Православие и спорт

Великий Пост, если вы тренируетесь

Фитнес-блог Натальи Наглядной

С 15 февраля по 3 апреля идет Великий Пост. Это не диетический 48-дневный марафон, это время покаяния, молитв и самоограничений для очищения тела и души. Если вы серьезно поститесь и серьезно тренируетесь, вам помогут рекомендации священника и тренера.

Весь Великий Пост нельзя есть мясо, яйца, молочные продукты, растительное масло и рыбу (лишь в некоторые дни), употреблять спиртное. Требования поста для мирян мягче, чем для священнослужителей, для болеющих и ослабленных людей пост еще более щадящий, в других случаях можно взять у духовника благословение на послабление поста, хотя бы, на возможность есть молочное продукты в некоторые дни.

По церковному уставу 1, 4, 7 недели Великого поста с понедельника по пятницу включительно — мирянам разрешается вареная пища, и, в виде исключения — растительное масло.

2, 3, 5, 6 недели с понедельника по пятницу — мирянам разрешается пища с растительным маслом. В виде исключения в понедельник, вторник, четверг можно есть рыбу.

В Великую (Страстную) Пятницу по уставу священнослужители ничего не едят, мирянам — сухоедение.

В Великую Субботу — мирянам разрешается вареная пища, в виде исключения — растительное масло.

По субботам и воскресеньям мирянам в виде исключения можно рыбу.

В Вербное воскресенье и Благовещение по уставу разрешается рыба.

В праздники пост становится менее строгим. В Лазареву субботу можно икру, в Великий Четверг можно поесть два раза в день с хлебом и вином, а в субботу перед Пасхой можно перекусить хлебом и фруктами. Моллюски не признаются церковью ни рыбой, ни мясом. Таким образом, они допускаются к приему в пищу по субботам и воскресеньям.

Если вам сложно в силу многих обстоятельств поститься со всей строгостью, то попробуйте соблюдать постные дни, которые приходятся на среду и пятницу каждой недели.

Священник Александр Пикалев: «Если вы только начинаете поститься, лучше взять мягкую и посильную меру и выдержать ее. Какой может быть эта мягкая форма поста? Воздерживаться от мяса. Молочные (преимущественно кисломолочные) продукты, яйца, рыбу – допускать. Соблюдать воздержание от алкоголя (за исключением особых дней и воскресений, в которые можно позволить себе послабление)».

Вы можете сами рассчитать количество пищи, необходимое на сутки именно вам. Все-таки наиважнейшим критерием Поста является не ограничения в еде, пусть даже очень жесткие, а прочтение молитв.

Мои рекомендации будут полезны скорее тем, кто не в спорте больших достижений, а занимается фитнесом, так сказать, для себя и при этом не придерживается постоянно вегетарианской диеты, а просто постится по церковному календарю.

Постное меню означает исключение из рациона белковых продуктов, таких как: мясо, птица, яйца, творог, рыба. Исключение красного мяса, по мнению диетологов, это вовсе не трагедия, а скорее позитивная перемена в любом рационе питания. В то же время, полное отсутствие белого мяса птицы, рыбы, яичного белка и творога – для физически активного человека — это серьезное сокращение потребления необходимых и незаменимых аминокислот (составляющие белка). Такое сокращение может отразиться на снижении интенсивности тренировок и восстановления мышц, на появлении симптомов хронической усталости и снижении стрессоустойчивости и, конечно же, на иммунитете.

Поэтому спортивному человеку в пост необходимо питание, обогащенное белками хотя бы растительного происхождения, которые по качеству значительно уступают животным , но, тем не менее, способны поддержать в трудный период.

Содержание белка в растительных продуктах (процент от сухой массы):

Продукт % от сухой массы
Горох 22,4
Фасоль 23-24
Соя 23-25
Чечевица 27,6
Мука пшеничная 11
Мука ржаная 10,5
Крупа овсяная 11
Крупа гречневая 12,6
Рис 7
Пшено 11,5
Манная 11,2
Перловая 9
Я чменная 9,5

Для сравнения: в твороге от 9 до 18 процентов белка; в молоке — 2,8; в говядине — около 20; в яйцах — 11.

При составлении индивидуального плана питания надо иметь ввиду, что белок из растений имеет относительно низкую биологическую ценность, то есть усваивается на 50-60 процентов (белки яиц и молока — до 100 процентов). По аминокислотному составу наиболее полноценным среди растительных считается белок сои, за ним идет белок чечевицы.

При употреблении в пищу нескольких источников белка биологическая ценность их значительно повышается. Используйте совместно разные виды бобовых и крупы. Например, широко распространенное сочетание круп с молоком приводит к лучшему усвоению и того и другого. В пост можно использовать соевое или кокосовое молоко. Кулинарная обработка способствует улучшению усвояемости белка, меняя его структуру.

Здесь необходимо сделать одну оговорку. Существует такое заболевание как непереносимость растительного белка или глютеиновая болезнь. Имея такой диагноз, безусловно нельзя принимать в пищу некоторые злаки, содержащие глютеин: пшеница, рожь, ячмень.

Прекрасный источник идеальных для спортсмена аминокислот – это спортивное питание. Лучше выбирать аминокислоты в жидком виде, принимать до и после тренировок по инструкции на упаковке. Протеиновые коктейли можно разводить водой или соком. Если в то же самое время у вас стоит задача снизить вес и похудеть, то перед тренировкой принимайте Л-карнитин. Эта аминокислота, ответственная за транспорт жирных кислот в мышцы и сердце, будет утилизировать жир тела пока вы тренируетесь, если вы примете ее за 20 минут до тренировки.

Ограничивая питание в период поста, не стоит набрасываться на другие – разрешенные продукты. Во всем важна мера и понимание сути Великого Поста. Подумайте также о том, что после поста не следует начинать есть все в огромных количествах и без разбора.

Добавить в источники Яндекс.Новости

Ещё по теме

  1. Педиатры выступили против поста для детей в Рамадан Материал из категории Медицина
  2. Диетологи рассказали, как избежать переедания после пасхального поста Материал из категории ЗОЖ
  3. В Германии доля соблюдающих пост в 20 раз выше, чем в России Материал из категории Медицина
  4. Социологи: Великий пост не изменит привычек россиян Материал из категории Медицина
  5. Россиянам озвучили продолжительность гендерных праздников Материал из категории ЗОЖ

Опасный спорт

10 февраля 2010

  • ПОПЕРЕЧНЫЙ Сергий, священник

Журнал: № 2 (82) февраль 2010 Как православному относиться к занятиям спортом? Может ли христианин быть профессиональным спортсменом? Какую опасность таит в себе спорт? С этими вопросами в преддверии зимней олимпиады мы обратились к священнику Сергию Поперечному, настоятелю храма Святого пророка Илии в селе Барково Пушкинского района Московской области, мастеру спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратному чемпиону России, обладателю Кубка мира.

На вопрос о том, как православный христианин должен относиться к спорту, я не готов однозначно ответить: «вот именно так и никак иначе». Здесь очень много «но». Например, говоря о детском спорте, нужно понимать, что в эпоху мегаполисов детям как никогда необходимо полноценно развиваться физически. И в этом смысле спорт — просто спасение. С другой стороны, спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать. Конечно же, христианину не должно принимать это. Господь заповедует нам: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. (Мф 11:29). Кротость и смирение противопоставляются в спорте необходимости выигрывать, подниматься на пьедестал. И если говорить о детском спорте, то совершенно очевидно, что нельзя упустить тот момент, когда занятия для здоровья становятся чрезмерными и превращаются в греховную страсть.

Еще сложнее ответить на вопрос, может ли православный христианин быть профессиональным спортсменом. А если этот человек — профессионал, а спорт для него является работой и профессией, но при этом он верующий? Конечно же, в каждом отдельном случае должен быть свой ответ.

Нужно понимать, что в профессиональном спорте существует намного больше проблем, чем в любительском. Это и вред, который спорт может нанести здоровью. Спортсмены-профессионалы, как правило, работают на пределе физических и психических возможностей. Ради результата они готовы употреблять медицинские препараты, даже подрывающие здоровье.

Это и отношение к соревнованиям. У каждого спортсмена оно свое. Один спокоен перед боем: пришел, увидел, победил… и забыл. Другой нервничает, переживает, не спит ночами, иссушая свою душу, в сущности, попусту.

Это и отношение к славе. Если для человека спорт — смысл жизни, то я бы сказал, что он ему, скорее всего, противопоказан. Другое дело, если человек остается нормальным, если спорт не отбирает без остатка и физические, и духовные силы. А ведь от последних двух составляющих зависит результат — как говорится, в здоровом теле здоровый дух.

Наконец, это отношение к самому себе. Тело спортсмена должно всегда быть в хорошей форме — это аксиома. Но, увы, часто забота о физическом состоянии своего тела перерастает в его культ. Согласитесь, что для христианина это действительно опасно! Ведь тело должно служить бессмертной душе, а не наоборот. И не состояние тела должно быть поставлено во главу угла, а состояние души. Святые отцы иногда сравнивали тело с ослом: перекормишь его — он будет упрям, недокормишь — ослабнет. В спорте же через заботу о теле часто вырабатываются страсти и пороки. Бывает, что вся жизнь оказывается направленной на удовлетворение потребностей тела. Тут-то и совершаются непоправимые ошибки.

Существует мнение, что главный грех спортсменов — тщеславие. Возможно, но тут мне сразу вспоминается Александр Карелин, с которым я пять лет провел в сборной России. Читал недавно в «Фоме» интервью с ним, в котором тот в очередной раз показал себя чрезвычайно скромным человеком. А ведь он — личность легендарная, имеющая все мыслимые и немыслимые спортивные титулы. Как же он умеет себя вести! С каким уважением относится к любому, даже самому молодому члену команды! И никакой заносчивости, пренебрежения и тем более тщеславия.

Самую большую опасность, которую таит в себе спорт, я все-таки вижу в том, что он способен усугубить человеческие пороки и страсти. Если человек по своему характеру тщеславен, самолюбив, горд — в спорте эти болезни души очень быстро и качественно разовьются. Наверное, через эту призму вопрос, может ли православный христианин заниматься спортом, звучит и острее и проблемнее. Становится очевидна его истинная суть.

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор 6:12) — писал апостол Павел. Спорт сам по себе не опасен. Ведь и человеку для поддержания жизненных сил требуется пища. Это естественная потребность. Но когда она перерастает в чревоугодие, то превращается в смертный грех… Так же и спорт способен стать страстью, иссушающей душу, способен стать разрушающей силой. Поэтому занятия спортом или профессиональный спорт нужно оставлять, если это губит душу.

Впрочем, если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры. Как мне кажется, только таким образом можно минимизировать отрицательные явления в спорте.

Положительного в занятиях спортом тоже немало: спорт приучает к упорному труду, послушанию, умению во многом себе отказывать, учит быть честным, и просто объединяет людей.

Мы свободны в своей воле. И чем бы мы ни занимались, отвечать всегда будем сами. Потому приходящий в спорт должен сознавать те искушения и соблазны, которые рано или поздно встанут на его пути, и самому решать, сообразуется ли жизнь спортсмена с жизнью христианина.

ПОПЕРЕЧНЫЙ Сергий, священник
рубрика: Авторы » П »

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *