: требник; ножницы (которые должны были обязательно лежать на подносе); стул для посвящаемого мальчика; нагрудная повязка; музыкальные инструменты (так, как Постриги почитали, как большой и радостный праздник, на котором было принято играть и петь), подарок для посвящаемого (его обычно вручал своему сыну отец после того, как волхвом была срезана прядь волос). Для проведения обряда разжигали особый огонь, и этим занимался непосредственно сам волхв. При совершении обряда, на мальчике должна была быть одета белоснежная и просторная рубаха. После того, как волхв состригал с ребёнка прядь волос, и предавал её огню, было принято поднимать чарки с мёдом и желать уже посвящённому во взрослых мужей юнцу, здравия и благоденствия.

В описанном профессором М.С. Чарновским всё выше перечисленное присутствовало. Далее идёт краткое описание самого обряда, свидетелем которого и стал исследователь. Все участники праздничного обряда обязаны стоять. Лишь посвящаемый мальчик имеет право сидеть, его стул расположен в непосредственной близости от священного огня. Он одет в традиционную белую рубаху. Тем временем волхв одевает на себя нагрудную повязку, и объявляет о начале обряда. Для этого он читает особые слова из своего требника, согласно которым обряд Постриг, совершаемый им происходит с дозволения отца ребёнка, по закону установленным самими предками. Затем волхв обращается непосредственно к посвящаемому мальчику. Тот встаёт со своего стула, выправляется и смиренно отвечает на все заданные волхвом вопросы.

Вопросы относятся к разряду «кто ты?», «где ты живёшь?», «где твой край?», «кто ты на земле своей?» и так далее. Эти вопросы несут в себе сакральный смысл, именно через них приходит к посвящаемому привязка к родной земле, понимание себя, как защитника этой самой земли и своего дома. Здесь прослеживается вековая мудрость наших предков, уважение и поклонение таким ценностям, как семья, родина, дом. Это не то, о чём можно с лёгкостью забыть. Такие понятие буквально вдалбливались детям с самого рождения. Именно такие понятия служили главной опорой для мировоззрения древних славян. Нет ничего превыше родной земли, превыше Рода своего, и веры предков своих — именно с таким пониманием росли в древности дети, и наверно это было самым правильным из того, что когда-либо делал человек на этой грешной земле. Ответы мальчика, тоже заставляют буквально задохнуться от восторга. Когда старейшина спрашивает кто он, ребёнок не задумываясь отвечает, мол смелый поляк. Здесь ребёнок осознаёт себя частью своего народа и своей общины, он идентифицирует себя с национальной принадлежностью, и подчёркивает, что он смелый. Это правильная установка для защитника и будущего воина — он может бояться, но он не станет идти на поводу у своих чувств. Далее ещё интереснее. Старейшина спрашивает у ребёнка, каков же его знак, на что получает ответ, что это белый орёл. Если вы понимаете весь смысл этой символики, то объяснять вам нечего, но если вы не в курсе, то автор специально потрудится и объяснит. Орёл — это вообще священное животное у многих народов, ну вот просто не могли древние люди не заметить выдающуюся силу этой гордой птицы. Именно поэтому орёл стал символом силы, в частности воинской. Белый орёл — это сила, призванная вершить лишь благие дела. Так что, ответ мальчика заставляет задуматься о том, кого видели наши предки в воинах. В первую очередь это были не завоеватели, а защитники, то есть не носители насилия, причиняемое другим, а носители мира и силы, направленной защищать и оберегать свою землю. Возвышенно, однако.

Далее вопросы старейшины принимают смысловую нагрузку, которая подчёркивает цель самого обряда и посвящения мальчика уже во «взрослого мужчину». После того, как ребёнок осознал себя, как личность, как единицу одной целой общины, волхв задаёт ему вопросы, которые должны помочь мальчику понять своё предназначение и миссию. Старейшина спрашивает ребёнка о том, где он живёт, что для него значит это место, чем он обязан этой земле, и чем эта земля добыта. На всё это мальчик смиренно отвечает, что он живёт на польской земле, что является его отчизной, что защитили её его славные предки, ценой своей крови и многочисленных шрамов, и что он, в случае необходимости обязан отдать за свою родную землю свою жизнь. Услышав такое, наверно можно только молча встать и аплодировать. Вроде это просто слова, но сколько же в них скрытого смысла! Маленький мальчик, которому всего семь лет от роду, понимает и своё предназначение, и то бремя ответственности, которое должен взвалить на свои плечи. Вот настоящая суть этого обряда — мальчик учится быть мужчиной, воином и защитником своей отчизны. Невзирая на то, что весь этот обряд проводился в конце двадцатого века, это не отменяет его неразрывной связи с историческим прошлым. Будьте уверены, что примерно так и выглядел обряд и у древних славян. Возможно они говорили совершенно иные слова, и может обряд протекал иначе, но смысл самого празднества был именно таким.

За всеми этим следует священное действие отрезания волос. Старейшина, вооружившись ножницами с подноса, подходит к мальчику и срезает и небольшую прядь его волос. После этого действия, срезанная прядь волос предаётся сожжению в священном огне. Мальчик имеет право встать. Теперь он полноправный член общины, о чём и объявляет старейшина. Он сообщает присутствующим, что мальчик достойно прошёл посвящение, обрёл имя. Старейшина выдаёт подошедшим родителям ребёнка соответствующее свидетельство. Отец преподносит своему сыну подарок, который был приготовлен им заранее. Мать посвящённого зовёт всех собравшихся за стол, чтобы отпраздновать удачное завершение обряда. За столом первое слово принадлежит отцу мальчика, он желает долгой жизни своему сыну, здоровья и силы. Затем гости поднимают чарки с мёдом и заводят праздничную песню.

Вот такой вот обычай бытовал у наших предков. Если подвести итог, после всех выше указанных описаний, то автор, может смело признаться своему читателю в том, что он в полном восторге. Даже больше, автор за то, чтобы этот обряд стал неотъемлемой частью его современности. Правильная концепция восприятия мира, самого себя, своего долга, помогала ребёнку расставить свой приоритеты в нужной последовательности. Автор более чем уверен, что при таком идеологическом воспитании у детей не возникало желания резать себе вены, топиться в реке, или сделать с собой ещё что-то ужасное. Ведь по сути, дети очень ранимы и им свойственно теряться. Не имея твёрдой опоры и нужного курса в жизни, подростки имеют особенность сбиваться, попадать под чужое, негативное влияние и печально заканчивать свою жизнь, по сути из-за сущих пустяков. А раньше как было?! Родители следили за своими детьми, давали им правильный ориентир в жизни, помогали осознать себя и приобщали к труду. Если почитать древних путешественников и историков, то получается, что славянские племена были воинственными, сильными, любящими труд и всякие ремесла. У нас не только работали, да на войны всякие ходили, но и веселиться тоже умели. Всё чин по чину было, и ведь жили, не тужили. А что теперь?! А теперь есть у нас вроде прогресс, только от этого совсем нерадостно. Вот и думайте теперь откуда худо пришло, от нового времени, или от потери главных ценностей?!



Печальные ритуалы императорской РоссииЛогунова Марина Олеговна

Принятие монашеского пострига

Русские правители были людьми светскими. В некоторых исследованиях указывается на традиционное принятие ими монашеского пострига или даже схимы перед смертью, однако фактами это не подтверждается. Ни один царь из династии Романовых не только схиму, но и постриг монашеский не принимал. Несколько иная ситуация складывалась в средневековый период. При более подробном рассмотрении данного вопроса выясняется, что, чувствуя приближение смерти, добровольно постриглись в монашество несколько князей. Насильственный постриг в данном контексте рассматриваться не может. Б. А. Селий, составивший описание русских правителей от легендарного Рюрика до первой трети XVIII в., отделяет добровольно принявших постриг князей от насильственно постриженных. Так, насильно был пострижен в монахи и убит Игорь Ольгович Черниговский, княживший в 1146 г. По своей воле одним из первых принял постриг князь Александр Ярославич, вошедший в историю как Невский, впоследствии приобщенный к лику святых. Вероятно, факт принятия им схимы сыграл не последнюю роль в его канонизации. Кроме Александра Невского Селий упоминает его сына князя Андрея Александровича Городецкого (княжил в 1294–1304 гг.): «Постригшись в схимники, пойде в оно царство».

Смерть для наших предков не представлялась событием, полным глубокой печали, а воспринималась светло. Обычно о ней говорится в оптимистических, радостных тонах, подтверждающих христианскую идею о смерти как переходе из жизни земной в жизнь вечную: «Василий Иоаннович (1479–1533) напоследок радостно в горняя преходит». Другой источник – «Постниковский летописец» – свидетельствует о принятии схимы Василием Иоанновичем: «Преставижеся князь великий Василей Иванович всеа Русии, в иноческом чину наречен бысть Варлам, в лета 7042-го месяца дек в 3 день, с среды на четверг, 12 час нощи противу Варварина дни». В данном случае соотнесение с христианским праздником (Варвариным днем) имеет огромное значение для преобразования даты в соответствии с современным календарем.

Пострижение в иноки умирающего Василия II Темного. Миниатюра из летописного свода. XVI в.

Следует признать, что не всегда исследователи обладают полным знанием, опираясь только на свидетельства современников события, ведь зачастую они бывают неточны. Иногда археологические изыскания позволяют пролить свет на существо вопроса. Так, реконструкция остатков монашеского одеяния Ивана IV Грозного – куколи и аналава, обнаруженных при вскрытии его захоронения, проведенная Т. Н. Кошляковой, показала, что царь мог быть также пострижен в чин великосхимника. Одежда монашеских погребений соответствует облачению трех монашеских чинов: новоначального инока, малосхимника и великосхимника. Другие находки монашеских облачений и атрибутов в погребениях XIV–XVII вв. немногочисленны, например кожаный пояс с тисненым изображением двенадцати праздников из погребения княгини Евдокии Дмитриевны, вдовы Дмитрия Донского.

Из представителей династии Романовых добровольно приняла схиму перед смертью дочь царя Михаила Федоровича царевна Анна Михайловна, постригшись в монахини Вознесенского монастыря с именем Анфисы 18-го, приняла схиму 24-го, скончалась 27-го октября 1671 г.

Б. Чориков. Александр Невский принимает схиму

Во время правления Петра I положение его единокровных сестер (братьев уже не было) стало неоднозначным, некоторые из них принимали монашество, как по своей воле, так и против нее. Такова судьба царевны Марфы Алексеевны, обвиненной во время стрелецкого бунта 1698 г. в том, что она получает от стрельцов челобитные и является связующим звеном между ними и опальной сестрой царевной Софьей. После подавления бунта Марфу Алексеевну отправили в Успенский монастырь Александровской слободы и вынудили постричься в монахини с именем Маргарита 29 мая 1699 г.

Соправительница братьев Иоанна и Петра царевна София Алексеевна была пострижена в монахини с именем Сусанны 21 октября 1698 г. в московском Новодевичьем монастыре, где находилась в заключении. Перед смертью она стала схимонахиней и вернула себе свое первоначальное имя София, скончавшись в том же монастыре 3 июля 1704 г., где и была похоронена.

Похоронная процессия великого князя Василия Ивановича. Копия с миниатюры из Царственной книги. (Анучин Д. Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда. М., 1890. С. 22)

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

7. Формы монашеского жительства различны Формы монашеской жизни весьма разнообразны: от строгого отшельничества до многолюдных лавр, миссионерских монастырей и обителей милосердия. Их разнообразие продиктовано самой жизнью: православное монашество существует много

1. Истоки монашеского мышления: Евагрий и Макарий Роль Евагрия Понтийского († 399 г.) в формировании облика ранней монашеской духовности была осознана историками в начале нынешнего столетия. Подлинный текст его «Гностических глав», содержащий совершенно еретическую

Приложение 2-ое. Поучение на пострижение монашеского чина (Заимствовано (с немногими сокращениями) из рукописей Петербургской Духовной Академии № 279 и Akademia Romana в Бухаресте № 485)Монах есть духовный воин, который, подобно воинам мира, должен облечься оружием для успешной

Избрание монашеского пути и обращение Теперь Августин принимал большую часть христианского учения. Духовный восторг и видения больше не повторялись, что он объяснял грехами плоти, и особенно похотью. В Карфагене у него была жена или наложница (имени ее он никогда не

Порядок пострига в малый ангельский образ, т. е. в мантию. Всякий, желающий принять постриг, прежде чем придти в храм для пострижения, должен исповедываться и приготовиться к принятию Св. Божественных Тайн, как повелевает и Св. Дионисий Ареопагит в 6–й главе своей книги «о

6. Состояние монашеского жития Главным препятствием для истинно аскетического устроения монастырской жизни было не отсутствие общего устава для киновийных или особножительных монастырей, не то, что такой устав не был введен архипастырями Церкви, и не то, что уставы,

9 Ответ монашеского движения Монахи, покидающие свои кельи или стремящиеся к общению с другими людьми, теряют покой, как рыбы, вытащенные из воды, теряют жизнь. Антоний Не все одинаково отнеслись к новой обстановке, в которой оказалась церковь после установленного

глава пятая МОНАХ В ЭСФИГМЕНСКОМ ОБЩЕЖИТЕЛЬНОМ МОНАСТЫРЕ После пострига в рясофор. Препятствие перед уходом из мира Когда Арсений собирался в путь к священному Афону, произошло следующее. Все свои сбережения он раздал нищим, оставив лишь деньги на билет до Святой

Величие монашеского труда Я знаю, что вы страдаете, скорбите, терпите невзгоды, обливаетесь потом, но укрепляйте себя, прошу вас, любовью Господней и настойчиво совершайте добрый подвиг (2 Тим. 4:7), дабы потом в ликованиях увенчаться на небесах. О, если бы, чада, и я мог

Пагубность монашеского самомнения (24) Так прошу вас, братия мои, обратите же на это внимание и не расточайте мало-помалу своих добродетели и благоверия, дабы затем не дойти до такой бедности, когда все душевное богатство ваше окажется прожитым и вы очутитесь у самого

Идеал монашеского общежития Между вами есть лица, которые за делом молитвы совершенно уже бросили свидания с матерью, братьями и родными. Разве это не дар Божий? Да, несомненно. И подобным образом все более и более настраиваясь, чада мои, утверждайте и укрепляйте себя в еще

496. О принятии предлагаемого пострига и о молитве Милость Божия буди с вами! Если б вы сами искали пострига, я, может быть, сказал бы вам — не ищите, предоставьте м. игумении самой это сделать. А когда мать игуменья предлагает, то вам надо согласиться. — Были опыты, что иные

697. Наставление по принятии тайного пострига Письма к схимонахине Елецкого Знаменского монастыря Магдалине (в миру Софье Михайловне Ивановой) Милость Божия буди с вами! Вы описали все чувства и расположения, с какими готовились к принятию пострига, приняли, и

940. Монахиня без пострига и обетов К Е.Д.Г. Навыкайте ходить в присутствии Божием, или в памяти Божией, или под оком Божиим, прилагая к сему память смертную. От них придет страх Божий. И тогда для вас не нужны будут другие учители. Вы полумирянка и полумонашенка, но ваша

Постриг — это обряд или церковное таинство

С возрождением традиций православной церкви христианство прочно вошло в нашу жизнь. Однако православные верующие не всегда правильно понимают обрядовость и таинства церкви, с чем связано множество вопросов. Рассмотрим один из них: постриг — это таинство или обряд? Что происходит во время пострижения в монахи или монахини? Что необходимо, чтобы стать монахом? Также коснемся исторических моментов, связанных с данным действом.

Смысл пострижения

Монашество зародилось в четвертом веке нашей эры как форма ухода от мирской жизни для ведения благочестивого жития в молитвах и труде. Всем известно, что во время пострига с макушки головы крестообразно срезают волосы. Смысл этого обряда имеет древнее значение — отрицание собственной воли, добровольное или недобровольное служение господину. В христианстве старинный смысл служения тоже сохранился, только постригаемый отдает себя в служение не человеку, а Иисусу Христу.

В христианстве обряд пострижения вобрал в себя и элементы крещения: обращаемый получает новое имя. Сходство с крещением имеет определенный смысл, ведь человек отрекается от старого образа жизни и обретает новый, ангельский, образ. В чем же отличается монашеский постриг от крещения?

Обряд крещения принимается человеком в младенчестве, то есть, является неосознанным выбором. Многие христиане не понимают, что посвятили свою жизнь служению Господу и ведут небогобоязненный образ жизни. Таинство пострижения принимается в сознательном возрасте, когда человек принял решение уйти из мира суеты и полностью посвятить себя служению богу.

Смысл пострижения волос:

  • приношение богу от верхней части нашего тела;
  • отрицание плохих мыслей, посвящение ума богу.

Таким образом, человек проходит как бы повторное крещение. Однако к обетам служения богу добавляется еще одна часть — духовный брак со Христом. Душа монаха или монахини в это время сочетается нерасторжимыми брачными узами с духом Христа, становится одним целым с ним.

Монашеский постриг — это заключение духовного брака со Христом и отрицание мирской жизни.

Стоит ли уточнять, что этот брак заключается на всю жизнь? Как мы помним, Христос был распят, и смертью искупил грехи своей невесты — церкви. Теперь он ожидает свою невесту в небесных чертогах Царствия Небесного. Постриг в монахини — очень красивый обряд бракосочетания в небесным женихом, однако, часто его использовали как насильственное действие. Об этом есть немало исторических фактов, например, насильственный постриг жены Петра Великого.

Чем отличаются монахи от обычных верующих христиан? Прежде всего, непрестанным общением с Господом. Монахи полностью отрезаны от мирской суеты и размышляют только о вышнем мире. Можно сказать, они живут в ином мире уже сейчас, на земле.

История пострижения

Примерно до 17 века постриг совершали особенным образом — полностью сбривали волосы на макушке головы. Это можно увидеть на иконах того времени. В чем смысл подобной прически? Считается, что волосы являются украшением человека, и даже гордостью. Соответственно, если человек добровольно лишает себя гордости, это является выражением покорности богу.

Если вспомнить библейский рассказ о Самсоне и Далиле, становится ясно, что волосы содержат в себе еще и мистическую силу. Лишившийся части своих волос Самсон, утратил вместе с ними свою чудодейственную силу. Монаху отныне не нужны ни красота, ни гордость, ни мирская удача и сила — он добровольно от этого отказывается.

В современной православной церкви всю макушку не сбривают, а просто выстригают пряди волос крестообразно. Однако это только видимая часть Таинства пострижения. На самом деле постриг состоит из нескольких частей, происходящих через определенное время.

Подготовительная часть к постригу:

  1. трудничество;
  2. послушничество;
  3. иночество.

Кто такой трудник в монастыре? Это еще не монах, а мирянин, который трудится в монастырской обители. Трудник может быть семейным человеком, который находится некоторое время в монастыре. В обитель может приехать даже целая семья, этот обычай приобрел широкий размах в современной России. Многие миряне предпочитают проводить в монастырях свой трудовой отпуск. Чин трудника не предполагает дальнейшее монашеское житие.

Кто такой послушник? Его роль в обители мало чем отличается от роли трудника — они совместно выполняют одну и ту же работу. Однако, в отличие от трудника, который по статусу является просто гостем, послушник принадлежит монашеской общине и является ее членом. Послушание — это испытательный срок перед постригом.

Ношение монашеской одежды и пострижение волос не дает право быть монахом. Монах — человек, давший обет монашества.

Послушничество существует в двух формах — с правом ношения монашеской рясы и без права. Право носить рясу выводит послушника в чин инока и называется — рясофор. Этот послушник и получает благодать пострижения в монахи с наречением новым именем. Является ли инок полноправным монахом? Пока не является, так как не дал монашеский обет служения.

Рясофор можно сравнить с обручением, а схиму — с браком.

Иночество еще называют другим словом — рясофор. Рясофорные иноки называются иеромонахами и могут принимать сан священника.

Постриг как Таинство

Теперь рассмотрим ступени посвящения в монахи. В современной православной церкви существуют три формы проведения пострига:

  1. рясофор;
  2. мантия (малая схима);
  3. великая схима.

Как вы поняли, настоящее монашество начинается с пострига в схиму. Схима отличается от рясофора произнесением обета монашества. То есть, человек заключает небесный брак с Христом и полностью посвящает себя служению. Малая и великая схима — это произнесение обетов. Тогда чем они отличаются друг от друга? Ответа пока нет, так как в лоне церкви пока не определились с этими чинопоследованиями.

Например, в Афонском монастыре сразу же постригают в великую схиму, минуя малую. А вот в русской православной церкви в великую схиму постригают только пожилых монахов, которые не в состоянии нести обычное послушание. Видимо, это связано с особенностями русской православной традиции. Фактически малая схима ничем не отличается от великой, и мантийный монах принимает полноценный монашеский постриг.

Многие интересуются, а как проходит постриг в монахини в русской православной традиции? Обрядовое действие начинается со чтения тропаря о блудном сыне. В это время будущая монахиня ползет на животе в центр храма, где и остается в положении лицом в пол с распростертыми крестом руками. Такое действие является символом покаяния и осознания своей греховности.

Затем ей дают команду подняться с пола и огласить свое решение посвятить жизнь богу. При этом постригающий предупреждает, что обет монашества принимает сам Иисус Христос вместе с Богоматерью и всем воинством небесным. После этого будущая монахиня дает обеты:

  • постоянно проживать в стенах монастыря;
  • молиться и поститься;
  • неуклонно соблюдать уставы монастыря;
  • терпеливо переносить все испытания;
  • не помышлять о земном браке;
  • слушаться настоятельницу и сестер;
  • не помышлять о земных благах.

После обетов постригающий разъясняет особенности монашеской жизни, кладет на голову постригаемой Писание и молится о вразумлении и наставлении Духа Святого. После этого постригаемая должна трижды поднять с пола ножницы и трижды отдать их игумену. Это действие необходимо для того, чтобы убедиться в добровольном принятии решения о постриге. Женщина может еще отказаться от своего решения, пока ножницы не коснутся ее волос.

Во время пострижения новоиспеченная инокиня впервые слышит свое новое имя, которым будет отныне называться. Заранее имя никому не сообщают, его держат в тайне. Далее инокиню облачают в новые одежды, которые она должна поцеловать. Также она целует и руку игумена. После этого ей дают зажженную свечу, крест и четки.

Но это только внешняя обрядовая сторона, впереди новопостриженную ожидает житие в духе, посте, постоянной молитве и деятельном покаянии. Именно это делание совершает внутреннее перерождение и освящение храма тела монахини.

Отличие обряда от Таинства

Является ли постриг Таинством церкви? Несомненно, это Таинство, а не простой обряд. Отличие Таинства от церковного обряда довольно существенное. Во время Таинства человек обретает новое качество, новый статус — то, чего не было ранее. Например, крещение — это Таинство. На церковном языке обретение нового называется преложением или пресуществлением.

Во время крещения вода таинственным образом прелагается в святую, становится проводником божьей благодати. А сам крещаемый человек из ветхого прелагается в нового. В Таинстве Причастия простое вино прелагается в кровь Христову, а хлеб прелагается в тело Христово. Причащающиеся таинственным образом прелагаются в новую сущность, в которой пребывает благодать божья.

Итак, монашество — это второе крещение человека. Ему прощаются все прежние прегрешения, и он вступает на новый путь следования за Христом. Святитель Симеон Солунский так писал о Таинстве пострижения:

Однако не следует путать пострижение с крещением, так как во время пострига человек обновляет своею природу. Крещение же едино во оставление грехов. Крещение дает духовное рождение человека, а постриг сотворяет из него ангелоподобную личность — ведь он живет в девстве ради обретения царствия небесного.

Почему монаху дается новое имя, как и при Таинстве Крещения? Ответ лежит в плоскости ветхозаветных догматов. Мы можем видеть, что Господь всегда нарекал человека новым именем, когда наделял новыми полномочиями. В Новом Завете эту традицию продолжил Христос, когда давал своим ученикам новые имена. Новое имя предполагает новые отношения нарекаемого с тем, кто дал ему это имя. Монах дает обет послушания, значит, между ним и богом устанавливаются новые взаимоотношения.

Кто дает новое имя постригаемому? Тот, кто проводит постриг. Это является его исключительной прерогативой. По каким принципам проходит имянаречение? Это зависит от традиций обители либо от выбора нарекающего.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *