Православное воспитание в школе

Чему учат в воскресной школе?

Читать свежее Дневники Группы Статьи Консультации Рецепты Ещё

  • Конкурсы
  • Доска объявлений
  • Поиск подруг

Каталог учреждений

  • Роддома
  • Детские сады
  • Школы

Будущей маме:

  • Календарь беременности
  • Выбор имени
  • Все сервисы

Ещё

Присоединяйтесь к нам в соцсетях: Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях: Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте facebook Одноклассники

(Моя статья, вышедшая в сентябрьском номере журнала «Мой Кроха и Я»)
Что такое Воскресная школа.
Не стоит обманываться названием, воскресная школа – не школа в нашем обычном понимании. Бесконечно тянущихся уроков, лекций, контрольных, экзаменов здесь стараются не устраивать. Ведь дети и родители приходят в воскресную школу, да и в церковь, вообще, не из чувства долга и не за очередной порцией ограничений, а за спокойствием, верой и пониманием. Детей здесь не учат, их воспитывают, растят, погружая в мир, полный радости. О школе напоминают разве что деление на «классы», которое обычно довольно условно: в начальном классе – дети до 4 лет, во «втором» с 4 до 8 и так далее (количество классов в каждой школе разное и зависит от подхода к обучению). Вся «школьная форма» — это платки для девочек, которые далеко не все любят поначалу носить, и которые являются основным полем для экспериментов в вышивании или рисунку по ткани.
Всего на один день в неделю – субботу или воскресенье – в такой школе дети могут окунуться в жизнь прихода, где каждому найдется свое место, где каждого ждут и втречают с радостью. Ведь воскресной называется эта школа не только потому, что работает по выходным, но скорее потому, что дети здесь приобщаются к миру, в котором настоящее Воскресение – это реальность.
«Политика» воскресной школы во многом зависит от батюшки – её руководителя. Где-то преподавание идет по традиционной программе, разработанной в полном соответствии с рекомендациями отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, и дети должны следовать достаточно строгим правилам поведения.
А в некоторых школах главным принципом становится не столько приучить к дисциплине, сколько, сохраняя верность основам, показать, что вера — это сама жизнь, постоянно меняющаяся и удивительно интересная.
Чему учат в воскресной школе
6 месяцев – 4 года. Пока ещё лишь в немногих приходах есть занятия воскресной школы для малышей раннего возраста. В Москве такая группа открыта в воскресной школе при Новоспасском монастыре. Малыши занимаются вместе с мамами и занятия эти похожи на любые другие развивающие занятия для малышей: час-полтора малыши заняты пальчиковыми играми, лепкой, рисованием, песнями и хороводами. Только если истории – то из Святого писания, если поделки – то к празднику, будь то Рождество или Пасха. Начинается и оканчивается занятие короткой молитвой, если малыш не капризничает, с ним идут и стоят небольшую часть службы или только к помазанию.
С самого раннего возраста, приходя в монастырь или церковь, где проходят занятия, дети пребывают в окружении верующих светлых людей. Они воспринимают молитву, таинства, погружение в собственный духовный мир, не как какую-то краеведческую экзотику, а как нормальную полноценную жизнь, возможно, даже более полноценную чем у лишенных этого источника радости сверсников. Ирина Мещанинова-Межинская, преподаватель воскресной школы при храме Георгия Победоносца в старых Лучниках: «Обычно малыши попадают в воскресную школу вслед за своими старшими братьями и сестрами, которые уже ходят в более старшие группы. Но бывает и так, что мама ребенка, даже будучи сама совершенно далека от воцерковления, но желая ему добра, приводит его на наши занятия, а потом и сама постепенно приходит к вере. Я часто вижу, что именно дети приводят родителей к тому, что они давно искали, но никак не могли осознать».
Поведение детей в храме
Дети есть дети. Малышу не объяснишь, почему нельзя в храме петь или посреди службы задавать важные вопросы. Если ребенок капризничает, не нужно заставлять его обязательно отстоять всю службу – любое насилие, угрозы или чрезмерная строгость здесь неуместны! Только постепенно дети учатся уважать других и саму атмосферу храма. Это должно прийти само, только тогда уважение будет искренним, а понимание – идущим изнутри.
4 года — 8 лет. Занятия продолжаются уже на новом уровне, их становится больше (в общей сложности, уроки длятся 2-3 часа), дети посещают их уже без родителей. Ребята получают больше самостоятельности: они участвуют в театральных постановках, сами предлагают темы для занятий, участвуют в подготовке общих мероприятий вместе со взрослыми. Ответственность тоже растет: дети не только берут, но учатся и отдавать. Все занятия в воскресной школе – это не развлечение, а труд во благо других. Поделки – вышивки, открытки, украшения — дарятся прихожанам на праздники или продаются на благотворительных базарах. Деньги потом передаются, например, в детский дом, точно таким же ребятам, чтобы ребенок знал, что труд его не напрасен, что и он приносит пользу другим, делает жизнь лучше, и ценил то, что имеет. Одно из самых ценных свойств воскресной школы – причастность ребенка общей «большой» жизни. Никто не скажет здесь: «вырастешь-поймёшь», ведь ребенок – человек и он понимает всё уже сейчас.
8-10 лет. В это время у ребят уже появляются «предметы»: Закон Божий, церковнославянский язык, наравне с обычным — церковное пение, в целом, уроки могут занимать по 3-4 часа в день. По воскресеньям дети наряду со взрослыми поют на клиросе во время службы, иногда бывают даже детские литургии, во время которых поет только детский хор под руководством кого-то из молодежи. И конечно, дети продолжают творить: к всевозможным народным промыслам в этом возрасте может добавиться, например, возможность заниматься иконописью.
В воскресной школе продолжают заниматься и дети более старшего возраста 11-13,13-15 лет.
• Узнать, где проводятся занятия ближайшей воскресной школы можно в любой православной церкви. Занятия начинаются с сентября, так что сходить туда, познакомиться с порядками и договориться обо всем лучше заранее. Также лучше заранее поговорить с руководителем школы (обычно это батюшка), если ребенок ещё не крещен или в целом ваша семья не воцерковлена.
• Занятия в воскресной школе проходят по субботам или воскресеньям. Продолжительность зависит от возраста ребенка и программы конкретной школы. Обычно в день занятий, дети также идут на службу в церковь.
• Занятия в воскресных школах бесплатны. На занятиях, особенно для маленьких детей, как правило, организуется чаепитие, к которому каждый приносит то, что посчитает нужным. Тем не менее, вы всегда при желании можете сделать пожертвование на организацию жизни прихода, помочь вещами нуждающимся или выполнить какую-то необходимую работу.
• В воскресной школе мальчики и девочки могут быть разделены по разным классам. Это имеет свой смысл, ведь даже в храме поведение и роли их различны: мальчики с определенного возраста помогают служить в алтаре, девочки – поют на клиросе.
• Здесь, как и в обычной школе, могут проводиться экзамены по основным предметам: Закону Божьему, церковнославянскому языку, Священной истории, истории Церкви. Обычно их устраивают в конце учебного года. Насколько серьезным испытанием будут эти экзамены, зависит от подхода конкретной школы. Но обычно, дети отвечают хорошо, в основном потому, что не отстраненно изучают вопросы религии, а искренне верят и интересуются верой.
• Пока дети занимаются в воскресной школе, родители параллельно могут поговорить с батюшкой (часто беседы для взрослых на религиозные темы специально устраиваются в то же время, что и занятие воскресной школы) или заниматься церковным пением, рукоделием.
Учителя воскресной школы.
Руководит школой батюшка или иеромонах, если школа открыта при монастыре, иногда матушка – жена священника. Преподавание в воскресной школе — это послушание, на него человека должен благословить батюшка, который знает духовное состояние человека, его опыт и стремления. Он же может и отстранить преподавателя, если считает, что он не справляется со своими задачами.
Ирина Мещанинова-Межинская: «Жестких педагогических требований к наставникам нет, хотя преподаватели обычно сами стремятся развиваться – изучают и богословие и педагогику. Немало среди учителей воскресных школ и профессиональных преподавателей. Отработав по 10-20 лет в детском саду или школе, они приходят к осознанию того, что невозможно воспитывать детей без нравственного начала, без религиозной составляющей. Слишком уж много у детей вопросов, не которые в сухой школьной программе на найти ответов».
Валя Сухарева, 15 лет, о своей учебе в воскресной школе при Новоспасском монастыре:
«Я начала ходить в воскресную школу в четыре года сразу в один класс со старшей сестрой, которой было уже восемь. Нас привела мама. Она говорит, что сама стала верующей прямо в роддоме, поняла что чего-то ей не хватает, что пусто в душе без веры. Она стала приобщать нас, а потом и папа тоже пришел к вере.
Из начального класса воскресной школы помню только, что я сидела на последней парте и играла. А батюшка, который рассказывал про веру, был очень строгий и даже экзамен потом пришлось сдавать. Сейчас, я вижу, малышей совсем по-другому учат: преподаватели больше уважают детей, да и дети совсем другие стали, они чувствуют себя хозяевами в школе.
Был момент, когда мне не хотелось идти в воскресную школу. Мне было лет десять, в обычной школе было трудно, я видела, что все дети как дети, спят по выходным, отдыхают, а мне нужно в храм, да ещё на семи-часовую службу. Было тяжело, но потом это прошло через несколько месяцев как-то само собой. Ведь в воскресной школе — всегда радость, всегда весело.
В воскресную школу я хожу до сих пор. Сейчас, когда все основное по вере мы уже прошли, мы больше ездим в поездки, даже фильмы об этом снимаем, устраиваем спектакли.
Я учусь в обычной, неправославной, школе и с ребятами общаться не всегда легко. После Пасхальной службы, например, с утра хочешь спать на уроке, а никому и не скажешь, где была, почему устала – сразу будут смешки, вопросы. Ребята обычно не пытаются понять, жестоко ведут себя. Воскресная школа тем и дорога, что там тебя окружают люди, которые тебя понимают, с которыми тебя многое связывает».
Олег Кавокин, отец троих детей: «В воскресной школе учатся наши старшие дети: Маша, ей сейчас 12, и Максим, ему 6 лет. Началось всё с Маши, она присоединилась к воскресной школе четыре года назад. Её больше всего увлекли подготовка к праздникам и концерты, которые устраивали ребята вместе с преподавателями. Два года назад к ней присоединился и Максим. Он не ходил в детский сад, поэтому для него очень важно было ещё и общение со сверсниками, возможность заниматься вместе с детьми из семей, близких нам по духу.
Вообще, посещение храма по воскресеньям традиционно для нашей семьи, но маленьким детям не всегда всё понятно во время службы, в воскресной же школе им всё близко, всё обясняется простым и доступным языком. Все уроки проходят в игровой форме, преподаватели творчески перерабатывают Закон Божий для детей. Например, к праздникам разучивают песни, в которых изложена самая суть события или деяния святого.
Для нас, как для родителей, очень важно, что мы хорошо знаем преподавателей воскресной школы, можем доверять им, можем быть уверены, что они тщательно подходят к выбору тем для обсуждения с детьми, ограждают их от того, что неприемлемо для нас, как для верующих.
Сейчас в воскресенье дети проводят в воскресной школе практически по полдня: в 8 утра служба, затем занятия, обед, младший Максим заканчивает где-то к полудню, Маша может задержаться и до 2-3 часов дня.
Для меня, как для отца, и для Максима, как для будущего мужчины, немаловажно, что в нашей воскресной школе большое внимание уделяется, если так можно сказать, патриотическому воспитанию. Храм Георгия Победоносца в Старых Лучниках, при котором организована наша воскресная школа — гарнизонный храм центрального казачьего войска. Мальчишек вдохновляет образ Святого Георгия — воина, защитника — они много говорят на уроках о родине, об уважении и любви не только к ближнему, но и к своей стране. К тому же, занятия ведь не всегда проходят в классе – у нас много спортивных мероприятий – походов, игр, соревнований. Так что воскресная школа многому его учит как мужчину: уважению, стремлению к справедливости, умению самостоятельно принимать решения, смелости».

Тэги: религия, воспитание, дети

Поделиться: Получить код для блога/форума/сайта
+5 Creative_mam 14.09.2010 114
Лучший кулинарный портал рунета Рецептов Пользователей
Все рецепты
Все рецепты

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:

…или указать адрес картинки в интернете:

Закрыть

Чаще всего на сайте читают:

Для тех, кто желает похудеть.

В передаче «Тайны Мира» сейчас говорили про волшебные свойства соды. Без всяких диет и упражнений полежала в ванной 20 минут и все, пара кило ушли.

Девочки! Будте бдительны, мошенники не дремлют. Просто почитайте.

Возможно уже писали такие посты, а я проглядела, но напишу еще раз, вооружен значит предупрежден. Вчера была дома в Москве по внучке соскучилась и дочке, внученька приболела, все было как всегда, внучка идет на поправку, дочка занималась делами домашними, а мы играли смеялись с внучкой всем было здорово. Ничего не предвещало бури и испорченного настроения пока не пришла вот такая СМС-ка

То, о чём все молчат

Когда давно ходишь беременной, весь мир кажется сказочным, а ты в нем, как минимум, фея. Круглая такая фея. Глаза блестящие, улыбка загадочная, походка… опущу про походку. И ты ждешь. И думаешь, съедая второе мороженое на скамеечке парка, ВОТ-ВОТ! Еще чуть-чуть и вот оно счастье! Ты много читала, ты спрашивала, ты всё-всё можешь себе представить. Но проходит время… и ты понимаешь… НЕПРАВДА! Итак, список того, к чему я была абсолютно не готова.

Ни один не останется равнодушным после просмотра

Многие фотографии трогают до глубины души. Ниже представляю те, которые затронули струнки моей души. Вы можете приложить те фото, которые в чем-то затронули вас.
Свежее видео

Традиции православного воспитания

Ежеквартальный информационно-методический журнал

Вход на сайт | Регистрация
Главная » Статьи » Традиции православного воспита…
Мацора В.В. г. Ноябрьск Алёшина Е.В. заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла» г. Ноябрьск

Без Бога нация – толпа,

объединённая пороком:

Или слепа, или глуха, иль,

что ещё страшней –

Жестока.

И пусть на трон взойдёт любой,

глаголющий

Высоким слогом, –

Толпа останется толпой,

пока не обратится

к Богу.

Иеромонах Роман

Уроки периода 1917-2017 годов показывают нам с одной стороны всю важность воспитательного процесса в школе, а с другой стороны невозможность эффективного построения этой работы без опоры на заповеди Божии, духовные ценности семьи, общества, традиции, присущие православному мировоззрению. Исторически в России до 1917 года воспитание и образование было религиозным, что потом было утрачено, стало светским. Уроки истории последнего столетия подтверждают необходимость выстраивания образования и воспитания в духе православных традиций.

На пороге третьего тысячелетия христианской эры существует насущная потребность обозреть и использовать все богатство накопленного педагогического опыта: религиозного и светского, современного и прошлого, российского и зарубежного. Мы должны искать и добиваться органического синтеза всего ценного, что имеется в педагогике, осмысляя это наследие с православных позиций и подходов на основании, прежде всего, догматики и антропологии. Это необходимо для того, чтобы наметить направление и ориентиры дальнейшего пути.

Вместе с тем одного только прошлого опыта в педагогическом деле явно недостаточно, необходимо обогатить и дополнить его опытом самым «горячим», современным, своим, лучшим. Как для успешного роста растений важна плодородность почвы, для рыбы – качество воды, а для всего, что дышит, – качество воздуха, так и для детей необходима благоприятная среда, способствующая их воспитанию и развитию. Качество жизненной среды воспитания можно определить как ее педагогичность.

Педагогичность является динамичной категорией и может быть высоко-положительной степени, средней и низкой: благодатной, умеренной и скудной» .

Педагогично буквально всё в окружающей нас жизни: люди – их слова, дела, манеры, привычки; быт, уклад, обычаи, традиции, песни, книги, картины и т.д. Поэтому небезразлично кто и что окружает ребёнка, какие впечатления получает юная душа, каким духом напитывается, чем живится. В силу открытости, чуткости, впечатлительности и высокой подражательности детской души, неспособной отличать полезное от вредного, важен верный педагогический идеал, живые примеры, воплощающие этот идеал, и благодатная педагогическая среда окружающей жизни .

Можно ли разделить понятия православное образование/воспитание в семье и православное образование/воспитание в школе? С учётом исторического опыта последнего столетия понимаем, что нельзя.

Семья и школа – это среда, тандем! Семья и школа в вопросах православного воспитания, образования могут и должны дополнять друг друга, потому что именно от тандема семьи и школы в вопросах воспитания и образования зависит, каким ребенок вступит во взрослую жизнь.

На примере МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла» докажем, что возможно плодотворное сотрудничество мирской (не с православным уклоном) школы и православной семьи в целях формирования (воспитания) духовно-нравственной личности.

Прежде всего, воспитание и образование должно иметь христианскую основу. Для улучшения педагогического дела свт. Феофан Затворник предлагал перестроить всё воспитание – домашнее и школьное – на истинных христианских началах . «Всякая, преподаваемая христианину, наука должна быть пропитана началами христианскими, и притом православными» . «Воспитание, прежде всего, должно быть христианским», – писал К.Д. Ушинский . «Для нас нехристианская педагогика – вещь немыслимая, предприятие без побуждений позади и без результатов впереди. Все, чем человек как человек может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении, и воспитанию остаётся только прежде всего и в основу всего положить вечные истины христианства. Оно служит источником всякого света и всякой истины и указывает высшую цель всякому воспитанию» . Об этом же говорил и Николай Иванович Пирогов: «мы – христиане, и, следовательно, основой нашего воспитания должно служить Откровение» .

Из опыта нашего учреждения мы считаем, что необходимо вернуться к истокам православной системы образования, чтобы пребывание детей в школе базировалось на 3 основных китах: дисциплина, традиции, любовь и уважение.

Значение слова Дисциплина в Новом словаре русского языка по Ефремовой Т.Ф. – это подчинение твёрдо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива . Значение слова Дисциплина по Ожегову С.И. – это обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам .

В нашей образовательной организации это правила внутреннего распорядка, Устав школы, Положение о требованиях к внешнему виду участников образовательных отношений, расписание уроков, дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Эти и другие документы составляют воспитательную компоненту МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла». Выполнение должностных обязанностей, в том числе ношение школьной формы, опрятный вид, соблюдение правил и норм культурного поведения, уважительного отношения к старшим и малышам, контроль и рейды со стороны Совета старшеклассников, Управляющего совета, Совета отцов, дежурных учителей, дежурных классов, классных руководителей, воспитательной и социально-психологической службы, индивидуальный подход к каждому – всё это способствует воспитанию ученика, ответственной, дисциплинированной и культурной личности. Результаты диагностики по Капустиной «Уровень воспитанности» демонстрируют правильно выбранный школой путь в вопросах воспитания:

Сравнительный анализ уровня воспитанности учащихся 1-4-х классов,

2015-2016 уч. год

Уровень сформированности показателей воспитанности

учащихся 5-11-х классов

Показатели воспитанности

Уровень сформированности по школе

Высокий

Средний

Низкий

Самовоспитание

56%

44%

0%

Отношение к здоровью

38%

62%

0%

Патриотизм

88%

12%

0%

Отношение к искусству

0%

88%

12%

Отношение к природе

44%

56%

0%

Адаптированность

25%

75%

0%

Автономность

12%

88%

0%

Социальная активность

25%

75%

0%

Нравственность

44%

56%

0%

Социальная толерантность

7%

81%

12%

Воспитанность

31%

69%

0%

Чтобы ребёнок успешно прошёл адаптационный период в школе с такими требованиями, независимо от того, в какой класс он поступил, было бы правильным, чтобы в семье это уже было заложено и принято. Обратимся к опыту православной семьи, где дисциплина равна послушанию.

Мои дети обучаются в этой школе. В нашей православной многодетной семье обязательным является соблюдение режима дня, правил гигиены, особое внимание и родительский контроль уделяется внешнему виду, одежде, опрятности. Почитание родителей, уважение к старшим – залог православного воспитания в нашей семье. Памятуя народную мудрость, что послушание паче поста и молитвы, к вопросу соблюдения требований родителя отношусь очень трепетно и серьезно.

Вывод: Школе, у которой в традиции чёткое выполнение и соблюдение норм и правил всех членов коллектива, православная семья является хорошим помощником, подспорьем в вопросе формирования духовности, нравственных начал личности.

В свою очередь, православной семье комфортно в школе, где нет места вседозволенности, равнодушию и безразличию, где соблюдается порядок, дисциплина и иерархия во взаимоотношениях.

Школа – это государство, это мир, в котором наши ученики проживают целых одиннадцать лет. Школьные традиции являются тем звеном, которое объединяет учителей, учеников, выпускников и родителей. Наличие сложившихся традиций – это признак сплоченного, дружного, неравнодушного коллектива. Влияние традиций мы чувствуем и в праздники, и в повседневной школьной жизни. Школа – это не здание, не кабинеты. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих: учителя, ученика, родителя» (Л.А. Кассиль).

Традиции, традиционный… Как часто мы произносим эти слова, не очень-то вдумываясь в их значение и смысл. В самом деле, что же такое «традиция»?

Словарь В. Даля говорит: «Укоренившийся порядок в чем-либо… элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению…» . Толковый словарь Ожегова С.И. гласит: традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Испокон веков общество, в котором сохранялись традиции, было более сильным и стабильным .

Сегодня, когда в нашем обществе размыты идеологические устои, когда многие традиции утрачены или забыты, проблема школьных традиций становится актуальной.

Школа – это часть общества. Школа без традиций – это мёртвое здание, в котором дети, подростки отбывают томительные часы обучения. Школа с традициями – это и клуб, и семья, это место, где дети получают не просто научные знания, но и знания о себе, о мире, об обществе, о возможностях самореализации. Традиции позволяют наладить эмоциональный контакт между учениками, учениками и педагогами, педагогами и родителями и даже педагогов с педагогами. Школьные традиции следует рассматривать как обычаи, порядки, правила, о чем мы говорили ранее, прочно установившиеся в школе, оберегаемые коллективом, передаваемые от одного поколения учеников и педагогов к другим поколениям. Традицией становится то, что получило поддержку коллектива, что принято не по приказу сверху, а по желанию; то, что повторяется. Не случайно великий педагог А.С. Макаренко говорил: «Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций, не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал, – это школы, которые накопили традиции» .

Одни школьные традиции будут уходить, другие приходить, но неизменным останется соответствие их духу школы и помощь в воспитании подрастающего поколения. Школьные традиции несут в себе огромный воспитательный потенциал, и как сказал К.Д. Ушинский: «Воспитание, не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров» .

Традиции нашей школы богаты и с каждым разом имеют всё больший отклик в сердцах родителей и учеников. В традициях православного воспитания есть место празднику, радости, патриотизму. Есть традиции, которые сложились в системе образования на протяжении столетия, и мы их соблюдаем: День Знаний, Посвящение в первоклассники, Прощание с Азбукой, Новый год, Последний звонок, общешкольные линейки и т.д.

Посвящение в художники, рождественские посиделки, Фестиваль народов России и мира, «В старину едали деды», Вахта Памяти, приуроченная к Дню Победы, Отборочный тур инсценированной песни и концерт, посвящённый Дню Победы, Фестиваль приключений, Масленица, День матери, «От всей души», «Восхождение на олимп», «Отличный класс», «День Здоровья», Посвящение педагогов, пришедших в наш трудовой коллектив, День Учителя (встреча и праздничный концерт), Уроки истории и памяти, ведение фотолетописи школы и т.д. – это те традиции, которые прочно укоренились в жизнедеятельности нашей школы.

В духе православного воспитания школа огромное внимание уделяет организации и проведению благотворительных акций, и участию в них ребят. Это такие разнообразные добрые акции «Ветеран живет рядом», «Дорогой добра», «Забота», «Социальная лавка», «20 добрых дел», «Помоги ближнему!». Всё это способствует воспитанию и формированию неравнодушной, сострадательной и гуманной личности ребёнка.

По нашим наблюдениям семья в выше указанных традиционных мероприятиях является активной и инициативной.

Активность и инициативность обусловлена тем, что соблюдение традиций в православной семье заложено исторически. Значение и важность семейных традиций не оспаривается, они соблюдаются и передаются из поколения в поколение, потому что семейные традиции – это основа православного воспитания и образования. В нашей семье день начинается с пожелания доброго утра и благословления, совместной трапезы.

Совместные трапезы за большим семейным столом каждый день проходят не зависимо от обстоятельств. При этом на кухне нет места телевизору. Семейное застолье располагает к общению, младшие учатся у старших ведению разговора, идет обмен мнениями, формируется культура семейного общения.

Посещение Храма, подготовка к исповеди и таинству Причастия чаще всего осуществляется всей семьей. Причастие всех домочадцев – это всегда, если можно так выразиться, тихий праздник в нашей многодетной семье. Большое внимание в семье уделяется подготовке к православным праздникам: Масленице, Пасхе Христовой, Троице, Рождеству. В эти дни квартира обязательно тематически украшается, что помогает создавать трепетное ощущение ожидания радости. Новый год по значимости и яркости празднования постепенно стал отодвигать на второй план праздник Рождества Христова. Поэтому со временем в нашей семье появилась вторая елка – Рождественская, с Вифлеемской звездой, с тематическими игрушками в виде ангелочков, шаров ручной работы, раскрашенных в русском народном стиле. Именно на Рождество, почитая православные традиции, мы с детворой ряжеными ходим поздравлять друзей и знакомых, славя Рождество Христово.

В семье трепетно хранятся семейные реликвии и фотоархив, дети много интересного знают об истории своих предков. 9 мая мы участвуем в акции «Бессмертный полк», и одна из комнат оформляется в соответствующем стиле.

Это стало нашей новой традицией, которая заставляет помнить, не забывать один из уроков последнего столетия.

Когда в школе проходят масленичные гуляния и праздничная ярмарка, Фестиваль народов России, конечно же, наша семья одна из первых откликается на оказание помощи в подготовке и проведении таких мероприятий, понимая важность и значимость сохранения православных традиций. С темой «Семейные православные традиции» мне было доверено выступить на ряде общешкольных родительских собраний.

Вывод: дети, воспитанные на семейных традициях, легко вовлекаются в школьные мероприятия, благотворительные акции и являются примером для других ребят.

В школе, которая сильна традициями, детям очень интересно учиться, развиваться, расти, обогащаться.

Воспитание трудом – основной принцип библейской педагогики. В распоряжении Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» также уделяется огромное внимание .

Труд является, пожалуй, одним из главных средств развития психики и нравственных установок личности. Нельзя говорить о всестороннем развитии личности, если ребёнок освобожден от труда. У трудового воспитания есть содержательная основа, которая в себя включает два вида труда – учебный труд и общественно-полезный. Учебный труд предполагает умственный и физический. Умственный труд требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости, целеустремлённости. Если ребёнок привык к умственному труду, это отразится и на положительном опыте физического труда.

Физический труд в школьной программе представлен в работе учащихся в учебных мастерских.

Общественно-полезный труд организуется в интересах каждого ученика и всего школьного коллектива. Это и труд по самообслуживанию в школе и дома, бытовой труд дома, уход за школьными насаждениями, волонтёрская работа.

Трудовое воспитание в нашей школе является традицией, этот вид воспитания проводится по согласованию с семьей. Ежегодно в сентябре на родительских собраниях родители подписывают согласие о вовлечении ребят в трудовые мероприятия. Традиционными являются трудовые десанты, уборка школьной территории, дежурство по классу, столовой и школе, экологические акции «Посади дерево», «Сбережём лес вместе» (5 тонн макулатуры – 2014, 6 тонн 300 килограммов – 2015, 14 тонн 500 килограммов –2016).

Активность участников образовательных отношений растет. Школьный проект «Социальный проект от каждого класса» формирует неравнодушное отношение друг к другу и окружающим. Практикоориентированный художественный проект, направленный на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья «От сердца к сердцу» отмечен грантом Президента Российской Федерации в рамках поддержки талантливой и способной молодежи.

Труд в нашей семье – это всегда совместные усилия. Как говорится, у занятой пчелы нет времени для праздности, поэтому у каждого ребенка есть свое послушание по хозяйству: мытье посуды, уборка квартиры, покупка продуктов и хозяйственных товаров, вынос мусора, каждый умеет утюжить свои вещи, готовить кушать и т.д. В свободное время занимаемся рукоделием. После совместного труда, будь то выкапывание картофеля, ремонт дома или уборка квартиры, всегда предусматривается интересный семейный отдых и т.д.

Вывод: Трудовое воспитание должно быть сегодня одним из приоритетных направлений школы и подход к нему должен быть сколь серьёзным, столь и интересным. Семья, в которой любовь к труду заложена с детства является ключевым звеном в организации такого рода мероприятий.

Наша семья с удовольствием принимает участие в общественных мероприятиях (субботники, сбор макулатуры), в благотворительных акциях, потому что помощь ближнему – всегда была в традициях русского православного народа.

Вся воспитательная работа и образовательный процесс построен на любви и уважении и на заповедях Божиих: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать. Главным жизненным элементом роста и развития в педагогике является любовь, которая более всего педагогична, ибо долго терпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине… Любовь есть самое благодатно-педагогическое и превосходнейшее свойство души человека.

На мой взгляд, только вместе семья, школа и Церковь могут привить совсем еще маленькому ребенку начальные понятия о любви к Родине, т.е. заложить основы патриотического воспитания.

В такой школе и в такой семье нет места употреблению алкогольных напитков, курению, употреблению наркотиков, нецензурной брани, празднованию Хелуина, Дня святого Валентина.

Город, в котором мы живем, растёт с каждым годом. Вместе с ним растёт и наша школа, увеличиваясь в количестве обучающихся, приходящих к нам из разных микрорайонов, из семей разного статуса. Тем не менее традиции, порядок, дисциплина и труд помогают оказывать положительное влияние и на них. Как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. И ребята, пусть не сразу, привыкают к нашим традициям и становятся патриотами нашей большой школьной семьи. И в этом есть заслуга не только педагогического коллектива, но и родителей, которые всегда рядом с нами, которые заинтересованы в достойном, духовно-нравственном воспитании своих детей.

Школа в 2014 году вошла в национальный реестр лучших образовательных учреждений России, отмечена дипломом I степени Всероссийского конкурса «Элита российского образования» в номинации «Лучшая образовательная организация по духовно-нравственному воспитанию», является Лауреатом всероссийского конкурса по патриотическому воспитанию.

Уроки истории последнего столетия показали нам, что мирская школа должна выстраивать воспитательную и образовательную системы на православных началах, и совместно с православной семьёй быть тандемом в создании благоприятной среды, в которой всем комфортно и нет места равнодушию!

Спаси Господи! Спасибо за прочтение!

Список литературы:

1. Базаров И., свящ. О христианском воспитании // Журнал Министерства Народного Просвещения. Ч.ХСШ. — Январь. — Спб.: Тип. Имп. академии наук, 1857. — с.165.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка.

4. свящ. Зелененко Александр курсовое сочинение студента СПбДА Санкт-Петербург, 1997.

5. Макаренко А.С. Педагогическая поэма.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Изд. 4-е, исправленное и доп. — М.: Гос. изд. иностранных и национальных словарей, 1961.

7. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И.П. Подласый. — Педагогика — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004г.

8. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. — М., 2000 г.

10. Ушинский К.Д. — В сб.: Мысли о православной педагогике. Вып.1. — М.: Высокопетровский монастырь, 1994. — с. 21.

11. Ушинский К.Д. Собрание пед. сочинений. — СПб., 1875.

12. Ушинский К.Д. — Цит. по кн.: Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1952. — с. 59.

13. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти т. / Под ред. А.М. Еголина. — Т.4.: Детский мир и Хрестоматия. — М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1948. — с.16,17.

14. Феофан, еп. Путь ко спасению. — М., 1899. — с. 44, 45 .

  • mvv1719 04 ноября 2016 г. Оригинальная, необычная подача материала: представитель школы и родитель говорят о взаимодействии, о точках соприкосновения в вопросах воспитания и образования! Оригинальная, необычная подача материала: представитель школы и родитель говорят о взаимодействии, о точках соприкосновения в вопросах воспитания и образования!
  • Alina 04 ноября 2016 г. Статья действительно вызывает интерес. Считаю, что она актуальна и на сегодняшний день, так как, все больше людей сознает, что православие имеет неоценимое значение для понимания нашего прошлого, для устроения нынешней жизни и для созидания лучшего будущего. Спасибо авторам! Статья действительно вызывает интерес. Считаю, что она актуальна и на сегодняшний день, так как, все больше людей сознает, что православие имеет неоценимое значение для понимания нашего прошлого, для устроения нынешней жизни и для созидания лучшего будущего. Спасибо авторам!
  • МашковцеваЕ 04 ноября 2016 г. Интересная статья, в современном мире действительно не хватает традиций, особенно семейных, основанных на вере, это то, что нам нужно сейчас, чтобы не потерять свои корни и обрести нравственную основу личности. Чем больше будет материалов о традициях, тем быстрее мы к ним вернемся. Интересная статья, в современном мире действительно не хватает традиций, особенно семейных, основанных на вере, это то, что нам нужно сейчас, чтобы не потерять свои корни и обрести нравственную основу личности. Чем больше будет материалов о традициях, тем быстрее мы к ним вернемся.
  • 123456 04 ноября 2016 г. Замечательная статья! Традиции православного воспитания — это актуально и необходимо нашему современному поколению. Сложившиеся традиции придают школе то особое, неповторимое, что отличает ее от других школ, и тем самым сплачивает школьный коллектив, обогащая его жизнь. Замечательная статья! Традиции православного воспитания — это актуально и необходимо нашему современному поколению. Сложившиеся традиции придают школе то особое, неповторимое, что отличает ее от других школ, и тем самым сплачивает школьный коллектив, обогащая его жизнь.
  • Елена 04 ноября 2016 г. Представленный опыт взаимодействия школы и семьи в статье «Традиции православного воспитания» заслуживает внимания. Живые традиции в сочетании с православными подходами действительно могут принести плоды духовно-нравственного воспитания. Православной семье в такой школе комфортно, воспитательная среда совпадает. Удачи! Представленный опыт взаимодействия школы и семьи в статье «Традиции православного воспитания» заслуживает внимания. Живые традиции в сочетании с православными подходами действительно могут принести плоды духовно-нравственного воспитания. Православной семье в такой школе комфортно, воспитательная среда совпадает. Удачи!
  • Кристина Ивановна 06 ноября 2016 г. Статья действительно детально представляет взаимодействие семьи и школы. Какие традиции семейные созвучны и со школьными? Как православная семья вписывается в формат современной школы? Статья действительно детально представляет взаимодействие семьи и школы. Какие традиции семейные созвучны и со школьными? Как православная семья вписывается в формат современной школы?
  • Кристина Ивановна 06 ноября 2016 г. Спасибо заранее. Спасибо заранее.
  • 14mes 06 ноября 2016 г. Кристина Ивановна, могу ответить только за свою семью: многодетной православной семье в этой школе более чем комфортно! У нас со школой, если можно так выразиться, много общего, что объединяет и помогает взаимодействовать: патриотизм, благотворительность, система воспитания на канонах православия, сохранение русских православных обычаев, праздников, и , как следствие, не принятие того, что не свойственно русской душе (поклонение гороскопам, празднование католического Рождества, Дня святого Валентина и т.д.). Кристина Ивановна, могу ответить только за свою семью: многодетной православной семье в этой школе более чем комфортно! У нас со школой, если можно так выразиться, много общего, что объединяет и помогает взаимодействовать: патриотизм, благотворительность, система воспитания на канонах православия, сохранение русских православных обычаев, праздников, и , как следствие, не принятие того, что не свойственно русской душе (поклонение гороскопам, празднование католического Рождества, Дня святого Валентина и т.д.).
  • Галина 06 ноября 2016 г. Очень полезный опыт для практического применения в любой среднестатистической школе и нормальной рядовой семье с добрыми традициями и полезными мероприятиями, но как привлечь и заинтересовать большую часть родительской общественности к делам школы, а не только к учебному процессу конкретно своего ребенка? Спасибо! Очень полезный опыт для практического применения в любой среднестатистической школе и нормальной рядовой семье с добрыми традициями и полезными мероприятиями, но как привлечь и заинтересовать большую часть родительской общественности к делам школы, а не только к учебному процессу конкретно своего ребенка? Спасибо!
  • Кристина Ивановна 07 ноября 2016 г. Уважаемая Галина! Мне кажется, ответ прост: в школе есть видение воспитательного пространства, четко поставленная цель и алгоритм её достижения, любовь к работе и детям, ведется огромная работа с родителями. Именно родители могут помочь и помогут, если правильно ставить перед ними задачи, привлекать к совместной работе, рефлексировать и снова привлекать к совместной работе. Очевидно, в школе проводится систематическая деятельность, педагоги имеют огромное желание и безмерную любовь к тому, что делают. Уважаемая Галина! Мне кажется, ответ прост: в школе есть видение воспитательного пространства, четко поставленная цель и алгоритм её достижения, любовь к работе и детям, ведется огромная работа с родителями. Именно родители могут помочь и помогут, если правильно ставить перед ними задачи, привлекать к совместной работе, рефлексировать и снова привлекать к совместной работе. Очевидно, в школе проводится систематическая деятельность, педагоги имеют огромное желание и безмерную любовь к тому, что делают.
  • mvv1719 08 ноября 2016 г. Судя по докладу, эта работа (по привлечению и заинтересованности большей части родительской общественности к делами школы, а не только к учебному процессу конкретно своего ребенка) действительно выстроена. Надо просто идти в эту школу и перенимать опыт. причем разговаривать не только с учителями, но и с родителями. Судя по докладу, эта работа (по привлечению и заинтересованности большей части родительской общественности к делами школы, а не только к учебному процессу конкретно своего ребенка) действительно выстроена. Надо просто идти в эту школу и перенимать опыт. причем разговаривать не только с учителями, но и с родителями.

Православная община
электронная версия журнала BETA

Священник Георгий Кочетков: Рекомендации по организации учебного процесса в православной воскресной школе

Христианское образование и воспитание 28 мин.

Один у вас учитель Христос

(Матф 23,8)
Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа
(Матф 28,19)

1. Церковь и дети. Воскресная школа

Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне (Матф 19,14).
Мы веруем во едину святую, соборную и апостольскую Церковь, апостольство которой есть обращенность Церкви к миру, который она призвана просвещать и преображать. Исповедуя нашу принадлежность к апостольской Церкви, мы обязуемся продолжать миссию апостолов. Долг апостольства, или миссионерства, лежит на каждом члене Церкви, в какой бы среде он не находился, но в особенности на иерархии (Еп. Александр (Семенов-Тянь-Шанский). Православный катехизис. М., 1990. Стр. 40).
Несущие апостольское служение призваны научить всех людей и взрослых, и детей христианской вере и жизни. Без научения христианской вере и жизни (или оглашения) не будет полноты жизни Церкви.
Можно сказать, что воскресная школа это одна из форм апостольского служения, так как именно воскресная школа берет на себя миссию по первоначальному оглашению (или первичной катехизации, предоглашение) и, в известной мере, образованию христианских детей.
Наше призвание убрать все препятствия на пути ко Христу, помочь ребенку обрести истинную веру и познать живого Бога, с благоговением относиться к тому таинственному действию Духа Святого в детской душе, которое со временем преображает ребенка и присоединяет его к полноте жизни Церкви.
Таким образом, в задачи приходских детских воскресных школ входит научение христианских детей и юношества основам православной веры и соответствующей ей жизни в церкви, их просвещение, т.е. воспитание и образование в Духе и Свете Любви, Истины, Свободы и Мира, добра и красоты, служения в радости Богу и ближним, помощи всем нуждающимся, заботы о сохранении и преображении мира и жизни в нем, во всех их здоровых формах.

2. Некоторые вопросы организации воскресных школ.

Организацию воскресных школ, конечно же, нужно начинать с привлечения внимания родителей и детей (объявление по радио, в газете, объявление в храме и т.д.).
Необходимо подумать, в каком помещении будут проводиться занятия. Хорошо, если воскресная школа будет размещаться в приходском доме или в здании рядом с храмом. Если в данном городе или селе несколько храмов и есть необходимость и возможность выбора, то лучше остановиться на наиболее намоленном, светлом, просторном, доступном по местоположению и наиболее любимом и посещаемом людьми храме с наибольшим количеством авторитетного причта и с наиболее подготовленными активными и сплоченными в христианском духе прихожанами.
Очень важно выбрать подходящее время для занятий. Возможно проведение уроков в любой день, но лучше по воскресеньям до литургии верных или после литургии, или по субботам перед всенощным бдением или только после вечерни.
Далее руководство воскресной школы (лучше священник или лицо, имеющее на то личное благословение) может пригласить преподавателей (если они уже есть) и детей с родителями для собеседования. Цель этого собеседования разделить детей на группы по возрастам, определить их духовный и нравственный уровень и оценить их умственное и физическое развитие.
Далее, учитывая возрастные психологические особенности, можно рекомендовать разделить детей на группы следующим образом:
подготовительная группа 3–5 лет дошкольники;
1 группа 5–8 лет младшие;
2 группа 9–11 лет
3 группа 12–14 лет средние;
4 группа 15–17 лет старшие
5 группа 18–20 лет заключительная, охватывающая послешкольный период, до времени подготовки людей к полной катехизации, т.е. ко 2-му этапу оглашения.
Учитывая ограниченные возможности воскресных школ или недостаток детей в группах, в некоторых случаях можно объединять 1-ю и 2-ю группы в младшую и 4-ю и 5-ю в старшую. 3-ю группу (12–14 лет) из-за ярко выраженных особенностей этого возраста ни с какой другой объединять нежелательно. С детьми подготовительной и младших групп могут ходить их родители.
В нормальном случае время обучения в каждой группе предполагается три года, хотя и возможны сокращения этого срока, особенно для детей, присоединившихся позже.
По степени церковности и духовному состоянию детей и их родителей условно можно разделить на нецерковных и воцерковленных. Основное внимание при обучении нецерковных детей должно уделяться миссионерской проповеди, живому свидетельству о Боге и Христе, особенно в средней и старших группах. Церковных детей, в свою очередь, можно различать как причащающихся регулярно (не реже одного раза в два месяца), крещеных, но почти не или не причащающихся и некрещеных, но верующих.
Лучше проводить основные занятия с церковными и нецерковными детьми отдельно.
Для инвалидов, больных, умственно отсталых и т.п. детей требуются особые условия и индивидуальная работа. Общая программа обучения в воскресной школе рассчитывается на детей с нормальным умственным и физическим развитием.
Оптимальное количество детей в группе 7–10 человек.
После собеседования необходимо составить или откорректировать расписание на учебный год. Составление расписания зависит от многого, особенно от количества детей и распределения их по возрастным группам, степени их общей подготовки, количества и уровня подготовленности преподавателей и т.д.
Подготовка преподавателей воскресных школ, т.е. вопрос о центральных, епархиальных и т.д. школах катехизаторов остается сегодня одной из главных проблем. А пока он не разрешен и почти нет хорошо подготовленных учителей воскресных школ, можно рассчитывать на священников (желательно с особым статусом законоучителей, т.е. с особым расписанием служб, требоисправлений, отпусков, своим штатным расписанием и окладом) и благочестивых мирян с миссионерским и катехизаторским даром. Для младших групп можно воспользоваться помощью простых верующих женщин. В зависимости от обстоятельств и количества детей, число преподавателей может меняться от двух (священник и его помощник) до целого коллектива (участие священника в любом случае желательно).
Еще необходимо подумать о библиотеке, может быть, с читальным залом и видеотекой, и о наличии в ней нужных книг, как для учителей, так и для детей. Также желательно использование проекторов, магнитофонов, видео и другой техники и учебных пособий.
В ряду столь важных вопросов стоит вопрос и о питании детей совместной трапезе, которая может быть организована как до уроков, так и после них. Особенно важна совместная трапеза для детей старших групп, так как они получают дополнительную возможность взаимного общения. Следовательно, необходимо позаботиться о трапезной, обслуживающих ее и о продуктах питания.
Специального рассмотрения требует и финансовый вопрос. Для нормальной организации работы воскресной школы может понадобиться весьма большая денежная поддержка: на приобретение книг и других учебных пособий, на зарплату преподавателям и персоналу, на аренду помещений, продукты и т.д. По возможности могут частично использоваться средства прихода, помощь родителей и старших детей и, может быть, спонсоров. Хотя для начала занятия можно проводить в храме (в его трапезной части, в притворе и т.д.) и без оплаты труда энтузиастов.

3. Основные направления духовного научения (катехизации) детей.

Для всестороннего и целостного научения и просвещения ребенка необходимо руководствоваться некоторыми главными направлениями правилами. И посещение ребенком занятий в воскресной школе должно стать событием радостным и любимым, научить его жить жизнью Церкви со всею полнотою, на которую он способен, раскрыть дух и смысл живой веры во Единого, Истинного и живого Бога и Иисуса Христа как Сына Божьего. Дети, окончившие воскресную школу, должны быть гармонично духовно, душевно и телесно развиты и христиански-церковно образованы. Они должны жить по Любви и истинной Вере, причем праведно, т.е. по правде и воле Божьей, по правилам, правильно, не беззаконствуя ни пред Богом, ни пред людьми, ни перед собою, своею совестью.
Для достижения этой цели предлагается ориентироваться на следующие 4 правила:
1. Правило добра . Оно включает в себя христианскую этику, христианскую эстетику и христианскую культуру, т.е. отвечает на вопросы о том, в чем заключается для человека добро и хорошо или недобро и нехорошо, а также, что для него внутренне ценно и насколько.
Под христианской этикой можно подразумевать преподавание правил поведения и взаимопомощи, научение уважению и послушанию и усвоение принципов этической гармонии, понимание смысла ветхозаветных законов и закона в Новом Завете.
Христианскую эстетику хорошо преподавать детям на основе христианских принципов эстетической гармонии, используя примеры русского и мирового искусства. К христианской эстетике можно было бы отнести музыку, пение, рисование, чтение, танцы, самодеятельность, поездки на экскурсии и т.д.
Христианское развитие ребенка включает в себя и усвоение христианской культуры через изучение языков (возможно, факультативно) русского и церковно-славянского, греческого, национального (если надо), современных языков (особенно английского), а также риторики, логики и стилистики, через чтение христианской художественной литературы и поэзии и через освоение различных практических навыков и ремесел. Очень фажную роль в гармоничном развитии ребенка играет и физическая культура.
2. Молитвенное правило . Оно направлено на научение детей истинной личной, церковной и общей (групповой) молитве.
Научение молитве предполагает обретение навыков в молитве всех видов: прошения, покаяния, благодарения и славословия.
Личная и групповая молитва может быть как Канонической, так и молитвой просто своими словами.
Очень важно научить детей участвовать в церковной молитве, особенно на более (или менее) им доступных по сути богослужениях: вечерне, утрени, литургии оглашенных.
Причащающихся детей необходимо научить сознательному и регулярному (лучше еженедельному) участию в таинствах (пока можно обойтись почти без изъяснения их богословской сути).
Также надо дать возможность детям прислуживать на богослужениях, поскольку они, конечно, сами этого хотят. При этом представляется для них очень полезным и нужным учить наизусть некоторые молитвенные тексты.
Усвоение детьми навыков общей (групповой) молитвы в наши дни имеет особое значение. Детям надо научиться самим молиться в кругу родных, друзей, дома, в семье, в классе (группе) и т.д. При этом у них должно быть преодолено чувство отчуждения и стеснения перед другими людьми, а тогда они смогут лучше ощущать дух, молитвенный настрой и поддержку окружающих их детей и взрослых.
3–4 правила вместе можно было бы назвать правилом Веры, Надежды и Любви .
3. Канон книг . Он включает в себя изучение Священного писания некоторых книг Ветхого и Нового Заветов как источников, содержащих все принципы христианской веры и жизни.
Изучение сразу всех книг Ветхого и Нового Заветов для детей очень затруднительно, поэтому рекомендуется читать их в определенной последовательности, которая зависит от возраста детей. Например, младшим возрастам хорошо читать вслух некоторые отрывки из исторических книг Ветхого Завета по выбору и потом предложить им тут же нарисовать то, что наиболее запомнилось из прочитанного, и себя в этой ситуации.
В общем случае регулярное чтение книг Ветхого Завета следует начинать не сразу и с учительных книг, потом закон и позже книг пророков.
Изучение книг Нового Завета можно начать с отдельных красочных отрывков, потом предложить чтение синоптических Евангелий (Матфей, Марк, Лука), потом отрывки из Деяний, Посланий апостолов. При изучении книг Нового Завета лучше было бы акцентировать внимание на личности Христа, а также на нравственно-этических частях Его проповеди, приучая детей делать из познанного для себя выводы.
4. Правило личной жизни в Церкви (и в том числе исторический опыт ). Оно предполагает изучение русской и мировой церковной истории, особенно фактологии, а также личных примеров из истории и современности: житий апостолов, мучеников, проповедников (миссионеров), назидательных рассказов из жизни святых ХХ века и др.
Особенно хорошо при изучении житий русских святых участвовать в паломничествах к их мощам и местам их подвигов. Для детей очень важно понять, что эти святые жили совсем недалеко, а многие и совсем недавно, что и вокруг нас в наше время живут святые, что история народа Божия не закончилась, а продолжается. Эти паломничества могли бы стать прекрасной основой для рассказа о святых и для создания в их честь молитв и стихов. Так ребенок или юноша мог бы, узнав жизнь того или иного святого, выбрать его в качестве своего личного примера, покровителя и помощника.

4. Распорядок учебного дня.

Для детей от 3 до 5 лет, проживающим, главным образом, игровой период, возможны скорее лишь отдельные (по 10 мин) встречи, беседы, дела, так как дошкольники еще не способны к приобретению систематических знаний и навыков. Основной акцент ими ставится на дом, родителей, группе сверстников, так как в этом возрасте они еще трудно отделимы от домашней среды. Им важно чувствовать себя живущими в любви и безопасности.
В 1–5 группах занятия в воскресной школе обычно проводятся 1 раз в неделю в течение школьного учебного года с сентября по май.
Каждый учебный день может состоять из трех уроков, отделенных друг от друга пятиминутными перерывами.
Перед началом занятий или по их окончании можно устраивать совместную трапезу с краткой личной молитвой взрослых (особенно священника и преподавателей) и желающих детей.
Продолжительность уроков и трапезы различна в зависимости от возрастной группы. Трапеза для младших и средней групп может не превышать 20 минут, а для старших групп лучше продлить ее до 30 минут, чтобы дать возможность детям удовлетворить свою возросшую потребность в общении.
Продолжительность 1-го урока для:
1 группы 20 минут,
2 группы 25 минут,
3 группы 30 минут,
4 группы 35 минут,
5 группы 40 минут.
При этом распорядке вместе с трапезой и переменками общая продолжительность занятий в воскресной школе составит для:
1 группы 1 час 30 минут,
2 группы 1 час 45 минут,
3 группы 2 часа 00 минут,
4 группы 2 часа 25 минут,
5 группы 2 часа 40 минут.
Кроме занятий в воскресной школе под руководством священника, кого-то из преподавателей или других взрослых верных для старших групп (4 и 5) также могут устраиваться совместные чтения Евангелия евангельские встречи, специальные молитвенные и молитвенно-проповеднические встречи (молитва и проповедь 2–3-х участвующих на актуальные темы на основании Свящ. писания), отчасти духовные советы и послеевхаристические трапезы агапы.

5. Общая программа воскресных школ для каждой возрастной группы.

Данная программа лишь пример. Она рассчитана на самостоятельный выбор и изменения, в зависимости от конкретных способностей и возможностей организаторов воскресной школы. Эту программу рекомендуется использовать лишь в качестве указателя основных принципов организации учебного процесса.
1 группа. Уроки по 20 минут.
1-й урок. Введение во храм . Это приучение детей к Церкви и к храму. Можно сходить с ними в храм во внебогослужебное время, показать все, что можно, дать потрогать, послушать, понюхать, посмотреть, объяснить им некоторые основные части храмового устройства (иконостас, алтарь и т.д.), ответить на их вопросы, рассказать им о правилах поведения в храме, показать пример жизни по храмово-церковному благочестивому укладу.
После совместного краткого посещения богослужений расспросить их, что им больше понравилось и почему, ответить на вопросы, объяснить некоторые часто встречающиеся непонятные церковно-славянские слова.
Введение детей в молитвенное правило : церковная молитва, общая молитва и начало личной.
На этом же уроке хорошо использовать некоторые евангельские сюжеты и отдельные праздники церковного года, на основе чего начинать фрагментарно изучать Новый Завет (особенно первые три Евангелия).
2-й урок. Игра-практика на основе включения в азы христианской культуры. Это рукоделие для девочек, ремесла для мальчиков, исполнение всеми личных послушаний , например, испросить детей помочь что-либо сделать для храма (убрать, подмести, поставить цветы, может быть, почистить подсвечники и т.д.), но все это должно восприниматься детьми в форме совместной игры, разрядки, в контексте постижения сути труда ради Бога и ближнего.
3-й урок: продолжение правила добра христианская этика, т.е. ситуационное, живое объяснение правил поведения ( что такое хорошо и что такое плохо ), и христианская эстетика пение, рисование и т.д. При этом на пении можно разучивать с детьми доступные им церковные песнопения, возможны и различные другие занятия музыкой хором, пением без слов и др. На рисовании важно различение цветов объяснить, какой цвет что означает рисование запомнившихся образов и деталей, может быть по евангельскому чтению, из увиденного в церкви и т.д.
2 группа. Уроки по 25 минут.
1-й урок изучение Нового Завета, т.е. продолжение знакомства с Евангелием, опираясь на основанные на Писании двунадесятые и великие праздники церковного года, их иконы, главные песнопения и церковные традиции.
Это же составит программу занятий по христианской эстетике. Также можно предложить самим детям спеть и нарисовать что-нибудь, связанное с праздниками.
2-й урок отводится для занятий той или иной областью христианской культуры. Могут проводиться занятия по духовной, душевной и физической культуре.
3-й урок продолжение занятий по христианской этике, в том числе на основе личных примеров христианского благочестия и подвига. Возможно изучение житий некоторых особо чтимых святых (в связи с их праздниками) и представления по их житиям .
Здесь же продолжается и обучение детей молитвенному правилу , в том числе ко дням памяти изучаемых святых, регулярное посещение богослужений и прислуживание на них.
3 группа. Уроки по 30 минут.
1-й урок начало изучения Ветхого Завета. Тут можно предложить детям прочитать некоторые книги Ветхого Завета, начиная с Исхода и исторических книг до пророков, акцентируя внимание на этической и исторической стороне повествования, и отвечая на вопросы. В связи с этим уместно будет и рассмотрение примеров из искусства и литературы на сюжеты Ветхого Завета, отдельный разбор различных жизненных ситуаций анализом с позиций ветхозаветной и христианской этики.
2-й урок продолжение изучения правила добра , особенно через христианскую культуру, в том числе научную, через введение в апологетику; начало изучения фактов церковной истории со времен апостольских; возможны и занятия по принципам физической культуры с соответствующими практическими усилиями и навыками.
3-й урок начинать прививать детям элементы общинной жизни на основе рассказов об общинах первых христиан, первых иноков и монахов и т.д.; другой акцент на этико-аскетических принципах личного благочестия, послушания, нестяжания и целомудрия, единства труда и молитвы, в том числе соответствующей церковному году; заучивание некоторых новых священных и молитвенных текстов наизусть (обязательно с пониманием того, что в них написано(; обновление молитвенного правила с вниманием к общей (групповой) молитве.
Факультативно можно чаще совершать паломничества, ходить в походы и ездить на экскурсии.
4 группа. Уроки по 35 минут.
1-й урок снова изучение Нового Завета и первый сознательный выбор веры как бы путешествие с послами св. кн. Владимира, т.е. начало личного самоопределения в вере.
Возможно краткое, еще не догматическое, а этико-эстетическое знакомство с другими религиями и христианскими вероисповеданиями (язычники, мусульмане, иудеи, индийская традиция, католики и протестанты) в их сравнении с Православием. Изучение Ветхого Завета, начиная с завета веры Авраама; знакомство с прологом книги Бытия (гл. 1–12) и продолжение изучения естественно-научной и исторической ветхо- и новозаветной апологетики.
2-й урок новая ступень в изучении и усвоении принципов правила добра , особенно христианской этики и эстетики. Развитие и укрепление духа помощи и поддержки, творчества и красоты, правды и добра, раскрытие служений на основе христианской (церковной) общинности. Начало личного самоопределения в жизни.
3-й урок актуализация личных примеров жизни святых и мучеников, в том числе осмысленное чтение и пение по-церковно-славянски, при желании чтение и написание стихов и сочинений на интересующие темы. Кроме того, желательно участие в синаксарных богослужениях (после изъяснения их главного смысла в основной части службы), прислуживание и т.д., более полное участие (самореализация) в жизни церкви.
Также очень желательно дополнительное участие в паломничествах, походах, в восстанавливании храмов, монастырей и т.д.
5 группа. Уроки по 40 минут. (Продолжает программу 4 группы).
1-й урок общение и проповедь по синоптическим евангелиям и Ветхому Завету, групповая и личная молитва.
2-й урок занятие христианской философией и апологетикой; христианская этика.
3-й урок изучение богослужений (особенно синаксарных), участие в молитве, особенно личной; христианская этика и, особенно, эстетика.
Продолжают программу 4 группы на 2-м этаже самоопределения в христианской вере и жизни с тенденцией к окончательным обобщениям и выводам

Список литературы и пособий для преподавателей.
1. Закон Божий, 1–5 тт.
2. Куломзина С.С. магн. пленка и Наша Церковь и наши дети .
3. Бог жив, Правосл. катехизис.
4. о. А.Шмеман. Исторический путь Православия .
5. о. А.Шмеман. Великий пост .
6. о. А.Мень. Сын человеческий , 3–4 изд.
7. о. А.Шмеман. Таинство и Православие .
8. о. А.Мень. Таинство, слово и образ .
9. епис. Александр Семенов-Тянь-Шанский. Православный катехизис .
10. Как мы веруем . Павел Финляндский, архиеп.
11. А.Ветелев, 2 т. уч-ка для IV кл. с. 30 МДА по нравств. богословию.
12. Несмелов выдержки.
13. Г.Федотов. Святые древней Руси .
14. С.Булгаков. Православие .
15. 1000 лет.
16. Христос и Его Церковь . Листки для детского чтения.
17. Супербук видеокассета, диафильмы.
18. Рачинский.
19. Пирогов.
20. Жития святых для детей . ( Семья ).
21. Д.С.Лихачев. Земля родная .
22. С.Л.Корчикова. Пособие по Ветхому Завету .
23. Комментарии к Евангелию С.С.Аверинцева; (МЕВ), о. Игнатия Крекшина из ж-ла В мире книг .
24. В.Зеньковский. На пороге зрелости. П.; Пробл. воспит. в свете хр. антропологии, п. 34.
25. С.Четвериков. П.Путь, 1932, ¦ 34. О трудностях религиозной жизни в детстве и юности.
26. Трезвон .
27. Еп. Михаил (Грибановский). Письма.
28. С.Фудель. Путь отцов, 1–2 тт.
29. Александров П. Полезные детские ремесла. СПБ, 1905.
30. С.Акбройт. Пропедевтика всех выдающихся ремесел, как нео??? элемент воспитания в начальной школе. Одесса, 1902.
Список литературы и пособий для детей.
1. Аксаков. Детские годы Багрова-внука.
2. Андерсен. Сказки.
3. Бианки. Рассказы.
4. Биссет. Все кувырком.
5. Бичер-Стоу. Хижина дяди Тома.
6. Ж.Верн. Все основные книги.
7. Гарин-Михайловский. Детство Темы.
8. Д.Дефо. Робинзон Крузо.
9. Зальтен. Бемби.
10. Ершов. Конек-Горбунок.
11. Киплинг. Маугли.
12. Корчак. Король Матиуш Первый.
13. Лагерлеф. Легенда о Христе и др.
14. Лесков. Скоморох.
15. Льюис. Сказки.
16. Лонгфелло. Песнь о Гайавате.
17. Мэллори. Смерть короля Артура.
18. Сенкевич. Камо грядеши.
19. Сент-Экзюпери. Маленький принц.
20. Сергеев. Рублев.
21. Толстой А.К. Иоанн Дамаскин , стихи.
22. Толкиен. Хоббит.
23. Честертон. Рассказы о патере Брауне.
24. Скотт. Айвенго.
25. Толстой Л. Смерть Ивана Ильича , Детство. Отрочество. Юность.
26. Ушинский. Рассказы.
27. Шекспир. Макбет.
28. Экхольм. Тутта Карлсон .
29. Т.Янсен. Мумми Троль и комета и др.
30. Фудель. Повесть временных лет.
31. Карамзин. История государства Российского.
Общие принципы христианской педагогики (в воскресных школах)
1. Не забывать, что и родители, и учителя дети Божии и ученики Христа.
2. Подходить к детям на их уровне, давать весь материал, но по силам, видеть свой предмет и ученика, а не тащить его куда-то.
3. Нужна простота подхода к ребенку и любовь к нему такому, каков есть. Христианский учитель тот, чье сердце горит и кто жизнь свою может положить за учеников своих.
4. Освободить детей от привычки рассуждать о том, чего они не знают.
5. Не учить тому, что потом надо будет совсем отринуть. Говорить только правду.
5. Творческий акт ребенка надо сделать своим. Уча других, учись сам.
6. Ощущать работу с детьми более как духовное служение, исполнение призвания, радость и духовная жизнь.
7. Искать те темы и методы, которые интересны детям. Добиваться реального осуществления веры в жизни.
8. Приводя случаи из жизни и из литературы, избегать морализации, слащавости.
9. Учитель всегда пример любви к Богу и ближнему и благочестия.
10. Где нет рамок, нет и ответственности.
11. Не давать домашних заданий, кроме тех, которые дети хотят выполнить сами.
12. От Нового Завета идти к Ветхому, а потом от Ветхого к Новому.
13. Без крайней нужды ни за что не брать плату.
14. Хорошо иметь свой огород и площадку для игр.
15. Простота в одежде.
16. Уважение старшим и родителям, помощь младшим и слабым.
17. Ежедневный труд. Никогда ни в чем не лениться.
18. Страх Божий страх перед возможностью совершить грех. Учиться благоговению.
19. Благословение на всякое серьезное дело.
20. Все, кроме игры, делается серьезно.
21. Наказание символическое, с объяснением за что и почему.
22. Прислушиваться к согласному мнению ребят.
23. Наблюдать и уметь ценить красоту и правильность в природе, жизни и человеке. Ценить знания хворост костра жизни .
24. Развивать чувство сострадания и сорадования.
25. Все должны понимать смысл своих поступков. Надо учить детей думать.
26. Всегда надо быть бережливым к продуктам.
27. Стараться восстановить и возродить разрушенное и утерянное, вернуться к истокам к вере.
28. Никогда не становиться законниками и требоисправителями.
29. Не стремиться обо всем и обо всех судить по себе, не стремиться к унификации.
30. Без особой нужды не соединять все возрасты механически.
31. Никогда и никого не крестить и не причащать без подготовки в вере и жизни или насильно.
32. Каждый настоящий учитель личность, имеющая право на свой подход. Почти все зависит от личности преподавателя.
33. Искать нужное рядом и везде нести евангельский свет. Воскресная школа еще не все в Церкви, но она должна быть открыта к жизни, вне зависимости от национальности, к верующим или неправедникам.
Содержание
1. Церковь и дети. Воскресная школа
2. Некоторые вопросы организации воскресных школ
3. Основные направления духовного научения (катехизации) детей
4. Рекомендуемый распорядок учебного дня
5. Общая программа воскресных школ для каждой возрастной группы
Приложения
Список литературы и пособий для преподавателей
Список литературы и пособий для детей
Общие принципы христианской педагогики
Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *