Православные монахи отшельники

Отшельник

Статьи » Истории из жизни

30 июля 2007, 8:00

Сергей вышел в тамбур и закурил. Мимо проносились пейзажи, завораживающие и пугающие одновременно. Создавалось впечатление, что поезд идет не по российской земле, а по просторам Марса – нетронутая целина без начала и конца, кроваво-красное заходящее солнце на горизонте, ни единой живой души или постройки…
Ароматный дым дорогой сигареты (а от сигарет тоже придется отказаться) смешивался с запахом мазута и железа. Сергей смотрел в грязное окно и под мерный перестук вагонных колес вспоминал свое прошлое, всю свою жизнь до вчерашнего, переломного дня. Вчера он решился на то, на что не решился бы ни один из его знакомых, о чем никто из этих уверенных в себе, «успешных», приросших к кожаным сиденьям дорогих авто людей и людишек даже не подумал бы. Вчера он «забил»…
А позавчера решил «забить». Это емкое определение вместило в себя многолетнюю усталость, нечеловеческое напряжение бессонных ночей и постоянную, непроходящую головную боль от того, что нужно «думать», «решать», «разруливать»… Не хочется думать, а именно «нужно»! Чтобы расширять «владения», чтобы не утратить того, что имеешь, чтобы не сказать того, что на уме, чтобы не попасть «под раздачу» на очередной стрелке, чтобы не показаться слабым тем, кто наверх двигает…
А что там – наверху? Ради чего карабкался все эти годы, переступая через себя и через людей, выгрызая это самое «место под солнцем»?
К своим 26 годам Сергей К. добился того, что многим гражданам кажется пределом мечтаний. Он имел огромную квартиру в центре города, чуть поменьше (незасвеченную) – на окраине, дачу, пригодную для жизни и в зимнее время, с супердорогим ремонтом и искусственным водоемом на территории. По «делам» Сергей передвигался на роскошном Мерседесе, а на «природу» выезжал на джипе. И все это принадлежало ему – незакончившему даже средней школы вечному троечнику. Тому, кто не испытывал желания учиться чему-либо лет с 12-ти.
Он стремился к такой жизни, и он ее добился. С детства дружил не с одногодками, а с ребятами постарше, посильнее и похулиганистее. Тянулся к таким, как школьник-заучка к докторам наук. Чувствовал, что сила да хитрость в жизни помогают больше, чем математика и посещение театров. Поэтому был перед старшими своими товарищами показательно жесток и циничен – мог избить старшеклассника (выбирал послабее – ну так на то она и хитрость!) на глазах у учителей, не боялся устраивать «показательные выступления» перед изумленными одноклассниками.
Его заметили. Стали приглашать в компании. За гаражами сидел на заборе, слушал завороженно рассказы про ограбления дерзкие да убийства жестокие, про жизнь развеселую блатную… Однажды его взяли в «дело». «Дело» провалилось, один из участников получил милицейскую пулю в живот, двое других уехали шить рабочие рукавицы и фуфайки на несколько лет, а Сергей отделался условным сроком. Во время следствия вел себя «достойно», вины его в провале «дела» не было, поэтому репутацию свою укрепил и по лестнице, наверх ведущей, еще один шажок сделал…
В 18 лет уже на машине хорошей ездил, с людьми серьезными на «ты» общался. Под крылом одного из киевских авторитетов большими делами занимался и команду своих бойцов имел. После грандиозного празднования в гостинице «Салют» 25-го Дня рождения Сергей понял, что до «вершины» осталось еще чуть-чуть. Еще один лестничный пролет пробежать – и ты на крыше мира…
А потом увидел смерть рядом. Смерть выскочила из припаркованного рядом с его парадным «Москвича» и выдала очередь свинца в лобовое стекло. Все, кто был с ним в тот вечер в машине, погибли – двое его хороших знакомых и случайная девушка. У Сергея – ни царапины. Вывалился из хрипящей, пузырящейся кровью машины и пополз до парадного на коленях.
…И пришли сны. Он умирал в них каждую ночь. Днем – уверенный в себе, «фартовый» (после покушения – «прилипло»), а ночью – бьющийся в истерике, просыпающийся в холодном поту слабый человек. Никогда книг не читал, а тут прорвало. Сначала все подряд, потом – классиков. Стеснялся своего нового увлечения, но без книги уже не мог по вечерам. Потом появилась Библия. Иногда непонятная, иногда вдруг пугающая каким-нибудь откровением – да это же про меня!
Сергей ощущал, что живет двойной жизнью – в мире, где он был «серьезным человеком», слабости не приветствовались. Слабого могли оттолкнуть сзади бегущие, карабкающиеся к «вершине», более наглые да проворные. А Сергея начала тяготить эта жизнь. Если б можно было «отойти», безболезненно оставить то, чем занимался (денег до конца жизни хватило бы) – оставил бы, не раздумывая. Да вот только не получилось бы безболезненно. Он знал, что будет тогда – потеря «веса», «авторитета», как следствие, потеря страха перед ним тех, кто затаил «кое-что». А затаивших немало…
Но смотрел на себя в зеркало и понимал – надо что-то делать. Вокруг глаз – постоянные, непроходящие черные круги от бессонных ночей. В волосах серебристые нити заметил – даже и не понял сначала, что седина. И это в неполные 26 лет!
И позавчера решил «забить». Не обдумывал ничего особо, не планировал, как и что… Просто уехал. С собой взял денег на проезд, спичек пару блоков, нож, топорик, теплую одежду, в общем, как бы в поход собрался – веревку, леску, крючки рыболовные… Ни слова никому не сказал. Вечером со всеми попрощался — «до завтра», а ночью – на вокзал. Куда глаза глядят – сам с собою…
…В первую неделю своей отшельнической жизни в лесу Сергей думал, что не выдержит. Ему было очень тяжело. До одури трудно в психологическом плане. До черных точек в глазах, до белых пятен… Он прислушивался к непонятным звукам днем и вздрагивал от шорохов ночью. Чертыхаясь, строил себе убежище из еловых ветвей. Через три дня, промокший до нитки от случившегося дождя, переделывал. Доел последнюю банку тушенки и сделал лук – охотиться. Благо, в детстве таких луков да рогаток во множестве намастерил…
В мозгу сидело – «это все несерьезно, я не вытяну, ну – неделю, ну – две, а потом – на поезд и домой». Под теплый душ, в ресторан. К людям. Сам лес, казалось, непонимающе смотрел на человека, бросившего вызов себе и природе. Он был здесь чужаком, как инфекция, залетевшая в организм и убитая в считанные минуты иммунитетом. Но Сергей был очень серьезной инфекцией, и уничтожить, выжить его из леса-организма было непросто. Более того, чем сильнее были обстоятельства, давящие на его волю, сгибающие его, заставляющие покориться, сдаться, тем сильнее хотел он продержаться подольше.
Было одно обстоятельство, дающее сил и уверенности в правильности его алогичного, необъяснимого поступка. Снов больше не было. Ни хороших, ни плохих. Никаких… Пришла осень, и Сергей посвящал все дни сооружению нового убежища. Работал топором, напевая детские песенки, не стесняясь глуповатой улыбочки и перепачканного лица. Впервые за многие годы он имел возможность быть самим собой…
…Сергей приехал в Киев спустя два с половиной года. Он очень изменился, даже близкие друзья не могли поначалу узнать его в этом заросшем «геологе» с рабоче-крестьянскими руками и дубленой кожей. И только взгляд, еще более жесткий, еще более хлесткий, уверенный, выдавал в этом человеке Сергея – прежнего. Это был взгляд человека, который к своим 29 годам видел и испытал такое, чего не многим пришлось испытать и увидеть за всю жизнь. Взгляд человека, понявшего что-то очень важное, без чего все деньги мира – не более чем просто фантики, а такие понятия, как «власть» и «авторитет» — игрушки, тешащие самолюбие, в руках неумных, развращенных 50-летних детей…
…Постепенно жизнь города засосала Сергея. Известие о том, что он, давно похороненный знакомыми, вернулся после более чем двухгодичного добровольного отшельничества в лесу, сделала его не просто известной личностью, но и подняла его авторитет в известных кругах до небывалых высот. Он поднялся-таки на самую последнюю ступень лестницы, по которой бежал всю жизнь…
В 1999 году Сергей был застрелен в своей квартире в Братиславе. Я думаю, что последним, что он видел перед смертью, было не дуло пистолета киллера, а голубое-голубое небо и ели, склонившиеся над его головой, подарившие свободу и шанс, который он так и не использовал…

Вы будете первой! Анатолий Шарий
30 июля 2007, 8:00 | 34392 просмотра

Показать код для вставки Разместить анонс в ЖЖ Версия для печати

Ещё статьи на эту тему:

Единый профиль МедиаФорт Войти без регистрации через почту:

mail.ru Яндекс GMail
Или социальную сеть:

Опрос:

  • Чашка кофе.
  • Поцелуй.
  • Обнимашки с ребенком.
  • Лучшее начало дня — полдень, вот тогда оно лучшее.

Разделы библиотеки
Подписывайтесь на страницу myJane в любимой социальной сети, чтобы не пропустить ничего интересного! myJane ВКонтакте myJane в Одноклассниках myJane в Facebook Также у нас есть страница в Живом Журнале

Как стать отшельником

В этой статье:Шаг 1 из 3: определите, что больше всего подойдет для васготовимся к отшельничествуотказываемся от благ и терпим лишения

Если вы читаете эту статью, то, вероятно, вы устали от мирской жизни и жаждете уединения в тихой обители, чтобы молиться, поститься, слушать… и все такое. В любом случае — это ваш выбор. Но готовы ли вы к уединенной жизни? Готовы ли вы оторваться от общества? Готовы? Тогда читайте эту статью и вы узнаете, как стать отшельником.

Шаги

Метод 1 Шаг 1 из 3: определите, что больше всего подойдет для вас

  1. 1 Подумайте, почему вы хотите стать отшельником. Чего вы хотите избежать, чего хотите добиться? Если у вас нет цели, то отшельничество — это не серьезно, это пройдет. Так чего же вы хотите? Продемонстрировать таким образом протест? Избежать общества каких-то людей? Отдохнуть от суеты современной жизни? Или вас тянет к уединению по религиозным мотивам? Зачем вы хотите стать отшельником, а?
    • Вы не хотите быть с людьми или вас просто привлекает простота такой уединенной жизни? Вернетесь ли вы в город через месяц или будете до конца жизни жить уединенно? Что же для вас отшельничество — симптом, проблема или… решение?
  2. 2 Подумайте, насколько именно уединенно вы хотите жить. Запереться в доме и не выходить на улицу — это не значит “быть отшельником”. У многих отшельников остается немало каналов связи с окружающим миром, кто-то даже живет с другим человеком. Более половины отшельников наших дней и вовсе живут в городах. Но все же, каким именно отшельником хотели бы быть вы?
    • В наши дни сложно быть полностью независимым от цивилизации. Вы точно хотите сами построить себе дом, сами выращивать себе еду и самостоятельно вырыть себе колодец? Или вы с большей охотой останетесь дома и закажете на дом чего-нибудь поесть? В принципе, что то — отшельничество, что другое…
  3. 3 Отшельничество в домашних условиях. Отшельнику подойдет что-то укромное, небольшое и скромное, желательно — что-нибудь сельское, деревенское. Впрочем, даже в центре самого оживленного мегаполиса можно поотшельничать — если окна звукоизолирующие.
    • В плане интерьера отшельники, как правило, предпочитают умеренность и простоту. У кого-то есть кабельное телевидение и интернет, кто-то проводит время в молитвах, работе в саду и, соответственно, живет в отрыве от суеты большого мира. Если вы жаждете уединения ради того, чтобы оградить себя от зла — есть смысл задуматься, нужно ли вам много вещей.
  4. 4 Подумайте о том, как вы уйдете в свое отшельничество. Скажем, в один прекрасный день вы проснетесь и просто уйдете? Или, например, в течение определенного времени вы будете все больше и больше выпадать из ритма «крысиной гонки» современности? Выбор за вами. Но подумайте и о том, как вы всех поставите в известность.
    • Не огорчит ли ваше решение семью? Огорчит, будьте уверены. Шутка ли, у вас будет все не так, как у людей! Что же люди скажут?! Впрочем, стоит обратиться к голосу разума, подумать над аргументацией и, возможно, вашу точку зрения примут. В конце концов, вы ведь можете даже продолжать общаться с семьей! Ваше отшельничество вовсе не значит, что вы их больше никогда не увидите.
  5. 5 Проверьтесь у психиатра, на всякий случай. Если вы не хотите поддерживать контакты с людьми в принципе, у вас, возможно, развилось какое-то психическое отклонение. Не стоит исключать такой вероятности, уж поверьте.
    • Просто ради того, чтобы успокоить друзей и семью, зайдите к врачу. Пусть они знают, что вы решили стать отшельником вовсе не из-за проблем с головой.

Часть 2 готовимся к отшельничеству

  1. 1 Держите деньги наготове. Если только вы не работаете из дома и ваша работа не идет вразрез с вашим новым образом жизни, вы окажетесь без источника дохода. Соответственно, вам нужны будут деньги. Конечно, не так много, как раньше, но все же. И что делать?
    • Отшельник — такой же налогоплательщик в глазах государства, как и все прочие. К тому же, вам нужна еда, вода, электричество (не факт, но все же) и так далее. Конечно, можно растить огород, уповая на землю и дождь, но это будет тот еще опыт!
  2. 2 Запаситесь тем, что вам понадобится. Это поможет вам уменьшить контакты с обществом, сведя их к минимуму. Запасы закончились? Тогда можно будет съездить в магазин за месячным запасом нужных продуктов. Можно даже заказать доставку на дом, да только нужно ли вам это?
    • Подумайте о том, чтобы вы взяли с собой, если бы ехали на месяц в отпуск в страну третьего мира? Бритвы? Шампунь? Книги? Батарейки? Суть в том, чтобы сделать столько запасов, чтобы как можно дольше не идти за покупками.
  3. 3 Отключитесь. Да, пора. Деактивируйте свою учетную запись в Facebook, попрощайтесь со всеми в Twitter, выключите телефон, сломайте ноутбук. Теперь вас больше ничто не держит в сети. Поздравляем!
    • Ладно, про телефон мы погорячились, он вам еще пригодится. Да, в общем-то, и Интернет тоже. И ТВ. Впрочем, вряд ли вы достигните вершин духовного просветления в отшельничестве, если останетесь в сети. Так что сами смотрите, что для вас важнее.
  4. 4 Пусть вас окружает устойчивая среда. Вы теперь — сами по себе (преимущественно), поэтому все должно быть как можно автономнее. Разбейте сад! Постройте сарай! Купите мотоцикл! Запаситесь лампадами!
    • Опять же — решать вам. Чем устойчивее среда, тем глубже вы сможете погрузиться в отшельничество. Годы пролетят, а вы даже и не заметите. Так что же вам нужно, чтобы прожить жизнь так, как вы того хотите?
  5. 5 Научитесь чему-нибудь. Вполне вероятно, что вас начнет грызть скука. Но разве это дело? Нет! Берите-ка кисть и краски и начинайте рисовать. И плевать, что кисть вы сделали из ветки и собственных волос! Или, скажем, начните учить иностранный язык. Или займитесь ботаникой. Научитесь шить. Список можно продолжать и продолжать.
    • Если все это вам не подходит, научитесь тому, что сделает вашу жизнь в отшельничестве проще. Шитье, готовка, садоводство, стирка, ремонт, уничтожение пауков… Жить отшельником проще, когда вас не напрягает независимость.
  6. 6 Будьте в мире с собой. Почему? Да потому, что больше рядом все равно никого не будет. В противном же случае вас ждет общество неприятного вам человека, который постоянно рядом. Это ведь может и с ума свести! Как избежать этого? Быть в мире с самим собой.
    • Для большинства, отшельничество — это не 3 месяца на даче. Это серьезный и обстоятельный жизненный выбор, который зачастую делают уже на второй половине жизненного пути. Впрочем, можно стать отшельником когда угодно. Но все же, обязательно полюбите и примите себя перед тем, как делать такой важный шаг.
  7. 7 Заведите помощника. Порой, даже отшельники сталкиваются с ситуациями, которые не могут решить самостоятельно. Сами подумайте, если вы вдруг сломаете ногу — что будете делать, если никто не сможет прийти вам на помощь? Помощник в данном случае — это не нарушение уединенности отшельничества, это здравый смысл. Не обрывайте связи с внешним миром полностью — они вам еще понадобятся.
    • Не обязательно, чтобы у вас был помощник, спору нет. Главное, чтобы помощь могла прийти к вам. Для этого будет достаточно иметь дома телефон. Заметьте, иметь — не пользоваться. Вряд ли это пойдет вразрез с вашими принципами. Любой телефон, лишь бы работал. Это может спасти вашу жизнь.

Часть 3 отказываемся от благ и терпим лишения

  1. 1 Проводите время с пользой. Теперь вы не работаете, не пишете отчеты об отчетах на отчеты и не переживаете о том, как выглядит ваша прическа. На что вы потратите освободившееся время? Возможно, что вы, как и большинство отшельников, выберете молитвы и медитации, а также наслаждение простыми жизненными радостями.
    • Возможно, у вас теперь будет даже больше времени, чем вы думали. Вы будете просыпаться тогда, когда захотите и спать тогда, когда захотите. Вы войдете в свой собственный биоритм, вы найдете то, что хорошо для вас. Теперь у вас нет смысла выжимать из себя все на полную мощность, так что наслаждайтесь!
    • Теперь у вас есть достаточно времени для того, чтобы чему-нибудь научиться. О чем вы мечтали с детства? Печь хлеб? Выращивать розы? Все в ваших руках!
  2. 2 Одевайтесь просто. Вас будет сложно назвать отшельником, если вы будете ежедневно надевать что-то новое и модное. Да, технически — вы отшельник. Но по факту — просто позер. Суть отшельничества в том, чтобы жить скромно, отказавшись от излишеств и роскоши. Конечно, вовсе не обязательно самому шить себе одежду — достаточно лишь ограничиться чем-то простым и непритязательным.
    • Непритязательность в одежде — это один из признаков того, что вы сумели справиться с влиянием современной жизни, отравляющей души и сердца. Да, если носить одно и тоже постоянно, то вещи рано или поздно износятся в хлам. Что ж, отличный повод научиться шить — вам так не кажется?
  3. 3 Берегитесь полного одиночества. Когда вы в последний раз прожили день, не видя других людей вообще? Да, мир отстой, люди — уроды, человечество обречено и все такое. Но все же не стоит перегибать палку с одиночеством. Да и сможете ли вы с ним справиться?
    • Многие отшельники все же поддерживают социальные связи с единомышленниками. Вы тоже можете завести себе таких друзей! Правда, подружиться с отшельниками не так уж легко, но все же.
    • Другая сторона медали: половое воздержание. Вы готовы к этому? Точно?
  4. 4 Общайтесь с другими отшельниками. Звучит смешно, да? А у них есть целая новостная рассылка. Всем нам нужны те, кто нас понимает. От вас вовсе не требуется лично общаться с другими отшельниками. Просто знайте, что чтение памфлета — другого вам не повредит.
    • К тому же, даже если вы будете общаться с двумя-тремя людьми, это вовсе не будет значить, что вы уже не отшельник. Люди — это то, без чего жизни не бывает. По-крайней мере, в наши дни.
  5. 5 Помните о том, что вас могут начать считать за чудака. Если местная ребятня начнет глазеть на вас с суеверным ужасом, а на деревьях рядом с вашим домом начнут оставаться подарки или даже подношения — будьте уверены, молва о вас пошла далеко. Это, конечно, не помешает вам жить отшельником. Это лишь осложнит ваше возвращение обратно, в мир желтого дьявола. Готовы к такому?
    • Если вы захотите устроиться на работу или завести новых друзей, репутация отшельника вряд ли сыграет вам на руку. Отшельники в наши дни — дикость, редкость, объект искреннего недоумения, практически безумцы. Как говорится, “уйдя из дома раз, обратно не вернешься”. Так ли это? Кто знает…

Советы

  • Быть отшельником — не значит сидеть дома и никуда не выходить. Вы же отшельник, а не покойник! Отшельники в наши дни проводят немало времени вне дома. Солнце видеть, знаете ли, полезно. Как, впрочем, и людей. Иногда.
  • Будьте готовы объяснить людям причины, подвигшие вас на отшельничество. И чем спокойнее и убедительнее вы будете, тем скорее от вас отстанут.

Предупреждения

  • Люди, возможно, будут волноваться. Будьте спокойны и убедительны.
  • Ради всего святого, не носитесь с отшельничеством как с писаной торбой!

Информация о статье

Категории: Дом и сад

На других языках:

English: Be a Hermit, Deutsch: Einsiedler werden, Português: Ser Um Eremita, Español: vivir como ermitaño, Italiano: Essere un Eremita, Français: être un ermite, 中文: 做一位隐士, Bahasa Indonesia: Menjadi Seorang Pertapa, Nederlands: Kluizenaar worden

  • Править
  • Написать благодарственное письмо авторам

Антипины (отшельники)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. .

Виктор Гранитович Антипин
Имя при рождении Виктор Гранитович Марцинкевич
Дата рождения 1950
Место рождения
  • Смоленск, РСФСР, СССР
Дата смерти 27 марта 2004
Место смерти Тайшетский район, район реки Бирюса
Страна
  • СССР
  • Россия
Анна Артемьевна Антипина
Имя при рождении Анна Артемьевна Третьякова
Дата рождения 1966
Место рождения Коротково, Казачинско-Ленский район, Иркутская область
Дата смерти жива
Место смерти жива
Страна
  • СССР
  • Россия

Антипины — семья отшельников, с 1982 по 2002 годы проживших в глухой тайге в Иркутской области. Инициатором отшельничества был Виктор Антипин (Марцинкевич), бывший геолог, который уговорил свою пятнадцатилетнюю падчерицу Анну Антипину (Третьякову) уйти из цивилизации. Они прошли сотни километров, у них родилось шестеро детей, четверо из которых выжили. В конце концов жена Виктора Анна с детьми вышли к людям, а оставшийся в одиночестве Виктор умер через год от голода.

Концепция Антипина о жизни человека в дикой природе

Виктор Марцинкевич с детства мечтал о возвращении человека в естественную среду обитания, что он назвал «эковозвратом». Он считал, что человек должен вернуться в дикую природу и жить в согласии с ней. А создавая и совершенствуя свою цивилизацию, человек губит и самого себя. Всю жизнь он мечтал основать «школу естества», чтобы человечество научилось выживать в естественной среде.

Виктор считал, что для жилья нужно найти чистое и тихое место. Эталоном для него стала страна, которую он называл Факторией, которая однажды ему пригрезилась. В этой стране нет признаков цивилизации. И его дети, выросшие в таких условиях, не будут напичканы пороками общества, не будут пить, курить, материться. Он вывел три заповеди, по которым жила его семья и которые постоянно повторяла:

  1. Счастье жизни — в её простоте.
  2. Человек, стремись к естеству — будешь здоров.
  3. Болезнь — это сигнал к изменению образа жизни.

Виктор считал, что человек должен довольствоваться малым. И брать нужно то, что природа тебе даёт. Поэтому он не имел огнестрельного оружия, хоть и был хорошим охотником.

Виктор ещё до ухода в дикую природу знал таёжных отшельников Лыковых. Однако его не устраивали многие черты их жизненного уклада, в частности, их религиозность. «Вера мешает им жить, — не раз говорил он, — сковывает она их, несвободны они. Работать нужно, а не молиться», — говорил он.

Биография Виктора до создания семьи

Виктор Гранитович Марцинкевич родился в 1950 году в Смоленске. Родители его из интеллигентных семей, высокообразованные: отец — чиновник областного масштаба, а мать работала сотрудницей библиотеки научного института. Получил два высших образования в Горьком, владел знаниями по астрономии, физике, биологии. С детства он много читал, много думал и пришёл к выводу о необходимости человечества жить в дикой природе. С детства мечтал стать лесником или вообще таёжником, хотя он слова «таёжник» не знал. Более того — он никогда не имел паспорта, так как считал его «унизительной меткой цивилизации».

После учёбы отправился из Смоленска в Сибирь. На Киренгу с Лены пришёл тайгой. Он решил объехать всю Сибирь, чтобы изучить её природу и убедиться в её первозданности. Он решил стать отшельником, чтобы уйти от болезней, преступности и других пороков и жить, по его словам, «на тёплой земле».

Биография Анны до создания семьи

Анна Артемьевна Третьякова родилась в 1966 году в селе Коротково в Казачинско-Ленском районе Иркутской области. Родители её работали в леспромхозе, отец был охотником и рыболовом и часто брал Анну с собой. Анна закончила школу-восьмилетку в деревне Ермаки, затем её родители стали путешествовать по разным районам страны: Брянской области, Красноярскому краю, другим районам. Там нередко жили в лесу, добывали живицу, охотились.

С восьми лет Анна охотилась на Подкаменной Тунгуске. Уже тогда она умела стрелять из любого ружья, а отец научил её делать петли и силки для мелких животных. Тайга для неё с детства была привычным делом, смыслом жизни. Это стало её основной предпосылкой к жизни вдали от цивилизации.

Семья

В 1982 году Анна переехала со своими родителями на свою малую родину. В том же году Виктор с тайги через Лену явился в деревню Коротково и попросился переночевать в доме матери Анны. Он познакомился с матерью Анны, и для Анны стал отчимом. Позже он полюбил Анну, чувство было ответным. Он рассказывал Анне сказки о стране Фактории, которая ему пригрезилась. В этой стране нет признаков цивилизации, а люди в ней живут по законам природы. И Анна была не против жизни в дикой природе. Через некоторое время она от него забеременела, и тогда Виктор предложил ей уйти вдвоём в лес. Они поняли, что могут вдвоём найти себе счастье. Своё западное происхождение Виктор скрывал как мог, и поэтому он взял себе фамилию матери гражданской жены — Антипин. По его мнению, такая фамилия лучше подходила для него как для матёрого таёжника. «Анти» — «против», утверждал он. Против цивилизации.

В 1983 году Виктор и Анна отправились вглубь Эвенкийской тайги, за 200 км от ближайших населённых пунктов, и поселились в небольшой избушке. Там у них родился сын, назвали Северьяном, но он умер от простуды. Через год родился ещё один сын Ваня, который умер шестилетним, заболев клещевым энцефалитом. Может быть, его бы удалось спасти, но, во-первых, до ближайшей больницы было очень далеко, во-вторых, Виктор не отпускал Анну из леса под страхом смерти. Виктор сам говорил Анне, что в естественных условиях выживает сильнейший.

В феврале 1986 года у Виктора и Анны родилась дочь. Зима была сложной, выжить удалось благодаря поимке Виктором оленя из прошедшего мимо их дома стада. Сначала они хотели назвать дочь Ассолью, по Грину, но в честь оленя, который помог ей выжить, решили назвать её Оленьей.

После рождения Оленьи семья перебралась в более сытые, хоть и глухие районы — на реку Бирюсу. Там Виктору пришлось временно устроиться на работу в Химлесхоз заготавливать лес и смолу. Семье выделили участок в тайге и балок (временное жилище на полозьях). На участке они выращивали овощи, а в балке площадью восемь квадратных метров проживали. Но через год предприятие развалилось, и работа Виктора завершилась. Работников предприятия эвакуировали, но Виктор с семьёй отказался.

После этого в семье родились Витя, Миша и Алеся. Старшего сына Виктор решил назвать своим именем, а младшего — в честь медведя — хозяина тайги. Имя дочки Алеси Виктор трактовал так: «Алоэ — дитя леса».

Виктор, чтобы прокормить свою семью, был вынужден совершать выходы в ближайшую деревню за вещами. Приобретал продукты питания, одежду, обувь, газеты и прочее, а рассчитывался добытыми животными, изделиями из дерева, либо отрабатывал, например, заговаривал или готовил различные травы и сборы. С собой он приносил такие газеты, как Аргументы и факты и Комсомольскую правду. Его семья их регулярно перечитывала и поэтому знала, что творится на Большой земле. Самыми поражающими новостями стали распад Советского союза и теракт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Именно эти новости не позволили Анне отказаться от возвращения к людям и остаться с Виктором в тайге.

Дети, выросшие в глухой тайге, с детства умели охотиться и ловить рыбу. В 8 лет Оленья, Витя и Миша ходили по «кружкам», где стояли петли на звериных бродах. Основной пищей в семье были белки, ушканы (зайцы), птицы, летом — орехи, грибы, ягоды, а также овощи с огорода и всё, что Виктор приносил из деревни.

Одежду в семье мастерили сами. Анна сама шила и перешивала одежду. Она же учила детей грамоте, читать, писать, считать; сама читала книги, которые выменивал Виктор. Поэтому дети Анны и Виктора не были безграмотными. Оленья сама хорошо шьёт, вяжет, рисует, пишет песни и стихи. В её рукописном сборнике всё о природе и особенно тайге.

Ни часов, ни календарей, ни радио, ни тем более телевизора в тайге не было. Семья вела самодельный календарь, а рождение детей определяла по естественным природным ориентирам — восходу и заходу солнца, первой капели, перелёту птиц и опаданию листьев. Также отмечали праздники — дни рождения, Новый год. Специально к празднику берегли белую муку, из которой пекли калачи, вешали на ёлку, а в новогоднюю ночь торжественно съедали.

Со временем Виктор уже не мог прокормить семью, а Анна понимала, что ждёт её детей. Из-за этого в семье начались конфликты. Анна решила со своими детьми уйти из тайги к людям, но Виктор её не отпускал. Тогда Анна с Оленьей тайно решили обратиться за помощью к председателю Серебровского поселкового совета Василию Обухову. Он решил семью вывезти из леса. Виктор же отказался возвращаться к людям и остался в тайге.

Смерть Виктора

Виктора Антипина обнаружила мёртвым в своём вагончике старшая дочь Оленья. Умер Виктор Антипин 27 марта 2004 года. Причиной смерти стал голод. По другим же данным, Виктор Антипин за три недели до своей смерти простыл и слёг в своём жилище. Он ждал, что кто-нибудь придёт, но когда отчаялся, то написал свою предсмертную записку, в которой рассказал о своих предсмертных днях и завещал, чтобы его похоронили в тайге рядом с его жильём. Виктор Антипин был похоронен в тайге в районе реки Бирюса недалеко от его жилья, по его просьбе. По словам Анны Антипиной, она понимала, что муж не выживет в тайге один, но убедить его выйти к людям не смогла. Виктор даже искал спонсора, который снабдил бы его всем необходимым, чтобы уйти ещё дальше в тайгу, где не ступала нога человека.

Жизнь Анны и детей после возвращения в цивилизацию

В ноябре 2002 года Анне было тридцать шесть лет, а детям — Оленье, Вите, Мише и Алесе — соответственно шестнадцать, двенадцать, восемь лет и три года.

Анну с детьми поселили в посёлке Сереброво Тайшетского района. Там им выделили пустой деревянный дом с тремя комнатами. Анне было не на что жить: образования у неё не было, а даже с образованием устроиться на работу непросто. Впоследствии Анна стала жить на пособия, которые получала на своих детей. Иногда летом продавала собранные грибы, ягоды, орехи, травы. Сельчане им помогли материально — известью для побелки стен и картошкой. Телепередача «Что хочет женщина» послала им 15 000 рублей, на которые они выкупили дом.

Дети Анны, прожив длительное время в глухой тайге, ни разу не видели простейших бытовых приборов. Например, когда Витя услышал впервые шум работающего холодильника, он сильно испугался. Ещё он мечтал увидеть поезд. Оленья ни разу не видела других людей и даже не представляла, как они выглядят.

В первое время дети испытали настоящий информационный шок. Увидев в первый раз телевизор, смотрели его шесть часов подряд: новости, фильмы, рекламу. А встретившись со сверстниками, стали с ними крепко дружить. Оленья же, прожив 17 лет в тайге, неохотно с ними общается, так как они пьют и курят. Она даже сходила на дискотеку, но ей там не понравилось: везде запах табака и перегара и матерные выражения.

На дом к Антипиным стал приходить педагог, чтобы заниматься с детьми. Оленья за один год освоила программу 1-го и 2-го классов, но отказалась от различных наук: алгебры, физики, химии и др.

Анне Антипиной пришлось доказывать в суде своё материнство в отношении собственных детей. Основным свидетелем в деле была Оленья, которая вместе со своим отцом принимала у матери роды младших братьев и сестры — Вити, Миши и Алеси. На суде Анна отказалась от фамилии Антипина, в пользу своей девичьей фамилии Третьякова: чтобы получать длительное пособие, нужно быть матерью-одиночкой. Оленья же отказалась от своего имени и получила паспорт с новым именем — Алёна.

После получения документов все дети стали учиться в школе, хоть и с азов. С этого же времени у них появились первые друзья, которые стали оказывать им спонсорскую помощь — семья Алексея и Зои Морозовых.

Спустя некоторое время Анна повторно вышла замуж за местного жителя, Александра Нагорных. Она родила ему ещё двоих детей — дочерей Снежанну и Светлану.

Алёна Третьякова же отправилась в тайгу к своему отцу, но обнаружила его там мёртвым. Алёна похоронила отца и после этого вернулась в деревню, где стала жить своей жизнью: вышла замуж, работает уборщицей, так как устроиться на другую работу нет возможности. Несмотря на то, что в деревне Анне живётся лучше, чем в тайге со своим бывшим мужем, иногда Анну всё-таки тянет в тайгу, чего её новый муж не понимает. Можно сказать, что сейчас Анна Третьякова, в прошлом Антипина, живёт вполне благополучной и полноценной жизнью.

Виктор Антипин всегда надеялся на какую-либо помощь, в частности, на принятие сути его эксперимента над возвращением человека в естественную среду обитания, на спонсора, который мог бы им помочь дом построить. Поэтому он писал много писем в Москву, в том числе Иосифу Кобзону. Но ответа ни на одно письмо он так и не получил. Тем не менее, его не забыли. В середине 2000-х ему стали писать письма единомышленники по поводу его идей. Однако его детям приходится отвечать, что уже поздно, нет этого человека в живых.

Семья в 2014 году

Анна Третьякова работает сторожем в школе в посёлке Соляная. Сыновья Витя и Миша отслужили в армии, после чего уехали из деревни, так как нет работы. Витя работает в соседнем посёлке на пилораме, женился, есть ребёнок, хотя отношения его с матерью разладились. Миша работает водителем в Ангарске. Они занимаются охотой, рыбалкой, не пьют, не курят, однако образования у них нет. Алеся учится в Иркутском колледже экономики сервиса и туризма. Дочки Снежанна и Света от второго брака учатся в школе.

Оленья вышла замуж, родила дочку Таню. Её муж старше её почти на 10 лет, занимается охотой и рыбалкой, и завоевал её походами в тайгу. Интересно, что Оленья стала очень религиозной, читает Библию. После смерти её отца она стала ей помогать. Например, она в Библии вычитала, что мёртвые не видят нас нигде. Из-за большого количества домашних дел Оленья почти не ходит в лес. Сейчас она не тоскует по старой таёжной жизни, но раньше ей хотелось вернуться в тайгу. В её ближайшей перспективе — получить водительские права. Оленья доучилась в Тайшетском ДОСААФе и готовится сдать экзамены.

Анна Третьякова поняла, что тайга её научила многому — ловить рыбу, колоть дрова, да и характер у неё остался сильным: она не спилась, не опустилась, даже не против была бы вернуться в тайгу, однако с возрастом у неё уже нет сил жить в таких условиях.

См. также

  • Лыковы (отшельники)
  • Наумкин, Оджан Александрович

Примечания

  1. ↑ Таежная Лолита // 1tv.ru
  2. ↑ | News | 17 лет Антипин прятал жену и детей в глухой тайге>
  3. ↑ 1 2 | News | Таежная одиссея тайшетских отшельников> Архивировано 2 ноября 2014 года.
  4. ↑ 1 2 | News | Страна оленья>
  5. ↑ | News | Отшельники>
  6. ↑ http://www.kpb.bg/daily/23260/170471/ | News | Тайшетского отшельника похоронили в лесу>]
  7. ↑ Александр Витковский 17 лет таежных отшельников Архивировано 2 ноября 2014 года. // Парламентская газета, 21.11.2002
  8. ↑ | News | Лесные люди>
  9. ↑ | News | Отшельник не прижился в деревне> Архивировано 2 ноября 2014 года.
  10. ↑ 1 2 | News | Отшельники — Игра в прятки>
  11. ↑ Alesya Tretyakova
  12. ↑ | News | Сибирские отшельники Антипины: как сложилась их жизнь спустя 12 лет>

Первые отшельники египетской пустыни — о зарождении монашества

ЗАРОЖДЕНИЕ МОНАШЕСТВА

Первыми отшельниками в истории христианства были египтяне. Страна, тысячелетиями искавшая бессмертия, подарила миру монашество. Пустыня отвоевала себе девяносто пять процентов территории нынешнего Египта. Солнце высушило не только плодородные саванны с озёрами и реками. Под его лучами на протяжении веков исушались страсти и расцветали добродетели тех, кто желал совершенства. Воссияв из недр Африки, монашеская жизнь распространилась по всему миру — в Палестину и Ливан, на святую гору Афон и на просторы русского Севера.

Не удивительно поэтому, что стремление к уединенному подвижническому образу жизни возникло одновременно с христианством. Согласно преподобному Кассиану (IV-ый век) первыми монахами были ученики евангелиста Марка, который служил епископом г. Александрии (тогда столице Египта). Искатели подвижнического образа жизни удалялись в самые отдаленные от города места, где вели особый возвышенный образ жизни по правилам, составленным апостолом Марком. Иудейский историк Филон, современный апостолам житель Александрии, описывает жизнь некоторых Ферапевтов, удалившихся в предместья Александрии — именно такой, какой изображена преп. Кассианом жизнь первых александрийских монахов, и называет жилища их монастырями.
Есть сведения, что и в Сирии монашество появилось уже в апостольские времена. Преподобная Евдокия, жившая с 96 г. по Р.Х. в Сирийском городе Илиополе в царствование Траяна, обращена в христианство преп. Германом, настоятелем мужского монастыря, в котором жили 70 иноков. Сама она после принятия христианства поступила в монастырь, где жили 30 монахинь.
Несмотря на скудость документальных сведений, нет сомнения, что монашество возникло уже в апостольский век. Трудно допустить, чтобы в те времена большого духовного горения не было христиан, которые бы не последовали учению апостола Павла о девстве, изложенному в послании к Коринфянам (1 Кор. 7-я глава). Живым примером для таких девственников всегда были и будут Сам Господь Иисус Христос, Приснодева Мария, пророк Иоанн Креститель, возлюбленный ученик и девственник апостол Иоанн Богослов, апостол Павел, апостол Иаков, брат Господень и первый епископ Иерусалимский и многие другие.
Вот каким высоким примерам следовало монашество, вот откуда оно зародилось, где его духовный исток.
Так именно объясняет происхождение монашества преподобный авва Дорофей, который пишет: «Они (христиане) поняли, что, находясь в миру, они не могут удобно усовершенствоваться в добродетели и выбрали особенный образ жизни, особенный порядок провождения времени, особенный образ действия, — именно монашеское жительство, и начали уходить от людей и жить в пустынях. Подвизаясь в посте, в бдении, они спали на голой земле и переносили различные добровольные страдания, совершенно отрекались от отечества и сродников, от имений и приобретений. Одним словом, они распяли себя для «мира.»
В древних монашеских общинах главное внимание уделялось духовным занятиям: молитве, посту и созерцательным размышлениям о Боге и духовном мире. Но и физический труд считался необходимым для разнообразия в занятиях, поскольку давал средства к пропитанию и возможность благотворить бедным.
В начале 4-го столетия в Египте возникает стихийное стремление к монашеству. Ослабление строгости христианской жизни со вступлением в церковь таких язычников, которые и в христианстве продолжали заботиться только о мирском, побуждало наиболее усердных из христиан уходить из городов и селений в пустыни, чтобы там, вдали от мирских волнений, проводить жизнь в подвигах самоотречения, молитве и размышлениях о Боге.

Зарождалось же монашество одновременно в трёх разных очагах египетской пустыни.Отцом монахов называют преподобного Антония Великого. Преподобный Антоний Великий родился в середине 3-го столетия в Египте. Стремясь к совершенному уединению, он поселился в развалинах старой крепости на восточном берегу Нила. Двадцать лет он прожил здесь в совершенном уединении, подвизаясь в посте и молитве и подвергая себя различным лишениям.
Антоний Великий не был первым пустынножителем, не был и старшим. Но именно в его заветах и наставлениях монашество обрело определённые формы. При такой организации монашества несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника — аввы, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединённых под властью одного аввы, назывались лаврой (отсюда сохранившиеся до сих пор названия крупных православных монастырей — Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра и др.).

Св. Антоний на картине Сурбарана.

Святой родился в Египте в 250 году в богатой египетской семье. После смерти родителей он раздал имение нищим и затворился в гробнице, высеченной в скалах, где вёл жесточайшую борьбу с диаволом. Всем знаком живописный сюжет «Искушение святого Антония»: избитый и израненный полчищами бесов, святой ни в чём не уступил врагу. За его терпение и усердие Господь пообещал быть с ним везде и всегда — и был верен Своему слову.

Иероним Босх (ок. 1460 -1516) Искушение Святого Антония 1495-1500гг. , дерево, масло, 58 x 33см.
музей Прадо, Мадрид, Испания
Антоний не основывал монастырей и не мечтал о роли духовного наставника — аввы. Люди сами начали приходить к этому человеку, ушедшему жить в пустыню, чтобы проводить аскетическую и духовно-созерцательную жизнь. Видя его духовную мудрость, вокруг него собралось много учеников-пустынников и последователей.
Святитель Афанасий Великий (середина 4-го столетия), изображая жизнь учеников Антония Великого, говорит, что «пустыни были наполнены иноками, проводившими жизнь в пении псалмов, чтении, молитвах, посте и бдении. Это были люди, ищущие вечных благ, живущие в уединении и любви, трудящиеся своими руками не столько для себя, сколько для пропитания бедных. Пустыня стала как бы обширной страной, совершенно отрезанной от мира, в которой ее счастливые обитатели не имели другой цели, кроме той, чтобы духовно совершенствоваться и пребывать в общении с Богом. Они не знали ни ропота ни прекословия и старались лиш делать добро …»
В четвёртом веке гонения языческих императоров волнами накрывали Египет. Пустыня тогда приняла и укрыла многих христиан. Но когда другие спасались бегством, Антоний с учениками открыто явился в Александрию, чтобы укрепить мучеников и умереть за Христа. Однако Бог хранил святого — гонители будто не замечали его. В другой раз он приходил в столицу в 338 году, чтобы поддержать Александрийского архиепископа Афанасия Великого в борьбе с арианами. По свидетельству Афанасия, появившись в столице, одним своим исповеданием Православия преподобный Антоний обратил большее количество язычников, чем в иное время обращалось за год. Известно, что и сам Афанасий Великий подолгу жил в пустыне у преподобного, скрываясь от преследований и учась аскезе. Он и написал житие наставника. Антоний Великий скончался в 356 году ста пяти лет отроду.
Сам Господь являлся беседовать с преподобным, и даже побеждённый им диавол приходил жаловаться Антонию, что нигде ему нет места — везде теперь христиане, и даже пустыня, его исконное царство, наполнилась монахами. Ученики преподобного разнесли его наставления по всем концам Египта, и едва ли не каждый святой того времени начинал свой путь с благословения Антония.
Самому же авве однажды было откровение, что за горной грядой подвизается старец, превзошедший его в совершенстве. Этим святым старцем был Павел Фивейский. Одним из более известных ранних отшельников Египта был преп. Павел Фивейский, проживший с 23-х лет до 130 лет в Фиваидской пустыне. Встречу святых трогательно описывает «Житие Антония». Однако, как нередко бывает в этой жизни, за долгожданной встречей следует разлука — Господь открыл Антонию Павла перед самой кончиной последнего. Когда Антоний оплакивал почившего собрата и недоумевал, как ему похоронить Павла в жёсткой каменистой земле, из глубины пустыни пришли два льва и вырыли могилу своими лапами. С этими львами Павла, старейшего из пустынников, изображают на иконах. Ещё один спутник преподобного — ворон, семьдесят четыре года питавший его хлебом.

Диего Веласкес. Св. Антоний и Павел-Отшельник

На месте подвига Павла Фивейского выстроен монастырь. Прославленный монастырь святого Антония вблизи его пещерки также возник уже после смерти святого.

Египет. Пустыня Фиваида. Монастырь св. Антония Великого. Антоний Великий-основатель общежительного монашества. Первый монастырь в мире . Nastya

Монашеские подвиги такие же разные, как и люди. Антоний был отшельником, затворником, по необходимости вышедшим к людям. Таких, как он, зовут ещё красивым греческим словом «анахорет». Но миру более известна другая форма монашества — общежитие, киновия. Ещё при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделяли общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами.
Основателем общежительного (киновийного) монашества считается преподобный Пахомий Великий (286–346 гг.).

Коптская икона святого Пахомия, основателя первой киновии.

Рождённый язычниками, Пахомий с детства «не вписывался» в языческое благочестие; его присутствия не выносили жрецы, и родители переживали, что их ребёнок «не угоден богам». Крестился Пахомий после воинской службы и, горя новой верой, ушёл служить Господу в Фиваидскую пустыню.
Познакомившись с подвижнической жизнью в Фиваидской пустыне, Пахомий для дальнейших подвигов избрал уединенное место около реки Нил, известное под названием Тавенны. Здесь у преподобного Пахомия возникла мысль основать общежительное иночество. На одном из островов Нила он устроил монастырь, в котором желающие могли подвизаться и жить вместе. Он основал также и женский монастырь на противоположном берегу Нила, где поселилась его родная сестра.
Еще при жизни преподобного Пахомия основанное им общество монахов возросло до 7-ми тысяч, а через сто лет после него — до 50-ти тысяч.
Сперва он подвизался под началом старца Палемона, но за годы вокруг Пахомия выросло целое монашеское государство — 9 общежительных монастырей (первый из них был создан в 318 году). Трудно поверить, что здесь одновременно подвизалось до 15 тысяч монахов, и при этом среди них не было духовенства. Пахомий и себя счёл не достойным священного сана. Всё в обителях было устроено таким образом, что каждый инок был в подчинении у другого, но никто не имел полноты власти. Жизнью монахов здесь были молитва и труд, труд и молитва. Все монастыри подчинялись Пахомию, который был для братии и отцом, и матерью. Преподобный день и ночь трудился, работал более всех, никогда не позволял себе взять ни единой вещи без благословения ответственного брата; с благодарностью внимал наставлениям даже от младших. Таким образом братии прививались две главные добродетели, без которых нет монаха: послушание и нестяжательность. В борьбе с тщеславием преподобный не чуждался и крайних мер.
Так, выстроив красивую украшенную церковь в одном из монастырей, старец испытал огромную радость. Опасаясь, не является ли эта радость плодом суетного тщеславия, Пахомий приказал разрушить колонны и убрать все украшения.

Третьей колыбелью монашества стала обширная Нитрийская пустыня, расположенная южнее Александрии. Основателем иноческой жизни в Нитрии был преподобный Аммон, наставляемый Антонием Великим. Под его началом спасалось множество монашеских общин. Иноки жили отдельно и лишь по субботам и воскресеньям собирались в храм на службу — причаститься и послушать поучения старцев.

Монастырь св. Павла Фивейского. Nastya

Со временем желавшие уединения основали поселения пустыни Келлий (на запад от столицы) и стали обживать самую суровую пустыню Скита (южнее Нитрии). Знакомое нам слово «скит» — малочисленное монашеское поселение вдали от цивилизации — обязано происхождением коптскому селению Шихет, давшему впоследствии имя пустыне Скита.
К концу IV века число пустынножителей Скита достигало пяти тысяч. Они имели общую церковь, куда сходились в субботу и воскресенье. Интересно, что среди монахов не было священников. В то время христиане делились на мирян и клириков, и поначалу монашество считалось движением мирян. Потому в храме служило духовенство ближайшего города — Гелиополиса. Иноки кормились самостоятельно, их трудом было плетение рогож и корзин.

Отцом скитской жизни стал ученик и преемник преподобного Антония — Макарий Великий.

Макарий творил множество чудес, по его молитве Господь воскрешал мёртвых. Лицо его излучало такой свет, что в темноте светилось. О жизни его учеников красноречиво свидетельствует одна история. Однажды Макарию прислали свежую виноградную гроздь. Он отослал гостинец больному брату. Тот принял дар и очень обрадовался, но отправил сочные плоды другому брату, сделав вид, что не переносит пищу. Третий монах поступил так же, хотя и сам очень хотел попробовать виноград. Итак, очень многим инокам попадал он в руки. Последний, взяв дар, вновь послал его Макарию, желая порадовать наставника. Святой узнал гроздь и возблагодарил Бога за воздержание братии. Сам он так и не дотронулся до винограда.
В честь святого был основан монастырь Анба Макар — на месте церкви, построенной самим подвижником (она сохранилась до сих пор). Сегодня в этом монастыре почивают его нетленные мощи.

Монастырь Анба Макар Nastya

Преподобный Макарий Великий известен нам также под именем Макария Египетского. А вот преподобная Мария Египетская, удивительная святая, прошедшая путь от бездн греха к высотам святости, хоть и была родом из египетского города Александрии, но подвиг свой совершала в пустыне Палестины.
Так благодаря преподобным Антонию Великому, Пахомию Великому, Макарию и их ученикам Египет стал рассадником иночества на всем Ближнем востоке. «Нигде, по словам историка Евсевия, слава евангельского учения ни над кем не явила столько своей силы, как в Египте.» Видно недаром древний Египет глубоко задумывался над вопросами о бессмертии и вечности .
Молитва за мир теплилась в египетской пустыне даже в годы самых жестоких гонений. С середины XIX века в монастырях началось возрождение отеческих традиций. И хотя пустыня уже пронизана автомагистралями, а храмы IV века соседствуют с современными жилыми корпусами, дух монашества, дух любви ощутимо жив здесь и сегодня.
Святитель Василий Великий, совершивший путешествие по Египту и Палестине и ознакомившийся там с монашеской жизнью, распространил монашество в Каппадокии (в Малой Азии, ныне Турции) как мужское, так и женское. Устав, который он дал своим монахам, скоро распространился по Востоку и стал всеобщим. В 5-ом веке уже весь Восток был усеян монастырями. Из подвижников 5-го века замечательны Исидор Полусиот, Симеон Столпник, Евфимий, Савва Освященный и многие другие.
В 6-ом веке жили замечательные подвижники: Симеон Юродивый, принявший на себя подвиг юродства Христа ради и достигший полного бесстрастия, и Иоанн Лествичник, много лет подвизавшийся на горе Синайской и написавший сочинение, известное под названием «Лествица,» в котором изобразил степени духовного восхождения к нравственному совершенству; в 7-ом веке — Алипий Столпник, подвизавшийся на столпе более 50-ти лет. В конце 8-го и начале 9-го века представителем строгой монашеской жизни был известный защитник почитания икон — Феодор Студит. Из его монастыря, славившегося строгостью иноческой жизни, выходило много подвижников благочестия, например в 9-ом веке Николай, подвергавшийся истязаниям за почитание икон, Иоанникий, прославившийся даром прозрения, и другие

В монашеской среде возникла богатейшая духовная литература. Для большинства мирян она — «высшая математика.» Духовные состояния, описанные в ней, недоступны людям, живущим светской жизнью. Тем не менее кое-что в этой подвижнической литературе доступно всем, ищущим Бога. Русские люди любили читать такие книги, как»Добротолюбие,» в котором собраны (в 5-ти томах) наставления подвижников древности; «Лествицу» Иоанна, игумена Синайской горы; «Невидимую брань»преподобного Никодима Святогорца; «Душеполезные поучения» аввы Дорофея; наставления старцев Варсонофия и Иоанна.

с использованием материалов Екатерины Ткачевой с сайта http://otrok-ua.ru/ и фотографа Nastya с сайта http://holyland3-13november2008.blogspot.com/2008/11/blog-post_5050.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *