Православная культура

Что такое православная культура?

Расскажите о РНЛ, нажав кнопки! Русская народная линия

информационно-аналитическая служба
Православие Самодержавие Народность

Священник Евгений Мельников, Русский дом

17.02.2007

Понятие культура, к сожалению, часто воспринимают как широту и объём знаний. Если человек читал Шекспира и Данте, имеет понятие о живописи, умеет хотя бы читать на иностранных языках, то он считается культурным. То есть культуру отождествляют с образованием. На самом деле культура происходит от слова «культ», а культурность зависит от того, насколько ты заповеди Бога исполняешь. Апостол Павел говорил: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто»
(1 Кор. 13, 1. 2).
В Православии и некогда во всей России под словом «культура» всегда понималась именно любовь к ближнему. Если неграмотный крестьянин, как добрый самаритянин, помогал и давал приют совершенно не знакомому человеку, — это был культурный человек. В русской деревне было принято здороваться с каждым встречным, и это было культурно. Культура — это боязнь оскорбить неосторожным словом или поступком окружающих людей. Культура — это прежде всего уважение к ближнему.
И если вы посочувствуете, пожалеете человека, пусть даже вам неприятного, вы проявите христианскую любовь к ближнему. И ваше сочувствие не обязательно должно выражаться какими-то внешними действиями или словами. Если вы хотя бы мысленно пожелаете ему исправления, то проявите христианскую, православную заботу о нём.
Потому, если православную культуру в школе преподаёт культуролог, для которого Православие — одна из многих религий, он стремится, чтобы его слушатели знали предмет, как историю, физику, биологию и т.п. Религиозное же образование ставит своей целью привести детей к Божией любви.
Боятся православной культуры не только сторонники других религиозных конфессий, но и бывшие коммунисты и атеисты. Ведь семьдесят лет борьбы с религией не могут пройти бесследно. И эти пережитки безбожного времени ещё долго будут сказываться даже там, где мы этого не ожидаем. Многие такие люди, даже объявляя себя верующими, веру свою ничем не проявляют.
Удивляет иногда поведение некоторых родителей. Они готовы послать своих детей в православную школу, но при этом сами остаются безразличными к вере, а то и посещают какую-нибудь протестантскую секту или увлекаются оккультизмом.
Мне приходится иногда беседовать в воинских частях с солдатами. К сожалению, странное отношение к вере можно наблюдать со стороны командиров. Офицеры иногда заявляют, что они сами неверующие, но такие беседы для солдат полезны: они улучшают дисциплину, уменьшают дедовщину и т.п. Но ведь солдаты — не дети и не наивные простецы. В конце концов они начнут воспринимать подобные беседы, как когда-то всем надоевшие политзанятия. Русский философ ХIХ века Юрий Самарин говорил: «Вера по существу своему несговорчива, и в сделки с нею входить нельзя. Нельзя признавать её условно, в той мере, в какой она нам нужна для наших целей, хотя бы и законных. Вера воспитывает терпение, самопожертвование и обуздывает личные страсти — это так; но нельзя прибегать к ней только тогда, когда страсти разыгрываются, и только для того, чтобы кого-нибудь урезонить или пристращать расправою на том свете. Вера — не палка, и в руках того, кто держит её, как палку, чтоб защищать себя и пугать других, она разбивается в щепы. Вера служит только тому, кто искренне верит; а кто верит, тот уважает веру; а кто уважает её, тот не может смотреть на неё как на средство. Требование от веры какой бы то ни было полицейской службы есть не что иное, как своего рода проповедь неверия, может быть опаснейшая из всех по её общепонятности». По мнению Ю. Самарина, такая казённая проповедь веры привела к распространению в России житейского безверия, когда веру стали использовать в практических, сугубо материальных целях.
Можно ли пробудить в бывших атеистах хотя бы интерес к вере, к Православию? К счастью, большинство из них не являются фанатиками. Они не верят только потому, что так воспитаны и не приучены обращаться к Богу. Поэтому стоит обратиться к основам, к самим истокам религии вообще. Почему люди верят в Бога? Во времена научного атеизма нам говорили, что человек придумал богов, потому что боялся стихийных сил природы и своей зависимости от этих сил. Объяснение примитивное, унижающее человека и к тому же нелогичное. Ведь человек не просто придумал Бога или богов, но служил им, приносил жертвы, молился, совершал различные обряды. И делал это на протяжении многих тысяч лет. Если бы эти действия человека, его служения Богу были безответными и не давали бы результатов, вряд ли эти служения продолжались бы так долго. Значит, был ответ Бога, который человек чувствовал, то есть была связь человека с Богом. Человек знал, что Бог ответит на его просьбы, на его молитвы и служение. Но отступая от Бога, нарушая Его законы, накапливая свои грехи, человек по прошествии веков постепенно утрачивал это чувство, и вера его слабела, а служение становилось всё менее искренним. И Христос говорит: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле» (Лк. 18, 8).
Святые отцы Церкви называли это чувство духовным, Божественным чувством присутствия Божия. Приведу и слова выдающегося хирурга, профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, святителя Луки, архиепископа Крымского и Симферопольского. Кому, как не профессору медицины, знать человеческий организм, знать его биологию, физиологию, психологию, Он говорит: «Я полагаю, что несомненные факты психического порядка… обязывают нас не только допустить возможность обострения наших пяти чувств, но и прибавить к ним сердце как специальный орган чувств». То есть орган восприятия духовного чувства — сердце. Об этом говорится и в святоотеческих творениях Церкви, и в священных книгах не только христианской религии. Как важны и понятны слова Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).
Чувство это есть в разной степени в каждом человеке, но особенно чисто и сильно оно у детей. Поэтому Христос говорит: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Очень важно с первых дней жизни ребёнка поддерживать и укреплять в нём это чувство сначала личным примером родителей, а затем и обучением в школе.
Духовное, Божественное чувство связывало человека, как часть природы, со всеми творениями её. Недаром христианские подвижники приручали диких зверей, могли предвидеть события, т. к. знали Божественный закон, по которому существует этот мир.
Кстати следует сказать, что проблема влияния религиозного чувства, молитв и обрядов на здоровье человека у нас совершенно не исследовалась. Думаю, что в этом отношении мы сильно отстали от западного мира, и это используется средствами западной пропаганды чаще всего в своих далеко не благородных целях.
Трудность преподавания Православной культуры и восстановления традиций заключается ещё и в том, что постоянно приходится сталкиваться с понятиями и стереотипами, заложенными в нашем обществе за 70 лет безбожия. В те времена образцом поведения и формирования общественного мнения были средства массовой информации: телевидение, радио, кино, театры и т.п. Поэтому сейчас наши люди оказываются незащищёнными от пропаганды пошлости, жестокости и разврата, которые преобладают в наших СМИ.
Многие поколения советских людей воспитывались на сказках Г.Х. Андерсена. Но для наших детей сказки Андерсена давались со значительными купюрами. Всё, что могло навести детей на мысль о Боге, из текстов исключалось. Например, в сказке о снежной королеве сестра Герда попала в её замок и спасла брата Кая с помощью молитвы «Отче наш». И когда они вдвоём вернулись домой, то застали бабушку за чтением Евангелия. У Андерсена даже было указано место из Евангелия: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Все подобные эпизоды из наших детских изданий были исключены.
Хотя Дания считается в Европе одной из самых атеистических стран, её дети, читающие сказки без сокращений, обладали некоторым иммунитетом против пошлости и разврата, знали, что молитва может помочь. Наши же дети такого иммунитета не получали.
В наше время юноши и девушки пели песни и читали стихи исключительно Владимира Высоцкого, Александра Галича, Иосифа Бродского, Булата Окуджавы. Вот воспитатели наших детей.
Православная вера всегда играла величайшую роль в истории России. Все, и хорошие, и плохие события происходили в прямой связи с тем, как веровал наш народ. Ведь и Октябрьская революция была результатом оскудения веры. Вот как говорит об этом предреволюционном времени известный церковный деятель митрополит Вениамин (Федченков): «…духовная жизнь и религиозное горение к тому времени начали падать и слабеть… Огня не было в нас и окружающих. Пример о. Иоанна Кронштадтского был исключением, но он увлекал преимущественно простой народ. А «высшие» круги — придворные, аристократы, архиереи, духовенство, богословы, интеллигенты — не знали и не видели религиозного воодушевления. Как-то всё у нас опреснилось…, мы перестали быть солью земли и светом мира. Нисколько не удивляло меня ни тогда, ни теперь, что мы никого не увлекали за собой: как мы могли зажигать души, когда не горели сами?!».
И сейчас лишь укрепление веры, восстановление традиций может, если не возродить великую Россию, то хотя бы замедлить её окончательный развал и падение. Закончу словами известного патриота, безвременно ушедшего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева): «Пора признать, пока мы не восстановим традиционные нравственно-религиозные ценности, пока не остановим пропаганду насилия и разврата, пока не начнём воспитывать в россиянах чувство национального единства вместо нынешнего духа наживы — никто не сможет гарантировать, что трагедия не повторится вновь. Времени остаётся всё меньше и меньше. Дай Бог, чтобы на этот раз хватило мудрости и веры, чтобы избежать окончательной гибели России и русского народа».
http://www.russdom.ru/2007/200702i/20070217.shtml

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)
Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

Другие статьи этого автора

Другие статьи по этой теме

Главный редактор — А.Д.Степанов
Учредитель ООО «Русская народная линия»
Пишите нам по адресу info@ruskline.ru
Телефон: +7 (812) 950-92-09
Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл № ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+
Сайт работает на программной платформе

Русская Православная Церковь

Константин, митрополит Петрозаводский и Карельский (Горянов Олег Александрович)

Дата рождения: 23 марта 1951 г.

Дата хиротонии: 16 июня 1991 г. Дата пострига: 14 апреля 1986 г. День ангела: 3 июня

Страна: Россия Биография:

Родился 23 марта 1951 г. в с. Кэнессы Свердловского р-на Джамбульской обл. СССР.

В 1974 г. окончил лечебный факультет Винницкого медицинского института и работал участковым врачом, затем старшим врачом бригады интенсивной терапии в районной больнице, в 1980-1982 гг. — ассистентом, затем старшим преподавателем в Брянском педагогическом институте.

В 1981 г. защитил кандидатскую диссертацию в Смоленском медицинском институте.

В 1983 г. поступил в Московскую духовную семинарию, продолжал заниматься медицинской практикой.

14 апреля 1986 г. инспектором МДА архимандритом Георгием (Грязновым) пострижен в монашество. Епископом Дмитровским Александром (Тимофеевым), ректором МДАиС, 4 мая рукоположен во иеродиакона, 12 июня ― во иеромонаха.

В 1989 г. окончил Московскую духовную академию, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Русская религиозно-философская антропология на рубеже XIX-XX веков: В.С. Соловьев и В.И. Несмелов»; получил степень кандидата богословия (1990 г.), был оставлен профессорским стипендиатом и преподавателем Священного Писания Ветхого Завета в МДС.

2 марта 1990 г. возведен в сан игумена, 3 марта зачислен в братию Жировицкого монастыря.

20 марта 1990 г. назначен ректором Минской духовной семинарии.

В сентябре 1990 г. возведен в сан архимандрита.

16 июня 1991 г., в день памяти Всех святых, в земле Белорусской просиявших, хиротонисан во епископа Новогрудского, викария Минской епархии. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

19 февраля 1992 г. назначен управляющим Новогрудской епархией с сохранением должности ректора Минской духовной семинарии.

17 июля 1996 г. назначен ректором Санкт-Петербургских духовных школ с титулом «епископ Тихвинский, викарий Санкт-Петербургской епархии».

С 1999 г. — профессор, заведующий кафедрой богословских дисциплин Санкт-Петербургских духовных школ, член Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга. В 2002 г. избран президентом новообразованной Ассоциации духовно-нравственного воспитания студентов «Покров», объединяющей около 40 вузов Санкт-Петербурга.

25 февраля 2003 г. возведен в сан архиепископа.

6 октября 2008 г. решением Священного Синода освобожден от обязанностей ректора Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии и назначен архиепископом Курганским и Шадринским. Служение управляющим епархией сочетал с работой профессора и проректора по научной работе Екатеринбургской духовной семинарии.

Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. (журнал № 81) назначен председателем Синодальной богослужебной комиссии.

Решением Священного Синода от 5 мая 2015 г. (журнал № 9) назначен Преосвященным Петрозаводским и Карельским, главой Карельской митрополии.

24 мая 2015 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя г. Москвы Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан митрополита.

Участник Поместных Соборов 1988, 1990, 2009 гг.

Член Синодальной богословской комиссии, редколлегии «Богословских трудов», член нескольких академий (РАЕН, МАНЭБ и др.), член Союза писателей России.

Образование:

1974 г. — Винницкий медицинский институт.

Московская духовная семинария.

1989 г. — Московская духовная академия.

Место работы: Карельская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Петрозаводская епархия (Правящий архиерей) Место работы: Синодальная богослужебная комиссия (Председатель) Научные труды, публикации:

Влияние солей лития на функцию почек (кандидатская диссертация по медицине).

Русская религиозно-философская антропология на рубеже XIX-XX веков: В.С. Соловьев и В.И. Несмелов (кандидатская диссертация).

Автор 250 публикаций.

Книги:

  • И познаете истину (Ин. 8:32). — СПб.: Родная Ладога, 2011. — 568 с.: ил.
  • Встань и иди в дом твой (Лк. 5:24). ― СПб.: Родная Ладога, 2014. – 512 с. ил.
  • 20 лет Курганской и Шадринской епархии. 1993-2013. ― Курган: Принт-экспресс, 2014. ― 194.: ил.
  • Апокалипсисы революций. ― СПб.: Родная Ладога, 2018. ― 560 с.: ил.

Награды:

Церковные:

  • 1986 г. ― орден св. ап. Марка II ст. (Александрийская Православная Церковь);
  • 1995 г. ― орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • 2001 г. ― орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 2006 г. ― орден свт. Иннокентия Московского II ст.;
  • 2010 г. ― орден свт. Кирилла Туровского II ст. (БПЦ);
  • 2011 г. ― орден прп. Серафима Саровского II ст.;
  • 2016 г. ― орден свт. Макария Московского II ст.;
  • медаль прп. Сергия Радонежского I-II ст.;
  • медаль ап. Петра (Санкт-Петербургская епархия);
  • медаль прп. Далмата Исетского (Курганская епархия).

Светские:

  • 2003 г. ― юбилейная медаль «В память 300-летия Петербурга»;
  • 2004 г. ― грамота губернатора Ленинградской области «За содействие в деле возвращения Тихвинской иконы Божией Матери»;
  • 2004 г. ― «Золотой крест св. мц. Татианы» от Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга;
  • 2011 г. ― почетный знак Российской академии естественных наук «Звезда Академии» I ст.;
  • 2014 г. ― памятная медаль Правительства РФ «Патриот России»;
  • 2017 г. ― «Лауреат года» Республики Карелия за большой вклад в духовное и культурное развитие;
  • орден Петра Великого II ст.;
  • орден Георгия Победоносца I ст.;
  • почетная грамота Министерства юстиции РФ.
  • Методика

Версия для печати

Православное пособие.

Экспериментальный учебно-методический комплект «Православная культура».

Шевченко Л. Л., Игумен игум. Георгий (Шестун)

Предисловие

Для учителя православной культуры самым простым методом преподавания ее детям явился бы пересказ учебника Закона Божиего в надежде на то, что постепенно усвоенные знания сформируют необходимые личностные качества у детей и приобщат их к православной культуре. Однако современная государственная общеобразовательная школа имеет светский характер. Как же решить задачу увлечения детей Божественной Истиной, отраженной в многообразных формах проявления красоты православной культуры в окружающей жизни? От учителя требуется тщательная подготовка к каждому уроку, большая любовь к детям и стремление передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура. В помощь учителям, желающим пройти вместе с детьми этим путем, и разработаны эти пособия.

Цель Концептуального обоснования программы учебного предмета «Православная культура» заключается в том, чтобы установить единое понимание участниками всех образовательных структур значения предмета «Православная культура», что в равной степени относится к содержанию предмета и к специфике его программы. Концептуальное обоснование должно помочь в решении трех вопросов:

1. Для чего следует учить современных школьников данному предмету?

2. Как организовать педагогический процесс, чтобы преподаватель не искажал святую основу содержания данного предмета?

3. Как связать предмет «Православная культура» с интересами современных школьников (мотивация процесса обучения и отбор содержания), избежав опасности знаниевого подхода?

В связи с неразработанностью научно-теоретической основы и методики преподавания предмета «Православная культура» нет ясности и в определении подходов к отбору содержания. Поэтому представляется необходимым комплексное изложение здесь материалов теоретического и методического характера, что позволит уяснить концептуальную основу нового учебного предмета и содержание программы, выстроенной в соответствии с этой основой. Концептуальная основа предмета и примерная программа разработаны в соответствии с требованиями «Примерного содержания образования по учебному предмету „Православная культура»».

Обоснование включает:

— Определение целей и задач предмета, а также его специфики.
— Методологическое обоснование предмета (характеристика понятия «православная культура» в культурноисторическом, аксиологическом, богословском и педагогическом аспектах).
— Общую характеристику православной культуры как образовательной области.
— Принципы построения программы предмета.
— Определение структуры программы предмета в соответствии с его спецификой.
— Сведения о возрастных, индивидуальных особенностях духовно-нравственного и эстетического развития современных школьников в связи с особенностями восприятия содержания предмета.
— Требования к подготовке учителя в соответствии со спецификой содержания предмета.
— Экспериментальный методический комплект для учителя по предмету «Православная культура», включающий три пособия.

1. Методическое пособие, содержащее:
• программу по учебному предмету;
• тематическое планирование по четвертям учебного года;
• планы уроков с методическими комментариями.

2. Пособие «Иллюстрации», в котором содержится перечень иллюстраций для сопровождения уроков.

3. Музыкальное пособие «Звуковая палитра» — поурочные музыкальные материалы.

В отдельный раздел методического пособия выделено «Концептуальное обоснование программы учебного предмета «Православная культура» (1—11 классы).

Раздел 1

Концептуальное обоснование программы учебного предмета «Православная культура»

Введение

В «Примерном содержании образования по учебному предмету „Православная культура» дается обоснование актуальности и возможности введения в государственных школах, лицеях и гимназиях учебного предмета „Православная культура»» (58). Анализ ситуации в России за годы, предшествовавшие разработке указанного документа, показал: А Нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности общему, коллективному, соборному идеалу ответственности человека за другого человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание лишь собственной удачи, на проявление практичности и рационализма.

В результате этого усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Все это может привести к нравственной деградации общества. Такие негативные явления особенно заметны в молодежной среде. Это ставит перед государственными образовательными структурами, ответственными за духовное здоровье нации, неотложную задачу социально-педагогической коррекции и реабилитации юных членов российского общества.

В качестве дидактической формы необходимой духовно-нравственной коррекции (в пределах возможностей школьного обучения) предлагается ввести в базисный учебный план общеобразовательной школы предмет «Православная культура», который противопоставит моральным антиценностям современного общества традиционные ценности российской культуры. Именно они могут явиться основой духовно-нравственного оздоровления (воспитания, перевоспитания) современных школьников (подробнее об этом говорится в «Примерном содержании образования по учебному предмету „Православная культура»»).

Основной особенностью учебного предмета «Православная культура» является его культурологическая направленность. Это обусловлено светским характером государственной школы, в рамках которой будет преподаваться данный предмет. В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ «Об образовании», в «Примерном содержании образования по учебному предмету „Православная культура»» подробно определяются основные цели и задачи, которые должны быть реализованы при изучении этого предмета.

В Концептуальном обосновании программы этого предмета объясняется, как применить нормативные установки «Примерного содержания…» к процессу внедрения инновационного для государственной системы образования предмета «Православная культура». Это предполагает конкретизацию опорных методологических блоков: уточнение основных понятий предмета и перевод общих целей в психолого-педагогическую и методическую интерпретацию, понятную учителю.

Методологической основой программы являются: свято-отеческое наследие (св. Василия Великого, св. Иоанна Златоустого — толкование Священного Писания; св. Григория Богослова, св. Григория Нисского, преп. Максима Исповедника — учение о человеке; св. Климента Александрийского — о соотношении знания и веры; о чувстве (ощущении) как одном из четырех компонентов доказательства; о сущности и способах «детовождения»; св. преп. Григория Синаита — о внутреннем совершенствовании человека; св. Тихона Задонского — о формах морального назидания; преп. Серафима Саровского — о соответствии способов и содержания беседы учителя уровню духовно-душевного развития ученика; св. Игнатия Брянчанинова — о доступности изучаемого источника восприятию ученика; об использовании разных форм изложения духовного материала для активизации положительных душевных состояний (например, о возбуждении воли к покаянию средствами поэзии); св. Феофана Затворника — о принципах отбора содержания и систематизации материала Священного Писания и формах его освоения; св. прав. Иоанна Кронштадтского — о содержательной основе активизации интереса к познанию мира; о законах творчества, категории прекрасного и законах Божественного действия; о направлениях и задачах педагогической работы; о выделении богословского ядра при отборе материала); труды богословов (С.Л. Епифановича, С.М. Зарина, А.И. Осипова, о. П. Флоренского и др.); философов (М.М. Бахтина, В.В. Зеньковского, Л.П. Карсавина, И.А. Ильина, Н.О. Лосского и др.); культурологов, искусствоведов (П.А. Гнедича, В.П. Лега, Л.А. Успенского, Ф.И. Успенского и др.); психологов (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна); педагогов (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, В.Ф. Шаталова); специалистов в области эстетического воспитания (Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, В.К. Белобородовой, Т.Н. Овчинниковой и др.); филологов (И.О. Шмелева); теоретические исследования по проблеме разработки образовательных стандартов, государственные документы в области образования, а также материалы обобщения практического опыта преподавания предмета на основе Банка психолого-педагогических данных, анализ которых позволил дать теоретическое обоснование целей, задач, принципов отбора материала, исходя из специфики предмета и разработать методику его преподавания в школе (1—85).

1.1. Определение понятия «православная культура». Специфика предмета

В настоящее время существует несколько вариантов преподавания предмета «Православная культура»: как Закон Божий, как история культуры, как предмет краеведения. Не отрицая всего полезного в этих вариантах, для введения предмета в массовую общеобразовательную школу следует все же определить единую основу предмета и ее вариативные компоненты. Это позволит, сохраняя общие цели и задачи предмета, обогатить его содержание и формы изложения. Основным базовым элементом является наличие в названии предмета ключевых слов «православная культура», что требует единой трактовки понятий «православная», «культура», «духовность».

В понятии «православная культура» оба составляющих термина: «православная» и «культура» — определяются средствами понятийного аппарата богословской, философской, эстетической и педагогической наук. «Прилагательное „православная» происходит от существительного „православие» и означает признак, отличающий Православную Церковь от других христианских вероисповеданий. Под словом „православие» понимается истинное знание о Боге и творении. Греческий термин „православие» состоит из двух слов — „правый, истинный» и „слава» (в двух значениях: „вера» и „славословие»). Правильное учение о Боге включает правильное славословие. Учение Бога людям является Откровением Бога святым людям через научение и через Таинства. Святые Отцы запечатлели этот опыт и знание в догматах»(10).

С понятием «православие» связано понятие «духовность». «Духовность — это состояние духовного человека, имеющего определенный тип поведения, мотивы и образ мыслей, отличающие его от человека недуховного. Духовность нетождественна понятию „душевность», которая связывается с душевными проявлениями: разума, чувств и т.п. Православная духовность — это опыт жизни во Христе человека, преображенного благодатью Божьей. Православная духовность христоцентрична (так как во Христе произошло ипостасное соединение Божественного и человеческого естества), триадоцентрична (так как Христа нельзя рассматривать обособленно от других лиц Святой Троицы) и церковноцентрична (так как Церковь понимается как Тело Христово). Таким образом, сердцевиной православной духовности являются Христос, Святая Троица и Церковь. Носителем православной духовности является человек, стяжавший дар Святого Духа. Человек с развитыми творческими способностями в разных областях искусства, но не стяжавший Святого Духа, дающего жизнь душе, является человеком душевным и плотским» (10).

«Культура» как философское понятие означает форму общественного сознания и отражения действительности, а также среду обитания человека, представленную продуктами его деятельности. Культура является воплощением человеческого духа в формы, доступные объективному наблюдению.

Для более полного уяснения понятия «православная культура» приводим наиболее значимые определения богословов, искусствоведов, философов. Православное философское определение понятий «духовность», «культура» дал И.А. Ильин: «Культура есть явление внутреннее и органическое: она захватывает самую глубину человеческой души… Этим она отличается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и поверхностно… Поэтому народ может иметь древнюю и утонченную духовную культуру, но в вопросах внешней цивилизации (одежда, жилище, пути сообщения, промышленная техника и т.д.) являть картину отсталости и первобытности. И обратно: народ может стоять на последней высоте техники и цивилизации, а в вопросах духовной культуры (нравственность, наука, искусство, политика и хозяйство) переживать эпоху упадка» (31, с. 300). Таким образом, «духовность не совпадает с сознанием, не исчерпывается мыслью и не ограничивается сферой слов и высказываний. Духовность человека состоит в уверенности, что в пределах его души есть лучшее и худшее, качества, не зависящие от его произвола». «В духовном делании человек учится преклоняться перед Богом, чтить самого себя, видеть и ценить духовность во всех людях и желать творческого раскрытия и осуществления духовной жизни на земле. Это и есть сущая культура». Таким образом, «религиозность есть живая основа истинной культуры. Она несет человеку именно те дары, без которых культура теряет свой смысл и становится просто неосуществимой: чувство пред стояния, чувство заданности и призванности и чувство ответственности» (33, с. 446).

Таким образом, культурный человек (в православном понимании) должен иметь развитые чувства предстояния, призванности и ответственности.

Православная культура, по словам Н.О. Лосского, есть чувственное воплощение абсолютных ценностей бытия в творческих формах жизнедеятельности человека. Понятие духовности философ связывает с личностным развитием человека, так как настоящая личность — это деятель, осознающий абсолютные ценности бытия и долженствование осуществлять их в своем поведении (41).

Духовный человек всегда стремится к истине, добру и красоте. Общая культура человека определяется его духовной культурой.

Духовный компонент культуры включает в себя идеологию, искусство и религию (лат. — «святыня», «набожность», «благочестие»), которые определяют систему духовных ценностей, социальных норм и отношения человека к Богу как высшему началу, к миру, людям. Духовная сфера православия определяет направленность православной культуры.
В православной культуре отражаются особенности религии нашей страны (Православия), преломленные в традиционных правовых, моральных и эстетических формах деятельности человека, преображенного Благодатью Божией.

Православная культура была ядром истории России на протяжении последних 10 веков. Понимание культуры народа возможно лишь во взаимосвязи с историей этого народа. Введение христианства в России в его греко-восточной форме наложило яркий отпечаток на специфику просвещения и культуры как русского, так и других народов, входивших в состав Российского государства. Таким образом, феномен православной культуры отражает характерные особенности сознания и среды обитания человека, сформированные и организованные на основе православной духовности в контексте истории России и представленные в виде продуктов деятельности человека.

Взаимосвязь между приобщением человека к искусству и его духовно-нравственным развитием отмечалась многими авторами (33, 36, 53 и др.). Высокий воспитательный потенциал искусства (культуры) ученые объясняют онтологическими связями нравственного и эстетического феноменов культуры.

Общественно-историческая значимость культуры и искусства объясняется потребностью сохранить и передать потомкам идеальные образцы деятельности человека как отражение Божиего замысла.

Любое гуманитарное знание формирует мировоззрение личности. Это связано с тем, что мировоззрение включает в себя эмоционально-оценочное отношение к знаниям, к нравственным нормам, эстетическим проявлениям. Если такое отношение не формируется в процессе обучения, человека нельзя считать культурным. Так, Закон РФ «Об образовании» определяет образование как комплексный процесс воспитания и обучения. Отсюда вытекает важный вывод: учебный предмет должен содержать яркое эмоциональное отношение к принятой в обществе системе ценностей. В противном случае реализовать воспитательные задачи невозможно. Предмет «Православная культура», интегрируя в себе теологические, исторические, эстетические, филологические знания, имеет исключительные возможности для решения указанных образовательных задач.

Воспитательные возможности предмета «Православная культура» объясняются тем, что православная культура сохранила опыт чувств, эталонные ценности, отразившие способ реагирования человека на мир в эстетических формах, а также тем, что она, основываясь на нормах христианской нравственности (морали), выполняла регулятивную и культурообразующую роль в общественной жизни России, сохраняя преемственность духовных традиций. Духовное ядро (менталитет) русской нации, сформированное на основе этих традиций, определяется выдающимися деятелями русской культуры как душа России (34, 83).

Христианская нравственность как компонент православной культуры всегда являлась системообразующим компонентом общего образования, лежащим в основе социального и нравственного воспитания школьников, формирования их гражданской позиции. Это находило отражение в определении задач образования, мировоззренческих установок, составляло основу анализа деятельности и отношений людей. Утрата преемственности традиций в духовно-нравственном воспитании детей привела к кризисным явлениям в развитии общества. Поэтому был разработан культурологический учебный курс с задачей систематического и последовательного сообщения детям духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные ценности (а такой ценностной традицией для России является православная культура). Имея духовно-нравственную и эстетическую направленность, предмет «Православная культура» будет знакомить школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества.

Введение систематического преподавания предмета духовно-нравственной направленности, восстанавливающего утраченный в результате политических катаклизмов в России в XX веке опыт практического воспитания благочестия, может и должно препятствовать нравственной деградации общественного сознания.

1.2. Общая характеристика православной культуры как образовательной области

Содержание понятия «православная культура» включает два обязательных уровня знания:

1. Базисный уровень. Это знания духовно-нравственного характера: православное учение о Творце и творении.

2. Культурно-образовательный уровень. Это преломление учения в различные формы общественной, культурной, материальной жизни русского народа в подуровнях: церковнославянский язык, религиозная живопись и иконопись, литература, православное образование, церковная музыка, религиозная философия. Православная культура относится к образовательным областям «Обществознание», «Искусство» и «Филология». Выделение отдельной образовательной области Православная культура» представляется необходимым, так как этот учебный предмет имеет самостоятельный и специфический объект изучения — процесс развития православной культуры и сложную структуру содержания, которая в полном объеме не может быть усвоена в составе других образовательных областей. В содержание этого предмета включаются материалы, изучение которых будет способствовать формированию морального и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности на основе православных традиций и системы ценностей. Предметом изучения являются феномены православной культуры, отраженные в Священном Писании, произведениях искусства (архитектура, живопись, музыка), духовной и светской литературы, источниках краеведения.

Областью научного знания, в котором используется понятие «православная культура», является образование теория и методика духовно-нравственного и эстетического воспитания. Поэтому данное понятие связано с понятиями «эстетическое воспитание» и «нравственное воспитание». Предмет позволяет осуществлять межпредметные связи с такими учебными предметами, как музыка, изобразительное искусство, окружающий мир, история, обществознание, русская литература, русский язык, мировая художественная культура.

1.3. Цели и задачи программы учебного предмета «Православная культура»

В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ «Об образовании» и обозначенными в «Примерном содержании образования по учебному предмету „Православная культура»», программой определяются следующие общие задачи обучения и воспитания:

• Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.

• Воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.

• Передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности. В соответствии со спецификой предмета, имеющего многокомпонентную структуру содержания, конкретизируются задачи воспитания детей.

Задачи духовно-нравственного воспитания:

• Развитие понимания смысла творческого действия Бога-Творца.
• Развитие нравственного чувства сопереживания.
• Развитие чувства ответственности за другого человека.
• Развитие чувства благодарения.
• Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали. Задачи эстетического воспитания:
• Развитие эстетического восприятия.
• Развитие художественных представлений и понятий о православной культуре.
• Развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры.
• Развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.

Решение поставленных задач может быть реализовано при условии увлечения школьников православной культурой.

Педагогическая интерпретация поставленных задач предполагает выделение знаний, умений, навыков, уровней воспитанности, являющихся показателями их реализации. Определение знаний не является сложной проблемой, так как предмет предполагает ознакомление учащихся с основным содержанием христианского вероучения, памятниками православной письменности, изобразительного и музыкального искусства. Объем знаний предопределен культурологическим характером предмета и отражен в «Примерном содержании образования по предмету…».

Определение умений и навыков в предметной области «Православная культура»

Педагогическое решение предполагает создание системы выработки специфических (в соответствии со спецификой предмета) навыков-умений. Их специфика связана с Божественным характером Источника, питающего православную культуру, постижение которого невозможно в рамках светского общего образования. В то же время изучение предмета «Православная культура» в объеме, определенном «Примерным содержанием образования по предмету…», становится достижимым при активизации образно-ассоциативного восприятия учебной информации. Для этого в содержании программы должны быть представлены методические материалы, которые будут его стимулировать. Возможностями активизации образно-ассоциативного восприятия обладают методики эстетического, нравственного воспитания и методики стимулирования навыков художественного творчества, которые могут быть успешно использованы на уроке православной культуры.

Навык формируется повторением. На уроках православной культуры у детей посредством тренировок можно развить навыки общения с объектами православной культуры, видения целенаправленного формирования образа Божиего творения в окружающей жизни, потребность искать его и находить в Священном Писании, в жизни святых, в православных традициях и ценностях, отраженных в произведениях искусства и в окружающей жизни (в православных праздниках, языке богослужения и т.д.). В изображенном, отраженном в природе и произведениях церковного и светского искусства надо научить видеть смысл, для которого была создана определенная форма (изображение, молитва, житие, канон, распев, жанр, украшение, обряд, постройка, праздник и т.п.). Навык общения с высокими образцами православной культуры должен формироваться в непосредственном общении с оригиналом, а при невозможности — с пересказом, репродукцией, видеофильмом. Учебные задачи должны ставиться как практические творческие: понимание образного содержания, создание образа в собственных продуктах творческой деятельности и выражение в них своего отношения.

Умения в области православной культуры предполагают творческое применение полученных знаний в повседневной жизни: например, знания о детстве преп. Сергия Радонежского и семейных взаимоотношениях из житий других святых позволят ребенку развивать у себя умение послушания старшим, почитания каждого члена своей семьи, умение выполнять свои обязанности по отношению к близким, товарищам и т.п.

Отсюда следуют два вывода:

1. Ребенок должен овладеть языковыми навыками восприятия православной культуры. Это связано с развитием творческого мышления и восприятия. Данные психологов показывают, что у детей есть задатки творческого восприятия (12). Оно характеризуется взаимосвязью нравственной и эстетической категорий: категория добра сливается с категорией красивого, прекрасного, категория зла — с категорией безобразного. Творческое развитие предполагает движение от образа-чувства к средству выражения: интонации, жанру, стилю, цвету, форме, особенностям языка, обряду, канону. Навыки следует вырабатывать у ребенка в единстве освоения им формы и содержания православного искусства.

2. Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств выражения. При этом используются эвристические и проблемные методы обучения.

Обучение должно быть организовано так, чтобы на начальном этапе у ребенка была сформирована потребность к изучению того, что имеет какое-то отношение к интересам современного школьника. Затем эта актуализированная потребность позволит учителю совместно с ребенком сформулировать вопрос: для чего и как создавалась православная культура? И теперь, опираясь на интерес ребенка, учитель сможет в процессе обучения показать авторов и средства ее создания, ее роль в жизни русских людей на протяжении тысячелетия. Такая последовательность этапов обучения подведет детей к постепенному пониманию сущности православной культуры как культуры, создававшейся во славу Христа.

Страница 1 — 1 из 10
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец | Все
© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

О проекте Авторы Карта портала Контакты


Веб-студия Православные.Ру

Доклад «Православная культура и воспитание подрастающего поколения»

Вход

Лариса Аникина
Доклад «Православная культура и воспитание подрастающего поколения»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дарование»

ДОКЛАД

Православная культура и воспитание подрастающего поколения.

музыкальный руководитель Аникина Лариса Михайловна

Ташла 2016 г.

Православная культура и воспитание подрастающего поколения.

В Православии и некогда во всей России под словом «культура» всегда понималась именно любовь к ближнему. Если неграмотный крестьянин, как добрый самаритянин, помогал и давал приют совершенно не знакомому человеку, — это был культурный человек.

А православная культура представляет собой неисчерпаемую сокровищницу духовных ценностей. Это литература, это иконы и фрески, это великолепная архитектура храмов, это колокола и колокольные звоны, это удивительная музыка, не сравнимая по красоте и целостности ни с какой другой. Главная цель всех, кто имеет отношение к детям – сохранение их духовно-нравственного здоровья. Что возможно только через приобщение к православной культуре. Культурный человек – это просвещенный православной верой человек. И просвещать детей надо начинать как можно раньше.

В нашем детском саду мы начинаем духовно-нравственное воспитание с 4-5 лет. (Слайд 2) Для этого я разработала парциальные программы Основ православной культуры для детей дошкольного возраста «Родничок». Работа по программе ведется в трех направлениях:

1. Самообразование педагогов. (Слайд 3-4)

Изучение литературы и передового опыта.

Консультации и семинары.

Библиотека православной литературы, подаренная настоятелем храма отцом Сергием (Клименко). (Слайд 5 — 6)

2. Взаимодействие с родителями (Слайд 7)

Воспитание духовно-нравственной личности показывает, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за то, каким человеком вырастет их ребенок. Деятельное включение семьи в духовно-нравственное воспитание детей необходимо. Мы используем следующие формы работы:

Анкетирование (отношение родителей к изучению детей ОПК)

Родительские собрания

Уголок духовно-нравственного воспитания (где представлены цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей; размещен план мероприятий духовно-нравственной направленности; содержатся советы и рекомендации родителям по воспитанию детей и представлены фотографии с мероприятий.

Библиотека для родителей. Книги о православном воспитании детей, подаренные настоятелем храма отцом Сергием (Клименко) (Слайд 8-9)

Выставки семейного творчества «Рождественский Ангел» «Вертеп». «Пасхальное яйцо» «Пасхальная открытка» (Слайд 10)

Совместные праздники (Слайд 11-12)

3. Совместная деятельность с детьми (Слайд 13)

Самые разнообразные виды деятельности привлекают детей и доставляют им огромное удовольствие.

1. Духовные часы, которые я провожу один раз в неделю в старшей и подготовительной группе детского сада. Содержание духовных часов связано с церковным календарем и его праздниками, которые дают смысл всей дальнейшей разнообразной детской деятельности в разных видах занятий, игр, прогулок и экскурсий. Определены темы бесед. (Слайд 14) К каждой беседе подготовлена презентация. (Слайд 15). Подобраны музыкальный и литературный материал, видеотека. На занятиях дети занимаются еще и творчеством: рисуют, лепят, конструируют, также играют в православные игры. (Слайд15-16-17). Так к теме Сотворение мира я готовлю беседу, презентацию, мультфильм «Сотворение мира», (Слайд 18, песню «Хорошо весьма» и раскраски «Сотворение мира». (Слайд 18-19) Тему «Уважай старость» беру в конце сентября. (Слайд 20-21). Провожу беседу, читаю рассказ Л. Толстого «Дедушка и внук», провожу игру «Помоги дедушке и бабушке» и предлагаю ребятам сделать сувенир для бабушки. (Слайд 22). Такие темы, как «Наш храм», «Святыни нашего храма», «Православные иконы», «Колокольный звон» — провожу в нашей церкви. (Слайд 23) .В беседах всегда принимает участие настоятель храма. Темы патриотизма и любви к Отечеству провожу в музее. (Слайд 24) К празднику Рождества Пресвятой Богородицы мы с ребятами сажаем сирень на территории детского сада. (Слайд 25) К празднику Казанской иконы мы украшаем рамки для иконы Богородицы. (Слайд 26) К празднику Рождества готовимся с особой радостью. Кроме рождественских рассказов и мультфильмов мы слушаем тропарь Рождества и поем рождественские песни. Готовим с родителями вертеп к празднику, шьем костюмы и печем рождественское печенье. Дети с родителями участвуют в рождественских конкурсах. (Слайд 27-29). Пасха – любимый праздник. Готовимся к нему всю страстную неделю. Дети с родителями участвуют в пасхальных конкурсах, готовим праздничное выступление. (Слайд 30-32).На пасхальной неделе проводим праздник. Мероприятиями внутри детского сада мы не ограничиваемся. Дети нашего сада постоянные участники районных мероприятий: «Яблочный Спас», «Долг. Честь. Родина», «Малахитовая шкатулка», фестиваль «Радуга», в областном «Искорка. Чистые голоса». Принимаем участие в параде Победы (9 мая). (Слайды 33-35)

Темы бесед:

1. Блок Детская библия

2. Блок Христианская семья

3. Любовь к Отечеству

4. Блок Внутренний мир

1. Блок «Детская библия»

1. Сотворение мира

2. Адам и Ева в раю. Изгнание из рая

3. Ноев ковчег

4. Закон Бога

5. Первая молитва

6. Первый храм

7. Рождество Богородицы.

8. Введение во храм Пресвятой Богородицы

9. Рождество Христово

10. Крещение

11. Как Иисус Христос помогал людям

12. Пасха

13. Православные иконы

14. Колокольный звон

2. Блок «Христианская семья»

1. Чти отца и мать твою

2. Семья вместе – душа на месте

3. Пусть всегда будет мама

4. Наши папы – защитники Отечества

5. Уважай старость

3. Блок «Любовь к Отечеству»

1. Наша Родина

2. Наш храм

3. Святыни нашего храма

4. День народного единства. Казанская икона Божьей Матери

5. Защита Отечества

6. Святые земли русской

7. Смелого пуля боится, смелого штык не берет

8. Великая Победа

4. Блок. «Внутренний мир человека»

1. Золотое правило

2. Братья наши меньшие

3. Растения. Творения Бога надо беречь

4. Час в добре побудешь — горе забудешь

5. Труд кормит, а лень портит

6. Друг познается в беде

7. Человеческие грехи

8. Об одном вздохнешь, а всех жалко

9. Зачем творить добро

2. Праздники. Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры должны занимать народные праздники и традиции. В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники. Праздники открывают ребенку мир радостный, спасительный, мир благодатный и духовный. И являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

В детском саду у нас проводятся праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, Казанская икона Божьей Матери или День народного единства, Никола Зимний, Рождество, Благовещение, Вербное воскресение, Пасха, День славянской письменности и культуры, Преображение Господне. На все праздники к нам приходит настоятель храма отец Сергий и всегда приносит гостинцы для детей.

3. Игра, как особый вид

Трудно переоценить воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка. При умелом руководстве взрослого, игра способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку — знающим, неумелого – умельцем. Игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Я подобрала православные игры, которые помогут педагогам воспитать в ребенке духовно – нравственную личность. Их смело можно использовать на праздниках и в любое свободное время, как в помещении, так и на свежем воздухе. Особенно дети любят играть в эти игры на празднике, когда участие принимают родители.

1. «Подбери цвет»

2. Шарик с пожеланиями

3. 5 орешков.

4. «Помоги дедушке и бабушке.

5. Пасхальный кулич

6. «Заветные буквы»

7. «Розовые очки»

8. «Волшебный стул»

9. Ангел-хранитель.

10. Свеча

Сейчас на сайте православие и мир есть мобильные приложения для детей с развивающими православными играми. И если дети играют в компьютерные игры, то это будет время, потраченное с пользой.

Для работы я написала две программы: «Песенка души» и «Родничок». Для распространения своего опыта я написала Методические рекомендации «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста», которые вышли отдельным книгопечатным изданием в количестве 50 экземпляров, предназначенных для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и педагогов дополнительного образования. А для того, чтобы в духовно-нравственном воспитании детей активно участвовал еще и социум, мною был разработан проект «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста».

По программам я работаю 5 лет перерабатывая, и дополняя их с учетом требований.

Библиографический список:

1. Журнал «Современный детский сад», №5 2008 г.

2. Свящ. Евгений Мельников статья «Что такое православная культура»

Журнал «Русский дом» 2016

Л. Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура» г. Энгельс 2015 г.

Тренинг гармоничных детско-воспитательских отношений в контексте нравственного воспитания подрастающего поколения Практикум к педагогическому совету на тему: «Тренинг гармоничных детско-воспитательских отношений в контексте нравственного воспитания подрастающего.

Музыкальная народная культура — источник нравственного воспитания подрастающего поколения В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования.

Фотоотчет о работе детского сада «Надежда» в общественной жизни и воспитании подрастающего поколения. Село Большой Карай на реке Хопер основано в 1612 году казаком Григорием Черным. Каждый год в июле месяце мы все вместе отмечаем праздник.

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание подрастающего поколения» Консультация для воспитателей на тему «Московский Кремль» Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач.

Патриотическое воспитание-основа для воспитания будущего поколения Патриотическое воспитание-основа для воспитания будущего поколения. В нашем дошкольном отделении сложилась определённая система патриотического.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения Здравствуйте уважаемые коллеги. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы,.

Православная певческая культура в системе начального музыкального образования Православная певческая культура в системе начального музыкального образования (из опыта работы с ансамблем православного пения «Ладанка».

Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая.

Роль семьи в воспитании подрастающего поколения Роль семьи в воспитании ребенка Как часто мы слышим: «У меня совершенно нет времени на ребенка, на семью…» Порой мы сами это и говорим.

Сказкотерапия в работе с родителями. Роль труда в воспитании подрастающего поколения или как убедить родителей в пользе труда Роль трудовых действий, труда в жизни неоценима – это двигатель прогресса. Сила, позволяющая быть ответственным, целеустремленным, действенным,.

Библиотека изображений:

Опубликовано в разделах:

  • Педсоветы
  • Православие. Основы православной культуры, православные и церковные праздники
  • Темочки

+1 Голосовать Комментарии: Всего комментариев: 1. Для просмотра комментариев Популярное из нового

Сегодня маленький Христос Спасенья Чудо нам принес. Сверкает снега серебро. И хочется дарить добро. И хочется летать, как птица. Любви Всевышнего…
Дата: с 09. 01. по 11. 01. Тема: «Праздники в нашей жизни». Задачи: закладывать основы праздничной культуры; вызвать эмоционально положительное…
Цветы — символ любви и верности, символ уважения и памяти. Цветы — самое скромное и доступное украшение нашего жилища. Даже маленький букетик цветов…
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Лэпбук «Зима» для подготовительной группы…
Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у детей…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *