Православие в Германии

/ Главная / Публикации / Православный приход в Германии

Православный приход в Германии

Берлинская епархия – одна из самых многочисленных в Русской православной церкви заграницей. Количество членов РПЦЗ в ФРГ достигает 400 тысяч человек. Сохраняя внутреннее и внешнее единство, среднестатистический православный приход в Германии состоит из представителей разных поколений и социокультурных групп и неоднороден по этническому составу.

Типы русскоязычных прихожан

Сегодня приходы Берлинской епархии переживают серьёзные проблемы, которые не могут не беспокоить православных христиан в России. Во-первых, православные храмы в Германии расположены преимущественно в крупных городах и не в состоянии удовлетворить духовные потребности большого числа верующих. Люди вынуждены преодолевать расстояния в 50 и более километров, чтобы попасть на службу, принять участие в таинствах. В ряде случаев такое отдалённое расположение приводит к оттоку активной части православных прихожан из общины, а порой и уходу их в различные секты, которые широко представлены в стране.

Во-вторых, в Германии ощущается острая нехватка православных священников. Более того, служащие священники в силу жестких экономических условий вынуждены работать на светской работе и не всегда могут уделять приходу должное внимание.

Наконец, сегодня многие этнически русские прихожане Берлинской епархии родились и выросли в Германии. Это абсолютно новый тип православного иммигранта за рубежом – он плохо владеет русским языком, не всегда хорошо знает культуру и историю своей исторической родины. Естественно, что такая оторванность от исторических и культурных корней не может не отразиться на идентичности прихожан, их восприятии православия и религиозных традиций РПЦЗ.

Для того чтобы на практике посмотреть, как перечисленные выше проблемы проявляются в жизни отдельного прихода, мы выбрали один из старейших храмов Германии – Святителя Николая в Штутгарте. За последние десять лет численность прихожан Никольского храма возросла с тридцати до полутора тысяч человек, регулярно посещающих службы и участвующих в таинствах. Это серьёзный количественный показатель, причём не только для Германии, но и для многих православных стран.

Для православного иммигранта из России храмовая община, как и 80 лет назад, остаётся местом встречи с родиной, местом душевного отдохновения, радости совместной молитвы с близкими по духу и вере соотечественниками. Но сегодня разные поколения эмигрантов, в силу особенности жизненных ситуаций и социально-демографических черт, воспринимают приходскую жизнь неодинаково. В итоге можно говорить о пяти условных типах русских эмигрантов в Германии и о шести типах православных прихожан.

«Чужие» русские

Первый тип – это мужчины и женщины, представленные в равной пропорции, в возрасте старше 40 лет, эмигрировавшие из России в конце 80-х – начале 90-х годов. Около 40% из них – творческая интеллигенция – музыканты, оперные певцы, архитекторы, инженеры. Есть и люди рабочих специальностей, как правило, они составляют оставшиеся 60% этой возрастной группы. Кроме того, мужчины и женщины этой группы чаще всего являются выходцами из крупных столичных городов России, таких как Москва и Санкт-Петербург. В Германию они приехали с плохим знанием языка или совсем не зная его, а обучение немецкому и адаптация к условиям чужой страны происходили уже в зрелом возрасте, без какой-либо специальной подготовки. Пережитый серьёзный кризис и депрессия на фоне постоянного чувства тоски по родине спровоцировали ситуацию, при которой русские эмигранты этой волны, проживая в Германии уже более 20 лет, имея рабочие места, а порой и немецкое гражданство, продолжают чувствовать себя чужими в этой стране. Кроме того, обучение немецкому языку в позднем возрасте не позволило им говорить по-немецки чисто и без акцента, что стало причиной неуверенности и определённого страха. Как итог – нереализованность своих способностей, невостребованность на престижных работах, социальная и материальная незащищённость. Именно эта группа лиц более всего нуждалась в православном приходе и храме как месте, где протекает совместная молитва и есть возможность встречи со своими соотечественниками. Стоит также отметить, что если мужчины этой возрастной группы, как правило, переезжали в Германию в поиске материального благополучия, признания в своей профессии, то судьба русских женщин, эмигрировавших в Германию в начале 90-х, – это в основном вынуж¬денное переселение вслед за мужем или выход замуж за иностранца. Многие из них так и остались домохозяйками, потеряв навыки профессии, полученной в России. Именно эта группа женщин наиболее стабильно посещает храм, участвует в уборке и подготовке храма к праздникам, в приготовлении трапезы и организации хозяйственной деятельности общины.

Русские специалисты

Второй тип русского православного эмигранта составляют мужчины и женщины в возрасте от 31 до 40 лет. Как правило, это хорошие специалисты востребованных в Германии профессий – финансисты, экономисты, бухгалтеры, строители, учителя и др. Их эмиграция пришлась на конец 90-х – начало 2000-х годов, и многие из них живут в Германии не более 10–12 лет. Переезд в другую страну для этой группы лиц был, как правило, осознанным. Это не был диссидентский побег, а скорее, взвешенное решение прагматика, который хотел бы попробовать свои силы в другой стране. Уезжая из России, молодые специалисты уже неплохо владели немецким языком, имели представления о том, чем бы хотели заниматься в Германии, и опыт работы по своей специальности в России. Поэтому большая часть из них смогла найти себя в другой стране и менее болезненно, чем представители первой группы, адаптироваться к жизни за границей. У большинства из них есть свои семьи, в основном это браки с русскими, что является заметной психологической поддержкой, есть дети, рождение самых старших из которых пришлось на период их эмиграции. Женщины этой возрастной группы так же, как и первой, обременены домашними заботами и воспитанием детей. При этом они всё-таки более активны и жизненны в своём желании реализоваться, участвовать в общественной жизни, чем представительницы первой группы. Именно женщины второго типа русских эмигрантов составляют своеобразный творческий актив прихода. Они реализуют проекты по работе с молодёжью, организуют выездные семейные лагеря, разрабатывают сценарии праздников, проводят воскресные школы для взрослых. Очевидно, что при всей своей занятости и загруженности именно эта группа эмигрантов наиболее мобильна и деятельна, приход для неё является местом реализации их творчества, поиска и смысла жизни.

Русские студенты в Германии

Третий тип русских прихожан – это молодёжь в возрасте от 18 до 30 лет, которую условно можно разделить на две подгруппы: дети эмигрантов, приехавших в Германию 8–10 лет назад, имеющие опыт обучения как в школах России, так и Германии, и затем поступившие в высшие учебные заведения Германии; и студенты, эмигрировавшие из России в возрасте 18–20 лет для получения высшего образования заграницей. Несмотря на различия этих подгрупп, их объединяет опыт социализации в России. Это и общие воспоминания о советских детских садах, о переломных 90-х и школах того периода. Более уверенная и ориентированная на продолжение жизни в Германии именно первая подгруппа. Вторая подгруппа переехавших из России студентов менее защищена и независима. Для неё характерна меланхолия, неопределённость дальнейшего жизненного пути. Как правило, представители и чаще всего представительницы этой подгруппы стараются создать семью в Германии, выходя замуж за немцев. Именно они в дальнейшем становятся теми прихожанами, которые нуждаются в совершении таких таинств, как венчание и крещение, и приобщают таким образом к православию свои немецких мужей или жён и детей. Эта молодёжная группа эмигрантов также составляет актив прихода, но выполняет при этом скорее исполнительские, нежели управленческие функции. Приход для них – своеобразное место общения, островок любви, где можно на время уйти от проблем, забыть о своей маргинальности.

Русские немцы

Четвёртый тип прихожан – это дети, юноши и девушки, родившиеся в Германии либо переехавшие в Германию вместе с родителями ещё в раннем детском возрасте. Они больше других русских адаптированы к условиям жизни за границей, в совершенстве владеют немецким языком. При этом они говорят и по-русски, хотя некоторые из них, особенно младшего возраста, уже с заметным трудом. В храм эти подростки ходят с детства, для них, по словам одного из юных представителей этой группы, «приход почти как дом родной». Здесь они собираются вместе с родителями в праздничные и воскресные дни, здесь они причащаются, играют в ризнице. Приход для них не место успокоения их уставшей души, для этого они слишком юны, и не островок любви, где они скрываются от враждебного и непонятного мира. Им, социализированным в Германии, он вполне понятен. Для них приход – то привычное и знакомое, что в какой-то момент становится почти обыденным и незаметным. Они и являются главными участниками всех праздничных представлений, для них проводятся различные мероприятия и выездные детские лагеря, организуются курсы по языкам. Именно они те русские немцы, которые в дальнейшем гораздо легче будут находить себе рабочие места и устраиваться на престижную работу, поскольку будут признаны полноправными гражданами Германии. Эти дети ходят в немецкие школы, и на этом фоне приход выполняет ещё одну важную, так называемую интегративную функцию, отслеживая успеваемость каждого юного прихожанина и включая его тем самым в социальную жизнь страны. Связано это с тем, что система образования в Германии одновременно является своеобразным фильтром и лифтом в структуре социальной мобильности немецкого общества, где отбор и распределение учащихся происходит уже после четвёртого класса начальной школы.

Вместе с тем «русские немцы», воспитывающиеся в садах и школах Германии, имеющие преимущественно друзей среди немцев, подвержены влиянию немецкой среды, её культуры, образа мысли, восприятия жизни. Показательны реплики прихожан этой возрастной группы. Так, на вопрос о том, что для них значит быть православным, слышался часто повторяемый довод: «Творить добрые дела так, как это делают протестанты». Именно у этого типа православных прихожан в Германии есть определённый диссонанс между своим вероисповеданием и несогласованностью этой веры с внешним миром, который преимущественно состоит из католиков, протестантов и в последнее время ещё и из мусульман, которых с каждым годом становится в Германии всё больше. Этот тип православных прихожан нуж¬дается в проектах, направленных на омен, паломничество и развитие культурно-языковых навыков.

Православные немцы

Перечисленные типы русских эмигрантов составляют основу прихода Русской православной церкви в Штутгарте, но стоит отметить и ещё один тип православного прихожанина, который появился за последние несколько лет. Это коренные немцы, принимающие крещение в православии. Их отличает осмысленность в выборе веры; как правило, это люди, прошедшие трудный путь поиска от буддизма до православия. Как отмечали сами немцы, приход для них стал местом встречи с Богом. По словам настоятеля Никольского храма протоиерея Ильи Лимбергера, пока ещё рано говорить о массовом воцерковлении немцев в Православной церкви, однако уже сегодня приход идёт навстречу немцам и русским, плохо владеющим церковнославянским языком, и периодически проводит службы на немецком.

Ранее попытки православной проповеди в Германии среди местных жителей предпринимались неоднократно, но не привели к заметным результатам. С той только разницей, что в условиях неоднородной национальной идентичности среди немцев на одних территориях, как правило, морских и ведущих торговлю (Гамбург, Ганза и др.), к православной проповеди относились терпимо, в других, более закрытых и отдалённых от внешнего сообщения городах, воспринимали её холодно, а порой и враждебно. В этом смысле весьма показателен тот факт, что в Германии не существует ни одного чисто немецкоязычного православного прихода, организованного самими немцами, в отличие, например, от той же Америки, где это распространённое явление.

Эмигранты новой волны

Социально-демографический и психологический портреты русского эмигранта и прихожанина в Германии продолжают претерпевать заметные изменения. Например, как отмечают сами прихожане и священники храма, в последние годы всё более заметен приток качественно иных по образованию, воспитанию и степени воцерковлённости эмигрантов. Преимущественно это выходцы не из России и столичных городов, а из провинциальных посёлков Украины, Казахстана и других стран СНГ. Всё меньше встречается среди них представителей творческой интеллигенции, специалистов-интеллектуалов. Как правило, это эмигранты-рабочие, готовые и в Германии трудиться на низкооплачиваемых, непрестижных или физически тяжёлых работах. Приходя в храм и примыкая к православной общине, новоприбывшие эмигранты оказываются зачастую маловоцерковлёнными или совсем невоцерковлёнными православными, что требует определённой катехизаторской работы со стороны прихода.

Столь явные различия в типах прихожан православных общин в Германии и обозначенные в начале статьи проблемы Берлинской епархии нуждаются сегодня в подробном изучении. Однако доминирующая тенденция очевидна: популярность православия в Германии растёт, с каждым годом происходит омоложение приходов и рост числа православных прихожан. Все эти процессы идут параллельно с активизацией приходской жизни в России. Как отмечает Святейший Патриарх Кирилл, современный приход должен стать центром притяжения проживающих рядом людей, духовным, культурным, миссионерским и социальным центром. И в этом смысле опыт приходов в Германии и других странах, где они на протяжении уже многих лет играют именно интегрирующую роль, способствуют сплочению и единению верующих, особенно интересен.

Мария Подлесная

Источник: Церковный вестник

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Vox populi: мониторинг речевого поведения русскоязычных журналистов 10.01.2019 Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) выпустило сборник материалов, составленный по итогам проекта «Vox populi: мониторинг речевого поведения русскоязычных журналистов в России, странах ближнего и дальнего зарубежья». Сборник вышел под редакцией доктора филологических наук, профессора, академика Российской академии образования Л. А. Вербицкой. Тест TruD: Для всех, кто умеет писать по-русски 27.12.2018 13 апреля 2019 года вновь пройдёт масштабная образовательная акция «Тотальный диктант». Сотни тысяч людей в России и за рубежом будут проверять свою грамотность. Далеко не все знают, что у Тотального диктанта есть «младший брат» – тест TruD. Он создан специально для тех, кто изучает русский язык как иностранный, детей-билингвов, их родителей и всех, кто пока недостаточно владеет русским языком. О том, как выглядит тест, и его первых итогах нам рассказала руководитель проекта «Тотальный диктант» Ольга Ребковец. Недавно в Пскове прошла большая международная конференция «Мир без границ: русский язык как иностранный в международном образовательном пространстве». О том, как Псковский университет занимается продвижением и популяризацией русского языка и культуры в близлежащих странах, рассказывает профессор кафедры литературы ПсковГУ, президент «Ассоциации гуманитарной культуры» Аида Разумовская. Город С. На улицах старинного Серпухова 25.12.2018 В этом городе можно встретить «живого» Чехова (он водит тематические экскурсии) и увидеть крепость, защищавшую подходы к Москве от монголо-татар. Серпухов считают самым богатым на достопримечательности и памятники в Подмосковье, а здешний историко-художественный музей с собранием картин русских и европейских художников мог бы украсить любую региональную столицу. Год 2019-й станет для Серпухова юбилейным – город отметит 680-летие. Подарком ко дню рождения может стать внесение Серпухова на карту «Золотого кольца». Горожане и историки уверены – давно заслужил. Дни русского языка и культуры прошли в Триесте и Граце 24.12.2018 В Государственном университете Триеста (Италия) и в Университете имени Карла и Франца (Грац, Австрия) прошли «Дни русского языка и культуры», организатором которых выступил Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). В мероприятиях принимали участие языковеды-русисты из России, а также специалисты по русской литературе и культуре Италии и Австрии. В Литве идёт охота на «русских шпионов» 20.12.2018 Уже месяц в Вильнюсе за решёткой находится известный литовский диссидент Альгирдас Палецкис, которого на сей раз подозревают… в шпионаже в пользу России. Информация об этом вышла наружу только сейчас, после задержания, а затем и освобождения под подписку о невыезде Валерия Иванова, родившегося и проживающего в Литве российского гражданина, историка, публициста, известного общественного деятеля. «Здесь такие же, как ты – кому не безразлична Россия» 20.12.2018 Координатор по молодёжному движению Совета организаций российских соотечественников в Испании Виктория Самойлова принимала участие в Форуме неправительственных организаций молодых соотечественников в Рязани. А до этого была одним из организаторов молодёжного слёта в Мадриде. Она поделилась своим взглядом на то, почему молодёжь приходит в движение соотечественников. Слово жираф в греческом языке состоит из тринадцати букв и шести слогов. А в русском животное с длинной шеей уместилось в два слога. Но это не помешало греческому переводчику Димитриосу Триантафиллидису подарить землякам стихотворение Николая Гумилёва «Жираф». Перевёл так, что сохранилась музыка гумилёвского стиха, а жираф не превратился в носорога или другого африканского зверя.

Берлинский собор в честь Воскресения Христова, кафедральный собор Берлинской епархии Московского Патриархата.

До войны русская колония Берлина довольствовалась домашней церковью при Российском Посольстве на Унтер ден Линден, но и тогда уже настоятель и глава православной миссии протоиерей Алексий Мальцев пытался осуществить постройку отдельного храма.

В 1921 году деятельность РПЦ в Берлине вновь возобновилась, но в 1922 году посольство было передано советскому правительству, а с ним и посольская церковь, православные остались без постоянного храма и должны были пользоваться случайными съемными помещениями. Поставленный во главе православной церкви в Германии архимандрит Тихон (Лященко) задался целью вернуть православной общине храм. Был составлен строительный комитет, которому удалось собрать некоторые пожертвования.

После пожертвования участка земли на Фербеллинерплатц, постройка показалась осуществимой и был заключен договор со строительным обществом, при чем недостающая сумма должна была быть покрыта дававшейся одним банком ипотекой. Но биржевой кризис, известный тогда берлинцам под названием «черной пятницы», лишил этот банк возможности выполнить свое обязательство и пришлось искать новый источник финансирования постройки. Это помешало строительному комитету в срок выполнить договор по отношению к строительной фирме, которая начала предъявлять комитету неисполнимые требования, произвольно менять условия постройки, тем более, что в то время цены на материалы и рабочие руки были крайне неустойчивы. Когда строительное общество получило строительную концессию в СССР, участок с домом был поставлен на торги и был приобретен за долги тем же обществом. Храм оказался квартиронанимателем в чужом доме.

В 1935 году место было приобретено новым владельцем, которому потребовалось помещение занимаемое храмом и перед православными снова встала угроза остаться без церкви, так как договор о найме не мог быть продолжен.

На помощь пришло правительство Германии: оно приобрело за 15.000 марок, недалеко от прежнего храма, подходящий участок (на Гогенцоллерндамм) и сделало первое вложение в сумме 30.000 марок. «Трудовой фронт» дал за освобождение помещения на Фербеллинерплатц 25.000 марок, и по мере необходимости правительство делало дальнейшие финансовые вложения. Также в строительстве собора помогла и Евангелическая церковь Германии. Был организован сбор частных пожертвований, в числе жертвователей были великий князь Кирилл Владимирович и царь Фердинанд Болгарский. Король Югославии и его правительство пожертвовали 5.000 марок на постройку причтового дома.

Новый собор строился архитектором Шельбергом в ярославском стиле. Иконостас для собора был взят из старой русской церкви в Варшаве.

12 июня 1938 года состоялось торжественное освящение собора, которое возглавил возглавил митрополит Анастасий (Грибановский), первоиерарх РПЦЗ.

В 1945 году по свободной воле настоятеля и прихода собор перешел в юрисдикцию Русской Православной Церкви Московского Патриархата, но оставался собственностью города. Позднее было много встреч представителей РПЦ МП с мэром города по вопросу приобретения Собора в собственность Берлинской епархии РПЦ МП, которые заканчивались отказом со стороны городского управления.

В 2008 году ответственный по взаимоотношениям Берлинской епархии РПЦ МП с правительством Германии и общественностью, игумен Даниил (Ирбитс), возобновил переговоры с мэрией г.Берлина о приобретении собора в собственность Московской Патриархии.

В 2010 году городские власти согласились продать собор и находящуюся под ним землю Берлинской епархии РПЦ МП в собственное владение, сделка была оформлена в начале 2011 года.

Настоятели

Филипп (Гарднер) (июнь 1942 — 8 марта 1944 )
Адриан Рымаренко (17 ноября 1943 — 8 марта 1944) , и/о
Адриан Рымаренко (8 марта 1944 — 1945)
Димитрий Кратиров (14 октября 1945 — 22 августа 1952)
Феофан (Галинский) (с 1992)

Кафедральный собор Воскресения ХристоваСтраница кафедрального собораРусская Православная Церковь, Берлинская и Германская епархия

Контактная информация

Как живется православным в Германии

Германия

В Германии проживает около 1,5 миллиона православных, представляющих третью по численности христианскую конфессию после протестантской и католической. Во многих немецких городах есть русские православные церкви.

В кельнском православном храме

Русские православные церкви существуют в Германии более 300 лет. Первый русский приход, по данным богослова Андрея Голованя, возник в Кенигсберге в 1655 году. В 1718 году Петр Великий определил на службу в Потсдам, при дворе прусского короля Фридриха Вильгельма I, группу гренадеров — в знак дружбы между двумя монархами. После Октябрьской революции русские православные приходы стали разрастаться благодаря иммигрантам.
В 1960-х годах число православных христиан в ФРГ увеличилось с притоком трудовых мигрантов из Восточной Европы и Греции. В 90-х годах, во время массового исхода немцев из бывшего СССР, православных христиан в ФРГ стало еще больше, в основном благодаря членам семей переселенцев славянского происхождения. Сегодня среди православных христиан — русские, украинцы, болгары, греки, сербы. Несколько тысяч православных — немцы, которые сменили религию. Русские православные приходы есть во всех крупных городах ФРГ, в том числе в Кельне.
В самом центре города

Семья Функ

Церковь Святых Равноапостольных Константина и Елены находится в пяти минутах ходьбы от знаменитого Кельнского cобора. Русская православная община при этой церкви основана в 1973 году. Духовенство заботится о 350 прихожанах. «Богослужения проходят по выходным, — говорит настоятель общины отец Герман (German Faltermeier). — По субботам — вечерня, по воскресеньям в 10 утра — литургия. В церковь приходят целыми семьями прихожане разных возрастов».

Супруги Функ родом из Казахстана, в ФРГ переселились 10 лет назад. На вопрос, почему российские немцы оказались в православной общине, Вадим Функ отвечает: «Бог один, только вера у людей разная. В Казахстане у нас не было лютеранской церкви. Моя жена русская, я принял православие, и наших дочерей мы крестили в православной церкви». По словам его жены Ольги, православные немцы в их общине — не редкость.

Oтец Герман

С какими проблемами обращаются прихожане к настоятелям общины? Отец Герман поясняет: «К нам приходят в первую очередь помолиться Богу. Церковь существует на пожертвования прихожан, мы можем оказывать только моральную поддержку — молитвами и советами». По словам батюшки, община снимает квартиру, в которой проводит курсы немецкого языка. Это необходимо для лучшей интеграции прихожан в немецкое общество. Службы в церкви ведутся на двух языках — русском и немецком.

В бывших бельгийских казармах

Храм Святого великомученика Пантелеймона

В другой православной общине Кельна главный язык богослужений — русский. Храм Святого великомученика Пантелеимона находится в кельнском районе Вестховен (Westhoven). 12 лет назад Русская православная церковь за границей купила несколько помещений на территории бывшей бельгийской воинской части. «Наша община занимает пять зданий, — уточняет управляющая делами Алевтина Наумова. — В одном находится храм, в другом — концертный зал, в третьем — трапезная, воскресная школа и библиотека, есть у нас гостиница и хозяйственное помещение».

«По будням богослужения провожу я, — говорит отец Александр Калинский, — а по выходным вместе с настоятелем храма Андреем Остапчуком. Он работающий священник, в мирской жизни — физик, профессор Ахенского университета». Сам батюшка Александр, музыкант по образованию, стал иереем в 2004 году. Обряд рукоположения прошел в Берлинско-Германской епархии. В кельнском храме он проводит богослужения четвертый год.

Отец Александр

«По воскресеньям после литургии прихожане идут в трапезную, — говорит отец Александр. — За обедом они общаются с другими верующими, ведь община живет не только богослужениями». По его словам, в воскресной школе детям преподают, помимо Закона Божьего, русский язык, а на уроках краеведения их знакомят с Германией. Педагог Светлана Кашляева добавляет: «По субботам у меня бывает до девяти уроков русского языка. Интерес так велик, что мы стали заниматься с детьми и по будням». Во время школьных каникул молодежный центр, который был создан при общине в 1995 году, организует для детей летний лагерь.
Как вторая семья
Община насчитывает более 200 постоянных членов. «У нас есть прихожане и «захожане», — улыбается Глеб, которого я встретил в понедельник утром на богослужении. — Первые приходят постоянно, а вторые заходят, когда им позволяет время». Приехала в храм в этот день и Ирина из Бонна. 40 дней назад в Воронеже умер ее отец, батюшка Александр отслужил панихиду. Ирина живет в Германии восемь лет, в общину пришла недавно. Она говорит, что вдалеке от родины церковь стала для нее вторым домом, а многие прихожане — словно родственниками.

По словам отца Александра, особенно много верующих приходят в храм во время религиозных праздников: в пасхальных и рождественских богослужениях участвуют до 600 человек. «В будни людей меньше, чем в выходные, но двери храма открыты всегда. Со мной можно связаться по телефону или интернету, я всегда приду для благословления, молитв, проведения других религиозных обрядов», — заверил священник.
И еще один храм
В Кельне существует и еще одна православная церковь. Объединение русской православной церкви в России и за границей приняли не все зарубежные церковные иерархи. Ряд приходов за рубежом не поддержал воссоединение, объединившись в русскую православную церковь за границей под омофором митрополита Виталия — РПЦЗ (В). Сам Виталий заявлял: «Никогда не приобщайтесь к Московской патриархии, которая была создана КГБ».
В Кельне священником-бунтарем оказался отец Божидар. Он многие десятилетия служит в небольшом уютном храме святого пророка Ильи, расположенном в районе Кальк (Kalk). Эта община насчитывает несколько десятков человек. Здесь работает и воскресная школа по обучению детей русскому языку и Закону Божьему.
Виктор Вайц
Редактор: Глеб Гаврик

Архив

Контекст

  • Дата 02.08.2011
  • Темы Опросы DW-Trend, Пер Штайнбрюк, Гидо Вестервелле, Зигмар Габриэль, Томас де Мезьер, Урсула фон дер Ляйен, Вольфганг Шойбле, Ханс-Петер Фридрих, Хорст Зеехофер, Миграция
  • Ключевые слова Русские православные церкви, Германия, общины, верующие, православные, иерей, Церковь Святых Равноапостольных Константина и Елены, Храм Святого великомученика Пантелеимона, Берлинско-Германская епархия, кельн, кёльн
  • Напечатать Напечатать эту страницу
  • Постоянная ссылка https://p.dw.com/p/129cN
  • Дата 02.08.2011
  • Темы Опросы DW-Trend, Пер Штайнбрюк, Гидо Вестервелле, Зигмар Габриэль, Томас де Мезьер, Урсула фон дер Ляйен, Вольфганг Шойбле, Ханс-Петер Фридрих, Хорст Зеехофер, Миграция
  • Ключевые слова Русские православные церкви, Германия, общины, верующие, православные, иерей, Церковь Святых Равноапостольных Константина и Елены, Храм Святого великомученика Пантелеимона, Берлинско-Германская епархия, кельн, кёльн
  • Напечатать Напечатать эту страницу
  • Постоянная ссылка https://p.dw.com/p/129cN

Храмы в Германии

1 2 3 4 5 6 7 8 9 Рубрикатор

Храм св. Архангела Михаила в Гёттингене http://orthodoxia.de/

РПЦЗ, Берлинская и Германская епархия (Западная Европа, Германия). Официальный сайт Официальный сайт прихода св. Архангела Михаила в Гёттингене РПЦ МП. Расписание, фотоархив, аудиофайлы, молитвы на немецком языке, святые Германии, литургия апостола Иакова (mp3 файлы).
Языки сайта: русский, немецкий Переходов: +4/-14
Добавлена в каталог: 23.05.2007, изменена: 25.12.2018
Рубрики: Дальнее зарубежье
См. также: Звуковые файлы, Азы православного вероучения, Богослужение, Святые и подвижники, Православное вероучение
38 (№67)
:

Храм св. мц. царицы Александры, г. Бад-Эмс http://ruskirche-bad-ems.de/

РПЦЗ, Берлинская и Германская епархия (Западная Европа, Германия). Официальный сайт Настоятель, приход, расписания богослужений, общество поддержки, фотоальбомы, молитвослов, ссылки.
Языки сайта: русский, немецкий Переходов: +4/-5
Добавлена в каталог: 27.11.2014, изменена: 04.09.2018
Рубрики: Храмы Русской Зарубежной Церкви
См. также: Молитвы, молитвословы
29 (№90)
:

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, Дюссельдорф http://pokrow.de/

Русская Православная Церковь, Берлинскaя и Германская епархия (Западная Европа, Германия). Официальный сайт Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Московский Патриархат, Берлинско-Германская епархия. Расписание богослужений, история прихода, новости, фотогалерея.
Языки сайта: русский, немецкий Переходов: +2/-15
Добавлена в каталог: 25.07.2006, изменена: 28.07.2018
Рубрики: Дальнее зарубежье
27 (№96)
:

Храм св. Николая Чудотворца, Франкфурт http://www.svnikolay.com/

РПЦЗ, Берлинская и Германская епархия (Западная Европа, Германия). Официальный сайт Лента новостей, расписание богослужений, контакты, фотогалерея, православные ресурсы, расположение.
Языки сайта: русский, немецкий Переходов: +0/-23
Добавлена в каталог: 09.06.2015
Рубрики: Храмы Русской Зарубежной Церкви
23 (№118)
:

Храм свв. Кирилла и Мефодия, Гамбург http://deutsch-orthodox.de/

РПЦЗ, Берлинская и Германская епархия (Западная Европа, Германия). Неофициальный сайт Страница немецкоязычного православного прихода в Гамбурге. Основы христианского вероучения. История и жизнь общины, фотографии, аудиопроповеди.
Зеркала, альтернативные адреса сайта: http://deutsche-orthodoxe-kirche-hh.de/, http://www.deutsch-orthodox.de/unsere-kirche/lang/ru/ Языки сайта: русский, немецкий Переходов: +0/-19
Добавлена в каталог: 11.09.2007, изменена: 30.06.2018
Рубрики: Дальнее зарубежье
19 (№137)
:

Храм св. пророка Илии, Штутгарт http://prophet-elias.com/

Русская Православная Церковь (Западная Европа, Германия). Официальный сайт Помимо сведений о приходе в немецкоязычной версии сайта, содержит обширную библиотеку духовной литературы на русском языке.
Языки сайта: русский, английский, немецкий, греческий Переходов: +0/-16
Добавлена в каталог: 25.03.2011, изменена: 08.09.2018
Рубрики: Дальнее зарубежье
См. также: Проповеди, Молитвы, молитвословы, Азы православного вероучения, Богослужение, Святые и подвижники, Богословие, святоотеческое наследие, Библия, Электронные библиотеки, Православное вероучение
16 (№156)
:

Храм святой великомученицы Варвары, г. Крефельд http://www.rok-krefeld.de/

Русская Православная Церковь, Берлинскaя и Германская епархия (Западная Европа, Германия). Официальный сайт Информация прихода, расписание богослужений, адрес, календарь.
Языки сайта: русский, немецкий Переходов: +1/-9
Добавлена в каталог: 12.03.2013, изменена: 03.04.2017
Рубрики: Дальнее зарубежье
15 (№170)
:

Храм Жировицкой иконы Божией Матери в Гиссене http://giessen.orthodoxy.ru/

Русская Православная Церковь, Берлинская и Германская епархия (Западная Европа, Германия). Официальный сайт Официальный сайт общины Жировицкой иконы Божией Матери, Гиссен. Новости, расписание богослужений, фотогалерея.
Языки сайта: русский, немецкий Переходов: +0/-12
Добавлена в каталог: 03.01.2009, изменена: 18.08.2013
Рубрики: Дальнее зарубежье
12 (№237)
:

Свято-Алексеевский храм-памятник, Лейпциг http://russische-kirche-l.de/

Русская Православная Церковь (Западная Европа, Германия). Официальный сайт Страница Свято-Алексеевского мемориального храма Русской Славы в Лейпциге, Московский патриархат. История Русских церквей в Европе, почтовые адреса храмов в Германии и Европе, иконы.
Языки сайта: русский, английский, немецкий, французский, итальянский Переходов: +0/-10
Добавлена в каталог: 06.01.2002, изменена: 28.02.2018
Рубрики: Храмы при кладбищах, некрополи, кладбища, Дальнее зарубежье
См. также: Православие в странах и регионах мира, История Церкви
10 (№279)
:

Русский храм св. Марии Магдалины в Дармштадте http://www.darmstadt-church.de/

РПЦЗ, Берлинская и Германская епархия (Западная Европа, Германия). Официальный сайт Русский храм св. Марии Магдалины в Дармштадте — дар последнего русского императора, Царя-мученика Николая II своей супруге Александре, урожденной принцессе Аликс Гессенской и Рейнской, дочери Великого герцога Людвига IV. Общие положения, расписание богослужений, объявления, история строительства, жизнь общины.
Зеркала, альтернативные адреса сайта: http://darmstadt.russian-church.de/ Языки сайта: русский, немецкий Переходов: +0/-10
Добавлена в каталог: 24.07.2006, изменена: 25.02.2016
Рубрики: Храмы Русской Зарубежной Церкви
10 (№283)
:

Кафедральный собор святых Новомучеников и исповедников Российских и святителя Николая в г. Мюнхене http://sobor.de/

РПЦЗ, Берлинская и Германская епархия (Западная Европа, Германия). Официальный сайт Русская Православная Церковь заграницей, воскресная проповедь, жизнь прихода, расписание богослужений, история собора, мощи и иконы собора, годовой церковный круг, фотоальбом, видео, аудио, гости собора, публикации, таинства, крещение, венчание.
Языки сайта: русский, немецкий Переходов: +0/-9
Добавлена в каталог: 03.04.2009, изменена: 03.09.2018
Рубрики: Храмы Русской Зарубежной Церкви
См. также: Проповеди
9 (№297)
:

Храм св. Архистратига Михаила, г. Мюнхен http://www.amichaelskirche.de/ru/

РПЦЗ, Берлинская и Германская епархия (Западная Европа, Германия). Официальный сайт Официальный сайт прихода св. Архистратига Михаила в г. Мюнхен-Людвигсфельд. Архистратиг Михаил, настоятель, расписание богослужений, как добраться, история, фотогалереи, контакты.
Зеркала, альтернативные адреса сайта: http://muenchen.cerkov.ru/, http://muenchen.cerkov.ru/de/ Языки сайта: русский, немецкий Переходов: +1/-3
Добавлена в каталог: 23.02.2012, изменена: 04.01.2016
Рубрики: Храмы Русской Зарубежной Церкви
9 (№320)
:

Храм свв. Константина и Елены, Кёльн http://hll-konstantin-helena-koeln.orthodoxy.ru/

РПЦЗ, Берлинская и Германская епархия (Западная Европа, Германия). Официальный сайт Храм свв. Константина и Елены, Кёльн, Германская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Об общине, паломничество, расписание богослужений, объявления, контакт.
Языки сайта: русский, немецкий Переходов: +0/-8
Добавлена в каталог: 31.01.2009, изменена: 29.06.2018
Рубрики: Дальнее зарубежье
8 (№342)
:

Русский храм святого блаженного Прокопия Устюжского, Гамбург http://www.prokopij.de/

РПЦЗ, Берлинская и Германская епархия (Западная Европа, Германия). Официальный сайт Храм Русской Православной Церкви зарубежом. Расписание, сообщения, контакт, летопись, святые, о храме, фотогалерея, фонотека.
Языки сайта: русский, немецкий Переходов: +0/-8
Добавлена в каталог: 02.10.2007, изменена: 27.11.2014
Рубрики: Храмы Русской Зарубежной Церкви
См. также: Звуковые файлы, Новомученики, Святые и подвижники
8 (№371)
:

Храм Преображения Господня, г. Баден-Баден http://www.rok-baden-baden.de/

РПЦЗ, Берлинская и Германская епархия (Западная Европа, Германия). Официальный сайт Храм РПЦз в г. Баден-Баден. Жизнь прихода, расписание богослужений, азы Православия и правила поведения в храме.
Языки сайта: русский, немецкий Переходов: +0/-7
Добавлена в каталог: 13.03.2007, изменена: 23.03.2018
Рубрики: Храмы Русской Зарубежной Церкви
См. также: Азы православного вероучения
7 (№423)
:

Храм святой благоверной Тамары, царицы Грузинской, г. Ахен http://rok-aachen.de/

РПЦЗ, Берлинская и Германская епархия (Западная Европа, Германия). Официальный сайт Сайт о деятельности благочиния и прихода. Новости, объявления, расписание, клир, проповедь, воскресная школа, о святой царице Тамаре, православные святыни Ахена, церковные таинства, фотогалерея, желающим помочь, контактные данные.
Языки сайта: русский, немецкий, грузинский Переходов: +0/-7
Добавлена в каталог: 12.08.2009, изменена: 08.12.2018
Рубрики: Благочиния, Дальнее зарубежье
См. также: Чтимые иконы, святыни
7 (№382)
:

Храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, Мюнстер http://rocor-muenster.de/

РПЦЗ (Западная Европа, Германия). Официальный сайт Приход, Символ Веры, Причастие, исповедь, пост, требы, полезная информация, фотогалерея, расписание, контакт.
Языки сайта: русский, немецкий Переходов: +0/-6
Добавлена в каталог: 26.02.2013, изменена: 04.08.2018
Рубрики: Храмы Русской Зарубежной Церкви
См. также: Азы православного вероучения
6 (№510)
:

Православие во Фрайбурге. Приход св. Николая и Покрова Пресвятой Богородицы http://orthofr.de/

РПЦЗ, Берлинская и Германская епархия (Западная Европа, Германия). Официальный сайт Информация о Православии в Германии, о приходе. Капелла в Петерхофе. Расписание богослужений. Статьи богословского, исторического и миссионерского содержания. Ответы на вопросы, форум для общения, фотографический и аудиоматериал.
Языки сайта: русский, английский, немецкий, французский Переходов: +0/-5
Добавлена в каталог: 25.10.2006, изменена: 15.09.2018
Рубрики: Православие в странах и регионах мира, Дальнее зарубежье

:

Храм преподобного Сергия Радонежского в г. Бад-Киссингене http://orthodox-kissingen.de/

РПЦЗ, Берлинская и Германская епархия (Западная Европа, Германия). Официальный сайт Жития святых, история храма, жизнь прихода – фотогалерея, расписание богослужений, события, разные статьи, святоотеческое наследие, контакты.
Языки сайта: русский, немецкий Переходов: +0/-5
Добавлена в каталог: 12.07.2012, изменена: 05.09.2018
Рубрики: Дальнее зарубежье
См. также: Подвижники благочестия, Богословие, святоотеческое наследие

:

Храм святой новомученицы царицы Александры, г. Зиген http://www.pc-si.de/

РПЦЗ, Берлинская и Германская епархия (Западная Европа, Германия). Официальный сайт Информация об общине, расписание богослужений, адрес, православный календарь, познавательное, ссылки.
Языки сайта: русский, английский, немецкий Переходов: +0/-4
Добавлена в каталог: 08.08.2009, изменена: 09.06.2015
Рубрики: Храмы Русской Зарубежной Церкви

:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 Следующая (Ctrl →) Рубрикатор

Паломничество к святыням Германии и Франции. 30 сентября литургия в Страсбурге, у мощей мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

    • 1 день

    Прибытие в Кельн (или Дюссельдорф). Тематическая экскурсия по Кельну: «Западная Римская империя и варвары на примере Аттилы и св. Урсулы – небесной покровительницы Кельна». Посещение Кельнского собора, Молебен у мощей св. Волхвов. Прогулка по историческому центру города. Переезд на ночлег в отель около Трира, в районе живописной Мозельской долины.

    • 2 день

    Завтрак. Переезд в Эшо (70 км). Праздничная Божественная Литургия. Паломничество к мощам святой мученицы Софии в аббатство св. Муч. Трофима. В этом аббатстве до французской революции находились мощи Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Молебен перед ковчегом и частицей мощей мученицы Софии. Экскурсионный день в Страсбурге. Осмотр кафедрального собора. Из-за цвета нежно розового песчаника местные жители называют этот великолепный готический храм «Розовым Ангелом Страсбурга» Осмотр романских и готических церквей города: храм Св. Фомы и Св. Этьенна, Крытых мостов. Свободное время в квартале Petit France — «Маленькая Франция», Страсбургский суд и Европарламент. Возвращение в отель около Трира. Ночлег

    • 3 день
    • Завтрак

    Завтрак. Посещение терминального источника и курортного комплекса Бад — Бертрих;
    Входной билет оплачивается дополнительно (по желанию) 18 евро.
    Возвращение в отель около Трира. Ночлег

    • 4 день
    • Завтрак

    Завтрак. Паломничество в кафедральный собор, построенный на месте личного дома св. Царицы Елены. Молебен у Хитона Господа и Честной Главой святой Равноапостольной царицы Елены.
    Посещение сокровищницы Трирского кафедрального собора. Молебен перед святынями: Гвозь Страстей Господних, ковчег с сандалией апостола Андрея Первозванного, Часть Животворящего Креста, часть цепи которой был скован апостол Петр в Риме, часть мощей св. апостола Петра (вход платный 1,5 евро).
    Тематическая экскурсия по Триру «Город Августа в стране Треверов – от язычества к христианству»: рассказ о Римской цивилизации, христианской проповеди с ее феноменом мучеников как свидетелей о Христе (молебен перед мощами мчч. Фивейского легиона), об эдикте св. равноапостольного Константина Великого, известным в истории как Миланский, об археологических изысканий святой равноапостольной царицы Елены. Места в Трире связанные со св. Афанасием Великим, Св. Павлином, св. затворником Симеоном Трирским.
    Экскурсия по городу: Римские ворота Марса (Porta Nigra), церковь св. Павлина, где хранятся мощи мчч. Фивейского легиона, тронный зал императора Константина Великого.
    Римские императорские термы, римский мост, римские ворота, средневековые ворота, еврейская улочка (средневековое гетто), «Дом трех волхвов» периода императора Фридриха Гогенштауфена, городская ратуша и Рыночная площадь.
    Посещение монастыря св. Матфия.
    Молебен у честных мощей святого апостола (от семидесяти). Его мощи были привезены в Трир, в одно время с Хитоном Господа, по указу святой равноапостольной царицы Елены.
    переезд в Люксембург. 1,5 часовая обзорная экскурсия по городу.
    Возвращение в отель. Ночлег.

    • 5 день
    • Завтрак

    Завтрак. Ранний выезд в Париж. Посещение храма св. Александра Невского — кафедрального собора русской эмиграции. Свободное время на обед. Посещение собора святой Марии Магдалины. Молебен. В этой церкви любят венчаться парижские аристократы. Св. Марию Магдалину парижане почитают покровительницей браков, несмотря на то, что сама святая никогда не была замужем. Рассказ об истории почитания во Франции святой Марии Магдалины. Вечерняя обзорная экскурсия по городу: Лувр, дворец Гарнье, площадь Согласия, дом Инвалидов, площадь Трокадеро.

    • 6 день
    • Завтрак

    Завтрак. Выезд в Шартр. (90 км.). Молебен у Плата Пресвятой Богородицы. По преданию, именно в этом плате, Пречистая Дева была в ночь Рождества Богомладенца Христа. Осмотр первого во Франции готического собора, посвященного Божией Матери с уникальными витражами XII века. Витраж «Божия Матерь прекрасного окна». Возвращение в Париж. Экскурсия по городу: осмотр площади Согласия, сада Тюильри, Елисейских полей, Триумфальной арки. Свободное время. Желающие могут покататься на кораблике по Сене. Завершает день прогулка по Елисейским полям. Ночлег в Париже.

    • 7 день
    • Завтрак

    Завтрак. Посещение собора святой Марии Магдалины. Молебен у ее мощей. В этой церкви любят венчаться парижские аристократы. Марию Магдалину парижане почитают покровительницей браков, несмотря на то, что сама святая никогда не была замужем. Рассказ об истории почтиания во Франции святой Марии Магдалины. Экскурсия: Гревская площадь, мэрия, Пантеон и Сорбона. Молебен у мощей св. Царицы Елены. Свободное время у собора Парижской Божией Матери. В 15:00 молебен у Тернового венца Иисуса Христа. Эту святыню привез в Париж король Людовик IX. Тематическая экскурсия «Сакральное сердце Парижа». Продолжение экскурсии по городу: Гревская площадь, башня св. Иакова, замок Филиппа Красивого, дворец Гарнье, Лувр. В 17:00 трансфер на территорию Германии. Ночлег.

    • 8 день

    Трансфер в аэропорт. Вылет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *